Тестовые задания для оценки развития силы. Оценка уровня развития силовых способностей
В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств - динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу. По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности. Ocнoвывaяcь нa peзyльтaтax этих тecтов, вы cyмeeтe oпpeдeлить cтeпeнь cвoeй физичecкoй пoдгoтoвлeннocти и составить самому или выбрать программу тренировок для накачивания мышц.
Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).
В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения.
Сорокин Ю. и Тэнно Г. определили оценки в силовых упражнениях следующим образом:
Упражнение Весовая Оценка максимального результата (кг) категория Удовлетв. Хорошо Отлично 1.Приседания до 56 кг 90 105 120 со штангой до 60 кг 100 115 130 на плечах до 67,5 кг 110 125 142,5 до 75 кг 122,5 137,5 155 до 82,5 кг 135,5 150 167,5 до 90 кг 147,5 162,5 180 свыше 90 кг 162,5 177,5 195 2.Становая до 56 кг 120 137,5 155 тяга со до 60 кг 132,5 150 170 штангой до 67,5 кг 145 165 187,5 до 75 кг 160 182,5 205 до 82,5 кг 177,5 200 222,5 до 90 кг 195 217,5 240 свыше 90 кг 215 227,5 260 3.Подъем до 56 кг 35 40 45 штанги на до 60 кг 40 45 50 бицепсы до 67,5 кг 45 50 55 до 75 кг 50 55 60 до 82,5 кг 55 60 67,5 до 90 кг 60 67,5 75 свыше 90 кг 67,5 75 82,5 4.Жим штанги до 56 кг 60 72,5 82,5 лежа до 60 кг 70 82,5 92,5 до 67,5 кг 80 92,5 102,5 до 75 кг 90 102,5 115 до 82,5 кг 100 115 127,5 до 90 кг 112,5 127,5 140 свыше 90 кг 125 140 155
Прочность цепи определяется самым слабым звеном. Подобно этому сила спортсмена, развитого неравномерно, будет зависеть от его самых слабых мест. Соотношение силы разных мышечных групп, выведены из практики, несомненно, помогут вам узнать свои слабые места и более рационально растпределять свои усилия на тренировках. Сорокин Ю. и Тэнно Г. определили эти соотношения максимальных результатов следующим образом:
. Жим штанги от груди стоя (максимальный результат) = 100%
. Подъем штанги на бицепсы (максимальный результат) = 65%
. Разведение рук с гантелями в сторону стоя (максимальный
результат) = 40% (по 20% на каждую руку)
. Разведение рук с гантелями в сторону лежа (максимальный
результат) = 45% (по 22,5% на каждую руку)
. Поднимание штанги лежа прямыми руками из-за головы (максимальный
результат) = 60%
. Приседания со штангой на плечах (максимальный результат) =
215% жима штанги от груди стоя (максимальный результат) - 50%
собственного веса
. Становая тяга со штангой (максимальный результат) = 235% жима
штанги от груди стоя (максимальный результат) - 50%
собственного веса
. Поднимание туловища из положения лежа с отягощением за головой
(максимальный вес отягощения) = 75% жима штанги от груди стоя
(максимальный результат) - 50% собственного веса
. Крест с гантелями или гирями, руки в стороны, лодони вверх
(максимальный результат) = 56% (по 28% на каждую руку)
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, сило-вая ловкость, силовая выносливость)
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак-симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи-тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель-ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко-торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при мень-шем отягощении (например, при метании копья) возрастает зна-чимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые вы-полняются со значительной скоростью, не достигающей предель-ной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максималь-ных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Старто-вая сила— это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращи-вания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят сило-вую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость — это способность противостоять утом-лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч-ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость ха-рактерна для циклической и ациклической деятельности, а ста-тическая силовая выносливость типична для деятельности, свя-занной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая вынос-ливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседа-нии со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая вы-носливость.
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуа-ций и смешанных режимов работы мышц» (Ж.К.Холодов)
Для определения уровня развития скоростно-силовых спо-собностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания на параллельных брусь-ях, от пола или от скамейки, поднимание туло-вища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме-ста с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу (вариант — только на правой и только на левой ноге), подни-мание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом и без взмаха рук (опре-деляется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 — 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыж-ков и т.п. По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (вы-сокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые воз-можности.
Упражнение Брой выполнений (или время) для оценки Удовлетворительно Хорошо Отлично 1.Классические отжимания 20 раз 30 раз 40 раз 2.Подтягивания на перекладине 6 раз 10 раз 13 раз хватом сверху 3.За время 2 минуты 10 раз 20 раз 30 раз Подъемы туловища из положения лежа в положение сидя 4.Повторить 6 раз за время 16 сек 12 сек 10 сек Из положения стоя перейти в упор лежа, из упора лежа - обратно в упор присев и затем в стойку стоя.
Упражнение Брой выполнений (или время) для оценки Удовлетворительно Хорошо Отлично 1.Классические отжимания 25 раз 38 раз 50 раз 2.Подтягивания на перекладине 12 раз 18 раз 24 раз хватом сверху 3.За время 2 минуты 40 раз 60 раз 80 раз Подъемы туловища из положения лежа в положение сидя, поочредно касаясь локтем (кисти рук за головой) колена разноименной ноги 4.За время 1 минута 20 раз 30 раз 40 раз Из положения стоя перейти в упор лежа, из упора лежа - обратно в упор присев и затем в стойку стоя.
Ocнoвывaяcь нa peзyльтaтax этих тecтов, вы cyмeeтe oпpeдeлить cтeпeнь cвoeй физичecкoй пoдгoтoвлeннocти и составить самому или выбрать программу тренировок для накачивания мышц.
Йогуртовая диета
Йогуртовая диета отностится к мягким диетам соблюдать ее легко, а результат вас обязательно порадует. Йогурт – это популярнейший молочный десерт, соединяющий в себе отличный вкус и лекарственные свойства. Содержание пищевых веществ (калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов). Полезные свойства натурального йогурта. Разгрузочный день на питьевых йогуртах. Строгая йогуртовая диета. Йогуртовая диета с кефиром. Классическая йогуртовая диета. Диета Джоан Лунден. Диета Екатерины Редниковой. Стоит также заметить, что все кто однажды испробовал йогуртовую диету, через время возвращаются к ней вновь.
Диета для офисных работников
Сидячая работа, малоподвижный образ жизни, закрытое и малопроветриваемое помещение, спертый воздух и малое количество кислорода делают свое дело и чаще всего приводят к ожирению. Диеты для офисных работников были разработаны специально для людей, имеющих полную занятость. Несколько полезных советов. Диета для офисных работников. Диета Риммы Мойсенко для для людей с малоподвижными условиями труда. Диета для бухгалтеров. Диета для деловых людей. Берлинская диета.
Пшенная диета
Новые возможности пользоваться "золотой крупой". Крупа пшено шлифованное - содержание пищевых веществ (калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов). Полезные свойства пшена. Противопоказания к употреблению пшена. Какое пшено покупать? Способ приготовления пшенной кашы. Разгрузочный день на пшенной каше. Строгая пшенная диета. Щадящая пшенная диета. После диеты продолжайте использовать пшенную крупу в своем питании.
Абрикосовая диета
Во время диеты можешь лакомиться спелыми сочными фруктами просто так, а и сбросить немного лишшнего веса. Почему абрикосы? Содержание пищевых веществ (калорийности, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов). Немного о пользе абрикосов и кураги. Суть абрикосовой диеты. Разгрузочные дни. Несколько вариантов абрикосовой монодиеты. Абрикосовая диета на 5-10 дней. Абрикосовая диета с молочными продуктами. Выход из диеты.
И спорта количественно силовые способности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измерительных устройств – динамометров, тензометрических устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений (тестов).
1. Оценка собственно-силовых способностей. При помощи современной аппаратуры можно измерить максимальную силу всех основных мышечных групп в статических и динамических усилиях.
В практике физического воспитания и спорта для оценки уровня силы применяют специальные контрольные упражнения. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который поднял испытуемый в том или ином упражнении или по индивидуально максимальному сопротивлению на тренажерах в каждом конкретном упражнении.
2. Оценка скоростно-силовых способностей. При оценке скоростно-силовых способностей необходимо учитывать, что время выполнения контрольного упражнения не должно превышать 15-20 секунд и упражнение должно выполняться с максимально возможной скоростью или мощностью .
Для оценки скоростно-силовых способностей используют следующие упражнения: легкоатлетические прыжки, метания, многоскоки, скоростные перемещения циклического характера (бег со старта, с хода, челноки и т. д.). Например, один из контрольных тестов: многоскок от 20 до 100 метров. Фиксируется количество прыжков и время выполнения их, показатели которых суммируются. Чем меньше сумма этих показателей, тем выше уровень скоростно-силовых возможностей в данном упражнении.
Скоростно-силовые способности могут быть оценены по величине максимальной силы тяги в или гребле с применением резинового жгута и тензометрического датчика, продолжительность контрольного упражнения от 3 до 8 секунд.
При оценке скоростно-силовых способностей в спортивных играх и единоборствах, фиксируется время, необходимое для выполнения стандартных приёмов и действий, выполняемых в короткое время (не более 10 секунд), с высокой интенсивностью. Например, ускорения в спортивных играх, стартовые действия , ударные действия в , броски манекена в единоборствах.
Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.
В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы, наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.
1) Подтягивания.
Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.
Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.
Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивания.
2) Отжимания на параллельных брусьях.
При помощи этого теста можно оценить уровень развития силы мышц-разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса. Тест могут выполнять одновременно два учащихся (на разных концах брусьев), что дает преподавателю возможность протестировать 60 учащихся в течение 40 мин.
Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре. Правильно выполненное отжимание составляет 1 балл, неправильное - 0,5 балла.
3) Отжимание от пола. Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от скамьи высотой 20 см; отжимания от пола
с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени).
4) Поднимание туловища из положения лежа.
Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.
5) Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями.
Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении). В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.
6) Висы на согнутых и полусогнутых руках.
Упражнение используется для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.
Процедура тестирования. Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Затем самостоятельно или с помощью преподавателя принимает положение виса на согнутых руках (хватом сверху или снизу, подбородок над перекладиной) или положение виса на полусогнутых руках (угол между предплечьем и плечевой костью 90°). Определяется время удержания данного положения от начала его принятия до прекращения упражнения или изменения исходного положения (изменения угла удержания согнутых или полусогнутых рук).
7) Тест для оценки силы разгибателей коленного и тазобедренного суставов.
Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной вплотную к стене и начинает опускаться вдоль нее до тех пор, пока углы в коленном и тазобедренном суставах не составят 90°. Оценивается время удержания данной позы.
- 8) Подъем штанги, гири, других тяжестей максимального веса для испытуемого, а так же веса 50-95% от максимального.
- 9) Подъем переворотом на высокой перекладине.
Процедура тестирования. Испытуемый после подтягивания делает подъем переворотом и переходит в упор. Затем снова опускается в вис. Определяется число повторений
10) Лазание по канату.
Процедура тестирования. В первом варианте испытуемый с помощью одних рук (ноги опущены) стремится как можно быстрее подняться на высоту 4 или 5 м. Во втором варианте он пытается сделать то же, но удерживая прямой угол между ногами и туловищем (для учащихся с высоким уровнем силы). В третьем - это же контрольное упражнение испытуемый выполняет с помощью ног (для учащихся с низким уровнем силовой подготовленности).
Для измерения скоростно-силовых способностей используют следующие тесты:
- а) прыжок вверх с места с взмахом и без взмаха рук. Тест проводится с помощью прибора конструкции В.М. Абалкова. Определяется высота подскока;
- б) прыжок в длину с места с двух ног;
- в) тройной (четверной) прыжок с ноги на ногу, вариант - только на правой и только на левой ноге;
- г) метание малого мяча (другого снаряда) с места на дальность ведущей и не ведущей рукой. Определяется длина полета снаряда. По разности длины метания отдельно правой и левой рукой определяется двигательная асимметрия испытуемого. Чем она меньше, тем более симметричен ученик в данном упражнении;
- д) метание (толчок) набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.
Процедура тестирования. Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь, мяч удерживается двумя руками над головой. Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперед как можно дальше. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда.
Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя. Испытуемый стоит в 50 см от стены в исходном положении. По команде он стремиться толкнуть мяч двумя руками от груди как можно дальше. Из трех попыток учитывается лучший результат.
То же, что и предыдущее контрольное испытание, но испытуемый удерживает набивной мяч одной рукой у плеча, вторая поддерживает его. Осуществляется толкание набивного мяча одной рукой на дальность полета.
Метание набивного мяча двумя руками снизу. Испытуемый удерживает мяч двумя прямыми руками внизу. По команде он выполняет метание двумя руками снизу (руки движутся вперед-вверх), возможно одновременное приподнимание на носки.
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя спиной к направлению метания. Испытуемый, удерживая мяч внизу двумя руками, стремится толкнуть мяч через голову как можно дальше.
е) Удар на дальность (пас, передача) футбольного мяча. Определяется расстояние от линии удара по мячу до точки, в которой мяч впервые касается пола.
Помимо отдельных тестов по оценке уровня развития силовых качеств, в средних школах разных стран часто применяются батареи тестов. Результат выполнения батареи тестов дает более полную информацию об уровне развития силовых качеств, поскольку по результатам выполнения отдельных тестов можно судить об уровне развития силы только отдельных групп мышц. Примером таких батарей тестов может служить тест Роджера , включающий измерение силы мышц кисти, спины, рук и определение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). По результатам выполнения специальных упражнений рассчитывают показатель силы мышц верхнего плечевого пояса (СВПП) по следующей формуле:
СВПП=число подтягиваний+число отжиманий *10 (вес/10+рост - 60).
Затем рассчитывают индекс силы (ИС) по формуле:
ИС = СВПП + сила кисти правой руки + сила кисти левой руки + сила
мышц спины + сила мышц ног + ЖЕЛ.
Полученный результат сравнивают с соответствующими нормативами.
Другой пример батареи тестов по оценке уровня развития силы - так называемый тест минимальной силы Крауса-Вебера . Он состоит из 6 упражнений:
- - для определения силы мышц брюшного пресса и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение сед из положения лежа на спине руки за головой. В том случае, если учащийся не может приподняться, он получает 0 очков; если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 очков; при правильном самостоятельном выполнении - 10 очков.
- - для определения силы мышц брюшного пресса используется упражнение сед из положения, лежа на спине с согнутыми коленями. Подсчет очков производится так же, как и при выполнении первого упражнения.
- - для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц брюшного пресса применяется упражнение поднимание ног в положении лежа на спине. Тестируемый должен поднять прямые ноги на высоту 10 дюймов над полом и как можно дольше удерживать их в этом положении. За каждую секунду присуждается одно очко. Максимальное число присужденных очков - 10.
- - для определения силы мышц верхнего плечевого пояса используется упражнение поднимание туловища из положения лежа на животе. Тестируемый ложится на живот на специальную подушку, руки за голову. Партнер фиксирует его ноги, после чего он приподнимает туловище и удерживает его в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в предыдущем упражнении.
- - исходное положение упражнения поднимание ног в положении лежа на животе - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть туловища испытуемого, после чего тот приподнимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в упражнении 3.
- - упражнение наклоны туловища из положения стоя выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен, наклоняясь и не сгибая ноги в коленях, коснуться кончиками пальцев рук пола. В этом случае упражнение считается выполненным. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.
Результат. Время удержания.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.
1. Тесты, измеряющие силу кистей, сгибателей предплечья, сгибателей туловища, разгибателей туловища, разгибателей бедра и голени.
В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.
2. Подтягивания. Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.
Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.
Оборудование. Перекладина, свисток.
Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивание.
Результат. Количество отжиманий.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Эти тесты делятся на четыре основные группы:
для оценки быстроты простой и сложной реакции;
для оценки скорости одиночных движений;
для оценки максимальной частоты движений в разных суставах;
для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
1. Время реакции на свет, звук, прикосновение. определяется с помощью различных реакциомеров, измеряющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используется не менее 10 попыток, определяется среднее время реагирования из 10.
Как варианты применяется ловля различных гимнастических палок. Испытуемый должен поймать падающую палку за наиболее короткое время (определяется по наименьшему расстоянию).
2. Время удара , передачи, одного шага.
3. Частота движений рук и ног оценивается с помощью простейших приборов (теппинг-тестов).
Результат - число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5 - 20 с.
4. Бег на 30, 50, 60,100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Проводится по правилам легкой атлетики. Бег на 60 и 100 м рекомендуется учащимся с 11 лет.
Оборудование: Секундомер, свисток.
Результат: Время бега.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГИБКОСТИ
Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контрольных испытаний «на гибкость» требуется определенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.
1. Наклоны туловища вперед в положении седа.
Оборудование: скамья, сантиметр.
Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол, упирается ногами в линейку (перпендикуляр), наклоняет туловище вперед - вниз.
Результат: Количество сантиметров.
ТЕСТЫ, МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основными методами оценки КС являются:
метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.
Метод наблюдения - один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о степени развития КС воспитанников. Систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель (тренер) имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям (гимнастическим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх;
насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС человека.
Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на разработанные нами критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.
Однако данные качественные и количественные критерии, определяющие КС изолированно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр комплексных критериев оценки КС выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления которых человек проявляет КС.
Например, КС оценивают по результату челночного бега 3х10 или 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.
Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений, точность реакции на движущийся объект, целевую точность или меткость. Названные показатели являются самостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характеризуют КС человека.
Быстрота как критерий оценки КС выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в условиях дефицита времени; скорости овладения новыми двигательными действиями; времени(быстроты) достижения заданного уровня точности или экономичности; быстроты реагирования в сложных условиях. То же можно сказать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие - латентные, или скрытые (относительные) показатели КС. В явных показателях не учитываются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латентных - учитываются.
Например, время челночного бега 3х10 м - это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 м и 30 м по прямой - это латентный показатель КС, учитывающий скоростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, постольку много может
Тестирование физической работоспособности лиц, занимающихся физкультурой и спортом в покое не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны.
K сожалению, функция сердца, играющего ведущую роль в жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивается на основе обследования в состоянии покоя. Хотя очевидно, что любое нарушение насосной функции сердца с большой вероятностью проявится при минутном объеме 12-15 л/мин, чем при 5-6 л/мин. Kроме того, недостаточные резервные возможности сердца могут проявиться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки. Это относится и к скрытой коронарной недостаточности, которая нередко не диагностируется по ЭKГ в состоянии покоя.
Поэтому оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.
Задачи нагрузочных тестов:
1) определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;
2) оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;
3) прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;
4) определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;
5) оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов.
Тесты на восстановление
Тесты на восстановление предусматривают учет изменений и определение сроков восстановления после стандартной физической нагрузки таких показателей кардиореспираторной системы, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), показания электрокардиограммы (ЭKГ), частота дыхания (ЧД) и многие другие.
В спортивной медицине используются пробы В.В. Гориневсксго (60 поскоков в течение 30 с), проба Дешина и Kотова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), проба Мартине (20 приседаний) и другие функциональные пробы. При проведении каждого из этих тестов учитывают ЧСС и АД до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах.
K тестам на восстановление относятся и различные варианты теста со ступеньками (step-test).
В 1925 г. А. Master ввел двухступенчатый тест, где регистрируется также ЧСС, АД после определенного количества подъемов на стандартную ступеньку. В дальнейшем этот тест начал применяться для регистрации ЭKГ после нагрузки (А. Master a. H. Jafte, 1941). В современном виде двухступенчатый тест предусматривает определенное, зависящее от возраста, пола и массы тела обследуемого количество подъемов на стантартную двойную ступеньку в течение 1,5 мин (см. табл. ), или удвоенное количество подъемов за 3 мин при двойной пробе (высота каждой ступеньки 23 см). ЭKГ фиксируется до и после нагрузки.
Минимальное количество подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы,
возраста и пола при пробе Мастера
Масса тела, кг | Возраст, лет | ||||
20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | |
число подъемов на ступеньку* | |||||
40-44 | 29 (28) | 28 (27) | 27 (24) | 25 (22) | 24 (21) |
45-49 | 28 (27) | 27 (25) | 26 (23) | 25 (22) | 23 (20) |
50-54 | 28 (26) | 27 (25) | 25 (23) | 24 (21) | 22 (19) |
55-59 | 27 (25) | 26 (24) | 25 (22) | 23 (20) | 22 (18) |
60-64 | 26 (24) | 26 (23) | 24 (21) | 23 (19) | 21 (18) |
65-69 | 25 (23) | 25 (21) | 23 (20) | 22 (19) | 20 (17) |
70-74 | 24 (22) | 24 (21) | 23 (19) | 21 (18) | 20 (16) |
75-79 | 24 (21) | 24 (20) | 22 (19) | 20 (17) | 19 (16) |
80-84 | 23 (20) | 23 (19) | 22 (18) | 20 (16) | 18 (15) |
85-89 | 22 (19) | 23 (18) | 21 (17) | 19 (16) | 18 (14) |
90-94 | 21 (18) | 22 (17) | 20 (16) | 19 (15) | 17 (14) |
95-99 | 21 (17) | 21 (15) | 20 (15) | 18 (14) | 16 (13) |
100-104 | 20 (16) | 21 (15) | 19 (14) | 17 (13) | 16 (12) |
105-109 | 19 (15) | 20 (14) | 18 (13) | 17 (13) | 15 (11) |
110-114 | 18 (14) | 20 (13) | 18 (13) | 16 (12) | 14 (11) |
* В скобках приведено число подъемов для женщин.
Субмаксимальные тесты на усилие
Субмаксимальные тесты на усилие используются в спортивной медицине при тестировании высококвалифицированных спортсменов. Исследования показали, что наиболее ценная информация о функциональном состоянии кардиореспираторной системы может быть получена при учете изменений основных гемодинамических параметров (показателей) не в восстановительном периоде, а непосредственно во время выполнения теста. Поэтому и увеличение нагрузок проводится до достижения предела аэробной способности (максимального потребления кислорода - МПK).
В спортивной медицине применяются и субмаксимальные нагрузочные тесты, требующие 75% от максимально переносимых нагрузок. Они рекомендованы ВОЗ для широкого внедрения (Хроника ВОЗ, 1971, 25/8, с. 380 и др.).
Используются также различные велоэргометры, тредмиллы и др. (рис. ). В случае превышения возрастных пределов ЧСС (см. табл. Предельно допустимая ЧСС во время нагрузочного теста ) нагрузку целесообразно прекратить.
Предельно допустимая ЧСС во время нагрузочного теста в зависимости от возраста
Помимо превышения возрастных пределов ЧСС физический тест должен быть прекращен и в случаях возникновения клинических электрокардиографических признаков, указывающих на достижение предела переносимости нагрузки.
Kлинические признаки : 1) приступ стенокардии даже при отсуствии изменений на ЭKГ; 2) сильная одышка; 3) большая усталость, бледность, похолодание и влажность кожи; 4) значительное повышение АД; 5) снижение АД более чем на 25% от исходного; 6) отказ испытуемого от продолжения исследования в связи с дискомфортом.
Электрокардиографические признаки : 1) возникновение частых экстрасистол (4:40) и других выраженных нарушений ритма; 2) нарушение предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости; 3) горизонтальное или корытообразное смещение вниз сегмента ST более чем на 0,2 мВ по сравнению с записью в покое; 4) подъем сегмента ST более чем на 0,2 мВ, сопровождающееся опущением его в противоположных отведениях; 5) инверсия, или возникновение заостренного и приподнятого зубца Т с увеличением амплитуды более чем в 3 раза (или на 0,5 мВ) по сравнению с исходным в любом из отведений (особенно V 4); 6) уменьшение амплитуды зубца R не менее чем на 50% от его величины в состоянии покоя.
Гарвардский степ-тест
Гарвардский степ-тест (L. broucha, 1943) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Kаждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается.
О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (см. табл. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте ).
Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте
* Поверхность тела можно определить по номограмме для определения поверхности тела по росту и массе тела к статье Оценка физического развития .
Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:
ИГСТ = (t x 100) / [(f 1 + f 2 + f 3) х 2]
где t - время восхождения в секундах, f 1 , f 2 , f 3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно.
При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:
ИГСТ = (t х 100) / (f х 5,5)
где t - время восхождения в секундах, f - частота сердечных сокращений (ЧСС).
Подсчет облегчается при использовании см. табл. ; ; . Табл. Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин). Сначала суммируют три подсчета пульса (f 1 + f 2 + f 3 = сумма f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению f 2 этого подсчета аналогичным образом в табл. Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме . Табл. Зависимость ИГСТ от времени восхождения облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма).
Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
80 | 188 | 185 | 183 | 181 | 179 | 176 | 174 | 172 | 170 | 168 |
90 | 167 | 165 | 163 | 161 | 160 | 158 | 156 | 155 | 153 | 152 |
100 | 150 | 148 | 147 | 146 | 144 | 143 | 142 | 140 | 139 | 138 |
110 | 136 | 135 | 134 | 133 | 132 | 130 | 129 | 128 | 127 | 126 |
120 | 125 | 124 | 123 | 122 | 121 | 120 | 118 | 117 | 117 | 116 |
130 | 115 | 114 | 114 | 113 | 112 | 111 | 110 | 110 | 109 | 108 |
140 | 107 | 106 | 106 | 105 | 104 | 103 | 103 | 102 | 101 | 101 |
150 | 100 | 99 | 99 | 98 | 97 | 97 | 96 | 96 | 95 | 94 |
160 | 94 | 93 | 93 | 92 | 92 | 91 | 90 | 90 | 89 | 89 |
170 | 88 | 88 | 87 | 87 | 86 | 86 | 85 | 85 | 84 | 84 |
180 | 83 | 82 | 82 | 82 | 82 | 81 | 81 | 80 | 80 | 79 |
190 | 79 | 78 | 78 | 78 | 77 | 77 | 76 | 76 | 76 | 75 |
200 | 75 | 75 | 74 | 74 | 74 | 73 | 73 | 72 | 72 | 72 |
210 | 71 | 71 | 71 | 70 | 70 | 70 | 69 | 69 | 69 | 68 |
220 | 68 | 67 | 67 | 67 | 67 | 67 | 66 | 66 | 66 | 66 |
230 | 65 | 65 | 65 | 64 | 64 | 64 | 64 | 63 | 63 | 63 |
240 | 62 | 62 | 62 | 62 | 61 | 61 | 61 | 61 | 60 | 60 |
250 | 60 | 60 | 60 | 59 | 59 | 59 | 59 | 58 | 58 | 58 |
260 | 58 | 57 | 57 | 57 | 57 | 57 | 56 | 56 | 56 | 56 |
270 | 56 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 54 | 54 | 54 | 54 |
280 | 54 | 53 | 53 | 53 | 53 | 53 | 52 | 52 | 52 | 52 |
290 | 52 | 52 | 51 | 51 | 51 | 51 | 51 | 50 | 50 | 50 |
Таблица нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)
Нахождение индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
30 | 182 | 176 | 171 | 165 | 160 | 156 | 152 | 147 | 144 | 140 |
40 | 136 | 133 | 130 | 127 | 124 | 121 | 119 | 116 | 114 | 111 |
50 | 109 | 107 | 105 | 103 | 101 | 99 | 97 | 96 | 94 | 92 |
60 | 91 | 89 | 88 | 87 | 85 | 84 | 83 | 81 | 80 | 79 |
70 | 78 | 77 | 76 | 75 | 74 | 73 | 72 | 71 | 70 | 69 |
80 | 68 | 67 | 67 | 66 | 65 | 64 | 63 | 63 | 62 | 61 |
90 | 61 | 60 | 59 | 59 | 58 | 57 | 57 | 56 | 56 | 55 |
100 | 55 | 54 | 53 | 53 | 52 | 52 | 51 | 51 | 50 | 50 |
110 | 50 | 49 | 49 | 48 | 48 | 47 | 47 | 47 | 46 | 46 |
Таблица для нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращенный форме у взрослых людей (t = 5 мин)
Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)
Пульс за первве 30 с со 2-й минуты восстановления | ||||||||
Время, мин | 40-44 | 45-49 | 50-54 | 55-59 | 60-64 | 65-69 | 70-74 | 75-79 |
0-0.1/2 | 6 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
0.1/2-1 | 19 | 17 | 16 | 14 | 13 | 12 | 11 | 11 |
1-1.1/2 | 32 | 29 | 26 | 24 | 22 | 20 | 19 | 18 |
1.1/2-2 | 45 | 41 | 28 | 24 | 21 | 29 | 27 | 25 |
2-2.1/2 | 58 | 52 | 47 | 43 | 40 | 36 | 34 | 32 |
2.1/2-3 | 71 | 64 | 58 | 53 | 48 | 45 | 42 | 39 |
3-3.1/2 | 84 | 75 | 68 | 62 | 57 | 53 | 49 | 46 |
3.1/2-4 | 97 | 87 | 79 | 72 | 66 | 61 | 57 | 53 |
4-4.1/2 | 110 | 98 | 89 | 82 | 75 | 70 | 65 | 61 |
4.1/2-5 | 123 | 110 | 100 | 91 | 84 | 77 | 72 | 68 |
5 | 129 | 116 | 105 | 96 | 88 | 82 | 77 | 71 |
В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.
Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов.
Kритерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл. Оценка результатов гарвадского степ-теста .
Оценка результатов гарвадского степ-теста
Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).
Субмаксимальные нагрузочные тесты
Субмаксимальные нагрузочные тесты проводятся с различными видами нагрузок:
1) немедленное увеличение нагрузки после разминки до предполагаемого субмаксимального уровня для данного субъекта;
2) равномерная нагрузка на определенном уровне с увеличением при последующих исследованиях;
3) непрерывное или почти непрерывное возрастание нагрузки;
4) ступенчатое возрастание нагрузки;
5) ступенчатое возрастание нагрузки, чередующееся с периодами отдыха. Первый, третий и четвертый тесты используются в основном при обследовании спортсменов, второй - для сравнительной оценки переносимости определенной нагрузки каким-либо контингентом лиц. По рекомендации ВОЗ при обследовании здоровых лиц начальная нагрузка у женщин должна составлять 150 кгм/мин с последующим увеличением до 300-450-600 кгм/мин и т.д.; у мужчин - 300 кгм/мин с последующим возрастанием до 600-900-1200 кгм/мин и т.д. Длительность каждого этапа нагрузки - не менее 4 мин. Периоды отдыха между этапами нагрузки составляют 3-5 мин.
Тест на тредмилле (см. рис. ) обычно начинается со скоростью 6 км/ч с последующим увеличением до 8 км/ч, 10 км/ч и т.д. Уклон движения увеличивается ступененчато до 2,5%.
Нагрузочные тесты у детей
Нагрузочные тесты у детей в возрасте до 10 лет начинаются с минимальных нагрузок (до 50 кгм/мин), а с 10 лет и старше - с учетом массы тела. Обычно, как рекомендует ВОЗ, - со 100-150 кгм/мин.
Градуировать нагрузки проще всего по шкале велоэргометра. При степ-тесте величина нагрузок определяется на основе расчета массы обследуемого, высоты ступенек и количества подъемов на них. При тесте с тредмиллом рассчитываются затраты энергии в зависимости от скорости движения и уклона (рис. ).
Номограмма для определения общих кислородных затрат при тесте на тредбане (по R. Shephard, 1969)
Учитывая линейную зависимость между частотой пульса и величиной потребления кислорода по ЧСС, можно судить об уровне аэробной способности обследуемого во время нагрузочного теста и об уровне нагрузки для достижения, например, 75% аэробной способности (табл. Приблизительная частота пульса ).
Приблизительная частота пульса
Аэробная способность, % | Возраст, лет | |||||||||
20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | ||||||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
40 | 115 | 122 | 115 | 120 | 115 | 117 | 111 | 113 | 110 | 112 |
60 | 141 | 148 | 138 | 143 | 136 | 138 | 131 | 134 | 127 | 130 |
75 | 161 | 167 | 156 | 160 | 152 | 154 | 145 | 145 | 140 | 142 |
100 | 195 | 198 | 187 | 189 | 178 | 179 | 170 | 171 | 162 | 163 |
Приблизительная частота пульса (уд/мин) в зависимости от аэробной способности (по R. Sheppard, 1969)
Таблица дает также представление о максимальной частоте сердечных сокращений у лиц разного пола и возраста.
Максимальная частота сердечных сокращений для лиц разного возраста может быть ориентировочно определена и путем вычитания из 220 числа лет обследуемого. Например, для человека в возрасте 30 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 30 = 190.
Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда
Субмаксимальный тест Валунда-Шестранда (W 170 или PWC 170) рекомендован ВОЗ для определения физической работоспособности по достижению ЧСС 170 уд/мин (мощность физической нагрузки выражается в кгм/мин или Вт), при которой частота сердечных сокращений после врабатываемости устанавливается на уровне 170 уд/мин, то есть W 170 (или PWC 170). Данный уровень нагрузки и является показателем W 170 .
Для старших возрастных групп, учитывая более низкий предел допустимого возрастания пульса, а также у юных спортсменов применяют тесты PWC 130 и PWC 150 - определение физической работоспособности при достижении ЧСС 130 и 150 уд/мин.
Тест выполняется следующим образом: испытуемый подвергается на велоэргометре двум нагрузкам разной мощности (W 1 и W 2) продолжительностью 5 мин, каждая с 3 мин отдыха. Нагрузка подбирается с таким расчетом, чтобы получить несколько значений пульса в диапазоне от 120 до 170 уд/мин. В конце каждой нагрузки определяют ЧСС (соответственно f 1 и f 2).
На основании полученных данных строят графики, где на оси абсцисс заносят показатели мощности нагрузки (W 1 и W 2), на оси ординат - соответствующую ЧСС (рис. ). На пересечении перпендикуляров, опущенных в соответствующие точки осей графика, находят координаты 1 и 2, через них проводят прямую до пересечения с перпендикуляром, восстановленным из точки ЧСС, соответствующей 170 уд/мин (координата 3). Из нее опускают перпендикуляр на ось абсцисс, и получают таким образом значение мощности нагрузки при ЧСС, равной 170 уд/мин.
PWC 170: f 1 и f 2 - ЧСС при первой и второй нагрузках; W 1 и W 2 - мощность первой и второй нагрузок
Для упрощения расчета мощность работы при двухступенчатом тесте PWC 170 рекомендуется формула:
PWC 170 = x [(170 - f 1) / (f 1 - f 2)]
где PWC 170 - мощность физической нагрузки при ЧСС 170 уд/мин, W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок (кгм/мин или Вт); f 1 и f 2 - ЧСС на последней минуте первой и второй нагрузок (в 1 мин).
В качестве ориентиров могут быть использованы следующие величины PWC 170 у здоровых людей: для женщин - 422-900 кгм/мин, для мужчин - 850-1100 кгм/мин. У спортсменов этот показатель зависит от вида спорта и колеблется в пределах 1100-2100 кгм/мин, а представители циклических видов спорта (академическая гребля, велошоссе, лыжные гонки и др.) имеют еще более высокие показатели. Для сравнения сходных индивидуумов рассчитывают относительную величину показателя PWC 170 , например, Вт/кг.
Определение максимального потребления кислорода
Определение максимального потребления кислорода (МПK). МПK является основным показателем продуктивности кардиореспираторной системы. МПK - это наибольшее количество кислорода, которое человек способен потребить в течение одной минуты. МПK - мера аэробной мощности и интегральный показатель состояния транспортной системы кислорода (О2). Определяется он непрямым или прямым методом.
Чаще применяют непрямой метод измерения МПK (рис. ), не требующий сложной аппаратуры. Для обследования высококвалифицированных спортсменов рекомендуется измерять МПK прямым методом.
График для прямого определения максимальной работы и МПK на основе субмаксимальных нагрузочных тестов (по K. Lange Andersen и Smith-Siversten, 1966)
В норме между величиной потребления кислорода (ПK) и ЧСС существует линейная зависимость.
МПK - основной показатель, отражающий функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и физическое состояние в целом., то есть аэробную способность. Этот показатель (л/мин, а точнее, мл/мин/кг) или его энергетический эквивалент (кДж/мин, ккал/мин) относятся к ведущим в оценке и градациях физического состояния человека. Таким образом, субмаксимальные нагрузочные тесты, обеспечивающие информацию об аэробной способности, являются важнейшим инструментом оценки функционального состояния организма. Величина МПK зависит от пола, возраста, физической подготовленности обследуемого и варьирует в широких пределах. Нормальные величины максимального потребления кислорода у детей школьного возраста и у взрослых приведены в табл. Максимальное потребление кислорода у детей и подростков ; Максимальное потребление кислорода у взрослых .
Максимальное потребление кислорода у детей и подростков
Максимальное потребление кислорода у детей и подростков (по J. Rutenfranz, T. Hettinger, 1959)
Максимальное потребление кислорода (мл/мин/кг) у взрослых
Испытуемому рекомендуется велоэргометрическая нагрузка (ЧСС после врабатывания должно находится между (120-170 уд/мин) или степ-тест (высота ступеньки 40 см - для мужчин, 33 см - для женщин, темп восхождения - 22,5 цикла в 1 мин) в течение не менее 5 мин. ЧСС регистрируется на 5-й минуте работы. Расчет МПK проводят по специальной номограмме I. Astrand (рис. ) и формуле фон Добелна (табл. K расчету МПK по формуле фон Добелна ).
Номограмма Astrand-Ryhming для определения МПK на основе субмаксимального степ-теста и теста на велоэргометре
K расчету МПK (V O2max) по формуле фон Добелна
Найденная с помощью номограммы величина МПK корригируется путем умножения на «возрастной фактор» (табл. ).
Возрастные поправочные коэффициенты
Возрастные поправочные коэффициенты к величинам максимального потребления кислорода по номограмме I. Astrand (1960)
В табл. Определение максимального потребления кислорода представлена номограмма I. Astrand после расчета на основе субмаксимального нагрузочного теста на велоэргометре.
Определение максимального потребления кислорода*
Мужчины | ||||||||||
ЧСС | ЧСС | Максимальное потребление кислорода, л/мин | ||||||||
300 кгм/мин | 600 кгм/мин | 900 кгм/мин | 1200 кгм/мин | 1500 кгм/мин | 600 кгм/мин | 900 кгм/мин | 1200 кгм/мин | 1500 кгм/мин | ||
120 | 2,2 | 3,5 | 4,8 | - | - | 148 | 2,4 | 3,2 | 4,3 | 5,4 |
121 | 2,2 | 3,4 | 4,7 | - | - | 149 | 2,3 | 3,2 | 4,3 | 5,4 |
122 | 2,2 | 3,4 | 4,6 | - | - | 150 | 2,3 | 3,2 | 4,2 | 5,3 |
123 | 2,1 | 3,4 | 4,6 | - | - | 151 | 2,3 | 3,1 | 4,2 | 5,2 |
124 | 2,1 | 3,3 | 4,5 | 6,0 | - | 152 | 2,3 | 3,1 | 4,1 | 5,2 |
125 | 2,0 | 3,2 | 4,4 | 5,9 | - | 153 | 2,2 | 3,0 | 4,1 | 5,1 |
126 | 2,0 | 3,2 | 4,4 | 5,8 | - | 154 | 2,2 | 3,0 | 4,0 | 5,1 |
127 | 2,0 | 3,1 | 4,3 | 5,7 | - | 155 | 2,2 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |
128 | 2,0 | 3,1 | 4,2 | 5,6 | - | 156 | 2,2 | 2,9 | 4,0 | 5,0 |
129 | 1,9 | 3,0 | 4,2 | 5,6 | - | 157 | 2,1 | 2,9 | 3,9 | 4,9 |
130 | 1,9 | 3,0 | 4,1 | 5,5 | - | 158 | 2,1 | 2,9 | 3,9 | 4,9 |
131 | 1,8 | 2,9 | 4,0 | 5,4 | - | 159 | 2,1 | 2,8 | 3,8 | 4,8 |
132 | 1,8 | 2,9 | 4,0 | 5,3 | - | 160 | 2,1 | 2,8 | 3,8 | 4,8 |
133 | 1,8 | 2,8 | 3,9 | 5,3 | - | 161 | 2,0 | 2,8 | 3,7 | 4,7 |
134 | 1,8 | 2,8 | 3,9 | 5,2 | - | 162 | 2,0 | 2,8 | 3,7 | 4,6 |
135 | 1,7 | 2,8 | 3,8 | 5,1 | - | 163 | 2,0 | 2,8 | 3,7 | 4,6 |
136 | 1,7 | 2,7 | 3,8 | 5,0 | - | 164 | 2,0 | 2,7 | 3,6 | 4,5 |
137 | 1,7 | 2,7 | 3,7 | 5,0 | - | 165 | 2,0 | 2,7 | 3,6 | 4,5 |
138 | 1,6 | 2,7 | 3,7 | 4,9 | - | 166 | 1,9 | 2,7 | 3,6 | 4,5 |
139 | 1,6 | 2,6 | 3,6 | 4,8 | - | 167 | 1,9 | 2,6 | 3,5 | 4,4 |
140 | 1,6 | 2,6 | 3,6 | 4,8 | 6,0 | 168 | 1,9 | 2,6 | 3,5 | 4,4 |
141 | - | 2,6 | 3,5 | 4,7 | 5,9 | 169 | 1,9 | 2,6 | 3,5 | 4,3 |
142 | - | 2,5 | 3,5 | 4,6 | 5,8 | 170 | 1,8 | 2,6 | 3,4 | 4,3 |
143 | - | 2,5 | 3,4 | 4,6 | 5,7 | - | - | - | - | - |
144 | - | 2,5 | 3,4 | 4,5 | 5,7 | - | - | - | - | - |
145 | - | 2,4 | 3,4 | 4,4 | 5,6 | - | - | - | - | - |
146 | - | 2,4 | 3,3 | 4,4 | 5,6 | - | - | - | - | - |
147 | - | 2,4 | 3,3 | 4,4 | 5,5 | - | - | - | - | - |
Женщины | |||||||||||
ЧСС | Максимальное потребление кислорода, л/мин | ЧСС | Максимальное потребление кислорода, л/мин | ||||||||
300 кгм/мин | 450 кгм/мин | 600 кгм/мин | 750 кгм/мин | 900 кгм/мин | 300 кгм/мин | 450 кгм/мин | 600 кгм/мин | 750 кгм/мин | 900 кгм/мин | ||
120 | 2,6 | 3,4 | 4,1 | 4,8 | - | 146 | 1,0 | 2,2 | 2,6 | 3,2 | 3,7 |
121 | 2,5 | 3,3 | 4,0 | 4,8 | - | 147 | 1,6 | 2,1 | 2,6 | 3,1 | 3,6 |
122 | 2,5 | 3,2 | 3,9 | 4,7 | - | 148 | 1,6 | 2,1 | 2,6 | 3,1 | 3,6 |
123 | 2,4 | 3,1 | 3,8 | 4,6 | - | 149 | - | 2,1 | 2,6 | 3,0 | 3,5 |
124 | 2,4 | 3,1 | 3,8 | 4,5 | - | 150 | - | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 |
125 | 2,3 | 3,0 | 3,7 | 4,4 | - | 151 | - | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,4 |
126 | 2,3 | 3,0 | 3,6 | 4,3 | - | 152 | - | 2,0 | 2,5 | 2,9 | 3,4 |
127 | 2,2 | 2,9 | 3,5 | 4,2 | - | 153 | - | 2,0 | 2,4 | 2,9 | 3,3 |
128 | 2,2 | 2,8 | 3,5 | 4,2 | 4,8 | 154 | - | 2,0 | 2,4 | 2,8 | 3,3 |
129 | 2,2 | 2,8 | 3,4 | 4,1 | 4,8 | 155 | - | 1,9 | 2,4 | 2,8 | 3,2 |
130 | 2,1 | 2,7 | 3,4 | 4,0 | 4,7 | 156 | - | 1,9 | 2,3 | 2,8 | 3,2 |
131 | 2,1 | 2,7 | 3,4 | 4,0 | 4,6 | 157 | - | 1,9 | 2,3 | 2,7 | 3,2 |
132 | 2,0 | 2,7 | 3,3 | 3,9 | 4,5 | 158 | - | 1,8 | 2,3 | 2,7 | 3,1 |
133 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 159 | - | 1,8 | 2,2 | 2,7 | 3,1 |
134 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 160 | - | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 |
135 | 2,0 | 2,6 | 3,1 | 3,7 | 4,3 | 161 | - | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 |
136 | 1,9 | 2,5 | 3,1 | 3,6 | 4,2 | 162 | - | 1,8 | 2,2 | 2,6 | 3,0 |
137 | 1,9 | 2,5 | 3,0 | 3,6 | 4,2 | 163 | - | 1,7 | 2,2 | 2,6 | 2,9 |
138 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,5 | 4,1 | 164 | - | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,9 |
139 | 1,8 | 2,4 | 2,9 | 3,5 | 4,0 | 165 | - | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,9 |
140 | 1,8 | 2,4 | 2,8 | 3,4 | 4,0 | 166 | - | 1,7 | 2,1 | 2,5 | 2,8 |
141 | 1,8 | 2,3 | 2,8 | 3,4 | 3,9 | 167 | - | 1,6 | 2,1 | 2,4 | 2,8 |
142 | 1,7 | 2,3 | 2,8 | 3,3 | 3,9 | 168 | - | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 2,8 |
143 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,3 | 3,8 | 169 | - | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 2,8 |
144 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,2 | 3,8 | 170 | - | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 2,7 |
145 | 1,6 | 2,2 | 2,7 | 3,2 | 3,7 | - | - | - | - | - | - |
* Определение максимального потребления кислорода по частоте сердечных сокращений при нагрузках на велоэргометре у мужчин и женщин. Данные таблицы должны быть скорригированы по возрасту (см. табл. Возрастные поправочные коэффициенты ).
Для детей и подростков младше 15 лет разработана специальная номограмма Гюртлера.
Определение МПK прямым методом дает более точные результаты. Испытуемый выполняет ступенеобразную повышающуюся нагрузку на велоэргометре или тредбане. Исходная мощность нагрузки и последующие «ступень» выбираются с учетом пола, возраста и физической подготовленности обследуемого. Прямое определение МПK используют при тестировании высококвалифицированных спортсменов.
В зависимости от вида спорта и квалификации спортсмены начинают работу с мощности 100 или 150 Вт, а спортсменки - с 75 или 100 Вт. В течение последних 30 с каждой «ступени» нагрузки выдыхаемый воздух собирают в мешок Дугласа. Затем производится газоанализ с помощью аппарата Холдена или другого прибора, а газовым счетчиком измеряется количество выдохнутого воздуха. Существуют автоматические газоанализаторы, которые позволяют во время нагрузки непрерывно регистрировать концентрацию кислорода и углекислого газа в потоке выдыхаемого воздуха. Электронный калькулятор анализаторов последних моделей автоматически на бумажный ленте через каждые 20-30 с печатает данные об уровне потребления кислорода, легочной вентиляции (минутный объем дыхания), дыхательном коэффициенте и другие показатели. Наличие приборов такого типа значительно повышает эффективность тестирования спортсменов.
Для сравнения работоспособности отдельных лиц используют не абсолютное значение МПK (л/мин), а относительную величину. Последнюю получают, разделив МПK в мл/мин на массу тела в килограммах. Единица относительного показателя - мл/кг в 1 мин.
У спортсменов МПK составляет 3-5 л/мин, в отдельных случаях - выше 6 л/мин. У лыжников-гонщиков, занимающихся академической греблей, гонками на шоссе и других спортсменов высокой квалификации относительная величина МПK достигает 80 л/кг в 1 мин и больше (табл. Максимум потребления кислорода ).
Максимум потребления кислорода*
Вид спорта | Мужчины | Женщины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лыжные гонки |
83 | 63 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бег на коньках |
78 | 54 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ориентирование Анаэробная производительность имеет большое значение при выполнении предельных нагрузок продолжительностью от 30 с до 2 мин. Такая работа характерна для хоккеистов, бегунов на средние дистанции, конькобежцев и представителей других видов спорта, тренирующих скоростную выносливость. Среди разных показателей анаэробной производительности (максимальный кислородный долг, максимальная анаэробная мощность и др.). Kонцентрация молочной кислоты (лактата) в артериальной крови наиболее доступна для измерения. Лактат определяют в процессе тренировки и сразу после ее окончания. Kровь берется из кончика пальца или мочки уха. Молочная кислота определяется по методу Баркера-Саммерсона в модификации Штром или ферментативным методом. В норме концентрация молочной кислоты в крови 0,33-1,5 ммоль/л. После выполнения физической нагрузки лактат колеблется от 4-7 до 14-21 ммоль/л. Показатели зависят от характера физической нагрузки, возраста, пола и физической (функциональной) подготовленности спортсмена. Под влиянием систематических интенсивных физических нагрузок лактат снижается. Тест со ступенькамиТест со ступеньками является наиболее физиологичным, простым и доступным для спортсменов физической подготовленности. Обычно используется стандартная двойная ступенька (высота каждой 23 см). Применяются и другие ступенчатые эргометры. Так, V. Gottheiner (1968) приспосабливает высоту ступеньки к длине ног обследуемого. При длине ног до 90 см высота ступеньки 20 см, при 90-99 см - 30 см, при 100-109 см - 40 см, а при 110 см и выше - 50 см. При этом длина ноги обследуемого измеряется от вертельной точки до пола с помощью номограммы Gottheiner V. (рис. ). На оси абсцисс (АС) отложены значения длины ноги, на оси ординат (АВ) - значения высоты ступеньки в сантиметрах. Из точки пересечения перпендикуляра, проведенного из точки на оси абсцисс, соответствующей длине ноги обследуемого, с линией ДЕ, проводят прямую линию на ось ординат, получают точку, соответствующую искомой высоте ступеньки. Скорость подъема контролируется метрономом. Kаждый этап нагрузки длится 4 мин. АД и пульс подсчитывают до и после нагрузки. Номограмма для определения высоты ступеньки при степ-тесте Для определения субмаксимального нагрузочного уровня можно пользоваться табл. Минимальное количество подъемов на ступеньку , в которой указано количество подъемов на двойную ступеньку в 1 мин на протяжении 4 мин, соответствующее 75% максимального потребления кислорода (МПK) для лиц средней физической способности разного пола, массы и возраста. Для ориентировочной оценки результатов теста пользуются табл. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте . Над каждым столбцом в скобках указана частота сердечных сокращений (ЧСС уд/мин), соответствующая средней физической способности женщин и мужчин данной возрастной группы. Если ЧСС обследуемого при указанной для него нагрузке будет отличаться менее чем на 10 уд/мин от приведенной в скобках величины, то физическое состояние его можно считать удовлетворительным. В случае, когда ЧСС ниже этой величины на 10 и более, физическая способность обследуемого выше средней, а если частота ЧСС на 10 и более уд/мин выше этой величины, то физическая способность низкая. Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте*
* Субмаксимальные нагрузки при степ-тесте и их оценка для лиц разного возраста, пола и массы тела. В скобках указана ЧСС, соответствующая результатам теста при средней физической способности мужчин и женщин данной возрастной группы (по R. Shepard, 1969). W = BW х H х T х 1,33 где W - нагрузка, (кгм/мин), BW - масса тела (кг), Н - высота ступеньки (м), Т - количество подъемов в 1 мин, 1,33 - поправочный коэффициент, учитывающий физические затраты на спуск с лестницы, которые составляют 1/3 затрат на подъем. I. Ryhming (1953) предложил степ-тест, по которому можно определять МПK непрямым методом с помощью номограммы. Высота ступенек для мужчин - 40 см, для женщин - 33 см. Темп восхождений - 22 ступеньки в 1 мин., в течение 6 мин. Затем по номограмме Астранда-Риминг (1954) определяется МПK (см. рис. ). ВелоэргометрияВелоэргометр - наиболее удобный прибор для проведения субмаксимальных нагрузочных тестов, так как обеспечивает оптимальную возможность получения точных физиологических данных для оценки функционального состояния человека, его физических способностей. Английский
|