Врачебный контроль при занятиях физическим воспитанием. Врачебный контроль, его цели и задачи Врачебный контроль при занятиях физической культурой

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека сложные и многообразные воздействия. Правильно органи-зованные занятия физической культурой улучшают физическое развитие, по-вышают физическую подготовленность и работоспособность организма чело-века. Регулярная физическая активность способствует повышению сопротив-ляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней сре-ды, укреплению иммунитета.

В то же время неграмотная организация занятий, отсутствие врачебного контроля и медицинских рекомендаций по организации тренировочного про-цесса, могут неблагоприятным образом сказаться на состоянии здоровья сту-дентов и привести к отрицательным результатам тренировки.

Для исключения отрицательного воздействия от занятий физическими упражнениями необходимо регулярно проходить врачебное освидетельствова-ние и вести самонаблюдение при занятиях физическими упражнениями.

Врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом

включает в себя комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготов-ленности, а также достижению высоких спортивных результатов.

Цель врачебного контроля в процессе физического воспитания – содей-ствовать максимальному использованию средств физической культуры и спор-та для укрепления здоровья занимающихся, повышению функциональных воз-можностей и общей работоспособности организма, достижению высоких спор-тивных результатов.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах: 1) регулярные медицинские обследования занимающихся;


2) врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время за-нятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований;

3) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, физкультурно-оздоровительных мероприятий

и спортивных соревнований;

4) медицинское обслуживание спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Все занимающиеся физической культурой должны проходить медицин-

ские обследования :

Первичные – перед началом занятий; - повторные – для занимающихся в физкультурно-оздоровительных груп-

пах - один раз в год, для занимающихся спортом в зависимости от особенно-стей вида спорта и квалификации спортсменов – 3-4 раза в год;

Дополнительные – перед спортивными соревнованиями, после перене-сенных заболеваний, травм и длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, а также по направлению преподавателя физической культуры, тренера и по желанию самого студента. Без дополнительного медицинского ос-мотра, на основании лишь первичного или повторного освидетельствования за-нимающиеся могут быть допущены только к участию в массовых физкультур-ных и спортивных мероприятиях, проводимых внутри вуза.


Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц,за-нимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впер-вые. Методика обследования (краткая или углубленная) и его периодичность определяются контингентом занимающихся (их возрастом, полом, спортивной квалификацией) и характером занятий (учебная программы, оздоровительная и лечебная физкультура, спортивная тренировка).

Обследование по краткой методике проводят среди лиц, занимающихся по обязательной программе физического воспитания в учебных заведениях, в группах общей физической подготовки, в физкультурных коллективах пред-


приятий, организаций, а также среди начинающих физкультурников и спорт-сменов. Обследование проводят врачи – специалисты по врачебному контролю, врачи – терапевты районных поликлиник, здравпунктов учебных заведений, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений.

Периодичность обследования – не реже одного раза в год. При этом об-следование студентов приурочивают к началу учебного года. Повторные об-следования в течение года проводят по показаниям, перед соревнованиями и при появлении жалоб.

При врачебном освидетельствовании студентов используют методы кли-нического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, за-нимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три ме-дицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную медицинскую группу зачисляют лиц,не имеющих отклоне-ний в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовленностью. Им разрешены занятия по полной учебной программе, занятия в спортивных сек-циях и участие в соревнованиях.

В подготовительную медицинскую группу включают лиц,имеющихнезначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физиче-скую подготовленность. Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагру-зок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально.

В специальную медицинскую группу входят лица с существенными от-

клонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической под-готовленности. Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной физической культуры.

Для обеспечения постоянного наблюдения за физическим состоянием студентов, занимающихся физкультурой и спортом, за развитием функцио-


нальных возможностей необходимо осуществлять самоконтроль, данные кото-рого существенно дополняют сведения, полученные при врачебном контроле.

Самоконтроль – это регулярные самостоятельные наблюдения зани-мающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влия-нием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.

Данные самоконтроля записываются в дневник, в котором рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля (табл. 3.1). При занятиях физкультурой по учебной программе и самостоятель-ных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными – частота сер-дечных сокращений (ЧСС), масса тела, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Введение……………………………………………………………………….3

1.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом…………………………………………………………………………….5

1.1 Объективные показатели…………………………………………………6

1.2 Субъективные данные……………………………………………………7

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля….12

3. Врачебный контроль……………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………..16

Список используемых источников…………………………………….…...17

Введение

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.

Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения.

Эстетическое воспитание . В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.

1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

Самоконтроль - существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

1.1. Объективные показатели

Рост - важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.

Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы.

Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на 5-10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.

При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

1. 2. Субъективные данные

Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.

Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

Сердцебиение - это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.

Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.

Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.

Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.

Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.

Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах.

Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье - в области печени или в левом - в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.

Появление болей в левом подреберье объясняется переполнением селезенки кровью, в правом подреберье - переполнением кровью печени.

Наблюдение за спортивными результатами - важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.

2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учено-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

Контроль за посещаемостью занятий;

Контроль за состоянием занимающихся;

Контроль за техникой упражнений; Учет спортивных результатов;

Контроль за поведением во время соревнований.

5. Виды педагогического контроля

1)Поэтапный - оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2)Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

3)Оперативный - экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. * Специалисты различают три типа состояний:

1.Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

2.Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3.Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров - преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях;

3. Врачебный контроль

Врачебный контроль- это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.

Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

Санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.

Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Заключение.

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы.

Список используемых источников

1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.

2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.

3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.

4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003г.

5. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура и спорт», 1976.

6. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., «Физкультура и спорт», 1977.

7. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

8. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

9. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.

Лечебная физическая культура (ЛФК)- это лечебный метод, основным средством которого являются физические упражнения, применяемые с лечебной и лечебно-профилактической целью при травмах и различных заболеваниях. ЛФК наряду с основной задачей (восстановление нарушенных функций) воспитывает быстроту реакции, силу, выносливость, ловкость, координацию и помогает быстрее возвратиться к общественно-трудовой деятельности после болезни. ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.
Физические упражнения изменяют реактивность организма : в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение , дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

Основное средство лечебной физкультуры — комплексы физических упражнений — делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание ,гребля ,лыжи ,коньки и др.), подвижные испортивные игры . Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю. Гимнастические упражнения классифицируются: а) по анатомическому принципу — для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лица), средних (мышцы шеи, рук, голени, мышцыпромежности ), крупных (мышцы бедра, живота, спины); б) по активности (рис. 1) — пассивные и активные; последние могут быть свободными, облегченными (в воде, на скользящей поверхности и др.), с усилием, на расслабление и др.; в) по видовому принципу — дыхательные, подготовительные, корригирующие, в метании, равновесии, сопротивлении, со снарядами, ползание, лазание, прыжки, подскоки, в висах и упорах и др.

Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

Организация всей работы по лечебной физической культуре возлагается на врача-специалиста и инструктора (методиста) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры района, города, области осуществляют методическое руководство всеми звеньями лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по лечебной физической культуре.
В обязанности врача-специалиста по лечебной физической культуре входит: проведение осмотров больных, назначенных на занятия, до, после, а иногда и во время лечения; определение методики занятий (форм, средств, дозировки физических упражнений); руководство работой инструкторов (методистов); консультации врачей других специальностей по вопросам лечебной физической культуры, организация и проведение санитарно-просветительской работы среди больных и здорового населения. Врач должен присутствовать на занятиях с больными и осуществлять врачебно-педагогический контроль за ними.
В обязанности инструктора (методиста) входит: организация и проведение занятий лечебной гимнастикой (индивидуальных и групповых) в палатах, кабинетах или залах лечебной физической культуры, на спортивных площадках; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий с занимающимися, включая группы здоровья.
Врач и инструктор (методист) ведут установленную документацию (форма № 42, записи в истории болезни), проводят антропометрические и другие исследования, анализируя эффективность лечения, составляют комплекс и схемы упражнений лечебной гимнастики.
Схему занятий лечебной гимнастикой разрабатывают применительно к основным группам заболевания (без учета принципа индивидуализации) по следующей форме: 1) части занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание частей; 5) дозировка (число повторений) упражнений в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.
Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастикой должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составляться по указанной форме.
Врач лечебной физической культуры отвечает за обеспечение необходимым оборудованием мест проведения занятий, а инструктор (методист) является материально ответственным лицом.
В больницах и поликлиниках зал для проведения групповых занятий по лечебной физической культуре должен иметь площадь не менее 30—40 м 2 , комната для индивидуальных занятий — 20 м 2 . Кроме того, обязательны кабинет врача, душевая, раздевальня, кладовая. Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площадки.
В отделениях реабилитации, санаториях и на курортах зал должен быть площадью около 60 м 2 . Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты терренкура , плавательные бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения.
В зале должны быть гимнастическая стенка (несколько пролетов), гимнастические скамейки, тренажеры, наклонные плоскости, кушетки, стол с гладкой поверхностью (для восстановления подвижности в суставах пальцев при травматических и неврологических заболеваниях), блоковые установки, баскетбольные корзины, большое зеркало, игрушки и различные приспособления для восстановления подвижности в суставах пальцев и кисти.
В кабинете (отделении) лечебной физической культуры должны быть измерительные приборы: ростомер, весы, сантиметровая лента, угломеры, динамометры (становой и ручной), тонометры, миотонометры, толстотный циркуль, спирометр и др., а также наглядные пособия по методике занятий при различных заболеваниях и травмах, комплексы упражнений для самостоятельных занятий.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение ЛФК

2. Кем назначаются занятия ЛФК?

3. Что учитывается при выборе ЛФК, средств и методик?

4. Что является главной ценностью жизни человека?

5. Какие средства вы знаете в ЛФК?

6. Что такое врачебный контроль?

7. Что входит в обязанности врача-специалиста по ЛФК?

8. Что такое травма?

9. Что такое заболевание?

10. Как влияют упражнения ЛФК на центральную нервную систему?

Тест по теме 1: «Основы врачебного контроля при занятиях ЛФК»

В-1

1.Что такое «ЛФК»?

а) ходьба , занятия на тренажерах

2.Какова главная ценность в жизни?

а) деньги

б) здоровье

в) путешествие

г) красота

3.Кем назначаются занятия ЛФК?

а) актером

б) водителем

в) врачом

г) сантехником

4.Дайте определение понятию «средства ЛФК».

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

5.Что учитывают при выборе средств и методик ЛФК?

в) возраст и вес пациента

г) пол и возраст пациент

6.Что такое «Врачебный контроль»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

7.Что такое «Физкультура»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

8.Основными формами ЛФК являются…..?

а) утренняя гимнастика, физические упражнение, прогулки и т.д.

б) лечение таблетками, массажи и отдых

в) отдых на кровати и здоровое питание

г) здоровое питание, отдых, лечение таблетками и массажи.

9.Влияют ли упражнения ЛФК на ЦНС?

а) да

б) нет

в) не всегда

г) в зависимости от упражнений

10. В каких направлениях широко используют ЛФК?

а) в травматологии, ортопедии, пульмонологии

б) в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм ).

г) во всех перечисленных

В-2

1.Что учитывается при выборе средств и методик в ЛФК?

а) размер туловища, головы, длина шага пациента

б) особенности заболевания и состояние пациента в данный момент

в) возраст и вес пациента

г) пол и возраст пациент

2.Что такое «Врачебный контроль»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

3.Что являются главной ценностью в жизни человека?

а) деньги

б) здоровье

в) путешествие

г) красота

4.Кем назначается занятия ЛФК?

а) актером

б) водителем

Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов.

Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях.

Врачебный контроль включает:

  • 1) врачебное освидетельствование:
  • 2) врачебно-педагогические наблюдения;
  • 3) врачебно-спортивную консультацию;
  • 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований;
  • 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов;
  • 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые.

Обследование проводят врачи - специалисты по В. к.

Периодичность обследования - не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.

Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных, физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой. При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови.

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой.

В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку.

В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки.

Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности.

Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач - специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта.

Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий.

Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации.

Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой и спортом, а также элементы закаливания.

Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование , которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием (на 1 курсе).

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов - 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья и функциональной подготовленности на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе.

На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями или тяжелой физической работой.

Программа медицинского обследования предусматривает Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина, В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1993. - С. 51.:

общий и спортивный анамнез студентов для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;

наружный осмотр;

антропометрические измерения;

обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;

проведение функциональной пробы.

Наружный осмотр. С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины , живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп (нормальная или уплощенная).

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении, в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси, соответственно, в поясничной и грудной частях позвоночника. Увеличение изгиба позвоночника назад более чем на 4 см называется кифозом , вперед - лордозом . При недостаточном развитии мышц спины наблюдается ее круглая форма, при которой имеет место выраженный кифоз грудной клетки позвоночника (сутулость). Боковых искривлений позвоночника - сколиозов в норме быть не должно. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные. Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и вправо (или влево), которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточная мускулатура туловища или неправильное положение при работе за столом.

По результатам наружного осмотра определяется тип сложения человека. Различают астенический (длинные и тонкие конечности, узкие плечи, длинная и тонкая шея, длинная, узкая и плоская грудная клетка, слабо развитая мускулатура), нормастенический (пропорционально развитые основные формы тела) и гиперстенический типы (короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура).

В студенческом возрасте с помощью специально подобранных упражнений некоторые нежелательные отклонения в телосложении могут быть устранены Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002. - С. 40..

Антропометрические измерения. По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Измеряют:

рост (длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

вес тела;

окружность грудной клетки (измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин - 3800 - 4200 см3, у женщин - 3000 - 3500 см3);

силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития обследуемых оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов. Последний метод является наиболее популярным. Метод антропометрических индексов позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы.

Весо-ростовой индекс, т.е., отношение массы тела (г ) к длине тела (см ). В норме частное деление должно равняться 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Этот показатель говорит о наличии или отсутствии "лишнего" веса.

Росто-весовый показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100 = масса (кг).

Коэффициент пропорциональности (КП):

где L1 - длина тела в положении стоя, L2 - длина тела в положении сидя. В норме КП = 87-92%. Этот показатель используется главным образом в спортивной ориентации и спортивном отборе: лица с низким КП имеют более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущества при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (борьба и др.). И, наоборот, лица с КП более 92% имеют преимущества в тех видах спорта, где более высокое расположение центра тяжести при прочих равных условиях позволяет добиваться значимых результатов.

Жизненный показатель - отношение ЖЕЛ к массе тела (г ). Показатель ниже 65-70 мл/г у мужчин и 55-60 мл/г у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс - это отношение силы кисти более сильной руки (кг ) к массе тела. В среднем силовой индекс у мужчин равен 0,70-0,75, у женщин - 0,50-0,60.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки - это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки.

Тестирование функционального состояния. Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-7 минут отдыха сидя сделайте полный вдох и выдох, затем снова вдох (примерно на 80-90% от максимального) и задержите дыхание. Время отмечается от момента задержки до ее прекращения. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки). У здоровых людей и подростков в возрасте 6-18 лет длительность задержки дыхания на вдохе колеблется в пределах 16-55 секунд. Здоровые взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены - от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении - снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные - на 90 секунд и более. При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, после перенапряжения и переутомления, в результате которых ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе уменьшается. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля.

Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично - 20 и менее, хорошо - 21-40, удовлетворительно - 41-65, плохо - 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.