Дзюдо.Приёмы борьбы лёжа и стоя. Урок

Цель урока:

Задачи урока:

Должны знать:

Должны уметь:

Формируемые УУД: предметные:

метапредметные:

личностные:

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физической культуре: "Приемы борьбы в стойке"»

Развернутый конспект урока по физической культуре

Учителя Бондаренко А.А.

Дата проведения: 12.12. 2016г.

Раздел: Элементы единоборств

Тема урока: Приемы борьбы в стойке.

Цель урока: изучение элементов техники приемов в стойке, переворот нырком. Контроль и оценка индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Задачи урока:

Должны знать:

Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни. Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения. Требования безопасности на занятиях физической культурой. Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Должны уметь:

Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности. Комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки. Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты элементов единоборств (в роли помощника учителя). Оказывать первую доврачебную помощь при травмах

Формируемые УУД: предметные: владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием, иметь представления о технике единоборств.

метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности к занятиям единоборств; осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки;

личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метод проведения: поточный, индивидуальный.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: свисток, секундомер, гимнастические маты

Характеристика обучающихся (класс): 11 класс

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть, 11 минут

1. Построение в одну шеренгу:

а) рапорт физорга класса;

б) приветствие;

в) проверка учащихся;

г) сообщение задач урока.

д) пульсометрия

2. Строевые приёмы на месте; повороты и перестроение в шеренге и колонне:

Обратить внимание на спортивную форму, обувь занимающихся, технику безопасности на занятии

2. Ходьба:

высоко поднимая колени,

на внешней/внутренней стороне стопы.

Бег: с захлестом голени назад, правым/левым боком вперед, скрестным шагом,

с ускорением,

с постепенным переходом на ходьбу.

Ходьба в полуприсиде, обычная ходьба.

Кувырки вперед, назад, с выходом на прямые руки, длинный кувырок, подъем разгибом.

3. ОРУ на месте:

1) И. п. - ноги на ширине плеч 1, 2, 3-поднимая руки вверх. Сделать ими три рывка назад. 4-и.п.

2) И, п. - руки за голову, локти отведены назад. 1,2-два наклона вправо. 3,4-то же влево.

3) И. п. - ноги на ширине плеч. 1, 2, 3-три пружинистых наклона вперед. 4-и. п.

4) И. п. – руки за головой. 1 – поворот туловища налево. 2 – й. и п. 3 – поворот туловища направо. 4 – и. п.

5) И. п. – руки на поясе 1 – 4 – круговое движение туловищем вперед направо. 5 – 6 – то же вперед – налево.

6) И. п. – упор лежа. 1, 2 – согнуть руки. 3 – 4 разогнуть руки.

7) И. п. – лежа на животе, захватив руками голеностопные суставы. 1 – прогнуться. 2 –й. и. п.

8) И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1, 2, - коснуться ковра за головой носками ног. 3, 4, - и. п.

9) Движения на переднем мосту вперед - назад, с поворотом головы налево и направо.

10. Борьба на руках

по 0,5круга

по 10 повторений

8 повторений

8 повторений

8 повторений

8 повторений

10 повторений

8 повторений

10 повторений

8 повторений

Напра-во! В обход по залу шагом марш!

Обратить внимание на осанку.

При движении правым боком левая нога попеременно ставится то спереди, то сзади правой ноги.

Голову вперед не наклонять

Ноги в коленях не сгибать

Локти вперед не сводить

С места не сходить

Туловище прямое

И. п. принимать только после команды

Колени на пол не ставить

Ноги поставить шире плеч упор руками в ковер

Активно работать корпусом

Основная часть, 25 минут

1. Перевод рывком захватом одноименного запястья и туловища

Защита: зашагивая повернуться грудью к атакующему и захватить его разноименную руку. 12мин
Конрприем: бросок подворотом захватом запястья.

2. ^ Перевод нырком захватом туловища с дальней рукой

Защита: отходя от атакующего и поворачиваясь к нему грудью захватить свободной рукой его плечо.13 мин
Контрприемы:
а) бросок подворотом захватом руки под плечо;

б) накрывание выседом захватом руки по плечо.
в) пульсометрия

ПУЛЬСОМЕТРИЯ

Заключительная часть, 4 минуты

1. Упражнения для укрепления мышц шеи.

2. Спокойная игра «на внимание».

3. пульсометрия

2. Подведение итогов.

3. Организованный уход из зала.

Указать на ошибки. Выделить ребят, которые хорошо справлялись с заданиями. Похвалить всех за работу.

Веркин Александр Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ Маливская СОШ
Населённый пункт: д. Зарудня. Коломенский район. Московская область
Наименование материала: Рабочая программа на основе элементов спортивной борьбы
Тема: Проведение уроков физической культуры по борьбе
Дата публикации: 01.01.2016
Раздел: среднее образование

Программа

по физической культуре

для общеобразовательных учреждений

по разделу борьба (5 – 9 классы)

Московская область

Коломенский муниципальный район

МОУ Маливская сош

Составитель: учитель физической культуры Веркин А.А.

2015 год

Пояснительная записка
Программа разработана для занятий разделом борьбы (элементами единоборств) среди учащихся общеобразовательных учреждений. В данной программе отражен учебный процесс для учащихся 5-9 классов, в соответствии с требованиями основного общего образования, особенностями МОУ Маливской средней общеобразовательной школы, образовательных потребностей и запросов обучающихся. Особенностью планирования программного материала являются сведения максимальных возможностей параметров нагрузок, средств, методов, контроля в одну схему проведения занятий.
Целью
физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физического воспитания при занятиях борьбой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области борьбы, осуществлять освоенные умения в оздоровительной и спортивной деятельности. Практическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе урока решаются следующие
задачи
: - гармоничное физическое развитие учащихся; - разносторонняя подготовка; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - овладение основами техники выполнения упражнений; - приобретение необходимых знаний в области единоборств, физической культуры и спорта; - выявление способных учащихся; - воспитание потребности и умения самостоятельно применять физические упражнения в жизни, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья: - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности: - содействие воспитанию патриотизма.
Общая характеристика раздела
В возрасте 12 – 13 лет условные рефлексы у детей обладают стойкостью, движения становятся точнее, быстрее, улучшается процесс автоматизации, но полностью
формирование центральной нервной системы не завершено и продолжается в, более старшем возрасте. В 14 – 15 лет развиваются качества, связанные с различными формами выносливости и силы. По показаниям обмена веществ и энергетических затрат организм подростка еще не подготовлен для выполнения нагрузок, равным более взрослым детей. Начиная с 5 класса, в содержание программного материала включены элементы борьбы (единоборств). Этот материал, способствует овладению учащимися жизненно важными элементами борьбы (единоборств), оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия борьбой содействуют воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности в себе. Занятия по овладению техническими приемами борьбы (единоборств) требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности. При соответствующей подготовке учителя и учеников программный материал может быть расширен за счет изучения более сложных приемов борьбы.
Место учебного раздела в школьной программе
Учебная программа по физической культуре МОУ Маливской средней общеобразовательной школы предусматривает изучение элементов борьбы (единоборств) в 5-6 классах – 9 часов (вариативная часть), в 7 классе – 9 часов (6 часов – базовая часть, 3 часа – вариативная часть), 8-9 классах – 9 часов (базовая часть).
Содержание раздела
Основная направленность 5 – 6 классы На овладение техникой приемов борьбы Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком, передняя подножка, задняя подножка, захватом двух ног. Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук, удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. На развитие координационных способностей Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега). Подвижные игры типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на коленях» и т.п. На развитие силовых способностей и силовой Силовые упражнения, единоборства в парах.
выносливости На знания о физической культуре Виды единоборств. Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие координационных, кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах. Самостоятельные занятия Проведение учащимися подготовительной части занятия (общих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). На овладение организаторскими способностями Подготовка мест занятий. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом. Основная направленность 7 – 9 классы На овладение техникой приемов борьбы Способы подготовки к проведению бросков. Упражнения по овладению приемами самостраховки и страховки. Приемы борьбы стоя: бросок рывком за подколенный сгиб, бросок через бедро, бросок захватом руки под плечо. Приемы борьбы лежа: переворачивание лежащего на животе захватом туловища, двух ног, удержание сверху. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сверху. На развитие координационных способностей Совершенствование изученных приемов борьбы лежа и стоя. Акробатические элементы: кувырки вперед, назад, через плечо в длину (высоту) с места (разбега) через партнеров лежащих на животе, стоящих согнувшись. Переворот боком. Подвижные игры типа «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», «Паук», «Регби на коленях» и т.п. На развитие силовых способностей и силовой выносливости Силовые упражнения, единоборства в парах. Эстафеты с включением элементов акробатики и бросков. Силовые элементы единоборств в парах. На знания о физической культуре Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Закаливание, режим дня, питание, самоконтроль. Самостоятельные занятия Проведение учащимися подготовительной части занятия (общеразвивающих, специальных упражнений, а также элементов акробатики). На овладение организаторскими способностями Выполнение учащимися на занятии роли помощника учителя. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий единоборств, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 5-9 класса учащиеся должны
уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; – использовать физическую культуры (элементы единоборств) как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры с элементами единоборств и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; – соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; – выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне; – выполнять технические действия борьбы, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
знать (понимать):
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения; -название известных единоборств. -основные показатели физического развития. -правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. -правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; - включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Календарно – тематическое планирование

5 класс
№ урока Тема урока Домашнее задание Плановая дата проведения урока Скорректирован ная дата проведения урока 1 Правила безопасности и поведения учащихся во время занятий. Виды единоборств. Гигиена борца. Общеразвивающие упражнения борцов на месте Отжимание в упоре лежа – до 15 раз.
и в движении. 2 Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. 3 Общеразвивающие (специальные) упражнения борцов. Упражнения по овладению приемами самостраховки при падении на бок, спину, грудь. Страховка. Отжимание в упоре лежа – до 15 раз. 4 Стойки, передвижения в стойке. Дистанции. Захваты рук, туловища. Освобождение от захватов. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 5 Приемы борьбы лежа: переворачивание стоящего на четвереньках захватом шеи и руки, двух рук. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 6 Приемы борьбы лежа: удержание сбоку. Болевые приемы: узел и рычаг локтя от удержания сбоку. Лежа на спине с упором на локтях, держать прямые ноги под углом 30 градусов (до 15 с). 7 Приемы борьбы стоя: выведение из равновесия рывком и толчком. Приседание на одной ноге – до 7 раз. 8 Приемы борьбы стоя: передняя подножка. Приседание на одной ноге – до 7 раз. 9 Силовые элементы единоборства в парах. Подвижные игры: «Салки кувырками», «Бой наездников», «Бой петухов», Приседание на одной ноге – до 7 раз.

Тематическое планирование

урока

Тема раздела

Решаемая

проблема

Понятия

Предметные

результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Познавательн

Регулятивные

Коммуник

ативные
1-9 Борьба Овладеть учащимися жизненно важными навыками единоборст в. Место занятий, стойка, передвижени я в стойке, захват, приемы борьбы стоя и лежа, страховка, самостраховк а, правила поведения учащихся во время занятий единоборства ми. Разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц) и кондиционных (скоростно- силовых, силовых, Виды единоборств, гигиена борца, влияние занятий единоборства ми на организм человека, развитие его физических способностей, оказание первой медицинской помощи при травмах. Занятия с использование м единоборств содействуют овладению техникой приемов, развивают координацион ные, силовые способности, а также силовую выносливость. Занятия воспитывают у детей волевые качества: смелость, решительность, уверенность. Самостоят ельно выполнять упражнени я в парах, владеть приемами страховки, подвижны ми играми с элементам и единоборс тв. Оказание помощи слабо успевающим товарищам в овладении программным материалом по борьбе.
силовой выносливости) способностей.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

1.
Общеобразовательная программа основного общего образования (БУП) МОУ Маливской средней общеобразовательной школы
2.
Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов. Ред. В.И. Ляха, А.А. Зданевича, изд. "Просвещение", 2012 г.
3.
УМК «Школа России» под редакцией В.И.Ляха
4.
100 уроков САМБО, ред. Е.М. Чумакова, изд. "Фаир-Пресса", 1988 г., г. Москва.
5.
САМБО, ред. С.А. Селиверстов, 1997 г., г. Москва.
6.
САМБО: первые шаги ред. П.А.Эйгминас, изд. «Физкультура и спорт», 1992 г., г. Москва.
Материально-техническое обеспечение

Место для занятий:
Спортивный и тренажерный залы.
Для уроков борьбы:
Маты, пояса, секундомер, набивные мячи (1-3 кг.), скакалки, медицинские весы, зеркало.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Борьба – это жизнь, жизнь – это борьба.

На протяжении всей жизни человек включается в борьбу за выполнение поставленных целей.

Борьба, с любой точки зрения, это путь к преодолению трудных периодов жизни. А как вид спорта, борьба позволяет и учит умению защитить себя, своих близких, Родину, закаляет не только физически, но и морально.

В Маливской средней школе с 1977 года по настоящее время работает секция борьбы самбо. За более чем 30-летний период были подготовлены, а также стали в будущем, 1 Мастера спорта Международного класса, 2 Мастера спорта России, более 50 спортсменам присвоено звание “Кандидат в мастера спорта” и 1го взрослого разряда по борьбе самбо и дзюдо.

Среди достижений есть призеры молодежных чемпионатов Мира и Европы, призер чемпионата СССР, победители и призеры чемпионатов России, чемпионы и призеры Московской области, г. Москвы, других областей, а также призеры различных Всероссийских и международных турниров. Сколько учащихся занималось за этот период в секции, никто не считал. За это время секцией руководили местные воспитанники. Очень большое количество юношей, закончив заниматься в секции, служили в элитных войсках России – воздушно-десантных войсках и морской пехоте.

В связи с этим в школьную программу была включена новация, а именно: начиная с 1 класса, были введены учебные часы по борьбе.

Борьба – это название общего раздела, в нее были включены броски из различных единоборств, в основном из борьбы самбо и дзюдо. Большое значение в формировании сознательного отношения к борьбе имеет слово. Беседуя с ребятами, я стараюсь дать полное представление, зачем она нужна, что она развивает, что воспитывает.

Специальный зал борьбы при школе позволяет учащимся проводить занятия по программе, которая включает в себя специальные упражнения для борцов: умение правильно падать, овладевать акробатическими элементами, а также бросками в положении “стоя” и “лежа” и умение применять их на ковре и в экстремальных ситуациях.

Как учитель я стараюсь подбирать упражнения для занятий с детьми различных возрастных категорий так, чтобы интерес к данному виду спорта не угасал, а наоборот только возрастал. Например, в 1–8-х классах упор делается на игры, в которых есть элементы борьбы: “регби на коленях”, “салки-догонялки с кувырками”, “слон”, и другие игры,– которые развивают еще и силу, выносливость, гибкость, быстроту мышления, волю, целеустремленность к победе. В 9–11-х классах больше внимания уделяю развитию силы, ловкости, постоянно увеличивая нагрузку к максимальным возможностям.

При зале борьбы оборудована комната, где установлены различные тренажеры, среди которых есть такие, которые ребята изготовили сами, под руководством учителя и тренера.

Борьба позволяет дать четкое представление ребятам, каким видом спорта им предстоит заниматься. Даже те из них, которые, не сделав этого выбора, не занимаются этим видом спорта, имеют возможность на уроках физкультуры познавать и совершенствовать навыки борьбы в течение всего обучения в школе.

Стало традицией проводить открытое первенство Коломенского района по борьбе самбо среди юношей и девушек, мальчиков и девочек в спортивном зале нашей школы.

Я надеюсь, что занятия борьбой не прошли бесследно для воспитанников. Доказательством тому является и то, что только за последние четыре года 8 юношей и девушек поступили учиться в ВУЗы на Факультеты Физкультуры и спорта, что является еще одним доказательством правильно выбранного пути. Эта новация, спортивная борьба, позволяет поддерживать традиции школы, Коломенского района – растить будущих защитников Родины, сильных физически и морально, уверенных в своих силах, готовых в любых жизненных ситуациях постоять за себя и свое Отечество. Ведь жизнь – это борьба, а борьба – это жизнь.

Методические разработки по ведению урока борьбы в 6–8-х классах.

Упражнения разминки на месте. Кувырком вперед без сгибания ног. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки. Болевой прием: рычаг локтя через бедро. Беседа на тему “Методы развития силы”. Выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Приемы самозащиты: освобождение от захвата руки рукой.

  1. Упражнения разминки на месте обычно выполняются после упражнений в движении. Когда группа занимающихся большая, а помещение для занятий недостаточно просторное, выполняются только упражнения на месте.
    Примеры упражнений.
    1) Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
    2) Бег на месте с ускорением (по хлопку учителя).
    3) Бег с доставанием пятками ягодиц.
    4) Прыжки с поворотом на 180º (360º) í а двух ногах и на одной ноге.
    5) Махи ногой вперед, назад, в стороны (с максимальной амплитудой).
    6) Приседания с партнером на плечах.
    7) Наклоны вперед без сгибания ног, руками касаться ковра.
    8) Из положения стоя на коленях садиться на ягодицы слева и справа.
    9) Из положения стоя на коленях прогнуться, доставая затылком ковер.
    10) Из положения лежа на спине, поднимая ноги, достать носками ковер за головой вперед, назад, в стороны.
  2. Помимо приведенных упражнений на уроке изучают кувырок вперед с прямых ног. Занимающимся дается задание выполнить обычный кувырок вперед, но без сгибания ног. Можно также предложить ученикам сначала сделать кувырок без сгибания ног из положения ноги врозь (шире плеч), затем выполнить кувырок вперед из положения ноги вместе. После переката по спине ноги следует согнуть, чтоб встать в стойку.
  3. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки.
    Последовательность упражнений:
    1) В упоре лежа сгибание и разгибание рук.
    2) В упоре лежа на пальцах сгибание и разгибание рук.
    3) Из положения на коленях, руки назад падение вперед, прогнувшись с опорой на руки.
    4) Из положения стоя, ноги расставлены широко, падение вперед с опорой на руки. При падении ученики не должны касаться грудью ковра, при этом необходимо сгибать руки, амортизируя удар. Падение на выпрямленные руки запрещается. Туловище следует держать прямо.
  4. Приемы борьбы “лежа”: рычаг локтя через бедро. Благоприятные условия: прием проводится после выполнения удержания сбоку (ученик находится сбоку). Проведение приема: захватить предплечье атакуемого и отжать его к бедру ноги, лежащей на ковре так, чтобы плечо ложилось на бедро, предплечье опускалось к ковру между ногами. Плавно разгибать руку до подачи сигнала (голос, хлопки по ковру другой рукой), если борцу не хватает силы одной руки для отжимания руки противника, следует помочь бедром, усилить давление на предплечье разгибаемой руки.
  5. Беседа на тему: “Методы развития силы”. Под силой мы понимаем способность с помощью напряжения мышц производить движения, преодолевать какие-либо силы или противостоять им. Существует два основных метода развития силы: с помощью динамических и статических упражнений. Динамические упражнения выполняют, преодолевая силы тяжести, сопротивление партнера и др. Характеризуются они сравнительно небольшими нагрузками (выполняются до появления усталости, “до отказа”, большими нагрузками выполняются 1–3 раза также до появления усталости; после небольшого отдыха, 2–3 минуты, упражнения повторяются), сменяющимися нагрузками. Сначала выполняются упражнения с небольшой нагрузкой, затем со средней и предельной. Может быть и иная последовательность. Например, выполняют упражнения с максимальной нагрузкой (1–2 раза), затем с меньшей, но с большим количеством повторений.
    Статические упражнения заключаются в противодействии каким-либо силам в течение определенного времени. Занимающийся принимает какую-либо позу (угол, вис, упор и др.) и удерживает ее определенное время или стремится поднять вес выше своих возможностей. Поза и отягощение должны вызывать сокращение определенных мышц.
    К основным средствам развития силы относятся упражнения с тяжестями (штанга, гири, гантели) и отягощением (собственным весом или весом партнера).
  6. Приемы борьбы “стоя”: выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Благоприятные условия: противник неправильно перемещает ноги или становится в низкую стойку (скрещивает ноги, далеко отставляет одну ногу, очень широко расставляет ноги, сильно разворачивает плечи относительно плоскости таза, переносит вес тела на одну ногу, опирается руками на атакующего).
    Проведение приема: атакующий рывком за руку переносит вес противника на одну ногу. Поворачиваясь в направлении рывка, атакующий толчком плеча в шею противника вынуждает его падать вместе с собой. Скручивая вокруг продольной оси.
  7. Приемы самозащиты: освобождение от захвата руки рукой.
    1) От захвата одной рукой за запястье разноименной руки. Освобождение выполняется рывком внутрь большого пальца руки атакующего. Предварительно следует вращать руку таким образом, чтобы лучевая кость оказалась в промежутке между большим и остальными пальцами руки противника.
    2) От захвата одной рукой за запястье одноименной руки. Выполняется рывком наружу в сторону большого пальца там, где он соединяется с другими пальцами. Принцип освобождения тот же, что и в первом случае, изменяется только направление рывка и вращение руки.

Литература:

  1. Е.М. Чумаков “Физическая подготовка борца”. Учебное пособие для тренеров.
  2. В.М. Андреев “Борьба самбо”.

Методическая разработка по ведению урока борьбы в 5 классе.

Упражнения разминки в движении.
Акробатические упражнения-кувырки вперед.
Самостраховка при падении на бок.
Бросок задней подножкой.
Переворот с захватом рук.
Упражнения для развития силы с партнером.

Упражнения разминки в движении позволяют совершенствоваться в способах перемещения по ковру и одновременно подготовить организм к нагрузке.

Пример упражнений:

  1. Ходьба на носках, на пятках, носками внутрь, носками наружу, на внутреннем и наружном крае стопы, в полуприседе, в полном приседе.
  2. Бег спиной вперед, боком вперед (приставными шагами, со скрещиванием ног), на четвереньках.
  3. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с поворотом в воздухе на 180º и на 360º.
  4. Ходьба с вращением рук вперед и назад.
  5. Ходьба с поворотами туловища.
  6. Чередование прыжков и бега.

Акробатические упражнения – кувырки вперед. Кувырок вперед с места выполняется таким образом: поставив ноги вместе и присев, не разводя колени, сильно согнуть спину и поставить ладони на ковер. Чуть приподняв таз, затылком коснуться ковра и, оттолкнувшись носками, сделать перекат вперед по спине, не выпрямляясь. Во время переката по спине ноги согнуть. Кистями захватить голени и прижать пятками к ягодицам.

Изучение самостраховки при падении на бок начинается с освоения занимающимися конечного положения (группировки), в которое они должны приходить при завершении броска. Когда группировка изучена, необходимо научиться быстро приходить в положение группировки из положения лежа. Занимающиеся делают хлопок одной рукой по ковру и подтягивают ноги к груди. При этом ногу. Одноименную руке, делающей хлопок, следует, согнув, положить около руки, другую ногу поставить примерно на уровне середины голени лежащей ноги.

Задняя подножка под выставленную ногу.

Благоприятные условия:

  1. Противник выставляет вперед ногу и тянет атакующего.
  2. Противник стоит на атакуемой ноге.

Подготовка. Резким рывком вынудить противника перенести вес на атакуемую ногу, для сохранения равновесия он наклоняется назад и уменьшает устойчивость в направлении броска.

Проведение приема. Атакующий ставит ступню сзади, между ногами противника, упираясь в его подколенный сгиб своим подколенным сгибом. Выпрямляя ногу и отталкиваясь ею от ковра, атакующий сгибает ближнюю ногу противника и увлекает его на себя вперед и в сторону. При падении противника на спину необходимо сделать шаг вперед другой ногой, поддержать его и смягчить падение.

Переворот захватом рук. Благоприятные условия: противник стоит на четвереньках, расставив руки нешироко. Проведение приема. Встать сбоку от партнера на одно колено (ближнее к его ногам), захватить его дальнее плечо двумя руками. Подтягивая руки к себе и надавливая плечом в бок атакуемого, перевернуть его на спину.

Упражнения для развития силы с партнером.

  1. Угол в упоре (прямые ноги подняты над матами под углом 30º).
  2. Удержание и перенос партнера на руках.
  3. Перенос партнера на бедре (на одном затем на другом).
  4. Повороты туловища в наклоне с партнером, лежащим на плечах.
  5. Приседания с партнером, сидящим (стоящим) на плечах.
  6. Сгибание и разгибание рук стоя.

Литература:

  1. Е.М. Чумаков “Сто уроков самбо”.

Конспект урока по борьбе.

9-й класс

Задачи урока:

  1. Обучение приему борьбы стоя – через бедро; приему борьбы лежа – удержание сбоку, болевым приемам – узел руки и рычаг руки от удержания сбоку.
  2. Развитие силы и координации.
  3. Воспитание дисциплинированности, самостоятельности, интереса к занятиям борьбой.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: фронтальный, групповой, игровой.

Место проведения: зал борьбы.

Инвентарь: маты.

Время проведения: 45 мин.

Часть урока Содержание Дозировка ОМУ (организационно-методические указания)
1 2 3 4
I. Вводная

1. Построение, сообщение задач.

2. ОРУ в ходьбе и беге:

  • ходьба на носках, на пятках;
  • бег с захлестыванием голени;
  • бег с высоким подниманием бедра;
  • бег с приставными шагами;
  • бег с крестным шагом;
  • в ходьбе: наклоны и повороты головы;
  • в ходьбе: рывки руками;
  • в ходьбе: наклоны туловища влево, вправо, вперед, назад;
  • ходьба в полном приседе.

3. ОРУ на ковре:

  • из положения сидя: наклоны вперед, назад, в стороны;
  • из положения лежа на спине: наклоны в стороны;
  • из положения стоя на коленях сед на ягодицы;
  • передний и задний мост.

4. Акробатические элементы:

  • кувырок вперед;
  • кувырок назад;
  • кувырок назад с выходом в стойку;
  • кувырок вперед в высоту с разбега;
  • переворот боком;
  • сочетание упражнения переворот боком и кувырок вперед в длину с места;
  • игра “салки кувырками”.
Дежурный сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку.

Следить за осанкой во время выполнения беговых упражнений.

Упражнения выполняются в колонне по одному, соблюдать дистанцию 1 м; следить за правильной осанкой.

Упражнение выполняется до касания грудью ковра.

Упражнения выполняются ногами в центр ковра.

Упражнения выполняются в колонну по 2-е, дистанция 3–4 метра, следить за своевременным выполнением группировки.

II. Основная часть

1. Бросок через бедро из стойки.

  • Рассказ, показ, опробование;
  • изучение по частям;
  • повторение ранее изученных бросков.

2. Удержание сбоку в положении лежа

  • Рассказ, показ, опробование.

3. Болевые приемы – узел и рычаг руки от удержания сбоку.

  • Рассказ, показ, опробование;
  • изучение по частям.

4. Упражнения для развития силы:

  • Отжимание в упоре лежа;
  • из положения лежа на спине поднимание туловища;
  • из положения лежа на спине с упором на локтях “угол”.
25 мин.

2п*15р
2п*10р

Ученики разбиваются парами.

Следить за полным разворачиванием туловища и подбивать верхней частью бедер назад, вверх.

Положение ног – одна нога вытянута вдоль туловища, вторая стоит на стопе.

Следить, чтобы во время выполнения приема сигнал о том, что болевые действия достигли цели, подавался своевременно.

III. Заключительная часть.
  • Упражнение на расслабление;
  • подведение итогов занятия;
  • домашнее задание.
3 мин.

Лежа на спине расслабиться.
Построение в одну шеренгу.
Отжимания в упоре лежа.

План проведения внеклассного мероприятия по борьбе среди учащихся 5–11 классов.

  1. Класс делится на две равные по силам команды.
  2. каждая команда имеет свое название и девиз.
  3. Судейство осуществляет учитель и его помощник.
  4. Каждый этап соревнования имеет свое название.
  5. За каждую победу на этапе начисляется 3 очка, за ничью – 2 очка, за поражение – 1 очко.
  1. “Знание” – командам одновременно задаются вопросы по борьбе (правила борьбы, оказание первой помощи, травмы, гигиена и т.д.). В течение 3 минут команды должны дать верный ответ на каждый вопрос. Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.
  2. “Сила” – каждый участник команды в упоре лежа сгибает и разгибает руки максимальное количество раз, результат суммируется. Побеждает команда, сделавшая наибольшее количество повторений.
  3. “Быстрота” – каждый участник команды участвует в эстафете с включением акробатических элементов (кувырки вперед, назад, переворот боком и т.д.). Побеждает команда, показавшая наименьшее время.
  4. “Гибкость” – команды принимают положение “сидя” с упором на локтях лицом друг к другу, ноги приподнимаются над ковром под углом 30º. Побеждает команда, участник которой последним останется держать ноги.
  5. “Регби на коленях” – от каждой команды участие в игре принимают 5 человек. Передвигаясь по ковру на коленях и передавая друг другу мяч, игроки стараются занести его в “дом” соперника. Побеждает команда, которая сделает наибольшее количество “заносов”.
  6. “Бросок” – участие принимает вся команда. Участники разбиваются парами. За отведенное время нужно выполнить наибольшее количество бросков из положения “стоя”. Побеждает команда, выполнившая наибольшее количество бросков.
  7. “Стенка на стенку” – участвует вся команда. Бросается жребий. Участник каждой команды борется в положении “стоя” с участником другой команды до первого броска. Выигрывает команда, победившая в большем количестве схваток.

В соревнованиях побеждает команда, набравшая на всех этапах наибольшее количество очков.

Особое внимание учителю надо уделить обучению юношей старшеклассников элементам страховки и самостраховки. Педагог должен напомнить им, что страховка при выполнении бросков направлена на то, чтобы юноша:

а) поддерживал падающего партнера, смягчая удар его тела о борцовский ковер;
б) при падении партнера направлял его на перекат;
в) при выполнении бросков не падал на партнера и при потере равновесия не наступал на него.

Падение назад на спину перекатом.

Вначале изучается положение группировки (рис. 1). Ученик ложится на спину, сгибает ноги и подтягивает бедра к груди; руки кладет под углом 45° относительно туловища, прижимая ладони к ковру; подбородком упирается в грудь. Учитель предлагает учащимся зафиксировать положение, сделав несколько раз хлопок по ковру одновременно обеими руками (ладонями). Затем переходят к освоению падения на спину перекатом. Из положения сидя на ковре, руки вытянуты вперед, ноги поджаты к груди (рис. 2), падая перекатом назад на спину, перейти в положение группировки. В момент переката, когда лопатки еще не коснулись ковра, следует выполнить одновременный хлопок руками по
ковру.После этого учитель приступает к обучению юношей X класса падению назад на спину из положения полного приседания руки вперед (рис. 3). Движения выполняются так же, как в предыдущем случае. Когда падение на спину из положения полного приседания изучено, выполняется самостраховка при падении на спину из положения стоя (рис. 4). По сигналу учителя юноши быстро приседают и плавным перекатом по спине, поджав ноги к груди, с одновременным хлопком обеими руками по ковру приходят в конечное положение. Эти навыки памогут ребёнку и на других секциях например тренировки кикбоксинг .

Типичные ошибки:

Хлопок руками по ковру старшеклассник выполняет после касания лопатками ковра;

при перекате ученик упирается локтями в ковер и хлопок руками по ковру не получается.

Методические указания.

Для предупреждения и исправления типичных ошибок учитель физической культуры помогает юношам по элементам закреплять технику приемов самостраховки борца. Если при перекате борец упирается руками в ковер, хлопок не получится, так как опорой руками ученик преждевременно останавливает перекат. В свою очередь, и это надо особо подчеркнуть на уроке, такая остановка может привести к травме рук. Если после хлопка ученик выполняет кувырок назад через голову, это свидетельствует о том, что движение руками на хлопок выполнено поздно. В этих случаях необходимо как повторное объяснение учителя, так и показ им приема самостраховки, акцентируя внимание занимающихся на выполнении тех элементов, в которых были допущены ошибки.


Тема: « Дзюдо. Приемы борьбы лежа и стоя».

Дата проведения: 02.12.2014 г.


Место проведения: МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2 » Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Провёл: тренер-преподаватель по дзюдо

Щербаков Виктор Алексеевич

Цель урока: развитие координационных, силовых способностей, силовой выносливости и гибкости, ознакомление с основами олимпийского движения.

Задачи урока:

Изучить бросок в борьбе стоя «Переднюю подножку» и совершенствовать бросок «задняя подножка».

Изучить болевой прием в борьбе лежа «рычаг локтя при захвате руки двумя ногами».

Теоретические сведения: продолжить знакомство с олимпийским движением.

Инвентарь: дзюдоистский ковер (татами).

Части кл.часа

Содержание классного часа


Дозировка


Методические указания


1.


Вводная часть.

1. Построение, перекличка учащихся.

2.Проблемная ситуация, задача урока.

3.Воспитательный момент.


2 мин.


С наступлением зимы участились обращения граждан в травпункт.

Что необходимо знать и уметь, чтобы не получить травму или правильно оказать помощь.

Воспитание чувства сопереживания к людям, возможность прийти на помощь, укрепление здоровья


2.


Подготовительная часть

1. Измерение частоты сердечного сокращения (ЧСС). Разминка: легко бегом, бег приставными шагами, захлестом голени, высоким подниманием бедра, бег с поворотами на 360 градусов.


10 мин.

2 мин.


Бег в колонне по одному. Дистанция один метр. Вдох носом, выдох ртом


2. О.Р.У стоя, упражнения для развития мышц шеи, плечевого сустава, рук, туловища, тазобедренных суставов; упражнения для коленных суставов. Выпады влево, вправо (полушпагаты), шпагат продольный и поперечный.

3. Упражнения в партере (лёжа) для развития гибкости

А) Упражнение мост из положения стоя на коленях.

Б) Повороты туловищем из положения сидя на коленях касаясь руками ковра за спиной.

В) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» согнувшись.

Г) Разминка шеи из положения стоя в упоре на голове «мост» прогнувшись.

Д) Кувырки вперед и назад, переворот боком, переворот вперед. Измерение ЧСС.

4 мин.


Не вращать головой. Руки прямые.

Основная часть.

1. Совершенствование страховки, падение на бок и на спину.

2. Учитель рассказывает и показывает новый прием. Измерение ЧСС

3. Разучивание техники приема передняя подножка. Этот прием может выполняться, если партнёр находится в защитной стойке или когда партнёр двигается вперёд. Тори в синем кимоно стоит во фронтальной (защитной) стойке, левой рукой захватывает правую руку Укэ в белом кимоно, а правой рукой, держит захват на шее. Укэ стоит в атакующей (правосторонней) стойке правая нога впереди, и держит такой же захват как Тори, Укэ руками делает тягу Тори на себя и переносит центр тяжести своего тела на правую ногу, делает разворот заводя левую ногу за правую и становится спиной к Тори,делает подсед и правой ногой перекрывает обе ноги Тори перенося центр тяжести на левую ногу, левой рукой тянет правую руку а правой рукой захватив шею Тори и делает бросок. Измерение ЧСС.

5. Игра, проведение конкурса по решению кроссворда на олимпийскую тематику.

А) Вопросы по горизонтали

1.Место проведения древних Олимпийских Игр (Олимпия).

2. Источник здоровья (спорт).

Б) Вопросы по вертикали

1. Комплексное, массовое соревнование(Спартакиада).

6.Измерение ЧСС. Борьба лежа (партер). Разучивание болевого приема рычаг локтя при захвате руки двумя ногами. Укэ в белом кимоно лежит на спине, Тори немного отодвигается назад, делает паузу в положении стоя на левом колене, затем придвигается ближе. Поднимая правую руку, Укэ захватывает левый отворот Тори. Тори сразу реагирует, захватывая правую руку партнера двумя руками и ставя правую ногу у подмышки борца в белом. Поднимаясь на правой ноге, Тори перешагивает левой ногой через голову Укэ, поставив пятку около его шеи. Одновременно Тори подтягивается ближе к правому плечу Укэ. Тори садится на татами у правого плеча партнера. Сжимая колени, Тори вытягивает руку Укэ в направлении наружу, скручивая ее с помощью своего правого бедра. Укэ подает сигнал «сдаюсь» двойным хлопком по левой ноге Тори. Измерение ЧСС.

28 минут.

5 мин.


Делать хлопок прямой рукой.

Технические действия выполнять без сопротивления.

Стойка прямая.

Класс делится на две группы и борется по 5 мин.

Следить за постановкой ног и тягой

Страховать партнёра при падении.

Игра на олимпийскую тематику

Повернуть предплечье руки атакуемого таким образом, чтобы большой палец запястья был направлен вверх.


4.


Заключительная часть.

1. Приведение организма в относительно спокойное состояние, легко бегом.

2.Дыхательные упражнения. Брюшное грудное и полное дыхание. Лежа на спине, левая рука лежит на животе, а правая на груди, делать брюшное дыхание, 5-7 вдохов, глаза закрыты. Грудное дыхание 5-7 вдохов. Полное дыхание, начиная вдох животом, переводить вдох грудью, начиная выдох грудью и заканчивая выдох животом. 3.Измерение ЧСС.

4. Построение, подведение итогов урока: выделение лучших учащихся, задание отстающим. Домашнее задание.


5 минут.

2 мин.

Правая рука не должна шевелиться, а левая рука поднимается