Армейский рукопашный бой правила соревнований. Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой

"Армейский рукопашный бой" ("АРБ") - универсальная система обучения приемам защиты и нападения, соединившая в себе многие функциональные элементы из арсенала мировых видов единоборств, опробованная в реальной боевой деятельности. Современный и быстро развивающийся вид боевых единоборств, получивший популярность за полноконтактные поединки при минимальных травмах спортсменов.

История

Датой рождения АРБ как военно-прикладного вида спорта принято считать 1979 год, когда в городе Каунасе (посёлок Гайджюнай, в\ч 42235, или 242-й учебный центр ВДВ, на спортивной базе 7-й гвардейской дивизии ВДВ состоялся первый чемпионат Воздушно-десантных войск. С тех пор, чемпионаты ВДВ по армейскому рукопашному бою стали проводиться ежегодно. Созданный специалистами и энтузиастами физической подготовки и спорта ВДВ, РВСН, других видов и родов войск, АРБ был успешно внедрен в программу обучения и стал основной составляющей форм физической подготовки.

Следует отметить что проведение первого чемпионата по АРБ стало возможным благодаря предшествовавшей этому многолетней практике и экспериментам с различными видами единоборств. Среди призывного контингента тщательно отбирались спортсмены-разрядники и призёры соревнований по боксу, борьбе, самбо, дзюдо и т. д. Методичная работа бойцов и командиров, и дала толчок к зарождению системы, которая ныне широко известна под названием "Армейский рукопашный бой". На тот момент (нач. 70-х гг.) фактическое обучение солдат срочной службы рукопашному бою называлось "Программой подготовки инструкторов по спорту и специальным приёмам ВДВ"

Универсальность подготовки рукопашников, зрелищность поединков, надежная защитная экипировка и понятное судейство сделали новый вид спорта популярным среди военнослужащих. Это позволило провести в 1991 году в городе Ленинграде первый чемпионат Вооруженных Сил, определивший пути и направления развития АРБ. Учебно-методической базой развития АРБ стал Военный институт физической культуры (ВИФК). На кафедре преодоления препятствий и рукопашного боя проходили обучение основам АРБ будущие специалисты физической подготовки и спорта Вооруженных Сил и силовых структур Российской Федерации, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В центре рукопашного боя готовятся инструкторы, повышают квалификацию тренеры и судьи. Научно-исследовательский центр занимается разработкой и изданием наставлений, учебников и методических пособий по рукопашному бою.

В целях популяризации и развития АРБ по инициативе Спортивного комитета Министерства обороны (СК МО) в 1992 году была создана Федерация армейского рукопашного боя (ФАРБ) в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств (ААКВЕ). Целенаправленная работа ФАРБ совместно со СК МО дала возможность включить АРБ в военно-спортивную классификацию на 1993-1996 годы, в Единую всероссийскую спортивную классификацию на 1997-2000 годы, разработать и издать в 1995 году правила соревнований и получить от Госкомспорта России право предоставления документов на присвоение звания "Мастер спорта России" и спортивных разрядов.
До 1994 года АРБ обладал статусом военно-прикладного вида спорта и культивировался только в армейских подразделениях. Со временем широкий спектр технических приемов из арсенала АРБ, его прикладные возможности, высокая квалификация тренерско-преподавательского состава, насыщенный календарь соревнований с высоким уровнем мастерства участников вызвали большой интерес не только спортсменов, занимающихся различными единоборствами, но и подрастающего поколения. Что позволило в короткий срок пройти путь от ФАРБ (в рамках ААКВЕ), до создания в 1995 году Общероссийской общественной организации "Федерация армейского рукопашного боя России" (ФАРБ России). ФАРБ России, зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации, получила право на развитие АРБ, самостоятельно или через региональные отделения, в субъектах Российской Федерации.

Сегодня АРБ представлен во всех федеральных округах, успешно развивается более чем в половине субъектов Российской Федерации, силовых структурах, спортивных обществах и ведомствах. Особых успехов в развитии АРБ достигли Южный, Центральный, Приволжско-Уральский, Дальневосточный федеральные округа; Ростовская, Московская, Саратовская, Ивановская, Архангельская, Самарская, Костромская, Омская, Иркутская области; Приморский, Ставропольский, Краснодарский края; Дагестан, Кабардино-Балкария и Ханты-Мансийский автономный округ; города Москва и Санкт-Петербург. Более чем 500 тыс. граждан России активно занимаются АРБ.

Особое место в АРБ отводится наглядной агитации. Так, ещё в 70-е годы, на информационных плакатах подчёркивалось что военнослужащие подразделений специального назначения имеют право применять приёмы рукопашного боя только при проведении специальных операций. При иных обстоятельствах применение приёмов являлось неправомерным и влекло за собой дисциплинарную и уголовную ответственность. В настоящее время стало возможным, на общих основаниях, наравне с другими видами единоборств и стилями боевых искусств, использовать приёмы армейского рукопашного боя для самозащиты и даже для обучения лиц, не состоящих на военной службе.

Правила проведения поединков и особенности АРБ

Отличительной частью спортивного АРБ перед другими полноконтактными единоборствами является возможность добивать лежащего на татами противника как руками, так и ногами из положения стоя. Одновременно с этим, добивание лежащего на татами противника должно незамедлительно прерываться судьей командой "Стоп", так как несколько ударов ногой по голове, хоть и защищенной специальным шлемом, может привести к тяжелым повреждениям. Добивание противника ногой в голову является нокдауном и бойцу, пропустившему такой удар, "открывается счет". Иногда в раздел правил по добиванию вносились корректировки - следовало просто обозначить добивание, за что начислялись дополнительные очки.

Общие правила

Схватки бойцов АРБ проходят на квадратном ковре (татами) размером минимум 14?14 метров. Схватка происходит внутри квадрата размером 8?8 м или 10?10 м. Внешняя зона татами шириной не менее 3 метров служит для обеспечения безопасности спортсменов
- при выходе бойца за пределы татами схватка останавливается командой "Стоп" и спортсмены возвращаются по команде судьи "Бойцы на середину" в центр (середину) татами. При этом, если выполнение приема (броска) началось на территории татами (в том числе в зоне безопасности), а его окончание произошло за пределами квадрата, то такой прием оценивается, а схватка останавливается по общим правилам.
- бойцы разбиваются на возрастные (касательно бойцов до 18 лет и деление на возрастные категории зависит от Положения о соревнованиях) и весовые категории начиная от веса до 60 кг и до веса свыше 90 кг с шагом 5 кг. Иногда, по предварительному согласованию, может быть всего две весовые категории - до 75 кг и свыше 75 кг (только у взрослых на локальных турнирах).
- бойцы разделяются на бойца с красным и синим поясом, а в некоторых случаях - бойца в черном или белом кимоно
- боец, чья фамилия указана первой в сводной таблице - надевает красный пояс (черное кимоно).
- бойцу полагается секундант, который отвечает за амуницию спортсмена во время поединка (/перевязать шлем, закрепить накладки, протектор, запоясать кимоно и т. п.), так как боец не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы в отведенное на поправку амуниции время. Во время поединка секундант располагается на стуле позади места бойца. При этом секунданту во время поединка запрещено подавать бойцу какие-либо команды или советы. За разговоры с секундантом бойцу может быть сделано замечание, а при повторном нарушении - предупреждение.
- на соревнованиях используется следующая экипировка: кимоно (тобок, доги), борцовки-футы с защитой пятки и подъема стопы, накладки на голень, раковина на пах, защитный жилет (протектор), перчатки-краги, защита колена, защита предплечья и локтя, шлем с металлической решеткой (металлические прутья решетки в обязательном порядке должны быть скреплены между собой исключительно аргоновой сваркой, иначе спортсмен рискует получить серьёзную травму). Внутри шлема устанавливаются накладки из пеноплена, чтобы края решетки при сильных ударах не травмировали лицо. Защитное обмундирование (кроме перчаток, жилета и шлема) одевается под кимоно.
- бой состоит из одного раунда и длится: у подростков, юношей и юниоров - 2 минуты чистого времени, у мужчин (и все финальные бои) - 3 минуты чистого времени. У девочек, девушек и женщин длительность поединков может уменьшаться на предтурнирном совещании представителей команд.
- оцениваются такие технические действия, как: удары руками, удары ногами, броски и болевые приемы. Удары и борьба в "партере" не оценивается, но негласно учитывается при равенстве очков (как активность в Самбо).
- к запрещенным приемам относятся: нанесение ударов пальцами в глаза; проведение удушающих захватов и болевых приемов на шею, позвоночник, кисть, стопу; прыжки ногами и топающие удары по лежащему сопернику; удары в пах, шею, по суставам ног и рук, затылку и позвоночнику; болевые приемы в стойке; захват за шлем или решетку шлема.
- победа присуждается:
- по очкам (решением боковых судей);
- за явным преимуществом (когда противник перестает сопротивляться атаке или во время атаки повернулся к противнику спиной);
- в связи с отказом противника продолжать поединок (получение травмы, не связанной с нарушением правил противником, усталость и проч.);
- неявка противника на поединок;
- сдача противника в результате проведения болевого приема;
- при двух нокдаунах одного бойца в течение одного поединка (дабы избежать неоправданного травматизма);/
- при дисквалификации противника (три предупреждения, неспортивное поведение, в исключительных случаях - нанесение противнику запрещенных ударов, после которых тот не может продолжать поединок).

Оценки технических действий

* 1 балл - удар ногой по ноге, удар рукой в корпус, сваливание (бросок без отрыва обеих ног от ковра).
* 2 балла - удар ногой в корпус, удар рукой в голову, бросок с отрывом обеих ног от ковра.
* 3 балла - удар ногой по голове, нокдаун, резкий амплитудный бросок.
* Чистая победа - нокаут, два нокдауна, болевой приём, отказ, неявка или дисквалификация противника.
Начало поединка
Бойцы обязаны прибыть на татами в течение одной минуты с момента объявления их фамилии. Перед началом поединка, бойцы обязаны заблаговременно быть экипированы и зайти на край татами для осмотра судьей. Судья обязан осмотреть экипировку бойца, а именно - наличие шлема, протектора, раковины, накладок на стопу и голени, перчаток. После осмотра судьей, боец отходит за пределы квадрата и ожидает голосовой команды судьи "Бойцы на середину". После соответствующей команды Боец встает на обозначенное в центре татами место и руководствуясь указаниями судьи совершает приветствие (в виде поклона) зрителям, главному судье и противнику. После чего боец руководствуется указаниями судьи и правилами АРБ. В случае отсутствия у Бойца хотя бы одного элемента экипировки - он до поединка не допускается. Бойцу дается не более трех минут для приведения экипировки в соответствие, в противном случае Бойцу зачитывается техническое поражение.
Голосовые судейские команды
* "Бойцы на середину!" - приглашение бойцов к началу поединка, либо к возобновлению поединка после команды "Стоп".
* "К бою!" - команда о готовности к началу (возобновлению) поединка.
* "Бой!" - команда (которая может сопровождаться соответствующим жестом), разрешающая начало (возобновление) поединка.
* "Стоп!" - команда останавливающая поединок.
* "Стоп! Встали!" - аналогичная команда (которая может сопровождаться похлопыванием бойцов руками), при условии, что бойцы находятся в положении партер".
* "Стоп! Время!" - команда оканчивающая бой в связи с истечением времени на поединок.
Разряды и звания
В АРБ используются общеспортивные разряды и звания, начиная от юношеского разряда и завершая званием "Мастер спорта России международного класса ".
Для получения спортивного звания Мастер спорта России международного класса
необходимо занять:
* 1 место на международном Мемориальном турнире, посвященному Герою Советского Союза генералу армии В. Ф. Маргелову, при условии проведения трех боев и участии в соревнованиях 10 иностранных государств, а в весовой категории спортсменов не менее 6 иностранных государств, 2 мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1-4 место на чемпионате мира или 1-3 место на чемпионате Европы, при условии проведения трех боев и участии в соревнованиях не менее 10 иностранных государств;
* 1-2 место на первенстве мира среди юниоров или 1 место на первенстве Европы среди юниоров, при условии проведения трех боев и участии в соревнованиях не менее 10 иностранных государств;
Для получения спортивного звания Мастер спорта России необходимо занять:
* 1-4 место на чемпионате (кубке) России, при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1-3 место на чемпионате (кубке) министерства (ведомства), при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 2-3 место на международном Мемориальном турнире, посвященному Герою Советского Союза генералу армии В. Ф. Маргелову, при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1 место на чемпионатах федерального округа (военного округа, видов Вооруженных Сил (родов войск) ВС РФ), при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1 место на всероссийских турнирах, включенных в план-календарь Федерации (Положение о всероссийских соревнованиях на год), при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1-3 место на первенстве России среди юниоров, при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1 место на первенстве России среди старших юношей, при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее 10 спортсменов не ниже КМС;
* 1-2 место на первенстве вузов России, Спартакиаде России среди молодежи), при условии проведения трех боев и участии в весовой категории не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
* 1 место на первенстве федерального округа среди юниоров, не менее двух мастеров спорта и 6 спортсменов не ниже КМС;
Для получения спортивного звания Кандидат в мастера спорта России необходимо занять:
* 1-3 место на чемпионате субъекта РФ;
* 1 место на областных (республиканских, краевых соревнованиях) соревнованиях среди взрослых и юниоров;
* 1 место на чемпионатах вузов;
* 2-4 место на чемпионатах (первенствах среди юниоров) федеральных округов (чемпионатах военных округов);
* 1 место на первенстве субъекта РФ среди юниоров;
* 2-4 место на первенстве России среди старших юношей;
* 1 место на первенстве федерального округа среди старших юношей;
* 1-3 место на первенстве России среди средних юношей;
* 1 место на всероссийском турнире среди средних юношей;
* 1-3 место на всероссийском турнире среди старших юношей;
* 4-6 место на чемпионате (Кубке) России (министерств и ведомств); международном Мемориальном турнире, посвященном Герою Советского Союза генералу армии В. Ф. Маргелову;
* 2-4 место на всероссийских турнирах;
* 1 место на чемпионате Военного института физической культуры, Рязанского института воздушно-десантных войск, при условии проведения трех боев и участии в весовой категории 5 спортсменов не ниже 1 разряда.
Кроме того, существуют неотъемлемые условия выполнения разрядных требований:
* В составах судейских коллегий соревнований, где присваивается звание "Мастер спорта России", должно быть не менее трех судей не ниже республиканской (всероссийской) категории.
* Для подтверждения разряда необходимо одержать в течение года 3 победы над спортсменами своего разряда или 6 побед над спортсменами на разряд ниже.
* Для выполнения требований спортивных званий или разрядов, где не указано количество боев, необходимо провести не менее трех боев.
Интересные факты
* Для выступлений по правилам АРБ спортсмен должен иметь хорошо тренированные мышцы шеи, поскольку во время поединка его голова облачена в специальный шлем, который при ударе по нему стремится "улететь" вместе с головой.
* Кисти бойца должны быть в обязательном порядке перевязаны боксерскими бинтами, так как перчатки (краги) не имеют достаточной прочности для защиты костей от соприкосновения с металлической маской.
* Шлем должен быть индивидуальным у каждого бойца. Он должен подгоняться под особенности строения головы, дабы избежать эффекта "болтания" во время ударов.
* В настоящее время используются шлемы с креплением на "липучке". Однако такие шлемы не обеспечивают должный обхват головы, и в случае "общего шлема на всю команду", он во время удара может съехать, закрыв бойцу обзор. Шлемы на веревочной основе позволяют совершать затягивание шлема "по размеру", что не приводит к "болтанию" шлема во время ударов.
* Решетка маски не должна прилегать или как-то соприкасаться с лицом бойца. Во время поединков были случаи, когда при акцентированном ударе в шлем, решетка буквально рассекала кожу и у бойца открывалось обильное кровотечение, срочно требовавшее хирургического вмешательства. При разборе возникшей ситуации судейской коллегией было установлено, что шлем и решетка были изготовлены кустарным способом без соблюдения требований безопасности бойца.
* Оба бойца могут быть дисквалифицированы в случае одновременного нанесения другу другу запрещенных ударов, повлекших невозможность продолжать поединок ни одним из бойцов. В таком случае - победа в поединке не присуждается ни кому (обоим бойцам засчитывается техническое поражение).
* В АРБ есть приемы, характерные лишь для этого вида единоборств (ввиду их запрета в других контактных единоборствах):
* "Лягушка" - выполняется в положении партер, когда Атакующий боец находится сверху, а Атакуемый боец находится снизу и пытается защищаться, обхватив Атакующего за шею. Атакующий обхватывает бедрами и коленями противника за торс, так, чтобы иметь возможность подняться на ступнях. Есть вариант, когда Атакуемый, защищаясь от возможной атаки руками, обхватывает Атакующего ногами за туловище, прижимая его к себе (при этом выполнение технического действия "Лягушка" упрощается, так как ноги Атакующего относительно свободны). В следующую секунду Атакующий приподнимается на руках и подталкивается ногами. В результате бойцы на мгновение оказываются в воздухе (как высоко - зависит лишь от силы Атакующего и веса Атакуемого), а в следующую секунду падают на татами. При этом Атакуемый боец испытывает "неописуемые" болевые ощущения, так как Атакующий боец фактически падает на него всем весом своего тела, облаченного в спортивную защиту. Такой технический прием может привести к сбиву дыхания у соперника и неминуемому
нокауту, если Атакуемый вовремя не предпримет контрмеры (в этом случае лишь резкий выдох).
* Удар головой - выполняется как в "стойке", так и в положении "партер". В виду наличия металлической решетки на шлеме, бойцу не составляет труда, используя этот элемент амуниции, наносить своему противнику удар головой как в голову, так и в иные части тела. Особенно этот технический прием приносит успех в тот момент, когда атакующий боец в стойке производит захват атакуемого противника за отвороты кимоно и наносит амплитудный кивковый удар головой с подтягиванием противника в шлем Атакуемого. К сожалению, такой удар судейской оценке не подлежит, но зато серьёзно деморализует противника и вводит его в состояние прострации или легкого нокдауна. В "партере" такой удар удобнее и эффективнее всего наносить в положении "на Атакуемом", когда противник активно сопротивляется и своими действиями вяжет Атакующего, не давая ему возможности провести иные технические действия. Удар головой может быть своеобразной прелюдией для проведения такого технического действия, как "Лягушка".
* В АРБ доминируют бойцы, хорошо владеющие борцовской техникой ("борцы"). Так, бойцы - "ударники" (основывающие схему боя преимущественно на ударной технике), плохо владеющие или вообще не владеющие борцовской техникой (выходцы из Карате, Кикбоксинга, Бокса, Тхэквондо и т. п.), как правило, могут противостоять "борцу", лишь находясь от него на дальней дистанции, нанося одиночные удары рассчитывая на набор очков или нокдаун, так как при сближении до средней или ближней дистанции (к примеру начало серии ударов), "борцы" сразу же стараются произвести удобный захват, произвести эффективный бросок и перевести поединок в "партер", где успешно расправляются с соперником проведя болевой прием. Ударная же техника у "борцов", как правило, так же поставлена на достойном уровне, что позволяет им быть "универсалами" и быстро приспосабливаться к изменяющейся схеме боя (сейчас совершить бросок, а сейчас нанести точный удар). В связи с этим, бойцы АРБ званием КМС и выше отличные "борцы" и "ударники".
* По правилам АРБ разрешено добивать лежащего противника как ногами, так и руками как в голову, так и в другие части тела (разумеется с соблюдением общих правил АРБ). Отказ от добивания противника может быть расценен как уклонение от ведения боя и "добродушному" бойцу может быть сделано соответствующее замечание (предупреждение) с занесением в протокол соревнований. На практике, мало кто из бойцов отказывается от предоставленной возможности добить противника, лежащего на полу. Это обусловлено прежде всего не жестокостью АРБ, а тем, что добивание противника в голову автоматически засчитывается как нокдаун, в связи с чем Атаковавшему бойцу к 3 очкам за удар ногой в голову сразу же добавляется 3 очка за нокдаун, а в случае второго нокдауна - Атаковавшему бойцу засчитывается "чистая победа".
* Представители Дзюдо, Самбо и других видов "чистой" борьбы, выступающие по правилам АРБ без должной предварительной подготовки (открытые турниры), попадая в положение "партер" могут инстинктивно переворачиваться на живот, пытаясь избежать попадания на "удержание" или пытаясь избежать проигрыша из-за "попадания на лопатки". Если такой боец вовремя не вернется в положение "на спине", или же не встанет в стойку, то он рискует быть добитым как в голову, так и в другие части тела, так как боец, находясь "на животе", не имеет возможности видеть окружающую обстановку и адекватно защищаться. Но это скорее исключение, чем правило.

Данный вид боя обычно применяется в ситуациях, когда применение огнестрельного оружия ограничено в силу некоторых причин. Зачастую при этом возникает угроза для жизни одной из сторон или же велика вероятность пленения. Зачастую в ходе боя могут использоваться подручные средства в виде ножа, саперной лопаты, палки. Значительно реже встречается рукопашный бой вовсе без оружия.

Видео: Спецназа ВВ МВД России

Зачастую навыки рукопашного боя необходимы лишь для бойцов силовых структур и ведомств, но иногда рукопашный бой возможен и на обычных городских улицах, когда конфликт из обычной потасовки под воздействием выхода одной из сторон из состояния психического равновесия, может стать смертельно опасным. Также часто рукопашный бой используется при проведении спецопераций, для которых необходимы скрытность и бесшумность.

Тактика боя — три фазы

  1. Начальная фаза боя – сближение . Обычно характеризуется стрельбой навскидку или метанием различного рода оружия. Далее могут последовать удары либо с применением оружия, либо без него. На этой стадии, возможно, что кому-то из противников удастся одержать победу, вырубив оппонента точным ударом.
  2. Если же бой не удалось закончить, то наступает вторая фаза – сваливание на землю или сбивание . Цель данного действия – воспрепятствовать дальнейшим действиям противника и занять более выгодное положение.
  3. После того как противник повален, наступает третья фаза – добивание . В уличных условиях это обычно избивание ногами. Для силовых структур обычно в эту фазу применяются либо фиксация противника, либо применение болевых приемов.

При действии против группы противников возможно вместо второй стадии использовать одного из атакующих в качестве щита или же, бросив его под ноги атакующим, затруднить их продвижение.

Основные принципы ведения боя

  • Избегайте оказаться в положении на линии атаки противника. Ведь вас могут повалить одной лишь инерцией движения противника, даже в случае если вам удалось увернуться от его удара.
  • Старайтесь наносить удары из любого положения. При этом не всегда важны тяжелые удары. Множество легких ударов могут затруднить действия противника, если наносить их неожиданно.
  • Старайтесь занять удобное положение и избегайте ограничения своей подвижности путем скрещивания рук или ног.
  • При возможности нарушьте равновесие противника, это затруднит его наносить более сильные удары.
  • Будьте расслаблены и сосредоточены – это придаст скорости вашим движениям.
  • Импровизируйте, действуя по ситуации.
  • Воспользуйтесь особенностями окружающей вас местности.
  • Старайтесь свести время боя к минимуму и экономьте энергию, избегая неоправданных движений и прыжков.
  • Периодически сближайтесь. Это позволит вам определить последующие действия противника и не даст ему возможность нанести неожиданного сильного удара.

При работе с группой противников актуально следующее:

  • избегать отступления;
  • использовать одного из противников в качестве живого щита, применяя при этом к нему болевые приемы для управления движением;
  • используйте противника в качестве ограничения для движения остальных;
  • не забывайте об остальных;
  • используйте подручные средства, если противников несколько;
  • находитесь в движении;
  • не распыляйте внимания на пересчет противников;
  • упав, старайтесь защититься и наносите удары снизу. Воспользуйтесь противником в качестве противовеса, чтобы подняться.

Армейский рукопашный бой

Армейский рукопашный бой является универсальной системой обучения приемам защиты и нападения. Данная система соединила в себе большое количество функциональных элементов из различных видов боевых искусств со всего мира. Армейский рукопашный бой начал быстро развиваться и получил огромную популярность за свои контактные поединки с минимальными травмами участников.

Когда родилось боевое искусство

Видео: Рукопашный бой по системе спецназа ГРУ

Как военно-прикладной вид спорта армейский рукопашный бой родился в 1979 году, во время первого чемпионата Воздушно-десантных войск. Именно с этого времени и такие чемпионаты начали проводить каждый год. Кроме этого, армейский рукопашный бой являет собой основу физической подготовки молодых бойцов и был успешно внедрен в программу их обучения.

Такой вид единоборств стал довольно популярным видом спорта среди военнослужащих, поскольку спортсмены были хорошо подготовлены, владели техникой движений различных боевых искусств, таких как бокс, дзюдо, самбо, борьба и др.

Первый чемпионат

Видео: Русский рукопашный бой Спецназа и Реальное айкидо

В 1991 году в г. Ленинград был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил. Чтобы популяризировать этот вид спорта еще больше, Спортивным комитетом Министерства обороны в 1992 году была организована Федерация армейского рукопашного боя в рамках Армейской ассоциации контактных видов единоборств.

Некоторое время армейский рукопашный бой культивировался только в армейских подразделениях и был военно-прикладным видом спорта. Сегодня же, этим видом боевых искусств занимаются многие спортсмены различных единоборств, а также большой интерес такой вид спорта вызвал и у подрастающего поколения.

Отличительная черта от других рукопашек

Для начала нужно разобраться, почему же армейский бой на гитаре имеет такое название. Дело в том, что именно этим способом играется большинство песен, исполняемых военнослужащими. Вообще играть армейским боем можно двумя разными способами: без глушения струн и с приглушкой. Наиболее простым является первый способ, именно с него и следует начать изучение игры армейским боем. Армейский бой без глушения струн. Бой, который рассматривается в этой статье, носит название "шестерка". Дело в том, что при игре таким способом за один такт рука ударяет по струнам шесть раз, но эти удары не хаотичны, а имеют строгую последовательность: первые два удара делаются вниз, затем производятся два удара вверх, а пятый и шестой удары происходят соответственно вниз и вверх

Далее все элементы повторяются, начинается новый такт. Для того, чтобы играть шестеркой, можно использовать всю кисть, указательный палец, большой палец или же играть медиатором, особого значения это иметь не будет. Стоит заметить, что при ударе вниз желательно использовать всю кисть, а для удара вверх только большой палец. Армейский бой с приглушкой. Подобный вариант игры на гитаре практически не отличается от приведенного выше. Разница лишь в том, что здесь появляется небольшое усложнение в виде глушения струн. Для того, чтобы выполнить этот элемент, нужно во время второго удара по струнам вниз всей поверхностью ладони правой руки накрыть струны, таким образом приглушив их.

Если повторить подобное действие во время одинарного удара рукой вниз, то получится необходимый нам армейский бой с приглушкой струн. Получается примерно следующая схема: удар вниз, удар вниз + приглушка, удар вверх, удар вверх, удар вниз + приглушка и заключительный в такте удар вверх. Такой способ игры немного сложнее, но с подобным аккомпанементом песня становится более живой и больше соответствует тому, какой ее привыкли слышать. Уверенный в себе гитарист может смело искать в интернете аккорды своих любимых песен и учиться их играть предложенным боем. Для тех, кто совсем недавно взял гитару в руки, рекомендуется тренироваться в игре шестеркой на открытых струнах (когда ни одна струна не зажата ни на одном из ладов) .

Или же тренироваться на одном простом аккорде, которым обычно является аккорд ля-минор, который так же имеет обозначение Am. Этот аккорд используется потому, что именно с него начинается большинство армейских и дворовых песен. Для игры ля-минором необходимо первым (указательным) пальцем левой руки зажать вторую струну на первом ладу (счет струн ведется снизу) , вторым пальцем (средним) нужно зажать четвертую струну на втором ладу, а третьим пальцем (безымянным) зажать на том же ладу третью струну. Потренировавшись в игре армейским боем на одном аккорде, следует учиться в конце такта (после шестого удара правой по струнам) переставлять пальцы левой руки так, чтобы получился новый аккорд, например ми-минор. Для взятия этого аккорда третьим и четвертым пальцами зажимаются всего две струны на втором лад, пятая и четвертая соответственно. Если описанные выше приемы получается без труда исполнить, то можно сказать, что армейский бой изучен, а гитара стала еще ближе для ее освоения.

Армейский рукопашный бой относится к отечественным смешанным единоборствам, он зародился в Воздушно Десантных Войсках и является служебно-прикладным видом единоборств, наряду с Боевым Самбо, Комплексным Единоборством, Универсальным Боем, Рукопашным боем.

Основное отличие Армейского Рукопашного Боя от всех остальных смешанных единоборств, как отечественных, так и зарубежных - добивание лежачего соперника руками и ногами из стойки в голову . Это визитная карточка данного вида спорта и делает его более зрелищным и интересным. Казалось бы, это жестоко и негуманно, но это и делает его уникальным, к тому же изначально АРБ был внедрен в силовых структурах для выведения противника из строя при минимальных временных и физических затратах. Специально разработанная экипировка и правила проведения соревнований позволили свести к минимуму риск получения травм. Хочу заметить, что соревнования по детям и юношам проводятся без добивания ногой в голову.

Оценка баллов за технические действия выглядит следующим образом.

Ударная техника рук оценивается точными и сильными попаданиями в корпус и голову. Удары в корпус должны быть очень мощными, т.к. спортсмены дерутся в защитных жилетах и дается за них 1 очко. За попадание в голову начисляется 2 очка. Также разрешены удары локтями, но в силу специфики конструкции шлема (металлическая решетка) их не наносят из-за опасности получения травмы.

Удары ногами могут быть по ногам, в корпус и голову. Удар в ногу идет за 1 очко, за удары в корпус 2 очка и за попадание в голову 3 очка. Все удары также должны быть точными и сильными. Легкие попадания не засчитываются.

Разрешается также бить головой, но такие удары не оцениваются, поэтому используются редко.

Добивание ногой в голову будет засчитано, если удар акцентированный и дошел до цели, в данном случае дается 3 очка за удар, повлекший нокдаун и 3 очка за нокдаун, что дает неоспоримое преимущество, если бой равный. С добиванием руками принцип начисления очков аналогичен - нокдаун отсчитывается за акцентированную серию ударов, дошедших до цели, в данном случае дается 2 очка за последний удар в серии и 3 очка за нокдаун. Бойцу, которому отсчитали 2 нокдауна, автоматически засчитывается поражение и его сопернику присуждается «чистая» победа.

Борьба разделяется на партер и стойку. В партере оценку получают лишь добивания и болевые приемы, которые приносят «чистую» победу. Борьба в стойке оценивается бросками, которые могут выполняться ногами, руками и туловищем. Оценочная шкала проста и удобна. За сваливание дается 1 очко, бросок с отрывом ног от ковра начисляется 2 очка, амплитудный бросок дает 3 очка.

Запрещено бить в пах, затылок, по внутренней части бедра, суставам и по спине. Болевые разрешены все, кроме «болячек» в стойке и скручиваний на сустав. Запрещены удушающие приемы.

В большей степени результат приносят комбинированные связки из ударов руками и ногами, а также из ударов и бросков.