Спокойные игры с мячом. Подвижные игры с мячом

Различные техники с мячом. Игры с мячом для детского сада, игры для семейного отдыха.

Школа мяча

Количество играющих: 1 - 6 человек.

◈ Подбрасывание мяча

♦ Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать.

♦ Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.

♦ То же с хлопком.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и позади себя, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх, убрать руки за голову, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх и поймать его одной правой или левой рукой.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть под коленом, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

♦ Продвигаясь вперед, подбрасывать мяч вверх.

◈ Игры с ударом мяча об пол

♦ Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши и поймать его.

♦ Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

♦ Ударить мячом об пол и поймать его правой (левой) рукой.

♦ Ударить мячом об пол, перенести ногу над мячом, пока он ударяется об пол, поймать его.

♦ Отбивать мячом об пол двумя руками 5-6 раз подряд.

♦ Отбивать мячом об пол двумя руками, продвигаясь вперед.

♦ Отбивать мячом об пол правой (левой) рукой по 5-6 раз, продвигаясь вперед.

♦ Ударить мячом об пол, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать мяч.

♦ Ударить мячом об пол, сделать хлопок под коленом, поймать мяч.

♦ Непрерывно ударять мячом о пол, перенося над ним ногу.

◈ Игры с ударом мяча о стену

♦ Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть впереди и позади себя, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть руками под коленом, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол и поймать его.

♦ Ударить мячом о стену, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

♦ Повернуться к стене спиной, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.

♦ То же, но поймать после того, как мяч ударится об пол.

♦ Бросить мяч одной рукой в стену и поймать его.

♦ Отбивать мяч двумя руками о стенку 5-6 раз: ладонями, пальцами; вниз, вверх.

♦ Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него.

♦ Ударить мячом о стену, присесть и поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену из-под ноги правой (левой) рукой.

♦ Ударить мячом о стену из-за спины.

♦ Ударить мячом о стену из-за головы.

♦ Ударить мячом о колено и поймать мяч двумя руками.

♦ Ударить мячом о колено и поймать мяч правой (левой) рукой.

♦ Ударить мяч коленом о стену и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мяч коленом о стену и поймать его правой (левой)рукой.

♦ Один ребенок бросает мяч в стену, а другой ловит его.

♦ То же самое, но с ударом мяча об пол.

♦ Стоя спиной к стене, бросить мяч между ногами так, чтобы он ударился об пол и о стену, и поймать его после отскока от стены.

◈ Перебрасывание мяча

♦ Перебрасывание мяча друг другу снизу.

♦ Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди (баскетбольный бросок).

♦ Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.

♦ Перебрасывание мяча друг другу из-под колена.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с хлопками перед ловлей.

♦ Дети перебрасывают мяч, стоя в шеренгах (расстояние между детьми около 2-2,5 метров), указанными выше способами.

◈ Перебрасывание мяча через веревку или сетку

♦ Перебрасывание мяча через сетку снизу.

♦ Перебрасывание мяча через сетку из-за головы.

♦ Перебрасывание мяча через сетку, при этом тот, кто ловит мяч, дает ему ударится об пол.

♦ Подбросить мяч вверх перед собой и отбивать его через сетку.

♦ Отбивать через сетку 2-3 раза.

◈ Передача и перебрасывание мяча в кругу

♦ Передавать мяч друг другу, не пропуская, влево и вправо (на близком расстоянии).

♦ То же, но за спиной.

♦ Передавать мяч друг другу над головой (ставить детей по росту), после передачи мяча быстро опустить руки.

♦ Перебрасывание мяча друг другу через круг.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.

♦ Передача мяча друг другу во время ходьбы по кругу.

Игра с мячом

Количество играющих: 6-8 человек.

◈ Все участники игры стоят в кругу, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

◈ В центре круга — водящий. Водящий должен поймать мяч, который игроки перекатывают ударом ноги друг другу. Они могут послать мяч в любом направлении: вправо, влево, пересечь круг, но сами должны оставаться строго на месте и не касаться мяча руками: перекатывать можно только по земле, и только ногами.

◈ Задача водящего — задержать мяч. Он может сделать это ногой, рукой, может только прикоснуться к мячу, может выбить его за круг.

◈ Если водящему удалось задержать мяч, он встает на место того игрока, с чьей неудачной подачи ему удалось задержать мяч.

Передай мяч

Количество играющих: от 6 человек.

Инвентарь: два мяча или других одинаковых игрушки.

◈ Разделите детей на две команды и постройте в две линии так, чтобы дети стояли друг за другом.

◈ Дайте детям, стоящим первыми, мячи или другие игрушки. Дети могут передавать мячи друг другу, присев на корточки. Когда мяч достигает последнего человека, он начинает передавать его вперед, но уже руками, высоко поднятыми над головой.

◈ Мячи нужно передавать максимально быстро.

◈ Команда, в которой мяч быстрее прошел этот путь, объявляется победительницей.

Мяч через ворота

Инвентарь: мяч, кубики (кегли).

◈ Дети стоят на ковре. Ставятся ворота из кубиков или кеглей. Задание: сидя на ковре лицом к воротам, прокатить мяч в ворота, не задев их.

◈ Можно усложнить игру, построив за воротами мост (из кубиков или кеглей); нужно прокатить мяч через ворота, не задев их и не сломав мост.

Мяч толкаем, догоняем

Инвентарь: надувной мяч.

◈ Ребенок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой надувной мяч, не касаясь его руками.

◈ Поставьте перед ребенком какую-нибудь задачу, например, загнать мяч в угол.

Прыжки с мячом

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: мяч, один или несколько.

◈ Дети по очереди или одновременно выполняют следующие задания:

♦ допрыгать до определенного места, зажав мяч между коленями;

♦ установить мяч на голове и придерживать его одной рукой;

♦ зажать мяч между ступней ног;

♦ удерживать мяч локтями перед грудью.

Не урони мяч

◈ Лежа на ковре (вытянувшись на спине), зажать мяч между ног.

◈ Пусть ребенок попробует перевернуться на живот, не выронив мяча.

Городки

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мячи, кегли.

◈ Дети стоят либо сидят на скамейке или стульях, поставленных в один ряд. Впереди на расстоянии 1,5-2 м от них установлены «городки» (кегли, кубики и т. д.).

◈ Играющие поочередно, прокатив маленький мяч по полу, стараются сбить цель — попасть в «городок».

◈ После удачного попадания в цель «городок» переставляют на шаг дальше, игра продолжается.

Перекладываю мяч

◈ Ребенок сидит на полу, опираясь руками позади себя. Мяч лежит у ног справа.

◈ Предложите ребенку захватить мяч стопами, поднять и переложить налево, а затем направо.

Мячом стучу, где захочу

Количество играющих: 1—4 человека.

Инвентарь: мяч, стул.

◈ Предложите детям постучать мячом вокруг стула, по стулу, стоя, сидя, во время ходьбы.

Катание мяча

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Ребенок катит три-четыре мяча взрослому (другому ребенку), который их ему сразу возвращает. По неожиданной команде «Стоп!» игра останавливается.

◈ Выигрывает тот, у кого при сигнале «Стоп!» оказалось меньше мячей.

Упражнение с мячом

◈ Попросите детей выполнять движения в соответствии с текстом:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне, не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

К правой ступне, и к левой ступне,

И на живот — не запутаться б мне.

Мяч в цепочке

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч, 3-5 обручей, мел.

◈ Выложите дорожку из обручей или нарисуйте круги мелом.

◈ Детям нужно пройти дорожку, ударяя мячом в каждый круг.

◈ Можно усложнить игру попаданием в круги через один.

Лови мяч!

Количество играющих: 2-6 человек.

◈ Дети сидят на полу, на ковре, напротив друг друга, ноги согнуты в коленях, прижаты к животу. Движением ног вперед надо отбросить мяч к сидящему напротив со словами: «Лови мяч!». Тот ловит его руками, а затем ногами откатывает мяч обратно своему партнеру со словами: «Лови мяч!».

◈ Игру можно усложнить: ловить мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сбивать мячом кубики или кегли, которые ставят на равном расстоянии между играющими.

◈ После игры обязательно надо полежать на спине и расслабиться.

Мяч на голове

◈ Соревнующиеся кладут на голову бублик, сверху — мяч. С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

Бег с мячом

◈ Соревнующиеся встают друг против друга и зажимают между лбами большой мяч. Затем стараются как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При этом один бежит вперед, а другой — задом наперед.

Игры с мячом на улице для детей младшего школьного и среднего школьного возраста

Игры с мячом являются одними из излюбленных, поскольку они очень разнообразны. Однако перед тем как начать играть в них, в большинстве случаев проводят подготовительную работу: детям показывают несколько простых упражнений, выполняемых с мячом, чтобы в дальнейшем эти элементы не вызывали у них затруднений. Такими упражнениями могут быть подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (затем — одной рукой), подбрасывание мяча и его ловля после выполнения полного оборота на месте и т. п. Кроме того, руководитель предоставляет возможность будущим участникам игр выполнять упражнения по собственному выбору, участвовать в различного рода соревнованиях и конкурсах.

Две четверки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Играют две команды по четыре человека в каждой. На земле или асфальте чертится квадратная площадка размером примерно в половину волейбольной. Для детей младшего школьного возраста размер площадки может быть меньше. Четыре человека — это одна команда, она располагается внутри площадки (внутренняя команда). Другая — за пределами ее, причем на каждой стороне площадки находится по одному игроку — это внешняя команда. Переступать линию игроки не должны, за нарушение этого правила дается штрафное очко команде. Начинают игру «внешние»: они перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданно бросить его внутрь площадки и осалить им игрока внутренней команды. «Внутренние» стараются увернуться от мяча или поймать его. Если игроки внутренней команды подберут мяч, упавший на площадку или поймают его, когда их пытались осалить игроки внешней команды, мяч переходит к ним. Теперь «внутренние» перекидывают мяч между собой, стараясь неожиданным броском осалить игроков внешней команды, а «внешние» стараются поймать мяч или увернуться от него. Переход мяча осуществляется так же, как и в первом случае. За каждый бросок, завершившийся промахом, команда получает штрафное очко. Набрав четыре штрафных очка, команда выводит из игры одного из своих участников — того, кто больше всех нарушал правила или больше всех промахивался. Выигрывает та команда, в которой осталось больше игроков, если для игры отведено определенное время. Проигрывает в любом случае та команда, в которой остался один игрок.

Школа ловкости

Для этой игры подойдет мяч размером от теннисного до футбольного. Количество игроков может быть любым, но игра более динамична и азартна, когда играют 3-5 человек.

Играющий встает на расстоянии 3 м от стены и выполняет упражнения с мячом, сложность и количество которых возрастает 10 классов. Упражнения можно менять в зависимости от величины мяча и возраста играющих. В эту игру играют по очереди.

1 класс: бросить мяч о стену и после отскока от земли поймать его.

2 класс: бросить мяч о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч. Повторите 2 раза.

рых возрастает по мере перехода из класса в класс. Всего мать мяч. Повторить 2 раза.

3 класс: бросить мяч правой рукой, поймать двумя руками. Повторить 3 раза

4 класс: бросить мяч левой рукой, поймать двумя руками. Повторить 4 раза.

5 класс: стоя спиной к стене, наклониться назад и из этого положения бросить мяч, повернувшись лицом, после удара мяча о землю поймать его. Повторить 2 раза.

6 класс: стоя лицом к стене, высоко поднять правую ногу и из-под нее бросить мяч правой рукой. Поймать, опустив ногу. Повторить 3 раза.

7 класс: то же, что в предыдущем пункте, только поднять левую ногу и кидать мяч левой рукой. Повторить 3 раза.

8 класс: кинуть мяч левой рукой, поймать правой. Повторить 3 раза.

9 класс: кинуть мяч правой рукой, поймать левой. Повторить 3 раза.

10 класс: бросить мяч о стену, повернуться вокруг своей оси, поймать мяч. Повторить 3 раза.

Если игрок не выполнит упражнение, мяч переходит к следующему участнику, а этот становиться последним в очереди и начинает игру с первого класса.

Победителем считается тот, кто пройдет все классы быстрее всех.

После того как упражнения будут выполняться игроками легко, их можно усложнить.

Катись, яблочко!

Игроки образуют круг, после чего садятся на корточки или опускаются на колени. Двое участников находятся в центре круга. Остальные игроки начинают перекатывать мяч так, чтобы коснуться им ног тех, кто стоит в центре. Осаленный меняется местом с тем, кто осалил.

Выигрывает тот участник, который остался ни разу не осаленным.

Летящий мяч

Участники образуют круг. Они встают на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий находится в центре круга. Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу, тем самым не давая водящему возможности дотронуться до него. Водящий бегает в круге, стремясь коснуться мяча, когда он находится в воздухе, а также на земле или в руках у кого-нибудь из игроков. В том случае, если ему это удалось, его место занимает играющий, который подбросил мяч как раз перед тем, как мяч был осален.

Беги за мячом

Для игры понадобятся два волейбольных мяча и кусочек мела или заостренная палочка. Игра проводится на спортивной площадке. Все играющие выстраиваются двумя шеренгами лицом друг к другу вдоль площадки. Расстояние между игроками составляет около 3 м, а между шеренгами — 5 м. Места первых игроков в каждой шеренге обозначаются кругами, нарисованными мелом или начерченными острой палочкой на земле. Количество участников игры в каждой шеренге должно быть одинаковым, затем производится деление игроков на команды.

Первые обозначенные места занимают игроки разных команд, рядом с каждым из них располагается игрок другой команды, рядом с которым становится, в свою очередь, также игрок команды-соперницы и т. д. В результате получается, что в каждой шеренге игроки одной команды стоят через одного, а в разных шеренгах — по диагонали. Игроки, стоящие на отмеченных местах, получают по волейбольному мячу. Участники игры должны как можно быстрее перебросить мяч из шеренги в шеренгу по диагонали игроку своей команды и перебежать на его место.

В свою очередь, участник, который получил мяч, должен как можно быстрее перекинуть его по диагонали следующему игроку своей команды и бежать на его место, и так до последнего игрока в шеренге.

Последний игрок, получив мяч и ведя его как в баскетболе, должен обежать противоположную шеренгу и занять первое, отмеченное кругом, место, а все игроки в шеренге — сдвинуться на одно место. Получается, что последний игрок одной шеренги становится первым в другой шеренге.

Порядок игроков своей команды «через одного» должен сохраняться. Если участник обронил мяч или не смог его поймать, он должен поднять мяч, вернуться на свое место и повторить передачу.

Броски мяча и перебежки на места партнеров по команде продолжаются до тех пор, пока участник, который начинал игру, не окажется снова на обозначенном месте. Тогда возгласом и поднятием руки он сообщает, что игра окончена. Побеждает та команда, которая затратит меньше времени на игру.

Это довольно сложная игра, она предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. При ее разучивании целесообразно выделять игроков одной команды каким-либо знаком.

Например, цветными повязками на поясе; одна команда — синие повязки, другая — красные. Баскетбольную пробежку последнего игрока шеренги на первое место в другой шеренге можно упростить, заменив ее просто пробежкой с мячом в руках. Самое главное — соблюдать порядок построения и перемещения, в этом случае будет уходить меньше времени на игру, поэтому вначале, пока дети не освоили ее достаточно хорошо, необходимо проводить ее в небыстром темпе, постепенно увеличивая скорость передач мяча и пробежек.

Свечки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 2 теннисных мяча. Эта игра подходит для детей младшего и среднего школьного возраста.

Участники игры разбиваются на две команды, причем мальчики соревнуются с мальчиками, девочки — с девочками. На земле рисуется круг диаметром 6- 8 м. В круг вызываются по одному представителю от каждой команды.

По сигналу строго одновременно они подкидывают вверх теннисные мячи. Получает очко тот, кто подкинет мяч выше, следовательно, чей мяч ударится о землю позже. Но если первый удар о землю произойдет за пределами круга, победителем считается соперник: он получает одно очко и еще дополнительное очко — его команда. В этом случае за один бросок команда может получить два очка.

Если оба мяча упадут за пределами круга, очки не начисляются. Каждый игрок совершает по 3-4 броска, причем участники команд сами решают, кого они будут выставлять на следующий поединок. Очки суммируются. Побеждает та команда, которая набрала больше очков. Для исключения недоразумений и споров каждая команда должна иметь свой мяч, отмеченный каким-либо образом.

Поймай мяч

Это очень простая игра с мячом. В нее могут играть от 3 до 15 человек. Рассмотрим вариант для 3 игроков. По жребию выбирают ловца мяча. Двое игроков встают лицом друг к другу на некотором расстоянии (4- 6 м), а между ними, примерно посередине, находится ловец.

Игроки перекидывают мяч друг другу, стараясь попасть в ловца, но так, чтобы последний не поймал мяч. Кидать мяч в ловца можно только в том случае, если игрок получил его от другого участника, а не при первом броске или сразу после потери мяча. Если ловца задел пролетающий мяч, то он лишается права перемещаться, но может уклоняться от пролетающего мяча или приседать. Если игрокам не удалось попасть в ловца с первого раза, он снова начинает двигаться. Ловец старается поймать пролетающий мяч или первым поднять его после потери мяча игроком.

В том случае, если ему это удалось, то он меняется местами с тем игроком, который упустил мяч или чей мяч ловец поймал. Так происходит смена ловца. Если в игру играют несколько человек, то они встают в круг, а ловец — в середину круга. Ловец может передвигаться по всему пространству внутри круга, но не выходит за его пределы. Игра идет по тем же правилам.

Картошка

Эта игра для детей среднего и старшего школьного возраста. Она проводится в очень быстром темпе, играют 8-12 человек.

Участники встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга лицом внутрь круга. Начинают перебрасывать мяч между собой, причем не ловят и кидают, а отбивают его друг другу, как в волейболе, стараясь подавать мяч не очень удобно для отбивающего. Тот, кто уронит или не сможет отбить мяч, становиться картошкой и садится в круг на корточки. Сидящие в кругу участники могут вернуться в игру, если сумеют выпрыгнуть и поймать мяч или если кто-нибудь из играющих отобьет мяч так, что он попадет в сидящего игрока.

При промахе (неудачной попытке «выбить картошку») игрок, который пытался осалить сидящего, сам становиться картошкой и садится в круг.

Дети младшего школьного возраста также могут играть в эту игру, но не отбивать мяч, а ловить и кидать его.

Переброска мяча

Для игры нужен волейбольный или резиновый мяч средних размеров, а также деревянная палочка или мел. На площадке ведущий рисует два круга диаметром около 3 м на расстоянии 8- 12 м друг от друга. Участники игры делятся на две команды и по очереди встают в круги по одному человеку. В один круг — игрок из одной команды, в другой — из другой. Находящиеся в кругах участники кидают друг другу мяч. Бросать его можно с силой, но обязательно точно. Если мяч пролетит от ловящего его на расстояние большее, чем вытянутая рука, то команда бросающего получает штрафное очко.

Игроки не должны выходить за пределы кругов. Бросив по одному разу мяч друг другу, пары меняются — так продолжается, пока последняя пара не совершит переброску мяча. Выигрывает та команда, которая получит меньше штрафных очков.

Стой

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В эту игру могут играть от 5 до 15 человек. На земле или на площадке рисуют или отмечают круг диаметром примерно 3 м. В центре его находится водящий с мячом в руках, остальные размещаются за очерченным кругом, но не дальше чем в двух шагах. Водящий подкидывает мяч, и в этот момент все игроки разбегаются, после удара о землю водящий ловит мяч и кричит: «Стой!», все должны остановиться. Затем водящий старается попасть мячом в какого-нибудь игрока, не выходя за пределы круга. Если водящий попал в участника, то этот игрок становиться водящим, а водящий присоединяется к другим играющим, иначе игра повторяется. Первого водящего обычно выбирают с помощью какой-либо считалки.

Пчелка

В игре принимает участие 10-20 человек. Играющие образуют круг, расходятся на расстояние вытянутых рук, встают лицом к центру. Мяч перекатывают по земле внутри круга. Игроки руками отбивают мяч от себя, стараясь запятнать им другого. Мяч — это пчелка. В том случае, если кто-либо не отобьет мяч и будет осален, этот участник считается ужаленным. Он разворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех пор, пока следующий участник не будет осален. Тогда первый, покинувший игру, снова разворачивается лицом к центру круга, а второй поворачивается спиной. Ловить мяч, а также отбивать его ногами запрещается.

Старый замок

Дети младшего школьного возраста играют в эту игру с удовольствием. Для игры понадобится деревянная палочка или мел, а также 5 кеглей, волейбольный мяч. Ведущий чертит на игровой площадке большой круг. Выбирается или назначается водящий. Все участники встают за линией круга лицом к центру. Однако водящий остается в круге. В середине круга ведущий ставит кегли. Это замок, который водящий должен защитить.

Игроки перебрасывают мяч между собой, стараясь отвлечь защитника замка, улучить удобный момент, когда водящий зазевается, после чего сбить кегли быстрым ударом мяча.

Водящий имеет право любым способом отбивать мяч. Тот участник, которому удастся разрушить замок, становится водящим, и игра продолжается.

Замок можно сделать в виде треножника, связав в верхней части палки, а сверху на него положить мяч.

Лови - не лови!

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Для игры подойдет детский резиновый мяч небольшого размера или обыкновенный волейбольный. Играющие выбирают водящего с помощью какой-либо считалки, встают в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий берет мяч и встает в центре. Он поворачивается вокруг себя, неожиданно кричит: «Лови!» и бросает мяч какому-нибудь игроку. Участник должен поймать мяч. Если водящий крикнет: «Не лови!», игрок, которому кинули мяч, должен увернуться от него. Если водящий кричит: «Бросай!», то участник отбивает мяч обратно водящему и т. д. Игрок, который не выполнил озвученную команду или выполнил ее неправильно, выходит из игры, но продолжает участвовать в ней, наблюдая. Чем меньше игроков, тем быстрее темп игры.

Победителем считается участник, оставшийся последним, он становится водящим. Первое время, пока дети не разучили хорошо игру, водящим может быть взрослый. Число команд, которые должны выполнять игроки, зависит от возраста детей и от их опыта игры. Начинать игру лучше с двух команд: «Лови!» и «Не лови!», постепенно вводя новые.

Выбивание мячом.

Игра проводится у стены или высокого сплошного забора, понадобится мяч средней величины, мел или заостренная палочка.

Играющие выстраиваются в шеренгу с небольшим расстоянием друг от друга, в нескольких шагах от стены спиной к ней. Напротив них, метрах в 8-12, чертится прямоугольная площадка длиной в 3 м, шириной в 1 м — это место водящего. Его цель — попасть мячом в любого игрока во время броска, не выходя за пределы очерченной площадки. Участники не сходят с места, но могут уворачиваться от мяча, приседать, наклоняться и даже подпрыгивать. Игрок, в которого попал мяч, считается выбитым и выходит из игры. Если игрок поймает мяч, брошенный водящим, кинет его в водящего и попадет, участник становится водящим, а тот, кто был водящим, занимает его место в шеренге. Так происходит смена водящих. Когда у стены остается два участника, водящему дается право сделать два броска, чтобы выбить двух игроков. В том случае, если это ему удастся, он считается победителем, в противном случае победителем становится оставшийся игрок.

Сороконожка

В эту веселую игру можно играть на спортивной площадке, во дворе, на пустыре, на лугу. Для игры понадобятся волейбольный или резиновый мяч среднего размера, мел или заостренная палочка. Количество участников игры может быть от 6 до 20 человек. На земле или площадке чертится большой круг диаметром от 3 до 8 м. Диаметр зависит от количества участников и их возраста. Все играющие делятся на две команды. Игроки одной команды стоят за кругом в произвольном порядке, у них — мяч. Участники из другой команды — в кругу, выстраиваются друг за другом по одному, каждый последующий игрок держится за плечи предыдущего. Это сороконожка. Стоящие за кругом начинают перекидывать мяч друг другу, пытаясь задеть им последнего игрока сороконожки, а все игроки колонны, держась друг за друга, пытаются увернуться от мяча, защищая последнего игрока. Причем осаливать мячом можно только по ногам, нарушивший это правило меняется местом с игроком, стоящим в конце сороконожки, а последний, в свою очередь, встает за круг.

Осаленный игрок выходит из игры. Когда будут осалены все игроки сороконожки, команды меняются местами. Эта игра для детей младшего школьного возраста, но в нее могут играть и дети постарше, увеличив ее темп.

Котел

Для игры понадобятся небольшой мяч (можно теннисный), палки длиной около 1 м (для каждого игрока), можно использовать хоккейные клюшки. Игру нужно проводить на пустыре или за городом, в таком месте, где есть небольшое поле и можно выкопать ямки. Играть могут 5-10 человек.

В земле вырывается ямка диаметром 0,3- 0,5 м, размер ямки зависит от величины мяча. Это котел. На расстоянии около 2 м от него по кругу роют маленькие ямки — лунки. Количество лунок на 1 меньше, чем играющих. По жребию выбирается водящий.

Все игроки занимают своими палками лунки, без лунки только водящий. Он должен ударами своей палки загнать мяч в котел, а остальные игроки, используя свои палки, стараются помешать ему, отбивают мяч в другую сторону от котла. Но они должны быть осторожны, как только они вынули свои палки из лунок, — их могут занять другие игроки или водящий.

Вначале игры, если мяч попал в котел, водящий с мячом отходит в сторону приблизительно на 8 м и бьет по нему с таким расчетом, чтобы мяч, катясь или летя низко над землей, попал в котел. Если мяч попал туда, все игроки должны поменяться лунками.

Водящий бежит к лункам, стараясь занять своей палкой любую пустую. Зазевавшийся игрок, оставшийся без лунки, становиться водящим. Если водящему не удалось занять лунку, он снова водит. При смене водящего игра не прерывается. В этой игре занимать лунку можно только палкой и только пустую. Игра подойдет детям среднего и старшего школьного возраста.

Зебрус африканус

Для игры понадобится надувной мяч, деревянная палочка или мел. Ведущий (взрослый) заранее чертит на площадке 7 или 9 линий (в зависимости от количества игроков) на равном расстоянии друг от друга.

Средняя линия, которая делит площадку на два поля, выделяется. Участники игры делятся на две команды. С обеих сторон от средней линии встают команды, лицом друг к другу, по три или четыре игрока от каждой команды: по одному игроку на каждую полосу. Ведущий находится на средней линии. Он подкидывает мяч вверх, а кто-нибудь из участников должен его поймать и закинуть как можно дальше на поле другой команды, не выходя за пределы своей полосы, вдоль которой игрок может двигаться. Если участник из другой команды поймает мяч, то забрасывает его, в свою очередь, на поле первой команды. При касании мяча земли, штрафное очко получает команда, на поле которой это произошло. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков. Затем команды меняют игроков.

Догони мяч

Эта игра может проводиться на площадке, чу л в парке, на пустыре, за городом. Для игры подойдет волейбольный или другой мяч среднего размера. Играть могут 15-20 человек. Перед началом игры выбирается водящий. Играющие образуют круг, встав на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий остается за кругом, за 2 человека до игрока, который держит мяч. По сигналу руководителя игроки передают мяч друг другу, стараясь делать это как можно быстрее, а водящий бежит за кругом и старается дотронуться до игрока с мячом. Если ему это удалось, тогда водящий меняется местами с игроком. Если водящий долго не может догнать мяч, то его меняют на другого. Игроки не могут перекидывать мяч, они должны передавать его из рук в руки. Когда дети хорошо освоят игру, правила можно усложнить — дать «фору» мячу, то есть водящий становиться на за 2 человека до мяча, а за 3 - 6. Или перед водящим ставится задача не просто догнать мяч, а обогнать его и дотронуться до игрока, который еще не взял мяч, тогда водящим становится игрок, у которого в этот момент оказался в руках мяч.

Съедобное — несъедобное

Эта игра для детей младшего школьного возраста. Перед игрой участники договариваются о том, какие мячи ловить, какие отбивать. В данном случае мяч, сопровождаемый названием съедобного предмета, ловится, несъедобного — отбивается. Играющие встают в ряд, а ведущий — в нескольких шагах перед ними, лицом к ним. У ведущего мяч. Он говорит, напри мер: «Груша!» и кидает мяч игроку, тот должен поймать его. Если называется несъедобный предмет, игрок должен отбить мяч. Тот, кто не ошибся, продвигается на один шаг вперед. Кто первым дойдет до ведущего, тот и выиграл. Можно использовать понятия: «живое — неживое», «растения — животные», «горячее — холодное» и т. д. О том, какая тема будет использоваться, договариваются до начала игры.

Все дети любят играть с мячом: кто-то просто его гоняет по двору, кто-то пытается поиграть в футбол, волейбол, баскетбол и другие спортивные игры.

А как еще можно провести интересно время, играя с мячом?

Давайте вспомним, какие мы с Вами знаем игры для детей на улице с мячом?

1. «Съедобное — несъедобное»

Эту игру можно играть как вдвоем, так и с большим количеством игроков.

Выбираем ведущего. Все игроки становятся в ряд, а ведущий — перед ними, на расстоянии 2,5-3 метров.
Правила игры: ведущий бросает каждому игроку мяч (его можно бросать как по очереди, так и хаотично), при этом называя что-то из еды либо любой предмет. Если ведущий называет съедобное – игрок должен поймать мяч, если несъедобное – отбыть. При каждом правильном броске игрок делает шаг вперед, а неправильном – шаг назад. Выигрывает тот, кто первым дошел к ведущему.

Если игроков двое – они просто бросают друг другу мяч, называя слова. Выигрывает тот, кто выполнит больше правильных бросков.

2. «Я знаю пять…»

Правила игры: игроки по очереди бьют о землю мяч, на каждом ударе, приговаривая:

«Я знаю пять имен мальчиков: Денис — раз, Руслан – два, Артем – три, Максим – четыре, Олег – пять». Тематика может быть разной: имена девочек, цвета, названия городов, стран, клички либо породы собак и др. Побеждает тот игрок, который ни разу не сбился.

3. «Имена»

Выбираем ведущего. Игроки стают в ряд, спиной к нему. Ведущий подбрасывает вверх мяч, называя имя любого участника игры, а он должен развернуться и поймать. Если не поймал — выбывает из игры.

4. «Лови – бросай»

Все игроки становятся в круг и хаотично перебрасываются мячом. Кто не сможет поймать мяч или, поймав, выронит, продолжает играть на одной ноге. Если в такой позе он ловит мяч – становится на обе ноги, если нет – становится на одно колено. Если снова не поймает – на оба колена. Если же в таком положении участник ловит мяч – он снова становится на обе ноги и продолжает играть, если нет – выбывает из игры.

5. «Выбрось мяч»

Все игроки становятся в круг, а в центр круга – ведущий.

Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь поскорее от него избавиться. Задача ведущего состоит в том, чтобы дотронуться до того игрока, в руках которого находится мяч. Игрок с мячом, до которого дотронулся ведущий, занимает его место в центре круга.

6. «Командные соревнования»

Если есть много деток, можно устраивать между ними командные соревнования.

Например, разделить малышей на 2 команды и поставить в шеренгу. Задача каждой шеренги как можно быстрее передать мяч над головой от первого к последнему участнику и наоборот. По условиям конкурса нельзя поворачиваться, работать нужно только руками. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее.

7. «Десяточка»

Дети по очереди должны выполнить ряд упражнений с мячом. Как только кто-то ошибается – ход переходит к следующему участнику, а он становится в конец и ждет, пока к нему снова дойдет очередь.

Вот 10 упражнений, которые нужно выполнить:

7.1 бросить мяч о стенку и поймать его;
7.2 бросить мяч о стенку и пока он летит хлопнуть в ладоши, а затем поймать его;
7.3 снова бросить о стенку, но уже в полете успеть хлопнуть два раза и поймать;
7.4 аналогично предыдущему, только хлопнуть три раза;
7.5 бросить мяч о стенку и за то время, пока он будет лететь развернуться на 180 градусов и поймать;
7.6 снова бросить о стену, но дать ему удариться о землю, только тогда – поймать;
7.7 бросить мяч об асфальт или о землю так, чтобы он отскочил и ударился о стенку, затем поймать его;
7.8 бросить мяч о стенку из-под левой ноги и поймать;
7.9 бросить мяч о стенку из-под правой ноги, а затем поймать;
7.10 бросить мяч о стену одной рукой и поймать его.

8. Игра «Самже». Описание и правила

Эта игра по своей сути – одна из разновидностей «Съедобное-несъедобное». Нужно сесть в ряд и выбрать ведущего. Хорошо подойдет лавочка. Ведущий придумывает вопросы, например: «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?», «Сколько тебе лет?» и так далее, а затем после того, как озвучил вопрос, всем игрокам по очереди бросает мяч, перечисляя ответы. Если ответ нравится игроку, он должен словить мяч, если нет – отбыть.

Если игрок словил мяч, значит, ему присваивается этот ответ.

Например, ведущий задает вопрос: «Как тебя зовут?» и, бросая мяч, перечисляет разные имена. Игроку присваивается то имя, на котором он словил мяч.

Во время броска можно произносить слово «Самже». Если игрок словил мяч, он может сам предложить ответ на вопрос, какой ему нравится. Если не словил, ему присваивается ответ, который был дан ведущим перед этим.

Вопросы можно задавать следующего характера:

— «Где ты живешь?»
— «Где ты работаешь?»
— «Твоя должность»
— «Имя твоего мужа (жены)»
— «Какое у тебя домашнее животное?»
— «Сколько у тебя детей?» и т. д.

Играть можно до бесконечности, пока не надоест или позволит фантазия.

9. Игра «11»

Все игроки становятся в круг. Первый бросает мяч любому другому игроку и говорит «один». Второй игрок бросает мяч следующему, а тот следующему, но считать броски нужно про себя, в уме. То есть мяч бросается в хаотичном порядке, и броски считаются до 11. Игрок, которому бросается мяч на цифре 11, должен отбить его. Если кто-то что-то перепутал и не отбыл мяч на счете 11, либо в процессе счета от 1 до 10 не словил мяч, он садится в центр круга и игрок, который бросал мяч, должен в него попасть. Если попал, он возвращается в игру, если нет – тот, кто бросал тоже садится в центр.

А какие детские игры на улице с мячом знаете Вы? Напишите в комментариях. Ведь если занять малыша подвижной , то прогулка будет для него не только интересной, но и веселой, и полезной.

Натали
«Игры с мячом дома» памятка для родителей

ИГРЫ С МЯЧОМ ДОМА

Мяч - это одна из самых простых и многофункциональных игрушек. В мяч предпочтительнее играть на улице. Обычно во многих семьях детям запрещается играть с мячом дома . Из-за вероятности что-то задеть или даже разбить что-нибудь. Однако есть множество спокойных игр, в которые можно играть в любое время года в квартире. Можно легко обучить увлекательным и познавательным играм с помощью мяча не разрушая ни чего вокруг.

«Кегли» .

Поставьте на пол кегли (цилиндры, бутылки из под йогурта или кубики) . Можно поставить один предмет, а можно несколько. Задача ребенка - сбить предмет мячом , катя его по полу. Со словами :

В каждом своем деле,

Средь любых земель.

Добивайся цели,

Попадай в мишень!

«Слалом»

Расставьте в комнате предметы - кегли, кубики - на таком расстоянии, чтобы мяч мог легко прокатиться между ними. Покажите ребенку, как нужно аккуратно катить мяч, чтобы ничего не сбить и не задеть. Со словами :

1. Спорт известен с давних пор.

Слалом-спуск на лыжах с гор.

Важный атрибут – флажки,

Что горят, как огоньки.

Красный, синий. Красный, синий.

Ориентир двух важных линий,

Между двух флажков - ворот».

Нужно делать поворот.

2. Мчи свой мяч быстрей вперед.

Ты смелей веди его, умело.

Овладей своим ты телом.

Чтоб любой вираж тебе

Показался пустяком.

«Яблочко»

Дети садятся в круг, выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Мяч передается по кругу со словами :

Яблочко, катись, катись.

Ты румяное, катись.

Мне в ладошки прикатись.

А теперь остановись!

В этот момент все участники быстро прячут руки за спину, в том числе и тот, у кого оказался мячик. Ведущий снимает повязку и старается угадать, у кого мяч за спиной, просит участника показать руки, если отгадал, то меняются местами. Если нет, водит еще.

«Робот»

Возьмите несколько мячей разного размера и цвета. Выложите их в линию.

1. Зажмурьте глаза. Спросите у ребенка : «Какой?» . Ребенок должен словами объяснить, куда двигать Вам рукой : «Вправо, влево, опусти, кати» .

2. «Я загадаю мяч, а ты мне его прикати. Он лежит : справа от …; между …; слева от …; он не красный, и без полосок».

Поменяйтесь ролями.

«Мяч в домике»

Поставьте посередине комнаты стул. Сядьте недалеко от него. Покажите ребенку, как направить мяч, чтобы он прокатился под ножками стула. Пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. Можно подключить других участников - еще детей или взрослых.

«Солнышко»

Сядьте на полу напротив ребенка. Разведите ноги в стороны и согните в коленях, изобразив «домик» . Катайте мяч друг другу со словами :

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к (имя ребенка) заходит (мячик катится к ребенку) .

И к маме заходит (мячик от ребенка катится к маме,

И к (имя ребенка) заходит,

И к маме заходит…

«Циркач»

Ребенок перекладывает мяч из руки в руку, по команде взрослого : впереди себя, позади себя и т. п.

«Баскетбол»

1. Возьмите таз, в который легко помещается мяч. Поставьте его на стул или стол на некотором расстоянии от ребенка. Задача - закинуть мяч в корзинку.

2. Коробку или тазик поставить на пол и стараться попасть в него. Показать ребенку порядок действий можно с таким стишком :

Мяч одной рукой возьмем.

И к плечу поднимем.

На корзину поглядим.

И прицелимся и кинем.

«Я знаю 5…»

Ребенок бросает мяч другу

Я знаю 5 предметов мебели

(имен мальчиков и тд.)

Раз…. И так до пяти считает друг.

«Съедобное не съедобное»

Садитесь на пол друг напротив друга и катите мяч, Если назвали съедобный предмет, ребенок ловит и называет свой предмет. Если не съедобное, то катит его обратно со словом «Нет» .

воспитатель Игнатова Н. А.

Публикации по теме:

Дети с синдромом дефицита внимания: типы СДВГ, игры для детей с СДВГ, памятка для родителей Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,.

Консультация для родителей «Играйте дома с мячом!» Мяч:детская игрушка, спортивное оборудование, атрибутика, инвентарь. Мяч имеет круглую форму, яркость цветовую гамму, динамичность, поэтому.

Консультация для родителей «Игры и развлечения дома» Консультация для родителей «Игры и развлечения дома» Подготовила: Воспитатель Алфёрова Дарья Александровна МБДОУ "Детский сад "Солнышко",.

Консультация для родителей «Экологические игры с детьми дома» Период раннего детства всегда считался самым лучшим для развития в детях всевозможных положительных качеств. Ведь малыши верят во все, что.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад № 38 «Солнышко» Памятка для родителей «Народные игры – это интересно».

Памятка для родителей Памятка для родителей «Делать или не делать?» Тест «Какие вы родители?» 1. Нравится ли Вам Ваш малыш? 2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?.

Интересные игры-соревнования с мячом для школьников от 8 до 13 лет.

Прокатись на мяче

Участники соревнований выстраиваются на линии старта по трое. Каждая группа получает волейбольный или футбольный мяч. По сигналу один из тройки, поддерживаемый под локти двумя другими играющими, встает на мяч и, переступая, катит его. Таким образом, вся группа движется к финишу. В пути на специальных отметках члены тройки поочередно сменяют игрока, стоящего на мяче. Побеждает тройка, которая раньше дойдет до финиша.

Если с другом вышел в путь

Команды делятся на пары. Задача — пронести мяч до кегли и обратно, зажав его между лбами (плечами, ушами или спинами) двух игроков. При этом один бежит вперед лицом, а другой — спиной.

Пингвины

По сигналу ведущего участники должны поочередно пронести мяч до кегли и обратно, зажав его между ног.

Официанты

По сигналу ведущего участники эстафеты должны пронести мяч на «подносе» — теннисной ракетке до кегли и обратно и передать его следующему игроку.

Передвинь куб мячом

Каждой команде дают по два мяча. Площадка делится на две половины чертой. На черту ставится куб (коробка). Кидая в него мячи, игроки стремятся сдвинуть куб на половину противника.

Крокодильчики

По шесть представителей каждой команды выстраиваются друг за другом в колонну. Каждая пара в колонне зажимает мяч спиной и грудью, не помогая себе руками. Задача — как можно быстрее добежать (точнее, доползти, как крокодильчик) всей колонной до цели.

Бег с тремя мячами

Первый игрок каждой команды берет три мяча и по сигналу бежит с ними до кегли, оставляет их там, бежит обратно и передает эстафету очередному игроку. Следующий участник должен доставить мячи на старт и т. д.

Мяч в кругу

Игра проводится с футбольным мячом. Играющие становятся в круг на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий берет мяч и становится в середину круга. Ударяя ногой по мячу, он пытается выбить его за пределы круга. Другие игроки стараются задержать мяч в кругу, держась за руки. Если игроки задержат мяч, они начинают его перекатывать между собой с помощью ног. Задача водящего — отнять мяч у стоящих по кругу и выбить его за пределы круга. Если ему это удалось, его место занимает игрок, который пропустил мяч с правой от себя стороны. Мяч считается правильно выбитым в том случае, если он пролетел не выше колен играющих.

Попробуй, подними

Участники держат в руках по две длинные палки. Перед каждым игроком лежит теннисный (или резиновый) мяч. По сигналу ведущего игроки пытаются концами палок поднять мяч до уровня плеч. Побеждает тот, кому удастся это сделать первым.

Поймай сачком

От каждой команды выходят метатель и ловец и становятся на расстоянии приблизительно 15-20 метров друг от друга. Метатель делает бросок мячом, а ловец должен поймать мяч сачком. Дается 10 попыток, удачные попытки подсчитываются.

Брось ступнями

Игроки, зажав мяч ступнями, располагаются на одной линии в 2-3 шагах друг от друга. Отталкиваясь обеими ногами от пола, они одновременно или поочередно бросают зажатый ступнями мяч через волейбольную сетку (веревочку, перекладину и др.), находящуюся от них в 2-3 м.