Методы по физической культуре. Методы спортивной тренировки: характеристика, задачи и цели

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное со­четание названных методов в соответствии с методическими прин­ципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Рис. 4. Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании

Методы строго регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

Рис. 5.

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Игровой метод

Всистеме физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод - это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом вос­питании зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.

Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.

Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.

Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.

Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.

Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.

Общепедагогические методы

Словесные методы

Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.

Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.

Наглядные методы

Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.

И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.

Практические методы

Метод строго регламентированного упражнения

Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.

Освоение техники упражнения

Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.

Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.

Методы развития физических качеств

Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.

Непрерывный равномерный метод

В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.

Непрерывный переменный метод

Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.

Интервальный метод

Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.

Повторный метод

Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.

Метод круговой тренировки

Введение такого метода в свой тренировочный график позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.

Игровой метод

Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.

Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.

Соревновательный метод

При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.

Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен , но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.

А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!

Вконтакте

Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод - это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упраж­нения, которые условно можно разделить на три группы: обще­подготовительные, специально-подготовительные и соревнова­тельные.

Методы спортивной тренировки в практических целях принято

Условно делить на три группы: словесные, наглядные и практи­ческие. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они

строго соответствовали поставленным задачам, общедидактиче­ским принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др. Эти мето­ды должны использоваться в лаконичной, образной и доступной форме, особенно при подготовке квалифицированных спортсме­нов, чему в значительной мере способствуют специальная терми­нология и сочетание словесных методов с наглядными.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме этого следует ши­роко использовать наглядные пособия:

Учебные кино-видеофильмы, кинокольцовки, кинограммы, макеты спортплощадок;

Простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений;

Сложные ориентиры, которые путем световых, звуковых"сиг-налов и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением, обеспечивают обратную связь.



Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы:

Методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навы­ков, характерных для избранного вида спорта;

Методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Обе подгруппы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве, обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки.

Среди методов, преимущественно направленных на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания движений в целом и по частям. Разучивание движений в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако в этом случае внимание занимающихся последовательно акцентируется на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта. При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоя­тельные элементы, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных дей­ствий приводит к соединению в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При использовании методов разучивания движений, как в це­лом, так и по частям большая роль отводится подводящим и ими­тационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой путем пла­номерного освоения более простых двигательных действий. На­пример, в тренировке бегуна в качестве подводящих упражнений используется бег с высоким подниманием бедра, бег прыжками и т.д. Каждое из этих упражнений является подводящим к бегу и способствует более эффективному становлению его отдельных элементов: отталкивания, высокого выноса бедра, повышения темпа движений, координации в деятельности мышц антагонис­тов и т.д.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура ос­новных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие ос­воение двигательных действий. Имитационные упражнения очень широко используются при совершенствовании технического мас­терства как новичков, так и спортсменов высокой квалификации. Они не только позволяют создать представление о технике спортив­ного упражнения, облегчить процесс его усвоения, но и обеспе­чивают эффективную координацию между двигательными и веге­тативными функциями. Например, в тренировке метателя в каче­стве имитационного упражнения используется выполнение цело­стного действия перед зеркалом без выпуска снаряда, акцентируя внимание на отдельные элементы движения, контролируя их точ­ность.

Структуру методов, преимущественно направленных на разви­тие двигательных качеств, определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерыв­ный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражне­ний (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод пре­дусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми пау­зами отдыха. При использовании обоих методов упражнения мо­гут выполняться как в равномерном, так и в переменном режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их при­менения тренировка может носить обобщенный (интервальный) Или избирательный (преимущественный) характер. При обобщен­ном воздействии осуществляется параллельное (комплексное) со­вершенствование различных качеств, обуславливающих уровень Подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимуще­ственное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме ин­тенсивность работы является постоянной, при переменном - варьи­рующей.

В качестве других самостоятельных методов следует выделить Игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает

выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических прие­мов и ситуаций. Его применение обеспечивает высокую эмоцио­нальность занятий и связано с решением в постоянно изменяю­щихся ситуациях разнообразных задач. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования и мышления, оригинальных и неожидан­ных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенство­вания различных сторон подготовки легкоатлета.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную деятельность, направленную на выявление уровня подготов­ленности спортсмена и выступающую в качестве способа повы­шения эффективности тренировочного процесса. Этот метод может осуществляться в усложненных или облегченных условиях по срав­нению с теми, которые характерны для официальных соревно­ваний.

Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической, интегральной и особенно психоло­гической подготовленности. Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занима­ющихся особенно широко используется при работе с квалифици­рованными и хорошо тренированными спортсменами.

Техническая подготовка.

Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике не­обходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональ­ным и эффективным способом выполнения упражнения. Под со­вершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и це­лесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных результатов. При этом следует всегда учитывать инди­видуальные особенности спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.

Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, но и умение проявлять значитель­ные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная техника базиру­ется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобы овла­деть современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким, выносливым.

Одним из основных условий успешного овладения эффектив­ной техникой является сознательное отношение спортсмена к тре­нировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать дви­жения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осоз­нать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной.

Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно. Совершенство­вание техники продолжается на протяжении всей спортивной де­ятельности. Даже когда ученик показывает результат самого высо­кого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании от­дельных элементов техники, об устранении технических ошибок.

Тактическая подготовка.

Спортивная тактика - искусство ведения борьбы с против­ником, ее главная задача - наиболее целесообразное использова­ние физических и психических возможностей легкоатлета для по­беды над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.

Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наиболь­шую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длин­ные дистанции, а наименьшую - там, где соревнования проис­ходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффектив­нее использовать свою спортивную технику, физическую и мо­рально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. В целом тактиче­ское мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение.

Задачи тактической подготовки заключаются в сле­дующем:

Изучение общих положений тактики;

Знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики;

Изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;

Знание тактического опыта сильнейших спортсменов;

Практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»);

Определение сил противников, знание их тактической, фи­зической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внеш­них условий.

На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабаты­вает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее.

Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определен­ным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на пре­дусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое Другое.

Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с разви­тием физических и волевых качеств, с совершенствованием тех­ники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную

тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональ­ные возможности спортсмена и его техническое мастерство.

В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка. Задачи теоретической подготовки вклю­чают в себя следующие вопросы:

Общие понятия о системе физического воспитания и о тео­рии спорта;

Знание перспектив развития физической культуры и спорта в стране и мире;

Знание теории и практики легкоатлетического спорта;

Знание вопросов психологической подготовки спортсмена;

Знание вопросов гигиенического режима спортсмена, вра­чебного контроля и самоконтроля;

Знание вопросов профилактики травматизма в специализи­рованном виде легкой атлетики.

Физическая подготовка.

Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, кото­рый направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем орга­низма, совершенствование их функций. Физическая подготовка под­разделяется на общую и специальную.

Целью общей физической подготовки (ОФП) является достиже­ние высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мус­кулатуры, улучшение координационной способности, исправле­ние дефектов телосложения (главным образом из общеподготови­тельных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетиче­ской специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набив-

Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спорт­смена, приобретение им тех двигательных навыков, которые не­посредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из уп­ражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включаю­щие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество уп­ражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые боль­ше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его под­готовленности.

Психологическая подготовка.

Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подго­товку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей психологической под­готовки решаются в условиях соревновательной деятельности.

Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая [в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на [развитие у спортсмена таких психических качеств, ко­торые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством. К ним относятся:

Создание правильной и стойкой системы мотивов, побужда­ющих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях;

Создание четких представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений;

Формирование качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной устойчивости и перенесению мак­симальных нагрузок;

Развитие специфических процессов, необходимых для овла­дения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориенти­ровка в пространстве, способности к самоконтролю над различ­ными элементами движения и т.д.);

Развитие умения управлять собой, своими чувствами и пере­живаниями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, со­знательно затормаживать неблагоприятные психические состоя­ния, возникающие в процессе тренировочной и соревнователь­ной деятельности;

Овладение умением легко и свободно осуществлять максималь­ные усилия без нарушения координации и динамики движений.

Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка

Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе соревнований включает:

Психологическое воздействие в ходе одного выс­тупления предусматривает: краткий самоанализ и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий и уменьшение напряженности; нормализацию психического состояния после квалификационных выступлений; устранение эмоций

В процессе психологической подготовки можно вы-I Делить два относительно самостоятельных и одновременно тесно

взаимосвязанных направления: 1) воспитание моральных и воле­вых качеств; 2) совершенствование специфических психических возможностей.

Важнейшими задачами волевой подготовки спорт­смена являются: 1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональ­ным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целе­устремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и ини­циативность.

10. Нагрузка. Характеристика параметров нагрузок .

– это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем).

и переменной . Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меняется по ходу выполнения упражнения.

Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм человека.

Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.

Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнений (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.

и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха :

Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится на период недовостановленного состояния организма. Такой интервал отдыха приме­няется при развитии разных видов выносливости. Вместе с тем следует учитывать, что неадек­ватные индивидуальным возможностям нагрузки в этом режиме могут при­вести к истощению организма.

Относительно полный (ординарный) – интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Полный интервал – при котором оперативная работоспособность волнообраз­но возвращается к исходной.

Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью.

Пассивный отдых – относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.

Эффекты воздействия физических упражнений . Двигательная деятельность сопровождается целым рядом про­цессов и явлений в организме и психике человека, которые можно обоб­щенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эф­фект .

Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функ­циональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимичес­ких, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигатель­ной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).

По прекращении двигательной деятельности ее эффект не ис­чезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех про­цессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы (рис. 2.1.).

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

Рис. 2.1. Динамика оперативной работоспособности во время

нагрузки и в период отдыха (схема).

1 – фаза врабатывания;

2 – фаза устойчивой оперативной работоспособности;

3 – фаза снижения оперативной работоспособности (утомления);

4 – фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления);

5 – фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации);

6 – редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.

В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний -кумулятивный эффект . Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

В зависи­мости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, вы­деляют четыре основных варианта построения занятия (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)

А – повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности.

Б – повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности.

В – повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации).

Г – повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности.

Первый вариант используется при двух – трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммар­ного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в пе­риод относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпен­саторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последу­ющей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего заня­тия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы преды­дущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия ис­пользуется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови­тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Спутник

Доклад на тему:

« ».

Учитель физической культуры

Новожилов М.А.

Можайск

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..............................................................................................................................3

Методы обучения по физической культуре ..................................................................4

    Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания ........................4

    Требования к выбору методов обучения .................................................................6

    Классификация методов обучения ...........................................................................6

    Правила проведения занятий физическими упражнениями ................................11

    Как построить тренировочное занятие ..................................................................12

Список использованных источников ...........................................................................14

Введение

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывает школа, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания учеников.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более школе, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Методы обучения по физической культуре.

1 Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания

Физическое воспитание и обучение учеников состоит из теоретических, практических и контрольных занятий, которые определяются методикой и концепцией преподавания, принятой в данной школе. Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность, выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат. И конечно же имеет свою особую методику. Любая учебная программа по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается ученикам в форме лекций в логической последовательности. Тем самым формируется теоретический пласт знаний у учеников по физической культуре. Это будет служить основой для формирования умений у учеников по выполнению физических упражнений и проложит путь для следующего раздела. Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. В каждой четверти система практический занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соотвутствующий прохождению различных разделов программы. Эти модули завершаются выполнением учениками на занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. В конце полугодия и учебного года ученики, выполнившие учебную программу сдают зачет по физической культуре, который состоит из трех разделов:

    теоретические и методические знания, овладение методическими умениями и навыками;

    физическая и спортивно-техническая подготовка;

    жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здоровья и здоровому образу жизни.

Итак, раскрыв все разделы физического воспитания и обучения учеников мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной системы преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику занятий физическими упражнениями.

Иными словами правильное, четкое выполнение последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает качество воспитания и обучения и служит основой для применения методики занятий физкультурными упражнениями.

Составляя основу методики физического обучения и воспитания все вышеперечисленные разделы тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения и воспитания учеников, так как только последовательное прохождение всех этапов физического обучения может гарантировать правильность усвоения и контроль за усвоением материала по физической культуре. Однако такой категорический подход к последовательности обучения и воспитания учеников может быть обойден.

Также процесс обучения и воспитания организовывают так, когда теоретический курс может быть совмещен с практическим разделом и пройден во время конкретных практических занятий физкультурными упражнениями. Это может осуществляться путем предварительного устного объяснения учителем физкультурного упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления и развития физического состояния организма. Затем учитель демонстрирует выполнение этого физкультурного упражнения. Следующим этапом будет выполнение этого упражнения учениками и контроль преподавателем правильности, точности и численности выполнения физкультурного упражнения.

2 Требования к выбору методов обучения

Применение того или иного метода влечет соблюдение ряда требований:

1.Научная обоснованность метода, с точки зрения теории познания и учении о высшей нервной деятельности.

2.Соответствие поставленной задачи обучения. Здесь прежде всего следует учитывать конкретность задач, поскольку, только конкретная задача может определить метод (например: воспитание силы не методом же слова, а практическим).

3.Обеспечение воспитывающего характера, т.е. метод должен не только обеспечивать эффективность процесса обучения, но и соответствовать требованиям решения задач воспитания.

4.Опора на всю систему принципов обучения, соответствие с индивидуальной подготовленности учеников, соответствие условиям занятий.

Следует отметить, что ни один из методов нельзя считать универсальным. Методы дополняют и обогащают один одного. Поэтому необходимо пользоваться системой методов обучения, учитывая в каждом конкретном случае их сильные и слабые стороны.

3 Классификация методов обучения

В науке, в настоящее время, имеются различные подходы к классификации методов обучения. Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы:

    словесные;

    наглядные;

    практические.

Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:

    методы преподавания;

    методы учения.

Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:

    методы сообщения новых знаний;

    методы закрепления и др.

В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:

    индивидуальные;

    коллективные;

    на физкультурных занятиях;

    вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).

Для действительно научной классификации нужен системный подход, целостный.

1.Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:

    Перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические;

    логические – методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися;

    гностические – т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые;

    кибернетические – т.е. методы управления и самоуправления учением.

Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода, учитель не может упустить один из других указанных подходов.

2.Методы стимулирования и мотивации учения , т.е. методы формирования познавательных интересов, долга, ответственности.

3.Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный и т.д. опрос).

При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:

    цели занятий;

    особенности учебного предмета;

    возраста и подготовки детей;

    условий учебной работы;

    личностных качеств педагога.

Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия приемов равно опасны.

4. Словесные методы

Особенностью данных методов является воздействие через вторую сигнальную систему, опосредованное воссоздание действительности в понятиях, умозаключениях ребенка.

Кроме того, при помощи слова устанавливаются взаимоотношения с детьми, ставятся задания, оцениваются результаты, подаются команды.

Слово несет не только смысловую функцию, при помощи которой выражается содержание предмета, но также и эмоциональную функцию, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.

При использовании словесных методов необходимо строго учитывать их особенности и пользоваться следующими рекомендациями:

Слово должно соответствовать задачам обучения. Так, в начальном обучении используют слово для предварительного ознакомления с упражнением.

В процессе же углубленного разучивания слово помогает описать детали техники данного упражнения.

Слово помогает выявить взаимосвязь между отдельными двигательными действиями и активизировать внимание на отдельных моментах, главных усилиях при выполнении упражнения.

5. Наглядные методы обучения.

Наглядное восприятие способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению, повышая интерес к изучаемым двигательным действиям.

В виду сильно развитой способности к подражанию, особенно важна наглядность при обучении детей.

В то же время, необходимо знать, что наглядное восприятие лишь тогда действенно, когда воспринимаемое понято, осознанно детьми и побуждает их к активным действиям.

В противном случае, наглядность может оказаться лишь занимательной иллюстрацией, превращая учеников в пассивных зрителей.

Методы наглядности подразделяются на методы:

1.Натуральной наглядности

2.Опосредствованной наглядности

3.Образной наглядности

Натуральный показ направлен, в основном, на обучение путем подражания, где должны учитываться следующие факторы:

    готовность ребенка к подражанию, т.е. наличие возможностей выполнить показываемое действие (наличие предварительных умений и развития физических качеств)

    полнота представлений об объекте подражания

    интерес к двигательному действию

    желание и стремление выполнить наблюдаемое действие

Натуральный показ – это демонстрация действия в целом, по частям, в обычном и замедленном темпе.

Наряду с достаточно полной содержательной стороной, натуральный показ обладает высокой эмоциональностью (красиво и эффектно выполненный элемент надолго остается в памяти, небрежный – вызывает негативную реакцию).

Первый показ должен давать целостное представление о технике исполнения упражнений.

6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)

Практические методы связаны непосредственно с активной двигательной деятельностью. Данные методы можно подразделить на две группы:

1.Методы, направленные на освоение двигательных действий.

К ним относятся: метод целостного разучивания упражнения и метод разучивания по частям (или его еще называют целостно-раздельный метод обучения).

2.Методы, главным образом, способствующие развитию двигательных качеств.

К этой группе относятся методы частично регламентированного упражнения и строго регламентированного упражнения.

При данном методе облегчается процесс усвоения двигательного действия. Создаются благоприятные условия для контроля за качеством частных двигательных действий (элементов) и овладение в целом протекает поэтому в более легких условиях. Изучение по частям создает условия для своевременного обнаружения и устранения ошибок в движениях и их соединениях.

Богатство подводящих упражнений, видимость постепенного продвижения и цели обучения вызывает у обучаемых здоровый эмоциональный эффект.

7. Соревновательный метод . Соревнование имеет существенное значение как способ организации и стимулирования в различных сферах жизни, в том числе и спорте.

Важная черта соревнований – это сопоставление сил в борьбе за первенство, за достижение высокого результата.

Фактор соперничества, награды и поощрения победителей создают высокий эмоциональный фон, который усиливает эффект выполнения физических упражнений. По сравнению с другими методами, соревновательный предъявляет наивысшие требования к физическим качествам и способствует их наивысшему развитию. Однако, необходимо умелое педагогическое руководство, чтобы соревнование несло нравственную роль.

4 Правила проведения занятий физическими упражнениями

1. Тренировку обязательно начинайте с разминки, а по завершении используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

2. Эффективность тренировки будет наиболее высокой, если использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим для правильного питания.

3. Старайтесь соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом тренированности и переносимости нагрузки.

4. Помните, что результаты тренировок зависят от их регулярности, так как большие перерывы (4 – 5 дней и более) между занятиями снижают эффект предыдущих занятий.

5. Физические нагрузки должны соответствовать возможностям организма, поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

6. Составляя план тренировки, включайте упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно- силовых и координационных качеств).

5 Как построить тренировочное занятие

Тренировочное занятие состоит из трех частей:

    подготовительной;

    основной;

    заключительной.

Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.

Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.

В самостоятельные занятия необходимо включать: общеразвивающие упражнения с предметами (скакалка, обруч, гири, гантели, резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения: бег, прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные подвижные и спортивные игры: упражнения на различных тренажерах, катание на роликовых коньках, скейтборде, велосипеде.

Список использованной литературы

    А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. Москва,1995.

    Физическое воспитание: Учебник для учеников ВУЗов. Москва, Высшая школа, 2000.

    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культуры. – М.: ФиС, 1991.

    Педагогика: Учеб.пособие для учеников пед.ин-тов/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.

    Теория и методика физического воспитания/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

    Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003.

    Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2003.

    Учебник для высших учебных заведений предпринимательства и права. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания учеников. И.С. Барчуков, Е.А. Пеньковский, 1996.

В последние годы большое внимание специалистов физической культуры привлекает физкультурное образование, которое связывает между собой теоретические знания, двигательные умения и методические навыки.

Физкультурное образование является первым и определяющем условием формирования здоровья детей. Поэтому заниматься физкультурным образованием необходимо с младшего школьного возраста. Необходимо уже в этом возрасте сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности бережного отношения к своему здоровью, своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Они могут быть использованы для обучения акробатическим упражнениям.

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Относящиеся к этой группе методов дополняют друг друга и применяются сообразно многим условиям, которые определяют конкретную учебную задачу: групповой и персональной характеристике учеников, этапу обучения, характеру и содержанию учебного материала, длительности урока, местным условиям обучения, наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и др.

Метод разучивания по частям, по мнению специалистов, предусматривает первоначальное изучение отдельных частей отдельных действий с последующим соединением их в необходимое целое .

Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а так же от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Понять целое действие можно только через познание составляющих его движений и закономерностей становления действия.

Расчленение является характерной чертой методов разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является освоение действия в целом. Без этого теряется смысл любого обучения. В конечном итоге ученики должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этой слитности исполнения не должно быть главным и второстепенным. Все – главное .

Например, подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению центрально-нервной системе таких следовых эффектов, таких более простых временных связей, которые следствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

Например, создание системы подводящих упражнений достигается путем анализа намеченного для изучения действия, расчленения его и выделения наиболее ответственных элементов. Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно ученикам.

В зависимости от структуры двигательного действия и задач обучения подводящие упражнения можно представить в двух формах: в форме вычлененной части целостного действия или целостного действия, но с вычлененными из него деталями .

Педагогические преимущества метода разучивания по частям как отмечают многие специалисты состоят в следующем:

  1. Облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.
  2. Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а, следовательно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляет удовлетворение.
  3. От богатства подводящих упражнений уроки становятся более разнообразны, а сам процесс обучения более интересным.
  4. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задач обогащения двигательного опыта детей.
  5. Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстро восстановлению утраченных навыков.
  6. Этот метод не заменим при изучении координационно-сложных действий и при необходимости воздействовать на отдельные суставы и мышечной группы .

Метод разучивания в целом. Он предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивания в целом применяется при изучении любого действия. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда не умеем грамотно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.

Метод принудительно-облегчающего разучивания основан на теоретической концепции “искусственной управляющей среды” (по И.П.Ратову). Его можно рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, то есть технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях.

Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение.

Как установлено П.К. Петровым, наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

  1. Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.
  2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
  3. Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки.

Соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании .

В процессе обучения постоянно присутствуют методы использования слова. Слово активизирует весь процесс обучения. Учитель физической культуры имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувство ученика. Для осуществления процесса обучения акробатическим упражнениям в младших классах используются такие методы: словесный и наглядный.

К словесным методам относятся: рассказ, описание, объяснения, разбора, задания, указания, команды.

Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. В процессе физического воспитания принято использовать определенные термины.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Термин должен быть показательным, точным, понятным, кратким .

Эмоциональная функция слова способствует решению как учебных, так и воспитательных задач.

Кроме того в этих методах используется рассказ.

Рассказ – повествовательная форма изложения – чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.

Помимо слова, рассказа имеет место применения описания упражнения.

Описание – это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и двигательный опыт.

Постепенно с учетом возраста, подготовленности методы усложняются, и одним из них является объяснение.

Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям.

Например, беседа помогает, с одной стороны, повысит активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу.

Метод разбора отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого либо задания (например, игры). Разбор: может быть односторонний и двусторонний.

Метод задания предусматривает постановку задач перед уроком или частных задач по ходу урока.

Еще одним из методов слова является метод указание, которое отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения.

Оценка является результатом анализа выполнения действия.

Для управления строем и занимающихся используются команды.

Команда – специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физической культуре. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или изменению темпа движений.

При проведении гимнастических упражнении, их обучение используется подсчет, который позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений, запоминать комплексы, комбинации упражнений .

Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Наглядное восприятие способствует более быстрому и точному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Результативность методов во многом определяется соответствием их возрасту, обучающегося. Особенно большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стремление следованию живым примерам, причем неодинаково в разных возрастах: например, в младшем возрасте особенно сильно развито чувство восприятия .

Использование методов наглядного восприятия зависит и от этапа обучения. Как правило, на первых этапах они применяются гораздо чаще. На этапе закрепления и совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.

Существуют следующие методы наглядности: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы, зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.

Показ двигательного действия учителем является наиболее специфичным методом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит подражание.

Эффективность подражания зависит, прежде всего, от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.

Готовность ученика к сознательному подражанию определяется действием нескольких факторов:

  1. Способностью анализировать увиденное действие.
  2. Соответствием психофизиологической зрелости ребенка сложность воспроизводимого упражнения.
  3. Уровнем знаний, полнотой представления ученика о подражаемом действии.
  4. Интересом подражаемому действию и желанием ученику подражать.
  5. Наличием своевременного и качественного контроля и самоконтроля за подражанием .

Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возможности для восприятия учеником двигательного действия с помощью предметного изображения.

Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить.

Рисунки и схемы мелом на доске, песке, земле, и т.п.

Зарисовки, выполняемые учениками в виде контурных фигурок, позволяет графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки.

Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста.

Технические Средства Обучения: фильм, ноутбук, проектор, видеомагнитофон и др.

При всех технических трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладают громадными дидактическими возможностями.

Звуковая и световая сигнализации создают необходимые зрительные и слуховые ориентиры для начала и окончания действия (или движения, задают определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.).

Формирование систем двигательных умений в акробатических упражнениях, что является одной из ведущих задач физического воспитания, опирается на соответствующие закономерности. Знание их позволит правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения; обеспечит грамотное построение систем уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков; поможет определить наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию .

В зависимости от класса задачи педагогического аспекта (формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладения школой движений). Могут требовать на одних уроках больше времени, на других – меньше. Например, перед контрольным уроком, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, вводную часть целесообразно посвятить разминке, т.е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта .

Для решения этих задач вводной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения вводной части нецелесообразно использовать, т.к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части, поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость, но содействие развитию может быть.

Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока принято строить по длинной стороне зала в правом верхнем углу, на расстоянии 1 – 2 метра от стены, спиной к окнам, шеренгу по росту. На первых уроках в первом классе дети строятся под руководством учителя.

Для успешного обучения детей построению в шеренгу целесообразно использовать специальные разметки на полу на расстоянии 40 см друг от друга, нанесенные мелом или краской. После того, как учащиеся научатся размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся. Дежурный подает команды “Равняйсь!” и “Смирно!”. Начиная с 4 класса дежурный отдает рапорт учителю. После команды “Смирно!” учитель приветствует детей и сообщает задачи урока, которые могут уточняться в основной части.

Наиболее эффективные средства активизации функции организма детей младших классов – ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.

Особенно важно обратить внимание учащихся на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен ученик, умеющий сохранять данный темп.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении акробатических упражнений: учитель должен пользоваться подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью рекомендуется использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т.п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. При проведении акробатических упражнений немаловажное значение имеет состояние учеников. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока) не следует начитать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание .

При условии, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.

Вводную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Желательно разнообразить способы построения учащихся для общеразвивающих упражнений (в кругу, шеренге, колоннах). Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления акробатических упражнений основной части урока. Для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами обручами и т.д.).

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объема, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

При выполнении упражнений с предметами необходимо уделять серьезное внимание дисциплине и порядку среди учащихся, чтобы исключить возможность травматизма. Не следует забывать и правильную организацию выдачи и сбора гимнастического инвентаря на занятиях.

Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения или упражнения ритмической гимнастики, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладения ими школьных движений. Большее значение такие упражнения имеют в начальных классах.

Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.

На рис. 1 представлена общая схема методов используемых в процессе обучения на различных этапах.

Проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся.

Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, то есть тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики, гимнастического стиля .

Таким образом, существует множество различных методов обучения, которые подразделяются на словесные методы, наглядные, практические: методы строго регламентированного упражнения и частично регламентированного упражнения.

Литература

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика ФВ / Б.А. Ашмарин, З.Н. Вяткина. – М.: Просвящение, 1990.
  2. Коробейников, И.К. Физическое воспитание / И.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.: Высш. шк., 1989.
  3. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989.
  4. Мартовский, А.И. Гимнастика в школе / А.И. Мартовский. – М.: ФиС, 1982.
  5. Меньшиков, Н.К. Гимнастика с методикой преподавания: Под ред. Н.К. Меньшиков: Просвещение, 1990.
  6. Петров, П.К. Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе: Учебное пособие / П.К. Петров, Г.И. Пономарев – Ижевск: УдГУ, 1994.
  7. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  8. Рипы М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания: Под ред. В.М. Смолевского. – М.: Ф и С, 1987.
  10. Укран, М.П. Методика тренировки гимнастов / М.П. Укран. – М.: ФиС, 1971.
  11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физ. вос. и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М., 2001.