Интегральная подготовка в избранном виде спорта. Теория интегральной тренировки как квинтэссенция спортивной дидактики

Физическая культура и спорт/1. Физическая культура и спорт: проблемы, исследования, предложения

Суйеншбеков Е.Ж., д.п.н. Андрущишин И.Ф.

Казахско-британский технический университет, Республика Казахстан

Интегральная подготовка в самбо

Важнейшим принципом применения средств и методов тренировочного процесса является целесообразное использование интегрального подхода, предполагающего органичное объединение в отдельном упражнении различных видов подготовки. Данный принцип детерминирует и само понятие интегральной подготовки, определяемой в учебнике по теории и методике физического воспитания (1990) как педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятельности все разделы тренировки . Однако на наш взгляд более конкретным и точным по смысловому содержанию является определение предложенное Д.И. Нестеровским- « Интегральная подготовка - это многоуровневая система возрастающих по степени сложности и направленности тренировочных заданий, включая кумулятивный соревновательный эффект, обеспечивающая на вершине иерархической структуры условия для целостной реализации потенциала всех компонентов подготовленности спортсменов в процессе соревновательной деятельности» .

Существенно с методологических позиций и то, что Д.И. Нестеровский рассматривает интегральную подготовку не только как комплексирование различных видов подготовки, а как сложную многоуровневую систему тесно связанных между собой компонентов и элементов различных разделов подготовки спортсменов.

В процессе интегральной подготовки должны быть решены следующие задачи:

Освоение и совершенствование техники и тактики конкретного вида спорта, которым занимается спортсмен;

Постоянное повышение и совершенствование уровня необходимых для данного вида спорта физических качеств и обеспечение соответствующего им уровня развития функциональных систем организма;

Воспитание в процессе физической подготовки наиболее значимых для конкретного вида спорта волевых качеств;

Воспитание морально-волевых качеств приразвитии и совершенствовании технико-тактических умений и навыков;

Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности в сочетании с развитием сложных координационных способностей;

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

Комплексированное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде будут определять основные направления спортивной тренировки, связанные с реализацией интегрального подхода.

При этом очень важно помнить, что если интегральная подготовка рассматривается с системных позиций, то эффективность разработки управляющих воздействий зависит от полноты объема циркулирующей в системе информации. Анализ показателей соревновательной деятельности выявляет общие закономерности и тенденции развития вида спорта, что позволяет разработать временной алгоритм стратегического планирования средств тренировки, их интегрированности в единую систему подготовки с определенным уровнем компенсаторности одних средств подготовки другими.

Особенно большую роль системный подход к интегральной подготовке играет на этапе начальной спортивной специализации, поскольку он позволяет существенно повысить эффективность целостного и наиболее полного проявления всех сторон подготовленности юных спортсменов .

В то же время необходимо учитывать тот факт, что в современном спорте вся система спортивной подготовки по существу является интегральной. Особенно важным этот принцип становится в видах спорта, где специфика соревновательной деятельности обязательно предполагает целостное проявление всех видов подготовленности спортсмена.

Борьба самбо в полной мере относится к видам спорта, где нельзя проигнорировать какой-то раздел подготовки и не включить его в систему тренировочного процесса. Именно поэтому можно говорить, что практически все методы специальной подготовки, применяемые в борьбе самбо, носят интегральный характер, поскольку имеют своим адресатом различные подсистемы подготовки: техническую, тактическую, физическую, психологическую. Особенно это относится к следующим методам:

Метод тренировки без противника, применяемый для овладения основами техники приемов и их совершенствования;

Метод тренировки с условным противником, где проявляется действия зрительного анализатора и кинестетические ощущения;

Метод тренировки с партнером, применяемый для изучения и закрепления техники приемов и тактики действий, для совершенствования специализированных умений;

Метод тренировки с противником - для совершенствования приемов и действий с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

Подбор средств и методов зависит от квалификации спортсменов, их технико-тактической оснащенности, морфо-конституциональных особенностей и индивидуальных склонностей к проявлениям психомоторных и высших психических функций .

Возможности специальной подготовки самбистов могут возрасти за счет научно-технического прогресса, достижения которого Г.С. Туманян относит к нетрадиционным средствам решения двигательных задач и подразделяет их на четыре группы:

1. средства технико-тактической подготовки (идеомоторные упражнения, принудительные имитации, упражнения со срочной информацией и т.д.);

2. средства физической подготовки (стимулированные или вызванные упражнения, принудительные ограничения деятельности некоторых систем организма);

3. средства волевой подготовки (упражнения в преодолении трудностей);

4. средства комплексной подготовки самбистов (упражнения в сопротивлении типа игр-заданий, схваток с различной интенсивностью, соревнований-прикидок) .

Вывод. Заключая вышесказанное можно утверждать, что интегральная подготовка является главным разделом специальной подготовки самбистов. Поэтому, осуществляя специальную подготовку на предсоревновательном этапе самбистов, необходимо при подборе тренировочных средств и методов учитывать степень интегральной направленности упражнений и их соответствия соревновательной деятельности.

Литература:

1. 1.Теория и методика физического воспитания: учебник для пед. институтов. - М.: Просвещение 1990.- 284 с.

2. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка баскетболисток в учебно-тренировочных группах 1-2-го года обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 24 с.

3. Кашин А.П. О комплексном исследовании психофизиологических особенностей человека.Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 29 с.

4. Келлер В.С. Рефлексивное управление в тактике единоборств и игр // Теория и практика физической культуры. - 1976. - № 8. - С. 9-11.

5. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе специальной тренировки: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Л., 1970. - 45 с.

6. Туманян Г.С. Спортивная борьба (теория, методика, организация тренировки): учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1997. - С. 94-95.

Взаимодействие и взаимозависимость подсистем спортивной подготовки имеют своим следствием интегральную подготовленность спортсмена, которая характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, и служат объединяющей стороне этой подготовленности .

Интегральная подготовка направлена на достижение необходимой интегральной подготовленности спортсмена.

Интегральная подготовленность характеризуется способностью к коор инации и реализации в соревновательной деятельности ра личных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит об единяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В силу этого часть тренировочного процесса, в котором осуществляется синтез разнообразных качеств и способностей в единое целое с учетом специфики соревно вательного упражнения, является неотъемлемой составляющей частью спортивной тренировки.

В процессе интегральной спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:

Освоение техники и тактики избранного вида спорта;

Обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;

Воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

Обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

Приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

Комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной тренировки. Более конкретные задачи связаны с отдельными разделами подготовки .

Так, в исследовании В.В. Чешихиной рассматривается взаимосвязь физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки . В работе И.Г. Максименко рассматриваются особенности физической, технической и игровой подготовленности юных футболистов на этапе специализированной базовой подготовки. экспериментально обосновано, что увеличение параметров скоростной и скоростно-силовой работы и ее рациональное распределение на протяжении годового цикла позволяют не только соответствующим образом развить данные физические качества, но и достигнуть необходимого уровня технической и игровой подготовленности юных футболистов .

Очевидно, в данном случае необходимо определить «ведущее звено» в интегральной подготовленности, которое в наибольшей степени определяет формирование и совершенствование остальных компонентов интегральной подготовленности спортсмена. Очевидно также, что данная закономерность наиболее характерна для подросткового и отчасти юношеского возраста.

Проблемы интегральной подготовки спортсменов обычно рассматриваются с позиций системного подхода к управлению спортивной тренировкой. Такой подход предполагает ее построение на интегративных началах, под которыми подразумеваются: единство и взаимосвязь структурных основ с направленностью и выраженностью адаптационых реакций, строгое следование принципам целостности, структурности, а также понятия внутреннего единства элементов тренировочного процесса, находящихся между собой в отношениях и связях .

1.4.2 Интегральная подготовка спортсменов-единоборцев

Большинство научно-методических работ, выполненных в последние два десятилетия в области теории и методики спортивных единоборств, так или иначе, направлены на реализацию принципа интегральности. Можно назвать в качестве примера работы, в которых рассматриваются проблемы взаимосвязанной физической и технической подготовки единоборца .

Спортивная тренировка должна быть в принципе интегральной и содержать в себе средства сопряженных воздействий, способствующие интегрированному воздействию на физическую и психическую сферу спортсмена. Чем больше тренировочные средства соответствуют соревновательной деятельности или превосходят ее по уровню функциональных сдвигов, технической сложности, тактической непредсказуемости ситуаций соревновательной борьбы и эмоциональному фону, тем выше сопряженность в системе интегральной подготовки.

Эти положения развивают специалисты в области единоборств В.И Филимонов и Р.А. Нигмедзянов , которые считают, что сопряженное развитие физических качеств и технических навыков достигается, если придерживаться следующих методических положений:

Средства и методы физической подготовки должны быть адекватны режиму работы мышц в соревновательном упражнении и соответствовать ему по координационной структуре движений;

Целесообразно преимущественное развитие мышечных групп звеньев тела,обеспечивающих выполнение основныхтехнических приемов;

Необходимо своевременно устранять индивидуальные недостатки в уровне развития физических качеств, мешающих формированиюправильнойтехники движений.

Таким образом, интегральный подход позволяет органически соединить техническую и физическую подготовку спортсменов в единый управляемый педагогический процесс, во время которого у атлета одновременно формируются двигательные навыки и физические качества.

При подборе средств необходимо, чтобы применяемые упражнения не только соответствовали характеру работы двигательного аппарата спортсмена в соревновательном движении, но и были адекватны ему по величине и режиму возникающих усилий, как в целостном действии, так и в различных фазах движения.

Важным компонентом тренировочного процесса, построенного по принципу интегральности, являются адекватные психологические установки. Когда спортсмен выполняет техническое упражнение с установкой на быстроту или мощность производимой работы, тем самым, он интегрированно развивает физические качества и технические навыки. Когда он выполняет тактическое упражнение с такими же установками, он соответствующим образом развивает физические качества и тактические навыки .

Достаточно привести в качестве примера ряд исследований по актуальным проблемам подготовки единоборцев. В работе Ф.А. Керимова рассматриваются интегральные модели, которые используются в тренировке борцов, но они, к сожалению, не могут решать всех задач интегральной подготовки .

Актуальной в этом плане представляется диссертационная работа известного специалиста в области спортивной борьбы В.Г. Игуменовао теоретико-методических основах многолетней подготовки борцов высшей квалификации и путях повышения эффективности их подготовки в институтах физической культуры. В качестве наиболее значимого элемента системы многолетней тренировки автор рассматривает рациональное распределение средств подготовки в зависимости от их специализированности, координационной и психической сложности, а также цикличность построения предсоревновательной подготовки. Особо следует подчеркнуть методологический подход к исследованию, основанный на сопряженном использовании отдельных средств подготовки борцов, однако методические подходы к интегрированию отдельных средств в единую систему представлены в незначительном объеме .

В работе А.А. Гаськова о теоретико-методических основах управления соревновательной и тренировочной деятельностью боксеров говорится о роли интеграционного принципа, как наиболее актуального для создания частно-предметных теорий спортивных единоборств. Автор пишет, что именно комплексный подход позволяет так конструировать тренировку, чтобы спортсмены в соревнованиях имели возможность реализовать все компоненты тренированности в единстве. Однако это, безусловно, ценное положение, в самой работе не раскрывается в полной мере .

Подготовка единоборца – это сложная система, для которой характерна иерархичность подсистем и элементов, наличие нескольких качественных уровней (например, уровней тренированности и «спортивнойформы»), большое число объектов (например, технико-тактические действия, скоростно-силовыеупражнения, средства психической коррекции и т.д.). С развитием теории и методики спортивной тренировки в единоборствах все большую роль приобретает интегральный подход, когда упражнения по совершенствованию технико-тактического мастерства логично связаны в единой системе с упражнениями, направленными на развитие двигательных качеств .

В работе Ч.Т. Иванкова была предпринята попытка выявить тенденции и закономерности динамики параметров технико-тактического мастерства, разносторонней физической и функциональной подготовленности юных борцов на различных этапах становления спортивного мастерства. Показано, что интегративный успех достигается на базе упражнений, моделирующих соревновательную деятельность борца и в наибольшей степени способствующих развитию скоростно-силовых качеств и навыков решения оперативных задач .

Сходные по смыслу задачи решал в своем исследовании А.А. Новиков, предпринявший попытку выявления взаимосвязи основных элементов технико-тактических действий спортсмена в функциональной системе управления его подготовкой. Он изучил основные закономерности управления технико-тактическим мастерством с помощью модели соревновательной деятельности спортсменов в борьбе и показал ряд оригинальных методических подходов к композиции интегральной подготовки в единоборствах .

Достижение спортивных результатов в единоборствах связано с реализацией следующих методических положений:

Построением процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной деятельности в различных единоборствах;

Акцентом на развитие наиболее сильных качеств спортсмена, совершенствование тех технико-тактических навыков, которые преимущественно обеспечивают достижение результата;

Первоочередным повышением уровня с ециальных скоростно-силовых качеств и на этой основе совершенствования специальной выносливости;

Использованием оптимальных объемов специальной подготовки, особенно в режимах, моделирующих соревновательную деятельность спортсменов;

Повышением уровня надежности и сбалансированности атакующих и защитных действий в соответствии с требованиями соревнователь ой деятельности на главных турнирах .

Спортсмен-единоборец варьирует различными действиями, не только приспосабливаясь, но и активно участвуя в ходе конфликтной борьбы с помощью различных способов тактического управления действиями соперника .

Изучение состояния основных систем организма спортсмена-единоборца предопределяет создание алгоритма применения средств технико-тактической, физической и психо огической подготовки. Именно знания об особенностях функционирования таких систем в процессетренировочной и соревновательной деятельности позволяет логично обосновать интеграцию различных средств и методов подготовки в единую систему .

Интегральная подготовка - система тренировочных воздействий, призванная максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (физической, технической, тактической и других …) в целостной и игровой деятельности баскетболистов.

ЗАДАЧИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

  • 1. Повышение уровня физических качеств морфофункциональных показателей, обуславливающих эффективность двигательных действий.
  • 2. Осуществление связей между видами подготовки - физической и технической: тактической, морально - волевой, психологической, теоретической в единстве игровых действий.
  • 3. Реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры, и технических приемов через тактические действия.

СРЕДСТВА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

  • - выполнение упражнений для развития специальных физических качеств в различных сочетаниях.
  • - сочетание подготовительных и подводящих упражнений с отдельными техническими приемами.
  • - выполнение изученных технических приемов и тактических действий (индивидуальных, групповых, командных защиты и нападения в различных сочетаниях с разным уровнем интенсивности) с сопротивлением и без него, с целью развития специальных физических качеств в рамках структуры приемов техники.
  • - игры подводящие к баскетболу(по упрощённым правилам).
  • - эстафеты основанные на выполнении приемов техники баскетбола в различных сочетаниях.
  • - игра в баскетбол 1х1, 2х2, 3х3, 3х4, на одно или два кольца.

Основные методы интегральной подготовки - совмещённых (сопряжённых) воздействий, игровой, соревновательный.

ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА - интегральная форма спортивной подготовки баскетболистов, направлена на совершенствование умений вести борьбу в различных игровых ситуациях.

ЗАДАЧИ ИГРОВОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Совершенствование умения распределять силы, что предполагает формирование умений предельно мобилизовать свои силы и возможности

сочетать периоды напряженной двигательной деятельности и расслабления.

  • 2. Совершенствование индивидуальных действий и взаимодействий с партнерами по команде.
  • 3. Достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревновательной деятельности.
  • 4. Совершенствование в использовании освоенных тактических систем комбинаций и их вариантов.

СРЕДСТВА ИГРОВОЙ ПОДГОТОВКИ

двусторонняя игра 5 / 5 в различных исходных условиях:

  • - на фоне явно выраженного утопления
  • - с гандикапом (например: забивший игрок делает ускорение к углу площадки, в то время как пропустившая команда организует прорыв с выполнением конкретных заданий)
  • - играть определённую комбинацию или использовать определённое взаимодействие
  • - играть только быстрым прорывом
  • - играть через центрового
  • - играть с атакой после 20 секунды владения и т.д.
  • - с использованием и переключением от одних тактических комбинаций и вариантов к другим по заранее обусловленным сигналам - после забитого - после вбрасывания аута - таймаута
  • - с внезапным искусственным изменением обстановки требующим быстрого переключения;- объявить что до конца игры 5сек,10сек,15сек,- искусственно изменить счёт - дать задание …, что нужно проиграть не более 1, 5, 7 очков и т.д.

Интегральная подготовка направлена на.координацию и реали­зацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства - технической, физической, тактической и психологической подготовленности. Каждая из сторон подготов­ленности спортсмена в известной мере формируется вследствие применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в ло­кальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый -раздел подготовки, направленный на объединение различных сто­рон "подготовленности, качеств и способностей, цель которого - обеспечение сложенности и эффективности комплексного проявле­ния всех многообразных составляющих, в совокупности определя­ющих успешность соревновательной деятелвности.

В качестве основного средства интегральной подготовки высту­пают соревновательные упражнения избранного вида спорта, вы­полняемые в условиях соревнований различного уровня.

Значительная роль в решении задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного ха­рактера, максимально приближенным по структуре и особенно­стям деятельности функциональных систем к соревновательным.

Наименее остро стоит проблема интегральной подготовки в видах спорта циклического характера, арсенал технических приемов и тактических действий в которых ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем) максимально приближенапо фор­ме, структуре, особенностям функционирования Систем организма к соревновательной.

В сложно координационных видах спорта, единоборствах и осо­бенно в спортивных играх многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной, групповой и командной тактики, психи­ческих проявлений обусловливают необходимость выполнения ис­ключительно больших объемов тренировочной работы аналитиче­ского характера, связанной с совершенствованием отдельных при­емов и действий, локальных качеств и способностей. Умение их " -^реализовать в сложных условиях соревновательной борьбы требу­ет специального и целенаправленного совершенствования. Напри­мер, в спортивных играх главным средством интегральной под­готовки является специально организованная и управляемая дву­хсторонняя учебная игра в условиях, максимально приближенных к официальным соревновательным. При этом игроки ориентируются на необходимость комплексной реализации в различных игровых ситуациях приобретенных физических возможностей, технико-так­тических навыков, моральной, волевой и специальной психической-подготовленности.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготов­ки наряду с общей направленностью, предусматривающей комп­лексное совершенствование, целесообразно выделить преимущественные направления:

Совершенствование индивидуальных технико-тактических действий;

Совершенствование групповых технико-тактических действий;

Совершенствование командных технико-тактических дейст­вий;

Совершенствование способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;

Совершенствование способности к переключению максималь­ной двигательной активности на периоды относительного расслаб­ления с целью обеспечения высокой работоспособности.

Для повышения эффективности интегральной подготовки можно применять разнообразные методические приемы:

Облегчение условий за счет применения различных модели­рующих устройств, уменьшения количества игроков на площадке, организации соревнований с более слабыми или «удобными» соперниками, принудительное лидирование или гонки за лидероми др.;

Усложнение условий за счет ограничения размеров площад­ки, ринга или ковра, проведения соревнований в неблагоприятных климатических условиях, с более сильным или «неудобным» про­тивником и др.;

Интенсификацию соревновательной деятельности посредст­вом увеличения ее продолжительности, размеров поля или площад­ки, веса снарядов, уменьшения времени владения мячом и т. п.

Интеграция имеет важное значение в тренировке для повышения эффективности обучения спортивной технике и тактике, актуализации специальных знаний обучаемых в процессе освоения технико-тактического арсенала и в условиях соревнований.

Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе технико-тактического обучения и совершенствования признак целостности соревновательной деятельности, с тем чтобы тренировочные эффекты, каждый в отдельности, эффективно проявлялись в соревновательных условиях.

Недостаточно на хорошем уровне решать задачи только в каждом виде подготовки автономно в надежде, что впоследствии в соревновательной деятельности эффект проявится сам по себе. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Это возможно при осуществлении интеграции процесса формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в еди­ную целостную соревновательную деятельность.На это направлена интегральная подготовка, которая представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовкитехнической, тактической, физической в целостной соревновательной деятельности спортсменов. Высшей формой интегральной подготовки являются соревновательные действия, выполняемые в такой же форме, как на реальных соревнованиях. Нередко ин­тегральную подготовку сводят только к этим упражнениям, что снижает эффективность тренировочного процесса.

В задачиинтегральной подготовки входит осуществление связи между видами подготовки (физической и технической; технической и тактической; психологической и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико - тактической, физической); достижение стабильности навыков в сложных условиях со­ревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в соревновательной деятельности.



Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения для реше­ния задач двух видов подготовки совмещение (сопряжено); упражнения в чередовании различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); контрольные прикидки.

Взаимосвязь физической и технической подготовкидостигается, во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного соревновательного упражнения; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры этого упражнения; в-третьих, при развитии специальных физических способностей в процессе многократного повторения соревновательного упражнения с повышенной интенсивностью, превышающей соревновательную.

Для этого используют определенные методические приемы и организацию проведения упражнений: чередование упражнений для развития физических качеств; чере­дование упражнений для развития качеств с упражнениями по технике, тактике; «соединение» упражнений по развитию качеств и способностей с соревновательным упражнением.

Взаимосвязь двух и более видов подготовки в тренировочном процессе в течение года осуществляется следующим образом. Первоначально решают специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи - в пределах одно­го вида подготовки в отдельности, содействие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определен­ной последовательности: в рамках одного вида подготовки; физическая и техническая; физическая и тактическая; техническая и тактическая; все три вида подготовки - в кон­трольных и официальных соревнованиях.

С позиции решения задач интегральной подготовки необходимо рассматривать структуру становления спортивных навыков, средства и методы, виды подготовки, этапы обучения технике и тактике. На каждой стадии становления навыка должны быть задействованы такие средства (упражнения), которые создают определенную преемственность и связь сторон подготовки. Интегральная подготовка представляет собой связующее звено тренировки и официальных соревнований. При помощи интегральной подготовки спортсмены научаются максимально реализовывать в специфической для вида спорта соревновательной деятельности все то, что «нарабатывается» в тренировочных занятиях(тренировочные эффекты).

Трансформация тренировочных эффектов в результативность соревновательных действий достигается посредством: во-первых, совмещения (сопряжения) компонентов тренировки - физической и технической, технической и тактической; во-вторых, чередования и переключения; в-третьих, системы заданий в контрольных соревнованиях; в­ четвертых, участием в официальных соревнованиях - высшей форме интегральной под­готовки. Особенно эффективна и незаменима интегральная подготовка в период, предшествующий соревнованиям.

В каждом виде подготовки - технической, тактической, физической, интеллектуальной (теоретической) и психической - имеются специфические задачи, средства и методы, им уделяется большое внимание. Кроме этого, в каждом виде должен быть «блок взаимосвязей» и с другими видами подготовки, при этом обоюдной направленности. Блоки взаимосвязей образуют ядро первичной интеграции; вторичная же интеграция достигается через «прикидки», контрольные соревнования, в которых уже в тесной взаимосвязи выступают все виды подготовки, отдельные тренировочные эффекты. Высший уровень в этой системе занимает соревновательная деятельность.

Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки (интегральный подход). Обучение гимнастическим упражнениям - это педагогический процесс, тре­бующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя (тренера) и ученика. Этот процесс направлен на решение основных задач обучения: фор­мирование двигательных навыков и умений, развитие комплекса физических качеств, воспитание нравственно-волевых качеств.

Таким образом, процесс подготовки гимнаста (гимнастки) понимается как един­ство тесно связанных компонентов технической, тактической, физической и психологи­ческой подготовки. При этом предполагается, что каждый из названных компонентов не только может, но и должен быть предметом целенаправленной работы, что особенно важно в отношении гимнастов, нацеленных на высшие спортивные достижения.

При тесной взаимосвязи технической, физической и психологической под­готовки можно рассчитывать на успех выступления гимнаста. Для того чтобы улучшить процесс подготовки гимнастов, необходимо определить значимость каждого из этих факторов. Специалисты называют первым фактором техническую подготовку в видах многоборья. Но в тесной взаимосвязи с технической подготовкой на снарядах находится спе­циальная и общая физическая подготовка, а также акробатическое мастерство. Спе­циальная физическая подготовка в тренировочном процессе, по мнению специалистов, должна не только сочетаться с общей физической подготовкой, но и играть важную роль в акробатической подготовке.

Развитие специальных физических качеств зависит и, от психологических качеств гимнаста: инициативности, самостоятельности, настойчивости. Воспитание психологиче­ских качеств во многом способствует повышению технического мастерства, улучшению физической подготовки. В тренировочном процессе эти качества следует совершенствовать в единстве с технической и физической подготовкой.

Таким образом, для достижения результатов в спорте необходимы качественное построение и проведение круглогодичного учебно-тренировочного процесса, высокий уровень всесторонней физической подготовленности, применение больших тренировоч­ных нагрузок, систематическая и целенаправленная организация воспитательной работы, применение научно обоснованных методов тренировки.

Все, что приобретает спортсмен для своей физической и психической подготов­ленности, технического мастерства, повышения функциональных возможностей органов и систем, все знания и опыт, получаемые им, он должен воплотить на тренировке в цело­стном избранном виде спорта.

Для этого существует только один путь - многократное повторение спортсме­ном разными методами соревновательных упражнений. При этом следует подчеркнуть необходимость выполнения своего вида спорта со всеми его особенностями, со всем тем, что требуется в состязании, а также с учетом внешних условий.

Интегральные упражнения выполняются в диапазоне от соревновательной интен­сивности до близкой к ней. К ним относятся также упражнения, применяемые для по­строения специального фундамента.

Основные задачи интегральной подготовки: а) построение специального фунда­мента; интенсивность по ЧСС- 140-170 уд/мин, в % от максимальных усилий - 75 -90, объем соответственно виду спорта, занятия ежедневно на протяжении подготовитель­ного периода; б) повышение специальной подготовленности; интенсивность по ЧСС 180-190 уд/мин, в % от максимальных усилий - 85-100, объем соответственно виду спорта, занятия от 2-3 раз в неделю до ежедневных и двухразовых в день на протяжении предсоревновательного и соревновательного периодов; в) поддержание специальной подготовленности на достигнутом уровне; интенсивность по ЧСС - 160- 180 уд/мин, в % от максимальных усилий - 50-80, занятия 2-3 раза в неделю на протяжении специально-подготовительного этапа, а при необходимости - в большом цикле.

Процесс спортивной подготовки, разделен (в некоторой мере условно) на две части - аналитическую и интегральную. В первой части (аналитической) подготовка осуществляется посредством выполнения специальных и других упражнений, а также основных упражнений избранного вида спорта с преимущественной направленностью на улучшение тех или иных компонентов подготовленности. Многие упражнения, направленные в основном на совершенствование техники, или воспитание силы, или улучшение гибкости, или отработку отдельных тактических элементов и т. д., могут быть связаны с одновременным улучшением других компонентов подготовленности.

Во второй интегральной части осуществляется подготовка посредством трени­ровки в избранном виде спорта в целом. В этом случае могут преследоваться разные це­ли: создать специальный фундамент, улучшить весь комплекс психических, физических и функциональных возможностей спортсмена, воплотить воедино все, что было как бы раздельно приобретено в процессе развития отдельных качеств, формирования техники, приобретение знаний и т. д. Все эти компоненты встают на свое место в целостном действии: в беге, прыжке, игре, подъеме штанги, борьбе. Только целостное, многократное выполнение может обеспечить гармоничное развитие, укрепление и совершенствование всех органов и систем, всех компонентов подготовленности в строгом соответствии с требованиями избранного вида спорта.

Методические указания.

1. В любом виде спорта интегральная подготовка являет­ся основным средством приобретения и совершенствования мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Никакие специальные и дополнительные упражнения на технику, силу, быстроту и т. д. не могут заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрывают свои возможности спортсмены, налаживается и закрепляется взаимосвязь и взаимопонимание между ними, совершенствуются технические навыки и тактические действия, закаляются воля и мужество применительно к требованиям слож­ной соревновательной обстановки.

Аналогична роль соревнований в интегральной подготовке спортсменов, специа­лизирующихся в тех видах спорта, где есть борьба с противником. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы тоже нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих состязаниях.

2. Во всех случаях в подготовке спортсменов должны иметь место две части - ­аналитическая и интегральная. Соотношение этих частей в общем объеме годичной подготовки в разных видах спорта различно. Например, у сильнейших спортсменов: марафонцев, велосипедистов - шоссейников, бегунов на средние и длинные дистанции, пловцов - интегральная подготовка (включая и соревнования) занимает 95­-100%, у фехтовальщиков-60-70%; у конькобежцев и лыжников-гонщиков-50-65%; у баскетболистов-40- 50%. А вот у легкоатлетов - метателей и прыгунов - этот про­цент значительно меньше: у первых - 15-20% и у вторых - 5-10%.

3. В подготовке по циклическим видам спорта так велико значение интегральной подготовки. Слова известного в прошлом рекордсмена мира финского стайера П. Нурми «для того чтобы бегать, надо бегать и бегать» полностью оправ­дываются и сегодня, в том числе у гребцов, лыжников, велосипедистов, ходоков. У них передвижение с разными вариантами интенсивности и продолжительности обеспечивает высокую тренированность и отличные спортивные результаты.

4. Вместе с увеличением технической и тактической сложности движений спорт­сменов, возрастанием ассортимента требующихся навыков и действий возрастает надобность в их длительной, кропотливой отработке, развитии тех или иных качеств посредством специальных упражнений. На это уходит больше тренировочного времени, поэтому уменьшается объем интегральной подготовки.

5. Особо надо обратить внимание на интегральную подготовку в спортивных многоборьях, например в двоеборье, современном пятиборье, десятиборье. Здесь необходима интегральная подготовка и, следовательно, подготовленность в отдельных видах спорта, входящих в многоборье. При этом такая интегральная подготовленность в каждом из видов будет базироваться на интегральной общей физической и психической под­готовленности, высокой жизнедеятельности организма спортсмена, его большой способности координировать движение.

6. Взаимосвязь между общим объемом подготовки и объемом интегральной подготовки определяется не только затрачиваемым временем, но и степенью психической напряженности, величиной нервных и энергетических затрат при цело­стном выполнении избранного вида, спорта. Чем они больше, тем необходимее ограничивать объем интегральной подготовки, тем шире используются в тренировке аналитиче­ские упражнения, элементы избранного вида спорта, различные подготовительные и спе­циальные упражнения.

Это особенно наглядно видно на примере соотношения указанных двух частей подготовки у представителей скоростно-силовых видов спорта. Так, сильнейшие прыгу­ны выполняют в год 2000-3000 прыжков в высоту с полного разбега, на что уходит суммарно всего 4-6 ч. в год. Прыгуны в длину делают в год 500-600 прыжков с полного разбега и затрачивают на это в сумме всего 60 мин. Разумеется, в этих примерах взято время непосредственного выполнения прыжка от начала разбега до приземления с проявлением максимальных усилий. Естественно, что такой объем истинно интегральных упражнений небольшой, но он дорого стоит спортсмену в смысле затрат нервно­ психической энергии, поэтому так велика у прыгунов аналитическая часть тренировки, восполняющая все то, что требуется спортсмену.

7. Надо внимательно изучать у спортсменов объемы интегральной подготовки и находить их оптимальные соотношения с общими объемами. Такие данные помогут увидеть новые возможности для улучшения подготовки ваших учеников, прежде всего за счет увеличения числа повторений в интегральной тренировке при уси­лиях несколько ниже соревновательных.

8. Объем интегральной подготовки и его соотношение с общим объемом изменя­ется на протяжении ряда лет. Путь от решения задач всестороннего физического воспи­тания к высшему спортивному мастерству намечает и увеличение с возрастом интеграль­ной подготовки. Однако она занимает достаточное место и в юные годы у пловцов, гим­настов, фигуристов, футболистов, баскетболистов, стрелков из лука и др.

9. Соотношение интегральной подготовки и всего тренировочного процесса изменяется и на протяжении одного года. Оно может быть постепенно увеличено в пользу тренировки в избранном виде спорта у бегунов, лыжников-гонщиков, велосипедистов, гребцов.

В таких видах спорта, как легкоатлетические прыжки и метания, прыжки в воду и на лыжах, интегральная тренировка в наибольшей мере проводится обычно в соревнова­тельном периоде. Считают, что качественные и технические накопления, приобретенные спортсменом в подготовительном периоде, надо увязывать с целостным выполнением избранного вида спорта в соревновательном периоде. Хотя повторение основного упражнения избранного вида спорта имеет место и в подготовительном периоде, но главные задачи тренировки в это время решаются посредством специальных упражнений. Однако есть основания утверждать, что интегральная тренировка должна иметь больше места в подготовительном периоде. Это серьезно поможет обеспечить построение наиболее со­вершенного специального фундамента и упрочить технику.

Интегральная подготовка в тренировочном процессе связана не только с задачами по периодам и этапам, но и с уровнем подготовленности спортсменов и с календарем состязаний. Это нередко требует проведения интегральной подготовки почти в течение всего года (на­пример, в спортивных играх).

10. Особенно эффективно для интегральной тренировки облегченные, затруднен­ные и усложненные условия выполнения избранного вида спорта. Это один из главнейших путей достижения высоких результатов в спорте.

ГЛАВА 15. ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ

15.1.Сущность и назначение планирования, его виды

Планирование, контроль и учет - составные элементы управления под­готовкой спортсменов.

Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных це­лей, задач и содержание спортивной тренировки.

Предметомпланиро­вания в процессе подготовки спортсменов являются:

– цели, задачи, сред­ства и методы тренировки;

– величина тренировочных и соревновательных нагрузок;

– внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием на­грузок (тренировочный эффект);

– количество учебно-тренировочных за­нятий и дней отдыха;

– системы восстановительных мероприятий;

– конт­рольные нормативы;

– воспитательные мероприятия;

– условия тренировки и др.

План тренировки- это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществлении тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей - ближних, промежуточных или отдаленных.

Научно обоснованные планы подготовки позволяют избегать стихийности в действиях тренера и спорт­смена, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества учебно-тренировочной работы и в конечном счете достичь более высоких результатов в избранном виде спорта. В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые).

Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) пла­ны, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов.

По дли­тельности планируемого периода можно выделить следующие разновиднос­ти планов - многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие.

Индивидуаль­ные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдель­ные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длин­ные (4 года и более). Последние обычно составляются для особо перспективных спортсменов (кандидатов в мастера спорта и выше).

Центральным звеном, ядром управления является программа тренировки. Программирование - это управление любым видом деятельности. Программа тренировки - это руководство для спортивного педагога и его учеников. С ее помощью тренер управляет развитием подготовленно­сти спортсменов, ростом их достижений. Реализация тренировочной программы осуществляется через систему тренировочных заданий, вызывает определенный тре­нировочный эффект, который выражается в изменении фактического состояния спортсмена - оперативного, текущего или этапного. Информация об из­менениях этих состояний, полученная с помощью трех форм контроля - оперативного, текущего и этапного, затем сопоставляется с соответству­ющими параметрами заданного (моделируемого) состояния и на основе этого сравнения вносятся коррекции в план тренировки.

Однако вноси­мые тренером в этих случаях коррекции нередко являются либо преждевре­менными, либо запаздывающими. Поэтому вероятность достижения мо­делируемого состояния в планируемые сроки снижается. Например, в момент ответственных соревнований спортсмен может не показать свой наилучший планируемый результат, а достигнет его раньше главных стар­тов или через некоторое время после них.

Естественно, чтобы показать запланированный результат к намечен­ному времени, следует иметь опережающую информацию об уровне готов­ности спортсмена в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Ее можно получить путем прогнозирования состояний спортсмена на основе сравне­ния запланированных и прогнозируемых характеристик каждого типа со­стояний спортсмена, выполненной работы, повышения эффективности вносимых в программу коррекций.

Планирование, контроль и прогнозирование тесно свя­заны между собой, дополняют друг друга и являются неотъемлемыми эле­ментами управления тренировочным процессом.

Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие связанные между собой этапы:

1) этап разработки проекта плана тренировки – модели будущего состояния спортсмена и модели тренировоч­ного процесса, обеспечивающего достижение этого состояния к опреде­ленному моменту времени;

2) этап реализации плана подготовки;

3) этап его коррекции.

15.2. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки

Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года и более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного стажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными для составления многолетнего плана являются:

Продолжительность подго­товки для достижения наилучших результатов;

Темпы их прироста от раз­ряда к разряду;

Оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов;

Индивидуальные особенности спортсменов;

Материально-тех­ническое обеспечение мест занятий и другие факторы.

Продолжительность подготовки, необходимой для достиже­ния высшего результата в том или ином виде спорта различна и имеет большое зна­чение для многолетнего планирования.

Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различ­ных видах спорта у женщин составляет 4,3, а у мужчин - 4,8 года специ­альной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6,1, а в волей­боле - 3,5 года.

Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спорт­смена можно ориентировочно установить примерное количество лет, не­обходимое для достижения высоких результатов.

Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых усло­вий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест за­нятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов.

Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших ре­зультатов. Основным критерием в данном случае является возраст их до­стижения.

В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов. Много­летнее планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены достигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны.

Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, так и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во втором - индивидуальный план. Общие перспективные планы должны содержать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, можно было бы правильно осуществить годовое планирование.

Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следую­щих разделов:

1. Краткая характеристика группы спортсменов или команды.

2. Цель и главные задачи многолетней тренировка.

3. Этапы подготовки и их продолжительность.

4. Основные соревнования на каждом этапе.

5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.

6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

7. Спортивно-технические показатели по этапам.

8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов.

9. Изменения в составе команды (в спортивных играх).

10. Основная направленность тренировочного процесса по этапам (ос­новные задачи и их значимость).

11. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

12. Спортивно-технические показатели по годам.

13. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена.

14. Основные средства тренировки и их распределение по этапам.

15. Ориентировочный объем и интенсивность тренировочных нагру­зок по этапам.

16. Педагогический и врачебный контроль.

Исходя из краткой характеристики спортсмена, а также цели много­летней подготовки и ее главных задач устанавливают спортивно-технические показатели по годам и планируют основные средства, объем и интен­сивность нагрузки, количество соревнований. Определяются те стороны подготовленности (физической, технической, тактической и т.д.), на со­вершенствовании которых целесообразно сосредоточить главное внимание, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей. В перспективном плане должны быть предусмотрены этапы подготовки, их продолжительность, а также основные соревнования на каждом этапе. Их количество и продолжительность зависят от структуры много­летней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других причин.

При планировании спортивно-технических показателей следует исхо­дить как из средних темпов роста результатов в данном виде спорта, так и из индивидуальных особенностей спортсмена, а также условий трениро­вочного процесса.

В индивидуальном плане основные средства должны определяться с учетом особенностей данного спортсмена и необходимости совершенство­вания слабых сторон его подготовленности. Существенным моментом в многолетнем планировании тренировки спортсменов является определе­ние величины, характера и динамики тренировочных нагрузок.

Следует иметь в виду, что прирост спортивных результатов у юных спортсменов зависит не только от тренировочных воздействий, но и от их естественного роста. Условно его можно записать в виде следующего вы­ражения: естественный рост + тренировка = спортивный результат. Не исключено, что тренировочная нагрузка может быть нейтральной или сдер­живать рост организма, но в то же время содействовать росту спортивных результатов. Возможны и другие случаи. Скажем, тренировочные воздей­ствия могут активно способствовать естественному росту организма и очень незначительно влиять на рост спортивных результатов.

Таким образом, при планировании тренировочной нагрузки в процес­се многолетней тренировки надо исходить, прежде всего, из необходимо­сти увеличения ее объема, особенно для спортсменов младшего и среднего возраста.

15.4. Годовой план, его содержание и методика составления

Содержание многолетнего плана более детально раскрывается в годо­вом плане. Годовой план включает обычно следующие разделы: краткую характеристику спортсмена; цель и основные задачи на год; календарь ос­новных соревнований и их задачи; цикличность подготовки и задачи пери­ода; спортивно-технические показатели, контрольные нормативы; распре­деление основных и дополнительных средств в каждом месяце, объем и интенсивность тренировочной нагрузки; педагогический и врачебный кон­троль и др.

1. Работа над годовым планом начинается с составления характеристики тренировки в предшествующем году, включающей характеристику спорт­смена, динамику тренированности, спортивной формы, тренировочных нагрузок. Характеристика обязательно должна заканчиваться анализом основных ошибок и выводов, позволяющих определить направление буду­щей работы.

Далее в план вносятся: подробный календарь всех соревнований года с четкой градацией каждого из них (основные, отборочные, второстепен­ные, тренировочные и т.д.), с конкретными задачами, например, для основных и отборочных соревнований - показать определенный результат; для второстепенных - опробовать новый вариант тактики, отработать но­вый элемент техники.

2. Следующий этап в работе над годовым планом - определение циклич­ности подготовки в соответствии с требуемой в предстоящем году динами­кой спортивной формы.

В зависимости от календаря соревнований, квалификации, стажа, вида спорта, индивидуальных особенностей, способности более или ме­нее продолжительно сохранять состояние спортивной формы может при­меняться одноцикловое или двухцикловое построение годовой трени­ровки.

Установив цикличность подготовки, необходимо определить содержа­ние тренировочного процесса по видам подготовки (физическая, техни­ческая, тактическая и т.д.). Определив задачи тренировки по циклам и периодам года, а также основные средства и методы их реализации, мож­но перейти к узловому вопросу планирования - определению величины и характера тренировочных нагрузок.

Годовой план может быть представлен в форме плана-графика, форме таблицы или в форме таблицы-графика.

Разнообразие применяемых в практике форм документации по плани­рованию дает тренеру широкую возможность выбора в соответствии со спе­цификой вида спорта.

15.5. Месячное и недельное планирование

На основе годового плана можно составить план тренировки на менее короткие периоды тренировочного процесса - этап, месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл), тренировочный день и отдельное занятие.

Рис. 8. Вариант годового плана-графика (по С.М. Вайцеховскому)

Каждый из этих планов предполагает четкую детализацию того, что было запланировано в предшествующем до него плане. Как правило, чем крупнее вре­менной масштаб планирования, тем меньшая степень детализации плана. И, наоборот, чем короче и ближе планируемый фрагмент тренировочного процесса, тем с большей вероятностью можно в деталях спроектировать его.

В спортивной практике широкое распространение получило плани­рование тренировки на месяц (мезоцикл), неделю (микроцикл). Планируя тренировку в мезо- и микроциклах, необходимо, прежде всего, учитывать:

1. Преимущественную направленность ее (на развитие выносливости, силовых, скоростных или координационных способностей; на техничес­кую подготовку или на комплексное решение нескольких задач).

2. Характер применяемых средств и методов тренировки.

3. Закономерности переноса двигательных навыков и физических спо­собностей (переноса тренированности) при определении содержания за­нятий в каждом микроцикле и серии микроциклов.

4. Параметры объема и интенсивности тренировочных нагрузок, их соотношение и изменение в процессе тренировки.

5. Порядок чередования нагрузок различной направленности и вели­чины, как в рамках отдельного тренировочного дня, микроцикла, так и мезоцикла.

6. Контрольные упражнения или показатели, свидетельствующие о правильности развития спортивной формы и др.

Формы составления месячных и недельных планов могут быть различ­ны. Во многом это зависит от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера, его кругозора и творческого отношения к планированию тренировочного процесса. Наиболее целесообразны план-таблица или план-график.

План-таблицу месячного плана можно составить в виде системы не­скольких недельных микроцикловых планов.

Страница 11 из 36


Интегральная подготовка

Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, призванную максимально реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (технической, тактической и других) в целостной игровой соревновательной деятельности волейболистов.

В достижении спортивного результата в волейболе условно можно выделить три ступени.

1. Уровень физических качеств и морфофункциональных показателей, которые во многом обусловливают эффективность двигательных действий.

2. Реализация физических способностей через технику конкретных приемов игры.

3. Реализация технических приемов через тактические действия. Наблюдается целостный характер ступеней и факторов: чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразнее тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал.

В арсенале волейболистов много соревновательных действий (приемов игры), и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько.
К этому надо добавить фактор согласованности действий волейболистов. Через моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе невозможна качественная подготовка к соревнованиям.

Поэтому очень важно, применяя обширный состав средств, методов тренировки на отдельные виды подготовки, добиваться, чтобы все, что изучает на занятиях спортсмен, он смог реализовать в игровых действиях, в процессе соревновательного противоборства, где слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, знания и т.д. Высшей формой интегральной подготовки являются соревнования по волейболу.

Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку только к двусторонним играм и соревнованиям. В ней выделяют, во-первых, целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающий эффективность (результат, выигрыш) игровых действий волейболиста и, во-вторых, комплексное воздействие целостной игровой деятельности, включая соревновательную.

В задачи интегральной подготовки входит: осуществление связей между видами подготовки – физической и технической; технической и тактической; морально-волевой и теоретической; волевой и физической, технико-тактической; теоретической и технико-тактической, физической; достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве игровых действий.

Ведущими средствами интегральной подготовки служат упражнения в чередовании различных по характеру действий (подготовительных, подводящих, по технике, тактике, на переключения); учебные двусторонние игры с заданиями по технике и тактике, контрольные и календарные игры с так называемыми установками на игру.

Главные методы интегральной подготовки: методы совмещенных (сопряженных) воздействий, игровой, соревновательный. Высшей формой интегральной подготовки являются учебные, контрольные и соревновательные игры по волейболу.



Оглавление
Особенности подготовки волейболистов различной квалификации
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общие положения
Обучение и совершенствование тактики игры в нападении
Обучение и совершенствование тактики игры в защите
Примерные упражнения для освоения индивидуальных тактических действий в защите
Примерные упражнения для освоения и совершенствования групповых тактических действий в защите
Командные тактические действия в защите (обороне)
Контроль за уровнем тактической подготовленности
Интегральная подготовка
Взаимосвязь физической с технической и тактической подготовкой
Взаимосвязь технической и тактической подготовки
Игровая подготовка
Теоретическая подготовка
Направленность тренировочной работы в период проведения сборов команды
Подготовка юных волейболистов
Организация отбора в ДЮСШ
Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ
Основы планирования тренировочной работы
Подготовка волейболистов старших разрядов (I разряд и КМС)