Йога как традиционная система физических упражнений. Краткий обзор основных оздоровительных систем

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Во первых, изначально Йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – Aсанам.

В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью Йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь.

Целью Йоги является исключительно сама Йога – как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «Йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ Йоги», «центров Йоги», «классов Йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу».
Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу.
Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».
Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи».
Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система Йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод Йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» – шлока 4.79 – «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие Хатха-йогу, которые не имеют знаний в Раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения Хатха-Йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином, ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» – ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» – ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация Йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) Йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы Йоги.
Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой?
Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом».

Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

Из статьи Свами Джанешвара Бхарати

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биологический факультет

Реферат по Физической культуре: «Йога – как система физических упражнений»

Cтудентки 4 курса 8 группы

Иванчик А. Н.

Минск, 2011

ЙОГА, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Образ жизни в мире, полном стрессовых и конфликтных ситуаций, требует повышенного внимания к состоянию своего здоровья. Стремление обрести покой, освободиться от стресса, достичь внутренней гармонии сродни поиску "потерянного рая" и может быть поэтому, здоровый образ жизни стал чрезвычайно популярен в современном мире.

Здоровье - основной индикатор состояния жизненных сил человека и качества жизни. Однако, работая только над своим телом и не уделяя должного внимания мыслям, движениям души, человек, к сожалению, не достигнет целостности. Только забота о теле в сочетании с развитием и сознания позволить ощутить радость бытия в полной мере.

Йога - древнее учение, о совершенствовании тела и духа, система практик, способных раскрыть весь энергетический потенциал человека и направить его в нужно русло.Йога упражнения - это соприкосновение с древними восточными традициями и знакомство с уникальной системой оздоровления организма, насчитывающей многие столетия.Истинное желание заняться йогой приходит как осознанная необходимость. Сколько бы лестных отзывов о йоге вы ни слышали, все равно решение принимает каждый человек самостоятельно и в определенный период своей жизни. Только в этом случае йога упражнения станут осмысленными, приносящими наибольшую пользу вашему организму. Слепое следование моде, отношение к йоге как к тренду сезона не имеет ничего общего с принятием философии йоги. Упражнения требуют значительного приложения сил: и физических, и духовных.

Йога упражнения

Йога упражнения - работа и с телом, умом и душой. Именно достижение гармоничного единства между этими тремя субстанциями и является смыслом йоги. Упражнения, регулярность их выполнения, могут действительно изменить всю жизнь человека, научить его мыслить иначе.

ЙОГА: упражнения для гармоничного развития тела и духа

Движение в направлении йоги - это обучение организма сохранять жизненную энергию, накапливать и распределять силы, самостоятельно избавляться от недомоганий и оставаться активным до самой старости.

Чтобы йога упражнения были действительно полезными, приносящими душевное равновесие, нужно быть очень осторожным на стадии знакомства с этой древнейшей системой. Перед выполнением упражнений необходимо хорошо расслабиться посредством дыхательной гимнастики и медитативной практики. Не пытайтесь с первого раза достичь совершенства в выполнении упражнений йоги, иначе можно себя травмировать и на некоторое время забыть о йоге.

ЙОГА: упражнения для здоровья и долголетия

Упражнения йоги (или асаны) имеют поразительный эффект на организм в целом.

Упражнения йоги очищают организм.

Упражнения йоги усиливают кровообращение и обеспечивают долголетие.

Упражнения йоги делают тело стройным и красивым, а мысли - позитивными и ясными.

Упражнения йоги улучшают память и способность к сосредоточению.

Упражнения йоги снабжают ткани организма достаточным количеством крови, что обеспечивает сохранение здоровья.

ЙОГА - золотое правило

Определите свой ЧАС ЙОГИ и строго придерживайтесь его.

ЧАС ЙОГИ должен быть в вашей жизни независимо от желания, настроения и обстоятельств. Выполнять упражнения йоги следует ЕЖЕДНЕВНО.

Упражнения йоги для начинающих

ПРАВИЛА, которые следует выполнять для того, чтобы упражнения йоги принесли наибольший эффект Запомните:

Не следует выполнять позы сразу после сна.

Позы (асаны) всегда делаются на голодный желудок, через 1,5-2 часа после лёгкой еды и через 4 часа после плотной еды.

Делать позы следует в хорошо проветриваемом помещении, можно и на природе при условии, что никто не будет мешать.

Одежда для занятий должна быть удобной и просторной.

Выберите подходящее время для занятий в соответствии с Вашими возможностями и распорядком дня.

Делайте позы йоги без суеты, медленно, сосредотачивая своё внимание на ощущениях в теле.

Постелите коврик. Можно включить приятную, тихую музыку.

Оставьте все заботы, тревоги, суету. Постарайтесь ни о чём не думать.

Есть только вы, ваше тело и йога.

Упражнение 1: поза ГОРЫ (тадасана)

Это первая поза, с которой начинается любой комплекс упражнений йоги.На первый взгляд очень простое упражнение, но для его правильного выполнения тоже нужны некоторые навыки.

Выполнение:

Встаньте. Ноги вместе. Ступни соприкасаются по всей длине. Колени выпрямлены. Мышцы бёдер напряжены. Спина прямая. Голова слегка приподнята. Плечи отведите назад. Руки свободно опущены вдоль тела. Ладони обращены к телу. Следите за лицом. Оно должно быть расслаблено. Смотрите прямо перед собой. Сосредоточьтесь на центре тела. Оставайтесь в этой позе 1-2 минуты.

Упражнение 2: поза ДЕРЕВА (врикшасана)

Эта поза укрепляет нервную систему, развивает вестибулярный аппарат, делает ноги сильными, благотворно влияет на суставы. Выполнение:

Встаньте в позу ГОРЫ. Согните правую ногу и отведите колено в сторону.Возьмите стопу руками и положите её на левое бедро, как можно ближе к паху.Правое колено должно находиться в одной плоскости с телом. Вдыхая, поднимите руки вверх над головой, выпрямите локти, соедините ладони, не сгибая локтей.Замрите в этой позе на 1-2 минуты.Повторите упражнение, поменяв опорную ногу.

Упражнение 3: поза ТРЕУГОЛЬНИКА (триконасана)

Не смотря на кажущуюся простоту, эта поза приносит много пользы: уменьшаются жировые отложения, расширяется грудь, нервы по бокам тела и спинной мозг получают полезную встряску, которая выводит их из вялости.Эта поза быстро прогоняет лень. Особенно эта поза полезна тем, кто вынужден многие часы проводить за рабочим столом. Выполнение: Встаньте прямо, расставив ноги на ширину около 100 см. Разведите руки в стороны, параллельно полу, ладонями вниз.Выдыхая, наклонитесь строго влево, так, чтобы коснуться левой рукой пола около левой ступни. Правая рука поднята вверх. Голову при этом поверните так, чтобы смотреть на ладонь правой руки. Вы должны почувствовать напряжение мускул правой части тела. Побудьте в этом положении некоторое время.Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторите упражнение, наклоняясь вправо.Во время выполнения позы руки и ноги должны быть прямыми. Выполните позу по 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 4: поза ЗМЕИ (бхуджангасана)

Это одна из поз специально предназначенных для оздоровления и омоложения спинного мозга. Одновременно эта поза устраняет лишний жир, которые образует безобразные складки, особенно у людей, ведущих сидячий образ жизни. Названия асан не случайны, так как многие обязаны своим рождением наблюдением за мудрой природой. Когда змея ползёт, кажется, будто у неё нет скелета: позвоночник гибкий и упругий.Но при опасности змея может стать твёрдой, словно стальной стержень.Благодаря этому упражнению наш позвоночник также становится гибким и прочным.

Выполнение:

Лягте на живот. Ноги вместе, вытянуты.Пятки и большие пальцы ног должны соприкасаться.Согните руки в локтях. Ладони на полу вблизи подмышек. Поднимите голову, медленно выдыхая, выпрямите руки и как можно сильнее прогнитесь назад. Одновременно поднимите подбородок, запрокиньте голову и плечи отведите назад. Теперь всё Ваше тело выше пупка приподнято и изогнуто назад. Ноги должны быть вместе, рот закрыт. Останьтесь в этой позе несколько секунд, затем, вдыхая, медленно опуститесь.Повторите это упражнение, пять раз будет достаточно.

Упражнение 5: поза ПЛУГА (халасана)

Эта поза также очень благотворно влияет на состояние позвоночника. Чтобы струны скрипки звучали мелодично, их нужно правильно настроить; чтобы стрелы из лука летели быстро и далеко, нужно натянуть тетиву, чтобы жизнь была долгой и здоровой, необходимо иметь гибкий и упругий позвоночник. Это асана укрепляет нервную систему и омолаживает щитовидную железу, которая играет важнейшую роль в функционировании всего организма.

Выполнение:

Лягте на пол. Руки вытяните вдоль тела. Ладони обращены вниз, ноги прямые.На вдохе поднимите ноги, не сгибая колен. Когда ноги займут вертикальное положение, начинайте выдох.Выдыхая, заносите ноги назад, за голову, пока ноги не коснутся пола. Находитесь в этом положении некоторое время, затем медленно вернитесь в исходное. Повторите асану 5-6 раз. Упражнение 6: поза СВЕЧИ (сарвангасана)

Это поза для всех частей тела. Йог, который придумал эту асану, выбрал простой, но действенный путь: он просто позволил силе тяжести творить чудеса в организме. Сарвангасана улучшает кровообращение верхней части тела, укрепляет сердце и щитовидную железу, что приносит неоценимую пользу всему организму. Выполнение: Лягте на спину на коврик. Руки положите вдоль тела. Задержите дыхание и поднимите ноги.Когда они окажутся под углом 45 градусов к полу, возьмитесь руками за спину.Держите ноги прямо, но без напряжения. Руки должны поддерживать спину как можно ниже, чтобы туловище и ноги составляли одну вертикальную линию. Подбородок прижмите к груди. Дышите спокойно и расслабьтесь.Останьтесь в этой позе для начала на одну минуту, со временем доведя продолжительность до 5-10 минут. Выходить из позы нужно медленно, опуская на пол спину постепенно, позвонок за позвонком.

Упражнение 7: поза трупа (савасана)

Савасана - одна из прекрасных поз в йоге и ею обязательно надо овладеть. Поза трупа является волшебным средством против усталости, мрачности, уныния, депрессии и быстрой утомляемости.10-15 минут пребывания в этой позе мгновенно снимут эти состояния. Полное расслабление всего тела в течение 15 минут равноценно 2-3 часам сна. Регулярное выполнение этой асаны улучшит циркуляцию крови, нормализует кровяное давление, тонизирует нервную систему, снимет усталость и повысит энергию. Выполнение: Лягте удобно на спину. Руки лежат на небольшом расстоянии от туловища.Голова не должна лежать на подушке. Глаза закрыты. Никакие посторонние шумы не должны Вас беспокоить. Лишнюю одежду и украшения снять. Начинайте расслабление, вслушиваясь в своё дыхание. Следите за входящим и выходящим воздухом. Дыхание должно быть спокойным и свободным. Теперь переходите к самому расслаблению. Охватите своим мысленным взором отдельные части тела. Начните со ступней, пройдитесь по ногам, затем уделите внимание рукам, внимание на живот, грудь, шею, голову. Не забудьте о лице, все мышцы лица должны быть максимально расслаблены.Каждой части тела внушайте тепло, потом тяжесть или наоборот.Для того, чтобы Вы поняли к чему стремится, важно знать, что такое расслабленное тело.Вы действительно расслаблены тогда, когда не поднять ни руку, ни ногу, когда Ваши глаза словно налиты свинцом, и всему телу лень сделать даже малейшее движение. Тело спит, а сознание бодрствует.Выходить из позы надо очень спокойно и постепенно.

Использованные источники:

1.www.chasyogi.ru/telo.html

2.yogajournal.ru/

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее - происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Эта подмена вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как искажен сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» - это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. В результате происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать, как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело - это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты.

Другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».

Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций - процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место."

Подмена понятий Йоги заставляет многих людей делать вывод о том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. - является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не может являться Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» - шлока 4.79 - «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога - это метод медицинского лечения» - ложное утверждение.

«Йога - это метод физической терапии» - ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная. Реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины, вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите - «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно - нет!


Энциклопедия Funk & Wagnalls

Уважаемые Западные издатели признают аутентичную, традиционную Йогу, в отличии от так называемых Йога тичеров, и школ по обучению Йоги. Следующий отрывок - из новой энциклопедии Funk & Wagnalis:

Йога (санкр. "узы", "связь") , одна из шести классических систем философии Хинду, которая отличается от остальных чудесами телесного контроля и мистическими силами, обладание которыми приписывается продвинутым последователям. Йога утверждает доктрину которая описывает, что через практику определенных дисциплин, епитимий человек может достигнуть освобождения от ограниченности тела, иллюзий чувств, западни мыслей, и таким образом достичь объединения с объектом знания. Такое единение, в соответствии с доктриной, является единственным истинным путем знания. Для большинства Йогов (тех, кто практикует Йогу), предметом знания является всепронизывающий Брахман . Меньшинство Йогов ищут совершенного самоосознания вместо знания Бога...

Конечная стадия, в доктрине Йоги, редко бывает достижима за одну жизнь. Обычно, требуется несколько рождений для того, чтобы достичь освобождения, вначале от мира явлений, затем от мыслей о себе, и в конце концов от порабощения духа материей. Отделение духа от материи - кайвалья, или истинное освобождение...

Два понимания Йоги

Понимание, которое появилось недавно: типичное восприятие Йоги очень сильно изменилось за последнее столетие, в особенности за последние несколько десятилетий. Большей частью этого произошло из-за перемен на Западе, в особенности в США, хоть это и не только Американский феномен(такие же изменения произошли и с Тантрой)

Суть двух пониманий: суть этих произошедших перемен может быть выражена в двух пониманиях, одно из которых является современным и ошибочным, а другое - древним и истинным

  • Ошибочное: Йога - физическая система с духовным компонентом
  • Истинное : Йога - духовная система с физическим компонентом.
Ложные взгляды распространяются: К сожалению, взгляд что Йога - физическая система упражнений является доминирующей точкой зрения сегодня. Ложный взгляд распространяется через множество организаций, уроков, учителей, книг, журналов и миллионов последователей современной Йоги, которые имеют мало, либо совсем не имеют интереса к духовным целям древней, аутентичной, традиционной Йоги и Йога медитации.

Понять произошедшую недавно деградацию понимания, что Йога является лишь комплексом физических упражнений - это один из наиболее важных шагов для современных искателей аутентичной Йоги.

Йога и Христианство: Сказать что йога в большей степени является физическим фитнесом, как сделали многие Христиане - это все равно что сказать что Христианское вероисповедание большой частью состоит из выпивания вина и вкушения хлеба с трапезой, и что в баптизме нет ничего выше чем принятие душа или омовения. Цель Йоги - Йога.

Энциклопедия The Columbia, Шестое издание. 2001-07

Йога (санскр. связь), общий термин для духовных дисциплин Индуизма, Буддизма и всей Южной Азии, которые направлены на достижение высшего сознания и освобождение от невежества, страданий и перерождений. Более конкретно, это также название одной из шести ортодоксальных систем философии Хинду. Как Ведическая, так и Буддистская литература обсуждает доктрины странствующих аскетов в древней Индии, которые практиковали различные виды аскез и медитаций. Основной текст философской школы Йоги, Йога Сутры Патанджали (2 ст. до н.э.), является систематизацией одной из этих древних традиций.

Йога является классической философией: Йога - одна из шести школ индийской философии. Таковыми являются Ньяя, Вишешика, Мимамса, Санкхья, Йога и Веданта. Короткий обзор этих шести школ или систем легко разъяснит истинную природу аутентичной Йоги как системы духовных стремлений. (Стоит отметить, что не существует всеобщего согласия: некоторые считают, что доктрина Будды является седьмой системой или школой Индийской философии, а не отдельной системой, в которой его [Будды] методы пришли из того же источника. К тому же, некоторые считают это деление неточным, утверждая, что единственная истинная Йога исходит непосредственно из древних текстов, Вед).

Шесть школ индийской философии

Йога содержит, или построена на других философиях: Это важно отметить, что система Йоги содержит, или построена на четырех других системах или школах Индийской философии (Ньяя , Вайшешика, Мимамса и Сакхья). Другими словами, это не является важным погружаться в эти системы как отдельные занятия и практики. Они должным образом включены в систему Йоги, с точки зрения совершения практик. Вдобавок, система Веданты являются фактическим спутником системы Йоги.

Даты этих систем: Точные даты формирования этих шести систем неизвестны, поскольку обучение изначально было исключительно устным, поскольку письменность еще не было создана. Однако, как правило, считают что они появились 2-3 тысячи или более лет назад. Некоторые говорят, что истоки этих традиций имеют историю в 5-10 тысяч лет или больше. Отсутствие четких дат также объясняется тем фактом, что практикующие были настолько сфокусированы на вечных свойствах высших истин, что просто-напросто не заботились о записи дат.

Йога. Практические методы для получения непосредственного опыта : Йога систематически имеет дело со всему уровнями существования, стараясь познать вечное средоточие сознания. Йога лучше всего описана в Йога Сутрах и включает систематическое наблюдение своих внутренних состояний, для того чтоб преодолеть их всех, дойдя до средоточия сознания. Йога также часто называется Санкхья Йогой, поскольку Йога содержит практические методы для воплощения в жизнь благодаря получению непосредственного опыта истин философии Санкхья

Санкхья. Структура манифестации : Философия санкхьи предлагает структуру для всех уровней манифестации, от самых тонких до самых грубых. Санкхья происходит от samyag akhyate , что буквально означает "то, что объясняет целое". Санхья имеет дело с пракрити (материей), пурушей (сознанием), буддхи или махат (интеллектом), аханкарой (ложным эго), трема гунами (элементами стабильности, активности и легкости), умом (манас), когнитивными и активными чувствами (индрийами), и пятью тонкими и грубыми элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир). Сиянием своей широты, она содержит в себе все сферы Вайшешики, Ньяя и Мимамсы, которые описаны ниже.

Веданта. Созерцательное самовопрошание: Философия веданты и практика предоставляют созерцательные методы самовопрошания, которые приводят к реализации истинной природы человека, которая не зависит от рождения, старения или распада. Главная суть этих практик - размышление над Махавакйами. Учение Веданты лучше всего описано в Упанишадах

Вайшешика. Вещественные науки: Система Вайшешики была разработана Прашастападой и придает особое значение материальным наукам таким как химия. Она включает в себя изучение элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира, а также времени, ума и души.
Ньяя. Рассуждения: Система Ньяя была основана древним мудрецом Гаутамой, и имеет дело с логикой, процессом рассуждения. Сомнение считается предпосылкой к философским вопросам. Остальные системы Индийской философии используют этот процесс.



Мимамса. Свобода через действие : Система Мимамсы была основана Джаймини и стремится к свободе через действие. Она имеет детальную философию, которая имеет отношение к ритуалу, поклонению и нравственному поведению, которое развилось в философию кармы.

-----------------

Свами Рама объясняет, что слово Йога было к несчастью неправильно употреблено. Поэтому люди думают,что Йога означает физические упражнения для того чтобы оставаться молодым. Это, однако, наука, которая имеет дело с телом, дыханием, умом и душой, а в конце концов с Вселеским Сознанием.

http://www.youtube.com/watch?v=C4emkk6IZ08 (видео)

Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской Школы Йоги, хорошо описывает современную ситуацию с Йогой во вступлении к Хатха Йога Прадипике с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати, где он пишет:

В древние времена хатха Йога практиковалась множество лет как подготовительная стадия для высших уровней сознания. Сейчас, однако, истинная цель этой великой науки была полностью потеряна. Практики Йоги, которые были созданы риши и мудрецами древности, для эволюции человечества, сейчас понимаются и используются очень ограниченным образом. Часто мы можем услышать: "Ох, я не практикую медитацию, я только лишь практикую физическую Йогу, хатха Йогу." Сейчас настало время исправить эту точку зрения. Хатха Йога является очень важной наукой для людей сегодня.... Главной целью Хатха Йоги является создать абсолютный баланс взаимодействующей деятельности и процессов физического тела, ума и энергии. Когда баланс создан, он служит побуждением для пробуждения центрального канала (сушумна нади), который отвечает за эволюцию человеческого сознания. Если Хатха Йога не используется для этого, ее истинная цель теряется.

Путаница в целях и инструментах

Тело - это не цель: Человеческое тело является прекрасным инструментом, и о нем нужно заботиться. Однако, тело - это инструмент, но не цель традиционной Йоги. В науке и медицине, таблетка является инструментом, но сама по себе таблетка не может быть целью. В науке и практике аутентичной Йоги, тело является инструментом, но тело само по себе не является целью.Спутывание целей и средств: Это может звучать как что-то направленное против тела, но не в этом суть. Это не конфликт между философиями. Скорее, существует неправильное понимание целей и средств.

Целью Йоги является Йога



Ничто из низших уровней не является целью: в традиционной Йоге, практикующий трудится и тренирует все уровни существования, включая отношения, самоисследование, чувства, тело, дыхание и ум. Однако, ничто из вышеупомянутого само по себе не является целью Йоги.


На аутентичном пути: Практикующий следует пути аутентичной Йоги:

    Отношения: Практикующий строит отношения с миром через практики, такие как ненасилии, честность, памятование истины и отсутствие собственничества. Однако, само по себе построение отношений с миром не является целью Традиционной Йоги

    Чувства: Практикующий тренирует чувства чтобы быть способным сознательно регулировать их позитивным образом, хоть сама со себе работа с чувствами не является целью традиционной Йоги.

    Тело: практикующий работает с телом чтобы сделать его гибким, сильным и крепким. Но работа с телом сама по себе не является целью аутентичной Йоги

    Дыхание: практикующий тренирует дыхание для того чтобы сделать его ровным, медленным и тихим. Но тренировка дыхания сама по себе не является целью традиционной Йоги

    Ум: Практикующий работает с умом на всех его уровнях, хоть такое изучение ума само по себе не является целью аутентичной Йоги


Цель Йоги находится вне этого: Единственная цель Йоги находится над этим всем, в то время как вышеупомянутые пункты являются препятствиями, которые блокируют реализацию Личности, Истины или Реальности которую следует искать. Поскольку они являются препятствиями, им придается особое значение в практике чтобы они перестали покрывать вечный центр сознания.


Свами Рама пишет о ситуации в традиционной Йоге и современной Йоге в своей книге, "Путь Огня и Света." (Path of Fire and Light):

Большинство людей смотрят на Йогу как на систему физической культуры. Лишь немногие понимают, что наука Йоги совершенная в себе , и имеет дело систематически с телом, дыханием, умом и духом.

Когда человек понимает, что он не только живое существо, но и существо, которое дышит и думает, тогда его поиск не ограничивается лишь телом и дыханием.

Для него, получение контроля над своим умом и его видоизменениями, а также над чувствами и эмоциями, становится более важным чем практика некоторых поз и дыхательных упражнений. Только медитация и размышления могут помочь практикующему в понимании, контроле и управлении ума.

Во вступительном параграфе "Лекций по Йоге", Свами Рама объясняет:

Слово Йога часто используется и часто неправильно понимается в наши дни , сейчас век фантазий, и Йоге сейчас отводится роль своего рода причуды, преходящего увлечения. Множество ложных и неполных учений пропагандируется от имени Йоги , и это стало предметом коммерческой эксплуатации, и лишь один небольшой аспект Йоги часто принимается как вся Йога . Как пример, многие люди на Западе думают, что это является культом тела и красоты, в то время как другие считают Йогу религией. Все это затемняет истинное значение Йоги.

Во втором томе "Пути Огня и Света", Свами Рама идет даже еще дальше, где он решительно заявляет:

Слово "Йога" сейчас стало опошлено, вульгаризировано, и в настоящее время ничего не означает.

Смешивание средств и целей: Если вы собираетесь в Гималаи, вы можете вначале лететь на самолете или ехать на машине. Однако тот факт, что вы используете указанные транспортные средства, не означает что вы обязательно закончите свое путешествие в Гималаях. Каждый день многие миллионы людей которые передвигаются на этих видах транспорта, но они случайным образом мистически не закончат свою поездку в Гималаях, если они изначально не поставят себе цель туда попасть. Целью, или предназначением Йоги является сама Йога, сама связь, связь маленькой души и вселенской души. Если человек умеет изгибать определенным образом свое тело, это не означает, что он сможет достичь этой высшей связи, т.е. Йоги.

Современные и традиционные оздоровительные системы

Доктор альтернативной медицины ОМУКМ, кандидат медицинских наук, доцент В.К. Волков Воронежский государственный институт физической культуры

Проблема здоровья во все времена и эпохи была чрезвычайно актуальной. Всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Система здравоохранения подходит к здоровью как к состоянию отсутствия болезней. Указанные представления - описательны и не дают конкретных рекомендаций, что нужно делать для обретения здоровья.

В то же время существует следующее понятие (P.M. Баевский): здоровье-способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности. В этом определении подчеркиваются три составляющие здоровья: 1) способность адаптироваться, 2) свобода реагирования, 3) сущность человека. Способность адаптироваться, или приспосабливаться, определяется набором приспособительных форм поведения или навыков, свойственных индивидууму, которые получены по наследству или выработаны в процессе жизнедеятельности. Свобода реагирования зависит от внутренних резервов и адекватного восприятия внутренних процессов и внешней среды. Сущность должна обеспечивать два предыдущих аспекта здоровья. Таким образом, здоровье - это сущностное свойство человека сохранять высокую жизнеспособность и свободу в изменяющихся условиях внешней среды, или, коротко, здоровье - это способность жить свободно. Эта способность зависит от резервов организма, набора приспособительных форм поведения и адекватного восприятия. Очевидно, что человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья, с одной стороны; здоровье должно формироваться в процессе всей жизни - с другой. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к его формированию или воспитанию.

Системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья, мы понимаем как оздоровительные системы. Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входят в культуру человечества. Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры - Индии и Китая. Это йога, у-шу, цигун. Современные оздоровительные системы формируются в странах молодой культуры на основе системного (целостного) подхода, примером является холизм. В странах, живущих в условиях культурной изоляции, возможно появление "примитивных" оздоровительных систем, пример - учение Порфирия Иванова.

Йога в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония. Единение души человека с абсолютным духом или божеством, индивидуального сознания с космическим разумом. Гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека. Совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности. Гармония трех начал человека: физического, умственно-эмоционального, или психического, и духовного. Йога ставит своей целью такую гармонию, которая достигается различными направлениями йоги:

  • 1. Крия-йога - морально-этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение, отказ от плохого и развитие хорошего, воспитание морали, совести и этики в человеке. Дисциплина нравственности.
  • 2. Хатха-йога - ха - солнце (мужское начало), тха - луна (женское начало), динамическое единство этих начал, которое достигается посредством физических упражнений (асана), дыхательной гимнастики (пранаяма), гидропроцедур, очистительных средств, питания и дозированного голодания. Дисциплина тела.
  • 3. Раджа-йога - царственная йога. Дисциплина ума,психики и сознания.
  • 4. Карма-йога - постижение совершенства посредством труда и активных действий, улучшение судьбы (кармы) добросовестным выполнением своей миссии, не требуя награды.
  • 5. Джани-йога - совершенство через знания. Кропотливое изучение всего того, что способствует приобретению мудрости и духовному развитию.
  • 6. Бханти-йога - любовь и преданность высшим идеалам.
  • 7. Лая-йога - космическая йога. Использование ритмов и вибраций космоса.
  • 8. Мантра-йога - использование звуковых вибраций, получаемых путем произнесения различных (строго определенных) гласных, слогов и слов.

Ригведа (2,5 тыс. лет до н.э.) понимает йогу как свод законов социальной, нравственной и экологической жизни общества. Патанджали на рубеже новой эры сформулировал восьмиступенчатый путь в йоге:

  • 1. Отказ от плохого и вредного (яма).
  • 2. Принятие хорошего и полезного (нияма).
  • 3. Обретение соответствующей позы (асана).
  • 4. Ограничение жизненной энергии (пранаяма).
  • 5. Контроль над своими чувствами, устранение зависимости от чувств (пратьяхара).
  • 6. Концентрация внимания (дхарана).
  • 7. Созерцание проблемы или медитация (дхьяна).
  • 8. Самореализация. Состояние полного вникания в сущность проблемы, ее разрешение, слияние с Абсолютом, состояние транса (самадхи).

В воспитании здоровья это означает: откажись от плохого и вредного, прими хорошее и полезное, научись принимать соответствующую устойчивую позу, бережно используй жизненную энергию, обрети независимость от своих чувств, при этом ты сможешь сконцентрировать внимание на актуальной проблеме, вникнуть в ее сущность и посредством слияния с Абсолютом выработать новую адаптивную форму поведения, разрешающую проблему. Решение проблемы сопровождается состоянием самадхи, или нирваны, характеристиками которой являются приятные ощущения с оттенком спокойствия и умиротворения, чувство единства с окружением, непередаваемость ощущений, изменение пространственно-временных соотношений, парадоксальность (принятие вещей, кажущихся необычными обыденному сознанию), обострившееся восприятие реальности и смысла происходящего.

Восточные оздоровительные системы построены на основе даосизма. Чжудизи в III в. до н.-э. так определял дао: "...Встречаюсь с ним и не нижу лица его, следую за ним - не вижу спины его. Вот вещь, в хаосе возникшая, прежде Неба и Земли родившаяся. Повсюду действует и не имеет преград. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее дао, произвольно давая ей имя. назову Великое. Великое - оно в бесконечном движении. Согласно традиции, существует пять путей к совершенству: йога, монаха, мага. агни-йога, воина.

У-шу - воинское искусство, соответствует пути воина. Существуют внешние и внутренние школы у-шу.

Внешние школы - атакующее силовое воздействие, результат мускульной силы рук, ног и тела. скорости удара и длины маха.

Внутренние школы - плавные, медленные движения, эффект за счет искусства расслабления и концен трации. Искусство управления "внутренней энергией тела" развивается с помощью психофизической тренировки и заключается в создании особого психофизического состояния, при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма.

Путь воина предусматривает три ускорителя (на- бор физических упражнений, дыхательная гимнастика, укрощение стихий, или природных элементов) и три этапа познания ("сила", "связь", "гармония" - каждый этап предполагает отказ от достижений предыдущего этапа).

У-шу - сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, элементов акупрессуры, психофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и определенных взглядов на жизнь.

В частности, один из патриархов у-шу - Цзяо Юаль, живший в IX в. завещал: постоянно занимайся, используй боевое искусство только для самозащиты, уважай наставника, не обижай слабого, не демонстрируй необдуманно технику, кроме тех случаев, когда это необходимо для спасения низшего, не используй знания и технику для выяснения отношений, не пей вина и не ешь мяса, обучай только достойных, не допускай излишнего и извращенного секса, остерегайся духа соперничества.

Основной задачей тех, кто следовал экспериментальному даосизму, являлось достижение личного бессмертия. Этому служит внешняя и внутренняя алхимия. Внешняя алхимия направлена на производство священной киновари (философского камня), или эликсира бессмертия, который может способствовать бессмертию, власти над людьми, лечению заболеваний и превращению элементов.

Внутренняя алхимия предусматривает выработку внутренней киновари - нейдань. Мастерская - все тело человека. Она состоит из трех котлов (дань-тянь), трех обогревателей - хранилищ исходных компонентов и каналов, по которым перемещаются исходные компоненты и промежуточные продукты. Работа в мастерской обеспечивается произвольными действиями владельца, которые сводятся к трем этапам: превращения духа в ци, превращения ци в жизненность, возврат жизненности пустоте. По нашим представлениям. Дух (Шэнь) -это доступная для использования организмом информация, Ци - управляющие организмом сигналы, жизненность - целенаправленная деятельность, зависящая от доступной информации и управляющих сигналов.

Возврат жизненности пустоте означает процесс расширения информационного потока с окружающим миром, т.е. с Абсолютом, что увеличивает доступную информацию.

Нейдань является эквивалентом решения актуальной проблемы или выработки недостающей организму! адаптивной программы. Таким образом, актуальная;

проблема разрешается за счет циклического процесса увеличения доступной информации, а цигун означает управление этим процессом

Видно, что традиционные оздоровительные системы объединяет общий принцип: существующие у человека внтуренние, даже неосознанные, проблемы разрешаются путем строго определенных действии, направленных на увеличение доступной информации.

Теоретическая предпосылка холизма (с английского переводится как целый, целостный) -достижения современного естествознания, которые свидетельствуют о том, что живые организмы являются формально непредставимыми, и существуют общие правила, позволяющие их эффективно совершенствовать.

Приведу используемый нами вариант холизма.

Определяющим свойством живых организмов является их постоянное самовоспроизведение - движение из прошлого в будущее в соответствии с информационным полем или планом, который создается при участии информационных полей окружающего мира. Для реализации этого плана организму необходим определенный набор функций. Эти функции связаны с телесными структурами и навыками, отражающими прошлое. Утрата способности воспроизводиться означает переход в ситуацию "не жилец". Человек умирает не от болезней, а заболевает потому, что "должен умереть". Ситуации "не жилец" предшествуют характерные переживания (ощущение напряжения, трудно поддающееся словесному описанию, тягостные переживания и чувство безысходности), которые являются признаками стресса и соответствуют "синдрому хронической усталости".

Человек обладает по крайней мере тремя сферами мышления:

  • 1. Подсознание - автономное управление по выработанным ранее программам (растительный ум, инстинкты, привычки). Оно связано с прошлым и обслуживает потребности сохранения (компоненты, необходимые для жизни, и безопасность), работает "на себя".
  • 2. Сверхсознание - выработка новых форм поведения (интуиция, космический разум). Связано с будущим, обслуживает потребности роста (самоуважение и уважение другими, самоактуализация), работает "на других". На уровне сверхсознания формируется абсолютное знание.
  • 3. Сознание - постановка проблемы, контроль ее решения, связь между людьми и поколениями с помощью речи (рассуждающий и нерассуждающий интеллекты). Является контрольным органом, обслуживает социальную потребность в привязанности и дружбе, подсознание или сверхсознание в зависимости от ситуации. На уровне сознания формируется относительное знание.

Относительное знание неприменимо к сверхсознанию, поэтому процессы, происходящие на его уровне, оказываются непонятными сознанию. Отсюда соблазн решения проблем путем формирования произвольных образов будущего благополучия, которые оказываются психологическим наркотиком. В то же время развитое сверхсознание выступает необходимым условием человеческой способности создавать и сохранять информационное поле будущего. Отсюда очевидно, что инструментом для энергоинформационного программирования здоровья служит личность с развитым сверхсознанием.

Таким образом, для формирования здоровья необходимы:

  • 1. Развитие способности к восприятию внутренних процессов и внешней среды.
  • 2. Передача программы здоровья.
  • 3. Воспитание способности к созданию собственного информационного поля здоровья.
  • 4. Обеспечение условий для эффективного воспроизведения организма в соответствии с новым планом.
  • 5. Предупреждение формирования ситуации "не жилец" путем контроля стресса и его устранения.

Главные препятствия на пути к здоровью: потеря способности к восприятию реальности, информационные поля болезней и следы прошлых потрясений.

Программирование здоровья строится следующим образом: начальный этап - интуитивная диагностика актуальных проблем при минимуме предварительных сведений об обследуемом. Ее результаты обсуждаются с последним, при этом уточняется наличие указанных выше препятствий, объясняется смысл программирования здоровья и намечается индивидуальная программа воспитания здоровья.

Восприятие поля здоровья полностью устраняет страдания, появляются ощущения спокойствия, легкости, прилива энергии и душевного равновесия, что соответствует состоянию самадхи, или нирваны.

Терапевтическое обучение и психофизическая тренировка являются основными средствами воспитания способности к созданию собственного информационного поля здоровья. Для эффективного воспроизведения организма необходимы: рациональный режим дня, правильное питание и физические упражнения. В практику воспитания здоровья естественным образом вписываются традиционные оздоровительные системы.

Народный мудрец Порфирий Иванов назвал свое учение о природном оздоровлении человека - "Детка". Это учение основывается на 12 рекомендациях - правилах обучения здоровью. Эти рекомендации хорошо согласуются с традиционными оздоровительными системами и холизмом и не несут ничего нового. В то же время используемые термины и понятия, отдельные представления являются упрощенными и наивными, расходятся с традиционными и научными. Многие последователи П. Иванова обожествляют его и грешат фанатизмом, что находится в диссонансе с поступательным развитием человеческой культуры.

Следует подчеркнуть, что во всех оздоровительных системах важное место отводится роли воспитателя здоровья, которым может быть высокоразвитая личность, прошедшая свой собственный путь к здоровью.

Приведенный краткий обзор современных и традиционных оздоровительных систем свидетельствует о необходимости специального образования в области программирования и воспитания здоровья. Проблема здоровья является медико-педагогической, образование в этой области должно строиться на основе интеграции. По нашему мнению, воспитателей здоровья в России можно готовить на базе существующих институтов физической культуры.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/