Духовное знание древней раджи йоги статьи. Легкая раджа йога - древняя практика в современном мире

Йо́га (дев. योग) - (по определению из википедии) - это понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Перед тем, как изучать статью, вы можете прослушать наш вебинар о древних видах йоги:

Если есть возможность посмотреть - посмотрите:)
Эти 50 минут помогут вам понять, почему в древности возникло столько разных видов йоги и что они значат.
Если нет возможности смотреть - добро пожаловать к чтению ниже.

Что такое "Йога"?

В систематизированном трактате “йога - сутры”, написанном мудрецом Патанджали около 2.500 лет назад, йога определется как "Читта Вритти Ниродхи".
Индийский философ Вивекананда в конце XIX века перевёл это определение как

Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти).

Наши современники Островская и Рудой переводят это определение как

"Йога - выключение активных программ сознания".

Откуда появилось название - йога?

Слово «Йога» произошло от санскритского «йодж» или «йудж». За свою 9000-летнюю историю это слово обросло множеством значений: упряжка, упражнение, обуздание, преданность, напряжение, сопряжение, сложение, соединение, единение, связь, гармония, союз, служение, сочетание и т.д. Но суть наиболее полно отражают следующие значения: единение, гармония, союз . Можно сказать, что йога - это путь к гармонии.

Чисто технически йога - это методика медитации. Именно поэтому в йога-сутрах и говорится, что йога - это ЧВН ("Прекращение мыслительной активности").
Но каким образом прийти к этому ЧВН? Этих способов было много. И постоянно появлялись всё новые и новые. Древние практики изобретали их регулярно. И потому путей к этому состоянию как и способностей каждого оказалось очень много. Может поэтому образовалось так много течений и разновидностей, которые для каких-то конкретных практиков могли привести к состоянию "молчание ума", но для большинства - они могли и не быть методами достижения этой этой цели. И, зачастую, приносили совершенно противоположный эффект.

Но так или иначе Йога - есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и асанами - физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.

Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Для лучшего понимания мы разбили условно древнюю йогу на два вида: дотантрическая йога и тантрическая йога:
Дотантрическая йога была относительно проста, в основном ею занимались аскеты и применяли ряд немногочисленных техник (без всяких примесей).

Когда же начало развиваться такое направление индийской культура как Тантра, она начала вбирать в себя всевозможные техники из различных культур в том числе и из йоги.

Дотантрическая йога

До возникновения Тантры йогу можно было (условно) разделить на два вида:

  • медитативная
    Куда включались психологические (философские) практики - без физического аспекта (т.е. без работы с телом). Одно из направлений - аскетизм.
  • включающая физическую проработку тела
    (этот вид впоследствии трансформировалась в Хатха-йогу)

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • карма йога,
  • бхакти йога,
  • джняна йога и
  • раджа йога.

В «йогататтве» (древний текст на санскрите, описывающий практику йоги и препятствия, возникающие на пути к ней) впервые перечислены четыре основные разновидности йоги:

  • лайя-йога
  • раджа-йога
  • хатха-йога, к которой отнесены первые две ступени классической раджа-йоги (асана и пранаяма)

Эта классификация сохранилась до наших дней.

Рассмотрим первую группу практик йоги: МЕДИТАТИВНУЮ

Мантра йога

(упоминанается в Упанишадах)

Мантра – «истинное слово», «заклинание», собирательное название вербальных формул либо изречений, над которыми следует размышлять.
Таким образом, мантра-йога – систематическое использование звуковой вибрации для провоцирования психофизиологических изменений.
Мантра-йогу можно сравнить с молитвой христиан.

Слово мантра произошло от корня «манн » – мнить, полагать + орудийный суффикс – «тра », т е «орудие осуществления психического акта »

Мантра – необыденный текст, произнесение которого, а нередко и регулярное произнесение вполголоса или почти беззвучное бормотание многие тысячи раз считается производящим особые результаты, магические или духовные

В ведической культуре и раннем брахманизме мантрами назывались поэтической части Вед и отрывки из них; использование было в основном ритуальным так, важнейшая из ведических мантра (т наз гаятри ) ежедневно воспеваемая праведными индуистами на заре, содержит самопризыв к преуспеянию посредством благой силы солнца. Эта мантра состоит из трех восьмисложных стихотворных строк.

В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели, устройства и пр. Очень часто мантры, в целом понимаемые как санскритские тексты, содержат в разной мере отклонения от обычного общепонятного языка; в пределе это приводит к мантрам как последовательности звуков, не имеющих смысла.

Существует два главных класса мантр:

  • Первый класс включает в себя мантру, требующие передачи-посвящения от лица, осуществившего в своей практике силу мантры и испытавшего ее результаты. Без этого твержение мантры бесполезно
  • Второй, как считается, производит результаты вне зависимости от такой передачи. В этом случае важно тщательно воспроизводить звучание. Важнейшая краткая индуистская мантра – ОМ

Так или иначе путем постоянного повторения мантр, происходит торможение сознания, а значит и измененное состояние, которое может приводить к ЧВН.

Лайя - йога

(Растворение сознания)

Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога – это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае человек перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Он начинает действовать не в результате команд своего эго, а становится проводником Высших Божественных сил.

Термин "Лайя" на санскрите буквально переводится как "ритм " - "растворение ", т. е. возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом).

Таким образом, Лайя – растворение "я" – является универсальным состоянием и вершиной любой садханы (практики), независимо от духовной школы, в которой она практикуется. Состояние лайи и путь лайи – имманентно присущи любому духовному пути и являются его тайной сердцевиной. Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности, бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания, он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего.

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий.

Ка́рма-йо́га

(упоминается в Бхагаватгите)

(санскр. कर्म योग «йога деятельности») также известна как бу́ддхи-йога - один из четырёх основных видов йоги в том числе и в философии индуизма.

Карма-йога основана на учении «Бхагавадгиты» - священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения). В «Бхагавадгите» содержится сжатое описания процесса карма-йоги. «Бхагавадгита» представляет собой отрывок из другого литературного произведения - «Махабхараты». Это беседа между принцем Арджуной и воплощение Бога - Кришной, который играет роль колесничего, управляя боевой колесницей Арджуны. Беседа происходит на поле боя, незадолго до начала кровопролитной Битвы на Курукшетре между армиями двух враждующих династий - Пандавов и Кауравов.

Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимание личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда. В «Бхагавадгите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арджуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему.

Простыми словами карма-йогу можно описать как выполнение своих обязанностей (стремление к безупречности) не ожидая результата и плодов . Действие ради действия.

Джня́на-йо́га

Джнана-йога или гья́на-йо́га (санскр. ज्ञान योग, jñānayoga IAST «путь знания») - один из видов йоги и философии индуизма.

Пример практики джняна-йоги: находить внутренние противоречия в своем мышлении.

Джняна-йога («йога знания») - один из четырех основных видов йоги в философии индуизма. Вид йоги, который ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. (перепрограмирование) Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной. Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем существе. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я? » И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

ТРИ СТАДИИ ОСВОЕНИЯ ДЖНЯНА-ЙОГИ

  • Шравана (слушание),
  • Манана (созерцание),
  • Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

Бхакти - йога

Бхакти-йоги - один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти - служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги (для простых обывателей, как у нас те кто ходит в церковь). Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги - карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой.

Бхакта начинает осознавать всякое свое деяние выраженное вовне, как нечто совершаемое ради бога, как приносимую ему жертву, что, в свою очередь, способствует развитию привычки к бескорыстному действию, к дистанцированному взгляду на мир

Ра́джа-йо́га

Раджа-йога («царская йога») - также известна как классическая йога - одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали.

Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом. У практикующего раджа-йогу садхана (практика) начинается с обучения управлять умом, хотя определённые минимальные практики асан и пранаямы также имеют место, являясь частью подготовительного процесса к медитации и сосредоточению. В практике раджа-йоги существуют восемь ступеней или уровней, из-за чего её также называют аштанга-йогой (от санскритского ашта - восемь):

  • Яма - нормы поведения - самоограничение
  • Нияма - следование религиозным правилам и предписаниям - полное посвящение себя духовным практикам
  • Асана - объединение ума и тела посредством физической деятельности
  • Пранаяма - контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума
  • Пратьяхара - отвлечение чувств от контакта с их объектами
  • Дхарана - целенаправленная сосредоточенность ума
  • Дхьяна - медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  • Самадхи - умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда эти восемь уровней разделяют на четыре низшие и четыре высшие. При этом, низшие уровни ассоциируются с хатха-йогой (в последствии выделенной из йога-сутр), а высшие - принадлежат к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Вторая группа - йога, работающая с телом.

Хат-ха-йога

Изначально Хатха- йога (которая изначально так не называлась) была нацелена на достижение высших состояний сознания через проработку тела путём выполнения асан и пранаям. Она была подготовкой к медитациям Раджа-йоги.

Через время Хатха йога слилась с Тантризмом и появилось тантрические направление Хатха - йоги, сформированное в X-XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом.

Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика » (XIV-XV в.).

Также очень важными трудами, описывающими хатха-йогу являются «Гхеранда-самхита» (XVII-XVIII в) и «Шива-самхита»(XVIII в) - текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги (те. принципы яма и нияма)

Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.

Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.

По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.

Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу - вот почему она начала стремительно распространяться.

Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.

Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:

  • более сложные пранаямы, п
  • одробные практики визуализации и
  • ауку мантры, а также
  • множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
  • ритуальное расположение кистей рук (мудры),
  • активацию энергетических центров (чакр) в теле.

Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.

Про Кундалини-йогу

Самые популярные тексты по Хатха- йоге: Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.

По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь.

Классическая тантра

«Классическая» тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются: шайвы (шиваиты), шакты, вайшнавы, ганапатья, каумары (сканды), сауриты.

Наиболее известными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы.

Традиционно Тантра делится на два больших направления. Тантра левой руки и Тантра правой руки.

По одной версии, различием между левосторонней и правосторонней Тантрой является сексуальный контакт мужчины и женщины и использование растений силы. В Тантре левой руки они используются натурально, как есть, на физическом и энергетическом уровне. В Тантре правой руки возможно взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях. По другой версии, левосторонняя Тантра - это предпочтение или поклонение универсальному женскому началу и обожествление женщины. Правосторонняя Тантра отдает предпочтение мужскому началу и обожествлению мужчины. Тантра левой руки – это путь восторга и экстаза. Тантра правой руки – путь тишины.

Также выделяется Буддийская тантра.

Составная часть школ Ваджраяны (одно из направлений буддизма), связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо).

Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») - состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы (образы бодхисатвы), медитации, мудры(особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.), янтры (магическая диаграмма, символизирующая тайную природу божества), ритуалы.

Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой, чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким и одновременно самым опасным путём.

Буддийская йога (Тибет)

Следующая линия трансформации в йоге – буддизм.

Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.

Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)

Тибетская йога

Данный вид йоги пришёл к нам - как следует из названия - из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха - йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов - это сосредоточение, концентрация внимания.

Йога туммо

Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) - йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно - «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.

Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу - растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо - это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,

Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.

В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.

Мы охватили основные направления древней йоги. Для лучшего понимания как возникла йога, ее историю можно почитать и послушать в различных

В современном мире под словом «йога» чаще всего понимается так называемая хатха-йога, то есть методики по работе с физическим телом: асаны, пранаямы, реже - шаткармы, мантры и другие практики. И чаще всего на работе со своим физическим телом вся йога и заканчивается. Но на самом деле подготовка физического тела - это только начальная ступень йоги, так сказать, предисловие, закладывание фундамента. А цель йоги совсем не похудение, здоровый позвоночник или состояние блаженства, которое можно почувствовать после хорошей практики .

Говоря о конечной цели йоги, стоит рассмотреть такое понятие, как раджа-йога. Что такое раджа-йога? В переводе с санскрита означает ‘царская йога’. Почему же царская? Может быть, потому, что она доступна только царям, а не простым смертным? Вовсе нет. Дело в том, что раджа-йога предусматривает работу со своим умом. А ум, можно сказать, является главным движущим механизмом нашей личности, а всё остальное - тело и психика - уже подчиняются ему. Раджа-йога названа так потому, что позволяет обрести полный контроль над своим умом, а значит, и над своей личностью. И в целом - над своей жизнью.

Таким образом, главным инструментом раджа-йоги является - высшая форма . В среде йогов широко распространено заблуждение, что эта самая дхьяна, собственно, и является целью раджа-йоги. Но тут важно разделять такие понятия, как «инструмент» и «цель». Это тоже самое, что и с хатха-йогой, - если человек воспринимает здоровье тела как самоцель, то его путь в йоге приведёт в никуда. Ставить здоровье как высшую цель (даже хатха-йоги) - это большая ошибка, поскольку такая практика приведёт к тому, что всё своё время человек будет тратить на поддержание своего здоровья в идеальном состоянии, а жизнь тем временем пройдёт мимо. Поэтому здоровое тело - это лишь инструмент для эффективной жизни.

Та же самая ситуация и с раджа-йогой. Дхьяна - это лишь инструмент для совершенствования своей личности. Представьте себе ремень для правки опасной бритвы. Так вот ремень - это наша практика медитации, с помощью неё мы совершенствуем и оттачиваем наш беспокойный ум. Бритва - это сам наш ум, который в процессе «правки» с каждым днём становится ещё более совершенным. А теперь подумайте - является ли процесс заточки бритвы самоцелью? Никому не придёт в голову изо дня в день затачивать бритву и убирать её на полку, любуясь её совершенной остротой. Бритву затачивают для того, чтобы её использовать. То же самое и с нашим умом - мы совершенствуем его с помощью практики медитации не для того, чтобы пребывать в безмятежном блаженстве и наслаждаться спокойствием своего ума. Это то же самое, что наточить бритву, положить перед собой и наслаждаться её блеском.

Раджа йога: что даёт практика и какова её цель

Итак, мы подошли к самому главному вопросу: какова же цель раджа-йоги. Если спокойствие ума, как выяснилось, не является самоцелью раджа-йоги, то в какую сторону путнику, двигающемуся по этому пути, следует обратить свои стопы?

Традиционное определение раджа-йоги и её цели как «yogas citta vritti nirodhah» (‘йога - это прекращение беспокойства ума’) - это, конечно, красиво звучит, но самоцелью быть не может. Представьте себе человека, который находится в глубоком коматозном состоянии - спокойствие ума просто идеальное. Однако является ли такой человек йогом? Вопрос риторический. Таким образом, конечная цель раджа-йоги - это служение. В современном обществе слово «служение» вызывает, как правило, негативные ассоциации и является чем-то вроде синонима слова «рабство» или чего-либо подобного. На самом деле, служение - это высшая цель не только йоги, но и вообще жизни человека. Служить людям и миру - это означает исполнять своё предназначение на земле или, говоря терминами йоги, свою дхарму.


Важно понимать, что не всякая деятельность есть адекватная форма служения. В современном мире всё настолько перевёрнуто с ног на голову, что общепринятое понятие добра вполне может обернуться злом. В современном обществе практически не существует деятельности, которая не причиняла бы вред либо людям, либо животным, либо, как минимум, окружающей среде. Почти вся человеческая деятельность направлена на производство товаров и услуг и наращивание объёмов их потребления. Говорить о том, что таким образом осуществляется служение, не приходится. Какая же наиболее адекватная форма служения?

Самая благостная форма служения - это распространение знаний. Удовлетворение любых желаний, так или иначе, в конечном итоге приводит человека к страданиям. И лишь стремление к освобождению от всего, что нас ограничивает, стремление к Истине, к знаниям - это то, что нас освобождает. Поэтому лучшее, что мы можем сделать для этого мира, - это распространять знания. Есть старая поговорка о том, что нет смысла кормить человека рыбой, лучше дать ему удочку. Не стоит буквально воспринимать эту пословицу (всё-таки рекомендуется соблюдать ахимсу и оставить несчастную рыбу в покое), здесь речь идёт о том, что нет смысла устранять страдания людей - нужно устранять причины этих страданий.

К примеру, вы видите, что у человека проблемы со здоровьем. И можно, конечно, ему посоветовать пару асан или какую-нибудь другую методику для того, чтобы устранить эти проблемы. Но какой в этом смысл? Любая болезнь, проявленная на физическом уровне, имеет свою причину в уме человека, в его мировоззрении, в отношении к миру, в поступках и так далее. Поэтому нет смысла устранять само страдание, гораздо разумнее устранить его причину. Потому что если не убрать причину, а только последствия, то болезнь у человека, может быть, и пройдёт. Если он не устранил ту негативную тенденцию своего ума, которая вызвала этот недуг, болезнь вернётся, а то и ещё хуже - она придёт в более тяжёлой форме, или произойдёт какая-то неприятная жизненная ситуация. Потому что если человек «не понимает по-хорошему», Вселенная начинает воспитывать его более жёстко. И в данном случае вы окажете человеку «медвежью услугу», помогая ему устранить проблему только на физическом уровне. Потому что болезнь была уроком, и если он не пройден, то такое исцеление не будет благом. И лучшее, что мы можем сделать в данной ситуации, - это указать человеку на причину его страданий. К сожалению, часто люди не готовы слышать. Но это уже проявление их кармы. Указать человеку на причину его страданий и дать совет, который поможет эту причину устранить, - это и есть самая благостная форма служения.


Один из лучших способов распространять знания - это . Это позволит не искать способы распространения знаний и людей, которым на самом деле это нужно. Зачастую бывает так, что человек, вдохновлённый успехами в йоге, пытается «всех догнать и всем причинить добро». Он начинает навязывать всем свою истину, думая, что реально помогает людям. На самом деле, эффект часто бывает обратный - люди начинают думать, что человек тронулся умом или попал в секту, и в итоге начинают испытывать только отвращение к йоге и различным философским концепциям, которые человек пытается людям навязать. И чтобы такого не произошло, если уж есть стремление распространять знания, лучше стать преподавателем йоги. Это позволит не навязывать свои знания тем, кому это не нужно, а работать непосредственно с людьми, которые сами пришли за знаниями. И это будет высшая форма служения.

В раджа-йоге порой существует такая интерпретация служения, как служение Богу, высшим силам, Абсолюту или каким-то конкретным богам. И часто всё заканчивается воспеванием имён Бога, песнями, какими-то странными ритуалами, круглосуточным поеданием прасада и тому подобными странными, мягко говоря, вещами. Как показывают наблюдения, никакой практической пользы ни для самого человека, ни для окружающего мира от такой формы служения нет. Если же говорить о служении Богу, то многие религии твердят о том, что каждое живое существо - есть проявление Бога. И уметь видеть Божественное в каждом - это высшее мастерство. И служение Богу - это, в первую очередь, служение людям. Стремление пробудить в каждом человеке его божественное начало - это и есть высшая форма служения Богу.

Каждый, приходя в этот мир, имеет своё предназначение. Никто не рождается просто так или для того, чтобы посвятить жизнь развлечениям. У каждого из нас есть свои кармические связи и даже кармические ученики, которых только мы сможем «пробудить». Поэтому реализовать своё предназначение и превратить его в настоящее служение, которое будет менять мир к лучшему, - это есть высшая цель раджа-йоги. А работа со своим умом и его совершенствование - лишь инструмент для взращивания в себе главных качеств: сострадания ко всем живым существам и мудрости, которые позволят нам служить этому миру максимально эффективно. И если постигнуто это, то всё остальное из этого следует. Именно к этому нас должен привести Путь раджа-йоги.

Большинство людей думают, что целью Раджа-йоги является исключительно достижение Самадхи, то есть освобождения души от негативности, от того, что причиняет боль и страдание. Конечно же, избавление от всего этого - одна из целей Раджа-йоги, но существуют и другие цели, не менее важные: например, достижение в повседневной жизни состояния глубокого покоя и блаженства .

Каждый человек хочет не просто жить, но жить спокойно. И эта цель может быть реализована с помощью медитации.

В жизни каждого человека бывают взлеты и падения, успехи и неудачи. Сохранить ментальное спокойствие и самообладание во всех ситуациях - к этому, безусловно, стремится каждый.

В Индии символ цветка лотоса отражает стиль жизни и ментальное состояние раджа-йога. Лотос растет в грязном пруду, в болоте, и тем менее, всегда остается не запятнанным грязью. Такое замечательное качество дало ему в Индии своего рода статус национального цветка. Точно так же и раджа-йоги живут среди людей, в той же социальной среде, но ее негативные проявления их не затрагивают. Они способны сохранять ясность ума в любых ситуациях.

Другим символом, представляющим стиль жизни йога, является черепаха . Она тоже обладает одним замечательным качеством: во время движения по земле или в воде она пользуется своими конечностями, но может их втянуть под панцирь. Считается, что благодаря способности расслабляться, черепаха живет очень долго. То же самое относится к раджа-йогам. Они исправно и точно выполняют свои профессиональные, общественные и домашние обязанности, а затем ментально возвращаются обратно к себе, под панцирь. На некоторое время приостанавливается всякая физическая деятельность, наступает ментальная релаксация, полное отстранение от физического мира. Йог успокаивает ум, и это глубокое расслабление приносит ему большую пользу.

Часто упоминается еще один символ - лебедь . В мифах сказано, что лебеди не едят червей, а питаются только жемчугом. Конечно, не следует понимать это буквально. Смысл сравнения состоит в том, что раджа-йоги не воспринимают негативные стороны жизни людей; наоборот, они пробуждают в каждом человеке добрые чувства и при этом не обращают внимание на слабости и недостатки тех, с кем вступают в контакт, стараясь видеть в них только добродетельные качества.

Существуют и другие принципы жизни по Раджа-йоге, другие представления об ее целях и намерениях. Однако самая главная и неотложная задача состоит в том, чтобы достигнуть совершенной чистоты и покоя. Раджа-йоги стремятся к полной внутренней трансформации. Они прилагают усилия, чтобы очистить свои привычки, приобрести божественные добродетели, без которых невозможно получить Освобождение и Совершенство. Безусловно, раджа-йоги хотят стать ангелами на Земле, но они знают также: чтобы избавиться от грехов, необходимо заменить свои плохие привычки на святые качества, оставить земные привязанности и отдать свою любовь и смирение на службу человечеству.

Итак, для достижения конечной цели Раджа-йоги - состояния Божественного Блаженства, то есть вечного счастья, совершенства и освобождения от всего негативного, - необходимы: стабилизация в духовном сознании, самопросвещение, усвоение духовной мудрости и соблюдение принципов чистоты. А для этого, йог должен практиковать медитацию и твердо соблюдать соответствующие принципы в повседневной жизни.

Практика медитации в Раджа-йоге проста и общедоступна. Для начала можно сесть в любую позу; главное, чтобы она не доставляла каких-либо неудобств и физического напряжения и не отвлекала внимания; то есть чтобы в этой позе йог чувствовал себя удобно и вместе с тем бодро. Спина должна быть выпрямлена, насколько это возможно.

Медитация - ментальный процесс, в котором тело не участвует. Более того, медитирующий должен полностью забыть о своем теле. Он размышляет о своем истинном "я" - Сознательной сущности, которая думает, оценивает, решает, чувствует, помнит, совершает действия посредством мозга и тела. Мозг - это пульт управления, распределительный щит с обратной связью, а тело - это робот, выполняющий приказы. Внутреннее существо, которое управляет ими, - тот, кто имеет свои цели, желания, эмоции. Именно эту сущность и называют "я". Это не физическая самость, когда по отношению к телу говорят "мой", "мое". "Я" не есть тело, но "я" - душа, находящаяся в теле, как водитель, сидящий за рулем автомобиля. Водитель решает куда ехать, как ехать и с какой скоростью. Он обладает побуждающей силой, тогда как автомобиль имеет только механическую возможность реализовать ее.

Есть много исследований в области медицины, психиатрии и философии по вопросу о реинкарнации. Один из исследователей - Ян Стивенсон - описал более ста случаев реинкарнации. В Индии тоже собраны, записаны на видео такого рода истории. Некоторые медики провели исследования пациентов, находившихся на грани смерти, и описали их переживания состояния вне тела. Другие опыты были проведены с людьми, погруженными в гипнотический сон. Рассказы их были тщательно исследованы и признаны корректными. Все эти факты дают основание верить в существование души. Еще один фактор - собственные ощущения.

Таким образом, первый шаг в практике медитации - это утвердиться в мысли: "Я ЕСТЬ ДУША. СОЗНАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ". Ну а что же есть душа?

Душа - это точка нематериального света. Мы не можем ее увидеть с помощью нашего физического зрения, потому что душа не материальна. Ее можно увидеть "третьим глазом", то есть глазом ума. Когда наш ум становится чистым и пробуждаются наши скрытые возможности, мы обретаем это зрение. Таким образом, следующая мысль в практике медитации: "Я ЕСТЬ ТОЧКА СВЕТА".

Кроме того, многие нейробиологи тоже утверждают, что есть основание считать, что разум и душа не тождественны мозг у . Один из них - Нобелевский лауреат сэр Джон Эклс. Некоторые физики, такие как Шредингер, Юджин Бинер, тоже считают Сознание отдельной реальностью.

Из собственного опыта, из опыта других мы также знаем, что каждое живое существо стремится к спокойной жизни, ждет любви и хорошего поведения от других, то есть соблюдения некоторых принципов правильного поведения и хорошего характера. Даже если кто-то слишком возбужден и даже находится в ярости, он все равно внутренне старается избавиться от этого состояния и снова обрести покой. Это доказывает, что истинная природа души - мирная и спокойная. Поэтому следующая мысль в практике медитации: "В МОЕЙ ИСТИННОЙ ПРИРОДЕ Я СПОКОЕН, ЧИСТ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН".

Из повседневных наблюдений мы знаем, что души не в одинаковой степени чисты и спокойны. Некоторые нравственно возвышенны, другие тоже, но в меньшей степени. Некоторые - спокойны, а другие настолько спокойны, что даже в самой напряженной ситуации не теряют этого состояния и передают его другим.

Поэтому среди душ есть великие души и одна самая Великая и Совершенная - Бог .Он тоже является точкой света, но Он совершенен, полон покоя, знания и любви. Мы можем увидеть Его с помощью "третьего глаза", можем познать и ощутить Его. Точно так же, как Ньютона называют отцом науки, мэра - отцом города, освободителя страны - отцом нации, так мы называем Его Отцом, потому что Он - основоположник чистоты и покоя в мире, а себя мы считаем Его детьми.

"Как мы о себе думаем - такими мы и становимся" - один из основных постулатов психологии. На собственном опыте мы знаем, что когда мы думаем о достоинствах человека, то испытываем умиротворение и хорошие качества проявляются в нашем уме. Когда думаем о его негативных свойствах, то испытываем совершенно противоположные чувства. Поэтому, осознавая Бога, Всевышнюю Душу, и Его высокие качества, мы автоматически проявляем Его божественные добродетели в себе. Такая практика называется практикой "осознания души", или "суперсознания". Она позволяет отстраниться от тела, подняться на более высокий уровень сознания, испытать покой и блаженство.

Итак, мысли для практики медитации Раджа-йоги можно свести к следующему: "Я - душа, я - точка света: моя истинная природа - чистота и покой; я - ребенок Бога, мой любимый Отец совершенен, полон покоя, любви и блаженства". Когда мы размышляем над этим и в нашем уме нет никаких других мыслей, мы погружаемся в глубокое переживание. Именно это влечет за собой внутреннее преображение, вносит изменения в поведение, улучшает здоровье, повышает работоспособность, наполняет жизненными силами и так далее.

Такую медитацию можно проводить в течение короткого времени или тридцати минут, или одного часа. А можно периодически в течение всего дня во время работы. Чтобы достигнуть совершенства в этой практике, нужно следовать принципу ненасилия, иметь удовлетворенность и терпение.

Б. К. Чакрадхари,
Генеральный Директор филиалов Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в России и других странах СНГ и Балтии,
Директор Музея Духовного Знания и Раджа йоги, Дели,
Национальный Координатор женского крыла Фонда преподавания и исследования Раджа йоги (Индия)


Введение | История Университета | БК и ООН
Вопросы и ответы | Как учиться | Литература | Публикации
Адреса | События | Программы в ближайшее время

Раджа-йога, как Путь свободы от кармической связанности.

Наивысшим авторитетом в раджа-йоге был автор «Йога-сутры» мудрец Патанджали. Он основывал свое учение раджа-йоги на древней индийской философии санкхьи. Главным отличием между йогой Патанджали и санкхьей является религиозный аспект – признание Патанджали существования бога Ишвары, свободного от кармической связанности, в то время как санкхья рассматривает природу через взаимодействие материальной сущности (пракрити) и духовной (пуруша).
В этом контексте раджа-йога представляет собой путь к пониманию Ишвары, признанию его существования. И само слово «раджа» (в переводе с санскритского «царь») относится к Ишваре.

Однако раджа-йога может быть и путем для людей, не склонных к религиозному сознанию и поискам бога за пределами своего Я.

В таком случае цель раджа-йоги – очищение пуруши (души, нашего истинного Я) от авидьи (повседневного заблуждения, ложного знания, которое мешает человеку видеть мир таким, каков он есть на самом деле). В «Йога-сутрах» говорится, что пуруша может видеть только посредствам ума.

Поэтому для правильного восприятия необходимо очищать ум. «Поскольку пуруша видит через ум, качество наблюдения полностью зависит от состояния ума» . «Ум должен стать тонким и чистым, как кристалл, чтобы он отражал параматму, а не вритти или васаны» . Целью раджа-йоги является постепенное очищение и прояснение ума, в результате чего пуруша получает возможность видеть мир неискаженным и доносить это видение до нас. В данном случае раджей можно назвать самого пурушу – нашего внутреннего царя. «Кто бы ни был царем – пуруша или Ишвара, в любом случае раджа-йога – это йога, в которой царь занимает свое законное место» . То есть место того, кто нами управляет.

Патанджали указал восьмиступенчатый путь достижения цели раджа-йоги – очищения ума и достижения самадхи, состояния Cверхсознания. Первые четыре ступени такие же, как и в хатха-йоге: яма, нияма, асана, пранаяма.

Цель первых двух ступеней (ямы и ниямы) – достижение чистоты духа, высокой моральности, которые необходимы для дальнейшего изучения раджа-йоги. Это необходимо для того, чтобы не растрачивать энергию пустую на исправление совершаемых ошибок в жизни. Цель третьей ступени – обретение здорового тела, так как заболевания тела мешают человеку сделать свой ум достаточно твердым и не дают сосредоточиться на духовном.

Здоровое тело необходимо как инструмент для реализации задач следующих степеней – концентрации и медитации, которые связаны с длительным пребыванием в одной позе с прямой спиной.

Все ступени взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, принципа сатьи необходимо придерживаться во время практики асан – честно сознаваться себе в том, на что способен наш организм и до какого предела мы в данный момент способны войти в асану, иначе можно навредить своему телу, и это уже не будет йогой.

И даже если мы отдаем себе отчет в том, что тело еще не способно пойти глубже в асану, но пытаемся прорваться через жесткости в нашем организме, невзирая на резкую боль, мы нарушаем принцип ахимсы, который должен применяться не только в отношении других существ, но и по отношению к самому себе. И это тоже никак не способствует прогрессу в йоге, но часто наоборот – ведет к травмам и необходимости приостановить практику на неопределенный срок с целью восстановления поврежденных тканей организма.

Четвертая ступень – (метод контролировании праны) дает энергию и устраняют многие физические препятствия на пути изучения йоги, такие как слабость тела и лень. Дыхательные упражнения помогают приобрести контроль над эмоциями и успокоить ум. Тело, дыхание и сознание очень связаны между собой. Научаясь контролировать тело и дыхание, мы непосредственно воздействуем на сознание и приходим к способности контролировать его. У большинства людей ум настолько слаб, что постоянно находится под контролем тела – его желаний и проявлений.

Цель раджа-йоги – научиться управлять своим умом, контролировать его, овладевая таким образом способностью к концентрации его силы.

Индийский философ Свами Вивекананда указывает на то, что человек, достигший совершенства в контроле над праной, способен управлять Вселенной. «Как Веды обобщают все многообразие вселенной в Единое Абсолютное Существование и познавший это Единство познает всю вселенную, так и все проявления энергии обобщены в пране, и познавший прану познал все силы вселенной, духовные и физические. Человек, способный контролировать прану, контролирует свой ум, а значит, и ум как таковой. Человек, способный контролировать прану, контролирует свое тело, а значит, и всякое тело вообще, поскольку прана есть обобщенное проявление энергии» .

Следующая ступень раджа-йоги, пратьяхара, учит обращать ум внутрь самого себя, уметь отделить ум от чувственных восприятий и управлять им. Для этого необходимо в первую очередь перестать пытаться контролировать мысли, отпустить их и просто наблюдать за ними. «Отпустите поводья: чудовищные мысли могут прийти в голову, вы поразитесь тому, что способны на такие мысли. Но скоро вы убедитесь, что с каждым днем затихают метания ума…

В первые месяцы вас будет удивлять количество мыслей, проносящихся в голове, постепенно их будет меньше, потом еще меньше, пока ум не окажется под контролем, но для этого нужно работать изо дня в день» . Цель пратьяхары – научиться видеть объекты только умом, не прибегая к помощи органов чувств. Сознание становится чистым зеркалом созерцаемых объектов. Сознание напрямую получает информацию об объектах, не искажённую восприятием органов чувств. Пратьяхарой является и такое состояние, в котором задействуются органы чувств для концентрации и медитации – например, созерцание. Главный принцип пратьяхары – подчинение чувственных восприятий уму.

Концентрация, или дхарана, – следующая ступень раджа-йоги – будут даваться гораздо легче тому, кто научился пратьяхаре. Иначе неконтролируемые мысли и чувства будут постоянно отвлекать от объекта концентрации. Цель дхараны – научиться концентрироваться на одном объекте, не давая посторонним мыслям и чувствам нарушить этот поток внимания.

Способность к концентрации открывает (дхьяна). Если во время наступления дхараны ум движется в одном направлении, то в дхьяне он погружается в определенный объект и устанавливает связь между своим Я и объектом.

Несмотря на то, что последовательность ступеней раджа-йоги указана мудрецом Патанджали именно в таком порядке, следует снова подчеркнуть, что эти ступени дополняют и влияют друг на друга. Человек, всерьез практикующий асаны и пранаяму, учится испытывать состояние дхараны уже на этих стадиях, поскольку ум его должен быть сосредоточен на ощущениях тела.

«При выполнении любых практик, будь то асаны, пранаяма или медитативные техники, самое главное – осознанность. Это означает, что внимание направлено на определенный вид деятельности, например, на дыхание, и в то же время вы понимаете, на что направлено внимание. Это первая ступень к высшему осознанию. Вы становитесь наблюдателем по отношению к процессам в собственном теле, затем учитесь наблюдать за деятельностью ума, а потом – и за более глубинными аспектами ума».

На последней ступени в сознании практикующего происходит полное слияние объекта медитации и собственного Я. Я растворяется в объекте медитации и ощущает себя с ним единым целым. «Самадхи – это прогрессивный, последовательный выход за пределы (трансценденция) сфер объекта, движения, мысли и инстинкта» . В состоянии самадхи, которое и является целью раджа-йоги, ум абсолютно свободен от авидьи и видит все объекты, закономерности и причинно-следственные связи в их истинном свете.

В случае если дхарана, дхьяна и самадхи направлены на один объект, три последние ступени раджа-йоги объединяют в одно состояние – саньяма. Саньяма – это полный ментальный контроль над осознанием объекта. «Посредствам самьямы исчезают все другие состояния сознания, семя же остается» . Семя – это ментальные конструкции, «основание для сознания».

Йога-сутры Патанджали описывают шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита.

Это названия очень тонких флуктуаций, происходящих перед высшим самадхи – нирвикальпой. В более общем смысле состояние самадхи делится на два вида – савикальпа и нирвикальпа самадхи. В состоянии савикальпа самадхи («самадхи с семенем») в уме присутствуют объекты медитации (пуруша, Шива, Аум и т.д.) – это семена, которые имеют тенденцию к разрастанию. В состоянии высшего самадхи, или нирвикальпы, удалены последние следы самскары и викальпы. В самадхи есть сознание, но нет объекта.

«Индивидуальное сознание исчезает…. Нет даже желания быть освобожденным. Это состояние без времени и без изменений – высшее самадхи» . Это состояние и является целью раджа-йоги, истинной реализацией человека в этом мире, дарующей освобождение от круга перерождений и страданий, испытываемых обычными людьми в каждом новом физическом воплощении.

Раджа-йога базируется на трудах великого йогина Патанджали «Йога-сутры». Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями, а также над своей животной и божественной натурой.

Раджа-йога практикуется для освобождения своего негативного мышления при помощи позитивных идей.

Раджа-йога говорит, что в жизни человека есть страдания. Она рассказывает откуда они возникают, как преодолеть их и какие способы существуют. Строгое выполнение всех предписаний ведёт к освобождению от всех мирских страданий и к неиссякаемому внутреннему покою и счастью.

Методы

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что он всего лишь капелька воды в бесконечном океане знания и блаженства . Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.

Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.

Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.

Восемь ступеней

Раджа-йога включает в себя 8 ступеней (): , пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.

Яма

Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:

  1. (не причинение вреда себе и всему живому).
  2. Сатья (честность, правдивость).
  3. Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
  4. Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
  5. (видение Бога во всём).

Нияма

Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:

  1. Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
  2. Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
  3. Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
  4. Свадхьяя (изучение духовной литературы).
  5. Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).

Асана

Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».

Пранаяма

Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).

Пратьяхара

Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.

Дхарана

Шестая ступень йоги. Ее основа – умение максимально сконцентрироваться на идее.

Дхьяна

В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.

Самадхи

И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.

Раджа и Хатха

В Раджа-йоге упор именно на сознание. Практикуя, человек становится физически здоровым, психически сильным и духовно возвышенным.

В смысл – преодолеть своё ограниченное тело, сделать его совершенным и тем самым достичь просветления. В Раджа-йоге цель – превзойти ограниченный ум, полный иллюзий. Их объединяет один принцип – преодоление. Но преимущество Раджа-йоги в том, что она помогает человеку познать фундаментальную философию себя и всего мира. Но тут важную роль играет то, что человек ищет.

Цель

Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.

Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.

Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).

Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу – это приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.