Аштанга виньяса йога воздействие на организм. Аштанга йога

Йогой я занимаюсь довольно давно, если учитывать занятия на первых двух курсах университета вместо привычной физкультуры. Однако, более-менее регулярно - в течение последних четырёх лет с небольшим. Мысль о том, что я когда-то, возможно, стану сам вести занятия, меня посещала крайне редко, так как я осознавал груз ответственности, чувствовал необходимость пройти обучение на йога-тичера, не говоря уже о серьёзной прокачке своего уровня практики. Прежде чем чему-то обучать, надо, в идеале, в совершенстве знать своё ремесло или сферу деятельности, либо всё равно разбираться в них на очень высоком уровне. Посетив за последние пару лет множество семинаров, прочитав кучу книг и статей, проведя много часов за разглядыванием фотографий асан и просмотром видеороликов на ютубе, я тем не менее, ощущая рост своей компетентности в практике йоги, понимал, что до преподавания, даже если я вдруг в это чудное мгновенье решу посвятить ему некоторую часть своей жизни, мне ещё далеко. Как сказано выше, учиться и практиковать. Пикантности ситуации добавило моё увлечение аштанга йогой. Чтобы стать авторизованным преподавателем, надо не только освоить не совсем простую последовательность асан, но и совершить 3-4 поездки в Майсор (Индия), обучаясь и практикуя с Гуру, хранителем традиции аштанга йоги, Шаратом Рангасвами Джойсом. Ехать к Шарату можно минимум на месяц, максимум на три, но не больше одного раза в год. Дали бы мне дополнительный месяц отпуска на работе.

Впрочем, в Питере аштангой я занимался у неавторизованных преподавателей, все авторизованные русские тичеры живут в Москве, вдобавок туда часто возят известных иностранных учителей. В общем, в столице аштанга процветает, там много упорных и уже имеющих высокий уровень практики студентов. И вот, неделю назад утром по дороге на урок аштанги я на всякий случай открываю в метро расписание центра, куда хожу с 2010го года, и вижу слово "отмена" напротив всех занятий, где стояло имя преподавательницы, у которой я последние полгода занимался. Первые мысли: "А что теперь делать? У меня ещё куча занятий на купленном годовом абонементе. Снова ходить на хатху? Продавать абонемент и идти в другой центр, где есть аштанга и меня будут править в асанах?" Потом вечером узнал, что преподавательница ушла с концами из нашего центра по неизвестным причинам. На следующий день мне пишет другая знакомая преподавательница, которая играет в управлении центром одну из главных ролей: "Саша, мы подумали, мог бы ты повести занятия? А то других фанатов аштанги у нас сейчас нет." Я? Вести занятия? Да ещё и по аштанге? Авторизации у меня нет, тичерс никакой я не проходил. А мои знакомые йожики сейчас как раз учатся в центре на тичерс-курсе. И тут я такой фанат аштанги внезапно стану вести занятия. Но ведь иначе аштанга совсем исчезнет из центра на неопределённый срок. И я согласился, только занятия в расписании попросил озаглавить "Введение в аштанга йогу", как уже бывало ранее. И следующим утром сидел в пустом зале с 7.45 и ждал, что вряд ли, но кто-нибудь может прийти заниматься. Никто не пришёл, что очевидно, так как отмены в расписании моим именем заменили накануне поздно вечером. Но в понедельник я провёл своё первое занятие, пришла одна девушка. Сегодня было второе - тоже пришла одна девушка, сказала, что увидела в расписании аштангу и пришла, даже несмотря на начало в 7.45 утра.
Теперь поговорим ещё раз о традиции. Занятие "Введение в аштанга йогу" подразумевает собой освоение Первой Серии асан, но не совсем в традиционном стиле. С одной стороны, это LED-класс: я считаю виньясы в Сурьянамаскарах, говорю про бандхи (замки) и дришти (направление внимания и взгляда), мы удерживаем асаны на 5 (а в некоторых асанах на 25 или 10) вдохов-выдохов. С другой стороны, я показываю, как выполнять незнакомые студентам асаны, облегчённые варианты; то есть как в LEDе, после проброса ног вперёд на одном выдохе войти в асану не всегда возможно. Но это и не формат майсор-классов, где студент сам выполняет последовательность до той асаны, которую ему дал учитель, а учитель при этом объясняет и правит в асанах. На "Введении в аштанга йогу" мы делаем все асаны Первой Серии в том или ином варианте, какой у студента освоен на данный момент.

Так как я хоть и делаю почти все асаны хотя бы пару секунд и делаю почти все пробросы, чтобы не стоять надсмотрщиком рядом, дышать шумно и глубоко, как полагается в аштанге, не получается - я всегда что-то объясняю, вставляю шуточки про боль и прочий специфический аштанговский фольклор. Полноценной практикой это назвать никак нельзя, надо самому делать последовательность от начала и до конца. Но самое интересное, что энергии и позитива после занятий даже больше, чем от собственной практики Первой Серии аштанги. У меня преподавательский опыт уже имелся, на работе, но одно дело рассказывать стажёрам полдня про оборудование, другое дело - вести занятия по йоге. Более благое дело, не правда ли?
То есть, фактически, традицию я не нарушаю. Направо и налево не кричу, что я преподаю аштангу. На занятиях я делюсь своим пониманием этой чудесной и мощной практики, стараюсь вдохновить студентов (пусть их было пока двое, но дальше, надеюсь, что станет больше) на практику аштанги, может быть, в них пробудится желание углубить свою практику и поехать к Шарату в Майсор. И понимаю, что моё преподавание - это скорее всего кратковременный, но безмерно полезный опыт. Если завтра мне напишут, что нашли преподавателя, я не расстроюсь, а буду также с удовольствием снова раскатывать коврик на другой стороне зала, как и это было на прошлой неделе. Если получится преподавать подольше... да я уже наслаждаюсь каждой секундой занятий!
В общем, хочется практики 6 дней в неделю (вот ремонт уже скоро закончится, и я начну над этим работать), хочется семинаров и мастер-классов (а 99% их проходят в Москве), хочется поехать в Майсор.... шанти, шанти, шанти-и-и.

P.S. В пост призывается

Асаны Аштанга йоги образуют единую последовательность, разбитую на три серии (третья, в свою очередь, еще на четыре) по характеру воздействия поз на организм.

Первая (начальная, или основная) серия называется йога-чикитса или рога-чикитса (roga - недомогание, болезнь; cikitsa - терапия). Сюда входят асаны, помогающие оптимизировать работу тела, избавиться от имеющихся болезней и предотвратить новые. Уходит лишний вес, исчезают хронические боли, улучшается кровообращение, очищаются внутренние органы, развивается способность концентрировать и удерживать внимание. Человек становится здоровым, гибким, сильным и уравновешенным.

Вторая (промежуточная) серия - нади-шодхана (nadi - энергетические каналы в теле; sodhana - очищение), предназначена для очищения нади, или нервной системы.

Третья (продвинутая) серия получила название стхира-бхага (sthira - устойчивый, неизменный; bhaga - часть, место), что переводят как «достижение внешней и внутренней силы и гармонии». Чтобы практиковать Третью серию, требуется большая сила и гибкость, контроль дыхания и бандх, стабильность ума. Тело становится необычайно легким и крепким, сознание - устойчивым и восприимчивым.

Каждую серию необходимо осваивать планомерно, шаг за шагом. Нужно научиться выполнять каждое движение и удерживать асаны, не испытывая дискомфорта и сохраняя спокойное равномерное дыхание. Только после этого можно двигаться дальше. В противном случае неподготовленные тело и сознание будут расходовать энергию вместо того, чтобы накапливать. Йога бесполезна, если пропускать сложные элементы, пренебрежительно относиться к очередности асан и виньяс, технике и дыхания и другим элементам. Все это негативно отразится на мышцах, нервной системе и сознании, и может сильно замедлить движение по пути.

Как устроены серии

  1. Любая серия начинается с Сурья-Намаскара A и В. Это идеальная техника для разогрева и пробуждения тела. Обычно выполняют 5 первых и 3-5 вторых - в зависимости от климата и состояния тела.
  2. Асаны стоя. Этот блок есть во всех сериях. Это фундамент всего, что делается далее, и пренебрегать им ни в коем случае нельзя.
  3. Асаны сидя. Эта часть в каждой серии меняется.
  4. Завершающая часть - перевернутые асаны (начиная с Саламба Сарвангасаны).

В каждой серии асаны расположены таким образом, что предшествующая поза подготавливает тело к следующей. Поэтому пропускать позы или заменять одни на другие нельзя. Если человек не в состоянии выполнить полный вариант асаны, можно сделать подготовительный или упрощенный.

Кроме того, как было сказано выше, серии Аштанга йоги оказывают на тело и сознание определенный эффект. Однако он достигается, только если мы сохраняем последовательность в целостности, не меняя ее по своей прихоти.

Ashtanga is built on repetition. What does repetition teach you? It teaches you to go from:
-hesitancy to certainty.
-unsteadiness to steadiness.
-fearfulness to fearlessness.
-imbalance to balance.
-disconnection to connection.
But in order for repetition to work you must repeat with enthusiasm and joy (с
)

Меня часто спрашивают, почему мой выбор пал на Аштанга-йогу. Если честно, мне сложно ответить на этот вопрос. Просто для меня это была любовь с первого взгляда. Мне нравится ее повторяемость, плавность, динамичность… Я думаю, она просто резонирует с чем-то внутри меня, с какими-то чертами моего характера, степенью эмоциональности и восприятием окружающей действительности. Кому-то повторение одной и той же последовательности поз может показаться скучным. А для меня каждая практика является особенной, раз за разом я получаю новые эмоции и ощущения. Наверное, это зависит от многих факторов – от настроения, состояния ума или, к примеру, продолжительности вдоха и выдоха, времени удержания позы и т.д. Ещё я могу сказать, что начав преподавать Аштангу, как будто влюбилась в нее заново. Ведь одно дело заниматься исключительно для себя и совсем другое – кому-то объяснять и показывать. Начинаешь обращать внимание на новые моменты, ставить новые акценты, искать новые решения… Да что там говорить, я уже писала, что йога для меня – это воплощение движения и бесконечного развития, что по прошествии многих лет она продолжает открываться мне с другой стороны, не перестает удивлять и учить меня чему-то новому. Как такое может наскучить? 🙂

Другой вопрос касается времени практики. «Почему утром?» — спрашивают меня раз за разом. Ну, для начала я рано просыпаюсь – почему бы и не позаниматься, пока ничего не мешает и есть на это время? Но реальная причина не в этом. Утро для меня всегда было особенным. Это время, когда всё вокруг просыпается, наполняется жизнью, предвкушением нового и неизведанного, когда всё пронизано какой-то особенной тишиной и покоем и в то же время бурлящей энергией и задором, когда вокруг еще нет суеты и спешки. Я пробовала заниматься и днём, и вечером. Но ощущения совсем не те. Днем мир вокруг как будто торопится, бежит куда-то, а вечером нет этого ощущения свежести, бодрости, начала чего-то. Понятно, когда занимаешься, отключаешься от всего внешнего. Но утром, когда всё вокруг просто пропитано вот этим ощущением пробуждения, свежестью, дремлющей мощью, отсутствием суеты…. – это дает потрясающие ощущение! Окружающая атмосфера как будто всеми силами способствует практике, наполняет ее… Я люблю утро, люблю начинать его с йоги, с некой, если можно так выразиться, настройки на волны этого мира.

Но если уйти от эмоциональной составляющей и рассмотреть всё с точки зрения нашей анатомии, то получается интересная картина. Теоретически выходит, что для занятий более предпочтительно утреннее время. Сразу оговорюсь, что доказательств этому не существует. Это лишь предположение. Для того, чтобы понять, откуда оно берется, необходимо сказать несколько слов о строении нашего позвоночника. Например, Дэвид Кейл пишет следующее: «Позвоночный диск представляет собой уникальную структуру; каждый диск – это компиляция двух отдельных составляющих – пульпозного ядра и фиброзного (хрящевого) кольца. Пульпозное ядро – это жидкость. Она не похожа на синовиальную жидкость и сформирована не оболочкой/мембраной. Это остаток эмбриологической структуры, которая называется хорда/спинная струна и является начальной стадией формирования позвоночника. Пульпозное ядро находится внутри фиброзного кольца. Эта жидкость создает гидростатическое давление на хрящ изнутри. <…> Чем больше жидкости находится внутри позвоночного диска, тем большее давление оказывается на него. Вы можете сделать вывод, что большее количество жидкости означает более сильный позвоночник с большим сопротивлением к движению и травмам. Итак, когда диск максимально наполнен? Утром. Почему? Ну, существует процесс под названием «дисковое впитывание», когда жидкость внутри диска абсорбируется окружающими костями (на протяжении дня), а затем поступает обратно в диск (во время отдыха, например, сна). Хрящевая ткань окружает пульпозное ядро по бокам, а сверху и снизу находится только кость. Как оказывается, позвоночник состоит из кости, имеющей губчатую структуру. Она пористая. В результате, когда позвоночник сдавливается в течение дня во время обычной ежедневной деятельности, например, ходьбы или сидения, на диски оказывается давление и жидкость медленно просачивается в кости. Когда мы ложимся спать, давление исчезает и жидкость просачивается обратно в диски. Чем больше жидкости в них находится, тем они сильнее, благодаря увеличивающемуся изнутри давлению на хрящевую ткань. Мне кажется, что утром у нас меньше шансов повредить диски, поскольку они максимально наполнены. У меня нет доказательств этому и нет исследований, показывающих, что утром получается меньше травм. Но это кажется логическим заключением» (David Keil “Functional Anatomy of Yoga. A Guide to Practitioners and Teachers”, 2014, стр. 181-182).

Примерно то же самое говорит и Мэл Робин: «Утром, когда мы просыпаемся, межпозвоночные диски максимально наполнены водой и, соответственно, обладают максимальной толщиной. Позвоночник «распирается» возросшей толщиной дисков и имеет максимальную длину. В этом случае многочисленные мышцы и связки, которые объединяют позвонки между собой, максимально натянуты. И спина утром кажется наименее гибкой. В конце дня, напротив, гибкость позвоночника кажется максимальной, когда диски обезвожены, связки и мышцы расслабляются и провисают и позвоночник оказывается ослаблен. Однако, натянутость околопозвоночных мышц и связок не являются единственным фактором, влияющим на гибкость спины. Когда диски расширяются и натягивают окружающие мышцы, они также поднимают позвонки и увеличивают расстояние между ними, таким образом, фасеточные суставы открываются, а это работает на увеличение гибкости позвоночника» (Mel Robin “A Physiological Handbook for Teachers of Yogasana”, 2002, стр. 89).

Интересно то, что по моим личным ощущениям утром спина действительно кажется значительно менее подвижной и гибкой. А у вас? 🙂 Тем не менее, решающим фактором все же, наверное, должны являться личные ощущения и предпочтения. Например, моя мама утверждает, что просто физически не может заниматься чем-то утром, что вечером ей легче и приятнее (хотя, надо сказать, я думаю, это лишь вопрос желания и привычки, к тому же к концу дня у человека может появиться масса отговорок и причин для того, чтобы отложить занятия). В общем, это выбор каждого. Хотя заключения людей, изучающих анатомию и хорошо знающих ее, кажутся мне вполне логичными.

Я уже упоминала где-то, что занимаюсь каждый день. И в связи с этим тоже часто слышу вопрос «почему?». Здесь могу ответить вопросом на вопрос: «А почему вы каждый день чистите зубы по утрам/завтракаете/пьете кофе и т.п.?». Просто так уж сложилось, что начало дня для меня – это йога. За редким исключением. «А как заставить себя заниматься? Почему у меня не получается делать это регулярно?» — спрашивают меня. Ну, для начала не надо себя заставлять. Полюбите то, что вы делаете, наслаждайтесь практикой. Старайтесь получить удовольствие от каждого движения, не важно, получается у вас или нет, просто старайтесь прочувствовать каждую клеточку своего тела. Ведь это так здорово – движение, дыхание, напряжение, расслабление!.. Вместе с телом мы получили потрясающие возможности и способности – так пользуйтесь ими, развивайте их и наслаждайтесь! Учитесь общаться со своим телом, слушать его, взаимодействовать с ним. Это так удивительно и прекрасно!

А следующее «почему» обычно, если честно, ставит меня в тупик. «Почему ты так много читаешь и смотришь про йогу? Ведь говорят, что йога – это 99% практики и 1% теории?» Да просто мне всё, что связано с йогой, страшно интересно. И чем больше я читаю, тем больше хочется. Для меня это какой-то безостановочный процесс. Кстати, если вспомнить про вторую ступень йоги, нияму, то пара ее предписаний – это изучение священный текстов и познание, развитие ума 😉

На пути йоги я сталкивалась и сталкиваюсь с еще множеством «почему?». Возможно, я еще вернусь к этой теме, но пока я затронула, наверное, самые частые из них. До новых встреч! 🙂

Аштанга Виньяса йога - направление, родившееся в Индии, в городе Майсур. Родоначальником этого стиля считается Шри Кришна Паттабхи Джойс, ученик Кришнамачарьи (учитель Б. К. С. Айенгара). Как и большинство современных видов йоги, это синтетический стиль, можно сказать он возник в ХХ веке. Однако последователи школы аштанга виньясы считают, что это древнейший вид йогического искусства, он был изложен в писании Йога Корунта. Кришнамачарья изучил данное писание в начале ХХ века и изложил его своим ученикам, его приемником в этом вопросе стал Паттабхи Джойс.

Благодаря популярности Индии, интересу западных людей, в частности хиппи к учению йоги, Аштанга Виньяса начала распространятся в 70 - х годах, сначала в США, а далее уже и по Европе. В России, как и большинство видов йоги вообще, аштанга виньяса начала распространятся лишь в начале 2000 годов.

Суть Аштанга Виньяса Йоги

Аштанга виньяса йога имеет ряд особенностей. Главное ее отличие от традиционной хатха йоги - наличие виньяс - последовательности движений и дыхания, переходы от одной асаны к другой. То есть данный вид йоги - абсолютно не статичен, она очень динамична. Промежутком между каждой асаной служит - виньяса, динамическая «сцепка». Для чего это нужно? Трудно сказать, существует много объяснений на эту тему: например, некоторые критики аштанга виньяса йоги, говорят, что виньясы созданы и применяются в данной методике, чтобы отвлечь ум и внимание, для людей не способных концентрировать внимание в статике, и динамика их отвлекает.

Однако, сам Шри Кришна Паттабхи Джойс объясняет это тем, что виньясы хорошо разогревают и готовят тело к выполнению асан. Виньяса помогает избавится от болей вовремя выполнения асан, так как кровь разжижается, из нее легче выходят токсины, загрязняющие наше тело, и являющиеся причиной боли. Дыхание в виньясах несет ту же функциональную нагрузку, тело становится лучше подготовленным для упражнений в быстром и сильном темпе.

Еще одной очень важной особенностью этого метода йоги является обязательное освоение и использование уджаи пранаямы . Этой пранаяме учат в первую очередь, и опять же этому есть вполне логичное объяснение.

Уджаи - в переводе с санскита «победоносное дыхание». Это вид пранаямы, который чаще всего используется в асанах и упражнениях, это дыхание для связок и динамических асан, его легко синхронизировать с упражнениями.

Уджаи, выполняется при подогнутой к груди шее (джаландхара бандха). Вдох и выдох выполняется через нос, движение гортани при этом как бы глотающее, часто слышен гортанный звук.

Уджаи очень хорошо подходит к практике аштанга виньясе, тем, что этот вид дыхания помогает создать отток венозной крови от конечностей, а при этой практике очень большое напряжение имеется как раз-таки на эту часть тела, то есть устроить компенсаторную нагрузку. Кроме того, это в целом, охлаждающее дыхание. Оно включает парасимпатическую нервную систему, тогда как сама практика направлена на симпатику. Именно поэтому, уджаи пранаяма прекрасно сочетается с этим видом практики йоги. И именно уджаи пранаяма - основная на первых этапах обучения.

Бандхи - еще одна обязательная практика в аштанга виньяса йоге. Особое внимание уделяется уддияна бандхе и джаландхара бандхе. Чаще всего, правильно выстроенные позы сами приводят к выполнению этих замков, это как бы показатель правильности выполнения практики. Кроме того, бандхи помогают концентрировать энергию в определенных центрах, часто практикуются на задержках дыхания.

Концентрация взгляда и внимания на определенных точках - дришти - еще одна особенность практики аштанга виньяса йоги. Существует девять точек концентрации: левая сторона, правая сторона, вверх, межбровье, нос, пупок, ладони, стопы, большой палец ноги. Это все помогает сконцентрироваться на асане, очищает ум, гармонизирует состояние.

Вообще, аштанга -виньяса йога, как я уже писала, очень динамическая практика. Возможно, не каждый ее потянет физически. Хотя с другой стороны, существуют некоторые вариации облегченной йоги, так называемая халф - аштанга («половина» аштанги). Плюс, сразу, конечно, не один инструктор не станет вас ставить в крутые позы, чтобы потом не разогнуться вообще. К травматизму, как и в любой практике, здесь относятся серьезно, и этого не допустит не один инструктор.

Если вы хотите улучшишь свою физическую форму, и даже похудеть, практика аштанга виньяса йоги как раз для вас. Там вы гарантированно пропотеете, ваши ноги и руки станут сильными и мускулистыми. Паттабхи Джойс, говорил, что пот в практике йоги - это хорошо, с потом выводятся шлаки и токсины, это причина болезней и плохого самочувствия, и динамическая практика, виньяса, очищающее дыхание, в этом прекрасно помогут. То есть в аштанга виньясе, вы сначала очистите тело, и только потом это приведет к постепенной очистке нервной системы, психики и т.д.

Нужно отметить, что к подготовке учителей и преподавателей аштанга - виньяса йоги относятся очень серьезно. Необходимо около 10 лет постоянной практики чтобы стать сертифицированным преподавателем. Кроме того, обучение производится непосредственно в Майсуре (Индия), куда желающий стать международным преподавателем должен приезжать каждый год, как минимум на месяц. Так что, выбирая этот вид йоги, вы точно можете быть уверенны в квалификации преподавателей.

Можно обозначить общим термином – хатха йога, совокупность физических упражнений. Отдельные виды/школы йоги отличаются тем, что внимание уделяется отдельным акцентам во время практики и авторством методики.

Аштанга йога – одна из самых известных систем йоги, которая была впервые описана мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» и вошла в традиционную индийскую философию.

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая», то есть система состоит из 8 ступеней. Первые четыре ступени этой системы условно называют «йогой начального раздела», и предназначены они для развития способности человека управлять своим телом и чувствами. Для «обычного человека», не стремящегося к самадхи – высшей цели, следование первым 4-м ступеням достаточно и необходимо для гармоничной жизни и понимания себя и окружающего мира.

Аштанга йога: восемь ступеней

1. Яма

Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:

    Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).

    Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.

    Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).

    Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.

    Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).

    Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.

    Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).

    Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.

В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:

    прощение, милосердие (кшама);

    стойкость, мужество (дхрити);

    сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;

    смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;

    умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.

2. Нияма


Нияма - предписанные обязанности человека, правила образа жизни отдельного индивидуума.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 правил:

    Чистота (шауча)- подобно ахимсе, эта чистота также является физической, словесной и умственной.

    Физическая чистота предполагает внутренние очистительные процедуры (шуддхи-крийя, будут рассмотрены в отдельной статье), а также внешнюю чистоту – опрятность внешнего вида тела и одежды.

    Словесная чистота предполагает ограничение болтливости, говорить тогда, когда это действительно нужно.

    Умственная чистота достигается избавлением от ненужных мыслей и блужданий ума.

    Удовлетворенность настоящим (сантоша). Это состояние ума, а не реакция на любое внешнее событие, инцидент. Следовательно, состояние удовлетворённости может контролироваться умом и оно независимо от внешних обстоятельств.

    На самом деле источник счастья находится в этом состоянии ума. И главная причина страданий - в Тришне (жажда). Тот, кто постоянно учится довольствоваться настоящим, освобождается от жажды и обретает счастье.

    Выносливость, самодисциплина (тапас). Преодолевать трудности с достоинством – это тапас. Изучая йогу или практикуя её, вы можете столкнуться с физическими трудностями в асанах или пранаямах либо со сложностями следования принципам.

    Такие трудности и сложности (от слов «труд» и «ложь», обратите внимание) нужно спокойно или с радостью принимать и продолжить учебу. Это тапас.

    Самообучение (свадхьяя), изучение духовной и светской литературы. Также включает в себя джапу (повторение святых имён Господа).

    Принятие Бога и вера в божественную силу, которая находится вне нашего воображения (ишвара-пранидхана).

В других источниках добавляются следующие правила:

    твердая вера (астикья);

    благотворительность (дана). Пожертвование должно происходить от сердца, самостоятельно, с любовью и уважением.

    постоянное изучение священных текстов (сиддханта-шравана);

    развитие духовного «интеллекта» (мати);

    контроль стыда (лайджа). Уметь различать и стыдиться плохих и не стыдиться нормальных вещей.

Практически все, кто начинает практиковать упражнения аштанга йоги без глубокого осознания цели, задаются вопросом, обязательно ли соблюдать яму и нияму? Разве нельзя практиковать только асаны и/или пранаяму? Ответ прост – если не практиковать яму и нияму, то вы не достигнете тех же результатов, каких можете достичь практикуя все 4 ступени в совокупности.


Кроме того, указанные принципы на самом деле являются не ограничениями, а свободой от ограничений. Йога начинается со свободы от ограничений.

Яма прямо говорит о том, как человек должен вести себя в обществе, а Нияма дает руководство по отношению к индивидууму. В ступенях Яма-принципы идут первыми, это указывает на то, что йога сначала рассматривает общество, а затем человека.

В первоисточниках описания ямы и ниямы сделаны очень тщательно, чтобы привести путника к самадхи. Однако для нас, простых людей, цель занятий йогой - не самадхи, а жить счастливо и с удовлетворенностью. И, если мы попытаемся следовать, например, принципу ахимсы, как это понимается в текстах, то это может оказаться невозможным для нас в современном мире.

Поэтому мы должны попытаться следовать описанным принципам и правилам, гибко подстраивая их под себя, главное – идти по данному пути, иметь намерение. Опыт показывает, что по мере продолжения изучения йоги возрастает тенденция следовать Яме и Нияме. В любом путешествии необходимо знать о пункте назначения и следовать в этом направлении. Время, затраченное на путь, может быть разным для всех, но, как известно, путь осилит идущий.

3. Асана


Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.

В Хатха-йоге Прадипике говорится, что «Асаной можно достичь здорового здоровья, стабильности, легкости тела и разума».

Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.

    уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.

    уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.

    уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.

    уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.

В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.

Естественное состояние тела и ума - это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.

Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).

4. Пранаяма


Это достижение полного контроля над разумом. Медитация воспринимает сознание вне сознательных, подсознательных и бессознательных состояний и ведет к сверхсознанию.

Дхьяна опирается на практику асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны. И все эти ступени в совокупности приводят к полному отчуждению ума от мирских привязанностей и более глубокому пониманию предмета медитации. На заключительном этапе йог больше не рассматривает это как практику медитации, поскольку он настолько погружен в медитативный акт, что больше не может отделять себя от него.

8. Самадхи

Самадхи – итоговая цель практики йоги и конечное состояние бытия ума, это просветление и предварительное состояние нирваны.

Причем этот результат можно представить скорее как ряд этапов, которые разворачиваются в прогрессии. Самадхи могут испытать не только йоги-отшельники, проживающие в пещерах Индии. Большинство медитирующих, которые практикуют регулярно в течение часа или двух каждый день, могут достичь первого этапа самадхи (углубленная практика дхьяны) в течение нескольких лет, если им дается надлежащее обучение.

Таким образом, дхарана (концентрация разума на объекте медитации во время медитативной практики) в конечном итоге превращается в дхьяну (сравнительно легкий поток сознания от ума к объекту), а дхьяна развивается в самадхи. Самадхи начинается тогда, когда отношения между умом и объектом углубляются до такой степени, что сознание концентрируется, а осознание объекта доминирует над умом.