Упражнение большое дерево исцеляет. Большое дерево

Я упоминал про упражнение Большое дерево (Чжан Чжуан, или столбовое стояние) - фундаментальная, мощная техника из цигун по набору и трансформации энергии Ци. Сам его выполняю регулярно на протяжении нескольких лет, поэтому вполне могу рекомендовать. Кстати, цигун (см. ) раньше регулярно совмещал с некоторыми упражнениями из йоги (сейчас по наитию). Некоторые считают, что совмещать разные практики не следует, и это даже вредно. Но у меня несколько иной, индивидуальный взгляд на это, который впрочем никому не навязываю.

Здесь рассмотрю это упражнение, в основном. У него есть множество различных тонкостей выполнения, но я, пожалуй, прикреплю видео ниже, в котором принцип выполнения и его многогранное действие, разжевывается в самых мельчайших нюансах.

Упражнение Большое Дерево многопланово, это так называемая стоячая медитация. Основная его цель - обеспечить энергией Ци нижний даньтянь (ся-даньтянь) - главный энергетический центр, находящийся в районе пупка. Если кратко, то та Ци, которая находится в нижнем даньтяне, трансформируясь, питает также и другие дань-тяни - средний и верхний (в йоге они могут называться чакрами). Т.е. является своеобразной топкой для всего организма. От наполненности энергией нижнего даньтяня зависит как здоровье, так и благосостояние, жизнерадостность, оптимизм, работоспособность, в общем, она обеспечивает все то, к чему многие люди так стремятся. В повседневной жизни присутствуют стрессы, различные излишества, происходит перерасход запасов этой базовой энергии, поэтому ее нужно всегда пополнять. И цигунское упражнение Большое дерево в этом - отличное подспорье.

В цигун есть несколько ступеней этой практики. В первой ступени идет "прокачка" нижнего дань-тяня, во второй - среднего и для самых продвинутых мастеров - уже разрешается работать с верхним даньтянем. Для новичков первая ступень может длится полгода и более, и мастер определяет, когда конкретному ученику можно будет переходить на вторую. Если это соло-занятия, то нужно развивать собственные ощущения по своим возможностям.

Важно помнить, что Ци - понятие несколько растяжимое, важно само качество этой энергии. При выполнении упражнения (концентрации внимания на воображаемом энергетическом шаре) не следует думать о чем-то плохом, и если лезут негативные мысли (например, вы только что перенесли сильный стресс), лучше отложить практику до более подходящего времени. Так как Ци имеет свойство программироваться негативными мыслеобразами (кстати, как и , которую мы каждый день пьем), и толку от упражнения не будет, а скорее всего, даже и вред. Перед выполнением упражнения надо стараться думать о чем-то позитивном, светлом, ну а дальше походу упражнения лучше не думать вовсе:). То есть это все же медитация, хоть и стоячая, и мысли нужно успокоить. Это как раз тот основной ключик, который открывает многие дары (см. о ). Итак, от слов к делу.

Техника выполнения упражнения

Когда-то я это упражнение делал в квартире, живя на пятом этаже. Теперь перебравшись на землю, предпочитаю делать его в лесу рядом, стоя ногами на земле в тени деревьев под шелест листвы, пение птиц и стрекотание цикад. Все это дополнительно релаксирует, на природе однозначно лучше. Вообще, сама дают энергию как бы по умолчанию, а тут еще и практика цигун - просто супер. Если у вас нет возможности каждый день выезжать на природу, туда, где отсутствует всякий индустриальный шум, постарайтесь хотя бы обеспечить полную тишину у себя в квартире, отложите все дела, и чтобы никто не отвлекал. Можно также негромко поставить релаксационную музыку.

Стойка . Ноги поставьте на ширине плеч, стойка должна быть удобной, т.к. придется в ней стоять "деревом" 30 минут, не меньше. Колени слегка согнуты, саму малость.

Кончик языка прижат к нёбу.

Теперь подключайте свое воображение . Ваши ноги - это корни могучего исполинского дерева, они прорастают в землю на большую глубину.

Корни есть, теперь крона.

Вы вырастаете до самых небес, ваша голова - это мощная крона огромного дерева, и она находится выше самих облаков, практически в космосе.

Все, Вы - Большое Дерево .

Далее вытягиваете свои ветви (руки) так, как будто держите большой шар, который опирается о ваш пупок. Руки не нужно вытягивать далеко вперед (устанете быстро), нужно лишь слегка приподнять, немного согнув их в локтях (см. фото). Ладони обращены в сторону живота, кисти расслаблены, все тело расслаблено, мысли отпускаете.

Шар, который вы держите, полупрозрачный, слегка светящийся, он наполняется энергией, которая идет от корней (энергия земли) и от неба (энергия неба). Инь и Янь . [признаться, сейчас, когда пишу, не могу вспомнить, какая из них инь, какая янь. Да по сути для меня терминология не так важна, вообще к любым терминам и догмам не стоит привязываться, важен лишь сам принцип и суть. Часто у людей возникают бессмысленные и затратные по энергии споры , по причине этих привязок и условностей, и оттого что одни и те же вещи называют разными именами, упуская при этом саму суть..]

Нужно хорошо представить, как энергия земли впитывается в корни, поднимается по стволу и заполняет шар - это можно представить одновременно со вдохом. А с выдохом - как энергия неба входит в крону, и опять же проходя по стволу дерева, заполняет шар. Два типа энергии смешиваются в шаре .

Так можно визуализировать 3-5 циклов вдох/выдох. И затем забыть об этом.

Внимание . Далее, на протяжении всего упражнения нужно держать внимание на этом шаре. Внимание не должно блуждать и отвлекаться на другие вещи, все полчаса стойки в Дереве - только на шаре, и никуда более внимание не должно вовлекаться.

По ходу упражнения может даже появится ощущение плотности шара. Могут быть и другие побочные эффекты - например, покачивания, зуд. Это может свидетельствовать от том, что энергия движется. А так как чакры, даньтяни у нас где-то могут быть "закупорены", засорены , то это может вызывать различные феномены, которых не следует боятся и заострять на них излишнее внимание (просто можно спокойно наблюдать).
Концентрация внимания (совместно с визуализацией)- это ключевой момент в упражнении - там, где внимание, туда "тянется" и энергия. И чем тише ум, тем лучше это происходит .

Заканчивая упражнение, нужно "вдавить" шар в нижний даньтянь. Т.е. сводя руки к пупку представлять, как он сжимается, становясь все меньше и меньше. И когда вы уже сомкнули ладони на животе (у мужчин левая ладонь под правой, у женщин наоборот), шар стал размером чуть больше теннисного мяча, светимость его увеличилась. С минуту нужно подержать этот шар (представляете, что он находится в животе под пупком), и сжать его в точку. На этом упражнение закончено.

Сделайте разминочные упражнения - потряситесь телом, растерев ладони похлопайте себя ими от ног до головы, попрыгайте, словом, разгоните кровь, ведь полчаса стоять в одной позе не так уж и мало.

Возможно, вас также заинтересует (одна из разновидностей цигун).

В этом видео, в самых мельчайших подробностях описывается выполнение данного упражнения, его действие, особенности.

«Большое дерево» – основное упражнение цигун

Все предыдущие упражнения являются лишь подготовительными к основному упражнению комплекса Чжун Юань цигун, объединяющего воедино Небо, Землю и Человека и наполняющего огромной силой.

Практика «Большого дерева» увеличивает жизненную энергию и продлевает жизнь.

Это же упражнение нам давал и мой первый учитель цигун – Гранд Мастер Яп Чен Хай, только немного в другом виде, не меняя его сути. Он также рассказал об удивительной целебной силе этого упражнения. Так, один его старый друг с помощью «Большого дерева» избавился от болей в сердце, мучавших его долгое время. И таких примеров он приводил множество.

Практиковать «Большое дерево» следует всем, кто хочет обрести силу, укрепить свое здоровье и исцелиться от самых разных заболеваний. В то время, когда вы «стоите в дереве», как говорят практикующие цигун, вы становитесь как бы незаметными для всех враждебно настроенных к вам людей и энергий.

Можно смело утверждать, что практика упражнения «Большое дерево» помогает человеку избавиться от сглаза, целенаправленного негативного воздействия недоброжелателей.

Более того, со временем вы укрепляете свою энергию. Сила защитного энергетического кокона вокруг вас (ваша аура) увеличивается настолько, что вы становитесь недосягаемыми для злых мыслей других людей. Возрастет ваша производительность труда, вы станете меньше уставать и гораздо больше делать за меньшее количество времени.

Те, кто длительное время практикует это упражнение, утверждают, что когда человек входит в состояние «Большого дерева», то включается некая невидимая, но мощная система, которая автоматически напитывает его энергией. Таким образом, вы входите в легендарное триединство: Небо – Человек – Земля.

Итак, приглашаю вас принять участие в этом полезном и красивом медитативном акте-упражнении.

Из книги Современные буддийские мастера автора Корнфилд Джек

Первое основное упражнение Старайтесь удерживать свой ум (но не глаза) на животе. Благодаря этому вы будете знать движения подъема и падения, расширения и сжатия этого органа. Если эти движения для вас недостаточно отчетливы вначале, тогда положите на живот обе руки,

Из книги "Пирамиды" между строк или немного о вечном автора Кувшинов Виктор Юрьевич

Второе основное упражнение В то время как практикующий занят упражнением по наблюдению за каждым из движений живота, в промежутках между отметками подъема и падения могут возникнуть другие виды психической деятельности. Вероятно, между каждой из этих отметок и

Из книги Терапевтические упражнения китайской медицины автора Циннань Цзен

Третье основное упражнение Поскольку вам необходимо продолжать созерцание в течение длительного времени, находясь в одном положении – сидя или лежа, вы, вероятно, испытаете интенсивное чувство усталости, тугоподвижности всего тела или только рук и ног. Если это

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

Основное упражнение при ходьбе В промежутках между периодами практики сиденья, которые могут длиться от сорока до девяноста минут, вы можете заменять сиденье медитацией при ходьбе. Это поможет установить равновесие факторов сосредоточенности и энергии, избегнуть

Из книги Полная система фен-шуй автора Семенова Анастасия Николаевна

Четвертое основное упражнение До этого пункта вы посвятили некоторое время курсу подготовки. Возможно, вы начали чувствовать леность после того, как решили, что достигнутый вами прогресс неадекватен. Но никоим образом не прекращайте практику. Просто отметьте факт:

Из книги Возвращение воина автора Теун Марез

ЭГО И ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ИГРЫ Вот с чем я не согласен, так с тем, что сильное эго вредит развитию души, и его надо подавлять, как советуют многие религии. Если и есть какой-то смысл нашего земного существования для астрала или Бога, так это развитие эго. Не в смысле эгоизма, а в

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

8. «Голодный тигр выпрямляет спину»– простое динамическое упражнение цигун Упражнение «голодный тигр выпрямляет спину» пришло из боевых искусств – из знаменитой китайской школы Удан. Оно хорошо помогает в лечении многих болезней респираторной, сердечно-сосудистой и

Из книги Жить без боли в спине: как вылечить позвоночник и улучшить общее самочувствие автора Риппл Стивен

47. Почему цигун получил такое большое распространение и всеобщее признание Цигун включает подвижные, статические и комбинированные упражнения. Многие статические упражнения состоят всего лишь из одной позы, иногда упражнения сочетаются с соответствующим

Из книги Чудо здоровья автора Правдина Наталия Борисовна

Основное место Китайцы называют его фэн-вуй, что означает «счастливая жизнь». Как можно понять из названия, это самое благополучное место вашего дома, оно находится в зоне, расположенной в задней части дома. Именно там принято устраивать спальни, чтобы владельцы могли

Из книги Лечение позвоночника: научитесь жить без боли в спине. автора Риппл Стивен

ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВОИНА ЗАКЛЮЧАТСЯ В ТОМ, ЧТО ЕГО КОНТРОЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕЗУПРЕЧНЫМ. БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ОН НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ НИЧЕМУ ВЛИЯТЬ НА НЕГО. ВОИН МОЖЕТ СМОТРЕТЬ В ГЛАЗА СМЕРТИ, НО ЭТО НИКАК НЕ ПРОЯВИТСЯ В ЕГО ДЕЙСТВИЯХ. Единственная

Из книги Энергетическое целительство для всех и каждого автора Бевелл Бретт

ОСНОВНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Верховный Создатель Вселенной заронил духовное семя, основное стремление к праведности в сердце каждого человеческого существа, равно как и в Свое. У подавляющего большинства людей это стремление заглушено удовлетворяемыми желаниями чувственного

Из книги автора

Из книги автора

Метод выполнения упражнения «Большое дерево» Основная стойка во время упражнения: колени чуть согнуты, позвоночник прямой, таз выдвинут немного вперед, голова как бы подвешена за макушку, подбородок слегка опущен, язык прикасается к верхнему нёбу, глаза

Из книги автора

Важнейшее энергетическое упражнение цигун Вы уже, наверное, хорошо знаете, что от состояния и качества нашей внутренней энергии зависит очень многое, в том числе и жизненный успех, и радость любви, и крепкое здоровье. Как часто бывает, что успешный в целом человек из-за

Из книги автора

Упражнение 8. «Растущее дерево» Это прекрасное упражнение, дающее силу и устойчивость всей нижней части спины. «Растущее дерево» – это не только в высшей степени эффективная тренировка для мышц. Помимо прочего в награду за регулярное выполнение данного упражнения вы

Основное упражнение в системе Чжун Юань Цигун — это Большое дерево (Да Гу Шун).

Этому упражнению несколько тысяч лет. В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигуни ушу. Однако в них оно называется чжан чжуан и переводится как «столб» (иногда - «высокий пень»). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно, подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, его различные формы практикуют на четырех ступенях. Здесь оно означает БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО .

Если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой позе, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун. Сравните сами: под высоким пнем или столбом подразумевается нечто неподвижное и неживое, а в большом дереве заключены мощь и дыхание жизни.

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж.

Мы говорили, что система Чжун Юань цигун может продлить жизнь. Но для того, чтобы жить дольше, необходимо быть здоровым. А что означает выражение «Жить дольше»? Я бы задал другой вопрос: «Как долго вы сможете жить?» Если просто говорить, что мы должны жить дольше, то это будет не совсем точно. Определяющими являются другие факторы. Например, сейчас вам 50 лет, а после практики цигун вы ощущаете себя двадцатилетним. С этой точки зрения можно сказать, что вы стали моложе. А если вам 20 лет, а выглядите вы на 50, то в этом случае нельзя говорить, что вам действительно 20 лет. Мы можем судить о возрасте человека не по количеству прожитых лет, а с точки зрения запаса жизненной энергии. Иногда реальный возраст мы можем даже не знать, а говорить о количестве жизненной энергии. Что подразумевается под этим с научной точки зрения?

Сейчас ученые всего мира пришли к выводу о том, что длительность жизни можно определять по наличию половой потенции. Именно это, а не возраст и внешний вид говорит о том, стар человек или нет. До 12 лет у большинства людей эти функции отсутствуют, потом они появляются и где-то в 50 лет начинают угасать. Тогда говорят, что этот человек уже немолод. Но практикуя цигун, можно и в 80 лет чувствовать себя молодым… В реальной жизни все происходит не так. У очень многих людей, которым чуть более тридцати, половые функции ослаблены. А при практике цигун они начинают быстро восстанавливаться.

И все-таки, как продлить жизнь? Вы знаете, что в нашем мире очень многие растения и животные живут намного дольше нас. Самые большие долгожители - это деревья. Никто не удивляется, если дереву 200, 300, 400 лет. А если 1000 лет, 2000 лет? Поэтому, если мы хотим жить дольше, то должны этому учиться у деревьев. Почему деревья живут дольше нас? Давайте проанализируем.

Мы страдаем от эмоций, вечно куда-то спешим, нервничаем. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы… Совсем иное дело - растительный мир. Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств и желаний. Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется ветром, купается в солнечных лучах днем, а ночами принимает свет звезд и луны. И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом, дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они перемещаются по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву? Если человек так же будет принимать инь из Земли и ян из Космоса, то сможет ли это продлить его жизнь? Так ли это на самом деле, можно узнать только в результате практики. В соответствии с экспериментами, проходившими на протяжении тысяч лет, эмпирическим путем было установлено, что этот метод (имитация позы дерева) действительно может продлить жизнь. Очень скоро мы начинаем чувствовать увеличение нашей жизненной энергии. Поэтому с точки зрения здоровья практика Большого дерева удлиняет жизнь.

Надо отметить, что сходные методы практики были известны и культивировались у многих народов. Первым из известных столпников был св. Симеон в V в.н.э. Суть заключалась в том, что человек взбирался на столп, на котором оставался долгое время в молитвах. Столпы находили, столпы специально строили. Столпников такого рода было не много и это считалось подвигом. На Руси столпничество носило немного иной характер, и культивировалось в некоторых монастырях. Известно, что Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, его ближайшие ученики и последователи были «столпниками». Что это означает, для чего и как это делалось?

В средневековье и вплоть до XIX века принявшие постриг монахи уходили порой по велению души в отшельничество в пустошь (пустошью называли лесные чащи, удаленные от поселения мирян). Живя годы в уединении, рубили они себе жилье, обустраивали по христианским обычаям и молились вдали от соблазнов и мирской суеты, слушая свое сердце и признавая судьей лишь Бога да совесть.

Постепенно весть о таком отшельнике разносилась по округе, и жители сначала ближних деревень, а затем и дальних вплоть до уездных городов навещали его, принося с собой самое необходимое для уединенной лесной жизни. Те, кто победнее, добирались пешком, кто побогаче - на телеге… Дорога в пустошь была не близкой. Вот и доводилось оставаться на ночлег, а значит, и молиться вместе. И вот рубилось жилье для посетителей, конюшня, церквушка для молитв. А ее надо было уже организовать по правилам. И тогда обращались с прошением в какой-нибудь монастырь или приход, и часто по решению синода привозили в эту новую церковь икону, которая становилась в ней главной, и освящали и церковь, и место это как основу будущего монастыря, а монах-отшельник становился главой будущей общины. Так был основан и Сергием Радонежским монастырь в Беловежской пустоши.

И становился монастырь людным местом. И не всегда можно было для разговора с богом уединиться, так как строг был распорядок дня, и много времени отнимали наставничество и хозяйственные дела. И вот в отдалении от монастыря находили в лесу два рядом растущих дерева. Их срубали примерно в полуметре от земли и выравнивали место сруба. А затем становился человек на эти два пня ногами, представлял себя их продолжением - теми деревьями, что были срублены - и сливался с природой, вознося ввысь молитвы и отрешаясь от себя. И стоял он так час или два, а иногда, по некоторым свидетельствам, и по б часов кряду. Через два года регулярной практики у такого монаха появлялся дар целителя, а иногда и провидца. И если такого монаха приводили в другой монастырь, то эту практику передавал он там своим ученикам и последователям. Так и преподобный Иов пришел в Почаевский монастырь со своей практикой.

А с точки зрения цигунэто упражнение позволяет объединиться со всем Космосом. Мы соединяем воедино Небеса, Человека и Землю - три внешних юань объединяются в один. Сначала мы представляем себя большим деревом, позже это понятие исчезает и остается Большой человек, объединивший все это в себе. Конечно же, не сразу, а после практики всех трех ступеней.

На первой ступени Чжун Юань цигун Большое дерево выполняется следующим образом :

1. Исходное положение - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая, для чего таз немного подается вперед. (Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры - хвост, как у кенгуру) Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной. При этом голова как бы подвешена за макушку. Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему нёбу, глаза прикрыты.
2. Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева, и, подобно корням дерева, впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию инь.
3. Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков, к солнечному свету, к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.
4. Приподнимите руки так, чтобы ладони находились на уровне пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся хрупкие, как яйца, теннисные мячи. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и пупком упругий шар.
5. Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.
6. Модификация п. 5. Представьте и почувствуйте, как этот шар начинает расти, становится все больше и больше, выходит за пределы вашего тела, и вы оказываетесь внутри него. Почувствуйте себя внутри этого шара, когда вы и шар огромны, как Космос. Затем шар начинает уменьшаться в размерах. Он становится все меньше и меньше, а энергия внутри него все плотнее и плотнее. Оболочка его, уменьшаясь, проходит сквозь ваше тело, и вот он снова умещается между вашими ладонями и пупком. Затем он снова увеличивается в размерах, и вы - внутри шара. Затем он снова уменьшается. И так несколько раз.
Минимальная длительность выполнения Большого дерева - 30 минут. Это вызвано тем, что кровь и ци проходят по всем сосудам и каналам нашего тела за 30 минут. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела.
Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой позе, длительность выполнения Большого дерева можно довести до двух часов.
7. Заканчивая упражнение, следует сконцентрировать ци в нижнем даньтяне. Сложите руки на этом участке (женщины - правую руку на пупок, левую сверху; мужчины - наоборот). При этом центр нижней ладони (точка Лаогун) должен совпадать с центром пупка. Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтяне в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр Ся даньтянь. Затем медленно откройте глаза.
Женщинам во время менструации рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла - Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Обратите внимание на то, что во время выполнения упражнения Большое дерево во рту образуется много слюны. Сначала она привычного для вас вкуса, затем сладковатая, а после определенного периода практики дает целую гамму вкусовых ощущений, вплоть до нектара цветов. Раньше такую слюну называли нефритовой, золотой, бриллиантовой, подчеркивая тем самым, что она столь же драгоценна для организма. По мере накопления слюны в полости рта, её надо медленно проглатывать. Современные исследования позволили установить, что в такой слюне содержится очень много микроэлементов, и она оказывает лечебное действие на слизистую желудка и кишечника. Проглатывая ее, вы должны почувствовать, как она проходит дальше в нижний даньтянь. Позже такая слюна не проглатывается, а преобразуется в пену, фактически трансформируется в гун.

Практикуется на начальной стадии для очищения и набора энергии.

Этому упражнению несколько тысяч лет.

В той или иной модификации оно выполняется в различных школах цигун и ушу.

Однако в них название переводится как столб (иногда — высокий пень). Это дословный перевод без учета глубинного смысла. При практике в этих системах ученикам предписывалось длительное время стоять неподвижно подобно столбу.

В системе Чжун Юань цигун это упражнение также является одним из наиболее важных, различные формы его практикуют на первых трех ступенях. Однако здесь это означает большое дерево.

И если в Китае говорят о «Большом дереве» при такой форме, поясняя смысл упражнения, то обязательно ссылаются на то, что это заимствовано из системы Чжун Юань цигун. Сравните сами: высокий пень или столб подразумевает нечто неподвижное и неживое, а большое дерево — могучее, живое, дышащее.

Издревле люди задумывались над вопросом, почему в 60, 70, 80 лет человеческая жизнь оканчивается. Редко кто доживает до 90 лет. И уж совсем немногие переходят 100-летний рубеж. При этом мы испытываем дискомфорт в сильную жару и страдаем в морозы. Совсем иное дело — растительный мир.

Многие деревья живут сотни лет. Зимой и летом, в холод и зной, под солнцем и дождем растут они, не испытывая чувств, желаний, эмоций.

Корни их уходят глубоко в землю и получают из нее воду и все необходимые для жизни вещества, которые поднимаются по стволу вверх к листьям. Крона их устремляется ввысь, омывается дождем, колышется от ветра, купается в солнечных лучах днем и принимает свет звезд и луны ночью.

И все это поступает в листья, ветви, ствол и опускается по нему к корням. Таким образом, дерево получает питательные вещества и энергию снизу, из Земли, и сверху, из Космоса. И они проходят по стволу навстречу друг другу, накапливаются и дают возможность дереву расти и жить. И так дерево соединяет в себе Землю и Космос.

А если человек уподобится дереву?

Не продлит ли это его жизнь? Долгие годы подбирались и отрабатывались формы такой практики, пока было установлено, что регулярное выполнение упражнения такого рода действительно позволяет накапливать энергию Земли Инь и Космоса Ян, удлинять жизнь и избавляться от многих болезней.

Исходное положение — ноги на ширине плеч, ступни параллельны, колени немного согнуты, спина прямая — таз для этого слегка подать вперед.

(Можно отрегулировать положение тела так, будто кроме ног есть третья точка опоры — хвост, как у кенгуру).

Подбородок немного опущен, чтобы шея была выпрямленной.

При этом голова как бы подвешена за макушку (как у елочной игрушки). Тело расслаблено. Язык прикасается к верхнему небу, глаза прикрыты, но не закрыты совсем.

Представьте себе, что обе ваши ноги прорастают глубоко в землю и превращаются в корни могучего дерева и подобно корням дерева впитывают из земли влагу, питательные вещества и энергию Инь.

Представьте, что ваше туловище вырастает высоко в небо, выше облаков , к солнечному свету и к свету звезд, Луны. И оттуда вы принимаете и впитываете в себя свет, ветер, дождь, энергию Космоса Ян. И сами вы становитесь огромны, как Космос.

Приподнимите руки так, чтобы ладони находились напротив пупка. Локти отставлены от туловища, будто под мышками находятся теннисные мячи, хрупкие, как яйца. Линии рук округлы и расслаблены, будто охватывают большой надувной мяч. Представьте и почувствуйте между ладонями и центром пупка упругий шар.

Забудьте о себе, о своей позе. Почувствуйте, как снизу сквозь ноги-корни поднимается ци Земли, а сверху поступает ци Космоса. Почувствуйте это движение и энергетический шар между ладонями и пупком. И снова забудьте.

Минимальная длительность выполнения упражнения Большое Дерево — 30 мин.

Это вызвано тем, что кровь омывает все участки нашего тела за 30 мин. Поэтому нужно не менее получаса, чтобы начавшая поступать в организм ци совместно с кровью достигла всех участков и всех клеток тела.

Через некоторое время, когда вы привыкнете к этой форме, длительность выполнения упражнения следует довести до двух часов.

Выход: сконцентрируйте ци в нижнем даньтянь. Медленно откройте глаза и сложите руки на этом участке (женщины — правую руку на пупок, левую — сверху; мужчины — наоборот). При этом центр ладони (точка Лаогун) руки, находящейся на пупке снизу, должен совпадать с центром пупка.

Мысленно сконцентрируйте и сожмите шар в нижнем даньтянь в точку. Почувствуйте горячий участок или пульсацию под ладонями. Это и есть центр вашего Ся даньтянь.

ВНИМАНИЕ: Женщинам во время регул рекомендуется во избежание кровотечения держать руки и шар напротив среднего котла — Чжун даньтянь. Во время беременности Большое дерево выполняется без помощи рук и без ощущения шара на уровне нижнего котла.

Заключительные упражнения

  1. Растереть ладони до ощущения в них жара.

  2. «Умыть» ими лицо вверх (от подбородка к волосам) - легким движением, затем в стороны (разглаживая лоб) и вниз (через виски к подбородку) - с нажимом. При этом большими пальцами проводить по ушным раковинам сверху вниз.

  3. Интенсивно похлопать мягкими ладонями по голове в направлении от затылка ко лбу.

  4. «Расчесать» волосы подушечками пальцев в направлении от лба к затылку и от висков к затылку. При этом пальцы должны с интенсивным нажимом массировать сквозь волосы кожу головы.

  5. Растереть ушные раковины, разминая их между пальцами, сверху вниз, и козелок - до появления ощущения «горения ушей».

  6. Интенсивно прохлопать мягкой ладонью руку от плеча к запястью по наружной и внутренней стороне (поочередно: сначала левую, затем правую).

  7. Двумя руками синхронно прохлопать туловище спереди сверху вниз (от шеи до лобка) и на уровне поясницы (от боков к Ся даньтянь).

  8. Прохлопать ноги сверху вниз со всех сторон, начиная от точки Хуаньтяо.

  9. Прохлопать спину снизу вверх вдоль позвоночника.

  10. Снова растереть ладони и положить их на область почек. Прислушаться, как тепло ладоней переходит в область почек, надпочечников.

Пояснения к заключительным упражнениям

1. Интенсивное растирание ладоней способствует приведению в равновесие инь-ян. Перед растиранием можно проверить баланс инь-ян после выполнения Большого дерева. Если температура ладоней одинакова, значит, инь-ян уравновешены, если разная — равновесия нет.

2. При выполнении упражнения ладони активизируются, вокруг них возникает интенсивное поле ци. «Умывание» лица такими ладонями улучшает микроциркуляцию крови в кожном покрове, усиливает обменные процессы. Происходит массаж кожи полем ци. Представьте и почувствуйте, что ваши ладони разглаживают морщи ны на лбу и вокруг глаз.

При регулярном выполнении этого упражнения кожа лица омолаживается, становится свежей и здоровой.
В древности это было одним из косметических способов омоложения кожи энергией ци без каких бы то ни было мазей, кремов… При этом не возникают никакие побочные эффекты.

Такой способ используется и в настоящее время. Когда вы умываетесь, то регулярно, не отдавая себе отчета, производите массаж кожи лица. То же самое происходит при втирании в кожу кремов.

Но при использовании косметических средств иногда наблюдается побочный эффект так как у разных людей различная чувствительность кожи. Кроме того, возможно привыкание к одним и тем же препаратам, а при дли тельном использовании косметики кожа без нее теряет эластичность стареет, выглядит несвежей и требует постоянного ее применения.

Это связано с тем, что регулярное привнесение в кожу различных материалов извне снижает или вовсе прекращает функцию выработки необходимых веществ самой кожей.

Можно обойтись без каких бы то ни было косметических средств, если в активизированную ладонь взять немного воды и аккуратно втирать ее в кожу, одновременно мысленно производя массаж своей энергией ци.

3. Прохлопывание по голове активизированными ладонями с интенсивным полем ци вокруг них способствует открытию каналов и активных точек, расположенных в области головы, нормализации движения ци в этих зонах, а вместе с ней и крови и, как следствие, избавлению от головных болей (у кого они бывают).

Кроме того, улучшается питание мозга.

4. «Расчесывание» волос приводит к улучшению микроциркуляции крови в кожном покрове (благодаря одновременному массажу кожи энергией ци пальцев). Если выполнять по 300-500 таких движений 2-3 раза в день, то в течение месяца начинает восстанавливаться волосяной покров даже у облысевших людей.

5. На ушных раковинах расположено множество БАТ , связанных со всеми внутренними органами тела/ Интенсивное растирание активизированными пальцами ушных раковин равнозначно массажу всего тела и его внутренних органов. Точки, вызывающие болевые ощущения, следует растирать дольше и особенно активно, так как это указывает на нарушения в органе, связанном с этой точкой.

6. Прохлопывания рук, ног, туловища производятся по ходу энергетических каналов с целью открытия БАТ, расположенных на этих каналах, и улучшения циркуляции ци в них. Если это делать достаточно интенсивно, то человек приобретает разновидность гунфу, при котором его тело становится менее чувствительным к ударам. Такого типа упражнения включаются в практику жесткого цигун.

ЗАПОМНИТЕ : Перед выполнением Большого дерева нужно открыть каналы на пальцах рук (а если позволяет обстановка, то и ног), а после его окончания ОБЯЗАТЕЛЬНО проделать заключительные упражнения, так как они способствуют равномерному распределению ци в организме. В противном случае могут возникнуть головные боли, ощущение жжения или распирания на отдельных участках, дискомфортное состояние.

Сопутствующие феномены:

На первых этапах выполнения упражнений различают 8 ощущений, которые относятся к разряду нормальных (перечислены ниже).

Интенсивность ощущений зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния организма, как физического, так и психоэмоционального.

Нормальные феномены

1. ХОЛОД или ТЕПЛО практикующий может испытывать в том случае, если инь-ян в организме не уравновешены.

Концентрация ци в нижнем или среднем даньтяне обычно вызывает ощущение теплого или горячего шарика. При правильном выполнении Большого дерева и интенсивном наборе ци из окружающей среды иногда возникает ощущение столь сильного ЖАРА что его трудно выдержать. Учащается сердцебиение, начинается обильное потовыделение.

Иногда несколько дней практикующий чувствует озноб, начинает кутаться, но все равно не может согреться. Тогда надо больше практиковать. Это говорит о начавшейся перестройке в организме.

2. Открытие активных точек сопровождается ощущением бегающих по телу МУРАШЕК или ЗУДА . Если эти точки где-то были заблокированы (особенно на голове), то зуд может быть просто нестерпимым. Обычно столь интенсивные ощущения быстро проходят, и практикующий после этого начинает испытывать облегчение легкость на этом участке. Он может через него как бы дышать.

3. ЛЕГКОСТЬ, НЕВЕСОМОСТЬ тела возникает тогда, когда вам удается во время упражнений «забыть о себе» — вы переходите в иное состояние, при котором тело не мешает и не ограничивает ваше восприятие, ваши ощущения. Это первая стадия СОСТОЯНИЯ ЦИГУН. С этого момента начинается следующий этап вашего развития.

4. Ощущение ТЯЖЕСТИ возникает как из-за неумения расслабиться и принять правильную позу (тогда непривычное положение различных частей тела вызывает тяжесть или боль, онемение и пр.), так и при вхождении в образ и наполнении энергией ци. Наполнение ци вызывает также ощущение распирания: набухают пальцы (их трудно согнуть), отекают ноги… Со временем автоматически начинает происходить перераспределение энергии во всем теле.

5. Ощущение ВИБРАЦИИ часто связано с поступлением ци извне и прохождением энергии по каналам. Иногда кажется, что в теле находятся «гудящие провода».

6. ЗАКЛАДЫВАНИЕ УШЕЙ, ГУЛ , как в самолете при измене нии высоты полета, связаны с получением большого количества ци извне и поступлением ее в мозг. В будущем практикующий может получить способность слышать отдельные звуки и разговор на очень большом расстоянии.

7. ВСПЫШКИ СВЕТА перед внутренним взором связаны с активизацией БАТ в области Третьего глаза, когда в эту зону поступает Достаточное количество ци.

8. ВИДЕНИЯ: образы или общение с Иисусом, Буддой, святыми, беседы с ними, картины из различных эпох земной жизни, картины миров, голоса, советы и т. д.

На первых ступенях цигун все это является моделями, продуцируемыми нашим мозгом, сознанием, психикой и базирующимися на имеющейся информации на сознательном и подсознательном уровнях. Это не является истиной. Это не более чем феномены Не следует на них акцентировать внимание, как бы интересны они ни были.

Видения и ощущения будут все время меняться, так как это связано с изменениями тела и сознания. Если уделять внимание таким феноменам, то можно легко сойти с дороги, ведущей на вершину, и никогда не достичь конечной цели.

9. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ могут быть вызваны несколькими причинами. Если практикующий здоров и у него появляется достаточно ци, которая поднимается вверх к области головы и Третьего глаза, то:
а) боль возникает при активизации БАТ в области Третьего глаза и при его открытии, а также при активизации и открытии точек верхней части головы (по периметру). Это подготовка тела к возможности будущего выхода души;

б) если у практикующего есть или были какие-либо заболевания, травмы, операции и пр., то болевые ощущения неизбежны. Остановимся на этом подробнее.

Феномен, связанные с болезнями практикующего

— Болевые ощущения. С точки зрения традиционной китайской медицины на любом участке локализации заболевания (нынешнего или прошедшего) наблюдается сужение либо «закупорка» каналов, по которым циркулирует энергия ци. Это вызывает застой или непроходимость ци сквозь этот участок и, как следствие, нарушения циркуляции крови.

Во время выполнения Большого дерева в организм начинает извне поступать ци. По мере накопления она автоматически «перетекает» на те участки, где ее не хватало. Происходит перераспределение ци. И когда она начинает проходить через суженный или закупоренный участок канала, то человек испытывает боль.

В Китае при этом говорят: «Ци сражается с болезнью».

Бывает так, что у практикующего ничего не болело и он хорошо себя чувствовал, пока… не начал практиковать. А при практике начал испытывать боль. Это надежная самодиагностика.

ПОМНИТЕ : Там, где ци проходит без затруднений, человек никогда не испытывает боль или дискомфорт. Боль сигнализирует о том, что на этом участке имеются нарушения. Поэтому сначала постарайтесь припомнить, не было ли здесь каких-либо травм, операций, переломов — некоторое время назад, или в раннем детстве.

А если вы ничего не можете припомнить, то это значит, что в этой области у вас возникли какие-то нарушения и необходимо принимать меры. Если боль терпима — продолжайте практиковать, и она исчезнет, унеся с собой болезнь, а если боль очень сильная — обратитесь к врачу и обследуйте этот участок организма.

Долголетие, вечная молодость, высокий жизненный тонус даже в преклонном возрасте – все это только мечты или реальная возможность? Современная медицина и наука, бесспорно, увеличили продолжительность жизни человека, но это не предел и всегда будет хотеться большего. Все чаще мы ищем ответы не в научных изысканиях, а в опыте предков. Именно поэтому все более интересен Цигун, обладающий высоким потенциалом для продления века человека.

Упражнение для долголетия

Если перечислять самых известных земных долгожителей, то первыми на ум придут недавно обнаруженные, фактически бессмертные медузы и галапагосские черепахи. Но, вряд ли, кто сразу отнесет к вековым обитателям Земли деревья. А ведь именно они являются старейшими жителями нашей планеты. Возраст некоторых исполинов достигает невероятных цифр: осинообразный тополь в Северной Америке растет уже порядка 10 000(!) лет, ель в Швеции – 9550 лет, баобаб – более 5000 лет. Древнейшее дерево Китая Гинкго на фоне этих цифр кажется совсем юнцом, хотя известны экземпляры с более чем двухтысячной историей.

Древние мастера Цигун были ближе к природе, чем мы – дети урбанизации, поэтому могли в полную меру оценить жизненный потенциал флоры и фауны. Вглядываясь в законы окружающего мира, черпая вдохновение в творениях природы, старейшие последователи Цигун создавали практики, повторяющие естественные формы.

Следя за ростом дерева, его величием и могуществом, умением противостоять любым погодным нападкам, древние китайцы разработали одно из самых эффективных и чудодейственных упражнений – позу Большого дерева. В эту практику был заложен глубинный смысл. Так же, как дерево крепко держась корнями за почву, питается энергией Земли, а кроной впитывает солнечный свет и энергию Вселенной, человек в позиции Дерева подпитывает свои внутренние энергетические запасы силами природы.

Продолжительный рост деревьев обеспечивается и их уникальными самовосстанавливающими способностями. Аккумулируя в себе энергию Земли и Космоса, они противостоят любым агрессивным воздействиям снега, дождя, ветра и в быстрые сроки залечивают раны, справляются с большинством повреждений, продолжая медленно, но верно расти ввысь. Регулярное практикование позы Дерева, наделяет человека силой и здоровьем, помогает бороться с хроническими недугами и острыми заболеваниями.

Принимая позу дерева, отождествляя себя с растительными великанами, человек открывает каналы для пополнения внутренних резервуаров энергии из недр Земли и космических просторов.

Техника выполнения упражнения

Практики Цигун, особенного начального уровня обладают кажущейся простотой. Новичкам, только приступающим к обучению, не сразу открывается глубинный смысл каждой позиции. Но эффект от практик начинается только при полноценном осмыслении выполняемых упражнений. Только пропустив все физические действия через духовный и мысленный уровень можно прочувствовать важность каждого самого тонкого нюанса.

Упражнение Цигун Большое дерево. Порядок выполнения

  1. Сейчас начинается мысленный этап. Важно полностью отрешиться от житейских невзгод, от тяжелых мыслей. Необходимо мысленно раствориться из своей телесной оболочки и принять новое обличие – стать Большим деревом. Можно выбрать конкретное растение и сопоставить себя с ним. Это может быть древнейшая сосна, или величественный баобаб, или гинкго-исполин. Следом налаживается связь с Землей: ноги – это уже не просто конечности, а могучие корни, уходящие к самому центру планеты, питающиеся ее влагой, ее силой. Так в тело начнет поступать иньская энергия.
  2. Далее следует начать мысленный рост к небу, все выше и выше, достигая самих облаков. Туловище становится крепким стволом, а голова роскошной изумрудной кроной. Каждым листком ее начинает впитываться солнечный свет, энергия Вселенной. Так тело человека насыщается янской энергией. Сейчас самое время полноценно ощутить себя Большим деревом.
  3. Пожалуй, самое важное в правильном выполнении данной практики – это первоначальная поза. Чтобы легче ее принять, можно мысленно добавить себе хвост, который может выполнять роль дополнительной опоры, как, например, у кенгуру. Тогда будет легче поймать равновесие и не отклониться излишне назад. Итак, ступни должны располагаться параллельно друг другу, расставленными по уровню плеч. Ноги необходимо слегка согнуть в коленном суставе, чуть выдвинув вперед таз, так чтобы придать спине максимально ровное положение. Для того чтобы выпрямить шею, подбородок следует приопустить. Важно поймать ощущение расслабленности и легкости, при том, что голова должна быть словно подтянута к небу. Проверить правильность принимаемой позы, можно повторив ее у стены. Если пятки плотно прижаты к вертикальной поверхности, спина должна быть от нее отклонена. Еще одна возможная проверка – это удержание на голове, например, книги. Завершают исходную позицию неполное опускание век, мягкая улыбка и поднятие языка к бугоркам за зубами («наведение моста» между Думай и Жэнмай).
  4. Следом необходимо приподнять руки до линии пупка, обратив ладони к животу. Локти должны быть отведены от корпуса так, чтобы подмышки стали свободными. Затем руки отводятся вперед. Можно представить, что между телом и ладонями есть некий энергетический сгусток, который надо оберегать. Но руки должны быть расслаблены, мысленный шар энергии невесом и нет необходимости держать его с усилием.
  5. Для следующего этапа важно снова откинуть все мысли и перестать думать о принятой позе. Сейчас необходимо сконцентрироваться на внутренних энергетических потоках, каждой частичкой тела ощущая подъем энергии Ци от Земли и опускание Ци с неба. Два потока сливаются в один центр силы – в сгусток энергии, оберегаемый руками с самого начала упражнения. Прочувствовав это, снова полностью освободите мысли.
  6. Сейчас можно усложнить предыдущее состояние. Для этого надо снова вернуться к энергетическому шару и усилием мысли заставить его расширяться. Он должен растянуться до размера, превосходящего рост человека, поглотив его внутрь себя. Следует задержать это ощущение, насладиться окружающими мелодичными звуками и энергетическими полями. Шар огромен, как сама вселенная и человек в нем велик и могуч. Постепенно шар будет сжиматься, уплотняя энергию, достигая первоначальных размеров, удерживаемых в руках. Такой процесс растяжения и сжатия шара необходимо повторить несколько раз.
  7. Завершает цикл Большого дерева, мысленное возвращение к своей телесной оболочке. Активированный шар энергии, удерживаемый в руках, следует аккуратно сжать до малых размеров и представить, как он входит в тело через пупок, продвигаясь в нижнее хранилище энергии. Помочь этому процессу может прижимание ладоней к животу. Женщинам полагается закрыть пупок правой ладонью, а сверху положить левую. Для мужчин последовательность рук противоположна. Ладони должны своим центром – аккупунктурной точкой Лаогун – совпадать с пупком, а большой палец руки, лежащей сверху, должен быть заведен за нижнюю ладонь, чтобы создавался определенный «замок». Последним ощущением должен стать жар внизу живота, там, где сконцентрирована собранная энергия. После этого можно открывать глаза.

Минимальная продолжительность практики – полчаса. Это время необходимо для полного круга кровообращения в теле, чтобы Ци поступила к каждой клеточки организма. При регулярном выполнении вскоре время может быть увеличено. Опытные мастера Цигун могут выполнять Большое дерево пару раз в неделю, но по несколько часов подряд.

Выход из позы Большого дерева

Для правильного возвращения к реальности и минимизации возможных рисков от ошибок во время выполнения упражнения, необходимо заканчивать практику следующим образом:

  • интенсивно потереть ладони;
  • разогретыми руками провести по лицу и ушам;
  • без особых усилий похлопать по волосам от затылка к макушке;
  • кончиками пальцев провести по волосам сверху вниз, прочесывая их;
  • тщательно потереть уши, чтобы они «горели»;
  • простукать ладонями по противоположной руке сверху вниз;
  • постучать по корпусу сверху вниз одновременно двумя ладонями;
  • спуститься постукивающими движениями по ногам;
  • постучать вверх по спине по линии позвоночника;
  • опять интенсивно потереть ладони и приложить их к телу в области почек, отдавая тепло надпочечникам.

Регулярное правильное и полноценное выполнение Большого дерева наделяет человека природной силой. Делает тело могучим и стойким, дух уверенным и крепким. Больные органы оздоравливаются, возвращается ясность мысли и желание жизни.

Чжун Юань цигун - Большое дерево