Как научиться плавать 10 летнему ребенку. Где и как научить ребенка плавать? Обзор лучших упражнений

Лето - период отпусков и поездок к морю. А значит, подходящее время для того, чтобы научить детей плавать. Как сделать это быстро и безопасно?

Учить ребёнка плавать можно в любом возрасте. Конечно, методики обучения для малыша и школьника будут разными, но добиться эффекта достаточно быстро можно всегда. Главное — не заставлять, не тащить, не бросать ребёнка в воду (он может так испугаться, что страх сохранится на всю жизнь). И, разумеется, начинать обучение нужно на мелководье.

Грудничковое плавание

Многие врачи советуют обучать малыша плавать с рождения. Конечно, не в реке или море, а в ванне или специальном бассейне. У новорождённых сильны рефлексы, и им не составляет труда задерживать дыхание. При постоянных тренировках груднички могут не только надолго погружаться под воду, но и проплывать серьёзные расстояния.

Грудничковое плавание очень полезно для здоровья, физического развития и нервной системы, но с настоящим плаванием, увы, не имеет ничего общего. Поэтому не удивляйтесь, если кроха, который в полгода смело пересекал бассейн, после года вдруг начнёт бояться даже подходить к нему. Чем больше ребёнок будет осознавать, тем больше страхов у него появится. И не исключено, что придётся заново приучать малыша к воде.

Учим плавать ребёнка 1-2 лет

В этом возрасте о плаванье как таковом речь не идёт. В первые встречи с большой водой, будь то река, море или бассейн, важно лишь добиться, чтобы кроха не боялся заходить в воду и окунаться. Не требуйте от малыша, чтобы он самостоятельно забегал в волны, сначала просто заносите его в воду на руках. Ни в коем случае не отпускайте ребёнка в свободное плаванье, даже на мелководье — это может вызвать сильнейший стресс и даже панику, после чего карапуз ещё долго не подойдёт к воде.

Когда малыш осмелеет и начнёт получать удовольствие, самостоятельно заходя в воду, поиграйте с ним, побрызгайтесь, слегка плесните водичкой на лицо. Это первый шаг на пути к задержке дыхания.

Помните, что ребёнок 1-2 лет должен находиться в воде исключительно в надувном круге или нарукавниках.


Учим плавать дошкольника

3-4 года — подходящее время для того, чтобы обучить ребёнка азам плаванья. Покажите малышу, как нужно задерживать дыхание; объясните, что вдыхать можно только над водой, а под водой — выдыхать.

Начните с простого упражнения, когда ребёнок будет задерживать дыхание и ненадолго опускать личико под воду.

Следующий этап — игра в рыбку . Попросите малыша выдыхать воздух под водой, чтобы получались красивые пузырьки, а потом сразу поднимать голову, чтобы снова вдохнуть.

Если кроха делает успехи, можно потренироваться вместе с ним нырять — приседать, погружаясь под воду, и тут же вставать.

В этом возрасте ребёнка можно отпускать на мелководье как в нарукавниках и с кругом, так и без них, но только под присмотром взрослых.


Учим плавать школьника

Тренеры по плаванью советуют начинать серьёзно обучать ребёнка только с 6-7 лет. В этом возрасте главное не пускать всё на самотёк, чтобы чадо не привыкло плавать по-собачьи или просто барахтаться в воде. Главный и единственный помощник при обучении правильным техникам — плавательная доска, которую школьник должен держать перед собой на вытянутых руках.

Ребёнок такого возраста очень быстро научится задерживать дыхание и нырять, после этого можно переходить к более сложным упражнениям:

  • «Звезда»: научите ребёнка лежать на воде, раскинув руки и ноги в позе звезды (как на спине, так и на животе), поначалу поддерживайте его, если он боится;
  • «Поплавок»: чадо прижимает коленки к груди, обхватывает их руками и «висит» в воде;
  • «Стрела»: ребёнок вытягивает руки над головой, сложив ладони, приседает, ныряет и, отталкиваясь ногами от дна или стенки бассейна, стрелой «летит» под водой по направлению к взрослому;
  • плаванье с доской подразумевает, что школьник ложится на воду лицом вниз, держит доску вытянутыми руками, отталкивается ногами и плывёт, поднимая голову для вдоха и снова опуская лицо под воду;
  • также полезно научить ребёнка прыжкам в воду «солдатиком» и «бомбочкой».

Когда нужно начинать учить ребенка плавать?

С рождения: это полезно и для здоровья, и для развития

С 5-6 лет: ребенок будет понимать, что делает

Мой метод подразумевает обучение плаванию сначала под водой с последующим выныриванием и освоением "надводного "пространства (идея пришла, когда я увидела на грудничковое плавание). Я исходила из того что основная загвоздка состоит в том, что дети боятся погружения под воду и так отчаянно пытаются не утонуть, что мешают себе плыть. Научившись задерживать дыхание и плавать под водой, дети приобретают уверенность, их движения перестают быть судорожными попытками во чтобы то не стало остаться на поверхности - они успокаиваются и плывут.

Первый вопрос: как часто вы планируете ходить в бассейн? Оптимальная частота 2 раза в неделю или чаще. С ребенком должен заниматься тот взрослый, которому он больше доверяет (обычно мама больше подходит, мужчины часто слишком увлечены целью и у них не хватает терпения дать ребенку успокоиться и поверить в свои возможности, но если ваш папа спокойный, уравновешенный человек то он вполне справится!). Причем очень важно не форсировать события, а то можно напугать мелкого! ВАЖНО: безостановочно хвалить и подбадривать ребенка, особенно в ключевых моментах (освоение выныривания и начало плавания под водой).

  1. Для начала вы должны встать на глубину где ребенку по грудь, (стандартная глубина для занятий) снять нарукавники и просить ребенка приседать в воде, задерживая дыхание. Сначала чтобы вода закрывала ему губы, потом нос, потом погрузиться с головой и тут же вынырнуть. Это упражнение стоит делать до тех пор, пока ребенок не осознает, что он контролирует ситуацию погружения, вовремя и правильно задерживает дыхание, выныривает по своей воле и не пугается нехватки воздуха (пусть ребенок не закрывает глаза и не затыкает нос при погружении, если он боится попадания воды в глаза, есть смысл предложить очки, но все дети, которых я учила, совершенно спокойно научились без них - тут главное заинтересовать ребенка тем, ЧТО можно увидеть под водой).

    Как игра очень хорошо помогают освоить ситуацию выныривания прыжки с борта бассейна у глубокого края, сначала с нарукавниками (на более поздних этапах - без них), при этом взрослый должен ловить ребенка до того, как он успеет испугаться.

  2. Когда погружение будет освоено настолько, что ребенок совершенно перестанет этого пугаться (обычно хватает одного занятия), попросите ребенка вытянуть руки, когда он нырнул и быстро протащите его под водой за руки хотя бы полметра, постепенно увеличивая до расстояния ваших вытянутых рук. К концу дистанции выталкивайте его на поверхность, обозначая необходимость вдоха. Обычно детям это упражнение очень нравится. Придумайте для него какую-нибудь игровую преамбулу: подводная лодка, морской котик...

    Обратите внимание ребенка на то, что он выныривает (поднимает голову над водой) тогда когда он хочет вздохнуть, убедите его в безопасности и контроле над ситуацией, как с вашей стороны, так и с его. Постепенно передавайте инициативу выныривания ребенку.

  3. Когда ребенок почувствует уверенность в том, что у него всегда есть возможность вынырнуть, усложните упражнение № 2 тем, что вы водите ребенка за руки, а он ныряет и выныривает за вдохом-выдыхом, при этом он полностью отрывает ноги от дна и "плывет", не ставя ноги на дно в момент вдоха-выдоха. Начните с 2-3 подныриваний-проводок (вдох-задержка дыхания-нырок-проводка-выныривание (1) - дыхание-задержка-нырок-проводка-выныривание (2) - и т.д.), доведя до 5-6. Это очень трудоемкое упражнение для ребенка (давайте ему передышку, не форсируйте) и самое базовое в навыке (обычно на освоение уходит 2-3 занятия).

    Продолжайте играть в прыжки с борта (без нарукавников), прыгайте в воде с погружением ("баба сеяла горох"), все игры должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка не бояться ситуаций в воде, связанных с водой на лице и погружения под воду при том, что на нем нет плавсредств.

  4. Когда ребенок перестанет выглядеть запыхавшимся при выполнении упр.3, т.е. легко и вовремя научится выныривать, объясните ему, как заныривать самостоятельно. Для этого он должен сложить руки лодочкой, выставить их вперед и нырнуть вслед за руками (просите его смотреть под водой на руки). Ребенок теперь самостоятельно контролирует свое погружение и выныривание без страховки взрослого руками.

    Когда это будет освоено (обычно это получается почти сразу), встаньте от ребенка на расстоянии полуметра и попросите ребенка нырнуть, увидать ваше тело под водой и под водой пройти (иногда получается сразу проплыть) к вам и вынырнуть. Объясните ему, как толкаться ногами от дна, чтобы увеличить скорость движения (это же стимулирует его оторвать ноги и плыть, а не идти под водой). Постепенно увеличивайте дистанцию, чтобы хватило одного вдоха. Придумайте игру, в которой ребенок будет таким образом подплывать к разным людям и предметам в воде.

    Прыжки в бассейн с борта уже не стоит тут же страховать и вылавливать ребенка. Пусть он сам подплывает к вам и выныривает.

  5. Это упражнение - ключевой момент самостоятельного плавания. Встаньте от бортика бассейна или поставьте другого взрослого на расстояние полтора-два метра. Объясните ребенку, что он может доплыть до желаемой цели (бортик бассейна или другой взрослый) вынырнув для дыхания столько раз, сколько понадобится. Покажите ему, как грести руками под водой, вытягивая их вперед и разводя их в стороны. Сначала многие дети пытаются встать на дно во время вдоха. Поэтому довольно скоро напомните ребенку, что он умеет толкаться ногами при погружении, и попросите его не опускать ноги, поначалу идя рядом с ребенком и страхуя (чуть-чуть!!!) его рукой под живот во время вдоха...на освоение этого этапа уходит 2-4 занятия.
  6. После освоения упр. 5, когда ваша страховка во время вдоха станет символической, убедите ребенка в том, что теперь он может самостоятельно плыть под водой (метафора - плыть, как дельфин). Попросите его доплыть до разных предметов, хорошо видимых в воде, а потом усложните задание тем, чтобы он не только доплывал до предмета, но и возвращался к вам (обычно здесь очень хорошо работает прием соревнования: "Спорим, что ты доплывешь?..").

    Постепенно смещайте ваши занятия на глубину, где ребенок не достает ногами до дна.

  7. Фактически освоив упр. 6, можно считать, что вы научили его плавать, дальнейшее обучение (плавание над водой) можно оставить на усмотрение ребенка (обычно дети через некоторое время сами очень легко понимают, как можно плыть не ныряя). Если есть желание контролировать процесс обучения надводному плаванию, то нужно просто показать ребенку, что можно нырять не сразу после вдоха, а продолжать плыть, держа голову над водой. Здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок не вытягивал шею (напомните ему, что как только он устанет плыть над водой, он может нырнуть).

    Все остальное обучение касается стиля плавания: покажите ребенку, как работать ногами, добейтесь плавности и синхронности движения рук и ног.

В конце хочу добавить, что это плавание только начало умения плавать стильно!!! Дальнейшее обучение (кроль, брасс и прочие навороты) - дело спортсмена-инструктора, цель же этой методики - уверенность на воде.

Обсуждение

20.10.2008 04:32:01, Pandus

Что думают специалисты? - Наверное только ленивый ещё на прочитал об этом тут: http://swim7.narod.ru/malenkie.html

20.10.2008 04:31:06, Pandus

А моя поплыла при помощи круга SWIMTRAINER. Вот их сайт www.freds-swim-academy.ru. Что думают специалисты? =)

28.07.2007 14:37:19, Марина

Легко научиться плавать самому и научить ребенка можно по самоучителю, опубликованному на сайте Пловец.ру http://www.plovets.ru

20.06.2007 13:28:13, __ms__

Конечно, это очень здорово! Я детей учу плавать примерно таким способом с 1978-1979 года, дети могут самостоятельно плавать уже уверенно после 2-3 минут сами, а те кто ни разу не видел водоемов, т.е. не барахтался в воде, примерно через2-3 часа умеют плавать уверенно сами. Вот так.

12.05.2007 11:09:45, Marat

Думаю очень полезный и вовсе не "поучающий" материал, автор пытается научить плаванию на практике(!), что очень важно.

04.11.2003 22:50:11, Stella

Статья бесполезна и вредна, куку права. Только, может, не стоило так грубо.
Автор не владеет материалом, а пытается поучать. Это все-таки маленькие дети, надо быть поаккуратнее с непрофессиональными советами.
Вы просто надергали каких-то упражнений из совершенно разного материала.
Вам действительно надо заняться своим делом, или вы играете в "понарошку"?

06.11.2002 20:54:26, Анна П.

Кто бы посоветовал, с чего начать с ребёнком, который не то что без нарукавников, а даже и с любым надувным средством боится зайти в бассейн и присесть глубже, чем по грудь?
Пока склоняюсь к тому, чтобы оставить его в покое, а через год (в 5 лет) отправить на занятия с тренером... А если он и тогда упрётся?

У нас вообще получилось так: мой 3х-летний ребенок научился плавать во взрослом бассейне через нарукавники. Я даже считала, что это плохо, что приходится плавать в нарукавниках, но с этим ничего сделать было нельзя. Сначала сын плавал в нарукавниках, а потом нарукавники сдувались и сдувались, пока не стали падать вообще, и сын понял, что может плавать без нарукавников. Так и плаваем теперь в бассейне, в котором и я сама дна не чувствую, а еще ныряем. В бассейне в младенчестве мы не занимались никогда. И от первого занятия в бассейне с нарукавниками до плавания без них прошло полгода. И в сущности я занималась очень похоже, как написано в статье, только у нас не было дна. Сначала мы обрели уверенность, плавая в нарукавниках, учась держаться за доску, учась работать ногами и руками, научились нырять в нарукавниках, в них же и прыгать с бортика. А когда уже без нарукавников, я старалась делать все, чтобы сын не испугался. Мы вместе прыгаем в воду, когда он опасается прыгать один, или я его ловлю внизу, или держу его за руку. Когда он проплывает, я отплываю и показываю руку, что за нее он может схватиться, и он плывет к моей руке. 4-5 метров проплывает без остановок. Сейчас мы играем с мячом. Мы его забрасываем как можно дальше и плывем как бы наперегонки к мячику, чтобы схватить его. Когда Диме надо отдохнуть, он сам хватается за бортики, чтобы чуток перевести дыхание и оглянуться. А еще иногда мы дурачимся: выпускаем ртом струйки воды как киты, играем в сбрасывание друг друга в бассейн, сын пытается плавать на спине, и у него немного получается. Но должна сказать, что сын всегда вообще очень любил воду, не боялся нырять даже в год, когда мы были на море, в сыне вообще какая-то тяга к воде, к плаванию. Ни один другой вид спорта так его не заинтересовал как плавание.

Имею огромный опыт по обучению детей плаванию от одного года.Дети начинают плавать уже через 10 занятий.Говорить надо мало,надо быть просто с детьми и очень любить то,что делаешь.

01.11.2002 20:35:19, любовь

А по-моему, очень полезная и интересная статья. Наверное, дама № 1 с сомнительными ругательствами сама очень боится воды и просто завидует людям, которые не только умеют плавать, но и могут научитьэтому других.

Оставьте обучение плаванию профессионалам. Ваш так называемый метод абсолютно безграмотный, не морочьте людям голову.
Займитесь тем, что знаете.
Не всякий тренер с высшим образованием возьмется учить грудничков, для этого нужно овладеть одной из существующих методик(которые врачи разрабатывали).
Вы еще методики массажа разработайте, не имея на то ни знаний, ни опыта. Уверена, что у вас тут найдется куча последователей. Родить здорового ребенка и своими методами воспитания сделать из него идиота.

31.10.2002 21:11:22, куку

Сейчас лето – пора отпусков и пляжей и, конечно же, раздолье для детей! Придя на пляж, можно увидеть, как плескаются в воде и совсем малыши, и детишки постарше, которые уже не просто разбрасывают брызги, а умеют плавать. Что же делает в этот момент Ваш ребенок? Если он робко жмется к Вам и не решается подойти к воде, боязливо озираясь вокруг – значит, нужно срочно приступить к обучению его плаванию. Ведь, наверное, не стоит Вам объяснять, как полезно плавание для здоровья и позвоночника человека. С помощью плавания развиваются легкие, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, укрепляются мышцы рук, да и вообще все тело становится гибким. С помощью чего можно научить ребенка плавать, и с какого возраста это лучше делать?

С чего начать?

Вообще начинать занятия по обучению ребенка плаванию можно уже с 2-3 недель – как только заживет пупочная ранка. Конечно, занятия для таких малышей нужно проводить только в домашней ванне – ни о каких водоемах пока речи быть не может. Причина такого раннего начала в том, что в грудном возрасте малыш еще не боится воды, а вот потом избавить его от этого страха будет сложнее. Поэтому приучение к воде лучше начинать как можно раньше, хотя, конечно, не стоит ожидать, что грудничок сможет поплыть, как взрослый. Здесь имеется в виду тренировка определенных групп мышц и освоение малыша в воде, благо, существует большое количество методик по обучению младенца плаванию.

Что касается осознанных занятий, которые будут проводиться уже с подросшим ребенком, то здесь есть два пути: отдать его в бассейн, где с ним будет заниматься профессиональный тренер, или попробовать научить его плавать своими силами. Выбор за Вами. Но все-таки, если Вы не хотите, чтобы Вашего ребенка обучали чужие люди, да еще и в большой группе, где вряд ли ему будет уделяться много внимания – нет ничего лучше, как самим заняться его «плавательными способностями». И начать лучше дома, в домашней ванне. А если у Вас есть специальный надувной бассейн-«лягушатник» - это будет просто лучшим вариантом из всех возможных! И первые занятия по плаванию начнутся с…дыхания! Да-да, не удивляйтесь, ведь тренировка дыхания – это базовая вещь для будущего пловца.

Упражнения на тренировку дыхания

Наиболее важно научить ребенка делать вдох и выдох в воде, а также задерживать дыхание. Для этого есть несколько простых упражнений.

1. Положить на ладонь (себе или малышу) какой-то легкий предмет. Это может быть маленький листок бумаги, перышко, лист с дерева. После этого вместе с ребенком сделайте глубокий вдох и потом выдохните через плотно сжатые губы, чтобы сдуть предмет с ладони.

2. Накидать в ванну много мелких игрушек и посоревноваться с ребенком: дуть на игрушки, стремясь к тому, чтобы поскорее прибить их к противоположному краю ванны.

3. Налить в ванну воды и представить себе, что маленький пескарик затаился от хищной щуки – сделать глубокий вдох и задержать на несколько мгновений дыхание. После этого опустить голову в воду и шумно выдохнуть носом и ртом – чтобы напугать и прогнать щуку.

4. Очень полезны для тренировки дыхания ныряния, но многие дети бояться нырять под вод, да еще и с открытыми глазами. Чтобы избавить ребенка от этого страха и добиться выполнения упражнения, можно разбросать по дну ванны много его любимых или вообще новых игрушек – и попросить ребенка достать их со дна. Увлеченный интересным заданием, он, скорее всего, забудет о своих страхах – и с удовольствием будет нырять. Единственное, нужно предупредить малыша заранее, чтобы под водой он не дышал, а делал вдох и задерживал дыхание до погружения и выдыхал только тогда, когда вновь окажется на воздухе. Если же малыш все-таки нахлебается воды – достаньте его и дайте ему спокойно откашляться и отплеваться. Стучать по спине или переворачивать его в различные немыслимые позы не нужно – если только Вы, конечно, не хотите его напугать так, чтобы он еще пару лет боялся воды, как огня.

5. Похожее упражнение на погружение под воду – налить немного воды в ванну, попросить ребенка сделать глубокий вдох, опустить голову под воду и достать носом дна – как это делают аисты клювом.

6. Если Вы нальете полную ванну воды – Вы можете сделать следующее упражнение: малыш надевает щеки, делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается в воду, как бы прячась от Вас. Спустя несколько секунд он выныривает и выдыхает.

7. Ребенок делает глубокий вдох, вытягивает губы трубочкой и опускает их в воду, после чего выдыхает, пуская по воде забавные пузыри. Такое упражнение желательно проделывать 5-6 раз с небольшими паузами для отдыха.

8. Набрать в ванну небольшое количество воды и спокойно положить ребенка в ванну на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, голова приподнята, малыш смотрит на потолок, а Вы поддерживаете его голову руками.

9. Исходное положение, как в предыдущем упражнении, но теперь попросите ребенка поднимать-опускать прямые ноги, подбрасывая носками воду вверх.

После того, как Вы с малышом освоите эти простые упражнения – можно отправляться на пляж. Только, конечно, помните о том, что ребенка нельзя оставлять на воде без присмотра.

Обучающие игры в водоеме

Прежде, чем пустить малыша в водоем, убедитесь в его безопасности. Прежде всего, самостоятельно обследуйте дно на предмет наличия осколков бутылок, коряг, битой арматуры и других неприятных «сюрпризов». Нелишним будет и узнать глубину водоема, есть ли на дне ямы и резкие переходы с мели на глубину. Обратите внимание также на санитарное состояние водоема, температуру воды (для детей-дошкольников температура воды должна быть не менее 23 градусов), наличие водоворотов и силу течения реки.

Выбрать место для обучения ребенка-дошкольника плаванию необходимо рядом с берегом, где глубина не превышает 1 метра, то есть примерно по грудь малышу (а лучше по пояс). Ну и, конечно, не оставляйте ребенка без присмотра во время обучения.

Какие же есть обучающие игры для того, чтобы сделать из Вашего малыша пловца высшей квалификации?

1. «Поплавки». Эта игра увлекательна даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Ее суть заключается в том, чтобы присесть под воду, сделав глубокий вдох, и, обхватив колени руками, всплыть на поверхность, как поплавок.

2. «Звезда». Наверняка, эта игра также Вам знакома. Суть ее в том, чтобы, стоя ровно в воде, поднять руки вверх и плавно лечь на живот на воду. После этого развести руки и ноги в стороны и расслабиться, плавно покачиваясь на воде.

3. «Дельфинарий». Такая игра действительно напоминает поведение дельфинов. Суть ее заключается в том, чтобы погрузиться в воду, сделав глубокий вдох, после чего выпрыгнуть как можно выше и сделать выдох.

4. «Опорный мяч». Для этой игры ребенку понадобится надувной мяч, не тонущий в воде. Нужно взять его в руки, лечь на воду и, опираясь на него, плыть, работая ногами и стараясь менять направление.

5. «Наперегонки». Суть этой игры в том, чтобы научить дошкольника перемещаться в воде, помогая себе руками и ногами, делая гребки вокруг тела. Для этой игры Вам понадобятся плавающие игрушки, которыми Вы пользовались в домашней ванной. На расстоянии 3-4 метров от берега положите игрушки на воду, после чего, по сигналу, бегите к ним от берега наперегонки. Добежав до игрушки, малыш должен взять ее и вернуться с ней на берег. Победителем становится тот, кто собрал больше игрушек.

6. «Скольжение». Это упражнение нужно выполнять на глубине по грудь малышу и направлено на обучение его скользить и держаться на воде. Ребенок стоит в воде с поднятыми вверх руками и ладонями, положенными одна на другую. Вы стоите сзади него. Ребенок, сделав глубокий вдох, задерживает дыхание, после чего ложится на воду (как в упражнении «Звезда»), но не разводя руки и ноги. После этого он отталкивается от Вас ногами – и скользит по воде до полной остановки, лицом вниз, держа голову под водой.

7. «Стрела». Исходная позиция та же, но теперь ребенок отталкивается ногами от дна водоема, а не от Вас.

После общих обучающих игр начните выполнять упражнения на отработку элементов плавательных движений. Стоит отметить, что наилучший стиль плавания «для начинающих» - это кроль, ведь именно при плавании таким стилем сходным образом работают и руки, и ноги – как и при ходьбе и ползанье. Освоив кроль, дети потом быстро обучатся и другим стилям плавания.

Какие же есть упражнения для обучения ребенка технике плавания?

1. «Тюлень». Это упражнение выполняется около берега, на мелководье. Ребенок ложится в воду на живот, плечи должны быть в воде, а голова над водой. Ноги прямые и двигаются вверх-вниз, чуть позже к этому подключаются дыхательные упражнения – вдох над водой-выдох в воду.

2. «Скольжение» с ногами. Это упражнение напоминает упражнение «скольжение», но в процессе скольжения по воде необходимо работать ногами и делать вдох над водой-выдох в воду.

3. «Кроль». Это упражнение – прообраз того, как в будущем ребенок будет плыть кролем. Глубина воды должна быть ему по грудь. Ребенок ложится на воду, опускает лицо вниз, а для вдоха поворачивает голову в сторону той руки, которая заканчивает гребок. Движения ногами такие же, как и при упражнении «Тюлень», но к этим движениям подключаются и руки, которыми нужно двигать по очереди: сначала одной, потом другой. Пальцы рук должны быть сжаты вместе, а кисть согнута в виде лодочки. Выполняя гребок, малыш должен следить, чтобы рука проходила у него под животом до бедра. Можно потренировать движения руками на берегу, поднимая одну руку вверх, а другую держа вдоль туловища.

4. «Самостоятельное скольжение». Это упражнение – закрепление всего вышепройденного. Суть его в том, что ребенок ложится на воду и отталкивается от Вас, как в упражнении «Скольжение», после чего начинает работать руками и ногами, а Вы следите за тем, как он плывет, подстраховывая по необходимости. Выполнять это упражнение лучше на глубине по грудь ребенку.

И, конечно же, в очередной раз необходимо напомнить: если Вам даже кажется, что малыш научился плавать чуть ли не лучше Вас самих – одного его на воде оставлять крайне опасно, поэтому будьте всегда рядом – и хотя бы с берега наблюдайте за ним. Если же Ваш малыш начал тонуть – сохраняйте самообладание и бросьте ему что-то, за что он может зацепиться, дожидаясь Вашей помощи – спасательный круг или кусок пенопласта. После этого подплывите к нему, вытащите его на берег, очистите от слизи и грязи, а потом положите его на свое согнутое колено, чтобы его голова и ноги свесились вниз и вода вышла из легких.

Кроме того, не увлекайтесь нырянием – частая задержка дыхания может вызвать головокружение. И не ждите, что Ваш ребенок спустя пару-тройку занятий поплывет. Кто-то плавает уже в 6 лет, кто-то учится этому только к 20 годам, а кто-то всю жизнь боится воды как огня. Все это глубоко индивидуально – и когда придет время, Ваш ребенок обязательно поплывет. И Вы еще будете гордиться тем, что именно благодаря Вам он так славно держится на воде!

Чтобы научить ребёнка плавать, надо знать

6 правил для родителей

1. Научиться плавать малыш может в любом возрасте, но оптимальным для этого считается

  • Возраст ребёнка — 5 — 7 лет.

2. Начинать занятия в воде следует не раньше чем через 1 час после еды.

3. Если уроки плавания проходят не в бассейне, выбирайте удобное место для занятий.

  • Берег –

— ровный, пологий, песчаный или мелкая галька.

  • Вода —

— спокойная, без значительного волнения (в море);
— течение не больше 1 км/час (в реке).

  • Температура воды ≥27 o С
  • Прозрачность воды не менее 1 метра в глубину.

4.Продолжительность первых занятий в воде не должна превышать 15 – 30 мин.

  • При появлении озноба, вялости, головокружения, посинения губ у ребёнка занятия с ним немедленно прекратить.

5. В воде ребёнок должен заниматься:

  • Всегда лицом к берегу.
  • Не глубже, чем по грудь.
  • Всегда с открытыми глазами.

Целесообразно приобрести ребёнку специальные очки для плавания.

6. Чтобы научить ребёнка плавать, тренировки следует проводить без спасательных средств (надувных нарукавников, кругов, жилетов и т.п.).

Заниматься малыш должен всегда в присутствии опытных пловцов, которые смогут оказать помощь, в случае необходимости. Чтобы научить ребёнка плавать, важно, чтобы он не боялся воды, привык к ней, чувствовал себя в ней свободно.

Как приучить ребёнка к воде.

/все упражнения выполняются в форме весёлой игры/
  • Шаг 1.

Игра в мяч.
Взрослый стоит неглубоко в воде лицом к берегу, ребёнок – на берегу.
Оба перебрасывают мяч друг другу.
Взрослый иногда «нечаянно» чуть не добрасывает мяч до берега — малыш вынужден достать игрушку из воды, чтобы продолжить игру.
Так он сам, без страха научится заходить в воду.

  • Шаг 2.

Войдите с ребёнком в воду так, чтобы она доходила ему до пояса. Ребёнок стоит лицом к берегу.
Малыш приседает в воде так, что касается подбородком её поверхности.
Не меняя положения тела (под руководством взрослого), ребёнок делает глубокий вдох ртом и дует на воду.
Затем научите малыша умывать лицо водой так, чтобы он не закрывал при этом глаза.

  • Шаг 3.

Ребёнок стоит по пояс в воде.
Приседает, касается подбородком её поверхности, делает полный вдох ртом, задерживает дыхание, приседает глубже и на несколько секунд погружается в воду с головой, затем выпрямляется — выныривает. Глаза открыты.

  • Шаг 4. (выполняется с детьми школьного возраста)

Ребёнок находится в воде по грудь.
Делает полный вдох, задерживает дыхание, приседает и погружается с головой в воду.
Сгибает ноги, обхватывает их руками и подтягивает к груди. Голову нагибает к коленям, глаза открыты. Не изменяя положения тела, ребёнок мысленно считает до десяти, в это время его тело поплавком всплывает на поверхность.
После этого он выпрямляется, выныривает и становится ногами на дно.
До начала этого упражнения взрослый объясняет ученику технику его выполнения.

  • Шаг 5.

Это упражнение научит ребёнка плавать (лежать без движения) на спине.
Поняв, что вода сама выталкивает расслабленное тело на поверхность, дети быстро осваивают остальные навыки плавания.
Ребёнок стоит в воде по грудь, спиной к берегу.
Приседает, касается подбородком воды, делает ртом глубокий вдох, задерживает дыхание, отклоняет голову назад и спокойно ложится на спину (взрослый поддерживает его рукой снизу), вытягивает руки и ноги, запрокидывает голову назад так, чтобы рот и нос были на поверхности воды.


Не стоит пугаться, если вода на секунду покроет лицо ребёнка.
Тело ребёнок должен держать ровно, расслабленно, не прогибая позвоночник. Если ноги ученика «не всплывают», пусть он поднимет пальцы рук над водой – тогда ноги поднимутся к поверхности.

  • Шаг 6.

Ребёнок стоит по грудь в воде лицом к берегу. Приседает, касается подбородком воды, вытягивает руки перед собой, делает полный вдох ртом, задерживает дыхание, опускает лицо в воду и, оттолкнувшись ногами от дна, скользит по воде к берегу. Глаза открыты.
Описанное упражнение включено в тренировки как начинающих, так и опытных пловцов.
Постепенно научите ребёнка выполнять скольжение по воде, поднимая голову для вдоха: подбородок приподнять над водой – вдох ртом – подбородок погрузить в воду и выдохнуть, чуть приоткрыв для этого рот. Глаза всегда открыты.

  • Осваиваем движения ног.

Ребёнок стоит неглубоко в воде лицом к берегу.
Приседает, упирается о дно руками, выпрямляет ноги и делает ими плавательные движения.
Затем он выполняет скольжение по воде (Шаг 6), делая ногами плавательные движения.

  • Осваиваем движения рук.

Ребёнок стоит в воде по грудь, лицом к берегу.
Взрослый показывает ему плавательные движения рук. Ученик приседает, касается подбородком поверхности воды и выполняет соответствующие движения руками.
Затем ученик выполняет скольжение (Шаг 6), делая при этом плавательные движения руками и ногами, периодически приподнимая подбородок над водой для вдоха. Глаза открыты.

Перед тем, как учить ребёнка плавать, дайте ему возможность понаблюдать технику плавания хороших спортсменов, покажите ему, как вы плаваете сами. Пусть слаженные движения рук и ног в воде малышу удадутся не сразу. Освоив все шаги, он не будет бояться воды и без труда сможет удерживать своё тело на её поверхности.

Чтобы научить ребёнка плавать, важно зародить в нём это желание. Поддержка и оптимизм взрослых очень скоро помогут ему добиться отличных результатов в покорении водной стихии.

Сохрани статью себе!

ВКонтакте Google+ Twitter Facebook Класс! В закладки

Начиная с определенного возраста ребенка, многие родители задумываются о том, в какое более узкое русло направить его колоссальную энергию. Безусловно, на выбор будущего занятия непосредственно влияют склонности, личные качества и способности ребенка, однако существуют объективные критерии выбора секции:

  • стимулирование физического и умственного развития;
  • польза здоровью;
  • удовольствие от занятий.
Плавание - идеальный вариант

Одним из первых в списке такого рода занятий стоит плавание. Во-первых, оно укрепляет мышцы позвоночника и весь организм в целом, закладывает прекрасный фундамент здоровью. Во-вторых, постоянные занятия плаванием не только благоприятно сказываются на физическом развитии, но и воспитывают в малыше такие качества характера, как целеустремленность, настойчивость и терпение. В-третьих, при правильном подходе процесс обучения может принести массу ярких эмоций и впечатлений. И даже если ваш малыш не станет звездой одного из водных видов спорта, умение плавать пригодится ему и в обычной жизни.

Когда, как и с чего начинать уроки плавания?

Отдавая предпочтение плаванию, родители сталкиваются с рядом вопросов - например, с какого возраста лучше начинать заниматься обучением детей плаванию, и с чего собственно начинать попытки научить ребенка плавать. Родителей же тех детей, кому еще не исполнилось 7 лет, интересует вопрос об особенностях в обучении плаванию детей дошкольного возраста.

Слишком ранний старт не принесет никаких особых дивидендов. Деткам после года и до 2-3 лет будет вполне достаточно обычного купания вместе с родителями и игрушками, предназначенными для воды. Польза от купания с бегом по дну, выпрыгиванием из воды, брызганьем и барахтаньем будет равносильна пользе от плавания по всем правилам, с соответствующими движениями рук и ног и правильным дыханием, но в первом случае малыш точно получит больше удовольствия от процесса.



Секция по плаванию - один из лучших вариантов дополнительных занятий для ребенка. Плавание приносит огромное удовольствие и способствует укреплению организма. Но начинать занятия нужно не раньше 5 лет

В любой детской секции по плаванию тренера не рекомендуют пытаться научить ребенка плавать, а тем более знакомить его со стилями в дошкольном возрасте. Начиная с 4-5 лет можно учить малыша лежать на воде в положении на спине. Нелишним будет рассказать ему о физических качествах воды - например, о ее сопротивлении движению рук и ног.

Полезно объяснить ребенку главные нюансы, связанные с самим процессом плавания:

  • опускаясь под воду, человек выдыхает, а на поверхности воды делает вдох;
  • находясь в горизонтальном положении, удерживаться на поверхности воды легче, чем в вертикальном положении.

Идеальный же возраст для обучения плаванию - 6, 7 или 8 лет. Такие дети уже способны понимать то, что от них требуют, а это играет не последнюю роль в достижении положительного результата.

Кто и как должен заниматься с ребенком плаванием?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Первичным навыкам и приемам плавания малыша способны обучить и сами родители. Для этого не обязательно знать все стили и обладать техникой профессионального пловца - главное, чтобы ребенок не боялся и уверенно чувствовал себя в воде. Если же вы хотите, чтобы ваш ребенок не только умел плавать, но и овладел различными стилями и правильной техникой, лучше прибегнуть к услугам детского тренера, преподающего плавание.

Какая бы школа или секция по плаванию ни была выбрана, большинство придерживается общепринятой схемы проведения уроков:

  1. упражнения на суше;
  2. упражнения в воде;
  3. игры в воде;
  4. произвольное плавание.


Если ребенок проявляет интерес к занятиям, а родители хотели бы обеспечить его спортивное будущее или привить навыки различных стилей плавания, лучше заниматься у профессионального тренера

Бассейн и дополнительные вспомогательные средства

Существенную роль в процессе обучения плаванию играет место, где проходят уроки, а конкретнее - в каком бассейне. На начальной стадии обучения бассейн не должен быть слишком глубоким, поскольку начинающему плавать малышу необходимо хорошо доставать ногами дно, а вода должна не превышать уровня нижней части его груди. Желательно, чтобы в длину бассейн не был меньше 6 метров. На таком расстоянии ребенку будет легко выполнить основное упражнение - скольжение.

Сейчас существует большое количество всевозможных вспомогательных вещей для обучения плаванию: ласты с жилетами, надувные круги и нарукавники, многое другое. Все эти приспособления только вредят и тормозят обучение. В тех же нарукавниках у ребенка появляется привычка держать голову вертикально над водой, опираясь при этом на подмышки. В результате малыш не сможет почувствовать плавучесть собственного тела, что впоследствии приведет к неспособности удержаться на воде самостоятельно. Самым правильным помощником в процессе обучения является плавательная доска. С ее помощью ребенок сможет находиться строго параллельно поверхности воды, погрузить лицо под воду и скользить, работая ногами.

Эффективные упражнения, которые следует выполнять в начале обучения

С целью научить ребенка лежать на воде в горизонтальном положении и безбоязненно опускать лицо в воду, используйте следующие незамысловатые и простые в исполнении упражнения:

  1. «Звездочка». Необходимо строго горизонтально лечь на воду и расставить в стороны ноги и руки в форме звезды.
  2. «Поплавок». Согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди и обхватить руками, голову прижать к коленям. Зафиксировать положение на поверхности воды.
  3. «Стрелочка». Оттолкнуться ногами от бортика бассейна и, вытянув ноги и руки, совершать скольжение на поверхности воды.


Изначально, ребенка следует учить просто держаться на воде, и только после этого можно переходит к погружениям под воду

Переходя к погружениям головы под воду, всегда нужно помнить, что детям, у которых проблемные уши или нос - например, повреждена барабанная перепонка, есть отит или синусит, такие упражнения противопоказаны. В этих случаях следует ограничиться упражнениями без опускания головы в воду.

Техника дыхания

Одним их важных аспектов плавания является правильное дыхание. Его техника заключается в быстром вдохе ртом и длинном выдохе через нос . Освоение ребенком подобной техники не просто необходимо, а еще и полезно. Малыш станет более вынослив и сможет не только длительное время плавать, не уставая, но и подолгу бегать и прыгать на суше.

Как же помочь ребенку справиться с техникой правильного дыхания? Начинать тренировки дыхания следует на суше, так как ребенку часто трудно следить за дыханием и движением рук одновременно. Также для упражнений можно использовать обычный тазик с водой: вдох и выдох уже в воду. Главное - выполняя упражнение, следить, чтобы ребенок не задерживал дыхание. Постепенно от тазика можно переходить в бассейн. Со временем такие вот выдохи в воду перейдут у малыша в привычку.

Последовательность обучения

В любом обучении есть своя последовательность преподношения материала. Плавание - не исключение.



Сперва ребенок учится плавать со вспомогательными элементами, используя только работу ног. Это нужно для автоматизации навыка

Порядок, в котором надо осваивать движения, следующий:

  1. скольжение по воде;
  2. работа ногами;
  3. работа руками, в идеале, каждой поочередно;
  4. дыхание.

Каждое движение стоит доводить до автоматизма и только потом переходить к следующему. При выполнении тех или иных движений следите, чтобы они были непрерывными, плавными, а отдельные мышцы оставались расслабленными. А вот такие упражнения на суше, как круговые вращения руками с одновременными поворотами головы то вправо, то влево, стояние на одной ноге с движениями рук в стороны и вверх, помогают скоординировать движения.

Следуя вышеперечисленным правилам, все родители должны выполнять самое главное правило - непрерывный присмотр за ребенком, который находится в воде. Результатом общих усилий и совместной работы ваша семейная коллекция домашнего видео пополнится незабываемыми кадрами того, как ваш ребенок мастерски плавает в море на отдыхе или в ближайшей речке в деревне у бабушки. Как подготовить ребенка к посещению секции по плаванию, можно посмотреть на видео.