Краткий путеводитель по спусковым и страховочным устройствам. Спусковые и страховочные устройства Самые надежные спусковые устройства для промальпа

В течение многих веков люди поднимались на вершины и преодолевали перевалы в военных, религиозных, торговых и научных целях. Начиная с ХVIII века альпинизм в Европе начал развиваться как вид спорта, стали разрабатывать методы страховки и спуска при помощи верёвки. Наиболее простыми способами торможения верёвки для страховки были: через скальный выступ с петлёй из верёвки и карабина, на снегу — через поясницу, ледоруб. Но такие способы не подходили для крутых и отвесных склонов. А для спуска по крутым и сложным участкам применялся другой метод спуска: верёвку обматывали вокруг тела или заправляли в карабин, тем самым увеличивая её трение, благодаря которому можно было контролируемо спускаться.

В 1912 году немецкий альпинист Ганс Дюльфер впервые применил метод спуска по верёвке, сидя на ней без специальных спусковых приспособлений. Этот метод позволял спуститься значительно быстрее нежели спуск лазанием со страховкой через рельеф, но при этом причинял дискомфорт и требовал постоянного контроля. Поэтому в СССР обязательно подстраховывались схватывающим узлом (Прусик, Маршара т.п.). Сейчас дюльфером называют спуск по закреплённой верёвке с помощью страховочно-спусковых устройств.

В зависимости от того, как на теле человека расположена верёвка, соответствующим будет и торможение:

  • а — спуск спортивным гимнастическим способом (на склонах средней крутизны);
  • б — спуск на крутых склонах с подстраховкой схватывающим узлом;
  • в — спуск с торможением, способом Дюльфера (через бедро) с подстраховкой схватывающим узлом.

Для сбора такой системы желательно использовать карабины одинаковой формы, защёлки карабинов должны смотреть в разные стороны.

Плюсы:

  • собирается из подручных средств;
  • можно работать на одинарной и двойной верёвке;
  • не крутит верёвку;
  • работает с верёвками разных диаметров;
  • достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
    нагрузкой одним человеком.

Минусы:

  • такая конструкция, особенно собранная при помощи молотка или ледоруба, требует постоянного контроля;
  • достаточно долго собирается и разбирается;
  • работает только в одном направлении — на спуск.

Узел UIAA (УИАА)

Показан один из способов вязки узла UIAA:

Узел UIAA — это самое простое, надёжное средство для спуска и страховки.

Плюсы:

  • для его использования нужен минимум снаряжения (страховочная система, карабин, желательно HMS, так как он для этого узла и разработан, и верёвка);
  • работает на верёвках любых диаметров;
  • быстро и просто собирается, разбирается;
  • легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска. Для блокировки UIAA применяется узел Мунтера-мула — он позволяет без рывков развязать его под нагрузкой;
  • работает в обе стороны — при необходимости перейти от спуска к подъёму
    не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и
    переходит в положение верхней страховки.

Минусы:

  • быстро изнашивается верёвка и карабин. При спуске на мокрой верёвке, особенно там, где много песка, карабин «пропиливается» на несколько миллиметров за пару дюльферов;
  • крутит верёвку;
  • для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный (HMS) карабин с муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже;
  • при спуске карабин нагревается, что может привести к оплавлению верёвки.

Страховочные устройства

Большинство происшествий в горах происходит не в момент штурма, а на спуске. Альпинисты теряли своих товарищей в простых, банальных ситуациях. Это и было толчком создания спусковых устройств.

С внедрением синтетических альпинистских верёвок были придуманы устройства, объединяющие в себе методы и функции страховочных и спусковых приспособлений, получившие название «страховочные устройства» (страховочно-спусковые устройства).

Страховочное устройство представляет собой конструкцию, закрепляемую с помощью соединительных элементов (карабинов) на страховочной системе или рельефе (на станции), через которую проходит страховочная верёвка, идущая от страхующего к лидеру. Также как сказано выше, эти устройства служат и для спуска по верёвке. В связи с этим часто их называют «спусковыми устройствами», «спусковухами». Необходимо помнить, что спусковые устройства, предназначенные только для спуска по верёвке (например «восьмёрка»), не могут быть использованы для страховки.

Страховочные устройства можно разделить на две большие группы:

1. Устройства с ручной блокировкой верёвки (EN 15151-2 «механические»).

В таких устройствах блокировка хода верёвки осуществляется за счёт трения верёвки об устройство и мускульной силы руки.

2. Устройства со вспомогательной блокировкой верёвки (EN 15151-1 «полуавтоматические»).

В таких устройствах первичная блокировка хода верёвки осуществляется с помощью механических или конструктивных деталей устройства, а затем — мускульной силы руки.

Как правило, для работы с современным страховочным устройством (за исключением полуавтоматических) потребуется HMS-карабин, то есть грушевидный. При этом пруток карабина должен быть достаточно толстым (примерно 10-12 мм), чтобы радиус перегиба верёвки был достаточно большим, а карабин должен быть выполнен из алюминиевого сплава или стали. Титановые карабины абсолютно непригодны для страховки из-за крайне низкой теплопроводности — разогревшийся от трения карабин может повредить верёвку.

Было придумано множество конструкций, некоторые из которых были удачными, но забытыми, а какие-то стали классическими. Дальше расскажем о самых известных из них.

Шайба Штихта

Шайба Штихта имеет две прорези для работы с одной или двумя верёвками. Работает на верёвках диаметром от 8 до 12 мм. При работе с верёвками небольших диаметров хорошо держит даже на обледенелой верёвке.

Свою родословную это устройство ведёт от звена обычной морской цепи (как вариант такого тормоза — карабинный тормоз). Фриц Штихт (Fritz Sticht) предложил использовать для торможения простейшую металлическую пластину со щелями.

Фото из группы Вконтакте " Библиотека Альпиниста"

Верёвка продевается в прорезь петлёй, в которую вщёлкивается карабин (или два — для сильного торможения). Торможение происходит за счёт трения верёвки о карабин и края прорези, а также зависит от угла охвата верёвкой Шайбы Штихта. В режиме сильного торможения (с двумя карабинами) Шайба Штихта превосходит степень торможения современных «стаканов» с клиновидными щелями, и становится незаменимой при работе на тонких верёвках.

Минусы — верёвка не фиксируется. При выстёгивании верёвки можно потерять шайбу, если не пристраховывать её отдельно. И ещё: нет разных вариантов заправки верёвки, т.е. нет возможности увеличивать или уменьшать трение без дополнительных карабинов или других приёмов. Также после нагрузки устройство «прилипает» к верёвке, что затрудняет её выдачу, поэтому к нему со временем приделали пружину. Позже, когда в конструкцию добавили страховочный тросик, необходимость в пружине отпала.

«Корзинка», «стакан», Reverso

Современные варианты страховочных устройств, работающие по принципу Шайбы Штихта, в обиходе имеют много названий: «корзинка», «стакан», «реверсо», «лукошко».

Reverso (Verso-вариант без дополнительных колец) — одно из самых популярных страховочных устройств фирмы , его название уже стало нарицательным для подобных устройств.

Устройства без подвижных элементов

Сейчас стали появляться страховочно-спусковые устройства, не имеющие механических подвижных элементов, но блокирующие верёвку при нагружении за счёт конструктивных особенностей.

  • авыдаём верёвку;
  • бвыбираем верёвку;
  • вустройство само блокируется, помогая остановить срыв. При этом необходимо обязательно нагружать свободный конец верёвки, выходящий из спускового устройства. Ни при каких обстоятельствах нельзя отпускать свободный конец верёвки!!!
  • гспуск с возможностью контролировать скорость спуска.

Плюсы

  • Устройство само блокируется при срыве, что позволяет подстраховать человека.
  • Очень простая конструкция.
  • Меньший вес по сравнению с «полуавтоматическими» устройствами.

Минусы

  • Работает с одной верёвкой, что не позволяет использовать его в альпинизме.

Mammut Smart 2.0 работает аналогично , плюсы и минусы те же.

Mammut Smart Alpine предназначен для двух верёвок с возможностью использования в режиме «автоблок». Это устройство подходит для использования, как в скалолазании, так и в альпинизме.

Плюсы

  • Возможно использовать в режиме «автоблок».
  • Нет механических деталей, что облегчает эксплуатацию.
  • Не подвержено паническим рефлексам при использовании.

«Восьмёрка»

Устройства типа «восьмёрка» разрабатывались для спуска. Благодаря конструктивным особенностям, таким как «рога» или прорези в самом устройстве, можно по-разному заправлять верёвку в устройство, что позволяет изменить коэффициент трения.

Минусы

  • Не подходят для страховки, т.к. при глубоком срыве недостаточно трения эффективного удержания.
  • Невозможно раздельно управлять двумя верёвками, т.к. верёвки проходят вместе.
  • Верёвка сильно перекручивается из-за наличия перегибов в нескольких плоскостях.

Классическое спусковое устройство типа «решётка» со съёмными перекладинами. Конструкция позволяет легко снимать и устанавливать их на верёвку, регулируя силу трения в зависимости от меняющихся условий (вес верёвки, пользователя и т.д.). Компактное и лёгкое устройство.

  • Благодаря съёмным перекладинам устройство легко устанавливается на верёвку.
  • Регулируется под необходимую нагрузку.
  • Устройство защищено от нагревания при трении для защиты верёвки.
  • Не перекручивает верёвку при спуске.

Полуавтоматические спусковые и страховочные устройства с функцией самоблокировки

Спусковые устройства разработаны для обеспечения контролируемого плавного спуска, а страховочные — для обеспечения как нижней, так и для верхней страховки, также они повышают безопасность страховки, помогая остановить падение.

Одним из первых полуавтоматических спусковых устройств стал Petzl Stop. Он ведёт историю от спускового устройства, придуманного для спелеологов Бруно Дресслером, производимого и позже доработанного Фернандом Петцелем (основателем Petzl), а впоследствии применяемого и в альпинизме.

Устройство представляло собой стальную пластину, согнутую посередине, и закреплённые неподвижно внутри два валика. Заправленная в устройство верёвка изгибалась в форме буквы S, и трение, создаваемое в устройстве, позволяло контролировать скорость спуска, а также останавливаться простым натяжением одной рукой свободного конца верёвки, выходившего из устройства. Оно позволяло спускаться по верёвке (закреплённой внизу или в промежуточной точке), не скручивая её, что было особенно актуально для спелеологов. Не боялось грязи.

Современная версия этого устройства имеет уже две независимые друг от друга алюминиевые пластины. С прорезью у верхнего валика и специальной пластиковой клипсой в отверстии для крепления карабина к страховочной системе, что позволяет открывать устройство и быстро заправлять / извлекать верёвку. Также два неподвижных стальных валика можно по мере износа заменить на новые. Это значительно повышает ресурс устройства, т.к. спелеологи почти всегда работают с грязной и мокрой верёвкой, которая очень быстро протирает устройства, особенно алюминиевые.

на сегодняшний день — одно из самых популярных устройств среди спелеологов. Основные конструктивные элементы у него такие же, как у но он имеет подвижный несимметричный нижний валик, слитый с рукоятью. Благодаря этому, если отпустить рукоять во время спуска, валик (кулачок) перекашивается и прижимает верёвку к верхнему валику, тем самым останавливая спуск.

Плюсы :

  • Не крутит верёвку.
  • Сменные валики, что повышает ресурс устройства.
  • Контроль спуска.
  • Верёвка заправляется, не оттягивая устройство со страховочной системы.
  • При отпускании рукояти останавливает спуск, но есть возможность отключить этот режим с помощью карабина.

  • Можно при помощи верёвочного зажима или схватывающего узла подняться по верёвке.

Минусы

  • Для спортивного альпинизма на сегодняшний день тяжёлое и громоздкое.
  • Травит верёвку (поэтому, если нужно зависнуть во время спуска и отпустить, свободный конец нужно заблокировать узлом).

.

Также одно из первых полуавтоматических страховочных устройств, созданное Petzl в 1992 году. Оно было очень компактным и имело подвижный кулачок, который при нагрузке (при срыве или рывке) захватывал верёвку, увеличивая степень блокировки до полной остановки проскальзывания верёвки.

Для разблокировки устройства имелась рукоять. Нажав на неё, перекинув выходящую верёвку и прижав её к специальной щёчке (которая создавала дополнительное трение), можно было плавно приступить к спуску. На спуске контроль скорости осуществлялся рукой, удерживающей свободный конец верёвки.

Несмотря на автоматическую блокировку, нельзя было отпускать свободный конец верёвки, т.е. могла сложиться ситуация, когда кулачок не блокировался, и для помощи нужно было натянуть свободный конец верёвки. Например, это могло произойти из-за большого трения верёвки в оттяжках / об рельеф / из-за плавного соскальзывания по наклонной поверхности.

Подобная конструкция и техника работы с устройством осталась и на последующих моделях устройства.

Важно: устройство требует ознакомления с инструкцией и практики!

Плюсы

  • При рывке блокируются, что позволяет почти не прилагать усилия для остановки падения (более лёгкий страхующий может комфортно страховать тяжёлого лидера).
  • С помощью этого устройства и верёвочного зажима (жумара) или схватывающего узла можно очень эффективно подниматься на небольшое расстояние по верёвке в безопорном пространстве.

Минусы

  • Нет возможности работать с двумя верёвками.
  • Устройство конструктивно подвержено паническим рефлексам. Они проявляются, когда при спуске страхующий слишком сильно нажимает на рычаг — скорость спуска резко возрастает, и человек рефлекторно ещё сильнее давит рычаг на себя, полностью убирая блокировку устройству. Конструктивно это устранили только на последней модели GRIGRI +. Панический рефлекс можно устранить путём правильного использования устройства: перед началом спуска перекинуть верёвку через щёчку, увеличив трение, а на рукоять надавливать не всей ладонью, а несколькими пальцами.

  • Также при страховке, чтобы быстро выдать верёвку и не нарушать правило постоянного контроля, свободный конец верёвки нужно удерживать таким образом, чтобы свободный конец был в ладони, и большим пальцам правой руки нажимать на блокировочный кулачок.

Современное GRIGRI 2 — это компактное и ультралёгкое полуавтоматическое устройство, разработанное для комфортной работы на более тонких верёвках, с одинарными верёвками диаметром от 8,9 до 11 мм (идеально для верёвок от 9,4 до 10,3 мм). Всего 170 г, на 25 % меньше и на 20 % легче предыдущей версии GRIGRI.

Минусы и плюсы те же, что и у предыдущей модели.

GRIGRI + — это последняя версия в семействе одного из самых популярных страхующих устройств, имеющая переключение между верхней и нижней страховкой и функцию антипаники, что позволило исключить минусы предыдущих моделей.

.

Устройства Кашевника

Из-за отсутствия в продаже специальных устройств энтузиасты в СССР вытачивали спусковые устройства кустарно. Одним из таких умельцев был Борис Лазаревич Кашевник, автор целого ряда приспособлений для спуска по верёвке и страховки, например, «Букашки-3».

а — закладка одной верёвки для страховки и спуска; б — закладка двух верёвок для страховки и спуска; в — максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения меньше); г — минимальное расстояние от карабина до корпуса пластины (усилие торможения больше); д — фиксация верёвки; е — использование устройства в качестве амортизатора.

Наличие круглого и овального отверстий позволяет менять расстояние от карабина до пластины и тем самым выбирать оптимальную силу торможения в зависимости от конкретных условий.

Сертификация и маркировка спусковых и страховочных устройств

В СССР многое снаряжение создавалось кустарно. Было придумано множество действительно удачных приспособлений, однако они нередко приводили к травмам, потому что изготавливались из подручных материалов, не прошедших должной обработки, а испытания зачастую проводились теми же энтузиастами «в полевых условиях».

Для современного снаряжения разработаны нормы и стандарты, в которых прописаны технические требования к минимальной разрушающей нагрузке, используемым материалам, методам испытаний спусковых устройств, маркировке, типу устройств.

В России спусковые и страховочно-спусковые устройства не входят в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», нет технического регламента (стандарта для «СПОРТИВНЫХ» устройств), поэтому все пользуются европейскими стандартами EN 15151-1 и EN 15151-2.

Стандарты EN 15151-1 и EN 15151-2

Стандарт EN 15151-2: устройства с ручной блокировкой верёвки

  • Тип 1 : для спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 2 : для страховки и спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 3 : для спуска с функцией регулировки трения.
  • Тип 4 : для страховки и спуска с функцией регулировки трения.

Стандарт EN 15151-1: со вспомогательной блокировкой верёвки

  • Тип 5 : для спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 6 : для страховки и спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .
  • Тип 7 : для спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 8 : для страховки и спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .

Для промышленных устройств, применяемых в работах на высоте или спасательных операциях, существуют свои стандарты. Стандарты, разработанные для техники верёвочного доступа для спусковых устройств, называются EN 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска» и EN12841 «Устройства позиционирования на канатах». Такие устройства могут применяться в качестве компонентов в позиционирующих и удерживающих системах.

Маркировка

  1. Производитель.
  2. Название устройства.
  3. Направление установки верёвки:
  1. Рабочий конец верёвки.
  2. Свободный конец верёвки.
  1. Соответствующий стандарт.
  2. Этикетка качества UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций).
  3. Допустимые типы и диаметры верёвки.
  4. Серийный номер: номер партии продукции и год изготовления (на картинке расшифровка номера фирмы Petzl, у каждого бренда в паспорте к изделию указано, как расшифровывается серийный номер).

  1. Необходимо ознакомиться с инструкцией перед использованием.
  2. Организация, осуществляющая контроль за производством.

Последовательность, в которой указываются сведения, у каждого бренда своя.

Как правило, придя в тот или иной экипировочный центр, у нас перед глазами предстает весьма ограниченный выбор снаряжения как альпинистского, так и скалолазного, для промальпа или спелеологии. А все потому, что к нам из Европы попадает только половина брендовых товаров, о которых мы много начитаны или привыкли пользовать в обычном обиходе. В этом обзоре предлагается рассмотреть наиболее редкие и малоизвестные как в России, Украине так и других странах бывшего СНГ, бренды альпинистского снаряжения.

Kong Futura Hand -Техническая разработка Matteo Rivadossi (Италия)

Новый ручной зажим для веревки Futura Hand — это свежее слово в размерах, весе и технических характеристиках. Вес данного устройства 125г. Допустимая нагрузка на эти зажимы — 470 кг. Рекомендован для веревок от 8 мм до 12,7 мм включительно (но самое поразительное — «мёртво» стоит на беалевской дайнеме 5,5 мм! Фантастика!). Futura Hand прекрасно подойдет, как для классического передвижения по перилам в тур-многоборье, так и для любителей скоростных спелео подъемов. В комплекте вы найдете две сменные рукоятки для разных размеров рук.
P.S. Перечеркнутый крестом значок 100Kg на данном зажиме — это стандартное обозначение СE, говорящее о том, что данное изделие не является сертифицированным для использования в качестве снаряжения для промальпа и спасательных служб!

Блокировка Futura Hand новой концепции, предполагает приложение меньших физических усилий при перестановке жумара по верёвке. Установлен специальный кулачок «cam clean» с принципиально новыми каналами грязе удаления (спелео), оборудован системой анти опрокидывание — т.е. не требует верхней блокировки карабином. Клинья зубчиков нарезаны под более острым углом. Использованный с Futura Foot (аналог пантина Petzl — ножного зажима) он становится неотъемлемой частью системы Futura System, которая использует технику чередуемого шага в подъёме. Отличие конговского жумара от петцелёвого ASCENSIONa в том, что в Handе нет разграничения на левый и правый, то есть ему безразлично какой рукой вы работаете с ним на верёвке.

Unicender — создано англо-американской компанией Morgan&Thompson

Unicender — устройство для подъема по веревке, спроектированное и воплощенное в жизнь англо-американской компанией Morgan&Thompson исключительно для лесоводов и арбористов, но получившее своё заслуженное одобрение и распространение также и в среде спелеологов (похож в работе на descender), и спецов по кайонингу в виде самосбросной троллеи. Подъём по вертикальной верёвке осуществляется человеком средней физической подготовки исключительно при помощи собственных рук. Никаких жумаров, полиспастов, педалей и т.д.!
В России и на Украине данное приспособление отсутствует напрочь… а жаль! В промальпе ему несомненно нашлось бы применение!

LINEBOSS производитель — компания Get International (США)

Устройство LINEBOSS™ разработано в первую очередь, чтобы использовать его по технике DdRT (Техника удвоенной верёвки) для лесоводов и арбористов, но его многофункциональность и комбинационные свойства могут быть востребованы и в других веревочных школах.

LINEBOSS легко отрабатывает, как подъём по верёвке (ascender), посредством протягивания последней, так и спуск (descender) вниз, после воздействия на оттормаживающую ручку, которая производит разблокировку устройства. Может быть использована также в качестве части системы позиционирования на рабочем месте, либо быть натянутой как линейная страховка для опорного передвижения.
Из-за крайне малого перегиба веревки в радиусах, практически не наблюдается износа оплётки, чем не могут похвастать другие типы спусковых устройств.

Диаметр верёвки: 11 мм — 13 мм
Критическая нагрузка: — 50 Кn (5000 кг)
Диапазон рабочей нагрузки: — 230 — 500 кг
Вес: 425 грамм

CMC RESCUE MPD, разработано компанией CMC Rescue Equipment, США

Это универсальное устройство специально созданное для широкого спектра спасательных работ, страховки и экстренных спусков в техногенных условиях.

Может работать как:

● Устройство для страховки больших грузов (до 280кг)
● Высокоэффективный ролик с функцией автоблокировки в полиспасте различной кратности.
● Тормозное устройство для спуска пострадавшего с одним или двумя сопровождающими. Имеет систему переключения от понижающейся системы (спуска) до поднимающей системы (подъёма).
● Может быть использовано как индивидуальное спусковое устройство.
Другие характеристики:
● СУ предназначено для работы с веревкой 12.5 мм — 13,0 мм
● Вес – 1100гр.
●Сертифицирован 1983 NFPA

АВ Descender фирмы SAR (Англия)

AB Descender отвечает двум стандартам EN12841-C как устройство для спуска по веревке (Descender) и EN341-C устройство для спасения (Descenders Rescue). Эти два стандарта имеют различия. По условиям стандарта EN12841-C спусковое устройство может использовать различные типы веревок, в соответствии с пользовательскими инструкциями по SAR. EN341 — стандарт для определённых систем спасения/выхода, и любая система, сертифицированная по этому стандарту, должна использоваться только с тем типом веревки, с которым прошла сертификацию.
За прошлые десять лет стандарт EN12841 был приспособлен, чтобы удовлетворить требованиям пользователей.

Определённые проблемы с другими типами десантёров, такие как: сползание по верёвке устройства при остановке, слишком большая чувствительность ручки управления, при малейшем пережиме ручки срабатывание функции «антипаник», мешающее спуску, неспособность протянуть легко веревку вверх для некоторого подъёма, а также усложнённый дизайн некоторых подобных изделий. Конструкторы AB Descender’а попытались преодолеть все эти проблемы, прибавив к этому простоту его дизайна. В конструкцию A-B Descender’а были внесены некоторые полезные конструктивные изменения, полученные от пользователей старого СКАРАБЕЯ. Была добавлена маленькая катушка как предохранитель веревки, и главное изменение — увеличенный сложенный рычаг в ручке, когда требуется более плавный контроль и меньшее напряжение кисти руки при спуске.

ВАЖНО(!): Все детали устройства испытывают трения при спуске, что создаёт высокую внутреннюю температуру, которая может повредить веревку, если имело место падение или при затяжном, быстром спуске. Любые вышеуказанные технические параметры верны — когда продукт нов и эксплуатируется в соответствии с действующими стандартами.

A-B Descender был испытан зарегистрированным телом в моделируемом спасении, используя 210-килограммовую массу как требуется в стандарте 12841-C, пунктах 4.4.5 и 4.4.9. Это было также проверено со 100 кг, загруженными на descender и 100 к.

Toucan фирмы Simond (Франция)

Не крутит веревку – немаловажное качество для спусковых устройств. При срыве, даже при минимальном трение об стену, в конечном итоге садится плотно на веревку создав максимальное трение, после чего практически останавливает падение, но лучше самому это не проверять. Через Toucan очень просто страховать динамической страховкой. Весит 100 грамм, это чуть больше чем Reverso, но чуть меньше, чем обычная шайба.

Небольшой рычаг на самом спусковом устройстве не дает возникнуть проблеме зажимания веревки устройством.
Сам рычаг позволяет мягко выдавать веревку, или ослаблять натяжение при верхней и нижней страховке. Предназначено для одинарных и двойных веревок диаметром от 7,5 до 11 мм.

Solo Aid SB2 фирма Rock Exotica (США)

Устройство, предназначенное для нижней страховки, страховки при соло-восхождениях. Безопасное схватывание верёвки при падении позволяет сделать относительно надёжным непростой процесс соло-восхождений.
вес — 182 грамма
разрывная нагрузка — 22,7 KN
диам. веревки — 10-11 мм

CAMP Wing Traveling Pulley блок-ролик для быстрых спусков по наклонным троллеям

Рабочая нагрузка: 6 кН
Разрывная нагрузка: 15 кН
Макс. диаметр: трос-12 мм, верёвка-13 мм
Внутренний диаметр шкива: 26 мм
Вес: 336 г Оригинальный фиксатор торможения
Уникальная компоновка блока помогает сохранить одежду и волосы от их попадания в рабочую зону
Износостойкие подшипники
Нержавеющая сталь повышенной теплопроводности
Максимальная скорость: 20 м /секMammut Smart

Самоблокирующееся страховочное устройство для одинарной верёвки 8.9-10.5 мм. Автоблокировка при верхней и нижней страховке (аналог Click-Up, только дешевле). Вес 82 г.

Salewa nine (Австрия-Италия)

Разновидность фрикционных спусковых устройств — Salewa nine (Девятка)
Диаметр рабочих веревок — 9-11 мм

Kong DE JUMP производитель «KONG» Италия

Kong DE JUMP — cпусковое устройство, cпециально разработанное для каньонинга. Снабжено специальным механизмом для быстрого выщелкивания устройства из подвесной системы.
Вес: 328 гр.
Материал: сплав алюминия/сталь
Диаметр используемой верёвки: 9 — 12 мм

Robot (KONG, Италия)

Cпусковое устройство универсальное. Оригинальная разработка Kong, которая представляет собой гибрид классической восьмерки и решетки (ретрана) и объединяет плюсы обоих спусковых устройств: не крутит верёвку и имеет небольшой вес. Большое количество вариантов заправления верёвки.

Kong HYDROBOT (KONG, Италия)

Уникальное спусковое устройство, разработанное специально для каньонинга. Может использоваться как с одной, так и с двумя веревками. Позволяет без усилий менять скорость торможения под нагрузкой. Благодаря особой конструкции исключен риск случайной потери устройства, перекручивания веревки и изнашивания карабина. При необходимости экстренного подъема Hydrobot можно использовать в качестве самоблокирующего устройства.

Kong TRE (KONG, Италия)

Это революционное спусковое страховочное устройство такое же простое в обращении как восьмерка или шайба, однако, в отличии от них TRE само блокируется при рывках, позволяет работать как на одинарной, так и на двойной веревке, намного проще стало встегивание и выстегивание веревки из устройства. TRE Прекрасно подойдет для страховки в скалолазании, каньонинга, промышленного альпинизма.

Kong ORTIS (KONG, Италия)

Спусковой управляемый блок. Используется с веревками и предназначается для спуска человека с высоты с контролируемой скоростью (от 0,5 до 2 м/с).

Troll Pro ALLP Tech, производитель фирма SAR (Великобритания)

Вес: 585 грамм
Разрывная прочность изделия: 20 КN
Рабочая нагрузка: 270 кг
Диаметр раб/верёвки: 10,5 мм — 12,7 мм
Может быть использован на полустатических и статических веревках.
Имеет возможность контроля спуска, как винтом, так и рукоятью, либо комбинированным способом. Позволяет регулировать спуск одной рукой.

Этой статьей мастер Гамбс я начинаю цикл материалов о альпинистских железках.

Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.

Итак - "восьмерка" .
Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг - 300 кг.
Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.

Двурогая, рогатая
Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")

Рогатая восьмерка (инвар, шайба)


Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.


И правильно заблокированная восьмерка)
Но так мало кто делает.

Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
В первом случае - для уменьшения носимого веса, во втором - для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти


Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.


При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.


Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.

Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.

Классическая восьмерка (безрогая)

Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.


Слева - положение для неконтролирумего спуска:)
Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.

Специализированные восьмерки.

Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.

Продолжение следует

Пост о устройствах самоблокирующихся страховочных и спусковых.


На прошлой неделе был пост , о спусковом устройстве Trango, и мне захотелось продолжить эту тему, собрав обзор о всех самоблокирующихся спусковых/страховочных устройствах существующих на сегодняшний день.
В зависимости от того, как их позиционирует производитель на рынке, они называются либо спусковые устройства, либо страховочные. Описания брал на оригинальных сайтах, поэтому прошу прощения за вольность перевода. Ссылки на оригиналы присутствуют.
В процессе ознакомления с статьей может возникнуть не навязчивая мысль, что некоторые спусковухи похожи друг на друга, предлагаю оставить это на совести производителей.
Сильные сомнения возникали на счет Mammut Smart, включать его или нет, т.к. с ним я не работал, в руках не держал, а использовал только описание и видео на официальном сайте, поэтому не уверен, что точно понял принцип его работы. Если у кого-то есть, что дополнить прошу не стесняться и писать!

Petzl

Cамоблокирующееся спусковое устройство RIG.
Ссылка: http://petzl.ru/promalp/catalog/288/1736.html


Устройство RIG разработано для профессионалов и для экспертов в технике работы с веревкой. Многофункциональная рукоятка позволяет разблокировать веревку и контролировать скорость спуска, удерживая рукой свободный конец веревки, либо зафиксировать свое положение на веревке без дополнительных блокирующих узлов. Система автоматического возврата рукоятки сводит к минимуму риск падения в случае непроизвольных или ошибочных действий со стороны пользователя. Специальное положение рукоятки на время хранения и переноски делает устройство наиболее компактным. Защелка-предохранитель на подвижной боковой пластине помогает предотвратить случайное выстегивание устройства и облегчает установку устройства на веревку и прохождение промежуточных точек страховки. Поворотный эксцентрик позволяет легче выбрать слабину веревки.
Диаметр веревки: рабочей 10,5-11,5мм.
Вес: 380 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство I"D.
Ссылка: http://petzl.ru/promalp/catalog/288/484.html


Предназначено для работы на верёвке: предохранительная защёлка на поворотной пластине поможет предотвратить потерю устройства.Многофункциональная рукоятка позволяет пользователю:
- разблокировать устройство и начать спуск, контролируя скорость рукой, удерживающей свободный конец верёвки;
- свободно перемещаться по горизонтальным и слабо наклонённым перилам;
- фиксировать своё положение в любой точке по пути спуска.
Механизм "анти-паник" срабатывает как только пользователь слишком сильно отжимает рукоятку: поворотный эксцентрик автоматически блокируется и останавливает спуск. Специальный стопор (защита от ошибки) уменьшает риск несчастного случая, если пользователь заправит верёвку неправильно. Форма стопора разработана таким образом, чтобы улучшать скольжение верёвки во время подъёма. Поворотный эксцентрик позволяет просто выбирать слабину верёвки.
Диаметр веревки: рабочей 10-11,5мм.
Вес: 530 г.

Самоблокирующееся страховочное устройство Gri-Gri.
Ссылка: http://petzl.ru/sport/catalog/172/56.html


Страховочное устройство с функцией самоблокировки для страховки первого или второго в связке. Страховочное устройство GRIGRI помогает остановить падение скалолаза при срыве и удерживать его на веревке. Также страховочное устройство GRIGRI прекрасно подходит для спусков по одинарной верёвке. Автоматическая система торможения: в случае срыва эксцентрик внутри страховочного устройства срабатывает и зажимает верёвку. Торможение и контроль скорости спуска осуществляется удержанием в руке свободного конца верёвки. Разблокировка страховочного устройства при помощи рукоятки.
Диаметр веревки: рабочей 9,7-11мм.
Вес: 225 г.

Самоблокирующееся страховочное устройство Gri-Gri 2.
Ссылка: http://petzl.ru/sport/catalog/172/1797.html


Страховочное устройство с автоматической блокировкой GRIGRI 2 разработано для облегчения страховки. GRIGRI 2 одинаково хорошо работает и для страховки лидера, и для верхней страховки. Устройство может использоваться со всеми одинарными динамическими веревками от 8,9 до 11 мм (идеально для веревок от 9,4 до 10,3 мм). Компактное и ультра-легкое устройство GRIGRI 2 долгие годы будет служить Вам верой и правдой в ваших скалолазных мероприятиях по всему миру. Новый дизайн GRIGRI 2 обеспечивает лучший контроль во время спуска.
Диаметр веревки: рабочей 8,9-11мм.
Вес: 185 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Stop.
Ссылка: http://www.petzl.ru/sport/catalog/172/61.html


Одно из самых популярных спусковых устройств для спелеологии в мире. Полный контроль скорости спуска. Может быть установлено на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе. Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки. Контроль за скоростью спуска осуществляется удержанием рукой свободного конца верёвки. Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара. Заменяемые кулачок и бобина.

Вес: 326 г.

Edelrid

Самоблокирующееся страховочное устройство Eddy.
Ссылка: http://www.edelrid.de/adventureparks/produkte/hardware/eddy.html


Надежный цельнолитой корпус. Перегибание веревки в одной плоскости: устройство не "крутит" веревку на спуске. Автоматическая остановка Eddy в случае потери контроля над спуском, т.е. при отпускании рукоятки. Хороший теплоотвод за счет большей массивности фрикциона и корпуса. Может использоваться для протяженных спусков. Функция "анти-паник": если пользователь слишком сильно нагрузит рукоятку, кулачок заклинит веревку. Два варианта работы рукояткой для спуска: "отжимание" и "нажимание" рукоятки. Дополнительная защелка, обеспечивающая фиксацию Eddy на веревке после его отсоединения от страховочной системы. Возможность ручного разблокирования нагруженного устройства (при использовании для страховки). При подъеме грузов позволяет обеспечить реверсивность системы.
Диаметр веревки: рабочей 9-11мм.
Вес: 360 г.

Trango

Самоблокирующееся страховочное устройство Chinch
Ссылка: http://www.trango.com/belay_rappel/Cinch


Одно из самых легких и компактных устройств в своем классе. Для страховки при перемещении с элементами техники скалолазания. Выдача веревки с применением обеих рук; остановка срыва путем удержания свободного конца веревки. Перегибание веревки в одной плоскости: устройство не "крутит" веревку на спуске. При подъеме грузов позволяет обеспечить реверсивность системы. Может использоваться в качестве спускового устройства.
US Patent # 6,843,346. International Patents Pending.
Диаметр веревки: рабочей 9,4-11мм.
Вес: 182 г.

Singin Rock

Самоблокирующееся спусковое устройство Double Stop.
Ссылка: http://www.singingrock.com/descender-double-stop?cat=2142


Спусковое устройство с двумя позициями блокировки и системой anti-panic: автоматически блокируется во время спуска, если вы потеряли контроль над веревкой и отпустили руки, а также предотвращает падение при рефлекторном нажатие на ручку. Для заправки не требуется выщелкивать устройство из карабина.
Может использоваться как в промышленном альпинизме, так и в спасательных работах.
Диаметр веревки: рабочей 9-11мм.
Вес: 340 г.


Ссылка: http://www.singingrock.com/indy?cat=2142


Новое спусковое устройство с двойной автоблокировкой системы anti-panic особенно хорошо подходит для высотных работ и самостоятельной эвакуации в чрезвычайной ситуации.


Вес 469 гр.

KONG S.p.A.

Самоблокирующееся спусковое устройство Indy
Ссылка: http://www.kong.it/doc405.htm



Диаметр веревки: спасательной 11 мм;
Диаметр веревки: рабочей 10-13мм.
Вес 470 гр.

Самоблокирующееся спусковое устройство Indy Evo.
Ссылка: http://www.kong.it/doc/KONG_INDY_EVO.pdf


Спусковое устройство Anti-panic с двойной самоблокирующейся системой хорошо подходит для высотных работ и самостоятельной эвакуации в чрезвычайной ситуации. Блокируется когда вы отпускаете (в случае болезни или ослабевания), и когда вы нажимаете на ручку вы можете замедлить свою скорость до полной остановки (чем больше жмете, тем больше тормозите).
Диаметр веревки: спасательной 11 мм;
Диаметр веревки: рабочей 10-13мм.
Вес 450 гр.

FIXEhardwear

Самоблокирующееся страховочное устройство Sum
Ссылка: http://www.fixehardware.com/sum-self-braking-belay-device.htm


Безопасно для всех ваших веревок, эргономичное, динамичное, легкое и простое в использовании. Sum - это новое поколение страховочных/спусковых устройств разработанное для закрепления первого и второго на спортивно-скалолазных маршрутах или на стенных восхождениях. Вы можете выдавать веревку легко и быстро даже не касаясь рычага.
- симметрия делает его удобным для использования под левую руку
- предполагает динамическое торможение, что дает хорошее поглощение для лезущего первым
- веревка легко размещается
- идет со «страховочной позицией», что гарантирует всегда верное рабочее расположение карабина.
Диаметр веревки: 9,1-10,5мм;
Вес 260 гр.

Rock Empire

Самоблокирующееся спусковое устройство Descender R.E.
Ссылка: http://www.rockempire.ru/product/descender-re-340/

Самоблокирующееся устройство для спуска по веревке.
Диаметр: 8 - 11 мм
Вес: 325 г

Mammut

Самоблокирующееся страховочное устройство Smart.
Ссылка: http://www.mammut.ch/de/productDetail/221000670_v_0044/Smart.html


Страховочное устройство Smart разрабатывалось специально для потребностей все увеличивающейся группы зальных скалолазов и спортивных скалолазов. Оно диномично притормаживает лезущего в случае падения и блокирует уже при незначительном усилии страхующего. В ситуациях страха страхующего принцип работы соответствует рефлекторным движениям человеческого тела. Подходящий для всех карабинов HMS и простых веревок.
Диаметр веревки: для Smart 8,9-10,5мм.
для Smart Alpine 7,5-9,5мм.
Вес 125 гр.

Alvo Titanium

Самоблокирующееся страховочное устройство Ya-Ya.
Ссылка: нет.


Автоматическое спусковое и страховочное устройство. Устройство предназначено для верхней и нижней полуавтоматической страховки с использованием верёвки. Изготавливается из титана и дюраля. Установка на веревку без отстёгивания от обвязки. Автоматическая тормозная система (антипаник). Возможность контроля скорости спуска.

Вес 180 гр.

Орион-Альп


Ссылка: http://www.orion-alp.ru/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=15&category_id=13&option=com_virtuemart&Itemid=1

Спусковое устройство «Стопор-десантер» предназначено для длительных контролируемых спусков по одинарной веревке. Для длинных спусков по верёвке с контролем за скоростью спуска. Может быть установлен на верёвку без отщёлкивания от обвязки благодаря пружинной клипсе. Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки. Возможен подъём по верёвке без изменения положения устройства, при использовании петли под ногу и жумара. Применяется на одинарных веревках.
Вес: 370 г.

Самоблокирующееся страховочно-спусковое устройство Промальп.
Ссылка: http://www.orion-alp.ru/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=19&category_id=15&option=com_virtuemart&Itemid=1

Автоматическое самоблокирующееся страховочно-спусковое устройство. Возможен подъем по веревке без изменения положения устройства. При подъеме вверх, усилие при продергивание веревки существенно ниже, чем в аналогичных устройствах. Используется для одинарной веревки.
Вес: 700 г.

Vento

Самоблокирующееся спусковое устройство Стопор-Десантер.
Ссылка: http://vento.ru/sport/catalog/40/230/


Самоблокирующееся устройство для передвижения вниз по вертикально закрепленным веревкам диаметром. Идеально подходит для длительных спусков, обеспечивая быструю остановку в случае необходимости. Подходит для использования в спелеологических экспедициях. За счет перегиба веревки только в одной плоскости устройство практически не «крутит» веревку. Автоматическая тормозная система срабатывает при отпускании рукоятки. Контроль над скоростью спуска осуществляется натяжением свободного конца веревки. Устройство легко устанавливается или снимается с веревки без отсоединения от беседки. Возможен подъем вверх без изменения положения устройства, при использовании жумара и стремени.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 340 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Анти-Паник.
Ссылка: http://vento.ru/sport/catalog/40/229/


Самоблокирующееся спусковое устройство для одинарной верёвки. Идеально подходит для спусков неподготовленных людей, поскольку исключает возможность срыва в случае паники. Двойная автоматическая тормозная система срабатывает как при полном отпускании рукоятки, так и при попытке схватиться за устройство. Контроль над скоростью спуска осуществляется нажатием на рукоятку. За счет перегиба только в одной плоскости, устройство практически не «крутит» веревку. Пружинная клипса позволяет легко установить спусковое устройство на верёвку без выстегивания из карабина. Максимальная длина спуска – 100 м
Диаметр веревки: рабочей 9-13мм.
Вес: 385 г.

Krok

Самоблокирующееся спусковое устройство Десантер Гриша.
Ссылка: http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/su-grisha


Полуавтоматическое (самоостанавливающееся) устройство (автоблокант) для спуска по одинарной веревке. Используется в промышленном альпинизме для проведения работ на наклонных или вертикальных перилах при необходимости частой фиксации (зависании) на них. В сочетании с другим зажимом спусковое устройство может быть использовано для подъема по верёвке в безопорном пространстве. Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании рукоятки. Регулировка скорости спуска осуществляется, как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 370 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Стопор-Десантер.
Ссылка: http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/su-stopor-desanter-stalnoy-new-2


Полуавтоматическое (самоостанавливающееся) устройство (автоблокант) для спуска по одинарной веревке. Используется в промальпинизме для проведения работ на наклонных или вертикальных перилах при необходимости частой фиксации (зависании) на них. В сочетании с другим зажимом спусковое устройство может быть использовано для подъема по верёвке в безопорном пространстве. Верхний ограничительный ролик находится в левом верхнем углу, что уменьшает трение веревки при использовании «Стопор-десантера» для подъема. Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании рукоятки. Регулировка скорости спуска осуществляется, как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика. Выдавать свободный конец веревки можно только по желобу тормозного ролика.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 370 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Десантер-Антипаник.
Ссылка: http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/su-desanter-stalnoy-antipanik


Автоблокант, или полуавтоматическое самоостанавливающееся устройство для спуска по одинарной веревке. Во время спуска устройство автоматически останавливается при отпускании рукоятки. Оборудовано системой «антипаник», позволяющей избежать неконтролируемое падение спускающегося при его паническом давлении на рукоять спускового устройства. Предназначается для осуществления спусков по верёвке неподготовленными пользователями. Например, при эвакуации с высотных зданий при пожаре, или новичками в парках вертикальных развлечений, при обучении в туризме и спелеологии, альпинизме и скалолазании. Используется в промальпинизме для проведения работ на наклонных или вертикальных перилах при необходимости частой фиксации (зависании) на них. В сочетании с другим зажимом спусковое устройство может быть использовано для подъема по верёвке в безопорном пространстве. Регулировка скорости спуска осуществляется, как натяжением свободного конца верёвки, так и углом поворота рукояти кулачка-эксцентрика.
Диаметр веревки: рабочей 9-12мм.
Вес: 525 г.

Самоблокирующееся страховочно-спусковое устройство Улитка.
http://krok.biz/spuskovie-ustroystva/ulitka


Универсальное многофункциональное устройство для защиты от падения с высоты. При выполнении высотных работ методом промышленного альпинизма может использоваться как:
полуавтоматическое автоблокирующее устройство для спуска по одинарной верёвке;
второй зажим для подъёма по верёвке «самовытягиванием»;
самостраховочное устройство при перемещении по вертикальным или наклонным верёвочным перилам;
страховочное устройство для осуществления перемещений с «нижней» страховкой;
страховочное устройство для «приёма» нижнего;
как зажим для натяжения перил и переправ.
Диаметр веревки: рабочей 8-12мм.
Вес: 340 г.

Самоблокирующееся спусковое устройство Промальп Федя.
Ссылка.

Восьмерка — как правило первое спусковое устройство, которое осваивают альпинисты, она простая как топор и надежная как лом. Кроме того, восьмерку можно использовать и для страховки, и как кольцо, вобщем, на что хватит фантазии. О ней и поговорим.

Разновидности

Сейчас на рынке огромное множество разных по функциональности восьмерок, некоторые из этих спусковых устройств уже и не похожи на «8».

Все восьмерки можно разделить на две группы, с рогами и без них. Рогатая восьмерка удобна там, где нужно зависнуть и освободить обе руки, безрогие просто легче и считаются более спортивными.


Современные версии этого спускового устройства предлагают также и разные способы заправки в них веревки для разной скорости спуска и для понтов.


Есть разновидность восьмерок с прямоугольным большим отверстием, это нужно чтобы устранить перекрут веревки при спуске. Именно из-за сильного перекрута, восьмерки были запрещены для использования спелеологами при спуске.

Есть разновидность по имени «Девятка». Она имеет более прогрессивный способ блокировки, только не понятно, как безопасно им воспользоваться во время спуска. Ведь для этого нужно ослабить идущий к руке свободный конец веревки. Как?? Только если подтянуться одной рукой на веревке, выходящей вверх. Если знаете как ее безопасно блокировать, пишите в комментарии. Но, помимо новой схемы блокировки, эта «девятка» имеет и классические рога, хоть и короткие, но пользоваться ими можно. Думаю, она хорошо подойдет для промальпа, где нужны длительные зависания.

Есть восьмерка от Petzl со специальной накладкой, чтобы брать за нее руками при сильном нагреве. Это странно и непонятно. Объясню, при спуске, восьмерка нагревается настолько сильно, что может обжечь руку.. Но про веревку почему-то производитель не подумал, а ведь если переплавится она, то в лучшем случае висеть вам на страховке, а в худшем, думаю ясно.. Лично я при спуске контролирую нагрев, и если восьмерка для руки горячая, то немного снижаю темп.


Также есть восьмерка по имени «Лепесток», это интересная разновидность. Она очень компактная и имеет один рог и вырезы в верхней части для блокировки веревки.


Применение

Если говорить про спуск, то есть несколько способов заправить веревку в восьмерку.

Первый способ – через шейку восьмерки, без вщелкивания веревки в карабин. При этом способе, трение веревки выше, а значит и скорость спуска ниже. Кроме того, легче держать свободный конец веревки. Минус в том, что для такой заправки веревки нужно отщелкнуть восьмерку от карабина.

Второй способ — через карабин и большее отверстие восьмерки, при этом способе достигается наибольшая скорость спуска и наименьший перекрут веревки.


Есть еще один способ, но применять его не стоит никогда. Смотрите на фото ниже. Еще раз повторю, не применяйте этот способ, я говорю о нем только для того, чтоб вы знали, что он есть и что применять его нельзя. Это опасно для жизни, вы можете просто потерять веревку и продолжить почти свободный полет.


Другие способы требуют нестандартных конфигураций восьмерки, да и не нужны они особо.

Лучший способ спуска, это второй, он самый быстрый, нет риска потерять восьмерку и перекрут веревки минимален.

Рога восьмерки

Отдельно стоит упомянуть про использование рогов восьмерки. Они бывают с двух сторон (такую восьмерку называют «Инвар») и с одной. Нужны для блокировки веревки с целью зависания и освобождения обоих рук. Многие просто наматывают свободный конец веревки на рога, но это так же не безопасно. Правильно — после намотки, дополнительно перебросить свободный конец через ходовой, смотрите на фото.


Двойные рога можно использовать для блокировки при спуске на сдвоенной веревке и для спуска зигзагом.

Спуск зигзагом, это когда две веревки, удаленные друг от друга на 1-2 метра одновременно пропускаются через восьмерку с двойными рогами. При спуске, одна веревка блокируется рогом, а другая немного выпускается, потом веревки меняются. Этот способ спуска может быть полезен для промальпа.


Альтернативные способы использования восьмерки

Помимо использования восьмерки по ее прямому назначению, у нее есть еще и другие возможности. Например, восьмерку можно использовать вместо кольца. Если с двух сторон в нее вщелкнуть карабины, то она, в некоторых случаях, может заменить оттяжку. В паре с жумаром, восьмерка может быть использована и для подъема. Однако, для подьема, ее лучше заменить каким — либо схватывающим узлом. Именно восьмерку, из-за отсутствия на ней движущихся и чувствительных к удару частей, лучше всего крепить к веревке вместо груза для закидывания на ветку или еще куда-то. И конечно-же, восьмерку используют для страховки партнера, ведь при его срыве веревку будет достаточно просто удержать.