Веревочная переправа полиспаст. Порядок прохождения команды по навесной переправе через реку

Давно назрела необходимость внести некоторую ясность в вопросах, касающихся навесных переправ.

Внятного материала на русском языке по данной теме мне найти не удалось. Поэтому пришлось обратиться к забугорному опыту.
Ниже предлагаю Вашему вниманию вольный перевод (с которым мне очень помогла Даша Зимарина , за что ей большое спасибо) части “Навесные переправы” мануала British Columbia Mine Rescue Manual .

Виды навесных переправ:

1. Горизонтальные.
Начальная станция и конечная станции расположены практически на одном уровне (разница уровней составляет не более 10 градусов).

2. Наклонные.
Разница уровней начальной и конечной станции составляет от 10 до 45 градусов.

3. Крутые.
Разница уровней более 45 градусов.

Организация навесных переправ – процесс творческий и нет единого решения на все случаи жизни. Очень многое зависит от имеющегося снаряжения и рельефа.

Но можно выделить следующие основные принципы организации навесных переправ:

Рис. 1. Закрепление конца грузовой веревки.

1. Избегать любых перегибов грузовой веревки (в т.ч. узлов) на грузовой веревке т.к. это снижает ее прочность. Также необходимо надежно закрепить конец грузовой веревки при помощи соответствующего узла (рис. 1 ).

2. Прикреплять полиспаст для натяжения переправы к грузовой веревке необходимо таким образом, чтобы веревка не повреждалась при слишком большом тянущем усилии. В настоящее время, в качестве основного тянущего элемента принято применять 8 мм тандем-пруссик в три оборота (рис. 2 ) (прим. пер. Для веревок с толщиной менее 11 мм можно использовать 7 мм тандем-пруссик ).

Любые механические зажимные устройства (жумар, тиблок, гиббс) использовать при натяжении навесных переправ запрещено.

Рис. 2. Грузовую веревку натягивают тандем-пруссиком.

3. Груз должен прикрепляться к подвесной системе посредством устройства, к которому может прилагаться усилие в разных направлениях (Kootenay Carriage, кольца). Так же нужно определиться, сколько точек подвеса и сколько тяговых веревок будет использоваться: (одна или две независимые). Основные варианты показаны ниже (Рис. 3 ).

Рис. 3. Прикрепление груза к грузовой веревке.

4. Необходимо подстраховывать груз на случай обрыва грузовой веревки. Для этого необходимо подстраховать тяговые веревки при помощи тандем-прусика, закрепленного на станции. Тяговые веревки должны прикрепляться к устройству, предусматривающему приложение сил в разных направлениях (Kootenay Carriage, например), на котором подвешен груз, но не непосредственно к грузу. Также для амортизации рывка рекомендуется продублировать крепление тяговой веревки к грузу репшнуром, завязанным узлом прусика на веревке (Рис. 3 , обратите внимание на узлы “пруссик”).

5. Коэффициент запаса прочности (соотношение прочности самого слабого звена системы к предполагаемой нагрузке) навесной переправы должен быть как минимум 10:1.
Если из-за особенностей рельефа требуется натянуть переправу с минимальным провисом, то можно увеличить количество грузовых веревок для достижения требуемого запаса прочности.

6. Все ролики, используемые для натяжения переправы, должны быть достаточно большого диаметра. Это необходимо для снижения нагрузки на грузовую веревку.

7. Грузовая и тяговые веревки должны прикрепляться к независимым станциям. Прочность станций должна быть равна или выше прочности веревок. Например, 11.1 мм веревка имеет прочность на разрыв 30 kN, следовательно, и станция должна выдерживать нагрузки не менее 30 kN. Если используется двойная веревка (две 11.1 мм веревки), тогда прочность станции должна быть не менее 60 kN.

8. При натяжении переправ длиной более 30 м следует использовать подвес для тяговой веревки, чтобы уменьшить ее провис. Такой подвес можно сделать из нескольких петель репшнура, привязав их схватывающими узлами к тяговой веревке и закрепив концы на грузовой веревке при помощи немуфтованных карабинов на одинаковом расстоянии друг от друга (Рис. 4 ).

Рис. 4. Подвес для тяговой веревки.

Основные правила натяжения переправы.

Все правила, о которых мы будем говорить ниже (расчеты даны для 11 мм веревки c прочностью на разрыв 30 kN), направлены на то, чтобы соблюсти одно самое важное условие – всегда должен быть 10-кратный запас прочности.

1. Если основная веревка не нагружена, то для ее натяжения используется полиспаст 2:1, который тянется ОДНИМ человеком.

2. Если к середине основной веревки прикреплен груз, то для ее натяжения должна использоваться такая комбинация полиспаст-количество человек , которая даст выигрыш в силе не более 12 (т.е. произведение количества человек на выигрыш в силе полиспаста не превышает 12). Так, например, полиспастом 2:1 может тянуть 6 человек, полиспастом 4:1 – 3 человека, а полиспастом 6:1 – только 2 человека. То же самое относится и к двойной и к четверной веревке. Если используется 12.5 мм веревка, то система натяжения не должна давать выигрыш в силе более 18, т.е. 6 человек могут натягивать основную веревку полиспастом 3:1. Следует помнить, что реальный выигрыш в силе может отличаться от идеального.

3. Если для наведения навесной переправы используется двойная или четверная веревка (обычно большое количество веревок применяется для уменьшения провиса или при транспортировке большого веса), то в этом случае необходимо убедиться в том, что все веревки натянуты одинаково.

На рис. 5 показано натяжение двойной веревки полиспастом 6:1. Если используются 11 мм веревки, натягивать переправу должно не более двух человек.

Рис. 5. Натяжение двойной веревки полиспастом 6:1.

Обратите внимание на то, что ролики, к которым прикреплены тандем-пруссики, соединены между собой стропой. Это необходимо для сохранения системы полиспаста в случае обрыва одной из веревок.

Дополнительная подстраховка грузовых веревок системой тандем-пруссик необязательна и обычно используется для натяжения наклонных переправ или в случае, если при натяжении требуется перезаряжать полиспаст.

4. Когда груз проходит больше половины переправы и приближается к целевой станции, для вытягивания тяговой веревки может потребоваться полиспаст. В этом случае можно использовать простой полиспаст 3:1, собранный из конца тяговой веревки (Рис. 6). При этом так же необходимо использовать систему тандем-пруссик для страховки на случай обрыва грузовой веревки.

Рис. 6. Полиспаст 3:1 и тандем-пруссик.

5. При спуске груза по наклонной переправе необходимо дополнительно контролировать его скорость. Для этого может быть использовано страховочное устройство (Рис. 7).
Для обеспечения страховки на случай обрыва грузовой веревки на тяговой веревке перед страховочным устройством вяжется система тандем-пруссик, которая прикрепляется к станции при помощи узла LRH (прим. пер. Load Release Hitch – узел, который может быть развязан под нагрузкой, обычно имеется в виду заблокированный узел UIAA или узел радиум).


Рис. 7. Постраховка тяговой веревки.

6. Прим.пер. На схемах не показано (Рис. 4), что концы всех!!! веревок (будь то грузовая веревка, выходящая из полиспаста, будь то тяговая веревка, так же, выходящая из полиспаста) должны быть закреплены на своих станциях.

7. Прим.пер. Иногда нужно не просто переправить груз, пострадавшего и т.д. на другой берег, а необходимо, например, переправить на середину каньона, а затем спустить. Или, наоборот, необходимо спустить спасателя на дно каньона, чтобы добраться до пострадавшего. Для этого используется т.н. система “ English reeve


Рис. 8. English reeve.

Как видно из рисунка – ослабляя красную веревку с обоих концов одновременно, можно опустить груз. Точно так же, организовав полиспаст на концах красной веревки, можно поднять груз.
Обратите внимание так же на заглавную картинку поста, там видно как организована система
English reeve ” при двух блоках на грузовой линии.

Однако очень часто не удобно работать одновременно с двух сторон, поэтому можно несколько упростить схему (Рис. 9 ).

Рис. 9. Упрощенная схема English Reeve.

На фото видно, что с помощью синей веревки можно осуществлять вертикальные манипуляции с грузом.
Следует помнить, что при этом тяговые веревки должны быть натянуты и закреплены.
Конечно, в обоих случаях, веревка, с помощью которой осуществляется подъем или спуск, должна быть оборудована полиспастом или страховочным устройством, соответственно.

Использование линий-оттяжек.
Используя технику навесной переправы для спуске груза по крутому, сложному рельефу целесообразно применять оттяжки для того, чтобы уберечь груз от повреждений.
Оттяжки бывают нескольких типов:

Рис. 10. Оттяжка из вспомогательной веревки.

Этот способ (Рис. 10) подразумевает оттягивание носилок/груза, грузовой и страховочной веревок от рельефа при помощи веревки, закрепленной на нижней части носилок/груза.
Так как оттяжка при этом почти не нагружена, она может удерживаться всего одним спасателем, стоящим внизу. С другой стороны, значительно изменить направление движения груза таким способом довольно трудно.
Организовать такую оттяжку можно в любой момент, по мере необходимости.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен, т.к. оттяжка почти не нагружена.
2. Хорошо подходит для незначительного изменения траектории движения груза.
3. Человек (несколько человек), удерживающий оттяжку, может при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление движения груза.
4. Необходимо выдавать веревку, если груз поднимают, и, наоборот, выбирать веревку, если его спускают.

Рис. 11. Оттяжка из направляющей веревки.

При использовании этого способа (Рис. 11 ) груз при помощи привязи и ролика крепится к направляющей веревке, которая закреплена на верхней станции. Привязь, при помощи которой носилки/груз крепятся к ролику, должна быть достаточно короткой, чтобы практически вертикальная направляющая веревка не мешала транспортировке.

Направляющая веревка нагружается не сильно, поэтому внизу ее могут удерживать несколько человек. При этом сильно изменить траекторию движения груза также не получится. Основное отличие от предыдущего способа в том, что веревка в этом случае закреплена наверху, а не на грузе.

Особенности:
1.
Способ достаточно прост и безопасен, т.к. веревка нагружена слабо.
2. Хорошо подходит для небольшого изменения траектории движения груза.
3. Люди, удерживающие оттяжку, могут при необходимости, перемещаясь, легко изменить направление груза.

3. Оттяжка из грузовой веревки .

Рис. 12. Оттяжка из грузовой веревки.

В этом способе носилки/груз крепится к грузовой веревке напрямую (без привязи) при помощи ролика. Грузовая веревка (не путать с грузовой веревкой на переправе) нагружена сильнее, чем в предыдущих случаях, поэтому она не может просто удерживаться людьми, ее необходимо закрепить на станции.

Грузовая веревка должна иметь достаточно крутой угол наклона, чтобы принимать на себя только часть веса груза и при этом отводить его от стены. Сильно натянутая грузовая веревка превращается в крутонаклонную переправу, рассмотрение которой выходить за рамки этой статьи.

Грузовую веревку можно натягивать как снизу, так и сверху, выбирайте наиболее удобный способ.

Так как веревка нагружается не сильно, для закрепления ее конца можно использовать любой подходящий узел (возможность развязать под нагрузкой – не требуется) . Для крепления ролика к веревке и к грузу подойдет любой удобный в данном случае способ. Ролик будет перемещаться по веревке вместе с грузом.

Особенности:
1. Способ достаточно прост и безопасен.
2. Используется в тех случаях, когда нужно избежать контакта груза с рельефом.
3. Из соображений безопасности не стоит отводить груз далеко от стены.
4. Грузовая веревка НЕ ДОЛЖНА быть натянута так же сильно, как крутонаклонная переправа!


Ну вот и все!
Удачных Вам переправ!

При прохождении навесной переправы необходимо выполнять определенный порядок (последовательность) крепления спортсмена к веревкам и схода с них.

В начале спортсмен, используя страховочный ус с карабином на конце, пристегивается к страховочной веревке (становится на страховку). Далее к блокировке страховочной системы в районе груди к нему через карабин крепится веревка сопровождения. Затем, спортсмен пристегивается к транспортной веревке карабином, расположенным в районе беседки (условной точки его центра тяжести). Допускается пристегивание к транспортной веревке двумя карабинами (при использовании двух карабинов, в начале пристегивается грудной карабин, а затем беседочный), а также использование блоков и тележек, проверенных и разрешенных к использованию технической комиссией соревнований.

Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на участнике, удерживающем ее в руках и стоящем на самостраховке на берегу. Для сопровождения можно сделать «челнок». Для этого используют две веревки, которые присоединяют к спортсмену или одну длинную веревку, середина которой крепится к спортсмену, а концы находятся на противоположных берегах.

При переправе на транспортной веревке может находиться не более одного человека.

В случае, если по условиям соревнований организуемая переправа является наклонной (угол более 20 градусов), то должны соблюдаться следующие правила:

а) сопровождающая веревка должна выдаваться участником в рукавицах через карабин (опорную точку) на “верхнем” берегу, в том числе и для последнего участника;

б) спортсмены передвигаются по навесной переправе ногами вперед в сторону «нижнего» берега;

в) необходимо наличие самостраховки у сопровождающего, в том числе и в безопасной зоне.

При неудовлетворительном состоянии переправы, сильном провисании транспортной веревки, ослаблении креплений на опорах и в связи с этим опасном погружении участника в воду, задевании за грунт, выступающие предметы, старший судья этапа обязан остановить работу команды и потребовать вернуть участника на исходный берег. В данном случае работа может быть продолжена только после дополнительного натяжения переправы.

По очереди участники команды переправляются на противоположную сторону. Последний участник перед началом переправы пристегивает к карабинам карабинных узлов транспортной и страховочной веревок, расположенных на опоре, вспомогательные веревки. Концы веревок он крепит к себе. Это необходимо в дальнейшем для снятия транспортной и страховочной веревок «продергиванием». После переправы последнего участника на целевом берегу развязываются узлы крепления транспортной и страховочной веревок. Затем, взявшись за концы вспомогательных веревок, команда вытягивает («продергивает») их, а с ними транспортную веревку и страховочную веревку. При «продергивании» веревок необходимо следить, чтобы они не запутались и не зацепились за деревья, камни и другие предметы.

- (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых веревкой (тросом) подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. В туризме чаще всего применяется в ходе наведения переправ для натягивания транспортной верёвки. Организуется над оврагом, каньоном, ледниковой трещиной, горной рекой. Навесные переправы различаются на горизонтальные, наклонные, круто наклонные и др. Вариантов наведения много, но цель одна - создание такого натяжения веревки, чтобы под нагрузкой (турист, рюкзак) провис был минимальным. После натяжения верёвка оборачивается вокруг опоры и закрепляется за саму себя при помощи карабина (удавка). Чуть выше натягивается страховочная веревка (или веревка для параллельных перил). Еще одна с карабином по середине используется для "челнока" - транспортировочная веревка для вытягивание туриста или груза в одну из сторон. По окончании переправы всех участников она служит для вытягивания рабочей веревки на другую сторону.
На фото - натяжение переправы с использованием минимального количества снаряжения (способ от Petzl): двух замуфтованных карабинов и статической веревки (!). Воспроизвел дома на спортивном комплексе - хорошая вещь, можно также в подъеме и дюльфере тренироваться:)

Соль в том, чтобы навязать два узла "восьмерка" в нужных местах.

Ниже - простая система из одной веревки с использованием тянущего схватывающего узла, при этом фиксирующий схватывающий узел можно (иногда) не использовать (его нет на фото). Веревка заводится за дерево для фиксации или же сразу цепляется карабином к себе же. Надо быть осторожным и не использовать для схватывающего старый или тонкий репшнур. Они рвутся только в путь.. (http://www.ullutau.ru/documents/gear/?id=99). С 2002 года мы 3 штуки точно порвали.

В данном случае в систему добавлен стальной блок-ролик с подшипником скольжения. Ролик может быть на одном из двух или обоих карабинах. После наведения переправы на нем можно будет переправлять груз. Идет быстро и плавно.


Во всех случаях тянут за конец, который расположен на фото в правом нижнем углу. Попробуйте собрать такие полиспасты дома, чтобы при случае долго не вспоминать - как оно работает..

Универсальный набор "железа" для начинающих за 1,8 тыс.р. (+ статическая веревка, два репшнура 7 мм, беседка).

НАВЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА

(материалы в помощь слушателям)
Москва — 1989

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П — Ш категорий сложности.
Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.

СНАРЯЖЕНИЕ

Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:

    основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;

    основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;

    основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;

    не менее восьми карабинов;

    блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;

    две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);

    каска, спасжилет;

    спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.
    Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой.
    Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.

ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ

Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:

    наименьшая ширина реки;

    надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;

    небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;

    достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);

    возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА

Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.
При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:

  • личная страховочная система;

    спасжилет.

Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.
Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Перетягивание грузовой и транспортировочной веревок через реку

Часто бывает неудобно или даже невозможно пройти по берегам от места переправы участника до планируемого места навесной переправы с протянутыми через реку веревками, при помощи которых страховался участник. Поэтому возникает необходимость перебросить с исходного берега переправившемуся участнику концы веревок.
Если река широкая и не удается перебросить веревку через нее, то можно использовать спиннинг. Сначала на противоположный берег забрасывается блесна. Затем концы лески и транспортировочной веревки связываются (рис. 4), и участник вытягивает за леску веревку на свой берег.

Когда конец транспортировочной веревки достигает противоположного берега, на исходном берегу на транспортировочной веревке вяжется петля проводника. На конце грузовой веревки вяжется узел «восьмерка». Эти узлы соединяются при помощи карабина, после чего участник с противоположного берега вытягивает к себе и конец грузовой веревки.
Если спиннинга нет, то можно перебросить через реку капроновый шнур при помощи устройства типа «праща» (рис. 5). Дальнейшие действия, как в примере со спиннингом.

2. Узел для закрепления грузовой воровки за опору на противоположном берегу.
Главные требования к этому узлу при самосъемной переправе: надежность и возможность развязывания под нагрузкой. При креплении веревки за дерево используются узды: «удавка», «простой штык» со «шлагом», «рыбацкий штык». При креплении за камень, группу молодых деревьев, кустов применяется «простой штык» (рис. 6).

При вязке узлов типа «штык» необходима их надежная страховка контрольными узлами. Узел «булинь», предназначенный для создания незатягивающейся петли, не применяется в самосъемной переправе, так как его нельзя развязать под нагрузкой. Напоминаем условия надежности узла «удавка»:

    применяется только для вязки вокруг дерева;

    диаметр дерева но менее 20 см;

    количество перехлестов не менее трех;

    все точки перехлестов должны соприкасаться с корой дерева.

Чтобы легче было распускать узел посла окончания переправы, длина свободного конца веревки должна составлять не менее 2 м.
Конец транспортировочной веревки закрепляется на противоположном берегу узлом «карабинная удавка» вокруг какой-либо опоры. На исходном берегу группа временно закрепляет обе веревки, предварительно натянув их так, чтобы они не касались воды.

3. Подготовка искусственных опор для грузовой веревки

В исключительных случаях приходится создавать искусственные опоры для грузовой веревки. Например, в качестве опоры можно использовать локальную петлю, закрепленную на скальном участке тремя крючьями.
Часто узкое место бывает на повороте реки. При этом на внешнем, подмываемом берегу растут деревья, а внутренний представляет из себя галечниковую россыпь. Если подготовить и установить на галечнике, около воды, деревянную пирамиду из бревен и засыпать ее камнями наполовину, то она может служить опорой для переправы. Такие опоры устанавливались в свое время на всесоюзных семинарах пешеходного туризма для переправы через р.Китой. Однако соорудить подобную пирамиду сможет только большая туристская группа.

4. Подготовка полиспаста

Вокруг опоры на исходном берегу вяжут петли из основной веревки: одну из специально взятого для этой цели отрезка длиной 3-4 м, для второй используют свободный конец транспортировочной веревки. К петлям будет прилагаться значительная нагрузка, а после наведения переправы их нужно будет снять с опоры. При вязке петель используют узел встречный «восьмеркой» с клиновидной деревянной закладкой.
Длина петель выбирается таким образом, чтобы зазор между веревкой и опорой под нагрузкой был небольшой. В верхнюю петлю защелкиваются два карабина, в нижнюю — один.
Схватывающими узлами (простыми или Бахмана) на грузовой веревке закрепляются две петли из двойного репшнура (или сдвоенные петли прусика). Ближняя к опоре (удерживающая) петля соединяется с помощью одного из карабинов с верхней петлей опоры (рис. 7). Теперь эта петля начинает удерживать грузовую веревку над рекой.

Грузовая веревка последовательно пропускается во второй карабин верхней петли на опоре, в один из карабинов натягивающей петли, в карабин нижней петли на опоре, во второй карабин натягивающей петли.
Таким образом, получается полиспаст, который теоретически дает выигрыш в силе в 4 раза. Несмотря на потери на трение, такой полиспаст позволяет даже небольшой группе туристов затратить значительные усилия при наведении переправы. Для уменьшения трения рекомендуется на карабинах полиспаста применять небольшие блоки.

НАВЕДЕНИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Схватывающий узел натягивающей петли продвигается от опоры в сторону реки. Несколько участников берутся за грузовую веревку и приступают к натяжке. В это время один из участников стоит у опоры и по мере натяжки продвигает схватывающий узел удерживающей петли от опоры в сторону реки. В те моменты, когда группа прекращает натяжку, эта петля принимает на себя нагрузку.
При большой длине переправы, высокой эластичности веревки или при малом расстоянии от опоры до воды не удается достичь хорошей натяжки грузовой веревки несмотря на то, что все карабины полиспаста сойдутся вместе. В этом случае натяжка прекращается, схватывающий узел натягивающей петли снова продвигается от опоры в сторону реки и натяжка продолжается.
После того как достигнута необходимая степень натяжки, грузовая веревка заводится вокруг опоры. На ней вяжется узел «восьмерка» с клиновидной деревянной закладкой. В петлю узла защелкивается карабин. Место узла выбирается с таким расчетом, чтобы пристегнуть карабин за грузовую веревку, то есть заикнусь петлю вокруг опоры. При этом петля должна быть хорошо натянута, чтобы как можно меньше ослабить натяжку грузовой веревки.
Вместо «восьмерки» можно использовать узел «карабинный полубулинь» (рис. 8), который очень легко распускается после переправы. Экспериментальные исследования показали надежность этого узла при нагрузках до 1000 кг.

Затем восстанавливается полиспаст и делается повторная максимальная натяжка веревки, чтобы снять нагрузку с удерживающей петли. В момент снятия нагрузки схватывающий узел удерживающей петли продвигается к опоре. После ослабления натяжки нагрузку принимают на себя грузовая веревка и карабин, пристегнутый за нее. Теперь можно окончательно разобрать полиспаст, снять петли грузовой веревки и опоры.
Чтобы не упустить в воду транспортировочную веревку, ее закрепляют в карабин е грузовой веревки узлом «восьмерка».
Можно грузовую веревку завести вокруг опоры сразу при построении полиспаста. Это сократит время натяжки, но затруднит ее за счет трения грузовой веревки об опору, которое значительно больше трения о карабин. Такой вариант рекомендуется только в случаях, не требующих сильного натяжения грузовой веревки.
При наведении переправы необходимо соблюдать следующие меры безопасности: поблизости от обрывистых берегов работать только с самостраховкой; при натягивании грузовой веревки нельзя находиться напротив полиспаста, так как в случае пережигания схватывающего узла возможно травмирование карабинами.

ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКОВ И РЮКЗАКОВ

Каждый участник надевает индивидуальную страховочную систему и начинается непосредственная переправа над водой по грузовой веревке. На грузовую веревку закрепляется грузовой карабин, желательно с блоком. Посередине транспортировочной веревки вяжется узел «проводник», петля которого вставляется в этот карабин. Группа помогает первому переправляющемуся участнику пристегнуть к грузовому карабину его страховочную систему, и он начинает, подтягиваясь руками, продвигаться по грузовой’ веревке к противоположному берегу (рис. 9).

Тот участник, который находится на противоположном берегу, в это время выбирает транспортировочную веревку, не давая опуститься ей в воду. Один из участников на исходном берегу выдает транспортировочную веревку. Оба страхующих работают в рукавицах.
Обычно в конце переправы из-за провисания веревки туристу приходится двигаться с подъемом вверх. Поэтому страхующий участник с противоположного берега помогает ему, плавно натягивая транспортировочную веревку.
Когда первый участник достигает противоположного берега, он с помощью своего товарища отстегивается от грузового карабина. Грузовой карабин транспортировочной веревкой возвращается на исходную сторону реки. Таким же челночным (паромным) способом можно переправить назад специальное снаряжение для последующих участников.
Аналогично переправляются остальные участники и рюкзаки. Когда на противоположный берег переправятся несколько туристов, они смогут перетягивать переправляющегося туриста при помощи транспортировочной веревки. Поэтому рекомендуется вначале переправлять сильных участников, а затем слабых и рюкзаки. Перетягиваемый участник не должен касаться руками грузовой веревки во избежание попадания их под грузовой карабин и травмирования.
Последним переправляется наиболее опытный участник. Ему приходится самостоятельно пристегиваться к грузовому карабину. Прежде чем начать переправу, он должен проверить, не запутаются ли транспортировочная веревка и свободный конец грузовой веревки во время его движения по переправе и последующего вытягивания веревок с противоположного берега.
При малом превышении точек закрепления грузовой веревки на опорах над уровнем воды, плохой натяжке провисание участника по мере приближения к середине переправы может привести к захлестыванию его водой. Поэтому при переправе первого и наиболее тяжелого участника недопустимы спешка и лихачество. Как только турист начнет касаться воды, движение прекращается и группа немедленно вытягивает туриста при помощи транспортировочной веревки на исходный берег. Точку закрепления грузовой веревки на опоре по возможности приподнимают или ставят подпор из жердей под нее, а степень натяжки грузовой веревки увеличивают.
В случае значительного наклона грузовой веревки в сторону противоположного берега необходимо замедлять скорость продвижения участников при помощи транспортировочной веревки. Быстрое продвижение по переправе может привести к пережиганию грузовой веревки, захлестыванию тяжелых участников водой или травмированию участников об опору на противоположном берегу.

СНЯТИЕ ПЕРЕПРАВЫ

Конец транспортировочной веревки на исходном берегу закреплен в карабине петли грузовой веревки на опоре. Поэтому, если тянуть за транспортировочную веревку с противоположного берега, то грузовая веревка будет скользить через карабин вокруг опоры.
После переправы последнего участника развязывается узел, крепящий грузовую веревку к опоре на противоположном берегу. Несколько туристов берутся за транспортировочную веревку и начинают вытягивать веревки. Так как грузовая веревка неизбежно попадает в воду и может запутаться в камнях или корягах, то вытягивать веревки нужно быстро. После вытягивания веревки маркируются и на этом переправа заканчивается.
Самосъемность переправы позволяет избежать опасной переправы последнего участника.
Описанный способ навесной самосъемной переправы в таком же или упрощенном варианте можно применять для организации перильной страховки при других видах переправ или преодоления горных препятствий.

ПОЛИСПАСТЫ.

Нередко при действиях в горах возникает необходимость совершить перемещение тяжёлых предметов, например, в ходе эвакуации пострадавшего. При перемещении объекта для преодоления силы сопротивления движению необходимо приложить определённое тяговое усилие. Оно создаётся мускульной энергией людей или животных, а при недостаточной её величине – путём преобразования этой энергии с помощью полиспастов.

Полиспаст – (от греческого polyspastos – натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе (степень увеличения прикладываемого тягового усилия в полиспасте называется передаточным числом или кратностью полиспаста I). Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы (то есть, скорость перемещения конца троса, к которому приложено тяговое усилие, в I раз больше скорости передвижения вытаскиваемого объекта, а путь, пройденный вытаскиваемым объектом, будет в I раз меньше пути, пройденного тяговым концом троса).

Простой полиспаст: 1 – крюк (выступ, дерево), за который крепится вся система, 2 – несущий карабин, 3 – карабины полиспаста, 4 – тянущий схватывающий узел, 5 – фиксирующий схватывающий узел, 6 – направление натяжения полиспаста.

Использование полиспастов целесообразно в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств меньше усилия, потребного для вытаскивания объекта. В горной подготовке полиспасты используются также в ходе наведения переправ для натягивания транспортной верёвки. Полиспасты собирают из карабинов, блок-роликов и верёвки. Для закрепления одного из концов верёвки в полиспастах используются анкеры (нем. Anker – якорь).

Блоки применяются для увеличения и изменения направле­ния действия тягового усилия. Они бывают одно- и двухроликовые. Коэффициент полезного действия (КПД) однороликового блока на подшипнике скольжения равен 0,96, а на подшипнике качения – 0,98. Коэффициент полезного дейст­вия простого полиспаста можно принимать равным произведе­нию КПД всех блоков, входящих в систему, а сложного поли­спаста – произведению КПД простых полиспастов, из которых он состоит.

Для соединения подвижных блоков в системе полиспастов с объектом и для крепления неподвижных блоков к анкерам применяются карабины и петли, изготовленные из отрезков основной или вспомогательной верёвки. При этом верёвка, в зависимости от возможной нагрузки, используется в одно или несколько сложений.

В качестве анкеров используются местные предметы (деревья, скальные выступы, пни, тяжёлые валуны), искусственные сооружения (здания, транспортные средства), а также закреплённые скальные крючья.

При больших нагрузках и недостаточной надёжности анкера закрепление тросов должно производиться как можно бли­же к его основанию. В некоторых случаях для усиления дерева-анкера могут уста­навливаться раскосы.

Устройство раскоса при использовании дерева в качестве анкера.

В случае отсутствия подходящих местных предметов из под­ручных материалов могут быть сооружены следующие анкер­ные устройства:

  • анкер-треугольник (состоит из трёх брё­вен, связываемых верёвкой и укладываемых вершиной к вытаскиваемому объекту в траншеи, прорытые в верхнем слое грунта.При необходимости можно пригрузить его наложенными сверху камнями.)

Анкер-треугольник.

  • горизонтальный анкер (представляет собой бревно, укладываемое в ров, который имеет односторонний скос для удержания бревна при вытаскивании объекта. В средней части рва перпендикулярно бревну имеется наклонная траншея для вывода троса, закреплённого на бревне. Сооружается на твёрдых грунтах.)

Горизонтальный анкер.

  • вертикальный анкер (сооружается на твёр­дых и мягких грунтах. Анкерное бревно устанавливается в анкерный колодец под углом 15-20° против направления тягового усилия. Глубина закапывания анкерного бревна в грунт зависит от условий местности и ожидаемого тягового усилия. В верхней и нижней частях под анкерное бревно подкладывают опорные доски (отрезки бревна, толстые ветви). После установки анкерного и опорных брёвен анкерный ко­лодец, по возможности, засыпается землёй и тщательно утрамбовывает­ся.

Вертикальный анкер.

При использовании нескольких анкеров должно обеспечиваться их равномерное нагружение при ра­боте полиспаста. В большинстве случаев этого можно добиться использованием компенсирующих петель.

Примеры компенсирующих петель.

По устройству полиспасты делятся на простые и сложные. В простом полиспасте все блоки огибаются одним тросом. В сложном полиспасте несколько простых полиспастов соединены между собой. Схема полиспаста выбирается исходя из возможной величины сил сопротивления перемещению объ­екта и тяго­вых возможностей средств эвакуации.

Вариант устройства простого полиспаста для подъёма пострадавшего и сопровождающего: 1 – анкер (сблокированные петли основной верёвки или 5-6 прядей репшнура, закреплённого на крючьях, выступах, деревьях), 2 – карабины, 3 – основная верёвка, 4 – направление вытягивания, 5 — направление верёвки к пострадавшему и сопровождающему (грузу),6 – схватывающие узлы.

При устройстве полиспастов используется статическая верёвка. Конец троса полиспаста, который крепится к вытаскиваемому объекту, к подвижному блоку или к точке опоры на местности, называется анкерным. Конец троса, соединяемый с тяговым средством, называется ходовым. Часть троса полиспаста, протянутая от одного блока к дру­гому, от блока к точке крепления анкерного конца или же от блока к источнику тягового усилия, называется ветвью полиспаста.

Тяговое усилие к объекту должно прикладываться, как пра­вило, симметрично, а при большой его величине – рассредото­чено.

Полиспасты необходимо монтировать так, чтобы трос при переходе с одного ролика на другой не менял направление из­гиба, в противном случае значительно уменьшается срок служ­бы троса и КПД полиспаста.

Для получения большего передаточного числа полиспаст луч­ше монтировать так, чтобы конец тягового троса сбегал с по­движного блока. Для этого, если число роликов блоков чётное, анкерный конец троса следует крепить к подвижному блоку, если нечётное - к неподвижному блоку (у анкерного устрой­ства).

Примеры простых (слева) и сложных (справа) полиспастов.

При использовании полиспастов немаловажным является следующий момент. В результате взаимодействия объекта (прежде всего его выступающих частей) с окружающей средой (грунтом, деревьями, кустами, скалами) возникает сопротивление перемещению. Следовательно, ещё до начала подъёма (эвакуации) необходимо предусмотреть, какие элементы объекта или местных предметов могут зацепиться друг за друга и устранить их, например, срезать (вырвать) кусты, положить на перегибы скал протекторы или блоки, уменьшающие трение.

Навесная переправа

Переправа по натянутой веревке. Организуется над оврагом, каньоном, ледниковой трещиной, горной рекой или др. препятствием. Навесные переправы различаются на горизонтальные, наклонные, круто наклонные, навесные переправы с большим провисом (эллиптическая) и др.

Жестко натянутая, горизонтальная переправа

1. На переправе допускается натяжение только двойной веревки.

2. Навесная переправа крепится на надежных опорах (деревья, бетонные и металлические сваи, судейские опорные петли из двойной веревки и др.), специальными узлами (см. Узлы переправы).

3. Расстояние между опорами, как правило, не превышает 20 - 40 м.

4. Над командной переправой, над горной рекой или на высоте более 3 м над твердой поверхностью, параллельно натягиваются двойные судейские перила.

5. На переправах, короче 10 м между опорами, над медленной водой или на малой высоте (меньше 3 м) допускается натяжение одинарной веревки.

6. Первый участник переправляется по условиям этапа (лазанием, вброд или по судейской навесной переправе). Командная страховка участника должна соответствовать способу переправы.

7. Натяжение переправы осуществляется полиспастом или др. способом, до величины, необходимой для удобной и безопасной переправы участников. При этом:

а). Должно исключаться слишком большое, более 300 кГ на веревку, натяжение и нагрузка не более 300 кГ на скальный крюк (при креплении переправы на скальных крючьях). Контроль натяжения осуществляется командой и судьями независимо, по способу малых отклонений (см. Контроль натяжения). При натяжении переправы более ограничения переправа участников запрещается и требуется повторная натяжка переправы.

б). При недостаточном натяжении переправы, и захлестывании переправляющегося участника водным потоком (при касании участника воды или ее условного уровня), по условиям этапа, под штрафом (касание воды) разрешается переправа участников или требуется возвращение участника на исходный берег и повторное натяжение переправы. В последнем случае штраф не ставится.

в). Недостаточное натяжение переправы над оврагом, каньоном, ледовой трещиной, приводящее к глубокому провису участника и большому уклону переправы у берегов, на участке спуска и подъема, на исходном и целевом берегу, требует страховки участника как на наклонной переправе, через карабин или восьмерку пункта.

8. Переправа участников по навесной переправе

а) Участники команды переправляются без рюкзаков и др. грузов, на блоке или каретке с блокирующей самостраховкой. Допускается подвеска участника на одном страховочном карабине с закрытой муфтой. Карабин должен быть ориентирован грузовой осью вертикально, плоскостью перпендикулярно веревке переправы.

б) При необходимости (условия этапа) участники обеспечиваются дополнительной самостраховкой на судейские перила.

в) Участники обеспечивается веревкой сопровождения, с исходного или целевого берега. Веревка пристегивается к передней, грудной точке их ЛСС.

г) Участники переправляется по переправе головой вперед движения.

9. Порядок пристегивания к переправе:

а) С полки или крутого берега. Участник перестегивается на переправу с перил берега (накопительных или подводящих). Не отстегиваясь от перил берега, участник пристегивает к себе веревку сопровождения и пристегивается к переправе блокирующей самостраховкой. При наличии над переправой судейских перил он пристегивается к ним второй самостраховкой (или отдельной судейской самостраховкой). Подвешивается на переправе на блоке или каретке и отстегивается от берега.

б) На безопасной площадке участник пристегивается сначала к веревке сопровождения с исходного берега. Затем он пристегивает к переправе короткую самостраховку, затем подвешивается на переправе на блоке или каретке.

Если сопровождение обеспечивается с противоположного берега, сначала к переправе пристегивается короткая самостраховка, затем участник пристегивается к сопровождению, затем подвешивается на блоке или каретке.

в) Последний участник, находясь на берегу (по условию А или Б), до пристегивания к переправе обеспечивает систему ее дистанционного снятия. Веревку снятия переправы он аккуратно укладывает на берегу, а ее свободный конец пристегивает к концу веревки сопровождения с целевого берега. Затем он пристегивается к переправе короткой самостраховкой, пристегивает к себе веревку сопровождения и, пристегнутую к ней веревку снятия переправы. Затем он подвешивается на переправе на блоке или каретке и переправляется. Участники на сопровождении могут подтягивать его по переправе.

10. Порядок отстегивания от переправы: Отстежка участников от переправы происходит в обратном порядке.

а) На полке или крутом склоне участник сначала пристегивается свободной самостраховкой к перилам берега. Затем, в любой последовательности он отстегивается от перил и сопровождения.

б) На безопасной площадке он сначала снимается с блока (каретки). Затем, не отстегиваясь от переправы самостраховкой, отстегивается от сопровождения с противоположного берега. Затем отстегивается от переправы.

Если сопровождение обеспечивалось с этого же берега, оно отстегивается в последнюю очередь.

Следует помнить, что даже на безопасной площадке веревка сопровождения с противоположного берега переправы может представлять опасность для непристрахованного участника и сдернуть его в опасную зону.

11. Переправа грузов:

а) Рюкзаки и грузы транспортируются по переправе отдельно, на блоке, каретке или скользящем карабине, тягой веревки с противоположного берега. Допускается подвеска на один блок от одного до трех рюкзаков.

б) Лыжи и лыжные палкилыжном виде ТМ) переправляются в общей упаковке, связанные репшнуром, с подвеской на двух карабинах, на концах упаковки.

12. Снятие переправы

а) Снятие с дерева карабинной удавки крепления переправы

Последний участник на исходном берегу к проводнику карабинной удавки пристегивает конец вытягивающей веревки. Другой ее конец переправляется на противоположный берег. Длина веревки должна быть не короче переправы.

После переправы последнего участника крепление переправы на целевом берегу развязывается, и карабинная удавка снимается дистанционно вытягивающей веревкой.

б) Снятие переправы с помощью крючьевых сбрасывателей

При креплении переправы на скальных крючьях, чтобы не оставлять на них карабины, распределяющая нагрузку петля крепится на крючьях крюкосбрасывателями (см. Снаряжение). Последний участник к каждому крюкосбрасывателю пристегивает оттяжку от конца сдергивающей веревки, другой конец которой переправляется на целевой берег. При расслаблении переправы сдергивающая веревка опрокидывает крюкосбрасыватели с крючьев, и переправа вытягивается на берег. Чтобы тройник с карабинами и крюкосбрасывателями не утонул и не зацепился за дно, к нему привязывается пустая 5-10 литровая емкость.

в) Снятие переправы с помощью петельного сбрасывателя

На опоре, на которой из-за большого трения, возможности заклинивания веревки и по др. причинам, нежелательно применять карабинную удавку, на ней применяется петельный сбрасыватель (см. Снаряжение). При переправе основной группы и грузов сбрасыватель блокируется карабином.

Последний участник снимает блокировку и пристегивает к сбрасывателю сдергивающую веревку, конец которой переправляется на целевой берег. При расслаблении переправы сдергивающая веревка опрокидывает крюк сбрасывателя с петли, и она сдергивается с опоры.

Судейская навесная переправа команды

Обычно применяется на дистанциях низкого и среднего класса. Все участники команды переправляются по судейской навесной переправе из двойной веревки. Принципы страховки, сопровождения и транспортировки грузов как на командной навесной переправе.

Судейская навесная переправа личного первенства

Навешивается из двойной веревки на надежных опорах. При переправе команды исключаются: переправа первого вброд или лазанием и манипуляции по натяжению и снятию переправы. СНП обычно применяется на дистанциях низкого и среднего класса.

На переправе исключается командная страховка и сопровождение (при необходимости обеспечиваются судьями).

Груз (рюкзак или лыжи) участник переправляет по переправе за собой, с подвеской на отдельном блоке, карабине или каретке. Груз пристегивается к беседке участника отрезком веревки 1-1,5м. Транспортируемый по переправе груз нельзя пристегивать к груди участника.

Наклонная навесная переправа спуска

Наклонной считается переправа, когда груз или участник с подвеской на карабине или блоке ускоренно скатывается вниз. При подвеске на карабине скатывание происходит при крутизне более 15°, на блоке или каретке при крутизне ок. 10°. На соревнованиях различаются: Наклонной переправа считается, когда, придерживаясь за не руками в защитных рукавицах, участник обеспечивает регулируемый спуск. На двойной веревке это возможно при крутизне до 40°.

1. Все участники, находящиеся на верхней рабочей площадке, должны находиться на страховке или самостраховке. Рабочая площадка отделяется от безопасной судейской маркировкой.

2. На безопасной площадке участники не работают с переправой (не выдают веревку, не страхуют, не обеспечивают ее натяжение и т.п.).

Перенос конца ННП производится первым участником, по условиям этапа.

5. Спуск по переправе производится на беседочном карабине, вперед и вниз ногами, с торможением за веревку переправы руками в защитных рукавицах.

6. Страховка спускающегося участника, включая последнего, обеспечивается через карабин верхнего пункта, участником на самостраховке. Из нижнего пункта обеспечивается его сопровождение и подтяжка.

7. Отстежка от переправы на нижней площадке производится, как на горизонтальной НП.

8. Переправа грузов производится с торможением веревкой из верхнего пункта и подтягиванием второй веревкой к нижнему. Тяжелый груз может тормозиться через карабин пункта. Если груз гарантированно докатывается до нижнего берега, допускается его спуск без сопровождения.

9. Лыжи и лыжные палки подвешивается к переправе, связанные в пакет, за его центр тяжести, на карабине, поперек веревки переправы. Он спускается с торможением веревкой через карабин верхней площадки участником в защитных рукавицах, и тягой другой веревки с нижней площадки.

Наклонная переправа спуска в личном первенстве

Применяется судейская наклонная переправа. Отличие переправы участников состоит в отсутствии командной страховки и сопровождения (при необходимости судейские) и в транспортировке грузов.

1. Груз скатывается по переправе отдельно от участника, на блоке или карабине, так, чтобы гарантированно достичь нижней площадки.

2. Груз может транспортироваться на отдельном блоке или карабине, ниже участника, пристегнутый к его беседке отрезком веревки 1-1,5 м.

3. Если участник с грузом оказывается в яме провиса переправы, ниже целевого берега, и ему необходимо выходить по веревке переправы вверх, он должен перестегнуть груз, чтобы транспортировать его за собой или подтянуть его затем отдельной веревкой, после подъема на целевой берег.

4. При транспортировке лыж и лыжных палок они связываются в пакет и подвешиваются за центр тяжести пакета поперек переправы, на беседке участника (чтобы не поранить его концами) или на карабине выше участника.

5. Ледорубы или др. колющее снаряжение подвешиваются к переправе карабином, выше участника. Они не должны отставать от участника на спуске.

Крутонаклонная переправа спуска

Переправа с наклоном от 40 до 60° (при большей крутизне называется вертикально натянутой веревкой). При крутизне переправы более 50° допускается ее натяжение руками, без полиспаста и др. устройств. Допускается применение одинарной веревки.

На КНП участник, особенно с грузом, не может обеспечить регулируемый спуск торможением руками. Техника спуска принципиально отличается от техники НП.

1. Требования верхней площадки как для наклонной переправы.

2. Перенос конца ННП производится первым участником, по условиям этапа.

3. Техника натяжения и снятия переправы как для выше описанной, горизонтальной переправы.

4. Подстежка к переправе на верхней площадке осуществляется только с перил (подводящих, радиальных или накопительных).

5. Спуск по переправе производится на беседочном карабине, вперед и вниз ногами, с торможением за веревку переправы руками в защитных рукавицах, с торможением страховочной веревкой из верхнего пункта.

Допускается спуск участников на восьмерке или др. устройстве по, параллельной к переправе, свободно висящей веревке. При этом, карабин короткой самостраховки участник пристегивает к переправе.

6. Страховка обеспечивается через восьмерку пункта или с Z-образным охватом двух карабинов верхнего пункта, с суммарным охватом не менее 270°.

Страховка последнего участника обеспечивается через карабин верхнего пункта и карабин нижнего, с суммарным охватом карабинов, не менее 270° или через беседочную восьмерку участника стоящего на самостраховке.

7. Отстегивание участника от переправы на нижней площадке производится, как на горизонтальной НП.

8. Спуск грузов производится с торможением веревкой через карабин верхнего пункта. Тяжелый груз может тормозиться через восьмерку пункта.

9. Лыжи и лыжные палки подвешивается, как на наклонной переправе (см. выше). Торможение пакета производится веревкой через карабин верхней площадки участником в защитных рукавицах.

10. Веревка спуска на восьмерке, при обеспечении двухсторонней страховки, может верхним концом пристегивается к карабинной удавке переправы, как веревка ее дистанционного снятия.

Крутонаклонная переправа спуска личного первенства

1*. Участники спускаются по переправе с верхней судейской страховкой или с фиксирующей самостраховкой (по условиям этапа).

2*. Участники спускаются на восьмерке или др. устройстве по, параллельной к переправе, свободно висящей веревке, судейской или командной. При этом, карабин его короткой самостраховки пристегивается к переправе.

3*. При спуске с грузом, он подвешивается под участником, на беседке, с подстраховкой коротким отрезком веревки с карабином к переправе.

4*. Допускается (по условиям этапа) спускать груз по переправе отдельной веревкой или веревкой спуска, до спуска участника.

5*. Лыжи и лыжные палки связываются в пакет и подвешиваются за центр тяжести пакета, горизонтально, на беседке участника (чтобы не пораниться). Такой пакет допускается спускать по переправе на карабине, дополнительной веревкой или концом веревки спуска, до спуска участника.

Отличается от НПС тем, что участники не спускаются, а поднимаются по переправе.

1. Первый участник переправляется и поднимается на верхнюю площадку переправы установленным условиями этапа способом.

2. Остальные участники поднимаются по переправе с верхней командной страховкой, с подвеской на карабине или блоке, с короткой самостраховкой, головой вверх, в сторону подъема. Допускается помощь тягой за страховочную веревку, если тягу осуществляет не страхующий участник. Допускается помощь тягой страхующим участником, если страховка имеет фиксирующий элемент на верхней площадке.

3. Грузы по переправе вытягиваются отдельно.

Наклонная переправа на подъем (в личном первенстве)

Отличается от предыдущей тем, что переправляются одиночные участники.

1*. При крутизне переправы более 20° участники обеспечиваются верхней судейской страховкой.

2*. Грузы по транспортируются за участником.