Что брать с собой в велопоход. Подготовка велосипеда к велопутешествиям

Одним из самых интересных и простых походов можно назвать поход на велосипедах. И по силам так путешествовать не сложно, если имеется хоть какая-то минимальная подготовка, и по дальности можно посетить намного больше мест, чем в случае с пешим походом. Сегодня разберем, что же надо брать с собой именно в велопоход.

Оборудование для похода на велосипедах

В первую очередь вам надо позаботиться о том, чтобы ваш велосипед был оборудован всем необходимым, что может понадобиться в поездке.

Насос

В первую очередь это насос. Проколы в поездке случаются часто. Иногда может пропускать ниппель, или погода может измениться с жары на холод и давление воздуха в шинах может измениться. Во всех этих случаях просто необходимо иметь насос. Лучше отказаться от старых насосов со шланчиками. А потратиться и приобрести современный легкий и надежный ручной насос. Такие насосы в большинстве случаев имеют специальную систему крепления, которая устанавливается на раму. Поэтому не будет необходимости искать для него место в рюкзаке.

Также при покупке насоса обязательно проверьте, чтобы его насадка подходила именно к вашему ниппелю. Сейчас видов ниппелей достаточно, чтобы в них запутаться.

Велоаптечка

Это «бинты и йод», но только . Если вдруг с вашим двухколесным другом случится поломка, то без инструментов не обойтись. Поэтому с собой обязательно надо иметь набор шестигранников, гаечные ключи тех размеров, гайки которых имеются у вас на велосипеде. Это надо проверить заранее, чтобы не везти все подряд. Желательно иметь плоскогубцы, выжимку для цепи и специальный ключ для спиц, чтобы в случае чего исправить восьмёрку.

Обязательно должен быть ремкомплект, который состоит из клея, наждачки и готовых заплаток. На случай прокола. При этом желательно также иметь запасную камеру, так как бывают проколы, которые невозможно заклеить.

Бутылочка с креплением

Чтобы каждый раз, когда вам захочется пить, не останавливаться, желательно иметь специальную бутылочку, которую легко доставать во время движения из специального крепления.

Фонарик

Также позаботьтесь о наличии фонарика. Даже если вы рассчитываете приехать до наступления темноты, на случай форс-мажора лучше иметь приборы освещения.

Долгая езда на велосипеде без перчаток обеспечит вас мозолями на руках. Чтобы этого не произошло, приобретите специальные перчатки без пальцев. В них и руки не будут потеть, и мозоли вы не натрете.

Багажник

Чтобы как можно меньше вести в рюкзаке, или обойтись совсем без него, надо приобрести велобагажник.

Одежда для велопохода

Если вы не заядлый велолюбитель, у которого имеется специальная велоодежда. То не отчаивайтесь. Ездить в поездки на велосипедах любой дальности можно и в обычной легкой спортивной одежде.

Не стоит надевать для велопохода джинсы или брюки. Это одежда для ходьбы, а не для занятий спортом. Она не отводит тепло и влагу и будет сковывать движения и натирать.

Если на улице жарко, то можно ехать в шортах и футболке. Если тепло, но дует холодный ветер, то лучше надеть что-то ветрозащитное.

Не забывайте про очки. В велопоездке они очень важны, чтобы глаза не слезились и различные мошки не врезались вам в глаза на полном ходу.

Обувь для похода на велосипедах тоже не обязательно должна быть специальной. Достаточно иметь дышащие кроссовки. В целом надеть можно даже обыкновенные кеды. Но у них проблема заключается в том, что они могут скользить по педалям. Поэтому кроссовки - более предпочтительный вариант. В холодную погоду желательно надевать кроссовки без дышащей поверхности.

Не отправляйте в велопоездку в туфлях и шлепках. Ну и резиновые сапоги с валенками тоже будут не лучшим выбором.

Рюкзак для велопохода

Лучше всего, особенно если поход на далекое расстояние, все, что вы берете с собой, складывать в сумку, которая будет закреплена на багажнике.

С рюкзаком на спине ехать вполне удобно. Но у него есть два существенных минуса. Во-первых, со временем ваши плечи начнут уставать от статической нагрузки. Во-вторых, спина от рюкзака сильно потеет.

Для того, чтобы отправиться в поход на велосипеде, необходимо тщательно подготовиться. Не надо махать рукой и говорить: «У меня все будет в порядке, мой велосипед меня никогда не подводил. А все вещи и еду соберу утром». Лучше потратить немного времени, но хорошо подготовиться к следующему дню. Тогда день пройдет по намеченному плану и подарит массу удовольствия.

Итак, приступаем к проверке готовности велосипеда.

Лучше всего начать с тормозов. При плохой работе тормозов мы может попасть в нехорошую ситуацию. Поэтому тщательно проверяем работу тормозной системы. Если нашли какой – то дефект, сразу устраняйте его. Проверяем тросики, по необходимости регулируем их натяжение. В случае необходимости тросики можно поменять. Если тормозная система в порядке, проверяем ходовую часть велосипеда.

Осуществить проверку не так легко. Если имеются неисправности в рулевой колонки, то можно услышать характерный стук в ней при резком торможении или ударах. Хорошо, если это просто ослабление. Мы просто затягиваем колонки и дефект устранен.

Следующим шагом является проверка цепной передачи. Убедитесь, что , ось каретки, не имеют «люфта».

Что касается тросиков переключения скоростей, то они также могут износиться. Чаще всего это связано с неправильной регулировкой механизма переключения скоростей. Поэтому проверьте работу переключения скоростей, переключаясь на все скоростные звездочки. Когда цепь соскакивает с передних звездочек или перескакивает с характерными рывками, значит необходимо отрегулировать механизм переключения скоростей. В идеале переключение скоростей производится быстро и без скрежета.

Далее следует проверить надежность крепления седла, руля. Нет необходимости крепить их основательно. Можно просто хорошо затянуть болты, чтобы и седло хорошо держались и не проворачивались. Также убедитесь в правильной установке уровне руля и выноса его по отношению к переднему колесу.

При помощи шестигранного ключа проверьте состояние крепления болтов передних звездочек. Убедитесь, что велосипеда вращаются легко без щелчков и скрежета.

Велосипед проверен. Неисправности устранены. Теперь необходимо позаботиться о личном снаряжении.

Перечень личного снаряжения для многодневного похода:

  • — велосипед (по необходимости также велочехол для перевозки велосипеда);
  • — спальный мешок, коврик, сидушка;
  • — принадлежности для еды и питья (ложка, нож, миска, кружа);
  • — туалетные принадлежности (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, бритва, мочалка, туалетная бумага);
  • — нижнее белье (в случае необходимости — термобелье);
  • — запасные носки;
  • — непромокаемая куртка;
  • — теплая куртка, пуловер, свитер, шапка, брюки;
  • — велошорты, веломайка;
  • — принадлежности для купания в реке (купальник, полотенце);
  • — велоботинки;
  • — туристские ботинки;
  • — солнцезащитные очки;
  • — документы (паспорт, страховой медицинский полис), деньги, упакованные в водонепроницаемый пакет;
  • — , велосипедный , блокнот, карандаш;
  • — спички или зажигалка в водонепроницаемом пакете;
  • — фляга для воды;
  • — запасные камеры, велоаптечка, спицы, насос, личная аптечка.

Что одеть в велопоход?

Для передвижения на велосипеде должна быть максимально удобной. Поэтому в жаркую погоду лучше ехать в футболке и шортах. Если же на улице прохладно, то можно одеть спортивную куртку и длинные брюки. Многие рекомендуют брать с собой рубашку с длинным рукавом для защиты от солнечных ожогов и ветрозащитную куртку на случай прохладной ветреной погоды.

Велоштаны с памперсом – удобная одежда как для новичков, так и для бывалых путешественников. В данном случае памперс – специальная вставка в брюки в место, которое наиболее тесно соприкасается с седлом. Памперс помогает избегать потертостей в нежных местах велосипедиста.

Непромокаемый костюм (или накидка) хорошо послужат в случае дождя. Дождь является главным врагом для велотуриста. Для борьбы с ним можно использовать не только непромокаемый костюм, но и обычную полиэтиленовую накидку. Но все – таки дышащий непромокаемый костюм – оптимальное решение. Он не стесняет движение, а тело при этом не лишено вентиляции.

Что касается обуви, то здесь можно применять спортивные туфли, кроссовки. Главное, чтобы Вам в них было удобно и комфортно. Они не должны спадать с ног. Во время жаркой погоды рекомендуется использовать спортивные сандалии. Если у Вас велосипед с педалями, требующими специальную контактную обувь, то используйте контактную обувь. Так Вам будет удобнее и спокойнее в пути.

Перчатки. Не все велотуристы используют перчатки. Однако они помогают при холодной погоде. Также перчатки могут защитить кожу кистей при падении.

Очки хорошо защищают глаза от пыли и насекомых. Главный критерий при выборе очков – они должны быть комфортными для глаз.

Каска является обязательной частью экипировки. Не следует пренебрегать этим атрибутом. Многие под каску надевают бандану или платок или хлопчатобумажной ткани. Это помогает избегать стекания пота на лоб и глаза.

Питание.

Рацион питания в велопоходе определяют продолжительностью и сложностью маршрута. Перед однодневным походом выходного дня о питании не договариваются. Каждый берет то, что считает нужным. На привале все участники складывают продукты в «общий котел» и производят перекус. Чаще всего в однодневные походы берут бутерброды, вареные яйца, рыбные консервы, хлеб, овощи, фрукты, зелень. Неплохо иметь с собой термос, в котором можно заварить ароматный травяной чай.

Во время двухдневных походов питаются практически также, как и при однодневном походе. Вечером в первый день варится второе блюдо (каша с тушенкой), а утром – молочная каша. В обед второго дня варится суп. Получается, что с собой необходимо брать или большой котел, или ведро для варки.

Во время многодневных походов предусматривают трехразовое питание и два перекуса. Здесь продукты берут согласно предварительной раскладке. Желательно брать с собой не только орудия розжига костра, но и примус. Количество продуктов рассчитывается с учетом количества дней похода, потребности в калориях каждого участника.

В группе выбирают ответственного за организацию питания. Он совместно с руководителем группы обязан все рассчитать и дать полный расклад по продуктам. Здесь важно не только не добрать еды, а также не переборщить с лишними килограммами груза.

Если Вы отправляетесь в поход на один день, то не стоит брать с собой палатку, спальный мешок и многие другие принадлежности, которые Вам не понадобятся в пути. Здесь лучше взять по минимуму и наслаждаться легкостью и свободой. Вот по поводу воды жадничать не стоит. Она всегда пригодится. Берите не менее двух литров. Не всегда по пути попадаются родники.

Если же Ваш поход рассчитан на несколько дней, потрудитесь взять все самое необходимое, четко осознавая, что все вещи, которые берете имеют определенный вес и объем. Если уж взяли спальный мешок, то используйте его. Все упаковав, помните где что лежит. Это поможет избежать суеты в случае необходимости отыскать тот или иной предмет.

Приветствую! Сегодня мы поговорим о том, что необходимо брать с собой, отправляясь в велопоход!

Конечно же, не все люди, которые увлекаются велосипедной жизнью путешествуют на дальние расстояния, но есть некий процент людей, которые только этим и занимаются. Возможно, и Вы задумываетесь над вопросом вело-походов, тогда я спешу Вас обрадовать, весь последующий материал будет для Вас крайне необходим!

Какие вещи взять с собой велопоход? Вопрос конечно не однозначный и дать чёткого ответа никто не сможет! Это связано с тем, что каждый велосипедный поход является уникальным, и потому Вам необходимо будет дополнять ниже приведённый список, исходя из своих предпочтений! Поэтому прежде чем собирать вещи в велосипедный поход, подумайте и определитесь с тем, действительно ли Вам потребуются данные вещи! Потому как бывает, что Вы можете взять много лишнего, и это всё придется тащить не одну сотню километров.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Все «за» и «против» необходимости брать с собой в велопоход те либо иные вещи.

2. Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда.

3. Что необходимо брать из одежды?

4. Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

5. Какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

В среднем поход длится от двух до пяти дней, и именно для такого похода, мы будем определять список необходимых вещей. Помните, что Ваш список будет зависеть от экономических, климатических, социальных и экологических факторов.

И первое что Вам необходимо сделать – это взвесить все «за» и «против» необходимости брать с собой в поход те либо иные вещи. Аргументом «за», будет выступать тот факт, что Вам без такой вещи будет очень плохо. И тут все просто. А вот с аргументами «против» на порядок сложнее потому как их на порядок больше. Вот собственно и они:

1. Каков объем вещи? Помните что объемные вещи – это большая потеря нужного багажного пространства, которого и так не много. Кроме этого, большие объемные вещи создают большую парусность, а это в свою очередь негативно сказывается на безопасности движения! Кроме того Вам нужно будет прикладывать больше усилий что бы ехать.

2. Каков вес вещи? Если вещь весит достаточно много, то Вы рискуете дать на свой организм дополнительные нагрузки. А это негативно скажется на Вашем самочувствии! Вам придется больше потреблять воды и пищи, для того что бы восполнить организм энергией.

3. Может ли одна вещь, заменить функционал другой вещи? Не имеет никакого смысла брать две вещи, если можно обойтись и одной.

4. Возможен ли вариант покупки данной вещи в пути? Данный пункт наиболее касается , о также древесины, для приготовления пищи! Поэтому если Вы знаете, что Ваш маршрут будет полегать через населённые пункты и лесные массивы, то необходимость в большом запасе воды и особенно древесины – у Вас отпадает.

5. Вы уверенны, что будете точно пользоваться некоторыми вещами? Многие люди берут с собой несколько книг, побольше музыки, но впоследствии ничего не читают и не слушают. Я вообще не понимаю, зачем всё это в велопоходе?! Ведь самое главное это уединение с природой и наслаждение её.

Если Вы положительно отвечаете на данные вопросы, то это говорит о том, что с большой долей вероятности, данная вещь не должна быть взята в поход.

Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда

Вам необходимо подобрать только самые необходимые инструменты для велосипеда. Помните, что в арсенале у Вас должен присутствовать насос, запасная камера, клей, резиновые заплатки, также кусочек мелкой наждачной бумаги. В случае если у Вас пробьётся колесо, Вы сможете за 10-20 минут заклеить его, и впоследствии продолжить движение. Почему стоит брать ещё одну камеру, неужели не хватит заплаток? Всё дело в том, что камера может пригодиться тогда, когда произойдёт повреждение ниппеля, и тогда Вам никакая заплатка не поможет. Ну а если взять одну камеру без заплаток, то велика вероятность того что Вы пробьете колесо не один раз за весь маршрут. Для этого учитывайте, пожалуйста, по какому покрытию пролегает Ваш маршрут. Даже если Вы едете по асфальту, и в недалёкий маршрут, возьмите с собой данный набор, и Вы обезопасите себя от кучи неприятностей! Тем более что весит этот набор очень мало. Не забудьте взять с собой набор лопаток для снятия колеса с обода. В комплекте идут три лопатки, но как показывает практика, одной лопатки более чем достаточно. Тут главное опыт и сноровка.

Но одно дело, когда пробивается колесо, и совершенно другое когда, происходит поломка задней либо передней колеса. Вот тут начинается самое интересное, так как такая поломка требует серьёзного ремонта. При том, что у Вас будут необходимые инструменты и запасные части, то Вы на ремонт потратите не менее 4-х часов. Радует лишь то, что такая поломка случается крайне редко и поэтому Вам не нужно брать с собой такой багаж инструментов и запасных частей. В данном случае, намного эффективней будет добраться до первой железнодорожной остановки, и отправиться на поезде домой. Но если Ваш поход на 700 и более километров, та такой ремонтный комплект лучше возить с собой.

Что же включает в себя данный ремонтный комплект:

— Спицевой ключ;

— 8 запасных спиц;

— отвёртку;

— выжимку для цепи;

— разводной ключ;

— набор шестигранников;

— разные по диаметру гайки;

— набор лопаток для снятия шины с обода;

— смазочное цепное масло.

Что необходимо брать из одежды?

Помните, что погода может поменяться за считанные часы, и солнечное утро может закончиться дождливым, холодным вечером. Поэтому отправляясь в велопоход, обязательно стоит подстраховаться и взять форс-мажорную одежду. Стоит отметить, что самая плохая погода для велосипедиста, это когда начинается дождь, а вместе с ним приходит и холод. Такая обстановка в миг может испортить настроение. Поэтому первое, что должно быть у Вас из одежды – это дождевик. Но при езде в дождевике ощущения не супер. Так как он изготовлен из непромокаемого материала, то от этого, человек быстро начинает потеть. А вследствие этого, появляется возможность заболеть. Поэтому если Вы видите что дождь не затяжной – стоит переждать его, укрывшись под деревьями, либо заехав на автобусную остановку. Самое главное, что бы Вы имели возможность снять мокрые вещи, и одеть сухие. А когда будете на привале, не забудьте высушить над костром все мокрые вещи.

Отлично, идём дальше. Кроме дождевика, обязательно берите бейсболку, которая защитит Вас от солнца и от комаров. А комары, особенно в лесу — беспощадны. Не помешает взять с собой и косынку, которая также будет хорошим инструментом в борьбе с комарами и клещами.

Берите дополнительно две футболки, одну из которых можно будет использовать как тельняшку, когда будет прохладно. Если температура воздуха будет менее 20 градусов, то не лишним будет захватить с собой свитер. Свитер имеет свойство дышать, что в свою очередь позволяет испаряться поту, но при этом держит тепло.

Не забываете, что ноги тоже должны находиться в тепле, а потому берите с собой спортивные штаны, и не одну, а две пары, так как одни могут промокнуть. Если же на улице жарко – берите шорты. Многие спрашивают, можно ли брать вместо спортивных штанов – джинсы? Ответ – да, но джинсы на порядок сковывают движения.

Обязательно берите в поход трусы. Сколько? Одна пара на день. То есть если Вы едите на 2 дня, то берите 2 пары. Но главное не брать более 3-х пар. На ночлеге Вы сможете постирать и просушить трусы. Самые оптимальные трусы – «семейные», так ка они не натирают Вашу пятую точку.

То же самое дело обстоит и с носками! Одна пара на один день! Но не более 3 пар на весь велопоход. Дадим один маленький совет. Для того что бы утром не одевать мокрые и холодные носки, Вам следует положить их на ночь к себе в спальник. Не забывайте периодически стирать грязные и дурно пахнущие носки, так как если этого не делать, то такой неприятный запах пройдёт насквозь всего Вашего багажа.

Что касается обуви, то желательно брать с собой простые кеды. Это при том, что на улице тепло, а Ваша основная обувь – это качественные, анатомические кроссовки. Кеды в свою очередь Вы сможете одеть, когда приедете на ночлег, а кроссовки в свою очередь избавятся от пота, накопившегося за целый день поездок. Если же на улице холодно – надевайте резиновые сапоги. И помните, что Ваши ноги должны постоянно находиться в тепле. Та как неоднократно было замечен тот факт, что у человека, который не содержал ноги в тепле, появляется высокий процент риска заболеть. А это в велопоходе — ох как плохо.

И ещё одной важной вещью, является ветровка. Её стоит надевать, когда начинается сильный ветер. В таком случае Вы защитите себя от ветра, и не дадите телу замерзнуть.

А что же делать с головным убором. Летом, конечно же, можно надеть простую кепку, которая защитит Вас от солнца. Можно вместо кепки надевать вело-шлём. Это будет даже очень полезным, так как мы никогда не знаем, что ждёт нас за поворотом. , да и вообще в холодное время суток оптимальным вариантом головного убора будет шапка.

Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

Тут всё зависит от того в какое время года, Вы совершаете велопоход. Допустим летом в тёплую пору года, можно взять с собой только спальник и этого будет вполне достаточно. Перевозить его на необходимо в скрученном виде. Очень часто его помещают в целлофановый пакет и крепят под седло велосипеда. Из-за этого он не забирает полезное место в бауле.

Теперь что касается палатки, то она пригодиться, если на улице будет идти дождь, будет холодно, а также палатка защитит от всяких насекомых. В среднем вес двухместной палатки колеблется от 1 до 3 килограмм. Кроме этого, время на расставление палатки составляет порядка 10-15 минут, что совсем не много.

Каремат: брать или не брать? Тут выбор каждого индивидуален, но стоит рассказать о плюсах и минусах каремата. Главным плюсом каремата является его способность сохранять тепло и сухость под человеком. Кроме того каремат весит около 500-700 грамм. Размеры карематов на рынке существуют разные — подбирайте по Вашем росту. Теперь что касается минусов то он один – это создание большой парусности, при перевозке его на велосипеде, так как в основном крепят его к верхней части баула.

Переходим к следующему вопросу, а именно, какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

Самое первое, что Вам необходимо приобрести – это армейский котелок, ёмкостью 1-1,5 литра, в комплекте с крышкой. Такой котелок имеет небольшой вес, но при этом позволит Вам приготовить вкусную пищу. Кроме этого пищи хватит не на одного, а на двух-трех человек. Съемную крышку Вы можете использовать для того что бы разделить еду на порции, или же налить в ней любой горячий напиток.

Не зависимо от того куда и с кем Вы едете – берите такой котелок всегда с собой. Он позволит Вам быть независимым не от кого, в плане приготовления .

Кроме этого Вы можете готовить пищу в нём, не подвешивая его над костром, а просто поставив его в полу-перегоревший костер.

Следующая столовая утварь – это ложка. Ложка должна быть достаточно глубокой и в тоже время прочной. А потому не берите с собой ложки из алюминия, намного лучше взять ложку, изготовленную из нержавеющей стали. С помощью такой ложки, Вы сможете снимать горячий котелок с огня. Кроме того такая ложка по сравнению с алюминием не так быстро греется, а поэтому исчезает фактор обжечься. Не стоит возить больше одной ложки на одного человека. Если Вы готовите кашу, и в тоже время Вам необходимо перемешать сахар в чае – просто воспользуйтесь рукояткой ложки. Помните, что лишний вес никому не нужен.

Возьмите с собой один нож. Он должен быть складным, но с длинным и прочным лезвием. Немаловажным моментом является фиксация лезвия в разложенном состоянии. Потому что были случаи, когда нефиксированное лезвие ножа приводило к травмам. Самое главное, что бы нож был надёжным, острым, и фиксировался в открытом положении. Небольшой совет. Не кладите нож далеко в бауле, так как внезапно он может Вам понадобиться. Бывают разные случаи.

А на этом первая часть данной темы походит к концу. Скоро выйдет вторая! Спасибо что дочитали до конца. Я надеюсь, данная информацию была для Вас полезной. Также не забывайте подписываться на рассылку блога. Успешных Вам велопоходов.

Читайте продолжение статьи !

P.S. Посмотрите познавательное видео про то что взять с собой в велопоход!

С уважением, команда

Иногда клиенты моей небольшой веломастерской интересуются у меня: каков, по-моему мнению, идеальный велосипед для туризма, самый надежный и неприхотливый? Как выбрать или собрать действительно качественный велосипед? Естественно, для каждого велосипедиста он свой. И это зависит от разных предпочтений. Типа дорог, по которым велотурист передвигается, километражу, временны́ х рамок его путешествий, рельефа местности, погодных условий и так далее…

Но есть по-моему скромному мнению самое главное, что должно объединять все велосипеды для туристического велосипеда - надежность, неприхотливость и возможность отремонтировать или найти замену тем или иным запчастям вдали от дома.

В идеальном велосипеде для туризма нет места для мелочей, все должно быть максимальной надежно и качественно сделано и подобрано. Почти половина успеха того или иного велопохода будет зависеть именно от вашего велосипеда.

Поскольку мы живем в России и путешествуем в основном по России, то давайте попробуем в этой статье вместе разобраться, каким же должен быть «идеальный» велосипед для туризма в нашей стране и странах бывшего СССР.

Исходить будем из следующих данных:

— длительность путешествия — от 2 дней до 90 дней

— удаленность от дома — более 100 км

— дорожное покрытие — 50% асфальт, 50% грунтовки и бездорожье

— рельеф местности — равнина и горы

— пробег — более 200 км за 2-3 суток

— грузоподъемность туристического скарба и иже с ним — более 10 кг

— вес ездока — от 50 до 120 кг

Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее универсальным велосипедом для туризма будет горный велосипед с геометрией XC.

Готовый велосипед из магазина

К сожалению те времена, когда за 500 — 800 $ в обычном магазине или велорынке можно было бы купить качественный и надежный велосипед для туризма ушли в историю. В настоящее время даже велосипед за 800-1000$ имеет свои слабые стороны. Обычно это прежде всего очень слабые втулки и спицы. Мало кто знает, что некачественным спицам свойственно лопаться, а у дешевых втулок могут быстро выйти из строя механизмы зацепления или в простонародье «собачки». Далее идет несбалансированная навеска, не всегда удобное седло. Добавим сюда самую дешевую кассету и цепь, неудобные ручки руля и прочие мелочи.

Эти мелочи в совокупности создают неудобства в плане посадки на велосипеде и самое главное готовый велосипед из магазина будет не до конца надежным. Конечно, кататься по городу, на даче и недалеко от дома на таком велосипеде можно и нужно. Однако вдали от дома и цивилизации некоторые запчасти подобных готовых велосипедов могут доставить владельцу массу проблем. Поэтому, если кто и отправляется вместе со мной в какой-либо велосипедный поход, перед походом я всегда уделяю время для диагностики и исправления косяков жадных до прибыли производителей. Меняю спицы и втулки, подгоняю посадку и даже собираю целые велосипеды с нуля о которых вы можете прочитать в разделе

Покупка подержанного велосипеда для походов

В случае отсутствия средств для покупки нового велосипеда в магазине или сборки велосипеда с нуля. Вам стоит обратить внимание на рынок

Ведь иногда покупая б/у велосипед можно очень хорошо сэкономить и приобрести уже практически то, что нужно именно вам. Кончено б/у велосипед потребует от вас определенных вложений, но очень часто подобная покупка зачастую будет гораздо более выгодная чем сборка и приобретение нового велосипеда.

Рама для туристического велосипеда

Рама - это сердце любого велосипеда. Именно от рамы почти на 50% зависит, как будет вести себя велосипед на разного рода дорожных покрытиях, какой он будет иметь накат, жесткость. И на 70% — внешний вид.

Самое главное и основное, чтобы рама подходила Вам строго по росту. Не стоит брать раму меньшей ростовки и покупать более длинные выносы руля или подседельные штыри со смещением назад. А на раме большей ростовки, чем ваша, вы будете чувствовать себя неуютно.

Второе - это геометрия вашей рамы. Лично я сторонник проверенной временем «катящей» геометрии кросскантрийных рам. Угол рулевой / подседельной труб — 70-73 градуса. Естественно, допускаются отклонения в 1-2 градуса.

Рама может быть под колеса 26”, 27,5″, 28-29”. Но практика посещений веломагазинов и местечковых велорынков показывает, что в России самым распространенным является стандарт колес 26”, чуть реже — 28-29″. На любом воскресном рынке в любом райцентре вы всегда купите для таких велосипедов камеру, обод или покрышку.

Ваша рама может быть алюминиевой, титановой, стальной, так и карбоновой. Да, не смейтесь, но я знаю пару-тройку велотуристов, кто довольно успешно путешествует на расстояния более 1200 км именно на карбоновых рамах. Правда, стоит отметить, что надежность таких рам не на самом высоком уровне. Все-таки углепластик не столько надежен, как металл. Себе подобную раму для туризма я бы никогда не купил.

Про выбор материала для рамы - это тема отдельной статьи. И она обязательно появится рано или поздно на моем сайте в разделе Скажу только, что в моем арсенале для дальних велопоходов есть два велосипеда: на алюминиевой американской раме Cannondale сплава 6061 и раме из титана, сваренной на заказ. Есть еще и третий велосипед на алюминиевой раме trek crossrip для ровных и хороших дорог. Пробовал я и сталь, тоже весьма неплохие рамы.

Алюминий, на мой взгляд, жесткий и быстрый. Титан более комфортный. По надежности одинаков. Бытует мнение, что алюминий накапливает усталость и может внезапно сломаться, но в своей практике веломеханика я еще ни разу в жизни не видел ни одной сломанной алюминиевой велосипедной рамы по причине того, что она проехала большое количество километров.

Стальные (хром-молибденовые) рамы тоже гасят мелкие неровности дорог, но гораздо более тяжелые, чем титан и алюминий, хуже едут в гору и, увы, подвержены коррозии зимой. Но, в целом, стальная (хроммолибденовая) рама для туризма вариант очень неплохой и вполне надежный. С горы такие рамы накатывают будь здоров и имеют неплохую инерцию. Правда главным минусом стальных рам является нестабильность кареточного узла, т.е. при резком и мощном нажатии на педаль стальная раму несколько уходит в бок. Именно поэтому гонщики никогда не используют для участия в соревнованиях сталь.

Однако многие туристические велосипедные рамы делаются как раз из Cr-Mo сплава. Фирмы Surly, On-one, Salsa и другие давно поставили на поток производство вполне надежных рам для туризма. Но если брать внутренне-российский рынок, да и в целом рынок сравнительно недорогих и надежных велосипедных рам и велосипедов, то алюминий будет самым доступным материалом.

Если вы покупаете алюминиевую раму, обратите внимание на ее породистое происхождение. Лучше всего, если эта рама будет от известных производителей, таких как Speciаlized, Trek, Gary Fischer, Scott, Canonndale, Felt, Marin, Giant. Практика из моего опыта показывает, что именно рамы данных фирм обладают наиболее лучшими ездовыми характеристиками. Это не значит, что рамы других фирм будут хуже катить или будут менее прочными. Просто здесь я перечислил именно те фирмы, которые постоянно ведут собственные разработки в велоиндустрии, а не заказывают свою продукцию тупо в каталогах крупных китайских заводов.

Есть также и множество других местечковых фирм, кто качественно производит рамы для велосипедов. Такие фирмы имеют претензию на определенный эксклюзив, и качество их рам, как правило, всегда на высоте.

Еще одна немаловажная деталь рамы для туристического велосипеда - это наличие полноценного крепления под багажник. Конечно, существуют некоторые способы надежной установки багажника на раму, не имеющую креплений, но эти способы, порой, в некотором роде, кустарные или требуют некоторых денежных вложений.

Также стоит обратить внимание на неприметность рамы. Не стоит покупать раму подчеркнуто ярких цветов. Живем, увы, в России, и часто в глубинке приходится сталкиваться с криминальными элементами общества. Так что лишний раз привлекать внимание красивым и дорогим велосипедом не стоит. На всякий случай рекомендую читателем зайти в раздел статьи и прочитать там мой материал о , который в свое время получил большое кол-во велооткликов среди коллег велотуристов.

Не забудем также и про вес (массу) рамы. Для туризма не стоит покупать или заказывать слишком легкие рамы.Чем тоньше трубы рамы, тем рама будет менее надежна. Нормальный вес надежной титановой или алюминиевой рамы в ростовке 18” должен составлять от 1700 до 2100 грамм. Сталь должна весить не менее 2400 г.

О том, что рама должна иметь нужные крепления под ваш желаемый тип использования тормозов, думаю, напоминать излишне. В целом, для туризма можно использовать и недорогие рамы от не очень известных производителей, но главное, чтобы такая рама была все-таки качественной. Титановая рама, вероятно, станет вашим лучшим выбором. Я езжу именно на титане, но заказывал я подобную раму еще тогда, когда цены на титан были приемлемые для среднестатистического кармана потребителя в России.

Если ваш бюджет поскромнее, то не стоит расстраиваться, смело берите хорошую алюминиевую раму.

Колеса для туристического велосипеда

Самосборные — это когда вы приходите в магазин, и там Вам продают обода и втулки, вы это все несете веломеханику, он делает расчет длины спиц в специальной программе и собирает вам комплект колес.

Заводские, или так называемые «вилсеты» (wheel set). Обычно это красивые, технологичные, яркие колеса с небольшим количеством спиц и ободами и втулками нетрадиционной спицовки. Эти колеса собираются на заводе производителя.

Такие колеса обладают хорошим качеством, накатом, жесткостью, но ремонт таких колес вдали от дома зачастую затруднен. Дело тут в спицах нетрадиционной формы и длины, а также втулках и ободах. Такие колеса редко когда имеют стандартные втулки и обычные 32 спицы.

Поэтому для надежного велосипеда для долгих велопробегов мы будем собирать колеса. Плюс такой сборки в том, что почти в любом городе при поломке обода, спицы или втулки вы можете восстановить свои колеса в любой мало-мальски приличной мастерской или же сами «на коленке».

Как показывает практика, именно колеса по степени поломок порой стоят на первом месте в велопоходах. Часто лопаются или вылетают некачественные спицы, трескаются алюминиевые ниппеля, не выдерживают нагрузки обода, клинят или начинают люфтить втулки. Колеса под ободные тормоза будут несколько дешевле, чем под дисковые.

Втулки для велотуризма

Втулки бывают как на насыпных, так и на закрытых подшипниках в обойме (т.н. промышленные подшипники, «промы»). Какие втулки лучше — это, опять же, тема отдельной статьи.

В туризме нам важна, прежде всего, ремонтопригодность и взаимозаменяемость компонентов. Поэтому без проблем можно использовать в туризме втулки на насыпных подшипниках.

Фирма Shimano выпускает широкий ряд различного класса втулок на насыпных подшипниках. Они все достаточно надежны, легко перебираются и ремонтируются даже в «поле». Да и если такая втулка вас все-таки подвела вдали от дома, ей довольно легко найти замену, так как фланцы данных втулок фирмы Shimano идут одного размера, и вам не придется искать спицы другого размера для того, чтобы переспицевать колесо.

Лучшими втулками для туризма будут втулки Shimano ХТ и ХТR. Именно эти две линейки последние годы отличает высокое качество изготовления и плавность хода. Неплохим выбором будут втулки Shimano LX/SLX. Они совсем недороги и вполне надежны.

Втулки Shimano Deore, Аlivio, Аcera тоже, как ни странно, надежны, но качество грязезащиты и плавности хода у них несколько хуже и для туризма будут не лучшим выбором.

Кто-то грешит на качество работы барабана «шимановских» втулок, но под моими велосипедами втулки этой фирмы проходили уже более 100 000 км и заменялись только планово — в связи с выработкой своего ресурса.

Втулки на «промах» будут также отличным вариантом, особенно от известных производителей. В своей практике механика за 2015 и 2016 года я все больше устанавливал знакомым втулки именно на промах от OEM производителей. Идея здесь такая, что есть некий завод в Китае, который выпускают продукция для именитых брендов. А на торговых площадках предлагает точно такие же втулки дешевле уже под другими брендами или no name. Такие втулки будут очень качественными, а их соотношение цены и качества удивит даже видавших видов путешественников и веломастеров.

Обода для велопоходов

Обода должны обязательно быть двойными и пистонированными. Ибо пистоны берут на себя часть нагрузки от ударов и неровностей дороги на себя.

Некоторые уважаемые фирмы, такие как ztr, american classic производят обода без пистонов. Это, видимо, делается для облегчения веса. На таких ободах собираются легкие колеса для гонок по пересеченной местности. Но моя практика сборки подобных колес показывает, что данные обода весьма сносно, за некоторым исключением, ведут себя и в условиях велотуризма.

Обод для туризма не должен весить менее 400 грамм. Все-таки основная часть нагрузки от езды приходится именно на обода.

Шов обода желательно выбрать сварной, но вполне подойдет и клепанный. На своих велосипедах я использую обода Mavic 719. При своем весе менее 440 грамм они имеют хорошую жесткость, прочность и надежность.

Неплохим выбором будут обода от фирм: dt swiss, ambrosio, wtb, sun ringle, alex rims, mach.

При покупке обратите внимание на ваш вес. Если он подбирается или превышает 100 кг, выбирайте более тяжелый обод, если вы довольно легкий райдер, то берите обод полегче.

Моя супруга — девушка довольно легкая, веса возит на велосипеде минимум, поэтому и обода я ей на колеса установил весом всего 360 грамм каждый.

Если Вы хотите собрать бюджетный велосипед, необязательно покупать слишком дорогие обода. На рынке всегда есть и более бюджетные недорогие модели, которые я всегда без проблем использую для сборки колес.

Спицы для надежных колес

Для идеального велосипеда для туризма спицы можно использовать только двух фирм. Это либо дт свисс (Швейцария), либо Sapim (Бельгия). Все спицы других фирм, увы, рано или поздно начнут ломаться.

Оптимальным вариантом для туристического велосипеда будут спицы dt swiss champion или Sapim basic. Это простые надежные спицы по сравнительно низкой цене шириной 2 мм.

Есть также спицы переменного профиля. Например, dt swiss competition / sapim force. У резьбы и головки их толщина 2 мм, а в середине 1,8 мм. Они несколько дороже, и тоже будут вполне надежным вариантом.

Очень важно, чтобы расчет длины для вашего комплекта был произведен максимально точно. Есть много программ для расчета длины спиц, но далеко не всем из них можно доверять.

Все мои колеса собраны на спицах дт свисс или sapim. Другим спицам лично я не доверяю. Пробовал тайваньские pillar, американские wheel smith и, увы, они все рано или поздно ломались. Обратите внимание, что фирменные спицы имеют клеймо. И частенько мне приходилось видеть, как в мастерских при различных магазинов недобросовестные «мастера» выдавали китайские дешевые спица за фирменные, которые впоследствии лопались. Поэтому покупайте спицы сами и обращайтесь к тем, кому лично доверяете.

Ниппеля для сборки колес

Ниппеля — эта деталь, которая крепит спицу к ободу. Ниппеля лучше использовать латунные. Хотя я уже несколько лет езжу на алюминиевых ниппелях и не испытываю с ними никаких проблем.

Но все-таки латунь будет лучше. Длину ниппеля лучше взять 14 мм. Опять же используйте только фирменные ниппеля и не поддавайтесь на уловки продавцов. Китайские ниппеля увы далеки от идеального качества. Кататься на них можно, но вот в серьезную поездку я бы не отправился.

Ободная лента

На ободных лентах многие велосипедисты экономят, а это, на мой взгляд, очень важная деталь любого велосипеда. Некачественные ободные ленты, изоленты, всякие непонятные медицинские пластыри, которые использует разный велосипедный люд, могут доставить велотуристу массу хлопот. Используйте качественные ленты от известных производителей. Лучше всего, если это будут ленты на самоклеящейся основе.

Покрышки для велопутешествий

Для идеального велосипеда для велотуризма не подойдет гоночная велосипедная резина весом менее 400 грамм за покрышку. Такая резина будет обеспечивать лучший накат, но будет слишком часто колоться. Боковину такой резины легко порезать стеклом или об острый камень, что, собственно, со мной и случалось пару раз вдали от дома.

Лучше всего выбирать качественную и не самую дешевую велорезину. При покупке обязательно прощупайте толщины боковин, обратите внимание на литье покрышки. Самую лучшую резину для велотуризма с защитой от проколов выпускают фирмы hutchinson, continental, schwalbe. Кое-что можно выбрать у фирмы Maxxis.

За свою более чем 15-летнюю велокарьеру я сменил и опробовал более 100 комплектов разной велорезины, отзывы о некоторых из них вы можете прочитать а разделе

Выбирайте резину под стиль вашего похода. Для асфальтового похода лучше всего подойдет полуслик. Для грунтовых участков берите более злую резину.

Бескамерная резина для велотуризма в целом неплоха, но в случае большого пореза или прокола Вам все равно придется ставить внутрь покрышки камеру, к тому же, если бескамерка ни с того ни с сего у вас спустила, то накачать ее обычным небольшим походным насосом у вас не получится, так как нужно будет нагнетать слишком большое давление. Однако вот удачного и не самого легкого похода на бескамерной резине.

Велосипедные камеры

Камера есть камера. Ничего нового за 100 лет люди не придумали. Наверное, не стоит покупать слишком дешевые китайские камеры. Лучше всего использовать камеру с автониппелем. Моя практика показывает, что камеры с таким ниппелем более надежны. К тому же, при поломке насоса практически любой автолюбитель сможет помочь вам накачать колесо.

Лента, защищающая от проколов

В своей практике я одно время использовал ленту, которая защищает от проколов велосипедную камеру. Вещь в общем-то неплохая и вполне нужная, особенно если ваши покрышки частенько прокалываются. В своей мастерской я всегда имею подобные ленты и устанавливаю их людям, кто хочет сэкономить на покупке дорогой туристической резины.

Руль, вынос и подседельный штырь для велопутешествий.

Для дорожного велосипеда лучше выбрать баран или бабочку. Там больше возможностей хвата. А для настоящих грунтовых приключения лучше взять обычный прямой руль с небольшим изгибом назад (backsweep). Можно купить руль и с подъемом. Руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Хотя тут все зависит от ваших предпочтений. Иногда при сборке велосипедов для туризма люди просили реализовать весьма странные с моей точки зрения решения, но в этом случае будущий хозяин велосипеда как говорится является и барином.

Дешевые и некачественные выносы отбросим сразу. Фрезерованный вынос будет лучшим выбором, правда за него придется неплохо заплатить. Зато он будет жестким и очень крепким. Фрезерованные выносы фирмы Hope - это настоящее произведение искусства.

За свою практику механика мне приходилось видеть поломанные замки дешевых подседельных штырей, гнутые рули, некачественно сделанные выносы руля с плохо проточенной резьбой под болты.

Для грузового туризма строго никакого карбона. Сам лично при не очень сильном падении ломал карбоновый руль и подседельный штырь от фирмы easton, а фирма эта — одна из флагманов современного карбоностроения.

Вынос лучше брать четырехболтовый. Подседельный штырь должен иметь надежное крепление, руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Лучшие подседельные штыри делает фирма thomson. Именно они и стоят на всех велосипедах моей семьи. Вынос thomson также будет хоть и дорогим, но отличным выбором для вашего велосипеда. Фрезерованные выносы фирмы Hope - это настоящее произведение искусства.

Хороши изделия и других фирм, таких как Race face, Answer, Azonic, Kore, Ritchey, Easton и других.

Хороший руль, вынос, подседельный штырь не должен быть слишком тяжелым. Но и излишней легкости в этом вопросе я бы избегал.

Опять же, при выборе руля, подседельного штыря и выноса всегда можно найти недорогие и качественные варианты, это именно те детали велосипеда, где можно немного сэкономить.

Седло для туризма

У каждого человека своя анатомия. Кто-то выбирает классический Brooks, кто-то облегченное гоночное selle italia. Важно, чтобы седло было удобным для Вас. Я сменил более 10 седел, пока случайно не подобрал именно то, которое мне идеально подходит.

Рулевая колонка для туристического велосипеда

Вещь, вроде бы, малозаметная, но именно от нее зависит, насколько плавно у вам будет поворачиваться руль. Рулевые колонки бывают различных стандартов. Главное — Вы должны убедиться в том, что она подходит под ваш тип рулевой трубы. При установке рулевой колонки очень желательно отторцевать рулевую трубу для того, чтобы она зашла ровно и без перекосов. Хорошие рулевые колонки стоят примерно от 30$. Лично я доверяю фирме cane creek. Их продукция наиболее долговечна и неприхотлива в эксплуатации.

Есть колонки на игольчатых подшипниках, есть на «промах». Игольчатые стоят сущие копейки, и их легко заменить, «промы» подороже. Для туризма подойдут как одни, так и другие.

Трансмиссия для туризма

Первый вопрос — shimano или sram. До 2009 года мне гораздо больше нравилась фирма sram по причине качества переключения. В 2009 я перешел на shimano, и несколько не жалею. Ощутимый плюс «шимано» в том, что компоненты этой фирмы легко встретить на прилавках в магазинах регионов, так как sram доступен большей частью в интернет-магазинах или только крупных городах. Скажем, если у вас сломался переключатель sram, то замену вдали от дома найти будет сложнее.

Количество скоростей. Лично я езжу на 27-скоростной трансмиссии. Кто-то ездит на 24 скоростях, кто-то уже перешел на 30 скоростей или даже 1 на 11.

Здесь, честно говоря, разницы особой нет. Единственный минус трансмиссии на 30 скоростей — цепи и звезды тоньше, и все это более быстро изнашивается. Но в целом начиная с 2013 года практически все верхние группы фирм shimano и sram выпускают продукцию на 30 скоростей (сзади на кассете 10 звезд).

В туристическом мире считается, что одна из лучших групп более доступного туристического оборудования - shimano xt. Это действительно так. Правда, несколько ненадежен их задний переключатель по причине алюминиевой лапки, которую легко погнуть и сломать, поэтому на своих велосипедах я использую переключатели группы slx или saint.

Очень хорошо в велотуризме показали себя группы оборудования saint и slx. Deorе в целом тоже работает без проблем, но надежность его на проценты ниже. Если говорить о недорогой группе shimano Alivio, будь то старая группа 3х8 или новая 3х9, — вполне справляется с поставленными задачами, правда, более тяжелая и менее технологичная, чем более высокие группы, и, конечно, немного хуже работает в сверхтяжелых режимах и менее долговечная.

Опять же, исходя из запросов и бюджета велосипедиста всегда можно подобрать те или иные довольно качественные элементы трансмиссии.

Если говорить о конкретном выборе той или иной системы шатунов, манеток, кассеты, цепи, то это тема уже других статей. Новичкам крайне рекомендую прочитать мои статьи, в которых я довольно подобно рассказываю о каждой группе оборудования и

Вилка для велотуризма

Жесткая вилка

Самым надежным, неприхотливым вариантом для туризма будет жесткая вилка. Такую вилку очень сложно сломать, она максимально надежна, к тому же, обладает низким весом.

Жесткая вилка из титана будет отлично гасить мелкие вибрации от дорожного покрытия. Стальная жесткая вилка будет несколько тяжелее титановой, и чуть хуже гасить вибрации дорог. Вилка из алюминия будет, вероятно, самым дешевым вариантом для Вас. Но главным ее минусом будет отсутствие свойства алюминия как металла гасить мелкие колебания при езде. Т.е. с такой вилкой ваши суставы и мышцы рук, плечевого пояса и спины будут уставать быстрее.

Карбоновая вилка будет неплохим вариантом, но, опять же, встает вопрос о ее надежности.

Хотя, если вы ездите аккуратно и не швыряете свой велосипед, то проблем с карбоновой вилкой быть не должно. Более подробно о жестких вилках можно прочитать в , которую я написал не так давно.

Амортизационная вилка

Для жесткого, горного велотуризма с быстрыми спусками и агрессивной ездой такая вилка будет самым оптимальным вариантом. Самой дорогой и качественной в работе будет воздушная вилка, в которой обычную металлическую пружину заменяет воздух. Такие вилки стоят от 300$, имеют сравнительно низкий вес и хорошее качество работы по «съеданию» различных неровностей дорог.

Минусы таких вилок: высокая цена, частые технические обслуживания и некоторая ненадежность, которая заключается в том, что данная вилка может подтравливать воздух или даже внезапно стравить весь воздух. Такие беды все-таки случаются.

К такой вилке в поход вы всегда должны возить насос высокого давления. Более разумным и дешевым вариантом для туризма будет пружинно-масляная вилка. Она несколько тяжелее, но гораздо надежнее воздушной вилки, к тому же ощутимо дешевле.

Пружинно-эластомерные вилки практически всегда очень плохи по качеству своей работы.

И вместо дешевой эластомерки всегда лучше установить жесткую вилку. Но изредка на вторичном рынке можно найти эластомерку приличного качества по низкой цене из запасов старых лет.

Тормоза для велотуризма

Если вы сторонник дорожного или несложного спокойного велотуризма, то смело устанавливайте ободные тормоза. Они сравнительно дешевы, неприхотливы в использовании, легко настраиваются и регулируются. На ободных тормозах я отъездил более 10 лет, и скажу, что за все время у меня не было ни единой проблемы с ними ни в крымских горах, ни в мещерских лесах, ни в донских степях.

Выбирайте тормоза от известных производителей, таких как shimano, avid, trp. Не забудьте, конечно же, сразу установить качественные колодки от фирмы кool stop.

Если Вы собираетесь в горы, практически всегда ездите по грунтам, по грязи, любите отжечь на спуске, то дисковые гидравлические тормоза будут правильным решением для вашего велосипеда для туризма. Выбирайте тормоза от фирмы shimano. Колодки тормозов этой фирмы имеют сравнительно большой зазор, чтобы ротор не терся об них, они легко прокачиваются в полевых условиях, имеют отличную модуляцию, да и в целом являются сегодня лучшими тормозами по соотношению цена-качество на рынке.

Модель тормозов групп SLX или XT будет, вероятно, лучшим выбором для туристического велосипеда, но и более дешевые группы Вас тоже не подведут.

Если вы сторонник дисковой механики, то выбор у вас только один - тормоза TRP. Более качественных дисковых механических тормозов Вы не найдете. Можно установить и avid bb7, но у них хуже модуляции, и колодки не столь плотно сидят в калиперах тормоза, создавая небольшой перекос. Можно также посмотреть в сторону hayes и азиатских oem тормозов, иногда за сущие копейки можно встретить очень качественный продукт без каких-либо опознавательных знаков.

Выбор роторов (тормозных дисков)

Выбирайте роторы соответственно стандарту креплений на вашей втулке. Лично мне по душе больше роторы с системой крепления ко втулке «центр-лок». Они чуть меньше подвержены искривлению, нежели роторы с системой крапления 6 болтов. Не стоит на туристический велосипед устанавливать роторы диаметром более 160 мм.

Педали для туризма

Лучшим выбором будут, конечно же, контактные педали фирмы Shimano, модель 540. Они очень качественно сделаны, ничем по своей сути не отличается от модели xt, они просты в использовании и очень долговечны.

К таким педалям очень важно подобрать удобную велообувь. Опять же фирма shimano выпускает большой ряд моделей велообуви для туризма. Более подробно о контактных педалей я уже писал

Если Вы сторонник «топталок», то выбирайте педали от известных фирм строго с закрытыми подшипниками качения, или, как говорят в народе, на «промах».

Тросы, рубашки, наконечники.

Тросики на велосипеде для туризма лучше всего использовать с тефлоновым напылением. Такие тросики в 2-3 раза дороже обычных, но практически не подвержены коррозии. Если они недоступны в вашем городе, то используйте обычные тросы из нержавейки.

Рубашки выбираются от известных производителей, таких как shimano, jagwire, alligator, sram и другие. Не экономьте на наконечниках для рубашек, берите латунные или качественные алюминиевые.

Не забудьте при обрезании рубашек обязательно обработать их концы шлифовальным инструментом, чтобы рубашка как можно плотнее зашла в наконечник. Я это обычно делаю как на фото ниже.

Грипсы для туризма

Кто-то любит жесткие грипсы и ездит в перчатках, кто-то любит помягче. Но, вероятно, анатомические грипсы из кожи или кожазаменителя будут одним из наилучших вариантом.

Вердикт Владимира Кулигина и Велосипедных Форм Жизни:

На идеальном велосипеде для туризма нет места мелочам. Каждой детали, каждой мелочи должно быть уделено должное внимание при выборе и установке. Выбор отдельных запчастей зависит от ваших физических параметров и стиля путешествий.

На каких-то запчастях можно сэкономить, на каких-то экономить не стоит. Если вы покупаете детали на вторичном рынке, убедитесь в их качестве и работоспособности лишний раз. Подбирая ту или иную запчасть, поищите отзывы о ней в интернете, спросите опытных велосипедистов на велофорумах или меня под комментариями к данной статье или по почте ().

Собирайте ваш идеальный велосипед для туризма только из фирменных, проверенных временем и другими райдерами компонентах. При сборке велосипеда для туризма нет места различным экспериментам, выбор и предпочтения уделяются надежным и проверенным временем решениям!

Мне всегда интересно увлечь человека тем, что интересно мне самому Велопоходы и веломеханика — это большие увлечения в моей жизни, поэтому все эти советы и рекомендации я написал для вас от души исходя из своего более чем 15-го опыта и увлечением омеханикой.

Уважаемые владельцы велосипедных магазинов, маркетологи и представители различных велосипедных фирм. Проект сайт не коммерческий . К счастью я имею возможность рекламировать не то, что нужно продать вам, а пишу только о том, что многократно проверено в походах участниками нашего велосообщества. Поэтому не тратьте свое время, предлагая мне продвигать вашу продукцию.

Искренне ваш Владимир Кулигин

За более чем 20-летнюю карьеру велосипедиста и особенно после создания блога «велосипедные формы жизни» в мой адрес частенько поступают вопросы относительно моего стиля катания на велосипеде и велопоходов. За последние 10 лет у меня сложился дружный коллектив товарищей по увлечению. Этот коллектив периодически в разном составе организует и проводит различные велосипедные мероприятия. Правда, их анонсы в открытом доступе мы публикуем нечасто.

Связано это прежде всего с отсутствием свободного времени и тем, что на событие может откликнуться большее количество потенциальных участников, а также с тем, что любого человека, который отправляется с нами в более или менее длительный поход, всегда воспринимаем как надежного друга, а не случайного попутчика. Поэтому, кататься большими группами — это совершенно не наш стиль. Максимальная группа в нашем походе 8 человек. Но обычно численность нашей группы не превышает 3-5 человек.

В этой заметке я собрал практически все ответы на вопросы, которые когда-то либо получал от потенциальных участников наших поездок.

Мотивация для велопоходов

Мотивацией наших поездок является прежде всего отдых. Отдых от шумного города, отдых от городского транспорта, толпы, отдых от работы и прочих дел. Помимо отдыха немаловажным фактором является физкультура. Т.е. физическая составляющая наших походов стоит далеко не на последнем месте. Об энергетической составляющей тоже не стоит забывать. Именно на природе, в полном безлюдье и относительной удаленности от крупных городов и поселений, человек стряхивает с себя всю грязь и напряжения города и наполняется чистой силой и природной энергией.

Приведу краткие понятные примеры. Лес - очищающая сила. Деревья даруют жизненную энергию человеку. Они, как антенны, распространяют благотворную энергию Земли. Также это касается всех растений. Реки, пруды, ручьи и озёра — это просто сказочные источники природной энергии невероятной силы. Поля и луга позволяют оценить красоту и могущество природных ландшафтов. Грунтовые просёлочные дороги - не только средства связей пункта А и Б, но и средства энергетической связи.

Познавательная мотивация тоже очень важна. Нам интересны красивые ландшафты, реки, озера, заброшенные памятники архитектуры, небольшие уютные городки, история и краеведение. Однако, несмотря на весь интерес к рукотворным местам, нами больше движет мотивация познания красоты природы, малоезженных дорог, поэтому мы редко когда тратим более 2 часов в день для осмотра памятников архитектуры и посещения музеев, хотя исключения из правил, конечно, бывают.

Если ответить на вопрос мотивации поездок на велосипеде кратко, то это: медитация, отдых души, физкультура тела, наслаждение природой и общением с единомышленниками, крепкий сон на природе, купание в водоемах и прокладка новых велосипедных маршрутов в относительно небольшой удаленности от Москвы.

Продолжительность велопоходов

Если не брать в расчет однодневные и двухдневные выезды в радиусе около 100 км от Москвы, то продолжительность одного нашего похода составляет от 3 до 12 дней. Ясное дело, что чем больше удаленность от Москвы, тем дольше длится сам поход. Так, по Крыму мы обычно катаемся около 2 недель, а по недалеким областям — Тульской, Липецкой, Воронежской, Калужской, Орловской и другим — 3-7 дней.

Кататься в радиусе 100-150 км от Москвы более 2-3 дней, как правило, неинтересно, поэтому для наших поездок мы обычно выбираем регионы, которые достаточно удалены от Москвы, но не более чем на 700-800 км. Заброску туда мы обычно осуществляем на ночных поездах, чтобы не тратить на дорогу световой день. Если покатушка планируется в радиусе 300-400 км от Москвы, то мы иногда пользуемся личным автотранспортом или утренними сидячими поездами. Таким образом, катаясь с мая по сентябрь-октябрь, мы совершаем 4-5 небольших походов средней продолжительностью от 4 до 10 дней.

Во-первых, за такой срок можно хорошо отдохнуть, сменить обстановку, нагрузиться физически, успеть соскучиться по родным и домашнему уюту. Во-вторых, такой срок обусловлен нашей рабочей деятельностью, так как выбраться подальше зачастую не позволяют дела. Ну, и в-третьих, свой большой отпуск мы обычно проводим на море в жарких странах, а для подобного рода выездов берем отгулы, используем праздники и выходные дни, работаем сверхурочно или берем отпуск за свой счет. Именно такие сравнительно небольшие поездки дают нам отличную возможность отдохнуть в седле велосипеда, увидеть много нового и при этом и не тратить массу времени и средств на заброску. Ради 2-3 дневной покатушки мы редко когда поедем на расстояние более чем 200 км от Москвы, даже на машине. Это нелогично и нерационально.

Километраж велопоходов

В однодневной поездке по Московской области средний наш километраж составляет около 100 км за один световой день. В таких поездках мы редко когда ездим менее 60 км. Наш максимальный пробег в последние годы составляет обычно не более 150 км за один световой день.

Если говорить о велопоходах на 3 и более дня, то статистика показывает, что за 5 дней мы проезжаем в среднем около 400 км. Т.е. порядка 80 км в день. Хотя частенько бывает и такое, что в один день мы можем проехать более 110 км, а на следующий день расслабиться и сделать всего лишь 40-50 км.

В любом случае, точных планов относительно километража на день (да и на весь поход) мы не строим, а действуем всегда по обстановке, здоровью, погодным и дорожным условиям. В хорошем красивом безлюдном месте мы всегда устраиваем полудневку, отдыхаем, купаемся и восстанавливаем силы. Но больше одного дня на одном месте проводим редко. Обычно при планировании велопохода на 4-7 дней мы всегда берем в запас лишний день для того чтобы не ломиться в последний день к конечной точке похода, а спокойно завершить поход. Многое зависит от физической формы, настроения и общего настроя группы. Бывает и такое, что в среднем в походах мы проезжаем всего по 40 км в день, купаясь и загорая на морях и реках или прячась от непогоды в палатках. В любом случае, если говорить о километраже для нас в последние годы он перестал быть особенно важным, нежели качество природы вокруг и общения внутри группы. Но все же мы выбираем постоянное движение вперед, нежели спокойный кемпинговый отдых.

Тип дорог, которые мы выбираем

В любом походе мы стараемся выбирать грунтовые дороги хорошего качества. Если на месте оказывается, что проезд по ним несколько затруднен, то мы без проблем воспользуемся асфальтовой дорогой без частого автомобильного трафика. Тихие асфальтовые дороги мы любим и не избегаем. Они дают нам возможность отдохнуть от тряски на сложных грунтовых дорогах. Примерное соотношение асфальта к грунту в наших походов составляет 40 на 60. Мы редко когда будем катить целый день по асфальту. В то же время мы никогда не сунемся на полное бездорожье с грязью или глубокими песками, зная, что совсем недалеко есть тихая асфальтовая дорога. А вот шоссе с большим количеством машин мы всегда предпочтем любой грунт. Мы редко когда пользуемся чужими треками, предпочитая самим узнавать и познавать окружающий нас мир. Идеальный день в походе для нас — это постоянная смена природных ландшафтов и дорог. Скажем, сначала около 10 км полевой грунтовки, затем 12 км тихого асфальта, 15 км леса, 15 км грейдера, небольшой брод и опять грунтовка и опять асфальт. Хотя стоит отметить, что в последние годы мы все больше склонны кататься по грунтовым дорогам, а на асфальт выезжать только в случае необходимости. К примеру, в трех последних походах по Воронежской области асфальта в них было всего от 15 до 30%.

Темп и средняя скорость движения

Замечено, что утром мы вкатываемся в ходовой день особенно не спеша, а вот к вечеру зачастую начинаем “лосить”, чтобы к привалу выжать из себя последние силы. Однако в целом ездим мы не быстро, и где-то даже медленно. По ровному асфальту на груженом велосипеде в длительном режиме педалирования мы редко когда едем более чем 20 км/ч; по грунтовым дорогам наша скорость редко когда превышает 16 км/ч. Это средние значения, и нам не чуждо быстрое и агрессивное вкручивание на отдельных участках, как и совсем медленное движение в случае встречного ветра или по причине неровного дорожного покрытия. В особо крутые горки мы скорее пойдем пешком, нежели будем тратить силы. В больших походах мы стараемся ехать совершенно не напрягаясь, для того чтобы разложить силы на всю дистанцию. Средняя общая скорость за 1 один ходовый день с учетом всех остановок составляет не более 10 км/ч.

Категорийность походов

Мы навряд ли поедем в какие-либо серьезные горы, где велосипед большей частью надо будет тащить на себе, а спуски проходить не в седле, в с велосипедом в руках. Нам чужды различные справки и прочая бюрократическая ерунда. С другой стороны, в наших походах зачастую встречаются и топкие болота, и сыпучие пески, и крутые крымские горы. Мы навряд ли поедем в поход, если прогноз погоды будет неблагоприятным. Обычно все наши походы имеют категорию 2-3 сложности.

Поездки за границу

Так уж повелось, что за границей мы отдыхаем и даже живем вместе с семьями, а на велосипедах путешествуем по родной России. Это не значит, что подобные поездки мы не планируем практиковать. Но, как правило, примерные даты нашего похода планируются за 1-2 недели, а точные даты поездки мы определяем по погоде всего лишь за 2-3 дня до выезда. А при таком подходе спланировать поездку за рубеж весьма непросто. Да и в целом кататься на велосипеде по России и СНГ куда более удобнее и дешевле. Да и велосипеды будут куда целее, когда ты перевозишь их поездом, а не самолетом.

Места ночевок в походе

Мы бодро крутим педали наших велосипедов для того чтобы хорошо отдохнуть вечером на привале. Это аксиома. Замечено, что общее впечатление от похода очень часто зависит от мест ночевок. Для постановки лагеря мы всегда выбираем спокойные и безлюдные и красивые места. Это может быть опушка соснового леса, или вершина крутого косогора над рекой, а, возможно, мы выберем березовую посадку с удивительным видом на поле пшеницы и горизонт, или же холм с одинокой березой и низкой мягкой травой.

Выбирая место для ночевки, мы всегда первое место уделяем безопасности. Основным критерием выбора места является отсутствие возможности проезда автомобиля к месту лагеря, а также невидимость лагеря с окрестных дорог и населенных пунктов.

Перед ночевкой, если стоит не особо холодная погода, мы по возможности стараемся посетить любой чистый водоем для для того чтобы искупаться и помыться. После чего переодеваемся в чистую одежду и едем искать само место ночевки. Мы редко когда ставим лагерь на берегу реки и водоемов по причине частого появления в этих зонах непрошеных гостей. Мы всегда выберем уютное чистое место в 200-300 метрах от реки и дороги вдоль нее, нежели встанем там, где может проехать пьяная компания или просто отдыхающие. Практика показывает, что в малонаселенной местности от людей можно ждать всего что угодно. К тому же во время сна в палатке человек особенно уязвим, а о снаряжении и велосипедах здесь говорить вообще не приходится. С другой стороны, мы с большей долей вероятности установим наш лагерь у реки или небольшой грунтовой дороги, нежели в темном сыром лесу, высокой неприятной траве или возле болота. Места ночевок мы обычно прикидываем еще дома при составлении плана похода. А где конкретно вставать — решаем уже на месте. Ради хорошего места для лагеря мы всегда не прочь проехать десяток-другой лишних километров под вечер.

Распорядок дня в велопоходе

Обычно мы никуда не торопимся, никуда и никогда. Это аксиома. Спешка нужна при ловле блох, а в походе нужна размеренная, спокойная жизнь, лишенная торопливости и спешки.

Однако это не значит, что дела должны стоять, и до обеда мы не спим. Просыпаемся мы обычно около 7-9 утра. Сон любого участника группы для нас святое, поэтому мы стараемся никого не будить, насколько это возможно. На утренние сборы у нас обычно уходит около 2 часов. В редких случаях, если нас ждет большой километраж, мы можем собраться и за 45 минут, но такие случаи для нас являются редким исключением, нежели правилом. Ходовую часть маршрута мы начинаем обычно в районе 10-11 утра. Едем неспешно. Обедаем мы в районе 15:00 где-нибудь около водоема для совмещения обеда с купанием. На обед обычно у нас уходит около 1,5 часов. Далее снова движение по маршруту. Около 18:00 мы смотрим карту на предмет места ночевки. Искать само место для лагеря мы начинаем с 19:00. С 19:00 до 21:00 мы стараемся уже встать на привал. Около 23:30 ложимся спать. Замечу, что это примерный распорядок нашего дня. Последние годы мы стараемся выезжать пораньше и, следовательно, заканчивать ходовой день также пораньше. С другой стороны, частенько выезжаем на маршрут уже ближе к обеду, и ставим палатки порой уже затемно. Все продумать и предсказать невозможно. Погода, дороги и сама природа зачастую вносят коррективы в наши планы. Хочешь насмешить Бога — настрой побольше планов, поэтому особых планов мы не строим, а действуем всегда по обстановке. Наша группа может разделиться только в случае крайней необходимости. Мы всегда едем все вместе.

Питание в велопоходе

Минимальный запас продуктов мы везем из дома. Остальное закупаем на старте в крупных сетевых магазинах или рынке. Для покупки продуктов у нас общая касса. Каждый участник похода скидывает в эту кассу заранее оговоренную сумму, на которую покупаются продукты. Основу нашего рациона составляют крупы, овощи, продукты с высоким содержанием быстрых углеводов. На завтрак мы часто варим каши, едим йогурты или творог. Завариваем кофе, чай или какао. На обед мы часто делаем хороший перекус. Суп из сублиматов, нарезанные овощи, бутерброды с сыром или колбасой. На ужин обычно гречка, печёная или вареная картошка, кабачки, баклажаны, макароны, бастурма или какое-либо мясо. Если есть возможность сделать в походе шашлык, как правило, мы этой возможностью непременно пользуемся.

Во время движения по маршруту мы едим сушки, галеты, бананы, финики, изюм, сухофрукты, шоколад. Одним словом, питание составляет важную часть похода. Приготовление пищи для нас — это не просто повод набить быстро желудки и лечь спать. Это некий ритуал, это возможность собраться вечером всем у костра в ожидании какого-либо вкусного блюда. С другой стороны, мы достаточно просто относимся к еде, и зачастую можем довольствоваться совсем малым. Еще раз, подчеркну, что питание у нас общаковое и мы всегда вместе решаем, что мы будем готовить на завтрак, обед или ужин.

Вегетарианство в велопоходе

Вегетарианство или веганство в наше время довольно модные тенденции в сфере оздоровления организма. И хотя подобных взглядов на питание мы не разделяем, против вегетарианства мы ничего против не имеем. И где-то даже будем рады научиться приготовлению новых блюд. Однако порой встречаются люди, которые навязывают и яро пропагандируют именно свой образ жизни и тип питания. С такими индивидами нам явно не пути. Мы едем в поход отдыхать и расслабляться, а не слушать нездоровые яростные лекции адептов разных сект здорового питания.

Отношение к алкоголю и курению

Отношение к алкоголю в нашей группе негативное, но тем не менее терпимое. Иногда после хорошего дневного пробега мы не откажем себе в бутылочке хорошего пива вина. В любом случае, мы редко практикуем даже слабый алкоголь в наших походах каждый день. Крепкий алкоголь мы употребляем крайне редко. Либо в холодную погоду либо в случае какого-либо праздника. Выпить мы можем, но позволить выпить лишнего — никогда.

Если вы любите выпить и будете прикладываться к бутылке у каждого магазина или привала, то, вероятно, нам с вами не совсем по пути; с другой стороны, если вы при этом ведете себя совершенно адекватно, не задерживаете группу и не создаете никому никаких проблем, мы будем рады вас видеть в нашей компании.

Что касается курения, то практически все велосипедисты в нашей компании некурящие. В любом случае к курильщикам мы относимся терпимо, и наличие этой вредной привычки никогда не послужит отказом в участии в каком-либо нашем мероприятии. Отношения к наркотикам в нашей группе крайне негативное.

Лидерство в группе и разрешение конфликтных

ситуаций

Начнем с лидерства. Как такового, лидера в походе у нас нет. Однако всегда есть человек, на чьи плечи ложится основная часть по организации похода. Именно он задает тон общения, график движения, отдыха, питания в группе. Частенько в наших походах мы разграничиваем полномочия между разными людьми. Кто-то отвечает за питание, кто-то за финансы. Кто-то осуществляет навигацию, а кто-то уже непосредственно выбирает места для ночевок. Группа у нас дружная, и разногласия поэтому у нас возникают крайне редко. Причина тому — разграничение полномочий между участниками и уважение друг к другу и настоящая, верная дружба.

Однако, конечно, бывает, что один человек хочет поесть в столовой, а другой на природе. Один хочет поставить палатку в лесу, а другой в поле. В первом случае вопрос будет решаться исходя из целесообразности подобного питания, а во втором палатка будем установлена на опушке, где с одной стороны есть лес, а с другой поле. В любых даже самых противоречивых вопросах типа «как и куда ехать» — всегда находятся компромиссы путем уступок одного человека другому. Во главе принятия тех или иных решений ставится прежде всего безопасность и здоровье группы. Но замечено, что в целом организатор похода всегда имеет последнее право голоса, но до этого доходит крайне редко. К новичкам и людям, которые впервые оказались с нами в походе, мы всегда прислушиваемся и, более того, черпаем у них различные новые идеи, однако свои сложившиеся традиции подстраивать под новых людей вряд ли станем.

Межличностные отношения в походе,

разрешение конфликтов

Отношения в группе между людьми строятся прежде всего на взаимоуважении, взаимовыручке и желании каждого человека быть частью сплоченной группы для получения как можно большего наслаждения от велопохода. Мы никогда не будем напрягать друг друга громкими разговорами, если кто-то уже спит, а кто-то хочет посидеть и поболтать у костра. То же самое касается портативной музыки. Каждый волен слушать, что ему вздумается, но только в наушниках для того чтобы не мешать другим. Уважение и только уважение друг друга — наше кредо.

Если нам что-то не понравилось в вашем поведении, мы можем сделать вам замечание, но это будет сделано максимально корректно, без каких либо укоров и претензий. Однако порой встречаются люди, которые несмотря на все замечания могут вести себя агрессивно, некультурно и по-хамски по отношению к другим участникам похода. С подобными индивидами нам явно не пути, и мы с ними быстро прощаемся. Замечено, что для успешного прохождения похода и получения положительных эмоций от людей требуется прежде всего уважение к другу и возможность идти на уступки. Мы навряд ли поедем снова в поход с человеком, который будет «пукать» за столом во время обеда, будет сорить на привалах или во время движения, и у которого отсутствуют навыки элементарной гигиены. Мы не ваши родители, чтобы воспитывать вас и рассказывать вам, как надо себя вести.

Общение в походе

Что может лучше интересного человеческого общения? Ничего! Мы очень ценим и любим интересных людей с хорошим чувством юмора, обладающих широким кругозором. Людей от природы веселых и беззаботных. Поэтому если вы решили отправиться с нами в поход, то оставьте весь негатив в шумном городе, улыбнитесь и наслаждайтесь природой вместе с нами. Мы не профессиональные психологи, чтобы решать ваши проблемы. Мы никогда не спорим о политике, религии, мироздании и прочих подобных вещах. Мы не спорим, мы спокойно общаемся. Шутим, веселимся, вместе думаем о решении насущных и мировых проблем. Поэтому если вы сурово и крайне озабочены национализмом, атеизмом, фанатизмом, коммунизмом, веганством, патриотизмом, фанатично пропагандируете какую-либо из религий и пытаетесь во что бы то ни стало навязать свое мнение другим людям, то нам с вами явно не пути.

Если вы по своей природе человек назойливый, и любите бесконечно говорить и беспокоить участников похода своим излишним вниманием, т.е. иными словами вы энергетический вампир, то нам с вами также не по пути. В наших походах все хорошо в меру — и километраж, и сложность, и питание, и человеческое общение.

Чего ждать от нас

От нас вы можете ждать любой поддержки и помощи при прохождении любого маршрута. Если вы отправились с нами в велосипедный или какой-либо другой поход, то вы можете быть уверены, что вас никто не бросит и всегда будут ждать. Если ваш велосипед сломался, то мы починим его. При возникновении каких-либо травм или физических повреждений, мы всегда окажем вам всю необходимую помощь, всегда сопроводим вас до медицинского учреждения. Если вдруг вы будете чувствовать себя для нас обузой в виду отсутствия должной физической подготовки, мы всегда поможем добраться вам до пункта эвакуации в ваш родной город. Поэтому убедительная просьба, если вы не уверены прежде всего в своих физических силах, и привыкли кататься только вокруг дома в парке, то катание вместе с нами для вас будет невыполнимой задачей. В общем, если уж вы и поехали с нами, то без проблем можете положиться на нас по всем вопросам.

Что нужно от вас

Без скатки, в свои многодневные походы мы редко когда кого берем. Исключения как правило бывают при длительном интернет или телефонном общением, когда мы уверены в том, что нам не придется ждать от человека каких-либо сюрпризов.