Последние 8 секунд между 2 кольцами. "три секунды, которые потрясли мир" с двух ракурсов - кинематографического и исторического

Интересный обзор о фильме «Движение вверх» , от моего постоянного читателя Дмитрия Кондрашова

итак...

О фильме
(ссылка в vk)

Сколько себя помню, всегда был равнодушен к баскетболу.

Однако фильм «Движение вверх», снятый по мотивам легендарной истории противостояния сборной СССР и США в финале Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, заставил меня в корне изменить свое отношение к этой величайшей и самобытной спортивной дисциплине, являющейся для многих профессиональных спортсменов - настоящей философией, а для многомиллионной армии баскетбольных болельщиков - религией. Вопреки последним «кино-шедеврам» современной российской киноиндустрии патриотического характера, таким как: «Легенда № 17», ремейк фильма «Экипаж», «Викинг» и пр. - этот фильм превзошёл все самые смелые ожидания.

«Движение вверх» - действительно, один из немногих на моей памяти, стоящих фильмов российского производства, повествующий о выдающихся страницах советского спорта, становлении отечественной школы баскетбола, настоящей КОМАНДЕ, несгибаемой воле к победе, и главное, о стремлении спортсмена не прославиться самому, а прославить, прежде всего, свою страну, герб которой, выбит золотой нитью на его алой игровой майке.

В основе сюжета, помимо грандиозной баталии двух спортивных супердержав, лежит семейная драма главного тренера сборной СССР по баскетболу Владимира Гаранжина (экранный прототип Владимира Петровича Кондрашина).

Его сын, Шурка - инвалид колясочник, утративший способность ходить, но надежда на его выздоровление есть, нужна операция, которых в союзе на тот момент не делали, только на Западе. Однако свидетельств супруги Кондрашина на этот счет нет (она вообще была против этого фильма).

Впрочем, мнения реальных героев фильма, с которых была писана эта кинолетопись, я приведу ниже, кроме того, еще представлю ряд спортивных фактов и любопытных моментов, касающихся этой эпохальной битвы, а так же событий, ей предшествовавших, как в советском, так и в мировом баскетболе и сопоставлю все имеющиеся эпизоды из жизни с тем, что получилось на экране. Но обо всём по порядку. Итак, сперва, киношная составляющая. Поставить на ноги сына - вот главная жизненная цель тренера Гаранжина, которого, безусловно, здорово (но не безупречно) сыграл Владимир Машков (вообще, надо признать, Машков в своих лучших традициях: «Вор», «Ликвидация», «Родина» и пр. придал картине определённого нерва, эдакой харизмы, драйва и, конечно же, драматизма). Однако в процессе киноэпопеи мы узнаем, что команда в жизни советского специалиста, значит ничуть не меньше, чем его собственная семья, точнее спортивный коллектив и близкие родственники - это и есть одна большая семья тренера Гаранжина.

С первых кадров, картина, в буквальном смысле, захватывает зрителя. Накануне Олимпиады в сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер.

Свежеиспеченный наставник Гаранжин зажигает команду сызнова, реанимирует её, посредством внедрения инновационных методов подготовки спортсменов, основанных на своих многолетних наблюдениях и наработках, задает новый вектор развития. Идея фикс - обыграть родоначальников баскетбола американцев, которые ни разу к тому времени, за всю историю выступлений на ОИ не терпели поражения. Авантюрная и казалось невыполнимая задача, учитывая силу и мощь «звездно-полосатых». Плюс ко всему, напряженная политическая обстановка между двумя странами, обусловленная идущей вот уже третье десятилетие холодной войной. Советское спортивно-партийное руководство (Гармаш, Башаров, Смоляков), предсказуемо оказывается в недоумении от амбиций главного тренера, чиня тому разного рода препятствия и страхуясь при каждом шаге, стремясь одновременно держать «руку на пульсе» и в то же время «подстелить себе соломки» на случай фиаско главной команды страны (беспрецедентный досмотр всех членов команды на таможне, наличие информаторов в коллективе, и прочая «культпросветработа» того времени). Но, как говорят в народе, «глаза страшатся, а руки делают».

Кирилл Зайцев в роли атакующего полузащитника сборной СССР, Сергея Белова

Напряженные, интенсивные физические нагрузки чередуются с вдумчивыми тактическими занятиями - метод Гаранжина в действии. И результат не заставил себя ждать, сборная Советского Союза по баскетболу одерживает одну победу за другой. Вначале, мы завоевываем золотые медали чемпионата Европы, в матче за 1 место повержена сборная Югославии, затем, отправляемся в Сан-Паулу (Бразилия) на Межконтинентальный кубок по баскетболу, где в решающем поединке берем верх над хозяевами турнира.

Слева направо:
грузинский актер Иракли Микава в роли атакующего защитника сборной СССР, Зураба Саканделидзе; российский актер Иван Колесников в роли форварда сборной СССР, Александра Белова; грузинский актер Отар Лорткипанидзе в роли атакующего защитника сборной СССР, Михаила Коркия (Мишико)


Таким образом, «красная машина» уверенной поступью идет к главному для себя первенству в истории, где в финале, в одном из самых зрелищных и запоминающихся матчей за всю бытность Олимпийского движения, свергает с трона непобедимых доселе американцев. Отдельная тема это, безусловно, техническая составляющая картины, спецэффекты, атмосферность на экране. «Движение вверх» снят в лучших традициях современных «экшенов». Поделюсь своими собственными эмоциями. Когда до конца финального матча оставались считанные минуты, наши еще вели, но американцы стали стремительно сокращать отставание в счете, камера выхватывает советских болельщиков на трибуне и они бросают до боли знакомый, родной сердцу клич - «шайбу!», «шайбу!», в этот момент мне тоже захотелось вскочить на ноги и скандировать вместе с ними...

Кузьма Сапрыкин в роли разыгрывающего защитника сборной СССР, Ивана Едешко

Ну и наконец, апофеоз фильма (победный бросок Александра Белова на последних секундах финального матча с американцами) авторы попытались передать с помощью технического приема «Mannequin Challenge», это когда в течение 55 секунд в спортивном зале, где проходит финал ОИ СССР-США, словно останавливается время, все вокруг замирают (игроки, тренеры, технический персонал, зрители на трибунах), а камера парит над куполом арены и снимает все происходящее.

Кроме того, позитивной атмосферы фильму добавляет неплохое чувство юмора его создателей. Например, удачно, на мой взгляд, вкраплен в общую канву выдуманный эпизод «дворовой схватки» наших ребят с местными любителями баскетбола из американских подворотен, который случился во время турне сборной СССР по США, в рамках стратегической идеи главного тренера (матчи со студенческими командами для появления опыта личных встреч с родоначальниками баскетбола).

Товарищеский матч с любителями уличного баскетбола в американских трущобах, сзади, по центру в прошлом баскетболист, а ныне актер Александр Ряполов в роли центрового сборной СССР, Алжана Жармухамедова

Также, улыбнула грузинская свадьба, которую по замыслу режиссёра, наши спортсмены посетили в полном составе, чтобы поддержать жениха и по совместительству партнера по команде Михаила Коркия (Мишико), а заодно потренироваться в горах, для сохранения спортивной формы и игрового тонуса.

Грузинская свадьба Мишико

Не обошли стороной и детективную составляющую. Коснулись главной «информационной бомбы» ОИ 1972 года в Мюнхене - захвата заложников в олимпийской деревне, а также несостоявшуюся шпионскую иммиграцию к своим родственникам на Запад, строптивого литовца Модеста Паулаускаса (Модя), который в последний момент одумался и остался верен сборной и её тренеру (очередная режиссерская задумка).

Товарищеский матч со студенческой командой США, в рамках заокеанского турне сборной СССР

И в завершении о драматургии, которая заставила зрителя по-настоящему расчувствоваться. Воочию убедился, не было ни одного человека в зале, кого бы оставили равнодушными искренние слезы благодарности главного тренера, которому игроки сборной отдают свои премиальные, узнав о том, что он тайком от всех пожертвовал все свои личные сбережения (накопленные сыну на операцию) на лечение их смертельно больного товарища по команде. Занавес. Аплодисменты. У большинства, глаза на мокром месте.

Местами сказочка? Возможно. В фильме хватает вымысла и эффектных сцен, которые нынче так почитаемы публикой, да и молодые актеры, порой, откровенно переигрывают. Но это не отменяет главного - картина удалась на славу и это признают многие, в т.ч. участники того суперфинала, которые буд-то помолодели на 45 лет, заново пережив всё происходящее на экране.

Об истории
(ссылка в vk)

А теперь пришло время рассказать о том, что было на самом деле.

В этом году исполняется 46 лет с той знаменательной даты для всего отечественного спорта - золотого олимпийского триумфа сборной Советского Союза по баскетболу над своими визави из Соединенных Штатов Америки. Родоначальники баскетбола американцы достаточно долго в мире не знали себе равных. Однако в конце 40-х годов XX столетия на мировой арене стала восходить звезда сборной СССР. Наша команда стремительно набирала обороты и вскоре стала сильнейшей на Европейском континенте.

Сборная СССР 1972 года, Сидя: (слева направо) Модестас Паулаускас (Модя), Михаил Коркия (Мишико), Зураб Саканделидзе, Иван Едешко, Сергей Белов, стоя: Алжан Жармухамедов, Геннадий Вольнов, Анатолий Поливода, Сергей Коваленко, Александр Белов, Иван Дворный и Александр Болошев.

На четырех олимпиадах подряд (с 1952 по 1964 гг.) сборная Советского Союза по баскетболу завоевывала серебро, уступая лишь американцам. В 1959 году на ЧМ в Чили, наша сборная обыграла всех, включая американцев и фактически, заняла первое место, но победителем мирового первенства так и не стала. Команду дисквалифицировали за отказ от матча со сборной Тайваня по политическим мотивам.

Отношения СССР и КНР носили дружеский характер, и партийное руководство запретило нашим спортсменам выходить на матч против отсепарировавшегося от Китая острова. В 1963 году на чемпионате мира в Бразилии, сборная СССР заняла третье место, при этом победив американцев — 75:74. А в 1967 году в Монтевидео (Уругвай), советские баскетболисты впервые в своей истории стали чемпионами мира. Правда, сборной США наши тогда проиграли — 58:59.

Долгие годы тренировал нашу команду Александр Яковлевич Гомельский - человек-легенда отечественного баскетбола, подопечные его уважительно называли «папа». Он фактически выстроил этот замечательный вид спорта с ноля. После того, как Советская команда заняла третьи места сначала на Олимпиаде 1968 года в Мехико, а затем на чемпионате мира-1970 в Югославии, Гомельского сняли с поста главного тренера за неудовлетворительные результаты.

Заслуженный тренер СССР, Александр Яковлевич Гомельский ("папа")

Подготовку сборной СССР к Олимпиаде 1972 года в Мюнхене возложили на плечи его извечного соперника по первенству страны Владимира Петровича Кондрашина, которого в свою очередь, воспитанники нарекли «батюшка».

Оба тренера долгое время соревновались в чемпионате СССР, Гомельский тренировал московский «ЦСКА», Кондрашин - питерский «Спартак». При Кондрашине, игра сборной стала более разнообразной в тактических построениях.


Мастер спорта, заслуженный тренер сборной СССР, Владимир Петрович Кондрашин ("батюшка").

Атмосфера в команде нормализовалась, игроки после ряда прошлых неудач успокоились и сумели раскрепоститься. Путь к матчу мечты с американцами лежал через каждодневный, тяжелый, монотонный труд. Советский специалист попытался по новому, творчески подойти к тренировочному процессу, привнес ряд уникальных методик опережающих время, в т.ч. и собственного изобретения, основанных на более силовом, контактном баскетболе (по аналогии с заокеанским), кроме того, успешно воплощалась в жизнь инновация с большим количеством замен по ходу матча.

Также при Владимире Петровиче по-настоящему раскрылся и засверкал главный герой финала ОИ 1972 года в Мюнхене, Александр Белов. Одним словом, Кондрашину удалось вдохнуть вторую жизнь в Советскую баскетбольную сборную, команде было чем удивить своих потенциальных соперников. В отличие от режиссерской версии, первых успехов на международной арене, ведомая Кондрашиным сборная СССР, достигла уже в 1970 году в Турине (Италия), выиграв Универсиаду. Затем, завоевала золотые медали чемпионата Европы 1971 года в ФРГ, в финале обыграв сборную Югославии - 69:64.

Главный старт для нашей команды - Олимпийский турнир 1972 года проходил в Мюнхене в период с 27 августа по 9 сентября. На начальном этапе, команды-участницы были разбиты на две группы по 8 команд. Напрямую в полуфинал соревнований выходили команды, занявшие 1-2 места в своих группах. Наши, вышли в полуфинал с первого места в группе, одержав 7 побед в 7 матчах (были обыграны сборные Сенегала, Филиппин, Польши, ФРГ, Пуэрто-Рико, Югославии и Италии).

В параллельной группе, аналогичного результата из побед в каждом матче добились американцы. 7 сентября, в полуфинале Олимпийского турнира сборная СССР не без труда обыграла сборную Кубы, после первой 20-ти минутки команда с Острова Свободы даже вела с перевесом в одно очко, однако во второй половине матча наши ребята сумели склонить чашу весов в свою пользу, итоговый счет - 67:61. В другом полуфинале «звездно-полосатые» без особых проблем, на классе одержали верх над сборной Италии - 68-38.

Финал баскетбольного турнира Олимпийских игр в Мюнхене СССР - США. По тогдашним правилам, матч состоял из двух таймов по 20 минут, трехочковых в то время не существовало, а еще было запрещено забивать сверху. В последние 3 минуты игры обязательно было не менее чем за 10 секунд пересечь центральную линию, также не существовало правила «зоны». Кроме того, в случае нарушения правил, команда, получившая право на штрафные, могла от них отказаться и просто сохранить за собой владение мячом, это позволяло тянуть время в концовке матча.

Для удобства заокеанской телеаудитории, финальный матч начался поздно вечером 9 сентября 1972, в 23:50 по местному времени. На протяжении всей встречи сборная СССР владела преимуществом, нередко разрыв в счете доходил до 10 очков. Без преувеличения, феерил в этот вечер на паркете - 10-ка сборной Советского Союза, Сергей Белов, который набрал за матч 20 очков! Американцы были явно обескуражены и не ожидали такой прыти от наших баскетболистов. За 9 минут до конца матча преимущество сборной СССР вновь достигло 10 очков.

Опытный наставник сборной США Генри Айба дает установку - «соперника не щадить», и американцы начинают давить, играть агрессивно, осуществляя тотальный прессинг по всей площадке, и за минуту до конца, преимущество сборной СССР сократилось до одного очка, наши игроки устали, начали нервничать и ошибаться. За восемь секунд до финальной сирены сборная Советского Союза вела 49:48. Наши в атаке, мяч после розыгрыша партнёры по команде отпасовали Александру Белову, а тот в свою очередь, после серии финтов и неудачной попытки бросить из под кольца, отдает передачу назад и попадает под «блок-шот» американца Тома Макмиллана. Перехват американцев и нашим, чтобы спасти встречу пришлось фолить, «выручил» Зураб Саканделидзе, однако Жуглас Коллинз забил оба штрафных броска.

Счет на табло, впервые за весь матч, становится в пользу американцев - 49:50. В ту же секунду, тренер сборной СССР Владимир Кондрашин попросил тайм-аут, однако судьи этого не заметили (или сделали вид) и его в итоге не дали. Затем, после горячих споров с судейским столиком, тайм-аут нашим все же был предоставлен. Судья остановил встречу, играть оставалось всего три секунды. Во время паузы Кондрашин успокаивает ребят: «Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть». И вместо Алжана Жармухамедова выпускает Ивана Едешко, вспоминая о том, что он обладает филигранной техникой паса, отработанной при игре в гандбол. После перерыва мяч в игру ввел вышедший на замену Едешко, он отпасовал на Паулаускаса, а тот в свою очередь отдал пас на Александра Белова, который находился под щитом, но не попал.

И в этот момент прозвучала финальная сирена, радостные американцы высыпали на площадку и принялись неистово праздновать свою победу. Как выяснилось впоследствии, рано радовались… Ошибся секундомерист. По одной из версий, секундомер был запущен сразу после паса Ивана Едешко, а по правилам баскетбола, время после ввода мяча в игру запускается тогда, когда мяч коснулся одного из игроков, находящихся в поле, согласно другой версии: он перепутал кнопки (на секундомере значилось 50 секунд) и финальная сирена прозвучала только для того, чтобы остановив встречу, выставить правильное время на секундомере.

Интересный факт, этого недотепу, который потерялся во времени звали Йозеф Блаттер, тот самый старина Зепп, коий спустя 25 лет займет пост президента FIFA. Снова начались препирательства, теперь уже с участием представителей обеих команд. Страсти бушевали нешуточные, американцы отказывались выходить и доигрывать матч, считая себя победителями по праву.

Призвал их к порядку генеральный секретарь международной федерации баскетбола, доктор Уильям Джонс, который потребовал соблюдать правила баскетбола. И тренер «звёздно-полосатых» Генри Айба в итоге сумел уговорить своих подопечных продолжить матч, в т.ч. и словами о том, что осталась простая формальность - 3 секунды, победа так и так у нас в кармане.

Вильям Джонс

В конце концов, судьям удалось навести порядок на площадке, очистить её от болельщиков и возобновить игру. Арбитр встречи вручил мяч Ивану Едешко, перед ним, как скала с поднятыми руками вырос 13 номер сборной США, высоченный Том Макмиллен. Однако потом, после жеста судьи символизирующего стену (а на самом деле, арбитр имел в виду то, что нельзя заносить руки за линию площадки, изобразив, таким образом, границу), американец отошел в сторону, восприняв это как судейское замечание и освободил, тем самым, пространство нашему игроку.

Недолго думая, разыгрывающий защитник сборной СССР через всю площадку отправляет «самонаводящуюся» передачу под кольцо на Александра Белова, которого в тот момент держали двое американцев, Джеймс Форбс и Кевин Джойс. Вот как описывает сам Белов этот судьбоносный момент матча: «Американцев было двое. Десятый номер чуть ближе к центру, чем я, четырнадцатый — между лицевой и мною, ближе ко мне. Я показал обманное движение, потом резко повернулся и рванул к щиту. Пас был великолепный. И оказался под щитом совсем один. Я даже обернулся: никого нет. И я очень аккуратно правой рукой бросил мяч».

Точно. И всё, звучит сирена об окончании матча. ПОБЕДА, громко восклицает в микрофон наш комментатор Ирина Еремина! И в тоже мгновенье, не помня себя от радости, игроки сборной СССР устраивают под своим кольцом кучу малу. После матча американцы подали протест. Всю ночь пока шло разбирательство, наши игроки находились в напряжении. В итоге, протест был отклонен: тремя голосами «против», двумя «за».

Любопытно, что один из судей, который принимал решение, был по национальности Венгр. Его родители погибли в 1956 году, когда в Будапешт вошли советские танки, и, тем не менее, голос этого арбитра оказался в числе тех, кто выступил за то, чтобы сохранить победный результат за сборной СССР.

К слову, американцы до сих пор считают себя победителями, мало того, что они отказались получать серебряные медали, да еще и потомкам завещали ни в коем случае этого не делать. Однако, вместе с тем, все же признали, что Белова следовало держать плотнее.

Изменения в правилах ФИБА с СЕЗОНА 2010/11

1. Радиус трехочковой дуги увеличивается с 6,25 до 6,75 м. На флангах полукруг "обрезан" дистанция в углах составит 6,60 м. Габариты площадки остались прежними.

2. Форма трехсекундной зоны изменяется с трапеции на прямоугольник.

3. Под кольцами появляется полукруг радиусом 1,25 м, внутри которого не фиксируются фолы в нападении.

4. В последние две минуты матча вбрасывание после тайм-аутов будет проводиться с отметок расположенных в 8,325 м от лицевой линии.

5. Если атака команды прервана фолом, который не наказывается штрафными, или в результате игры ногой и с начала владения мячом прошло более 10 секунд, то на повторную атаку даются не полные 24 секунды, как раньше, а только 14. Напомним, что такое же правило действует в НБА.

6. Впервые в правилах ФИБА оговаривается минимальное время, за которое игрок может поймать пас из аута и выполнить "традиционный" бросок с игры, - 0,3 секунды. Если времени на табло остается меньше, то единственный законный способ забить - "волейбольное" добивание или бросок сверху в одном прыжке.

7. Судьям разрешается просматривать видео-повторы на последних секундах периодов для определения не только того, успел игрок забить мяч или нет, но и для оценки "стоимости" броска - двух- или трехочковой.

8. Когда команда автоматически снимается с турнира за два технических поражения, все результаты ранее проведенных ею матчей аннулируются. Раньше эти результаты оставались в силе.

Изначально правила игры в баскетбол были сформулированы Джеймсом Найсмитом и состояли из 13 пунктов. Первые международные правила игры (правила ФИБА) были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, последние изменения были внесены в 2004 году. С 2004 года правила неизменны.

В баскетбол играют две команды, по двенадцать человек в каждой, на площадке одновременно по пять игроков от каждой команды. Цель каждой команды - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды. Игра продолжается четыре четверти по 10 минут чистого времени каждая (в НБА играют четверти по 12 минут).

Мячом играют только руками. Нельзя: Бежать с мячом не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком. Случайное же соприкосновение или касание мяча ногой не является нарушением правил.

Победителем в баскетболе становится команда набравшая большее количество очков по истечении игрового времени. При равном счёте по истечении основного времени матча назначается овертайм (пять минут дополнительного времени), если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий и т. д. , до тех пор пока не будет выявлен победитель матча.

За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:

1 очко за каждый точный бросок с штрафного броска

2 очка за бросок в пределах трёхочковой линии

3 очка за бросок из-за трёхочковой линии

Игра официально начинается с розыгрыша спорного мяча (центровые команд прыгают и отбрасывают мяч партнерам в центральном круге) . Матч состоит из четырёх четвертей по десять минут с перерывами по две минуты между четветями. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры пятнадцать минут. После большого перерыва команды меняются корзинами.

Размер площадки 26х14 м. Щит размером 180х120 см. От нижнего края щита до пола 275 см. Корзина представляет собой кольцо обтянутое сеткой образуя корзину без дна. Она крепится на высоте 3,05 м от пола. В основном для игры в баскетбол используют мячи размеров №5 , №6, №7.

Нарушения в баскетболе

Нарушение - это несоблюдение правил. Наказанием является переход владения мячом к команде соперника и вбрасывание его изза линии ограничивающей игровое пространство (лицевая линия - за щитом, боковая линия - по краям площадки) , выполняемое одним из игроков команды соперников.

Виды нарушений:

аут - мяч покинул пределы игровой площадки;

пробежка - игрок, контролирующий мяч сделал более 2-х шагов с мячом в руках или сделал шаг «опорной» ногой.

Нарушения при ведении мяча, включающие в себя пронос мяча (кисть игрока находится под мячом во время ведения) и двойное ведение (игрок имеет право двигаться по площадке с ведением мяча, закончив его, взяв мяч в руки, - он не может вновь начинать ведение)

три секунды игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;

восемь секунд имеет команда для вывода мяча из зоны защиты в зону нападения.

24 секунды имеет команда для броска по кольцу, если за это время мяч не коснется корзины он переходит к команде соперника.

Игрок не может держать мяч в руках более пяти секунд.

Правило зоны - команда владеющая мячом в зоне нападения не может переводить его в зону защиты.

Фолы в баскетболе

Фол - это несоблюдение правил, вызванное физическим контактом или неспортивным поведением игроков.

Виды фолов:

персональный;

технический;

неспортивный;

дисквалифицирующий.

Игрок, получивший 5 фолов в матче не имеет права продолжать игру (при этом он может остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть площадку (игроку запрещено оставаться на скамейке запасных).

Тренер дисквалифицируется, если он совершит 2 технических фола;

Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.

Персональный фол - фол, вследствие физического контакта.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:

если команда не набрала 4 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;

в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;

Если фол совершен на игроке, находившемся в стадии броска, и

если мяч был забит в кольцо, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;

если мяч не забит в кольцо, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда при удачном броске.

Неспортивный фол - фол, при котором игрок намерено играл не в рамках правил.

Наказание:

Если фол совершен на игроке, находившемся в стадии броска, и если мяч был забит в кольцо, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной владение мячом остается у команды пробивавшей штрафные броски. Мяч вводится от средней линии;

если мяч не забит в кольцо, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда при удачном броске. владение мячом остается у команды пробивавшей штрафные броски. Мяч вводится от средней линии. Второй неспортивный фол одному и тому же игроку в течении одной игры является дисквалифицирующим.

Дисквалифицирующий фол - это фол за неспортивное поведение. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной или тренер команды.

Наказание:

Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются также как и при неспортивном фоле.

Технический фол - фол, за нарушения связанные с проявлением неуважения к судьям, сопернику, задержки игры или носящие процедурного характера.

Наказание:

2 штрафных броска. После выполнения бросков ввод мяча в игру производится аналогично неспортивному фолу.

Если не происходит ничего экстраординарного, то за одну атаку команда может набрать от 1 до 4х очков.

Простое попадание из пределов трехочковой зоны приносит 2 очка, из-за дуги — 3.

Если мяч не попал в кольцо, но судья назначил штрафные броски, то за каждое попадание с линии штрафных дается 1 очко, и если заброшен всего лишь 1 штрафной, то команда 1 м очком и довольствуется.

Наиболее интересный для атакующей команды вариант — забить мяч, несмотря на нарушение соперником правил. Тогда заброшенный мяч засчитывается(не всегда, об этом — в разделе о фолах и их наказаниях), а игрок получает право на один бонусный штрафной.

В идеале может быть заброшен трехочковый с фолом, и потом еще бонусный штрафной, что даст команде 3+1=4 очка за одну атаку.

Как можно набирать раз за разом очки, вообще не отдавая мяч сопернику?

Чисто теоретически атака одной из команд может закончиться только с сиреной об окончании четверти. Для этого нужно действовать по такому алгоритму: фол соперника на штрафные броски — последний из штрафных бросается в дужку кольца — совершается подбор мяча, начинается новая атака — фол соперника на штрафные броски — и т. д.

Иногда так происходит. Но даже 2 раза подряд — крайне редко, не говоря уже о длительном игровом отрезке, потому что обороняющаяся команда имеет преимущество при борьбе за отскок после штрафного броска. Обратите в следующий раз внимание на то, как располагаются игроки двух команд во время исполнения штрафных бросков.

Почему иногда засчитывается мяч, забитый после фола, а иногда — нет?

« Отложенный штраф» в баскетболе имеет гораздо меньшую глубину по времени, нежели в футболе, где свисток могут дать и через 20 секунд после нарушения.

Но если в момент нарушения игрок уже начал движение на атаку кольца, то ему дают возможность закончить это атакующее действие, несмотря на фол. Раньше таким атакующим действием считалось начатое движение рук на бросок мяча, сейчас в пользу нападающего игрока трактуется и эпизод, когда он еще только делает на кольцо шаги без ведения, предшествующие броску.

В других случаях« отложенный штраф» не работает, и забитый мяч после нарушения не засчитывается.

Есть и отличие от футбола в дисциплинарной трактовке« удара по воротам после свистка». В футболе это желтая карточка, в баскетболе же такой бросок по корзине никак не наказуем, и игроки с удовольствием пользуются возможностью лишний раз подправить свой прицел броском после свистка.

Фолы« пробивные» и «непробивные»

Почему после некоторых совершенно одинаковых фолов мяч то вводится в игру из-за линии площадки, то отдается для выполнения штрафного броска?

Если фол был зафиксирован, когда нападающий игрок еще не начинал атаку на кольцо, то такое нарушение не наказывается штрафным броском, пострадавшая сторона просто выводит мяч из-за линии.

Однако, помимо того, что нарушивший правила игрок получает при этом« персональное замечание», вся провинившаяся команда наказывается отметкой о «командном замечании».

Каждую четверть команды начинают с нулем в этой графе. Но как только команда набирает 5й командный фол, то до конца четверти уже каждое ее нарушение в защите начинает караться штрафными бросками.

Если Вы смотрите телевизионную трансляцию, то в грамотных титрах это состояние команды обязательно отметят, например, красной черточкой под названием команды, или красной цифрой 5 около названия команды.

А диктор на арене, как правило сделает объявление: «У команды такой-то 4 командных замечания», предупреждая, что следующий фол станет пробивным.

Исключение — фол в нападении. Фол, совершенный командой во время своей атаки, не наказывается штрафным броском, даже если уже имеется перебор командных замечаний. Но в статистику командных нарушений такой фол тоже входит.

Почему фол после броска — тоже фол?

Играя с любителями, даже с довольно сильными по любительским меркам ребятами, очень часто можно услышать возмущенно-недоуменное: «Чё ты как баба? Я тебя по рукам уже после твоего броска ударил, ты сам промазал! «

На самом деле, в такой ситуации нападающий промахнулся уже не только по своей вине.

Для правильного оборонительного действия защитник должен заблаговременно расположиться в непосредственной близости от бросающего игрока, строго на линии между бросающим игроком и кольцом, а также поднять обе руки вертикально вверх, опционно можно еще и подпрыгнуть с двух ног строго вверх, не выставляя вперед ни руки, ни ноги. Это — правильная защита: нарушения правил нет, а нападающий получил максимальное осложнение своему броску.

Если же защитник не успевает к своему бросающему игроку, он пытается выполнить эти элементы в движении, как правило размахивая руками в сторону бросающего игрока, и тогда он создает ему дополнительную помеху уже с нарушением правил, т. к. незаслуженно сокращает время, имеющееся у бросающего на подготовку броска. Мяч улетел в сторону кольца хуже, чем мог бы, защитник своими руками бьёт(или даже просто касается!) рук(а иногда ногами — ног) бросающего — всё, это фол. Фол абсолютно заслуженный и пробивной. А если мяч попал в корзину, он будет засчитан, и в довесок выдан бонусный штрафной.

Почему штрафные броски бьют даже те, кто этого делать совсем не умеет?

Есть такая физиологическая особенность у «больших» игроков — иногда им трудно даются броски со средней дистанции, их процент попадания в игре с линии штрафных может быть просто неприличным — в районе 50%.

Однако передать мяч более меткому партнеру нельзя. Бросать должен именно тот игрок, на котором совершен фол, если только он не получил травму. Я не помню случаев, когда для замены игрока на линии штрафных команды пользовались бы симуляцией травмы: скорее всего, такая симуляция была бы слишком очевидна.

Указанной особенность иногда злоупотребляет защищающаяся команда, умышленно совершая фолы именно на тех игроках, которые заведомо плохо исполняют штрафные броски. Встречное оружие — бросать-таки штрафные точно, неизбежно наказывая за фолы. Ну и никто же не мешает пользоваться тем же приемом под своим кольцом.

3, 5, 8, 14, 24 секунды

В баскетболе на целый ряд действий налагается строгое ограничение во времени.

Правило« 3х секунд»

Согласно данному правилу, игрок не может находиться в трехсекундной зоне соперника(«краске») дольше 3х секунд подряд, если только он не совершает атаку кольца. На практике это выглядит так: игрок зашел в «краску», предложил себя под получение мяча, не получил мяч — вышел.

Если в это время партнеры выполнили бросок по кольцу, и мяч коснулся дужки, то 3 секунды отсчитываются заново, из «краски» можно не уходить, а вступить в борьбу за отскок, выиграть его, и атаковать кольцо снова.

Шикарный пример армейский многократной атаки с допустимым превышением трехсекундного ограничения смотрите на 1:05 прилагаемого видео — находился в трехсекундной зоне более 6 секунд подряд. В этом видео есть от чего получить эстетическое удовольствие!

Еще можно отметить, что 3 секунды судьи считают самостоятельно и отрабатывают это правило интуитивно.

Правило« 5 секунд»

Игрок, получив мяч от судьи для ввода его в игру, обязан ввести его в игру в течение 5 секунд.

Не такая уж простая задача, как кажется на первый взгляд. На площадке остается 4 партнера против 5 соперников, которые, при желании, могут очень плотно держать принимающих пас. Партнеры должны активно двигаться, резко менять направления движения, чтобы оторваться от плотной опеки и открыться под пас. Иногда партнер прост подходит в упор к выводящему из-за линии мяч и забирает его из рук. Однако и тут нужно быть очень аккуратным — мяч должен хотя бы сантиметр пролететь из рук в руки, иначе он будет считаться вышедшим из игры в аут.

Скорее всего, именно с этим правилом связан чудовищно вопиющий эпизод, когда в ключевые минуты мадридского полуфинала « ввел» мяч точным броском из-за боковой линии по кольцу. Бросок, конечно же, не засчитали, мяч для ввода в игру передали« Олимпиакосу», опять-таки из-за линии, но это всё равно было лучше, чем ввести мяч в игру« обрезом» в руки сопернику. Другое дело, что однозначно в этой ситуации надо было стоять и ждать, не сможет ли вдруг освободиться кто-нибудь из партнеров? Судья вполне мог простить лишние 2−3 секунды, а в крайнем случае точно также свистнуть и передать мяч сопернику для ввода его в игру.

Правило« 8 секунд»

Мяч должен быть переведен со своей половины поля в зону соперника в первые 8 секунд владения.

Данное правило нарушается очень редко, в 99,9% случаев — под жестким прессингом.

Как мы уже говорили, игрок с мячом всегда обладает преимуществом перед игроком соперника, и поэтому вывести мяч на другую половину вполне выполнимая задача. Другое дело, что вариант развития атаки может получиться не самым лучшим, а 8 секунд, съеденных от времени, отведенного на атаку, тоже скажутся на ее развитии.

Правило« 24 секунд»

24 секунды на то, чтобы организовать атаку кольца. Атакуй или отдай мяч сопернику! В пользу атакующей команды работает право хотя бы выпустить мяч из рук до окончания времени атаки, лететь до кольца мяч может дополнительные секунды, не входящие в контрольный отсчет(то же самое, кстати, относится и к завершению четверти).

Замечательное правило, избавляющее зрителей от наблюдения унылого перепаса мяча на несколько минут!

Не успел — прозвучит сирена, и игра остановится.

Разумеется, отсчет времени до конца атаки чрезвычайно важен. Игроки и зрители могут видеть сразу несколько табло с этим отсчетом. Как минимум — над щитами. Нередко — еще и в углах площадки. А для телезрителей этот отсчет обязательно тоже ведется в титрах игрового счета.

В то же время бывает, что прозвучавшая сирена об окончании времени владения не останавливает игру, если всем очевидно, что игра может быть продолжена, т. е. в следующих случаях:

1) если мяч сам попадает в руки соперника;

2) если мяч долетает до кольца и ударяется в дужку (Если мяч был выпущен до истечения 24х секунд и прилетел на дужку кольца, то это не считается нарушением правила 24х секунд. Атака считается совершенной, а мяч становится« ничейным», пока его кто-то не подберет).

Правило« 14 секунд»

Чтобы сделать игру еще динамичнее, было придумано правило« 14 секунд». До введения этого правила одна атака без броска по кольцу могла затянуться гораздо дольше 24х игровых секунд в двух случаях:

1) если защищающийся игрок умышленно сыграл в мяч ногой;

2) если защищающийся игрок совершил« непробивной» фол.

В этих ситуациях атакующая команда вводит мяч из-за линии поля, а счетчик времени атаки раньше снова устанавливался на 24 секунды. Это было довольно серьезное наказание для провинившейся защиты.

В принципе, элемент такого наказания остался и сейчас, только 24 секунды заменили на 14 секунд. В то же время, если до конца владения оставалось больше 14 секунд, то, конечно же, оставшееся время атаки не уменьшат. Но и не прибавят до 24х, как было раньше.

Ну, а самым последним новшеством стало 14-секундное ограничение повторной атаки, т. е. атаки после подбора мяча, отскочившего от дужки кольца на чужом щите.

Почему иногда засчитывают мяч, даже если он вообще не попал в корзину?

Рост и прыжок практически всех без исключения профессиональных игроков на площадке позволяют им дотягиваться до пространства над кольцом, что позволило бы любому игроку блестяще справиться с функцией« вратаря», а забросить мяч в корзину было бы невозможно.

Поэтому действует правило: к брошенному мячу можно прикасаться только на его восходящей траектории(на практике — только сразу после того, как мяч сошел с рук бросающего). Если мяч уже падает в кольцо или если мяч уже прикоснулся к щиту, то трогать его нельзя: будет засчитано попадание. Снова играть по падающему мячу защитникам можно либо ниже уровня кольца, либо только после того, как он отскочит от дужки.

Ну или мяч должен падать совсем-совсем уж явно мимо щита, кольца и т. д.

Драматическая развязка финального матча баскетбольного турнира Олимпиады-1972 между командами СССР и США, известная как «три секунды Мюнхена», навсегда вошла в историю мирового спорта. Американские баскетболисты, считающие, что их несправедливо лишили золотых медалей, не просто отказались получать серебряные, но даже завещали своим потомкам не делать этого.

У исторических трех секунд, которым посвящают телепередачи, книги и фильмы, была предыстория, зная которую нельзя согласиться с тем, что исход матча в Мюнхене несправедлив. Наоборот, проиграй эту встречу сборная СССР, это было бы величайшей несправедливостью.

В финале Олимпиады 1952 года сборная СССР уступила американцам. Фото: Public Domain

Догнать Америку

Родоначальники баскетбола американцы десятилетиями не знали себе равных на мировой арене. Речь не о профессионалах из НБА — на чемпионатах мира и Олимпийских играх уверенно побеждала сборная США, составленная из любителей.

Однако в конце 1940-х на мировой арене появилась сборная СССР. Советские баскетболисты очень быстро стали сильнейшими на европейском континенте, и постепенно стали подбираться к американцам.

На четырех подряд Олимпиадах с 1952 по 1964 году сборная СССР завоевывала серебряные медали, уступая первенство лишь команде США.

Но если на Олимпиадах одолеть американцев не получалось, то на чемпионатах мира дело обстояло иначе.

Первые победы

В 1959 году сборная СССР обыграла всех, включая американцев, но чемпионом не стала. Команду дисквалифицировали за отказ от встречи со сборной Тайваня. Поскольку в то время у СССР были дружеские отношения с КНР, то советским спортсменам было приказано не выходить на матч против команды отделившегося от Китая острова.

В 1963 году сборная СССР на чемпионате мира заняла третье место, но при этом победила американцев — 75:74.

А в 1967 году советские баскетболисты впервые стали чемпионами мира. Правда, встречу с США наши тогда проиграли — 58:59.

Сборная команда СССР по баскетболу, 1967 г. Справа налево: капитан команды Геннадий Вольнов, Юрий Селихов, Зураб Саканделидзе, Александр Травин, Сергей Белов, Модестас Паулаускас, Геннадий Чечура, Прийт Томпсон, Яак Липсо, Анатолий Поливода, Рудольф Нестеров, Владимир Андреев. Фото: РИА Новости / Юрий Сомов

«Батюшка» вместо «Папы»

Тренировал сборную СССР Александр Гомельский , человек-легенда, носивший уважительное прозвище «Папа». Помимо сборной, он возглавлял клуб ЦСКА, одну из сильнейших команд не только Советского Союза, но и Европы.

Принципиальным соперником Гомельского был наставник ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин , которого игроки именовали «Батюшкой». После того, как сборная СССР заняла третьи места сначала на Олимпиаде-1968, а затем на чемпионате мира-1970, Гомельского сняли с поста главного тренера — тогда такие результаты в Советском Союзе считали провалом.

Готовить сборную к Олимпиаде-1972 в Мюнхене доверил Владимиру Кондрашину.

Американцы на Олимпиадах оставались непобедимыми, но, как уже говорилось, на других турнирах советские баскетболисты уже успели ощутить вкус победы над янки. Поэтому наши знали — побеждать их можно.

Владимир Кондрашин с игроками сборной СССР. Международный турнир по баскетболу, 1970 г. Фото: РИА Новости / Борис Кауфман

Путь к финалу

Олимпийский турнир Игр-1972 в Мюнхене проходил с 27 августа по 9 сентября. На первом этапе команды были разбиты на две группы по 8 команд. Для выхода в полуфинал необходимо было занять одно из первых двух мест.

Команда Кондрашина справилась с этой задачей блестяще, одержав 7 побед в 7 матчах — над Сенегалом, Филиппинами, Польшей, ФРГ, Пуэрто-Рико, Югославией и Италией.

В другой группе 7 побед в 7 матчах одержали американцы.

Полуфиналы состоялись 7 сентября. Команда Кубы потрепала нервы сборной СССР от души — после первой половины парни с Острова Свободы даже вели с преимуществом в одно очко. В итоге советская команда все-таки взяла верх, но с небольшим перевесом — 67:61.

У американцев, наоборот, все сложилось легко в матче с Италией — 68:38. Болельщики и специалисты были впечатлены игрой сборной США, поэтому перед финалом предпочтение отдавали «звездно-полосатым».

Неудержимый Сергей Белов

Финальный матч начался в 23:50 по местному времени 9 сентября. Столь позднее начало игры объяснялось стремлением обеспечить более удобное время показа игры в Северной Америке.

Для молодых американских баскетболистов выигранное золото Олимпиады должно было стать трамплином к карьере в НБА. Но очень скоро стало понятно, что с «трамплином» возникли серьезные проблемы. Сборная СССР очень хорошо защищалась и еще лучше атаковала. Американцы постоянно проигрывали несколько очков. На перерыв команды ушли при счете 26:21.

Опытный наставник американцев Генри Айба найти управу на команду Кондрашина долгое время не мог. Особенно свирепствовал атакующий защитник Сергей Белов , который набрал в этом матче 20 очков.

Баскетболист Сергей Белов, 1970 г. Фото: РИА Новости / Фред Гринберг

Мистер Айба играет жестко

За девять минут до конца встречи сборная СССР вела с разницей в 10 очков. Но тут наши, что называется, «поплыли». Айба отдал команду американцам играть в жесткий прессинг, и под давлением советские баскетболисты стали все чаще ошибаться. К тому же последовало несколько промахов с линии штрафных. Преимущество сборной СССР на последней минуте сократилось до одного очка.

Тут важно знать, что правила 1972 года сильно отличались от современных. Например, в случае нарушения правил, команда, получившая право на штрафные, могла от них отказаться и просто сохранить за собой владение мячом. Это позволяло тянуть время в концовке встречи. Кроме того, тогда не было трехочковых бросков.

Александр Белов. 1971 г. Фото: РИА Новости / Рудольф Кучеров

«Мне очень хотелось ударить Белова Александра»

Истекали последние секунды встречи, сборная СССР вела со счетом 49:48. «В конце матча мне очень хотелось ударить Белова Александра ...», — скажет потом герой матча Сергей Белов.

За что же Белов ополчился на Белова?

Дело в том, что за 8 секунд до конца встречи мяч оказался у Александра Белова. И американцы, и наши сходились во мнении — Александр мог просто держать мяч пять секунд, как позволяли правила. Затем последовал бы переход мяча, но у американцев на атаку оставалось бы меньше трех секунд, и минимальные шансы на успех. Был и другой вариант — отдать пас Сергею Белову, который находился в четырех метрах и не был перекрыт американцами.

Но Александр Белов отдал пас Зурабу Саканделидзе , и мяч перехватил ловкий Дуг Коллинз .

Все, что смог сделать Саканделидзе, это догнать американца и сфолить на нем, не дав ему заработать быстрые два очка. Но Коллинз дважды был точен с линии штрафных, и сборная США впервые в матче повела в счете — 50:49.

«Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон!»

Но это была не развязка драмы, а только ее начало.

Оставалось всего три секунды. Судья отдал мяч Алжану Жармухамедову , то ввел его в игру пасом на Сергея Белова, но игра тут же была остановлена. Советская делегация выясняла отношения с судейским столиком. Дело в том, что во время выполнения штрафных американцами сборная СССР запросила тайм-аут, однако в шуме трибун судьи не разобрались в ситуации.

После горячей полемики тайм-аут все-таки был предоставлен. Кондрашин убирает с поля Жармухамедова, и выпускает Ивана Едешко , который обладал изумительной техникой паса.

«Дословно я так сказал: „Чего вы волнуетесь? Времени-то вагон! Можно выиграть, а потом опять проиграть“. Я, честно, с пасом вначале надеялся на Модю (Паулаускаса ). А потом вспомнил: в Друскининкае ребята часто в гандбол играли, и у Вани (Едешко) такой захлестывающий удар был», — вспоминал Владимир Кондрашин.

Растяпа Йозеф Блаттер

После тайм-аута судья вручил мяч Едешко, который, находясь под давлением американца, отдал пас Модестасу Паулаускасу. Модестас, в свою очередь, отпасовал на Александра Белова, находившегося под щитом американцев, но не попал. Прозвучала финальная сирена, и счастливые игроки и тренеры сборной США приняли праздновать.

Как оказалось, рано. Правила баскетбола гласят: время после ввода мяча в игру запускается тогда, когда мяч коснулся одного из игроков, находящихся в поле. А в данном случае секундометрист запустил время сразу после паса Ивана Едешко.

Растяпу — секундометриста звали Йозеф Блаттер . Спустя четверть века после Игр в Мюнхене он станет президентом ФИФА.

Но тогда, в 1972-м, ошибка Блаттера подарила сборной СССР еще один шанс. Правда, американцы, выходить на поле не хотели, считая, что матч окончен. Но опытный Генри Айба навел порядок, полагая, что речь идет лишь о формальности.

«Я даже обернулся: никого нет»

Когда мяч вводился в игру в третий раз, роковую ошибку допустили американцы. Никто не стал мешать Ивану Едешко вводить мяч в игру, все сосредоточились на опеке других советских баскетболистов.

Под кольцом двое американцев опекали Александра Белова. Несмотря на это, Едешко через все поле отправил свой «самонаводящийся» пас на Белова.

Вот как описывал сам Александр то, что произошло дальше: «Американцев было двое. Десятый номер чуть ближе к центру, чем я, четырнадцатый — между лицевой и мною, ближе ко мне. Я показал обманное движение, потом резко повернулся и рванул к щиту. Пас был великолепный. И оказался под щитом совсем один. Я даже обернулся: никого нет. И я очень аккуратно правой рукой бросил мяч».

На видеозаписи видно — американцы, среагировав на финт Белова, как говорят баскетболисты, «улетели в буфет». Александру оставалось просто не промахнуться из-под кольца.

Финальная сирена прозвучала при счете 51:50 в пользу сборной СССР.

«И сборная Советского Союза забивает мяч! Победа!», — крик комментатора Нины Ереминой вошел в историю также, как и сам бросок Александра Белова.

Три против двух

Игра на этом закончилась, но американцев это не устраивало. Был подан протест — представители США полагали, что судьи и советские представители нарушили правила в концовке. Американцы требовали переигровки.

«Переигровку» спустя 16 лет американцы проиграли Гомельскому и Сабонису

Спустя 45 лет американцы отказываются признавать себя проигравшими.

А «переигровки» на Олимпиаде-1976 не состоялась. Сборная СССР, снова ведомая Кондрашиным, уступила в полуфинале команде Югославии — 84:89, и в итоге осталась только третьей, а американцы, одолев югославов в финале, вернули себе олимпийское золото.

Шанс поквитаться со сборной СССР за Мюнхен американцам выпадет лишь в полуфинале Олимпиады-1988. Советской командой на этот раз будет руководить Александр Гомельский . Но сборная СССР, в которой будет солировать Арвидас Сабонис , снова возьмет верх — 82:76. Победив в финале Югославию, советские баскетболисты во второй и последний раз станут олимпийскими чемпионами.