Лошадиная упряжь из чего состоит. Основные части сбруи для коня и виды упряжек

Сбруя необходима, чтобы впрячь коня (или другое тягловое животное) в повозку. Правильная экипировка позволит животному эффективно использовать силы и упростит управление человеку. Сбруя для лошадей появилась вместе с первыми повозками, около 4000 лет назад. Сегодня упряжь представляет набор конкретных элементов, способных, помимо основной задачи, дополнительно выполнять декоративные функции. Состав и конструкция сбруи также отличаются в зависимости от количества используемых лошадей и типа повозки.

Состав сбруи

Основная задача конской упряжи - передать силу тяги от лошади к повозке с минимальными последствиями для тела животного. Сбруя для лошадей дополнительно является инструментом управления кучера. Базовый набор элементов упряжи включает:

  • Хомут. Главный компонент, на который передается основная часть тягловой силы, затем идущей к повозке. Хомут состоит их покрышки (верхняя наружная часть), подкладки под ней, пары клещей, скрепляемых ремнем (нижняя деталь), хомутины и горта.
  • Гужи (гужевые мочки). Кожаные ремни, соединяющие хомут с оглоблями. К гужам также крепится ободовый ремень.
  • Дугу. Удерживает гужевые ремни вокруг оглобель. Дуга присутствует не во всех наборах упряжи.
  • Уздечку. Система ремней, крепящаяся на голове лошади, к которым цепляются элементы управления: вожжи и (или) повод. Уздечки выпускаются с трензелем (металлический элемент во рту лошади) и без него. В отдельную подгруппу выделяют ковбойскую узду, отличающуюся выполнением из тонких ремешков, подходящих для ремонта за пределами конюшни. Модели без трензеля, вроде хакамора, оказывают основное давление при взнуздывании на переносицу. Воздействие достаточно болезненно для лошади, и такие системы рекомендуют опытным ездокам либо животным, имеющим проблемы с ротовой полостью.
  • Седелку. Частично переносит тяговое усилие лошади с плеч на спину. Выступает в качестве амортизатора при движении по неровной дороге. В состав элемента входит чресседельник, удерживающий оглоблю, хомут и дугу, и подпруги, которыми эта часть сбруи фиксируется на теле лошади.
  • Подбрюшник (деталь седелки). Стабилизирует хомут с оглоблями, препятствуя их резким колебаниям, способным травмировать коня.
  • Шлею. Основной элемент «тормозной системы» экипажа. Отвечает за удержание на месте хомута.
  • Вожжи и поводья. Уже упомянутые управляющие элементы. Первые обычно используют, сидя на повозке. За поводья лошадь ведут пешие сопровождающие.

Ременные конструкции традиционно выполняются из кожи (коровьей или свиной) . Вожжи представляют собой частичное исключение. Их средняя часть часто может выполняться из прочной тесьмы или веревки.

Все элементы упряжи подбираются по габаритам лошади. Несоответствие пропорциям животного уменьшит его эффективность в качестве тягловой силы и создаст риск травмы в месте контакта.

Типы конной упряжи

По внешнему виду различают обычную и декоративную (парадную) экипировку. Последнюю отличает обилие украшений. Так, к обычным элементам упряжи может добавиться плюмаж и другие элементы. Другим критерием, по которому делится лошадиная сбруя, является количество животных, используемых для запряжки. Их число варьируется от 1 до 8 особей (редко используется больше). По конструкции упряжь бывает:

  • Дуговой. Присутствуют все вышеописанные элементы. Оглобли крепятся к дуге.
  • Бездуговой (оглобельно-постромочной). Основная часть нагрузки приходится на шлею. Оглобли присоединятся к седелке.
  • Постромочной. В системе отсутствуют твердые элементы вроде оглобель или дуги. Движение происходит за счет хомута и постромок. Для удобства управления в состав сбруи могут включаться ручные тормоза.
  • Постромочно-дышловой. К ременной конструкции добавляется дышло, регулирующее движение повозки по прямой и на поворотах.
  • Комбинированной или европейской. Используется для создания больших упряжек - на 6-8 особей. Включает оглобли, дышло и постромки. Лошади для такой упряжи должны правильно расставляться по силе и росту: первой парой идут выносливые животные, последней - сильные для обеспечения торможения. Между ними располагаются пристяжные лошади, отвечающие за повороты.
  • Цугом. Конструкция была разработана в Германии - лошади впрягаются попарно, друг за другом. Цуг рассчитан на шестерку коней. Одна или две пары впрягаются в дышло. Цуг сегодня используется редко.
  • Тачаночной. Еще одно устаревшее решение, рассчитанное на четверку коней. Животные располагаются параллельно, при этом центральная пара впрягается с помощью дышла, а лошади по бокам удерживаются постромками.

Конная упряжь - необходимый «соединитель» между лошадью и повозкой. Она необходима, чтобы животное тянуло груз, а погонщик мог им управлять. Сбруя делится на несколько основных категорий, предназначенных для разных типов повозок и количества коней. Но их объединяет общее требование - удобство и соответствие габаритам лошади. Слишком большая или маленькая сбруя может травмировать животное и ухудшить качество управления экипажем.

Конская упряжь несет на себе нагрузку экипажа, поэтому её правильный выбор и подгонка очень важны для сохранения здоровья и работоспособности лошади. Упряжь состоит из кожаных ремней, спроектированных так, чтобы обеспечивать равномерное распределение нагрузки. Упряжью называют крепёжно-тяговую систему для экипажа, а экипировку для верховых лошадей обычно называют сбруёй. Ремни сбруи гужевой лошади должны быть прочными и мягкими.

Раньше на сбрую коня не жалели денег. Как правило, изготовление сбруи велось по индивидуальным заказам, поэтому проводилась идеальная подгонка ремней под конкретное животное. Сейчас можно купить уже готовую упряжь, но чаще всего получается так, что не все детали подходят лошади. Люди, работающие с лошадьми, предпочитают покупать все детали в разных местах. Комплект состоит из списка стандартных элементов, которые указаны ниже. К телу лошади должны прилегать только кожаные части.

Основной комплект упряжи для экипажа и верховой езды

Функции каждого элемента сбруи

  • Хомут. Задача - передавать тяговую силу коня на повозку. Важно правильно подобрать длину и ширину хомута, чтобы на шее животного не появились потёртости. Он не должен стеснять дыхание и движения, но недопустимо и «болтание» при езде. Чтобы хомут надёжно держался, необходима прочная шлея;
  • Шлея. Данный элемент изготовлен из кожи. Функция - удержание хомута на месте при спуске с горы или торможении. Прилаживается, чтобы между буграми седалища и ободочным ремнем проходила ладонь. Чтобы не возникли потёртости, нужно подобрать размер индивидуально;
  • Седелка поддерживает запряжку через чресседельник и передаёт часть нагрузки на спину животного;
  • Подпруга закрепляет всю конструкцию упряжки на корпусе лошади и удерживает все нужные элементы на спине. Мягкие ремни из кожи должны плотно обхватывать корпус, но не давить;
  • Чересседельник пропускается через седелку и фиксируется на оглоблях. Задача - удержание массы деревянных элементов упряжи на спине;
  • Подбрюшник проведён под подпругой, а концы закрепляются на оглоблях. Подбрюшник плюс чересседельник – это два ремня, скрепленных через кольцо. Надевают их посредством петли чересседельника на оглоблю;
  • Узда состоит из нескольких тонких ремней. Требования к ремешкам удил и недоуздка самые строгие, так как губы - очень нежная часть тела животного;
  • Дуга соединяет хомут с оглоблями, а также амортизирует толчки и рывки. Изготавливается из упругого дерева;
  • Оглобли изготавливаются из прочного и лёгкого дерева. Очень важна одинаковая длина;
  • Вожжи или поводья - используются для того, чтобы управлять движениями головы лошади на расстоянии. Бывают текстильными или кожаными.

Упряжь может быть очень красивой

Виды лошадиной сбруи

Упряжь для лошадей классифицируют по двум признакам: предназначение и количество коней, на которых рассчитан комплект. По назначению сбрую делят на выездную, транспортную, сельскохозяйственную и для конной армии. Естественно, последний вариант сейчас не используется, а остался в музейных архивах. Выездные и транспортные экипажи, как правило, многолошадные. Сельхозупряжки бывают на одну и две лошади. По количеству коней упряжки делят на одиночные, двуконные и многолошадные.

Одноконная - самый распространённый тип конской упряжи - создана для 1 животного. Бывает с дугой и без. В бездуговом варианте упряжки всю тяжесть повозки несёт на себе шлея. Обязательно имеются оглобли, горты из кожаных ремней, хомута и удила с прикрепленными вожжами. Зачастую применяют короткие оглобли, которые крепятся к лошадям не к хомуту, как обычно, а к седелке.

Варианты конфигурации упряжки

  • Постромочно-дышловая упряжь используется для одного и двух коней. Основная её задача обеспечивать подконтрольное движение повозки на поворотах и спусках. Удерживающую функцию выполняет дышло. Очень часто при тяге сельхозмашин животные получают специфические повреждения сбруей по причине нажатия дышла на хомут. Для предотвращения этого надо надеть на коня седелку, подтянув постромки с помощью чресседельника. Тогда работоспособность коней внушительно увеличится;
  • Постромочная упряжь - самый простой по конструкции вариант, но неудобный, так как при спусках повозка не тормозится и налетает на лошадь. Не имеет дышла, оглобель и других удерживающих механизмов. Использовать такую упряжку можно только для тех повозок и агрегатов, которые снабжены тормозами, иначе можно навредить лошади;
  • Тачанки активно эксплуатировали до 20 века. Они запрягались четвёркой коней. Упряжь состояла из дышла, скомбинированного с постромками. При этом, две лошади в центре запрягались в дышло, а две пристяжные - за постромки, которые крепились к вагам;
  • Комбинированная упряжка рассчитана на большое количество лошадей. По этому принципу запрягается тройка. Коренник запрягается в элементы, сдерживающие экипаж, а пристяжные - только в постромки для обеспечения тяговой силы. Задача пристяжных - обеспечивать повороты повозки. Таким способом можно запрягать и 6 – 8 лошадей.

Классическая многоконная упряжь для тройки

Элементы сбруи верховой лошади

Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:

  • Узда с удилами - главный элемент управления лошадью. В составе конструкции несколько ремней: суголовный, налобный, щёчный, подбородный, намордный. К ним крепятся удила с двумя кольцами, грызла и поводья с темляком. Распространённые виды удил: трензель, мундштук, пелям;
  • Трензель - состоит из грызла и двух колец. За кольца трензель крепится к щечным ремешкам уздечки;
  • Мундштук - удила со специфическими боковыми «щечками», которые оказывают усиленное действие на рот животного. Мундштуки усилены цепочкой, пристёгивающейся за крючочки так, чтобы охватывать нижнюю челюсть коня. Используется при манежной езде для тонкого управления конём;
  • Пелям - это тот же мундштук, но снабжённый подвижным грызлом. Действует на рот коня слабее, чем мундштук, но сильнее, чем трензель;
  • Для крестьян, путешественников и конного полка было очень важно здоровье и работоспособность коней, поэтому на ночь их прикрывали попоной. Зимние попоны изготовляются из флиса, шерсти с синтепоновой подкладкой. Летние попоны делают из хлопка, сетки (против мух);
  • Вальтрап (покрывало под седло) - исторический элемент конных полков. Назначение - защита спины коней от повреждения седлом. Кроме того, в России он был украшением конского убора. Офицеры щеголяли упряжью друг перед другом, кроме того, цвет вальтрапа отличался в зависимости от цвета обмундирования;
  • Подпруга - широкий ремень из мягкой, но прочной кожи, предназначенный для удержания седла. Охватывает туловище лошади снизу и с боков, затем пристегивается к седлу. Самые лучшие подпруги - из натуральной кожи;
  • Ногавки - это защитное снаряжение, предназначенное для оберегания ног лошади от растяжений и ударов;
  • Недоуздок - это уздечка без удил для содержания коня на привязи;
  • Стремя - петли для ног всадника, прикрепленные к седлу.

Основные детали седла и их названия

Какой материал лучше всего?

Изготовление сбруи испокон веков велось из натуральной кожи, на сегодня этот материал также не знает себе равных. Замена текстильными элементами из натурального или синтетического волокна иногда производится, но не рекомендуется. Кожа позволяет дышать, со временем приобретает форму корпуса животного и обладает необходимой мягкостью. Кожаная сбруя - лучший вариант для коня!

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.



Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Первая сбруя в примитивном виде была придумана несколько тысяч лет назад. Родиной ее появления считается территория современного Казахстана, где предпринимались попытки укрощения степных скакунов. На Алтае были найдены сохранившиеся предметы сбруи, украшенные декоративными элементами из металла, войлока и кожи. Сбруя изготавливалась опытными мастерами, которые оберегали свои секреты, передавая их ученикам.

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:
  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.
Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:
  1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
  2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
  3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
  4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
  5. Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

Из чего состоит сбруя

Главным элементом упряжи лошадей при верховой езде является седло. Также в состав сбруи могут входить следующие принадлежности:
  1. Хомут. Это наиболее важный предмет в системе. Используется для равномерного распределения тяжести повозки на плечи и шею животного. Размер и форма элемента подбираются индивидуально. Располагается на шее около холки и проходит через основание шеи.
  2. Дуга необходима для крепежа гужей к оглоблям.
  3. Узда размещается на голове коня и позволяет управлять животным. Существуют варианты уздечки с одним или несколькими удилами. Вариант без удил называется недоуздком. Используется в случае передвижения коня без упряжи.
  4. Седелка является конструктивной частью. Это кожаная амортизирующая подушка. Позволяет уменьшить нагрузку на плечи скакуна. Проходит под чересседельным ремнем. Необходима для поддержки оглобли.
  5. Шлея. Состоит из продольных и поперечных, а также откосных ремней. Используется для предотвращения сползания хомута.
  6. Вожжи для лошади представляют собой длинные ремни, обладающие высокой прочностью. Края вожжей крепятся к удилам. Этот элемент позволяет дистанционно управлять животным.
  7. Чересседельник. Имеет вид ремня, крепящегося на оглобле через седелку.
  8. Подпруга необходима для крепкой фиксации седла. Это широкий ремень высокой прочности.
  9. Гужи держат ободовый ремень, соединяя хомут с оглоблей.
  10. Подбрюшник предотвращает травмы лошади, амортизирует резкие колебания хомута и оглобли.
  11. Шпрунт — это скользящий повод, не позволяющий животному высоко задирать голову.
  12. Мартингал является частью сбруи, удерживающей нужное положение головы коня.
  13. Попона представляет собой специальное покрывало, задачей которого является защита животного от непогоды и насекомых.

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Подбор упряжи

От правильного подбора и подгонки сбруи зависит производительность системы. Наибольшую важность имеет грамотный выбор хомута, вследствие ошибки увеличивается вероятность травмирования животного.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В сбруе может находиться несколько лошадей. Тандемом называется запряжка следующих друг за другом двух животных. Существуют особенности упряжки нескольких скакунов:
  1. Если ставится пара, используются смешанные и дышловые пароконные конструкции.
  2. Для упряжки коней в сельском хозяйстве часто применяется постромочный вид упряжи.
  3. Системы для тройки лошадей бывают разных видов. Русская упряжка отличается наличием в центре коренника, а по сторонам — пристяжных. Другим вариантом является запряжка гуськом. В этом случае коренник ставится за пристяжными. Этот вариант чаще используется для зимников.
  4. Для четверки коней можно сделать сбрую двух форм. В первом варианте животные идут попарно (дышловая и выносная), во втором — пристяжные обрамляют по сторонам пару коренников в дышловой паре. Такой вид упряжки называют квадригой.
  5. При упряжке 5 особей ставят 2 коренника и 3 пристяжных в ряд.
  6. Цуг используется для упряжки 6 коней, их ставят парами.

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:
  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

В природе лошадям не требуется какая-либо дополнительная экипировка. Домашним же животным необходимо снаряжение, которое позволит хозяину легко управлять лошадью, а также будет защищать питомца от холода. Важно помнить и о подковах, без них домашним лошадям, в отличие от диких собратьев, приходится очень тяжело. Любители самостоятельного изготовления всего необходимого для любимца не только получают эксклюзивную экипировку животного, подогнанную индивидуально под него, но ещё и значительно экономят свой бюджет. При качественном исполнении домашние изделия не уступают покупным, а иногда и превосходят их.

Недоуздок для лошади необходим для удобного вывода животного и направления его движения. Надевают его на голову. Также недоуздок позволяет зафиксировать коня в стойле или на пастбище. Внешне недоуздок выглядит как уздечка, у которой нет удил, и имеющая один повод. Держат коня за ремень недоуздка с левой стороны в районе щеки. Все движения человека должны быть спокойными и не вызывать резких рывков экипировки. В противном случае конь напугается и может нанести тяжёлые травмы.

Недоуздок из кожи

Сделать недоуздок можно из кожи или верёвки. Второй вариант предпочтительнее для питомцев с нежной кожей. Делают недоуздок, предварительно сняв мерки головы своего любимца.

Для изготовления предмета надо взять 7 мягких ремешков с подкладкой из флиса длиной на 4-5 см больше необходимой (пойдёт на припуски швов). На затылочном ремне с левой стороны должен помещаться карабин застёжка. Соединяются между собой ремешки по схеме при помощи крепких металлических колец достаточного размера.


Схема недоуздка из ткани

Кожа будет натирать кожу на морде у лошади, и потому затылочный ремень и нахрапный ремень надо подшить флисом, сложенным в 2 раза. Подойдёт также плотная фланель.


Недоуздок из веревки

Из верёвки недоуздок изготавливают при помощи узлов. Брать надо мягкую синтетическую верёвку достаточной прочности. Схемы связывания экипировки различные, и можно подобрать максимально понятную для себя. Процесс изготовления из кожаных ремней недоуздка достаточно сложный, и по возможности его лучше приобрести готовый. Верёвочный же делают только самостоятельно.

В отличие от недоуздка, уздечка для лошади имеет удила или трензель – особое металлическое кольцо, которое вставляется в рот коню. Необходима уздечка для верховой езды. Своими руками её изготавливают следующим образом:

  • Отрезается кусок мягкого ремня равный 3 длинам от одного до другого уголка рта через щёки и затылок, сделав припуск 10 см на швы;
  • Отрезается кусок ремешка длиной от уха до уха – он будет лобным. Припуск также 10 см;
  • Объём подбородочного ремешка определяют, добавив 3 см для комфорта коня к длине, полученной после измерения;
  • Сборка ремней по инструкции.

Поводья к уздечке пришивают в последнюю очередь, выбирая их длину в зависимости от своего собственного удобства. В соответствии с ростом животного и всадника она будет изменяться.


Выбирая кольцо для уздечки, надо следить за тем, чтобы оно удобно ложилось в рот животному, не задевая зубов. Слизистая ротовой полости коня нежная, и её можно травмировать даже пальцами при надевании уздечки. По этой причине важно, чтобы трензель был гладкий, без щелей и зазубрин. Как сделать уздечку для лошади своими руками знает каждый хозяин.

Кони не могут переносить мороз без вреда для здоровья. Для хорошего состояния им требуется, как и людям, верхняя одежда, которой и является попона. Выглядит попона как покрывало. Покупать готовую попону нет необходимости, ведь её очень легко сшить самостоятельно.

Для получения мерок промеряются:

  • Длина от груди через ноги (по боку) до хвоста;
  • Длина спины от холки и до начала хвоста.

Когда снятие мерок невозможно, надо ориентироваться на усреднённую таблицу, по которой шьют попоны в мастерских. Попона для лошади своими руками максимально удобна для животного.


Пользуясь стандартной выкройкой, подгоняют её под размер своего коня. После этого из выбранной ткани (для лета нужна хлопчатая, а для зимы – шерстяная) выкраиваются все детали. На швы надо прибавить 15-20 см. Вначале все элементы смётывают, а после прошивают на швейной машине. Для зимней попоны надо предусмотреть ещё и подкладку. В области живота и груди делается застежка. На усмотрение хозяина она может изготавливаться из липучки, кнопок, карабинов (предпочтительнее) и крупных металлических пуговиц. Попоны должны быть летние и зимние, а также лёгкие шерстяные, которые надеваются на животное в том случае, если оно в прохладную погоду вспотело во время работы. Сразу надевать тёплую попону нельзя, а вот лёгкая, слегка утеплённая необходима. Как только животное остыло, его укутывают в тёплую одёжку. Зная как сшить попону для лошади можно заметно сэкономить.

Дуга является основной частью упряжи (упряжки), скрепляет оглобли с хомутом. Её, при острой необходимости и определённых навыках, можно сделать самостоятельно. В идеале купить эту часть экипировки, изготовленную профессионалами. Необходима дуга для удержания гужей перпендикулярно хомуту. Это позволяет предупредить травму шеи лошади при езде по неровной дороге. Упряжная езда без дуги недопустима.


Парадная дуга для упряжи

Для дуги подходит древесина вяза. Также могут быть использованы берёза, дуб и лещина. Заготовить древесину надо в период самого начала сокодвижения. Дерево распиливают на заготовки. Края заготовок обтесывают, придавая им нужную форму.

Сгибают заготовку, предварительно распарив, так как без этого она треснет. Удобнее всего распаривать дугу в бане. Для сгибания используется сгибальный станок. Сгибать дугу надо без рывков. Делают это вдвоём или втроем. Когда заготовка сгибается тяжело, её вновь распаривают.

После того как дуга согнута, её концы фиксируют при помощи проволоки и оставляют до высыхания древесины. Высохшую дугу снимают со станка и производят окончательную обработку. Её шлифуют и красят. В старину дуги расписывали и украшали сложно резьбой. При художественных способностях это можно сделать и сейчас, превратив эту часть упряжи в эксклюзив. Колокольчик или бубенчик обязателен на дуге, и его крепят на зге (металлической петельке).


Лошадь в упряжке

Самостоятельное изготовление дуги оправдано только в том случае, если хозяин лошади любит и умеет работать с деревом, а также готов затратить на работу много времени. Упряжь для лошади необходима даже если впрягают её редко.

Хлыст для лошади во время верховой езды используется как средство управления, подсказывающее животному что делать. Категорически запрещается применять хлыст в качестве наказания. Используется он только в тех случаях, когда питомиц никак не может сообразить, что от него требуется. В зависимости от того как им пользуются, конь понимает, что от него хотят.

На скачках управление конём происходит исключительно хлыстом, так как стремена подняты высоко и всадник теряет возможность управлять лошадью, сдавливая ногами её бока. Самые длинные хлысты применяют при обучении коней выездке. Длина их достигает 1 м 30 см. Стандартный хлыст имеет длину в 70 см.


Хлыст с кожаной хлопушкой

Изготовлен хлыст может быть из разных материалов: пластиковые, кожаные или синтетические. Они различаются весом и гибкостью. Плётку покупают в профильных магазинах или изготавливают самостоятельно.

Чтобы сделать хлыст требуются:

  • 2 шнурка;
  • Кончик, предназначенный для летней удочки;
  • Небольшой кусочек кожи;
  • Металлическое кольцо D образной формы;
  • Швейные нитки.

Изготавливают хлыст в определённой последовательности. Для начала со шнурков отрезают кончики. Полый шнурок надевают на удочку сразу, а из оплетённого предварительно вытягивают его сердцевину. Концы шнурка закрепляют узлами и смазывают клеем. На него закрепляют 2 шнурок и кольцо, после чего всё обматывается толстой ниткой. Далее кусочек кожи нарезают глубокой бахромой. Кожу приклеивают и затем бахрому переплетают со шнурками по спирали.


Хлыст конкурный

Для придания хлысту заводского вида на плетёный шнурок натягивается термотрубка. Хлопушку делают из сложенной пополам кожи, которую приклеивают и прошивают. На кольцо закрепляют петельку-ремешок для руки, аналогичную той, что имеется на чехлах для мобильных.

Сильно ударять животное недопустимо. Хлыст не должен причинять боли. На агрессию седока конь отвечает также агрессией и может сбросить неопытного наездника, что чревато тяжёлыми травмами.

Сделать седло своими руками сложно, и без острой необходимости заниматься этим не следует. Профессионально сделанное, оно безопасно для коня и седока. Самостоятельно изготовить качественное седло может только человек, связанный с профессиональным производством. Как сделать седло для лошади есть много рекомендаций.


Прежде чем начать делать седло для лошади своими руками, изготавливают его макет. Для него плотную проволоку прикладывают к спине животного за холкой и прогибают чётко по контуру тела. Далее по полученному лекалу переносят очертания на картон. Из картона вырезают макет, который прикладывается к спине животного. Он должен совершенно точно повторять все изгибы. После по макету изготавливают ленчик и далее собирают седло.


Ленчик седла

Правильно сделать седло у любителя не получится. Экономить на этом предмете экипировки нельзя, и надо всё же покупать качественное седло, произведённое мастером.

Сани для лошади покупать не обязательно. Когда имеются определённые навыки в работе с деревом, инструмент и желание, сделать их можно своими силами. Сани не высокие и потому, даже если что-то не получится, и в процессе езды они повредятся, получить травму практически невозможно.


Расписные сани

Сложнее всего изготовить полозья. Для них применяются крепкие металлические трубы. Длина труб нужна на 2-3 метра больше, чем саней. Надо это для того, чтобы загнуть полозья с обеих сторон и поместить без сложностей под сани. Для сгибания применяют особый инструмент – трубогиб.

После собирают дно саней со стойками, изготовленными из тонких трубок или прочных деревянных брусков. По возможности все не несущие конструкции изготавливаются из фанеры для меньшего веса саней.

После того как сани для лошади собраны, их отделывают и красят. Если сани рассчитаны на катание, то их следует расписать для придания привлекательного внешнего вида.

Подковы

Самостоятельно изготовить подковы можно только в том случае, если есть своя кузница и опыт в их создании. Товар этот не дорогой, и не стоит экспериментировать, подвергая опасности себя и коня, изготовляя сомнительные самодельные подковы.


Подковка лошадей

Самостоятельное создание экипировки для коня – дело, конечно, интересное и увлекательное, но чаще всего неоправданное, так как непрофессиональные аксессуары не отвечают требованиям качества и могут быть даже опасны.

Каждый, кто желает иметь хороший конный выезд, непременно сталкивается с необходимостью обзавестись удобной и практичной упряжью для , без которой эффективно использовать животное невозможно. А как только встает вопрос упряжи, тут же возникает необходимость обзавестись хорошей дугой для коня. Как же сделать дугу для лошади своими руками?

Дуга – самая узнаваемая часть упряжки для лошади, будь она городская (экипажная), ямская (троечная), гужевая (ломовая), крестьянская, полуямская или какая-либо еще. Назначение деревянной дуги заключается в том, чтобы удерживать гужи (кожаные петли, с помощью которых соединяются дуга, хомут и оглобли) перпендикулярно по отношению к , иначе у животного на плечах и боках появятся потертости. Все знают, каково качество наших дорог.

В те времена, когда возникла идея конной упряжки (археологические находки самых ранних образцов дуги для лошадей в России датируются XIV веком), дороги у нас были отнюдь не лучше теперешних. Лошадку надо было уберечь от толчков и ухабов. Вот для этого и придумали дугу для лошади. Она смягчала удары, поскольку гужи, закрепленные на дуге, растягивались. Из желания уберечь верхние , и возникла дуга. И стала не только важной амортизирующей, защитной частью конной упряжи, но и ее украшением. Дуги, особенно на парадных выездах, было принято украшать яркими узорами или просто бантами из пестрой ткани. А уж сколько песен спето и стихов написано про колокольчик под дугой!

Красивое крашение дуги

Чтобы сделать самостоятельно дугу для лошади, нужно правильно выбрать дерево. Самый лучший материал для дуги лошадей – ветла или вяз. Древесина вяза отличается большой прочностью, а ветла славится своей легкостью. Но иногда дуги гнули и из дуба, березы или лещины. Заготовки для дуг рубят ранней весной, когда сок в древесных стволах только-только начинает свое движение.

Древесину распиливают на кряжи длиной до двух метров и толщиной до полуметра. А после этого кряж раскалывают на части, которые и станут заготовками будущих дуг. Толщина заготовки должна быть от 8 до 12 сантиметров, длина – от 150 до 180 сантиметров. Концы заготовки нужно обтесать, чтобы придать им форму будущей дуги.


Древесина вяза

Когда заготовка вырезана и обтесана на концах, нужно подготовить древесину к сгибанию. Для того, чтобы дерево хорошо согнулось, но не сломалось, его необходимо распарить. Тут поступали по-разному. Одни мастера на 2-3 дня замачивали заготовку в воде, а перед началом работы запаривали среднюю ее часть в крутом кипятке минут на 20-30.

Другие середину будущей конструкции обмазывали свежим навозом и клали в горячую печь, где древесина распаривалась в течении ночи. Еще проще поместить заготовку дуги в баню. Для этой цели во многих банях под потолком были шесты, на которые укладывали жерди, предназначенные для дуг. Под воздействием жара и пара древесина становилась более пластичной.

После того, как заготовка дуги для лошади достаточно распарится, можно приступать к наиболее ответственному технологическому процессу – сгибанию. Для этого используют дужный станок – колодку с двумя параллельно расположенными вырезами. Расстояние между вырезами такое, каким должно быть расстояние между концами готовой дуги.

Конец заготовки дуги нужно заложить в один из вырезов, и после этого начинать аккуратно сгибать распаренную древесину. Делать это надо без рывков и не спеша. Работа тяжелая, поэтому обычно дугу гнут два-три человека. Если дерево гнется плохо, то можно «подпарить» его кипятком для большей пластичности. Длится это может несколько часов.

И вот загибаемый конец дуги оказывается напротив свободного выреза колодки! Его нужно аккуратно и точно туда вогнать. Самая трудная часть работы выполнена! Теперь выступающие наружу концы изделия надо крепко-накрепко связать между собой прочной бечевкой или даже стянуть проволокой, и оставить изделие в таком виде до полного высыхания.


Крепление для сгибания

Завершающая обработка

После того, как дуга для лошади высохла, ее вынимают из станка, развязывают веревку или проволоку, которая была использована для фиксации. Теперь дугу надо обработать. Для этих целей используют специальные рубанки или струги. Готовое изделие можно украсить.

В старину это делали при помощи красок или резьбы. Богатые выезды щеголяли нарядными резными дугами, на которых можно было видеть и геометрические узоры в виде ромбов и кругов, и искусно вырезанные листья, цветы, гроздья винограда. Иногда раскрашивали краской, причем особенно любили черные, красные, золотые, синие и зеленые цвета.

Впрочем, резьба, раскрашивание или просто нарядные банты – это дело вкуса. А вот без чего дуге никак нельзя обойтись – это без колокольчика или бубенца. Для этого к верхней внутренней части конструкции, там, где у нее самая середина, приделывали металлическую петельку, которая называется «зга». Помните: «не видно ни зги»? То есть так темно, что даже дуги на конской упряжи не видно. На эту згу и вешали колокольчик.


Роспись и резьба

Вот так, от выбора материала до закрепления колокольчика на зге, можно сделать дугу для лошади своими руками благодаря нашей подробной пошаговой инструкцией к выполнению.