Японский лук оружие. Японский лук — древнейшее оружие

КЮДО – стрельба из лука. Из всех , трансформировавшихся в середине ХХ в. в спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук – самое старое японское оружие , а с учетом природных условий страны – самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады – лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически – дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться “турниры-марафоны”, где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз. Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми . соревновались с луками аудзумэ-юми , в бою пользовались луками ханкю и ёкю , реже – луком монгольского типа ёко-юми . Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю . Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков – групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к . Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно. Однако со временем боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в (путь стрельбы из лука) – не , а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы – просто инструмент для самопознания.

Инуоумоно

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра…

Касагакэ

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см., установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки…

Ябусамэ

Церемония синто, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними…

弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривается как неуважение. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода . Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История

Напишите отзыв о статье "Японский длинный лук"

Отрывок, характеризующий Японский длинный лук

– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.

≫─━━━┉┅∎⋉⋇⋊∎┅┉━━━─≪⌑

Добра, бобра в хату! Сегодня вы прочитаете об ещё одном смертоносном оружии самураев. Также мы выясним различие между японским и английским луками. Начнём же!

≫─━━━┉┅∎⋉⋇⋊∎┅┉━━━─≪⌑

Определение

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский длинный лук, или дайкю (большой лук), или же по-простому юми (лук) – это лук более двух метров длиной, отличающийся от других своей выгнутостью, рукоятью и стрелами. Юми может использоваться при стрельбе с колена, стоя, а также при стрельбе с лошади, что отличает его от других видов.

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Дайкю неразрывно связан с историей Японии – тысячи лет его использовали на полях сражений, и даже сейчас он является важным атрибутом японской культуры. Именно лук был основным оружием самурая до тех пор, пока ему на замену не пришла катана и огнестрельное оружие. Но даже после этого лук пользовался популярностью. Юми по сей день можно увидеть на церемониях и в религиозных ритуалах японцев.

Создание

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский лук обычно изготовливается из лучших материалов, и цена у такого оружия не маленькая. Поэтому имеются более дешевые аналоги из стекло- и углеволокна. В изготовлении дорогих юме применяется кожа, бамбук и дерево, а сама технология не менялась веками. Зимой, когда бамбук суше всего, мастер по изготовлению юми ищет в роще бамбука идеальное дерево. Даже в роще, где полно сухих деревьев, очень трудно отыскать подходящее. Из одного бамбука можно сделать только один лук, но при этом расстояние между узлами должно быть правильным и на нём должны отсутствовать царапины и другие повреждения. После его разрезают на планки и относят на просушку в специальную коптильную камеру. Там бамбук пролежит 6 месяцев.

После просушки, так как все куски разные, мастеру нужно рассчитать, какой будет их толщина для необходимой гибкости. Значение имеет каждый миллиметр. После того как три части готовы, будущий лук склеивают и связывают верёвкой и под неё вставляют маленькие куски бамбука – они будут удерживать юме при изгибании.

Пока клей не застыл, мастер начинает гнуть лук, сначала не сильно, но потом всё сильнее и увереннее – так лук приобретает ассиметричную форму. Верхняя часть лука в два раза больше нижней, из-за чего юми держат на расстоянии двух третьих от верха. Мастер делает рукоять в нижней трети лука, так как отдача после выстрела сильнее в середине. Положение рукояти именно в нижней трети усиливает мощность лука.

Мастер гнет будущий лук

После того как дайкю принял нужную форму и готов к установке тетивы, мастер заправляет лук в специальный станок и цепляет на концы трос-тетиву, которая называется «цуру». Сразу после этого мастер берёт в руки юми, пытаясь понять, удался ли лук. Если между верхней и нижней частями есть равновесие, то это хороший лук, если нет, то плохой.

Техника боя

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Японский лук использовался только сословием самураев. Не каждый мог стать мастером в стрельбе из юми. Из-за своей уникальной формы это оружие мощнее других луков, но даже несмотря на это, самураи увеличивали мощь дайкю. У японских лучников есть приём под названием «цуноме». При выстреле рука стрелка отклоняется в последний момент, чтобы стрела вылетала прямо из тетивы. Это придавало стреле скорость, мощность, повышало точность стрельбы, а также уменьшало колебания.

Дайкю натягивают не так, как другие луки. Тетива натягивается кончиком большого пальца к уху или позади него. Стрела японского лука проходит по большому пальцу правой руки, это стабилизирует и повышает точность.

Юми использовался везде: при обороне замков, в морских битвах, нападении. Это смертоносное оружие позволяло легко стрелять в разные стороны. Состоятельные самураи были конными лучниками и легко могли дать отпор копейщикам. Чтобы победить всадника с юми, нужно было убить его коня. Самураи победнее были пешими лучниками, в бою они становились двумя шеренгами – пока одна шеренга перезаряжалась, другая стреляла, отвлекая внимание на себя. Дайкю также мог использоваться как копье или перед сражением грозных японских воинов.

С двух противоположных сторон выходили два равных по статусу самурая, они выпускали друг в друга стрелы. Если одна сторона устрашится мастерством воина, то она могла сдаться.

Использование в наше время

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

В двадцать первом веке в Японии осталось всего две школы, обучающие стрельбе из юми, – Школа Огасавара и Кюдо. В Огсаваре обучают в традициях, в которых когда-то учились самураи – на некоторых тренировках ученики надевают доспехи, которые весят 20 килограмм. В этой школе ведут подготовку преимущественно к стрельбе из седла. В Кюдо стрельба из лука больше рассматривается как боевое искусство. В этой школе учат не тому, как поразить цель, а концентрации и контролю движения. Учащиеся со временем понимают, когда нужно отпустить тетиву, чтобы попасть в цель.

Ритуал очищения храма с помощью Юми

Эти школы устраивают церемонии, в которых участники могут показать свои способности. Например, Ябусаме – специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание, религиозные ритуалы и стрельбу из лука верхом.

Всадник на празднике Ябусаме

Сравнение Юми и Английского длинного лука

┝┈┈───╼⊳⊰ 𖤍 ⊱⊲╾───┈┈┥

Эти два лука очень разные, давайте сравним их. Начнём с различий. Самые очевидные – это форма изгиба, техника стрельбы и стрелками. Изгиб у юми ассиметричный, а у длинного лука (смотрите картинку) классический. Английский лук натягивается тремя пальцами – указательным, средним и безымянным – к щеке или уголку губ. Стрелками в основном были крестьяне, так как лук довольно легко можно было изготовить. Юми натягивался кончиком большого пальца к уху и дальше, а пользовались им самураи.

Английский длинный лук

Скорость полета стрелы при одинаковом натяжении будет равной. У юме стрелы длиннее, поэтому если бы стрелы были одинаковыми, скорость стрелы, выпущенной из длинного лука, была бы меньше.

Пробивная способность у английского лука чуть лучше. Стрелы юме не приспособлена пробивать кольчугу. При стрельбе в железную пластину результат обоих луков будет одинаковым. А вот при стрельбе в баллистический гель, плотность которого равна плотности человеческого тела, в лидерах будет дайкю.

Япония в наших статьях появляется крайне редко — и пневматика-то там не приветствуется (кроме эйрсофта), и луки с арбалетами исторически были не самым распространенным оружием, в основном из-за природно-климатических особенностей, хотя, похоже, имел место и субъективный фактор.

Кюдо — стрельба из традиционного японского лука

Любой японец знает, что почтенные господа на снимке собрались отнюдь не на рыбалку или, скажем, дачу для установки каркаса парничка. Их путь лежит в особый зал (кюдодзё) или на площадку для занятий боевым искусством Кюдо («Путь лука»). Как само оно, так и используемое оружие, резко выбиваются из привычных для большинства стран канонов.

Мы неоднократно обращались к теме так называемых «азиатских» луков, максимально приспособленных для стрельбы с коня — мощных, коротких рекурсивов, способных чуть ли не завязываться узлом без разрушения. В их основе лежали дерево, рог и жилы. Японцы же, то ли в силу неких исторических условий, то ли, что более реально, из-за природных особенностей, изготавливали свои луки в основном из бамбука.

Характерно, что лук (как и арбалет) из-за своеобразного климата не получил на островах особого распространения, хотя каждый самурай был обязан владеть искусством стрельбы из него. В том числе и с лошади. Изобретательные японцы создали свой уникальный вариант длинного метательного оружия, именуемый вакю (яп. 和弓, «японский лук»), дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), а то и просто юми (яп. 弓, «лук»). Его конструкция асимметрична, рукоять расположена не по центру, а смещена примерно на две трети вниз. Именно это и позволяло при стрельбе не цеплять законцовкой нижнего плеча за седло, колени или собственно лошадку. Естественно, вакю применялись и в пешем строю.

Поныне это удивительное оружие, как и занятия Кюдо, весьма популярно в Японии. И не только там, о чем свидетельствует приведенный ниже видеоролик. Единственно, трудно сказать, способны ли европейцы в полной мере проникнуться философией «Пути лука», ведь это не просто упражнения в стрельбе, не столько спортивная дисциплина, сколько некий ритуал, причем чрезвычайно формализованный. Это как сравнивать японскую «чайную церемонию» с нашим традиционным перекусом на бегу и выпитой залпом чашкой кофе.

Самураи как они есть, точнее — были

Эти снимки сделаны в период с 1860 по 1890 годы. Дело в том, что как раз за несколько лет до этого в Японии завершилась добровольная самоизоляция, известная как Сакоку (яп. 鎖国, буквально «страна на цепи»). И туда начали поступать новинки научно-технического прогресса.

Вот и самураи — вроде такие серьезные дядьки — не остались в стороне и с детским восторгом приняли искусство фотографии. А кто бы отказался — вон и сейчас Инстаграм живет и процветает, а порой совершенно дурацкие селфи заполонили Сеть.

Кстати, снимки любовно раскрашены вручную (ага, прообраз аниме). Естественно, большинство из них постановочные, ну, где герои в фамильных доспехах, так и вовсе на 100 процентов.

А теперь главное. На всех фото присутствуют мечи, кое-где тамошние алебарды (нагината, нет?), частенько — юми. А вот арбалетов на десятках изображение нет, от слова совсем.

Почему так? Об этом читайте ниже.

Японские арбалеты: пасынки Страны восходящего солнца

Итак, луком так или иначе был обязан владеть любой профессиональный воин, вспомните «Самурай без юми подобен самураю с юми, но только без юми…». Арбалет же оказался в своеобразном загоне, о чем свидетельствуют очевидные и не очень факты.

Во-первых, количество модификаций крайне мало. За исключением крепостных баллист о-юми (т.е. «большой лук») это фактически лишь одна модель — теппо-юми. И вот в отношении ее заметны некие странности. Смотрите, «теппо» по-японски означает «ружье» (именно так назывались первые полученные от европейцев аркебузы). То есть выходит, что само название возникло после этих не столь уж давних событий, не раньше середины XVI века. В это время Европа, не говоря уже о географически близком Китае, пользовали самострелы сотни и тысячи лет.

Хотя имеются сведения, что арбалеты попали на острова в виде китайский даров еще в 618 году н.э. т довольно активно применялись несколько столетий. Однако постепенная стабилизация государства привела к почти полному их забвению. На произведениях японских живописи мне не удалось найти ни одного образца, луков — сколько угодно! Поэтому, исходя из исторических реалий, представлю изображение китайского крепостного станкового арбалета (баллисты), причем весьма небанальной трухлучной конструкции. Не думаю, что японские варианты чем-то особым отличались от заморских прототипов.

Во-вторых, теппо-юми представляют собой довольно примитивную, особенно для данного исторического периода, конструкцию:

Сравните его с подлинными «машинами смерти» последних легионеров Средневековья — генуэзских наемников:

Похоже, теппо-юми с ложей и размахом плеч примерно по 60 сантиметров не отличались выдающимися стрелковыми характеристиками и не так уж часто применялись на полях сражений. Может, ниндзя какие работали из них по коллегам из враждебных кланов или зазевавшимся самураям. Да и то на коротких дистанциях из засады.

А может, имел место субъективный фактор. Если в Европе арбалеты не раз пытались запретить как «оружие дьявола», то почему бы самураю не считать их несовместимыми с уложениями бусидо? Именно поэтому островитяне, столь многое перенявшие у китайцев, отнеслись к заморским самострелам без энтузиазма.

Кстати, о заимствованиях. Интересно, что, пусть и в мизерных количествах, в Японии существовали практически полные копии :

Эти магазинные девайсы именовались «докю». По-русски это своеобразный палиндром (слово наоборот, вроде ГРОМ — МОРГ) от «кюдо» (Путь лука). К сожалению, мы не знаем, как название арбалетов записывались иероглифами, а то можно было бы порассуждать и на эту тему.

Еще об истории оружия:

Старая проверенная практика наращивания мощи за счет увеличения размеров рано или поздно наталкивается на барьер невозможной эффективной эксплуатации огромного устройства. Так было и с простым луком. По свидетельствам историков, английские лучники,стреляющие из знаменитых больших луков «лонгбоу », имели большие проблемы с нарушением костей плечевого сустава. В таких ситуациях, когда развитие доходит до своей критической точки происходит либо отказ от применения приспособления, либо находится революционное решение, резко улучшающее характеристики старого устройства.

Очевидно, что в цивилизации Древнего Востока такой переломный момент для наступил значительно раньше, чем в Европе. Два революционных решения было применено в азиатском луке:

  • композитная структура – деревянная или бамбуковая основа, усиливалась со стороны «живота» роговыми пластинами, устойчивыми на сжатие, и оклеивалась эластичными и выдерживающими растяжение сухожилиями со стороны «спинки» лука. Все вместе оклеивалось и окручивалось сухожилиями и защищалось покрытием лака или другим материалом.
  • рекурсивная форма – изогнутый лук выпрямляется и сгибается в обратную сторону, что значительно увеличивает силу разгибания, и, как следствие, силу выстрела.

Улучшения обеспечили модернизированному луку увеличение его мощности в полтора раза. Необходимость в солидных размерах отпала, потому что один человек уже не смог бы справиться с натягиванием тетивы большого лука.

Но что же случилось с луком страны Восходящего Солнца дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), который обычно просто называют общим словом «юми » (яп. 弓, «лук»)? И почему он так не похож на другие традиционные восточные композитные луки, к благородному семейству которых он и принадлежит?

Нестандартная структура

В самый ранний период японский имел простое строение из цельного куска древесины. Где-то в III веке н. э. он обрел длинную плоскую форму Маруки . С IX-X столетия лук юми начал укрепляться впереди бамбуковыми пластинами (Фусэтакэ ). В это время в Японию пришел и к XII веку окончательно закрепился дзен-буддизм с его негативным отношением к убийству животных. Когда в том же XII веке японский лук приобретает характерные для восточного типа 3 слоя, передний роговой слой, животного происхождения, не приживается. Вместо этого устанавливается своя структура Санмаэути – деревянная сердцевина с бамбуковыми частями на «животе» и «спинке». Дальнейшее развитие юми уже продолжалось в направлении все тех же комбинаций дерева и бамбука. В Сиходакэ был деревянный сердечник и бамбук со всех сторон. Начиная с 1550 г. в юми делают с передней и задней бамбуковой пластиной, твердой древесиной по бокам и пластинами бамбука внутри – вначале 3 у Санбонхиго , потом 4 у Ёхонхиго , и от 5 до 7 у Гохонхиго . Последняя форма считалась совершенной и с 1650 г. структура традиционного японского лука юми закрепилась. Тем не менее, дыхание нового времени коснулось и юми. С 1971 г. наряду с традиционной формой производятся стекловолоконные дайкю с деревянным сердечником и с передней и задней пластинами из армированного фиберпластика.

Самый большой в мире

Известный английский лонгбоу (длинный или большой лук) обладал размерами от 1,7 м до 2,1 м. Японский юми, который подбирается по длине руки, что, в общем-то, соответствует росту человека, для среднего европейца (165-180 см) имеет длину 2,27 м (тип «нисун-ноби »). Для более низких японцев (150-165 см) стандартным является «намисун » в 2,21 м, что больше самого длинного лонгбоу. А самый большой юми, хассун-ноби , имеет размер в 2,45 м. Такие внушительные размеры имеют простое логическое объяснение – мощность. Отсутствие у юми характерных для восточных луков роговых пластин и сухожилий негативно сказывается на технических характеристиках лука. Даже будучи Голиафом в мире луков, дальнобойность его – 100 м или немного больше, в то же время английский лонгбоу, который и сам значительно уступает турецкому луку, незащищенного противника поражает на расстоянии до 300 м.

Асимметричная форма

Пожалуй, самое необычное у юми это его форма. Обычно все луки являются симметричными. Хотя стрелки-мастера и различают у своих луков верхнее и нижнее плечо, но, все же, традиционно размеры обоих плеч одинаковы – они симметричны. Японский дайкю стоит особняком в этом отношении. Захват юми (размещение рукояти юдзука ) производится на одной трети длины лука. Таким образом, нижнее плечо в два раза короче верхнего плеча, т. е. лук несимметричный. Существует несколько версий-объяснений этому.

Лошадиная версия

Считается, что одно из плеч (ката ) было укорочено из соображений удобства для всадника владением луком. Лук очень труден в обучении. Для совершенного владения им требуются годы тренировок, поэтому лук не является оружием плохо обученных мобилизованных воинов. Мастерами владения луком были профессиональные воины-самураи, который обучались своему ремеслу, в т. ч. и владению луком, с самого детства. Обычно, они были богаты и имели во владении лошадь, тем более, что это значительно повышало боеспособность воина (пеший противник явно уступает верховому). Такая версия имеет право на существование, тем более, что в других странах всадники действительно пользовались короткими версиями луков. В Японии укорочено было только одно плечо лука, чтобы сохранить достаточную мощность, и того не слишком выдающихся характеристик, оружия.

Охотничья версия

Здесь все просто. Подстерегая добычу, охотник сидел или лежал в засаде. Длинный лук был бы неудобен в эксплуатации.

Растительная версия

Интересную трактовку озвучивают сторонники этой версии. Они утверждают, что поскольку растение, дерево или бамбук, имеют неоднородную, более плотную структуру ближе к основанию (корню), то изготовителям луков приходилось компенсировать слабость верхней части и силу нижней, перенося центр лука на нижнюю треть. Собственно, такая трактовка проявляет неуважение к своим мастерам-изготовителям луков. Даже если допустить, что они не знали, как подбирается материал по плотности и упругости, то перенять опыт других народов они могли бы.

Эргономическая версия

Существует еще одна версия, связанная с характерным для дзен стремлением к совершенству. Симметричный лук удерживается вытянутой рукой с небольшим наклоном кисти. Давящая сила приходится не строго перпендикулярно, а под углом, что снижает надежность удержание лука в вытянутой руке.

В искусстве владения луком кюдо захват рукояти тенучи происходит по прямой оси рука-кисть, которая образует с линией лука угол около 65°. Такой совершенный захват возможен только при асимметричной форме лука.

Правда, трудно сказать, что здесь было первым – яйцо или курица.

Какая из версий верна, думаю, значения не имеет. Обычно, народные традиции несут в своей основе важную и проверенную многовековым опытом основу. Даже если новейшая наука, порой, оспаривает рациональность каких-то обычаев, то со временем она всё равно приходит к тем же выводам, которые наши предки получили путем длительного пути проб и ошибок.

Подтверждением определенной рациональности асимметричной формы лука может служить существование подобной асимметрии в формах примитивных луков тихоокеанских аборигенов на островах Новые Гебриды или американских индейцев хида́тса в Северной Дакоте.

Немного о духе и технике кюдо

В основе кюдо (яп. 弓道, «путь лука»), искусстве владения луком, лежит японское традиционное военное мастерство к юдзюцу (яп. 弓術, «искусство лука»), которое дополнено дзен-буддистской философией о стремлении к совершенству на пути к просветлению. Поэтому здесь присутствует и священное отношение к оружию, и облаченная в церемонию техника стрельбы, и философское наполнение каждого элемента кюдо. Поскольку в дзен отрицаются письменные источники, то истинная передача опыта происходит исключительно в общении ученика с учителем, и через трансформацию и осмысление приобретенных знаний уже самим учеником. Зрелище состязаний по кюдо поистине завораживающе.

Используемые в кюдо и экипировка имеют жесткую регламентацию, отклонение от которой не допускаются, собственно, как и в других традиционных искусствах. Самым главным элементом здесь, конечно, есть лук юми – священный предмет, и отношение к нему соответственное. Не менее уважительное отношение и к стрелам я, и к тетиве цуру . Никак не обойтись в кюдо без специальной перчатки для стрельбы югаке , колчана для стрел ядзуцу и защитного чехла для лука юмибукуро . – традиционная для японских будо : черные хакама (широкие брюки-юбка), белые таби (японские носки-варежки), пояс оби , белая куртка-уваги . Для женщин нужен еще специальный защитный нагрудник мунеате .

Техника выстрела из лука – как танец из 8 неразрывных элементов:

  1. кюдока встает на позицию для стрельбы, правильно расставив ноги (асибуми),
  2. тело занимает определенное положение (додзукури),
  3. лук берется как для стрельбы и устанавливается стрела (югамаэ),
  4. юми со стрелой поднимается над головой в плоскость выстрела (утиокоси),
  5. руки разводятся в разные стороны, одновременно оттягивая и лук, и тетиву (хикивакэ),
  6. руки опускаются на горизонталь выстрела, и одновременно юми полностью натягивается (каи),
  7. выстрел (ханарэ),
  8. завершающая стадия дзансин – возвращение в исходное состояние.

Все это происходит, плавно перетекая из одного в другое, в определенном ритме дыхания. И кюдока полностью погружен в процесс, но не сконцентрирован на его выполнении, а, наоборот, пребывает в состоянии отрешенности, медитации.

Верховая стрельба из лука

Рассматривая японское искусство владения луком, нельзя обойти вниманием его верховую разновидность. Сейчас этот вид не так популярен, поскольку требует больших пространств для тренировок, умение скакать на лошади и очень сильные навыки в меткости стрельбы. До сих пор сохранилась только обрядовая конная стрельба из лука ябусамэ , которую проводят на религиозных праздниках и на особых официальных мероприятиях. Военная суть своеобразного 4-этапного ритуала простая, хотя и не легкая – необходимо на полном скаку поразить сразу три цели в виде самураев в полном боевом облачении.

А ранее лучники-всадники тренировались и в иных состязаниях. Инуоумоно было довольно жестоко, хотя с воинской точки зрения эффективно. Тренировка меткости стрельбы практиковалась на живых собаках. Хотя их и не убивали, но стрелы сильно травмировали несчастных животных. Хорошо, что эта практика в прошлом. А в касагакэ воин должен был на полном скаку максимальное количество раз поразить стоящую в стороне цель.

Популярность верхового вида стрельбы в свое время была настолько велика, что среди самураев проводились даже конные дуэли – мчащиеся навстречу друг другу всадники стреляли с лука (кто, сколько успеет) друг в друга.

Другие виды японских луков

Хотя весь мир наслышан о дайкю, и называет его просто юми (общее название для японских луков), все же в истории Японии существовали и другие виды луков: