Упражнения на зрительную память. Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки

Упражнения для развития зрительной памяти и воображения

Сегодня мы предлагаем Вам удивительные игры и упражнения, которые не только позволят весело и с пользой провести время, но и сделать Вас и Ваших детей на один шаг ближе к суперспособностям.

С помощью всего одной игры Вы сможете развить воображение и зрительную память для того, чтобы легко учиться! Запоминать все, что угодно и с одного раза!

Поможет нам в этом простая игра “Муха в кубе”.

Описание игры и правила Вы можете посмотреть тут:

А так же выполняйте несложные упражнения, которые помогут Вам и вашим детям развить воображение:

Упражнение 1

Одно из несложных, но, на самом деле, эффективных упражнений для развития зрительной памяти состоит в тренировке запоминания обычных предметов. Скорее всего, это упражнение покажется для вас легким, но попробуйте, и вы удостоверитесь в обратном.

Возьмите самый обычный предмет (желательно яркого цвета), например, записную книжку, яблоко, конфетный фантик и пр. В расслабленном состоянии сконцентрируйте внимание на выбранном предмете. Через некоторое время закройте глаза и постарайтесь представить этот предмет с максимально возможной точностью. Попытайтесь вспомнить его размер, особенности, детали, оттенки цвета. Откройте глаза, посмотрите снова на предмет и определите, чего еще не хватает образу, созданному в вашем воображении. Скрупулёзно отметьте пропущенные подробности, затем снова закройте глаза и «дорисуйте» образ предмета; опять сверьтесь с реальным предметом и повторяйте эти действия до момента, когда получится создать образ, совпадающий во всех деталях с реальным предметом. Систематическое выполнение этого упражнения - это важный этап в тренировке зрительной памяти.

Упражнение 2

Данное упражнение является продолжением упражнения для развития зрительной памяти № 1, поэтому выполняется после того, как у вас начнёт получаться первое упражнение. Продолжение заключается в том, что вам следует перенести воображаемый образ предмета на бумагу, т.е. нужно нарисовать его «по памяти».

Художественные изыски в этом упражнении не требуются, главное - вспомнить и отобразить на бумаге подробности предмета и их примерный порядок. Затем сверьтесь с оригиналом: не пропустили ли какую–нибудь деталь.

Разумеется, эффективнее выполнять эти два упражнения вместе.

Упражнение 3

Для этого упражнения вам потребуются карикатуры, которые можно найти в Интернете или в журналах типа «Крокодил».

Важную роль в развитии зрительной памяти играет навык запоминания деталей. Подробности сложных объектов (лицо человека, произведения искусства и т.п.), нужно запоминать в порядке очереди.

Например, для многих (особенно для тех, кто имеет плохое зрение) очень сложно запомнить лицо нового знакомого. Сложность обусловлена тем, что мы стараемся запечатлеть образ лица целиком и пропускаем детали. Обращайте внимание на цвет волос и форму бровей, на глаза, нос, рот, ямку на подбородке, и очень скоро вам не составит труда вспомнить глаза у одной знакомой, волосы у другой и т.д. Без внимания к мелочам зрительная память хиреет.

Тренироваться в запоминании деталей наиболее эффективно на рисунках. И начать можно с карикатур. После внимательного изучения попытайтесь схематично нарисовать карикатуру, вспомнив все детали. Как только вы начнёте легко запоминать все подробности, переходите к репродукциям картин известных художников. Их можно найти в Интернете, но лучше купить специальные издания: одновременно с развитием памяти постепенно изучите шедевры мирового искусства.

Если вы добираетесь на работу пешком, и по пути встречаются здания, отличающиеся своей архитектурой от обычных многоэтажек, то старайтесь запомнить расположение и число окон, размер дверей, наличие декора, форму карнизов и т.д. Не просто смотрите - изучайте! На рабочем месте сделайте 5–минутку отдыха, во время которой воспроизведите в воображении здание со всеми мелочами. Когда пойдёте домой, проверьте свою зрительную память и на следующий день постарайтесь запомнить на здании новые детали.

Упражнение 4

Для этого упражнения нужно приготовить 50–70 мелких предметов (пуговицы, ключи, брелоки, зажигалки и т.п.) и положить их в какую–нибудь коробку. Кроме того, вам нужен помощник.

В первый день помощник достаёт из коробки семь предметов, кладёт на стол и закрывает их покрывалом. Затем снимает покрывало, считает до десяти и снова закрывает предметы. А вы как можно точнее называете, какие предметы и в каком порядке лежат под покрывалом. Каждый день можно добавлять один предмет, увеличивая общее количество до пятнадцати штук.

Если помощника нет, то в Интернете можно найти подобную игру для развития зрительной памяти: на экране некоторое время демонстрируются предметы, затем исчезают, а вам предлагается из многих предметов выбрать нужные.

Упражнение 5

Упражнение на развитие, так называемой, фотографической памяти: достаёте костяшку домино и, не подсчитывая, называете число очков. Если это удаётся сделать без труда, то достаёте две кости, затем три и т.д.

Упражнение 6

Фантастическое упражнение на развитие фотографической памяти. Тренировка этого вида памяти позволит вам прочитывать несколько абзацев текста с ОДНОГО взгляда. Для этого нужно пытаться одним взглядом «схватить» два слова. Посмотрели - закрыли глаза - представали. Затем таким же образом поступайте с фразами, отрывками, абзацами. Некоторые могут «фотографировать» целые страницы учебников.

Упражнение 7

Вечером (под одеялом перед сном) постарайтесь вспомнить все места, в которых вы побывали: цвет стен, рисунок обоев, число окон, стульев, вещи на столе и т.д. т.п.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Посмотрите, пожалуйста, налево! Посмотрите, пожалуйста, направо! А теперь закройте глаза и попытайтесь вспомнить во всех подробностях, что вы только что увидели. Сложно? Вот и маленькому школьнику может быть сложно.

Умение вызывать внутренние зрительные образы – основа быстрого и четкого запоминания материала. Поэтому развитие зрительной памяти у младших школьников – залог успешного обучения в школе.

Как же ее развивать? Есть специальные упражнения и задания. О них я расскажу в этой статье. Но сначала предлагаю устроить зрительной памяти проверку. Зачем?

  1. Во-первых, для того, чтобы узнать на каком уровне она находится.
  2. Во-вторых, чтобы можно было оценивать результаты занятий.

План урока:

Проверяем зрительную память

Для проверки нам потребуются 10 карточек с изображениями каких-нибудь предметов, животных, людей. Главное, чтобы все это было хорошо известно и понятно ребенку. Например, картинки могут быть такими.

Ход проверки по пунктам:

  1. Разложите карточки на столе.
  2. Предложите ребенку внимательно на них посмотреть.
  3. Через 30 секунд уберите карточки.
  4. Попросите ребенка вспомнить, что было нарисовано на картинках.

Переходим к оценке результатов. Если удалось вспомнить менее 5 картинок, то зрительная память нуждается в вашем внимании и дополнительном развитии. Но даже если ребенок показал очень хороший результат, вспомнил 6, 7, или даже все 10 картинок, то приведенные ниже упражнения не помешают. Так как нет предела совершенству! Не так ли?

  1. Учитывайте возрастные особенности детей. Вносите в занятия элемент . Так упражнения будут восприниматься с большим энтузиазмом и дадут больший эффект. К каждому упражнению я составила небольшую интересную предысторию. Вы можете придумать что-то свое.
  2. Очень важный момент! Перед тем как ребенок приступит к выполнению задания, напомните ему, что нужно закрыть глазки и вызвать мысленный образ того, что он только что видел. Это очень важно! Именно этому мы и пытаемся научиться.
  3. Для выполнения упражнений потребуются карточки, которые нужно менять время от времени. Примеры карточек я привела в статье. Сделать их вполне реально самостоятельно, можно нарисовать или распечатать картинки на принтере.
  4. Для того, чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.

Ну и теперь позвольте представить вам эти волшебные упражнения!

«Тайны древних городов»

Археологи – это люди, которые занимаются поисками и раскопками древних городов. Во время раскопок они часто находят разные вещицы, на которые нанесены красивые узоры. Здорово, когда под рукой у археолога есть фотоаппарат. А если его нет? Тогда археологу нужно хорошенько рассмотреть рисунок и запомнить его, чтобы потом он смог его повторить. Попробуем?

Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе какой-нибудь узор. Например, вот такой.

План действий:

  1. Покажите ребенку узор.
  2. Через 10 секунд прикройте узор листом бумаги.
  3. Попросите ребенка выложить такой же узор.
  4. Сравните то, что получилось с образцом.

Задание можно усложнить, если попытаться повторить не только расположение палочек и пуговиц, но и цветов.

«Радужная путаница»

В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определенном порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге.

Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

План действий:

  1. Покажите ребенку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.
  2. Через 15 секунд закройте их листом бумаги.
  3. Попросите ребенка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.

Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество.

«Чудесный сад»

В стране «Великой математики» есть чудесный сад. Там растут деревья, состоящие только из геометрических фигур. Можно попасть на экскурсию в этот сад, полюбоваться этими загадочными деревьями, но фотографировать их запрещено. Но зато можно их запомнить и потом нарисовать.

Для упражнения потребуются карточки с изображением трех деревьев, состоящих только из геометрических фигур. У меня деревья получились вот такие.

План действий:

  1. Покажите ребенку карточку.
  2. Через 30 секунд уберите её.
  3. Попросите ребенка изобразить второе дерево из тех, которые он только что увидел.

Если будет слишком легко, то попросите нарисовать два дерева, например, первое и третье.

«Фоторепортаж»

Фоторепортеры – это люди, которые везде ходят с фотоаппаратом и фотографируют всякие интересные места. А потом с помощью своих фотографий рассказывают об этом людям. Давай попробуем сделать свой фоторепортаж?

Заранее подготовьте картинку, например такую.

План действий:

  1. Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
  2. Через 30 секунд уберите картинку.
  3. Попросите ребенка ответить на вопросы.

Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:

  • Сколько полочек висит на стене?
  • Что нарисовано на постельном белье?
  • Кто лежит на кровати?
  • Какого цвета шкаф и тумбочки?
  • Что стоит на подоконнике?
  • Сколько времени на часах?
  • Где сидит черепаха?
  • Сколько ламп в комнате?
  • Какого цвета занавески?
  • Есть ли в комнате скрипка?

Подобных упражнений очень много в детских журналах.

«Звездопад»

На небе миллиарды звезд. И это только кажется, что все они одинаковые. На самом деле они разные, просто немного похожи. Когда с неба падает звезда принято загадывать желание. Но не все знают, что желание исполнится только в том случае, если ты запомнишь свою звезду.

Приготовьте 6 карточек со звездами. Они должны быть похожи, но не одинаковы. Чтобы было понятнее, о чем это я, посмотрите на картинку.

План действий:

  1. Дайте ребенку одну из звездочек, попросите его хорошенько ее рассмотреть и запомнить.
  2. Через 10 секунд заберите звездочку.
  3. Разложите все 6 карточек со звездами на столе.
  4. Попросите ребенка найти среди них свою звезду.

Упражнений на развитие зрительной памяти много, но даже этих пяти будет достаточно, чтобы поднять ее на новый уровень. Главное заниматься регулярно и с удовольствием. А еще существуют специальные упражнения для развития слуховой памяти, о которых я писала и , которые которые также помогут сделать память лучше.

Дорогие родители, а давайте заодно проверим и свою зрительную память. Может нам уже и самим пора упражнения выполнять? Предлагаю пройти тест.

Мой результат – очень хорошая память. 18 картинок из 20! А что получилось у вас? Напишите об этом в комментариях.

Буду надеяться, что упражнения вам понравятся и пригодятся!

Занимайтесь и развивайтесь!

Всего самого доброго вам и вашим деткам!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Мы получаем от мира огромное количество информации. Как известно, более 80% приобретается нами благодаря глазам. Что - то проходит бесследно, что - то оставляет в нашей душе след и возвращается в нашу голову через некоторое время.

Зрительная память наполняет наши воспоминания яркими картинками прошлого, большим количеством деталей, элементов, которые описать словами очень сложно и очень долго. Мы помним нашу жизнь яркой и наполненной благодаря слаженной работе наших глаз и нашего мозга.

Что же такое зрительная память? Как она работает, как сочетается с памятью от других органов чувств? Как улучшить зрительную память и зачем это нужно? Об этом и о многом другом написана данная статья.

Зрительная память, что это?

Зрительная память… Объяснить, что это такое, не так и сложно. К примеру, вы куда - то едите на автобусе, в другую страну, скажем. С вами вместе – около сорока человек, которых вы в первый раз увидели во время посадки в транспортное средство. И вот, перед тем, как пересечь границу, автобус останавливается и все пассажиры, в том числе, вы, из него выходят и смешиваются с пассажирами из других автобусов. Проходит минут 20. Человек с хорошо развитой зрительной памятью (в данном случае – памятью на лица) сможет без труда вычленить из толпы не только мужчину, который сидел рядом на протяжении последних двух часов, но и большую часть путешественников из своего автобуса. Человек же с плоховатой зрительной памятью вспомнит двух - трех, которые сидели в поле его зрения.

Или вот еще пример. Предположим, лет 10 назад вы побывали в Сербии. И теперь, при одном лишь упоминании о ней по телевизору, либо в разговорах с друзьями, вы представляете себе ярко и отчетливо картинку: холмистые горы в зелени, а среди них – небольшой красивый домик.

Теперь пришло время дать определение зрительной памяти. Что это, все - таки, такое?

Зрительная память - вид памяти, который связан с работой зрительного анализатора. Ответственна за сохранение, а затем за воспроизведение зрительных образов.

Бывает нескольких видов.

Иконическая. Ее длительность меньше секунды. Информация, которая не была использована в это время, теряется.

Кратковременная. Длится до 30 секунд.

Долговременная. Особо длительная зрительная память.

Эйдетическая память, что это?

Также в отдельную группу выделяется эйдетическая память. Это способность, которой обладают не все люди, чаще всего – дети, подростки, художники. Представляет собой возможность удерживать в голове яркие и четкие образы увиденных предметов длительный период времени. Эйдетики хорошо видят картинку даже после того, как она пропала из их поля зрения.

Эйдетизм – хорошо развитая фотографическая память. Некоторые используют данное понятие как синоним зрительной памяти, мы же рассматриваем фотографическую память как часть зрительной.

Вспомните, вы наверняка слышали истории о том, что какой - то человек с поразительной точностью воспроизводит детали увиденной им некоторое время назад картины. Или же о людях, которые готовы без остановки читать наизусть самые различные стихи. Это все личности, обладающие хорошо развитой эйдетической или фотографической памятью.

Есть уникальные случаи эйдетизма. К примеру, итальянский библиофил Антонио Мальябеки, живший в конце 17 – начале 18 веков, в конце своей жизни мог наизусть продекламировать каждую из прочитанных им книг. А их было более 40 000… Или вот 40 - й президент США Рональд Рейган запоминал тексты, лишь взглянув на них.

Зрительная память – важный носитель информации

Интересно, что использование именно зрительных образов позволяет человеку закодировать очень много воспоминаний.

Нам достаточно просто запомнить, к примеру, как выглядит красивый мужчина, которого мы видим в столовой в обеденный перерыв. Вспоминая о нем, мы видим картинку. А теперь представим, что нам нужно описать его подруге, которая ни разу не имела чести встретиться с данным красавцем. Сколько понадобится слов? Сотни. Он и высокий, и широкоплечий, и волосы у него длинные, но не очень, до плеч, как у такого - то актера из такого - то фильма, и борода у него такая, как у кого - то…

Получается, что картинка несет в себе информацию сотен слов, которые запомнить, согласитесь, гораздо сложнее. Вряд ли подруга сумеет повторить все услышанное. Скорее, она будет помнить теперь образ, который у нее сформировался на основе услышанных описаний.

И еще. Кажется, что мы запоминаем только картинку. На самом деле, это не так. Зрительный образ дополняется большим количеством информации, полученной от других органов чувств.

К примеру, пять лет назад вы побывали за границей в известном ресторане. И тут, идя по улице, краем уха слышите, что кто - то посторонний упоминает название данного заведения в разговоре. Перед вами сразу встает картинка: вы сидите, и перед вами шикарный столик с висящей до пола скатертью, собранной в нескольких местах, полумрак, на столе стоит бокал вина, и много - много цветов вокруг.

Все ли это? Нет! Наверняка, вы практически почувствовали еле уловимый запах, который, вероятно шел тогда с кухни. А еще ощутили легкую прохладу, т.к. когда вы были в ресторане, хорошо работал кондиционер, и вы чуточку продрогли. Также, конечно же, в голове пронеслись звуки живой музыки, спокойной и ненавязчивой, которую вы тогда слышали. Ко всему, услышанное название почему - то сразу же улучшило вам настроение. Ведь тогда, 5 лет назад, в этом заморском ресторане ваш теперешний муж сделал вам предложение.

Все это происходит потому, что зрительная память не работает одна. К ней добавляется еще и слуховая, обонятельная, тактильная, эмоциональная. Картинка дополняется результатами работы органов чувств, благодаря чему формируется более полный, законченный образ, наполненный большим количеством информации.

У кого зрительная память развита сильнее?

Многих не оставляет в покое вопрос, у кого зрительная память лучше? Чтобы лучше принять ответ на данный вопрос, приведем немного отвлеченный пример. Тот, кто интересуется, знает – у американцев показатели IQ в целом выше, нежели у европейцев. И это притом, что тесты, которыми его проверяют у жителей США, сложнее.

Ученые связывают это с тем, что американцы постоянно, день за днем, вынуждены использовать в своей повседневной жизни те навыки, возможности, которые проверяются в тестах на IQ. Получается, без их активного участия, способности их мозга совершенствуются.

Примерно то же самое и со зрительной памятью. Она хорошо развита у тех, кто ею постоянно пользуется.

Вот, к примеру, эскимосы. Живут там, где жить практически невозможно – на просторах Арктики. Кругом однообразные белые пейзажи, кто - то бы даже сказал – депрессивные. Глазу не на чем остановиться.

И местные жители здесь обладают сверхострой зрительной памятью. Она фиксирует малейшие детали, которые мы, выросшие в большом образном многообразии, и близко бы не уловили. Глаза эскимосов подмечают среди однообразных картин – льдов и снежных гор – различные опознавательные знаки. Именно поэтому, даже в самых тяжелых условиях, эскимос не боится заблудиться. Зимой он легко и быстро найдет свой тайник, в котором еще летом припрятал добытую дичь. В его памяти хранится большое количество визуальной информации, которая помогает ему выжить в сложных условиях.

Также можно услышать точку зрения, что зрительная память у женщин развита лучше, нежели у мужчин. Якобы данные различия связаны с особенностями строения мозга у разнополых людей. Мы же придерживаемся точки зрения, что если отличия и имеются, то связаны они, прежде всего, с разными условиями, в которых растут и живут мальчики и девочки.

К примеру, у девочек, вполне вероятно, с детства преобладают увлечения, игры, где активно задействована зрительная память, имеется большое количество зрительных образов. У мальчиков же несколько другой опыт. Поэтому на каком - то периоде жизни могут фиксироваться различия качества зрительной памяти. Но, не будь различий в опыте девочек и мальчиков в их детстве, не было бы и различий в памяти.

И еще немного о животных. Ученые все пытаются выяснить, какая зрительная память у них? Сделать это достаточно сложно. Прибегают к опытам, в течение которых от животных прячут прямо у них на виду еду в одно из нескольких укрытий и ждут, через какой промежуток времени животное сможет вспомнить, куда именно положили еду, в какое укрытие.

Так выяснили, что собака безошибочно бежит к укрытию с едой после 17 минут ожидания, а кот – через 6. Кажется, не очень долго. В то же время, полную картину того, что твориться в голове у животного, представить себе сложно. Ведь у них гораздо сильнее, нежели у нас, развита обонятельная, слуховая память. Поэтому они отлично ориентируются в своих жизненных ситуациях, вспоминают то, что им нужно, моментально, не страдают, в общем.

Как улучшить зрительную память?

Тренировка зрительной памяти способна значительно улучшить возможности человека в целом. Учеба, работа, повседневная жизнь… В каждой из сфер будут одни только плюсы. Человек получает возможность более глубоко воспринимать предметы вокруг, благодаря чему становится более внимательным, сконцентрированным.

Как развить зрительную память? Существует множество способов. К примеру, вы можете найти в интернете специальные игры - тренажеры. В большинстве из них лежит одна и та же идея. Вам в течение определенного промежутка времени показываются различные предметы – картинки, черты лица и прочее, после чего изображения пропадают и предлагается вспомнить, что и в какой последовательности было показано.

Также зрительную память тренируют следующие занятия.

Рисование. Портреты, пейзажи, натюрморты… Суть в том, что мы сначала вычленяем какую - то деталь, затем запоминаем ее, а уж потом переносим на холст. Это хорошо развивает зрительную память.

Игры. Помните детские игры типа «Найди 10 отличий»? Как раз они и направлены на активное развитие зрительной памяти. Найдите усложненные варианты для взрослых, и вперед!

Воспоминания. Это лучший способ тренировки не только зрительной, но и памяти вообще. Заключается в том, что перед сном, лежа в постели, человек вспоминает все, что с ним произошло за день. Главное – чтобы в процессе воспоминаний в голове постоянно возникали соответствующие зрительные образы.

Запоминание образов. Заключается в том, что вы пытаетесь как можно точнее вспомнить какое - то изображение, которое не так давно было у вас перед глазами. К примеру, лицо человека, которого несколько раз видели в метро.

Как улучшить именно фотографическую память?

Есть также хорошее упражнения для тренировки именно фотографической памяти.


Упражнение №1.

Наблюдайте за каким - либо предметом, к примеру, за вашим письменным столом на расстоянии двух метров, 2 минуты. Постарайтесь запомнить как можно больше мелочей. Не отводите от картинки своих глаз все 2 минуты. Теперь зажмурьтесь и постарайтесь представить цвет предметов, пропорции, формы… Все, что только можно. Если что - то забыли, то откройте глаза на несколько секунд. Это позволит вспомнить недостающие детали.

После того, как с предметами вам станет просто тренироваться, начинайте использовать тексты, сложные картины.

Упражнение №2.

Его можно выполнять, когда вы идете домой или едете на работу. Быстро посмотрите на какой - либо предмет, который попался вам на дороге. К примеру, небольшой магазинчик. Отведите глаза и постарайтесь вспомнить, что вы видели, нарисуйте у себя в голове картину. Через некоторое время такое развлечение - тренировка станет вашей привычкой. Вы и не заметите, как улучшение зрительной памяти превратится в удовольствие.

Вы не понимаете, почему с вами здороваются на улице незнакомые люди? Каждый раз лезете в словарь, чтобы вспомнить написание слова «ингредиенты»? Блуждаете в переходах метро и все равно выходите совсем не с той стороны? Причиной всему - плохо развитая зрительная память.

На протяжении всей своей жизни человек получает из окружающего его мира большой объем разнообразной информации. Многие знают о том, что именно зрение дает нам более 80% всех сведений. Некоторые из них вскоре стираются из нашей памяти, другие становятся для нас интересными, что заставляет нас довольно долго держать их в своей памяти.

Благодаря зрительной памяти мы можем всегда обратиться к нашим воспоминаниям, представленным в виде ярких картинок, содержащих множество деталей, элементов, неподдающихся описанию при помощи коротких фраз. И чтобы мы могли не лишиться тех ярких образов, относящих нас к прошлым событиям, важно знать, как развить зрительную память.

Зрительная память, что это?

Зрительная память представляет собой особый вид памяти, функционирование которой обеспечивает зрительный анализатор. Именно благодаря ей в нашем сознании долго хранятся зрительные образы, к которым мы можем обратиться в любой момент. Конечно, тут многое зависит от того, знает ли человек, как развить зрительную память.

Зрительную память можно классифицировать на следующие виды:

  • Иконическая. Данная память может хранить информацию меньше секунды. Поэтому, если она нам оказалась бесполезной, мы тут же лишаемся ее.
  • Кратковременная. Эта память может хранить образы не дольше 30 секунд.
  • Долговременная. Именно благодаря данной памяти мы можем по прошествии нескольких месяцев и даже лет представить мысленно важные для нас события, произошедшие в прошлом.

Зрительная память - важный носитель информации

Учитывая, что зрительная память использует образы, каждый из нас может держать в своем сознании большое количество различных воспоминаний. Для этого нужно только запомнить, скажем, как выглядит красивый молодой человек, замеченный нами в столовой в обеденный перерыв. Когда мы хотим поднять в памяти его образ, в нашем сознании всплывает соответствующая картинка.

Вообразите себе ситуацию, что вы должны описать на словах его образ своей подруге. Сможете ли вы обойтись десятком слов? Скорее всего, вам потребуется сотня. Ведь нужно обратить внимание и на его рост, и на размах в плечах, рассказать о длине волос, сравнив с актером из определенного фильма, уделить внимание его бороде и иным внешним признакам, которых может быть великое множество.

Выходит, что для передачи на словах какого-либо изображения приходится использовать сотни слов, а они-то запоминаются на порядок сложнее, нежели картинка. Маловероятно, что подруге удастся в дальнейшем пересказать данное описание. И не исключено, что для нее образ этого молодого человека будет составлен именно на основе описаний.

Хочется обратить внимание на такой момент. Создается впечатление, что в нашем сознании сохраняется только образ. Данное мнение ошибочно. В действительности помимо картинки мы помним массу иных дополнительных сведений о событии, которые обеспечивают нам другие органы чувств.

Зрительная память очень важна для человека, но мало кто сознательно работает над ее развитием. Кому-то дано природой умение «фотографировать» образы, а у кого-то они стираются уже через пару секунд. Но не нужно расстраиваться - любой навык можно развить, и зрительная память не является исключением. Ее нужно лишь тренировать с помощью комплекса упражнений, о которых мы и рассмотрим ниже:

Разбивайте целое на детали

Мозгу проще запоминать образ по частям, нежели в целом - воспользуйтесь этим и разделите изображение на несколько отдельных фрагментов. Намного проще будет зафиксировать каждый из них, а потом сложить в единую картину. Эта методика уже давно применяется для задач, в выполнении которых необходимо участие зрительной памяти - например, если нужно запомнить карту.
Будущие переводчики с китайского языка на первых стадиях обучения часто сталкиваются с трудностями в запоминании иероглифов. Чтобы облегчить им задачу, преподаватели объясняют, что во всех иероглифах существуют одни и те же знаки, скомбинированные различными способами - выучив эти детали, будет намного проще запомнить сами иероглифы.

Таким же образом можно фиксировать в памяти образы, сложенные из однотипных компонентов. Например, как одет человек. Эту информацию можно разделить на три «зоны» - голова, туловище и ноги. На голове прическа или головной убор; туловище может быть одето в один предмет (пальто или платье), а может в два (свитер и джинсы), на ногах в любом случае что-то обуто (кроссовки, сапоги, туфли). Теперь запоминаем цветовую комбинацию всех этих деталей - и готово, вы уже не ошибетесь. Этот метод хорошо работает, когда нужно запоминать людей, с которыми вы видитесь впервые - например, в очереди в поликлинике.

Головоломки и ребусы

Кажется, что картинки-головоломки - это детские игры, но в действительности они хорошо развивают зрительную память у взрослых. Хороши в этом рисунки, где нужно находить отличия: отыскивая несходства на двух практически одинаковых изображениях, мы учимся подмечать детали.
Играйте в игры, где нужно запомнить предметы в определенном порядке - это помогает развить чувство композиции и верное восприятие пространства.

Развивайте синестетическое восприятие

Как пахнет солнечный день? А какой звук у этой высотки? Каков на вкус красный цвет? Это не просто игра - таким образом вы развиваете связь между визуальными образами и ощущениями всех остальных органов чувств. Синестезия помогает мозгу в изобретении сложных ассоциативных связок: с их участием будет проще находить в памяти нужные данные.
Благодаря синестезии зрительные образы прочно закрепляются в сознании - одна сенсорная система восприятия запускает механизмы другой. К слову, уже давно замечено и активно используется это свойство человеческого мозга, именно потому ветки метро различаются не только по пунктам назначения, но и по цветам. Большинству людей проще запомнить цвет, запах или вкус, чем название, поэтому все торговые марки имеют свою узнаваемую расцветку.
Через развитие синестезии вы включаете и свои творческие таланты - многие гениальные творцы из мира искусства обладали этим полезным свойством.

Копируйте асимметричные рисунки

Лучше всего отпечатываются в памяти визуальные образы, которые можно логически объяснить. И наоборот - чем меньше смысла в изображении, тем сложнее его воспроизвести. Из-за этого многие путешественники с легкостью ориентируются в современных городах с четкой структурой и сразу же теряются в старинных центрах с отсутствием логики в расположении улиц.
Существует отличное упражнение, которое оказывает очень сильное влияние на развитие зрительной памяти. Оно дается нелегко, поэтому лучше осваивать его еще в детстве. Для этого понадобится камень с сетью прожилок - мрамор или малахит. Конечно, не так просто добыть эти минералы, поэтому можно использовать их фотографии.
Вооружаетесь карандашами и рисуете «портрет с натуры», стараясь воспроизвести все прожилки, цветовые переходы, толщину и расположение черточек относительно друг друга. Потом возьмите новый листок и попробуйте повторить это по памяти. Скорее всего, сразу у вас ничего не получится, нужно будет пробовать еще и еще, чтобы копия хотя бы отдаленно соответствовала оригиналу.

Превращайте изображения в слова

Немало людей с плохой визуальной памятью могут компенсировать этот недостаток умением хорошо запоминать слова в определенном порядке. Наш мозг прекрасно справляется с заменой изображений символами. Разбив образ на детали, достаточно просто дать им словесное описание, желательно с большим количеством подробностей.
Например, вы всего один раз видели человека, и теперь вам предстоит снова встретиться с ним среди большого скопления людей. Чтобы не оконфузиться, нужно представить, что вы описываете его для составления фоторобота: «Рост выше среднего, худой, жилистый, волосы темные, коротко стриженные, глаза темные, брови широкие. Нос большой, с горбинкой. Щурится».
Преобразование зрительного образа в вербальные символы поможет конкретизировать детали, на которые вы не обратили бы внимание при беглом знакомстве с новым приятелем. Идя на встречу, вы будете просто проговаривать про себя его словесный портрет, а мозг сам воспроизведет визуальную картину.

Обращайте внимание на подробности

Когда перед мозгом не стоит задача по запоминанию каких-то элементов увиденной картины, то он и не напрягается. Чтобы довести умение подмечать подробности до автоматизма, необходимо упражняться.
Во что был одет встреченный на улице коллега? Как жестикулировал? Каким был фон за его спиной - улица, киоски, деревья? Сколько и чего вы заприметили? Как расположены предметы?
Тренируя таким образом свой мозг вы довольно быстро научите его запоминать обстановку и незначительные детали происходивших с вами событий. Главное, не позволять ему «халтурить», создавая выдуманные подробности - чтобы избежать этого, возвращайтесь на место и сверяйте особенности антуража с тем, что запомнили.

4 метода, которые помогут тебе развить зрительную память. Сохрани себе.

Однажды я видела передачу о людях, которые обладали потрясающей зрительной памятью.

Им было достаточно посмотреть минуту на страницу, чтобы пересказать дословно текст, они безошибочно определяли, что изменилось в облике людей, замечая наиболее мелкие детали, воспроизводили колонку из нескольких десятков цифр.

Я была просто поражена увиденным, но удивилась еще больше после слов эксперта программы, который утверждал, что достичь подобного может любой человек.

Был среди гостей и специалист, который давал практические рекомендации, .

Я тогда записала услышанные советы, а, готовя этот материал, нашла еще одно полезное упражнение, которое поможет вам справиться с визуальной забывчивостью.

Что такое зрительная память и почему нужно ее развивать?

Психологи считают, что природой в человека заложена «дружба» с каким-то одним видом памяти.

Например, кому-то проще всего воспринимать информацию на слух, кому-то достаточно один раз посмотреть на рисунок, чтобы запомнить все, что на нем расположено, а кто-то и вовсе запоминает носом, то есть – безошибочно узнает и воссоздает унюханные один раз запахи.

Чаще всего у людей срабатывает комбинированная память, но все равно какой-то из анализаторов (зрение, слух, нюх, и т.д.) преобладает над другими.

Не так давно калифорнийские ученые провели эксперимент: группа людей, каждый из которых длительное время работал с ноутбуком Apple, должны были воспроизвести логотип этой известной компании.

Вот только не надо фыркать сейчас: «Что может быть проще?! Надкушенное яблоко!».

Ответ, конечно, правильный.

А вы помните слева или справа надкушен плод? А есть ли сверху листик? А если есть, то в какую сторону он наклонен?

Подопытные тоже были в глубоком замешательстве.

И лишь один из сотни справился с поставленной задачей.

Остальным же, явно пригодились бы советы, как развить зрительную память .

«Память - это то, что заменяет мне вид из окна.»
Молчание ягнят

Ученые были в шоке и поставили диагноз: визуальный склероз у современного общества.

В принципе, если вы не блудите по улицам собственного города, не пытаетесь ворваться в соседний подъезд, считая, что именно здесь находится ваша квартира, и не спрашиваете у своего мужа, с которым прожили не один день: «Мужик, ты кто?», то особых проблем для беспокойства нет.

Однако есть те, кому обязательно нужно улучшать свою зрительную память:

  • Дети. Ведь вы же не хотите создать своему чаду проблемы во взрослой жизни из-за того, что он даже людей плохо различает.
  • Полицейские, художники, военные – в общем, все те специалисты, которым без зрительной памяти в своей профессии никак.
  • Люди, желающие совершенствоваться ежедневно, и не собирающиеся мириться со своими недостатками.

Моя подруга и ее зрительная память

С Леной мы дружим давно, поэтому не боимся делиться друг с другом своими болями и радостями.

Еще в школе подруга мне пожаловалась, что очень страдает от того, что плохо запоминает лица, местность и многие другие важные для повседневной жизни детали.

Мы поговорили, я ее утешила, как могла, да и постепенно позабылся этот разговор.

Не так давно оказалось, что Лена всерьез занялась вопросом, как развить зрительную память , даже читала специальную литературу и выполняла какие-то упражнения.

Но больше всего ей помогло в решении проблемы – рисование.

Она по профессии дизайнер-график, поэтому рисовать любит с детства.

И вот она свой талант использовала для улучшения зрительной памяти.

Купила большой блокнот, который всегда носила с собой, и в свободное время упражнялась.

Например:

  1. Посмотрела недолго на ветку, а затем – отвернувшись, постаралась точно воспроизвести ее.
  2. Рассыпала по столу с десяток зубочисток или спичек, глянула на порядок их расположения, накрыла их чем-то непрозрачным и быстренько зарисовала все.
  3. Пришла однокурсница в красивом бисерном украшении с каким-то хитрым плетением. Лена присмотрелась к нему, а затем на паре воспроизвела на бумаге это ожерелье и т.д.

Подруга утверждает, что подобные упражнения очень улучшили ее зрительную память, правда произошло это не так уж и быстро: в течение нескольких лет.

Если вам нужен результат гораздо быстрее, то придется поднапрячься.

Очень эффективно развивают зрительную память:

    В детских журналах очень часто печатают такое задание: две картинки рядом и подпись «Найди 5/10/15 отличий».

    В интернете тоже полным-полно таких картинок.

    Хорошо помогает игра, в которую мы иногда играем с друзьями во время посиделок.

    Ведущий внимательно всматривается в окружающих, а затем выходит из комнаты.

    В это время все остальные меняют что-то в своем облике.

    Ведущий возвращается и называет произошедшие изменения.

    Напрашивайтесь почаще быть ведущим.

    Да, обычное чтение про себя.

    Поглощайте в день не менее 100 страниц и ваша память быстро улучшится.

    Даже если вы работаете в одном здании десяток лет, это вовсе не означает, что вы сможете воспроизвести, например, количество окон на этаже, четкое расположение кабинетов, цвет стен в разных офисах и т.д.

    Возьмите за привычку не просто пробегать взглядом, а замечать.

    Внимательно рассматривайте здания, мимо которых проходите, людей, с которыми ездите в общественном транспорте, одежду коллег, а затем вечером постарайтесь воспроизвести все это в своем воображении максимально точно.

    Выбирайте для похода на работу новые маршруты, путешествуйте (пусть даже это будут соседние населенные пункты), знакомьтесь с новыми людьми и т.д.

    При этом не уходите в себя, не отгораживайтесь, а постарайтесь буквально вбирать глазами все детали.

По мнению психологов наиболее эффективно развить зрительную память помогает такое упражнение.

В течение 1–5 минут концентрируйте внимание на каком-нибудь предмете.

Не позволяйте себе отвлекаться ни на что!

Затем, отвернувшись, постарайтесь мысленно, словесно или графически в точности воспроизвести этот предмет.

Постепенно усложняйте упражнение: выбирайте вещи с большим количеством деталей и сокращайте время на их рассматривание.

Предлагаю пройти элементарный тест на проверку зрительной памяти!

Жми Play и запоминай слова 🙂

Если вы постараетесь, то буквально через несколько месяцев зрительная память улучшится, а если продолжите тренироваться, то через год-два сможете попасть в передачу типа той, которая меня впечатлила и вдохновила на написание этой статьи.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту