Чем привлекателен велосипедный туризм и какие. Велосипедный туризм — это спорт или отдых? Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

Велотуризм — один из самых распространенных видов активного отдыха. Это обусловлено большой его популяризацией и заинтересованностью современных людей в здоровом образе жизни. Так чем привлекателен велосипедный туризм?

Единственным средством передвижения является ваш двухколесный друг. На нём человеку предстоит пройти маршруты, включающие объекты, имеющие экскурсионный характер (специфические и общетуристические). Однако и в этом, казалось бы, довольно простом виде туризма есть свои особенности, неизвестные начинающим.

При всей популярности путешествий на велосипеде в одиночку, больше развивается именно командный велотуризм. К нему нас привлекают различные группы в соцсетях, вещания на форумах, да и обычное «сарафанное радио». По сложности таких заездов они могут быть простыми и не очень (когда в день, например, приходится проезжать по 200 км). Однако последний вариант, скорее, предназначен для велосипедистов с большим стажем, а не новичков.

  • Читайте также :

Помимо обычных велопоходов существует и спортивный велотуризм, при котором участники проходят дистанции, проложенные определенным маршрутом. За прохождение сложностей и препятствий, а также за дальность и скорость, они получают новые разряды и звания.

Но всё же самым привлекательным видом отдыха для начинающего туриста, который хочет хорошо провести время и получить удовольствие для души и тела, является обычное путешествие на велосипеде. Оно позволяет осмотреть культурные и природные достопримечательности различных местностей.

Прокладывание таких маршрутов может быть очень простым, подразумевать длительные остановки и даже ночевки. По этому критерию велосипедные поездки делят на несколько видов:

  1. Однодневное путешествие – не подразумевает ночевок. Обычно выезжают рано утром, а возвращаются вечером того же дня.
  2. Поездка выходного дня (ПВД) – включает в себя одну ночевку. Выезд происходит ранним субботним утром, а возвращение – воскресным вечером.
  3. Многодневная велопоездка – может включать несколько ночевок и любое количество дней. Обычно это длинные маршруты, иногда междугородные или даже межгосударственные.

Как подготовиться к путешествию на велосипеде

Так как велотуризм чрезвычайно доступен, многие начинающие считают, что он лёгкий и не требует специальной подготовки. Однако важно понимать, что можно попасться на мелочах – впоследствии это приведёт к негативным эмоциям и полному несовпадению ожиданий с реальностью. Поэтому давайте обсудим основные пункты подготовки к прохождению велосипедной поездки:

2. Проложите маршрут заранее (рассчитайте длительность, время остановок, оцените качество дорог местностей).

3. Возьмите с собой аптечку.

  • Это важно :

4. Выучите правила дорожного движения.

Последние два пункта особенно важны – от них зависит ваша жизнь и здоровье.

Как подготовить велосипед в поход

Перед тем, как отправиться в путешествие на велосипеде (особенно в одиночку), тщательно проверьте состояние своего стального друга. Обратите внимание на следующее:

  • правильно ли работают тормоза;
  • прочно ли закреплен руль;
  • смазаны ли каретки, цепи, втулки;
  • не выпускают ли камеры воздух;
  • имеются ли повреждения на покрышках;
  • отрегулировано ли седло;
  • целы ли спицы;
  • проверьте наличие фонарей и катафотов;
  • оборудуйте велосипед зеркалами (задним и передним).

Подберите необходимую экипировку:

  • специальную велоодежду (она защитит от переохлаждения или наоборот излишнего потоотделения);
  • туристический рюкзак;
  • шлем;
  • перчатки;
  • наколенники, налокотники.

Велотуризм в разных странах мира

На сегодня почти в любом городе можно взять велосипед напрокат. Однако можно ли будет на нём прокатиться с удовольствием? Залогом успешного путешествия (особенно для начинающих) являются специально предназначенные для этого дорожки и стоянки. Давайте же рассмотрим, где их можно найти.

Велотуризм в России только набирает обороты. Среди российских городов можно выделить Санкт-Петербург, Рязань и Екатеринбург – именно там наибольшее количество велосипедных дорожек. В Москве, Перми, Уфе и многих других городах они тоже есть, но очень мало.

  • Не пропустите :

Велосипедный туризм в Украине тоже развивается, но велодорожки начали появляться сравнительно недавно. Сейчас это такие города: Киев, Винница, Львов, Одесса и Мариуполь. Однако до сих пор они представлены только на некоторых улицах.

Что касается велотуризма в Европе – в этом плане ее страны более развиты, так как есть города, буквально расчерченные под велосипеды. Радует велосипедная инфраструктура Германии, Франции, Швейцарии, Норвегии, Нидерландов и Испании. А вот среди более дальних стран можно выделить Китай и США.

Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.

Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.

Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.

Каким бывает велосипедный туризм

Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши. В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом. Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.

С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.

Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT. Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице. Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.

Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.

Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.

Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.

Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная. Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.

Для прохождения маршрута первой категории сложности не требуется специальных допусков: могут присутствовать все желающие. Велосипеды для туризма тоже никак не регламентируются: катайтесь, на чём хотите. Для прохождения маршрута достаточно в течение одной недели делать по 50 км в день, возможно, даже по шоссе без всяких препятствий. Один день (чаще в середине недели) дается на отдых и на совершение радиальных маршрутов всеми желающими.

Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.

Как выбрать байк для туризма

Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

  • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
  • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
  • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
  • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом , который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

Необходимый минимум снаряжения и экипировка

Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:

Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.

Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.

Спальник . Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.

Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком. Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться. Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.

Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.

В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.

Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).

Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.

Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении). В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле. Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.

В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).

Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели. Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема. Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.

Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.

Одежда и обувь

Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:

  • Кроссовки , лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
  • и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
  • Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
  • Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
  • Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
  • Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.

Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.

Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.

Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.

Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.

В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.

Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.

«Классные часы по безопасности» - Чрезвычайные ситуации на железной дороге. «Чтобы выжить». Средства индивидуальной защиты. Запомните: ваша безопасность в ваших руках! Газы!». Место остановки трамвая. Задание 5. « Мои друзья – дорожные знаки». Как правильно вызвать пожарную службу, мы знаем. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации.

«Поведение человека» - Крутой берег может быть хорошей горкой. Что делать, если ты провалился под лёд? Избегай мест, где лёд может быть тонким. Как помочь провалившемуся под лёд? При встрече с преступником говорить спокойно и медленно, уверенно в себе. Выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. Никогда не ходи по льду один!

«Безопасность школ» - Оцените для себя главные опасности. Регулярно производите обход территории учреждения. Помните – Ваша главная задача выжить! Избегайте непосредственной близости к террористам. Предупредительные меры. Действия при поступлении угроз по телефону. Действия при захвате в заложники. Обращайте внимание на проносимые сумки, свертки и т.п.

«Потребность в безопасности» - Службы спасения. Одна из потребностей человека-потребность в безопасности. Определение предмета ОБЖ. ОБЖ. Повседневная, тяжелая, рутинная, но крайне важная работа. Безопасность – это состояние защищенности личности, общества. Наука, которую надо изучать и развивать. Задачи ОБЖ. Жизненно важные интересы.

«Техника безопасности» - Техника безопасности. Инструкция по ТБ при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий ТБ-059-ОШ. Инструкции при проведении воспитательных мероприятий. Инструкции при прохождении летней практики. Журналы инструкций. Обеспечение безопасности деятельности ЦДО. Техника безопасности в воспитательном процессе.

«Правила безопасного поведения» - Помни. Правила пользования газовыми приборами. Отключение прибора. Пользование системой водоснабжения. Пользование опасными веществами. Чем опасны электроприборы. Приборы, содержащие ртуть. Федеральный закон. Безопасное поведение. Общие правила. Помни и знай. Правила работы за компьютером. Единая государственная система.

Всего в теме 17 презентаций

Лучшим транспортом для путешествий является велосипед. По крайней мере, так считает огромное количество людей по всему миру, которые колесят по дорогам нашей планеты все свое свободное время.

Чем же для туризма привлекателен велосипед? В первую очередь, темп передвижения идеален. Ведь мы его выбираем самостоятельно, и при этом скорости преодоления пути не так уж и малы. Но в тоже время такая скорость позволяет велотуристу рассмотреть все вокруг и ничего не упустить. В зависимости от целей поездки, наслаждение природой или знакомство с культурой, выбирается маршрут. Но проезжая поэтому же маршруту на автомобиле мы очень многое упустим из виду, нежели на велосипеде.

Полезным и немаловажным качеством велосипеда является грузоподъёмность. Он позволяет нам перевозить все самое необходимое для отдыха. Конечно же в автомобиль поместится больше всего, но пешему туристу явно столько не унести, сколько может позволить себе велосипедист.

Также в плюсы можно добавить и то что у велосипеда есть спортивная составляющая. В современном мире люди мало двигаются, а велосипед позволяет на это исправить удобным способом. Так преодолевая большие расстояния мы параллельно занимаемся собой и своим здоровье.

К преимуществам велосипеда можно причислить экологичность, низкую цену и компактность, что позволяет при различных ситуациях помещать его на другой вид транспорта.

Понятие велотуризма подразумевает под собой поездку, длительностью более суток и наличие хотя бы одной ночевки.

Если вас заинтересовал велотуризм и вы хотите попробовать себя в нем, то есть три варианта:

— в турагентстве есть возможность приобрести велотур.

Можно вступить в клуб велосипедного туризма и участвовать в его поездках.

Заняться туризмом самостоятельно.

Если вы решили самостоятельно совершать поездки, то все, что вам нужно велосипед, снаряжение для дороги и наличие хотя бы минимальных знаний. Знания можно получить из множества источников, допустим, интернета. Конечно же без опыта и наличия знаний вы столкнетесь с большими трудностями, нежели если уделите время на изучение познавательной литературы данной тематики или спросив совета уже опытных путешественников.

А вот на вопрос «куда поехать» можете ответить только вы сами. Можете ознакомится с отзывами о местах на сайтах, можете послушать совета друга, а можете осуществить свою мечту и побывать в том месте, о котором грезили уже давно.

По форме проведения велосипедные маршруты разделяются на организованные (плановые и самодеятельные (клубно-секционные) и неорганизованные - аматорские («дикие).

Плановый велотуризм предусматривает организацию и проведение походов туристскими организациями и предприятиями разных форм собственности (преимущественно по туристическим путевкам). Они осуществляются по разработанным, изученным, описанным, а иногда и промаркированным маршрутам под руководством инструкторов, которые имеют достаточный опыт и хорошо знакомы с местностью. Весь маршрут, как правило проходит через туристские базы или другие средства размещения туристов, где участники похода обеспечиваются ночлегом, питанием, культурными и медицинскими услугами, а на отдельных участках автомобильным транспортом.

Большинство начинающих туристов совершают свои первые велосипедные путешествия именно по таким маршрутам, которые пролегают через живописные уголки природы, включают в себя памятки старины, интересные архитектурные сооружения, литературно-мемориальные или исторические места. В большинстве своем такие маршруты не отличаются сложностью и не требуют специальной туристской подготовки.

Самодеятельные туристические велосипедные маршруты организуют и проводят советы по вопросам туризма, спортивные товарищества и спортивные секции предприятий, учреждений и учебных заведений, оздоровительно-спортивные лагеря и т.д.

Самодеятельные туристы сами подбирают состав группы, выбирают район путешествия, разрабатывают маршрут, обеспечивают себя необходимым снаряжением, продуктами питания, а на маршруте организовывают ночлег и экскурсии. Маршруты самодеятельных велопоходов утверждаются маршрутно-квалификационными комиссиями, а прохождение их контролируется соответствующими учреждениями (контрольно-спасательными службами и отрядами).

Особенность неорганизованных велосипедных маршрутов в том, что туристы сами выбирают район путешествия, часто не имея четко разработанного плана и программы похода. В большинстве своем такие группы собираются из друзей, семей, знакомых. Их главная задача - активный отдых во время летних отпусков или каникул.

Еще одной особенностью современного велосипедного туризма является то, что сегодня в мире наблюдается переход от массового туризма к индивидуальному, семейному, небольшими группами.

Разработанные велосипедные маршруты имеют различную категорию сложности (от І до V), которые различаются длиной маршрута, рельефом местности, формой проведения.

Во время разработки туристического велосипедного маршрута следует придерживаться таких требований:

  • - туристические маршруты не должны пролегать территориями, которые потенциально опасны для туристов, т.е. там, где возможны сдвиги пород, обвалы, лавины, через болота, речные пороги и т.д. и создавать опасность для других участников маршрута. Например, велосипедные маршруты не должны проходить там, где пролегают пешеходные или конные маршруты, по тротуарам или автострадам;
  • - новые туристические маршруты следует прокладывать там, где существуют уже проложенные дороги, имеются водоемы;
  • - следует избегать прокладывания маршрутов по автомобильным дорогам, имеющим интенсивное движение. Туристические маршруты должны проходить территориями с благоприятным экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями;
  • - необходимо предусматривать возможность ночевки туристов в отведенных для этого местах и/или в средствах размещения туристов;
  • - следует учитывать возможность профилактических, ремонтных, строительных работ собственниками дорог или объектов средств размещения и питания.

Каждый путешественник данного вида туризма должен хорошо владеть техникой езды на велосипеде, в том числе с грузом, и, не только на шоссейных дорогах, но и по бездорожью. Поэтому участники должны иметь соответствующую физическую подготовку, подбор туристического снаряжения в соответствии с периодом года.

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение правил дорожного движения. Чтобы максимально уменьшить вероятность несчастного случая, необходимо снижать скорость движения на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами, так как вода может закрывать глубокие выбоины и ямы. Нельзя двигаться по дорогам в сумерки и ночью.

Безопасность велопутешествий также во многом зависит от технического состояния велосипеда и умения управлять им, особенно на плохой дороге и при преодолении препятствий, так как к естественным препятствиям в велосипедном туризме относятся: горные дороги и перевалы, труднопроходимые лесные тропы, участки бездорожья, броды, овраги. Поэтому технический осмотр велосипедов необходимо проводить ежедневно и любые замеченные неисправности сразу же устранять.

Велосипедный спорт, так же как автогоночный, лыжный, лодочный и другие активные виды спорта, имеет свои опасные факторы, которые требуют применения соответствующих средств безопасности. Наиболее распространенные опасные факторы велосипедного спорта - травмы головы при падении.

Важным средством безопасности является велосипедный шлем, защищающий велосипедиста от серьезных травм. смягчающим удар.

Подбитые шорты и перчатки повышают не только комфортность, но и безопасность поездок на велосипеде. Велосипедные шорты часто снабжаются подкладкой из натуральной или искусственной замши, гелевыми вкладышами или другими материалами, ослабляющими действие дорожной вибрации на седалищные кости таза. Подбитые перчатки без пальцев защищают кисти рук велосипедиста от повреждения из-за дорожной вибрации и в случае падения.

Выводы к первому разделу

Велосипедный туризм экологически чистый вид отдыха. Не привередлив к возрастным критериям человека, т. к. нагрузки в нём легко дозируются. С таким видом транспорта можно проехать практически по любой дороге, по тропинке и просто по ровному грунту, с ним можно перелезть через глубокий овраг, преодолевать пески, каменистые горные тропы и осыпи, переходить вброд реки. Весь груз крепится на велосипеде и вело туристу не приходится везти на себе все снаряжение. Велосипедный туризм можно считать одним из не только активных видов отдыха, но и одним из самых интересных и спортивных видов туристического отдыха. Велосипед дает возможность перемещаться на большие расстояния быстрее, с затратой меньших усилий, чем пешком. Это - самый распространенный и самый массовый вид транспорта. И при этом не требует никакого дополнительного источника энергии. Это самый экологически чистый и бесшумный вид транспорта.

Исследователями доказано, что использование велосипеда дает замечательную возможность совмещать движение с нагрузками на все группы мышц. Такой вид туризма поможет многим людям поддерживать себя в форме и в тонусе.