Как снимается цепь на простом велосипеде. Виды замков для цепи велосипеда, способы установки и снятия

Цепь является основной частью узла трансмиссии велосипеда. Проходя через зубцы звездочек, цепь передает крутящий момент к заднему колесу. Этим и объясняется то, что велобайк движется. Динамические нагрузки на узел достаточно большие, поэтому при эксплуатации происходит износ цепного механизма. В статье рассмотрим, как снять цепь с велосипеда и как поставить ее обратно.

Рабочий ресурс цепного механизма синглспидов рассчитан на весь срок «жизни» велобайка. Велоцепь ходит ровно, не отклоняясь. Несколько сложнее обстоит дело с великами, рассчитанными на несколько скоростей. Нагрузка на цепной механизм здесь больше относительно параллельных передач, поскольку велоцепь расположена под углом по отношению к раме велосипеда. Если сравнить с параллельной передачей, то воздействие на звенья в несколько раз больше. Чтобы избежать повреждения всего трансмиссионного механизма, цепь подлежит своевременной замене.

Не следует думать, что нельзя снять велоцепь с односкоростного велосипеда. Ее снимают для того, чтобы почистить или отремонтировать.

В каких случаях нужно снимать цепь с велосипеда

Разберемся, как узнать, что цепной узел многоскоростного велосипеда неисправен. Можно оценить километраж пробега двухколесника, но на исправность велоцепи влияют и другие факторы.

  • Правильность подбора передач;
  • Качество дорог;
  • Скорость езды.

Появление подозрительных звуков (при условии, если смазка в порядке) и сложности с переключением передач – это первые признаки неисправности цепного узла. Простейший способ оценки исправности звеньев следующий:

  • Отогните велоцепь от наибольшей звездочки;
  • Если она отходит свободно от 3 и более зубцов, то велоцепь надо обязательно заменить. Два зубца – это своеобразное предупреждение. Некоторое время еще можно поездить, но снять ее предстоит в скором времени.

Этот же самый метод подходит и для односкоростных велосипедов.

Информативный метод – это замер длины велоцепи.

  • 30,5 см – наилучшее значение длины;
  • 30,6-30,8 см – средняя степень износа, высокая ремонтопригодность;
  • Более 30,8 см – звенья и звездочки сильно изношены. Повреждена вся трансмиссия.

Чтобы правильно измерить относительное удлинение, цепь с велобайка нужно полностью снять.

Виды цепей велосипеда

Рассмотрим 2 основные разновидности велоцепей:

  • Замочную;
  • Сплошную.

Ее особенность в том, что у нее имеется специальное зажимное приспособление. Снять такую со звезд, равно как и надеть обратно, несложно. Для этого достаточно лишь рассоединить замок.

Определить местонахождение разъемного звена можно при помощи визуального осмотра. Если звенья чистые найти разъем несложно. Как правило, на разъеме выбито клеймо компании-производителя.

Сплошная

Полностью снять такую велоцепь невозможно. Если полностью снять ее со звездочек, она просто повисает на раме. Конечно, по сравнению с вариантом, оснащенным замком, сплошная конструкция менее удобна. Однако, есть и преимущества. Замок может ослабеть, соединительный клещ – потеряться. Звенья расцепляются. Со сплошной цепью таких проблем нет. Если она разорвалась, то это исключительно издержки качества.

Это несложно. Действуйте по алгоритму.

  • Подденьте зажим отверткой или спицей. Важно при этом не сломать зажим, так как соединить всё обратно без него не получится;
  • Расцепите звено.

Теперь вы можете свободно снять велоцепь и производить над ней нужные манипуляции: укоротить, почистить или, если она безнадежно повреждена - выбросить.

Для рассоединения сплошной конструкции понадобится специальный инструмент, называемый выжимкой. Пользование этим приспособлением позволит снять звено, не повредив его. Алгоритм следующий.

  • Выберите звено, которое нужно разобрать;
  • Поставьте велоцепь в положение для выпрессовки и запрессовки оси звена, или пина;
  • Закрутите винт и вытащите ось на себя.

Полностью вытаскивать пин не нужно, так как вставить его обратно на место будет нелегко. Манипуляции с выжимкой несколько расшатывают ось. Для повторного расцепления выберите другое звено. Запрессовывайте ось в обратном порядке.

  • Соедините смежные звенья между собой;
  • Вдавите пин при помощи винта.

Ремонтируем цепь велосипеда

Самый распространенный для велоцепи дефект – это ее провисание из-за увеличения длины. Конечно, можно снять растянувшуюся цепь велосипеда и заменить на новую, но можно попытаться и восстановить ее. Из-за разбалтывания осей происходит расширение цепи велосипеда в поперечном и продольном направлениях. Устранить поперечное расширение нельзя, а с продольным, возможно, что-то получится.

Удалять лишние звенья надо таким образом, чтобы велоцепь свободно, без лишнего натяжения, прошла по большой звездочке. При укорачивании также воспользуйтесь выжимкой. Здесь важно не перестараться, вытащив лишние звенья.

Помогает монтаж так называемых успокоителей на велосипед, не дающих цепи слететь со звездочки при езде. Конечно, если в качестве временной меры поставить успокоитель – неплохое решение, но о замене велоцепи забывать нельзя.

Поставить велоцепь на синглспилд совсем просто:

  • Навесьте велоцепь на обе звездочки;
  • Защелкните замок (как вариант – запрессуйте пин).

Со скоростным велосипедом придется повозиться немного дольше.

Как я уже писал, цепь велосипеда – расходный материал , подлежащий своевременной замене. Продлить ее ресурс можно регулярным ее обслуживанием. Кстати, при установке новой системы и кассеты обязательно не экономьте на новой цепи – дороже выйдет!

Если у вас еще есть вопрос: «Зачем мне нужно менять цепь?», читаем про и зачем это нужно. Если вопросов больше не осталось – приступим.

Велосипедная цепь с замком

Часто на цепи устанавливают специальные замки для цепи, предназначенные для ее быстрого снятия/установки. Замки производятся практически всеми производителями цепей и отличаются лишь по ширине цепи (в зависимости от количества звезд в кассете). Использование замка для цепи имеет свои плюсы и минусы.

+ Плюсы замка для цепи

  • Для снятия/установки цепи не требуется дополнительный инструмент;
  • Облегчается чистка цепи

    Проще промыть снятую цепь, чем установленную на велосипед. Особенно критично это для любителей парафинить цепь вместо смазки;

  • Запасной замок

    Неплохо иметь в дороге запасной замок для цепи на случай разрыва имеющегося как наиболее слабого звена;

  • Не нужен ремонтный пин

    Производители некоторых цепей (например, shimano) в инструкции прямо указывают, что после снятия цепи вытащенный пин повторно для установки использовать нельзя. Нужно использовать специальные ремонтные пины , которые стоят немало и в России продаются не везде;

  • — Минусы замка для цепи

    • Тугой ход многоскоростных замков

      Не всякий замок в реальности получается снять руками, без плоскогубцев или специального инструмента для снятия замка. Особенно это касается 10- и 11-скоростных замков;

    • Поломка замка

      Прочность замка обычно уступает прочности обычных звеньев, в связи с чем возникает риск разрыва цепи именно в месте установки замка;

    • Порванные звенья цепи

      К сожалению, не всегда цепь порвется именно на замке, а даже и в таком случае могут повредиться соседние звенья. В таком случае без выжимки цепи или кустарных методов уже не обойтись;

    • Определенное количество снятий/установок замка

      Так, в инструкции к замку KMC прямо написано, что его нужно менять после трех установок/снятий.

    • Кстати! Любую операцию с цепью, особенно в пути, имеет смысл делать в одноразовых резиновых/латексных перчатках . Поменять цепь и не измазаться – не получится, если только вы не варите ее в парафине.

      Велосипедная цепь без замка

      Основным приспо-соб-ле-нием для смены цепи является велосипедная выжимка цепи . Она представляет из себя простое устройство, предназначенное для разъединения и соединения звеньев цепи путем выжимки/запрессовки пина.

      Как снять цепь выжимкой

      Все очень просто. Недавно проделал эту операцию буквально за несколько минут простой выжимкой в составе мультитула. Почему-то родная цепь КМС на велосипеде стояла без замка, хотя новая аналогичная KMC X9-73 пришла с замком.

      Кстати, перед установкой новой цепи пришлось удалить 4 лишних звена, для чего в любом случае понадобится выжимка. Оставшиеся звенья стоит оставить как запасные или сделать такую штуку.

  1. Чтобы разъединить цепь, необходимо выпрессовать один выбранный пин с помощью выжимки. При этом следует обратить внимание, что нельзя выпрессовывать соединительный пин, который имеется в некоторых цепях. Соединительный пин отличается от остальных — поэтому различить его достаточно просто.

    Вставьте звено цепи в инструмент и закрепите винтом. Обратите внимание на то, что в некоторых выжимках цепи есть два посадочных места, одно место для выпрессовывания оси (оно находится ближе к фиксирующему винту), а второе место используется только для регулировки оси. Цепь следует укладывать ближе к регулировочному винту. Заворачивайте аккуратно винт выжимки, тем самым выдавливая пин.

  2. В процессе выпрессовки стоит проверить соосность: не не дает ли регулировочный винт гнуться звену, а острие выжимки давит на пин, а не на звено.

    При этом не должно быть перекосов или каких-то странных положений цепи в выжимке.

  3. Не выдавливайте пин до конца, если хотите собрать звено с ним же, иначе будет сложно устанавливать его обратно!
  4. Цепь снята.

    Помните, что каждый раз для выпрессовки следует выбирать новый пин, поскольку прочность разъединенного и собранного вновь звена значительно уменьшается!

  5. Как установить цепь выжимкой

    1. Устанавливаемая цепь должна подходить по длине и ширине.

      Ширина цепи зависит от количества звезд на кассете: чем больше звезд, тем уже цепь. Поэтому будьте внимательны и не покупайте на 7-скоростную кассету 10-скоростную цепь!

      Регулировка длины осуществляется путем удаления лишних звеньев из цепи способом, описанным выше. Учтите: если вы собираетесь использовать замок для цепи, удалять нужно на 1 звено больше.

      Если в комплекте с цепью шел ремонтный пин, либо вы купили его отдельно – используем его. Иначе запрессовываем имеющийся пин.

    2. Для установки цепи переведите передний и задний переключатели скоростей на самые маленькие звездочки.

      Затем проденьте цепь через рамку переключателя. Осторожно, не перепутайте направления: верхний ролик цепь проходит справа, а нижний — слева.

    3. Соединяем разомкнутые звенья, устанавливаем пин.

      Вставляем звено в выжимку цепи и закрепляем фиксирующим винтом. Вращением рукоятки выжимки цепи впрессовывайте пин на место, он должен сравняться с краями цепи. Вынимайте цепь из выжимки, при необходимости обломайте конец ремонтного пина.

    4. Проверьте, чтобы это звено цепи свободно изгибалось.

      Если оно ходит туго, нужно отрегулировать звено выжимкой. Вставляйте звено во второе посадочное место выжимки (дальнее от регулировочного винта), и совсем немного выдавите пин в обратную сторону. Если второго посадочного места в выжимке нет — просто разомните звено руками.

З амена велосипедной цепи является неотъемлемым умением для каждого домашнего «механика». Цепь - расходный материал трансмиссии велосипеда. Со временем она имеет свойство растягиваться и изнашиваться. Так что рано или поздно придет время замены.

На видео, представленном ниже, показан процесс установки новой цепи на велосипеде. Инструкция подходит как для горных велосипедов, так и для шоссейных.

Как установить цепь - видео

Инструменты для работы

  • Выжимка цепи;
  • Индикатор износа цепи (приспособление для проверки растяжения цепи);
  • Велосипедная спица;
  • Плоскогубцы;

Пошаговая инструкция

Элементы трансмиссии велосипедов большинства производителей, за редким исключением, совместимы друг с другом. Нужно только подобрать одинаковое количество скоростей трансмиссии и цепи. К примеру, для трансмиссии с девятью передачами понадобиться цепь, предназначенная на такое же количество скоростей.

1. Снятие старой цепи

Используя выжимку цепи, выдавите один из валиков (штифт, соединяющий звенья цепи) в нижнем проходе цепи. Если есть замковое звено, то достаньте его. После извлечения валика аккуратно снимите цепь с велосипеда.

При длительном использовании одной цепи без замен, возможно, понадобиться заменить и кассету.

2. Установка новой цепи

Переключите заднюю и переднюю передачи на самые большие звездочки. Если на велосипеде есть механизм сцепления, то ослабьте его.


Накиньте цепь на переднюю звездочку, протяните конец через передний механизм переключения передач. Проверните педали так, чтобы конец цепи свисал вниз со звездочки на расстоянии около 10 сантиметров. Протяните другой конец через заднюю вилку рамы велосипеда и накиньте на самую большую звездочку кассеты. Опустите задний механизм переключения передач вниз.

Накиньте цепь поверх направляющего ролика, протяните через лапки механизма, оберните вокруг ролика натяжителя. Аккуратно отпустите механизм переключения передач.

3. Замер цепи

Необходимо убедиться, что цепь будет исправно себя вести при переключении на любую передачу, не повреждая другие части велосипеда. Для проверки цепь должна быть установлена на две самые большие звездочки, переднюю и заднюю. Даже если никогда не будете ездить на такой передаче.

Совместите два конца цепи и определите лишние звенья, которые необходимо удалить. Для фиксации цепи в таком положении используйте часть велосипедной спицы.

При использовании цепей фирмы Shimano на одном конце должно оставаться звено с внутренними пластинами, на другом - с внешними. В цепях производителей SRAM и KMC на обоих концах должны быть звенья с внутренними пластинами.

После того, как определена необходимая длина цепи, удалите ненужные звенья. Перекиньте цепь обратно на самые маленькие звездочки.

Внимание ! В полно-подвешенных горных велосипедах нужно убедиться, что длины цепи хватает при сжатии подвески.

4. Соединение цепи

Для цепей фирмы Shimano необходимо соединить оба конца валиком. После установки, лишнюю часть валика отламывается плоскогубцами.




У производителей SRAM и KMC между концами цепи вставляется специальное замковое звено, затем защелкиваются пластины. Для полного соединения используются специальные плоскогубцы, но можно воспользоваться следующим способом.

Прокрутите педали так, чтобы замковое звено оказалось посередине верхнего прохода. Затем придержите заднее колесо, чтобы оно не прокручивалось. Надавите на педали, и замковое звено окончательно сядет на свое место. Убедитесь, что цепь установлена корректно. Прокрутите педали велосипеда, используя все передачи.

Уход за цепью

Регулярная чистка и смазка - лучший способ продлить срок службы цепи. Пользуйтесь специальной смазкой, предназначенной для велосипедных цепей. Смазывайте каждый ролик. Смазывайте цепь только изнутри, на наружной стороне смазки быть не должно.

Не стоит прокручивать цепь в обратную сторону и наносить смазку в спешке. Помимо повышенного расхода средства, можно перегрузить звенья. Всегда удаляйте тряпкой лишнюю смазку. После езды в мокрую погоду вытирайте цепь насухо и наносите смазку заново. Это предотвратит появление ржавчины и растяжение цепи.

Изношенные звенья

Бытует мнение, что цепь растягивается из-за неправильной езды. На самом деле, эффект удлинения цепи является следствием износа роликов и валиков. По мере своего износа цепь повреждает зубья звездочек, что приводит к проскакиванию цепи. Существуют специальные инструменты для определения износа цепи.

Более простым способом определения износа цепи является замер 12 звеньев. Если число окажется равным 308 мм или выше, то цепь вместе с кассетой требуют замены. В новой цепи длина 12 звеньев составляет ровно 304,8 мм.

Выжимка и индикатор износа цепи

Существует большое разнообразие выжимок разного размера от различных производителей. Стоит отметить, что этот инструмент, безусловно, необходим для тех, кто хочет менять цепь сам. Износ цепи можно определить с помощью обычной линейки. Но для постоянного контроля лучше приобрести специальный инструмент – индикатор износа цепи.

При должной подготовке отремонтировать на дороге велосипедную цепь не сложнее, чем .

Что вам понадобится для ремонта велосипедной цепи.

Для ремонта повреждённой цепи на велосипеде потребуется только инструмент для монтажа цепи. Он компактный и обычно входит в состав многих . Возможно, подобный инструмент входит в состав одного из ваших многофункциональных инструментов и вы просто не знали для чего он нужен!

Дома ремонт цепи велосипеда можно произвести с помощью молотка и плоскогубцев, но в дорогу их с собой не возьмёшь. В поездке ремонтировать цепь придётся только с помощью лёгкого инструмента для монтажа цепи.

Как обычно ломается цепь?

Чаще всего цепь ломается, когда вы вращаете на полную мощность и одновременно на переднем переключателе. Другие причины поломок цепи встречаются очень редко, в лучшем случае один раз на миллион. У вас есть шанс с ними встретиться только, если вы очень много катаетесь на велосипеде. Например, как-то из-под моего переднего колеса вылетел гвоздь, который угодил прямо в цепь и попал на звездочку. Кто бы мог подумать, что такое может случиться?

Как работает велосипедная цепь?

Звенья цепи соединяются друг с другом с помощью стального штифта. Для снятия или установки звена необходимо вынять или забить штифт с помощью инструмента для монтажа цепи (или молотка). Для ремонта цепи вам потребуется просто удалить повреждённые звенья и соединить концы цепи с неповреждёнными звеньями. На велосипедах с классическими переключателями передач цепь немного больше, чем требуется для её работы, так что вы можете безболезненно удалить несколько звеньев. На и звеньев, которые можно безболезненно удалить, скорей всего не будет. Так что в этом случае вам придётся взять с собой новую цепь или старую цепь, с которой вы сможете снять недостающие звенья.

Стоит ли вообще ремонтировать велосипедную цепь на дороге?


Лучше всего не ремонтировать цепь прямо на дороге. Ремонт цепи — это одна из самых грязных работ. Если на вас новая одежда, то после ремонта цепи вы скорей всего сможете с ней попрощаться. Вероятно, самым лучшим решением будет вызвать такси или прикрепить велосипед на и поехать домой на общественном транспорте — вернётесь потом в старой одежде и спокойно отремонтируете цепь.

С чего начать ремонт велосипедной цепи.


Допустим вы уже переоделись в старую одежду и готовы приступить к работе. Чтобы вам было легче осмотреть цепь — переверните велосипед.

Осмотрите два сломанных конца цепи: один конец (а возможно и два) повреждён и нуждается в замене. С повреждённого конца цепи вам придётся снять два звена цепи. Почему нужно снять два звена, а не один — наверное спросите вы? Так как цепь состоит из звеньев двух типов, то если вы снимите только одно звено, то не сможете соединить два звена одного типа.

В месте, где цепь необходимо разомкнуть, поместите её в паз инструмента для монтажа цепи (смотрите фотографию). Тот же самый порядок действий и при ремонте изношенной цепи.

Разъединение цепи с помощью инструмента для монтажа цепи и без него.


Чтобы начать выталкивать пин из цепи, поверните ручку на инструменте для монтажа цепи (смотрите фото). Постарайтесь выравнять ось на инструменте для монтажа цепи по пину на цепи (иногда она немного соскальзывает).

Не проталкивайте пин до конца — протолкните его настолько, чтобы этого было достаточно для разъединения цепи (смотрите фото). Оставшийся отрезок пина необходимо оставить в цепи, чтобы его можно было легко протолкнуть попозже.


Если у вас нет инструмента для монтажа цепи, то вам придётся найти кусочек древесины и просверлить в нём небольшое отверстие. Разместите над просверленным отверстием пин, который необходимо удалить. Найдите мелкий крепёжный винт примерно такого же размера, что и пин, и используйте его в качестве гвоздики. Ударьте по нему молотком, чтобы выбить пин из цепи на требуемое расстояние. Бейте очень аккуратно, чтобы не выбить его полностью из цепи.

Присоединение звеньев.


Перед тем, как соединить обо конца цепи, оденьте её назад на звёздочки. Будет просто замечательно, если ваш друг сможет помочь вам подержать два конца цепи в нужном положении, пока вы будете их соединять.

С помощью инструмента для монтажа цепи вставьте пин обратно на своё место (смотрите фото). Это самая сложная часть работы, так необходимо держать инструмент на одной линии с пином. Если вы просто устанавливаете новую цепь, то большинство цепей поставляются со специальным звеном (замком), позволяющим снимать и устанавливать цепь без необходимости вынимать пины.

Отрегулируйте только что установленное звено.


Как только пин стал на место, присоединённое звено не будет хорошо гнуться. Подвигайте звено вперёд назад (смотрите фото), пока она не станет хорошо гнуться, чтобы могла спокойно проходить вокруг шестерёнок.

Посмотрите на свои руки — теперь вы можете почувствовать себя настоящим веломехаником.

Использование старой цепи.


Если вы просто установили новую цепь в удобной обстановке у себя дома, то старую цепь не выбрасывайте — вы можете использовать её в качестве поставщика запасных звеньев! Так как вы уже научились снимать и устанавливать звенья, то можете использовать старую цепь в качестве замка для седла. сейчас стоит очень дорого и дополнительная ему никак не помешает.

Кроме того вы можете самостоятельно изготовить из цепи браслет или серёжку. Но придётся проделать довольно большое отверстие в ухе и само ухо должно выдержать вес такой серёжки.