Сравнение пластиковой и надувной байдарки. Обзор каркасно-надувной байдарки Хатанга Travel

Подробно о компании Neris можно прочитать в статье «Про байдарки Neris - история компании» . Этот же материал посвящается непосредственно продукции Neris - байдаркам. Подробно о том, чем отличаются модели и как комплектуются.

Весь текущий ассортимент байдарок Neris сводится к двум сериям:

Сводная таблица моделей каркасных байдарок Neris
Байдарка Длина/ширина/высота, см Вес, кг Кокпит (длина/ширина), см Грузоподъёмность, кг
Alu-1 400/79/42 19 200/46 150
Valkure-1 400/70/34 21 254/51 120
Alu-2 500/84/42 27 300/46 250
Valkure-2 550/84/44 31 267/48 300
Alu-3 570/88/42 29 370/46 370
Valkure-3 570/88/42 32 370/46 370

Байдарки Neris серии Alu

Модели серии Alu идеально подойдут для спокойных семейных сплавов на маршрутах разной протяжённости - от водных походов выходного дня до 2-3 недельных путешествий в автономном режиме. Большой внутренний объём лодок серии Alu позволяет с комфортом расположиться гребцам, а также без проблем разместить всю экипировку в гермомешках и баулах .

Серия выпускается в вариантах на 1-, 2- и 3 места. Все они представлены в широкой палитре расцветок и в двух комплектациях:

    Standart ; Expedition .

Байдарки Neris серии Alu повторяют обводы и конструкцию знаменитых в среде туристов-водников байдарок «Таймень», выпуск которых был освоен советской промышленностью в 1970-е годы. При этом конструкция их каркаса существенно доработана в сторону упрощения процесса сборки, а также повышения его жёсткости и надёжности.

Материалы каркаса

Каркас создан на базе анодированных дюралюминиевых трубок марки Д16Т. Крепёжные соединения (кницы) из нержавеющей стали. Кильсон и фальшборта выполнены из алюминия марки DIN 63, который, при прочих равных, легче своего аналога Д16Т. Каркас состоит из двойного кильсона и нескольких замкнутых алюминиевых шпангоутов. Это значительно увеличивает жёсткость и прочность конструкции. В ней отсутствуют недолговечные пластиковые крепёжные элементы.

В плане эргономики разработчики из Neris придерживаются мировых стандартов. Каркасы байдарок Neris исполнены точно и аккуратно, без допусков и заусенцев, что очень облегчает процесс их сборки. Большую помощь в сборке оказывают «подсказки» от производителя:

    шпангоуты и детали фальшборта последовательно пронумерованы; штевневые блоки и кильсоны, которые легко перепутать, отмечены наклейками «Нос» и «Корма»; подробные инструкции и видео на официальном канале Neris в YouTube ; крепёжные элементы шпангоутов заранее расположены на своих местах.

Для проверки точности всех соединений все байдарки Neris проходят предпродажную сборку на предприятии.



Слева - узел соединения шпангоута с кильсоном и штевнями в байдарках Neris Alu. Справа - комплект алюминиевых шпангоутов Neris © neris.ua

Материалы оболочки

Внешняя оболочка выполнена из прочной 5-слойной лодочной ПВХ-ткани производства немецкой компании Mehler Technology. Для оптимального соотношения веса и прочности судна плотность материала разнится - для дна используется ПВХ 900 г/м², а для деки 600 г/м². Для увеличения срока службы внешней оболочки места соприкосновения каркаса с дном байдарки дополнительно усилены полиуретановой лентой-протектором. Часто при сборке места таких усилений не совпадают с рёбрами жёсткости самого каркаса. Поэтому в Neris лента протектора проклеивается уже «по месту», когда оболочка уже натянута на собранную байдарку. Швы днища свариваются током высокой частоты, а через 12 часов проверяются отделом контроля качества.

Комплектация байдарок Neris серии Alu

Все байдарки Neris оснащаются надувными сиденьями со спинками. Они не требуют продолжительной подгонки и очень комфортны для гребцов. Благодаря простому креплению их можно очень легко переставить с места на место и отрегулировать положение спинки. Они настолько быстро снимаются и устанавливаются обратно, что их можно с комфортом использовать в лагере на биваке.

Даже в вопросе сидений разработчики из Neris проявили европейскую щепетильность в подборе материалов и вниманию к конструктивным мелочам - надувные сиденья оснащены надёжными клапанами Halkey-Roberts американского производства.

Во всех лодках серии Alu предусмотрена возможность установки парусного вооружения.

Комплектации байдарок:

    Standart. Включает в себя саму лодку, сиденья, рюкзак для переноски и походный ремнабор в гермомешке. Expedition. Байдарка дополнена фартуком на один или несколько кокпитов, срывными юбками по количеству мест, комплектом ножного рулевого управления и заглушками для кокпитов.

Комплектация Standart ориентирована на краткосрочные 1-2 дневные прогулки по спокойной воде в хорошую погоду. Лодки с комплектацией Expedition - на продолжительные водные туристические маршруты. Фартук, юбки и заглушки для кокпитов позволят сохранять в сухости гребцов и их снаряжение. Руль облегчит управление байдаркой и снизит усилия гребцов на поддержание её курсовой устойчивости.



Байдарка Neris Alu-2 в комплектации «Standart» (слева) и в комплектации «Expedition» - видны надетый фартук на три кокпита (один закрыт заглушкой) и рулевое управление на корме

Байдарка Вес, кг Длина/ширина, м Количество мест Грузоподъёмность, кг Примерное время сборки Комплектация «Standart» Комплектация «Expedition»
Neris Alu-1 19 4/0.79 1 150 25 мин.
Neris Alu-2 27 5/0.84 2 250 25 мин. Фартук на три кокпита, 2 юбки и 1 заглушка, комплект рулевого управления
Neris Alu-3 29 5.7/0.88 3 370 30 мин. Фартук на три кокпита, 3 юбки и 1 заглушка, комплект рулевого управления

Байдарки Neris «Valkure»

«Валькирии» Neris созданы с учётом всех современных мировых тенденций в области разработки и производства каркасных байдарок. В отличие от моделей серии Alu, они обладают более стремительными обводами и удлинённой формой, что делает их более устойчивыми, приёмистыми и ходкими. Это экономит силы гребцов, особенно на многодневных маршрутах, а также при небольших волнах до полуметра и боковом ветре. При проектировании серии «Валькирия» разработчики Neris взяли за основу проверенные временем обводы немецкой каркасной байдарки RZ-85. Она обладает на родине таким же культовым статусом, что и «Таймень» на постсоветском пространстве.


Немецкая каркасная байдарка RZ-85 © poucher-faltboot.de

Байдарки «Валькирия» предназначены для путешествий по открытой воде - крупным озёрам, водохранилищам и, в том числе, в прибрежной зоне морей. В то же время они с успехом используются на спокойных реках. На байдарке «Valkure-2» также можно проходить Карельские пороги до 3 категории сложности.



Слева - байдарка Neris Valkure-3 на морском побережье норвежских фьордов, Hagen Pacher. Справа - Valkure-2 в бурной воде © neris.ua

Ключевым отличием серии «Valkure» от «Alu», помимо изменённой геометрии, является применение деревянных шпангоутов . Они изготовлены из влагостойкой фанеры и покрыты тремя слоями устойчивого к солёной воде яхтенного лака от компании Tikkurila. Такие шпангоуты, в отличие от алюминиевых , не боятся воздействия морской воды.


Процесс покрытия деревянных шпангоутов Neris яхтенным лаком © neris.ua

В байдарках Neris «Valkure» в области кокпита шпангоуты имеют разомкнутую конструкцию, сохраняя при этом высокую прочность и торсионную жёсткость. Такое решение позволило добиться от лодок более высокой обитаемости, несмотря на их вытянутую форму. Поэтому в «Валькириях« можно использовать не только классические узкие гермомешки, но и большие гермобаулы и гермосумки . Для повышения жёсткости каркаса количество шпангоутов в байдарках «Валькирия» увеличено. Например, в модели Alu-2 их 4, а в 2-местной Valkure-2 - целых 7!



Байдарка Neris Valkure-1. Под сиденьем расположен разомкнутый деревянный шпангоут, на корме - сомкнутый. На фото слева байдарка до появления пластиковых книц. Справа образец современного исполнения. Крепление деревянного шпангоута пластиковыми кницами

При сравнении двухместных моделей хорошо заметна разница в компоновке байдарок Neris разных серий.

В Alu-2 гребцы сидят далеко друг от друга, а основной грузовой отсек расположен между ними в середине кокпита. Эта схема привычна для большинства российских туристов-водников.

В «Валькирии-2», напротив, гребцы сидят близко друг к другу, а груз распределяется по кормовому и носовому отсекам. Компактная посадка гребцов обеспечивает байдарке лучшую устойчивость на курсе. Позволяет быстрее набирать и проще поддерживать скорость. Негативная сторона такой компоновки - лодка становится менее манёвренной. На 3-местной «Валькирии» сохранено традиционное для российского водного туризма расположение мест гребцов.



Байдарка Neris Alu-2 слева и Neris Valkure-2 справа

Применение фанеры предопределило использование пластиковых книц для крепления шпангоутов к кильсону и стрингерам. Они отличаются высокой прочностью, не вредят деревянному шпангоуту и не боятся солёной морской воды.

В остальном байдарки Neris «Valkure» повторяют материалы и конструктивные решения серии «Alu» - от тканей оболочки до особенностей фиксации надувных сидений и возможности установить парусное вооружение. Как и серия «Alu», «Валькирии» выпускаются в вариантах на 1, 2 и 3 места и поставляются в широкой палитре расцветок и в двух комплектациях.

Байдарка Вес, кг Длина/ширина, м Количество мест Каждая байдарка может быть доукомплектована детским сиденьем. Фартук при этом изготавливается производителем на заказ. Грузоподъёмность, кг Примерное время сборки При наличии должной сноровки и опыта. Комплектация «Standart» Комплектация «Expedition»
Neris Valkure-1 21 4/0.7 1 120 25 мин. Только лодка - каркас, оболочка, надувные сиденья, ремнабор, упаковка Фартук на один кокпит, 1 юбка и 1 заглушка, комплект рулевого управления
Neris Valkure-2 31 5.5/0.84 2 300 30 мин. Фартук на два кокпита, 2 юбки и 2 заглушки, комплект рулевого управления
Neris Valkure-3 32 5.7/0.88 3 370 30 мин. Фартук на три кокпита, 3 юбки и 3 заглушки, комплект рулевого управления

Вопросы приобретения дополнительного оборудования для байдарок Neris рассматриваются в индивидуальном формате.

Личный опыт. Отзыв бывалого о байдарке Neris Валькирия 2


Владелец байдарки Валькирия-2 от Neris с 2008 года. Активно тренироваться, выступать на соревнованиях и ходить в водные туристические походы начал в 2007 году. С 2009 года занимает призовые места и побеждает в ежегодных соревнованиях по ориентированию на байдарке «Архипелаг-О». В 2016 году в свой послужной список добавил победу на гонке с препятствиями «Байда-Ралли» и 4-е место в 32-км марафоне RedBull «Шлях на Січ». В 2017 году взял на Валькирии 1-е место в «100 км. Марафон по Южному Бугу».

До покупки своей первой байдарки я, конечно, успел подержать в руках весло и попробовать разные лодки. То есть покупка Валькирии-2 не была спонтанной. Для меня лодка должна была быть:

    быстрой - соревновательные цели уже тогда были амбициозны; лёгкой - вес играет большую роль, как для разгона лодки, так и для её ношения - главные ведь старты связаны с ориентированием, и бегать с ней по лесу нам тоже приходится; разборной - вопросы по транспортировке и месту для хранения были критичными; относительно недорогой.

Главные мои запросы Валькирия полностью удовлетворила.

Хорошие скоростные характеристики

Длина и ширина байдарки (550 см и 84 см, соответственно), её лёгкость (27 кг), жёсткость и удачные обводы позволяют Валькирии-2 конкурировать на скоростных дистанциях с хорошими туристическими пластиковыми sea-каяками двойками. Они обычно заметно более узкие, но раза в два тяжелее. Мне с напарником удавалось развивать и удерживать скорость 10 км/ч в течение более 4 часов. В комфортном темпе наша средняя скорость 8.4 км/ч.

На последнем 100-километровом марафоне мы всю дистанцию шли «нос в нос» и соперничали с хорошим сияком Атлантис известного в Европе производителя RainbowKayaks. Экипаж на нём тоже был хорошим. Всё же нам удалось вырвать победу.

Лёгкость

Я уже упоминал вес байдарки в 27 кг. Кроме позитивного влияния на скорость, это, конечно, сказывается и на банальном удобстве использования. Можно без проблем переносить её одному даже в собранном виде. В разобранном же виде лодка упаковывается в рюкзак с лямками, он идёт в комплекте (50х23х90см) и транспортируется куда необходимо в машине, в поезде, в электричке, на своих двоих.

Возможность и простота сборки/разборки лодки, удобство хранения и транспортировки

Критично, когда выделить гараж под хранение лодки нет возможности, а машина не адаптирована для перевозки на крыше цельнолитой байдарки - как раз мой случай!

Честно скажу, первый раз на сборку байдарки у меня ушло 1.5 часа при наличии вполне доступной инструкции, но отсутствии практики. Раза с 6-го время на сборку сократилось до получаса.

Хорошее соотношение «цена-качество»





Что я ещё получил с Валькирией, кроме обозначенных качеств?!

Хорошая устойчивость и вместе с ней ощущение уверенности даже в очень непростых погодных условиях

Перевернуть, конечно, можно любой «корабль», но, чтобы перевернуть Валькирию, нужно очень-очень сильно постараться. Мне с напарником это не удавалось даже в приличную волну, а она на Днепре бывает порой не хуже, чем на море.

Почему надувные байдарки стали предметом моего интереса как туриста-водника, и почему я решил продвигать их на рынке?

Для начала разберемся в самом предмете.
Принципиально,байдарка- это длинная и узкая (до 1м) лодка,вызывающая за счет этого небольшое сопротивление воды.
Назначение: преодоление больших расстояний и труднопроходимых,узких мест на ручной тяге.

По конструктиву байдарки можно разделить на 4 вида:

С ЖЕСТКИМ КОРПУСОМ: это полиэтиленовые,стеклопластиковые и подобные им разборные и неразборные.

Сюда же можно отнести и деревянные долбленки.

КАРКАСНЫЕ: имеют некий каркас(скелет) из дюраля,дерева или пластика,обтянутый оболочкой
из бересты,шкур животных или ткани с различными видами пропиток или покрытий- резиновыми,пвх и другими.
Каркас и является формообразующим для этого вида.

КАРКАСНО-НАДУВНЫЕ: те же каркасные,но с добавлением надувных баллонов (емкостей)
для непотопляемости в случае залива водой при перевороте или пробоине. (слева на фото КБ "Таймень 2", справа КНБ "Катран")

НАДУВНЫЕ: состоят из надувных отсеков(баллонов),сшитых или склеенных между собой.
Они могут иметь некоторые элементы каркаса для придания определенных свойств,например, курсовой устойчивости,
но формообразующими являются баллоны,и при удалении элементов каркаса(если они есть
лодка все-равно будет плыть и выполнять свои функции.
По способу производства надувастики делятся на 2 типа: монобаллонные(аналог бескамерной резины в автомобиле)
и двуслойные, состоящие из сшитой оболочки и вставленных нее камер.

Свои первые походы я совершил на польской надувной байдарке "Саламандра". После ее "смерти" по старости
стал ходить на каркасных "Салюте", "RZ" и "Таймене".

На этих байдарках были пройдены многочисленные карельские маршруты.
Останки нескольких лодок благополучно лежат на дне различных водоемов.

Мысль о надувастике возникла в одном из походов по югу Мурманской области.
В конце нашего маршрута,на котором были обнесены запредельные по сложности для каркасников пороги,
мы встретили двух мужичков,сплавлявшихся по Красненькой и Кутсайоки на рафтмастеровском "Егере".
По наивности я спросил, сложнее ли эти реки чем Чирко-Кемь. Они посмеялись...

Потом были годы автопоездок со стоянками на песчаных пляжах,семьями,с маленькими детьми…
Когда сыну исполнилось 9лет,мы возобновили походы.
Поскольку основные известные карельские маршруты были пройдены,меня интересовали места глухие,
неизвестные широкому кругу туристов.
Это предполагало прохождение маловодных верховий рек,преодоление завалов,прохождение сложных маловодных порогов
с большим количеством камней и ощутимым падением,подъемы против течения через многочисленные шиверы,
волоки по бездорожью с необходимостью разбирать-собирать несколько раз лодку.
Уверяю скептиков,что с десяток таких маршрутов я накопал в картах Карелии.Среди них были и малопосещаемые,
и те,про которые нет информации в нете,и даже такие, где никогда не ступала(Слава Богу) нога туриста.
Мне хотелось лодку пригодную для всего этого,а также устойчивую, непотопляемую при пробое,
удобную для рыбалки и, позволяющую ребенку поспать в лодке, не вызывая волнение отца.

В моей голове сложился образ такого судна: длина около 4 метров,ширина метр,
надувное плоское дно,штевни-волнорезы в корме и носу, приклеенный фартук с 2мя жесткими очками.
Стоит сказать,что ширина надувастиков,в основном, около метра,это сумма 40ка сантиметров кокпита
и двух баллонов 30ти сантиметров в диаметре.
Плоское дно, обеспечивает хорошую маневренность на порогах,возможность легко разворачивать лодку на струе,
а, главное,нет киля, который частенько цепляется за неглубокие камни и способствует перевороту лодки.

Изложив свои пожелания в известном магазине (2010г),услышал,чтобы шел подальше и не морочил голову,
ибо таких лодок не существует,и вообще,мне такая не годится,а нужна каркасно-надувная,
которая, разумеется, есть у них в продаже. Аргументы наемных продавцов были понятны,но у меня были свои.

По сравнению с каркасными и каркасно-надувными:

1.Надувастик легче по весу,некоторые модели весят всего несколько килограммов.
2.Собирается (разбирается), в среднем, за 10-20 минут.
3.Дешевле,в среднем,в полтора раза.
4.Непотопляем при пробоине.
5.Невозможно сломать.
6.Устойчив.
7.Позволяет ходить по мелководью.
8.Плоскодонные надувастики легко "рулятся" на порогах
и позволяют сливаться с любых препятствий,будь то скала или бревно.
9.Долговечность.Срок жизни лодки из ПВХ не менее 20 лет.



В целом, надувастики имеют большую парусность,чем каркасные, но причина этому не габариты,а форма и малая осадка.
Скорость же, например, "Гарпуна" или "Смены2"- 9км/ч, не уступает каркасным.

Говорить о малой вместимости имеет смысл только в сравнении с каркасными,
у каркасно-надувных внутренний объем также съедается баллонами. Мое личное мнение,
что в ближайшие годы именно каркасно-надувные байдарки будут серъезно вытесняться с рынка надувными.

Отсутствие в Москве магазина,в котором был бы представлен весь спектр надувастиков,
дающий покупателю сравнить их между собой,а также попробовать на воде,взять в аренду,
сделать необходимый тюнинг, укомлектовать под себя - побудило меня создать таковой.

Ниже привожу таблицу сравнительных характеристик байдарок разных типов:

Сергей Макаров.


название цена, руб вес, кг время сборки, ч время частичной сборки-разборки (например, для длинного волока) устойчивость к боковому крену осадка при номинальной загрузке, см скорость на спокойной воде скорость при боковом или встречном ветре время ремонта при поломке пополам, ч стоимость ремонта при поломке пополам грузовместимость продольная жесткость

каркасная байдарка "Таймень 2"

45000 28 1,5-2 2-3-4 + 15-20 7-8км/ч ++ 4-6 50-70% от стоимости байдарки ++ ++

каркасно-надувная байдарка "Варзуга 2"

55000 24 1,5-2 2-3-4 ++ 15 7-8км/ч ++ 4-6 50-70% от стоимости байдарки + ++

надувная байдарка "Хатанга 2 спорт"

30000 17 0,3 0,5 +++ 7 7-8км/ч --- --- --- + ++

Обзор надувных байдарок: основные достоинства и недостатки

К надувному типу байдарок относят лодки с надувными отсеками. Они подходят для летних и осенних сплавов по спокойной воде. Состоят из двух или четырех надувных баллонов и дна. Центральная дека отсутствует, но могут быть деки в носовой части или корме. Придать дополнительную жесткость конструкции надувной байдарки помогают дюралевый каркас из труб или днище, выполненное из дюралюминия.

У каждой фирмы производителя есть модели этого класса:

Stream - Extreme, Weekend;

Вольный Ветер - Тайга;

АкваСпорт - Брусничка;

КБ Сталкер - Щука, Налим.

Обратите внимание: в походе транспортировать байдарку приходится на себе, поэтому рекомендуем очень тщательно проанализировать два параметра: вес плавсредства и транспортировочные размеры. Так же важно правильно подобрать 1, 2, 3 или 4-х местную модель.

Виды надувных байдарок

Надувные байдарки делятся на категории.

С двухслойной конструкцией. Такой вид судна предполагает внешнюю оболочку (шкуру) из ПВХ и вставные внутренние баллоны.

Монобалонные модели. Представляют собой цельную конструкцию и изготавливаются из поливинихлорида повышенной прочности.

С элементами каркаса. Это надувные модели со штевнями, придающими жесткость. Такие суда используют не только для походов выходного дня, но и на реках с небольшой категорией сложности и в продолжительных экспедициях. Посмотрите модели из серии Хатанга и Хатанга Sport (фирма Stream).

В нашем магазине вы сможете подобрать надувную байдарку:

Для семейного отдыха;

Для сплава по рекам разной категории сложности;

Экспедиционную модель для длительного путешествия;

Для охоты или рыбалки.


Преимущества надувных байдарок

Надувные байдарки быстро собираются. Опытный турист подготавливает «двушку» с каркасом за 15 минут. При этом в собранном состоянии судно компактное, габаритные размеры редко превышают 100х40х40 см, а вес позволяет брать байдарку в дальние экспедиции с пешими переходами.

Привлекает покупателей и стоимость. Средняя цена надувных моделей держится возле отметки в 30 000 рублей. На борт судно берет до 300 кг груза, это двое взрослых и большое количество вещей и продуктов. Или, двое взрослых и ребенок плюс вещи для небольшого семейного пикника.

Подводя итоги, заметим, что байдарки давно полюбились сплавщиками, туристами и рыбаками за их:

Живучесть и ремонтопригодность;

Небольшой вес и эргономичность;

Высокую устойчивость на воде и низкую потопляемость;

Большую грузоподъемность и высокую практичность.


Недостатки надувных байдарок

Есть у надувных конструкций и недостатки.

Плавсредство нужно беречь от разбитого стекла и гвоздей в досках по берегам. На воде пробить надувную байдарку практически невозможно.

Как бы не старались производители, но надувные модели уступают каркасным в скорости. При равных условиях и безветренной погоде разница в скорости будет 1,5-2 км/ч.

Большой объем бортовых баллонов уменьшает количества места для размещения багажа. Если вещи крепить сверху на корпусе, то создается большая парусность. Против ветра выгребать будет тяжело.

Технические характеристики надувных байдарок

Как и любое плавсредство надувная байдарка имеет ряд характеристик. Рассмотрим их подробно.

1. Габаритные размеры: длина, ширина, высота бортов, осадка. Например, двухместная модель Хатанга-2 Sport обладает следующими размерами:

Длина- 4,2м;

Ширина - 1м;

Высота - 0,4м;

Длина и ширина кокпита - 3,8мх0,45м.

2. Остойчивость. Под остойчивостью понимают способность байдарки противостоять действию внешних сил, которые стремятся наклонить ее в поперечном или продольном направлениях, и возможность возвращать прямое положение. Показатель этот прямо пропорционален ширине и длине конструкции и обратно пропорционален высоте общего центра тяжести. Кроме того на остойчивость влияет форма подводной части суда. Если экипаж или груз сместить к одному борту, то судно становится менее остойчивым. Поэтому наиболее остойчивым будет широкое плавсредство, с тупыми по форме носом и кормой, груз в котором расположен на дне. Удачный пример, модель STREAM Хатанга Game.

3. Ходовые качества. Способность развивать дистанционную скорость напрямую зависит от сопротивления воды и эффективности двигателя. В качестве моторчика в надувной байдарке выступает экипаж. Физическая подготовка участников, правильная техника гребка сильно влияют на скорость судна. Если говорить о габаритах, то лучшими ходовыми характеристиками обладает байдарка максимально длинная, с острым носом, гладкой поверхностью днища. Хороший пример, модель Timetrial Вега-3. Быстроходность задается острым штевнем и формой дна. Имейте ввиду: заплаты на дне негативно влияют на скорость.

4. Управляемость. Этот показатель зависит от двух противоположных качеств: устойчивости на курсе и поворотливости. Длинная байдарка с ярко выраженными штевнями будет устойчивой по курсу, а короткая, с округлыми конечностями отлично крутится и входит в поворот, но плохо держит курс.

5. Низкая потопляемость. Под этой характеристикой понимается способность судна оставаться на плаву, сохраняя судоходные качества, когда случилась пробоина или оверкиль. Надувная байдарка даже при полном заливании водой остается на плаву и приемлемо управляется. Опытные водники при перевороте способны развернуть судно обратно и забраться на борт.

6. Масса. В каркасных моделях большая часть веса призодится на каркас, поэтому вес надувных байдарок в полтора раза меньше при равных габаритах. Так, каркасно-надувная модель Тритон Варзуга 2 весит 26 кг. А аналогичная надувная байдарка Одиссей 480 для двух туристов имеет вес всего 17,7 кг. Унести такой груз по силам даже девушке.

В заключении заметим, что современные технологии склейки и сварки швов позволяют накачивать баллоны до трех атмосфер, это позволяет улучшить скоростные качества надувных байдарок. Кроме того комфорт и остойчивость улучшаются вкладышами на днище, закрытыми или открытыми деками, вместительными багажниками.


Что бы не ошибиться в выборе байдарки или пакрафта, лучше учиться на чужом опыте.Здесь я расскажу о своем опыте. У меня опыт байдарочных походов с 1989 года. А так же использую опыт моих знакомых самарских байдарочников. Будут отзывы туристов и информацию с форумов.
1. Приобретение байдарок и каяков, которые крайне трудно собираются.

Наиболее скоростные байдарки нередко очень трудно собрать. Я знаю несколько показательных историй, показывающих, что этот фактор очень важен. В один мой знакомый вообще не смог собрать свою очень дорогую байдарку "Ладога-2". Она спокойно лежала в гараже. А он приобрел недорогую надувную байдарку, которая подарила массу положительных эмоций. Другой отправил свой каяк на переделку производителю. Оказалось,что его вообще невозможно собрать. Третий промучился 4 дня, пытаясь собрать свой каяк. Четвертый и пятый арендуют гаражи, недалеко от Волги, что бы не мучиться со сборкой своих первоклассных, но очень трудно собираемых байдарок. Один владелец байдарки "Ладога-1" рассказывал мне, что по инструкции эту байдарку вообще не удается собрать...

Из одноместных относительно легко собрать каяк "Легор". Но даже собирая эту предельно простую байдарку можно получить небольшую травму.

Ну и достаточно легко собираются гибридные байдарки, например, байдарки "Варяг-480" .


Ну и совсем мало временени и сил уходит на подготовку к старту байдарки Gora63.

2. Некачественные материалы

20. Наличие уключин под распашные весла

Свои комментарии к статье и отзывы о байдарках присылайте по адресу [email protected]

21. Безопасность при проколе байдарки и при перевороте.

Любимые многими туристами карскасные байдарки не предназначены для плавания по волне выше 15 см (так указано в их паспорте). Поэтому они хорошо подходят для малых рек. Для пересечения крупных рек, озер и водохранилищ шириной более 1 км они не подходят. Главный минус каркасников то, что при перевороте они могут в буквальном смысле пойти ко дну, так как не имеют собственных отсеков плавучести. Переворот для надувной байдарки при наличии спасжилетов не проблема. Надувную байдарку можно прямо в воде перевернуть обратно. И спокойно продолжить плавание. Байдарки "Gora63", "Калар" и "Сенсация-3" благодаря своей особой форме с приподнятыми носой и кормой большого объема возращаются в нормальное положение с меньшими усилиями, чем традиционные остроносые байдарки.

Далее важный момент это компановка надувных отсеков. На байдарках Gora63 перегородки вклеены по середине лодки. При проколе одного из отсеков у вас остается пол лодки, на которой спокойно можно дойти до берега. На байдарках "Тайга" и на аналогичных нет перегородок в баллонах. Есть левый и правый баллоны. При проколе одного из баллонов вы оказываете в воде рядом с оставшимся баллоном.

22. Поперечная жескость корпуса. Если поперечная жескость корпуса недостаточна, то при посадке гребца весом более 80 кг образуется излом корпуса, который резко тормозит движение. Недостаточная поперечная жесткость характерна для байдарок с диаметром баллонов 26-30 см баллонами с штуцерами. Их нельзя накачать до жескости монобаллоных байдарок.Создатель байдарок Щука Михаил Чернецкий провел интерсные замеры. Сначала потестировали пустую байдарку "Щука" с одним солидным гребцом и с характерным изломом корпуса. Потом положили 50 кг балласта, которые уменьшили излом. В результате с 50 кг груза байдарка пошла быстрее, чем пустая!

23. Высота надводного борта. Многие специально покупают байдарки с минимальной высотой борта чтобы легче выгребать против встречного ветра. Но плата за этот плюс то, что на волнении в байдарку попадает много воды.

Материал подготовил

Байдарка представляет собой специфическое судно, которое должно подбираться для конкретного сплава. Другими словами, надувная байдарка может оказаться не слишком эффективным решением при необходимости передвижения по спокойным рекам. В данном случае предпочтение лучше отдавать каркасным моделям.

Давайте разберемся в характеристиках отдельных типов плавсредств данной категории, постараемся определить оптимальный вариант для передвижения в тех или иных водах.

Байдарка надувная

К таким суднам относятся изделия, которые не имеют жесткого каркаса. За поддержание формы здесь отвечают надувные бортовые баллоны, размещенные в носовой и кормовой частях лодки.

Состоять надувная байдарка может из ПВХ-оболочки, куда помещаются съемные баллоны. Другое решение предусматривает монолитное соединение внешнего защитного слоя с надувными емкостями, что отвечают за плавучесть судна. Именно последний вариант все чаще можно увидеть на рынке.

Какими достоинствами отличаются надувные байдарки? Отзывы пользователей дают возможность выделить следующие положительные качества таких плавсредств:

  • незначительный вес;
  • легкая сборка и разборка;
  • небольшой объем лодки в упакованном виде;
  • высокая проходимость по каменистым участкам, «живучесть» судна;
  • хорошая устойчивость на бурной воде.

В то же время байдарка надувная имеет и некоторые недостатки. Изделия данного типа обладают высокими показателями парусности. Другими словами, помимо течения, гребцам часто приходится бороться с порывами ветра. К тому же надувные конструкции довольно плохо всходят на волну.

Каркасные байдарки

Изделия данного типа состоят из облегченного алюминиевого либо дюралюминиевого каркаса, покрытого плотной оболочкой. Отдельные модели комплектуются защитным фартуком, который препятствует заполнению судна водой.

Применять каркасные байдарки рационально при организации сплавов по сравнительно спокойным рекам. Главным аргументом в пользу такого варианта становится возможность развития внушительной скорости.

Каркасные байдарки маневренны, обладают значительным объемом внутреннего свободного пространства, что становится незаменимым качеством при необходимости сплава вместе с походными вещами. Особую роль играет небольшая осадка корпуса в толще воды наряду с высокой грузоподъемностью.

Что касается отрицательных качеств каркасных моделей, здесь стоит выделить:

  • внушительный вес и габариты конструкции;
  • низкую способность внешней оболочки противостоять сильным ударам и контакту с острыми поверхностями;
  • высокую стоимость восстановления поврежденного каркаса;
  • длительность сборки.

Каркасно-надувные байдарки

Подобные конструкции сочетают в себе жесткий каркас с эластичной внешней оболочкой, которая содержит надувные баллоны. Такое строение позволяет снизить общий вес судна, что положительно сказывается на показателях управляемости. В то же время наличие бортовых баллонов обеспечивает лодке хорошую устойчивость.

Если говорить о минусах каркасно-надувных моделей, то, как и в предыдущем варианте, на первое место выступает высокая стоимость ремонта и длительность сборки конструкции.

Существует ряд ключевых моментов, которые заслуживают внимания при выборе байдарки:

  1. Характер вод, на которых будет применяться судно. За счет устойчивости, надувные изделия выступают оптимальным решением для передвижения по бурным порогам. Каркасные байдарки, напротив, эффективны при необходимости преодоления значительных расстояний на относительно спокойных водах.
  2. Скорость байдарки. Быстроходностью отличаются модели значительной длины, которые обладают «острым» днищем и лишены тупых обводов корпуса.
  3. Вместительность. Внушительным полезным объемом отличаются каркасные и каркасно-надувные модели. При необходимости организации продолжительных путешествий многочисленными группами предпочтение лучше отдавать трех- и четырехместным байдаркам.
  4. Транспортировка. Надувные модели отличаются компактностью в собранном состоянии. Поэтому их удобно перевозить в автомобиле. Что касается каркасных изделий, последние хороши возможностью разборки на отдельные составляющие и рациональным распределением груза между участниками сплава.

В итоге

Чтобы определиться с оптимальным вариантом, рекомендуется на практике оценить достоинства и недостатки суден отдельного типа. Окончательный выбор стоит осуществлять, опираясь на собственные наблюдения, условия заплыва, характер вод и тип местности, по которой будет выполняться сплав на байдарке.