Собрать велосипедный звонок. Велосипедный звонок своими руками

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о такой, казалось бы, незначительной вещице, как велосипедный звонок . Чего уж греха таить, большинство велосипедистов считают звонок на руле ненужным архаизмом и катают без него. А зря! Ведь в некоторых странах эксплуатация велосипеда без велозвонка запрещена.

Так, в пункте 6.2 Правил дорожного движения Украины содержится требование к оснащению велосипеда звуковым сигналом: «Велосипедист имеет право управлять велосипедом, который оборудован звуковым сигналом и световозвращателями…» . Далее, в пункте 6.6 прямо прописано: «Запрещается управлять велосипедом с неисправным тормозом, звуковым сигналом…» .

Аналогичные требования изложены в пунктах 194.7 и 200 ПДД республики Беларусь.

Улавливаете? 80 процентов украинских и белорусских велосипедистов фактически являются злостными нарушителями ПДД, хотя бы из-за отсутствия звукового сигнала. И если ГАИ до сих пор закрывает глаза на нарушение велосипедистами Правил, то где гарантия, что лично Вы не станете первым оштрафованным велосипедистом?

В Правилах дорожного движения Российской Федерации пока нет требования оснащать велосипеды звуковым сигналом. К счастью или к сожалению – не знаю. Пусть каждый сам для себя решает, нужен ему звонок или нет. Но если вы решили приобрести велозвонок, то читаем далее…

Разновидности велозвонков

Под эту категорию попадает великое множество звонков, принцип работы которых следующий: металлический молоточек стучит по металлическому корпусу звонка. Вся проблема этих велозвонков в том, что они эффективны только для пешеходов. Водитель, сидящий в автомобиле такой звонок просто не услышит. Плюсы: высокая надежность и крайне низкая цена (от 3 долларов).

Дудка с грушей – пожалуй, наиболее устаревшая разновидность велосипедных звонков, которая, тем не менее, все еще используется на растабайках и детских велосипедах.

Пневмодудка (пневмоклаксон) – представляет собой собственно дудку, которая крепится на руль велосипеда и пластиковый баллон со сжатым воздухом, который устанавливается во флягодержатель и накачивается обычным велонасосом . Яркий представитель: велодудка Samui Air Zound. По утверждению производителя подобная дудка выдает рев мощностью от 30 до 115 децибелл (мощность регулируемая). По субъективным ощущениям – ревет словно гудок паровоза или огромной фуры. Это – плюс. Есть и минусы: громоздкость, не слишком привлекательный дизайн, сигнал дудки слишком мощный для пешеходов, которые очень пугаются и нервничают. Цена подобного девайса стартует от 25 долларов.

В электрическом (электронном) велосипедном звонке звук генерируется небольшим динамиком. Питание – одна или несколько батареек. Существуют разные модели электрических звонков: с возможностью выбора сигнала, с регулируемой мощностью, обычных и водонепроницаемых. К преимуществам таких велозвонков можно отнести компактность, надежность и невысокую цену. Хороший электрозвонок с мощным сигналом можно купить всего за 15-20 долларов. Однако, и в этой бочке меда есть своя ложка дегтя: пешеходы не всегда ассоциируют сигнал электрического звонка с велосипедом и поэтому могут его игнорировать. С автомобилями подобной проблемы обычно не возникает.

Короче, выбрать есть из чего.

В завершение статьи я бы еще раз хотел подчеркнуть, что в Украине и в Беларуси запрещается управлять велосипедом, не оборудованным исправным звуковым сигналом. А велосипедистам из других стран я бы рекомендовал рассматривать велозвонок в качестве дополнительного средства обеспечения личной

Рано ли поздно у велосипедиста наступает день, когда ему надоедает кричать: «Эй, любезный, не соблаговолите ли отойти...», и он покупает велозвонок.

Звонок был выбрал после долгих поисков, т.к. по стилю и дизайну классические «колокола» не подходят, а электрические пластмассовые выглядят довольно по ашански. Более менее адекватные на вид «мини-звонки» выполнены, как и водится на алике, из пластика и алюминия, и звенят они никак.

Данный же звонок практически не заметен на руле, а если и заметен, то не выглядит инородно. Шестигранный винт выдаёт в нём некую «трушную» велодеталь и не более. На родине оригинала чёрный цвет называют ёмко: «stealth black».

Обращаю внимание - это велозвонок для тротуаров, пешеходных зон, велодорожек, дворов и всех прочих участков планеты Земля, где посторонние шумы не превышают громкость звонка.

Итак, это реплика звонка Spurcycle Bell, который стоит $60.
Различия чисто косметические и, конечно же, в цене.

Приходит в простой, но приличной упаковке, в комплекте лишь дополнительный хомутик большого размера.

Вес 45 - 76 грамм, в зависимости от материала изготовления конкретной модели.
Купол чёрного и «латунного» изготавливаются из латуни, серебристый - из нержавеющей стали.
«Боёк» так же из латуни.
Хомут, винт, каркас и прочие вспомогательные элементы из нержавеющей стали, а прокладка из резины.


Единственное, что мне сразу же не понравилось - это оформление хомутов. Их сделали какими-то серыми, при этом ещё и нанесли некое подобие логотипа лазерным гравером. Я недолго думая взял пасту ГОИ и полирнул его слегка. У оригинала, к слову, хомут чёрный, как и купол, но и полированный куда лучше серого китайского креатива.


Собирается он нетривиально:
- сначала стяжка хомута вставляется в каркас;
- затем каркас ставится на руль;
- после чего хомут вставляется в стяжку;
- далее ставится купол;
- вставляется сверху винт и зажимается.

Впрочем, на видео всё равно понятнее.


На руле выглядит, как я и говорил, вполне органично.

Вариант для длинного хомута:



Вариант для короткого хомута:




Звенит ярко и мелодично, громкости хватает, чтобы звенело в ухе.

В моём случае - идеальный велозвонок. Небольшой и звонкий. Недорогой. Упаковка сойдёт за подарочную.
Недостатки не обнаружены.

Планирую купить +17 Добавить в избранное Обзор понравился +12 +33

Для повышения безопасности езды на велосипеде его желательно оборудовать звуковым сигнализатором - "звонком". В состав электронного звонка входят генератор ЗЧ, усилитель мощности и динамическая головка или другой акустический излучатель. Пользоваться электронным звонком значительно удобнее и оперативнее, чем традиционным механическим.

На это электронное устройство можно возложить и дополнительные функции. Например, оно может стать акустическим "маячком", периодически подавая короткие звуковые сигналы. Такой режим работы наверняка будет полезен при походе за грибами, для того, чтобы не потерять велосипед в чаще леса.

Схема устройства показана на рис. 1.

На элементе DD1.1 собран первый генератор прямоугольных импульсов с изменяемой скважностью. На элементе DD1.2 выполнен второй генератор прямоугольных импульсов. Частота их следования составляет около 1 кГц, т. е. лежит в середине звукового диапазона. На элементах DD1.3, DD1.4 собран буферный усилитель, а на транзисторе VT1 - ключ, нагрузкой которого служит динамическая головка ВА1.

Работает устройство следующим образом. В исходном состоянии контакты выключателей SB1, SA1 разомкнуты, как показано на рис. 1, и устройство тока не потребляет. В режиме "Сигнал" замыкаются кнопки SB1.1 и SB1.2 и питание поступает на все элементы. Диод VD1 в этом режиме замкнут, поэтому первый генератор вырабатывает прямоугольные импульсы со скважностью около 2. Частота их следования определяется емкостью конденсатора С1 и сопротивлением резистора R2. Она составляет несколько герц. Когда на выводе 3 элемента DD1.1 оказывается низкий логический уровень, второй генератор не работает и ключ закрыт. При появлении на этом выводе высокого логического уровня второй генератор начнет работать и в головке ВА1 будет слышен звуковой сигнал. Таким образом, в этом режиме формируется сигнал, звучащий как "бип-бип-бип".

Если включить переключатель SA1 (режим "Маяк"), то питание также поступит на устройство, но первый генератор будет вырабатывать импульсы со скважностью около 300 и периодом следования 18...20 с. Обусловлено это тем, что зарядка конденсатора С1 происходит сравнительно быстро через диод VD1 и резистор R2 небольшого сопротивления. Разрядка же происходит через резистор R1 с большим сопротивлением, поэтому и осуществляется гораздо медленнее. В этом режиме второй генератор включается на короткое время через большие промежутки времени, т. е. устройство работает как акустический "маячок".

Питается устройство от батареи аккумуляторов или гальванических элементов с общим напряжением 3...6 В. Блокировочный конденсатор C3 установлен параллельно батарее до выключателей, сделано это для того, чтобы после отпускания кнопки SB1 или выключения переключателя SA1 звуковой сигнал сразу же прекращался.

Большинство деталей размещено на печатной плате (рис. 2) из односторонне фольгированного стеклотекстолита. Плату, динамическую головку и батарею надо разместить в корпусе подходящих габаритов, при этом кнопку SB1 желательно установить так, чтобы ею было удобно пользоваться для подачи звукового сигнала, например, около рукоятки руля.

В устройстве можно применить следующие детали: микросхема К561ТЛ1 заменима на К564ТЛ1, но придется доработать плату, диод КД102Б заменяется на КД10З, КД521, КД522, все диоды могут быть с любыми буквенными индексами, полярные конденсаторы - К50 - 35 или аналогичные, С2 - К10 - 17, постоянные резисторы - МЛТ, С2 - 33. Кнопка SB1 подойдет любая малогабаритная на два положения и два направления с самовозвратом, переключатель SA1 также любой, малогабаритный. Для динамической головки с сопротивлением 50 Ом транзистор VT1 может быть, кроме указанного на схеме, серии КТ315 с индексами Б, Е, а также любой из серий КТ3102, КТ3117.

Если использовать динамическую головку с сопротивлением 8 - 16 Ом, то громкость сигнала заметно увеличится, но при этом возрастет и ток, потребляемый от батареи. Кроме того, необходимо будет применить транзисторы КТ829А - КТ829Г, КТ972А, КТ972Б или мощные ключевые полевые транзисторы IRLR2905 или аналогичные, а также увеличить емкость конденсатора C3 до 2200 мкФ. Конечно же, батарея должна обеспечивать требуемый ток примерно до 0,2 А.

Налаживание сводится к настройке режимов работы генераторов. Высоту тона звукового сигнала, т. е. частоту второго генератора, устанавливают подбором резистора R3, для этого надо временно замкнуть накоротко конденсатор С1, чтобы получить непрерывный сигнал. Затем, нажав кнопку SB1, подбором резистора R2 устанавливают наиболее подходящий режим работы первого генератора. При включенном переключателе SA1 подбором номинала резистора R1 устанавливают требуемый период подачи звукового сигнала.

Велосипедный звонок используется с целью обрать на себя внимание, чтобы вас заметили на дороге. Многие производители, особенно бюджетного сегмента, предлагают предустановленные звонки, но на велосипедах спортсменов звуковой сигнал встречается редко.

Аксессуар или необходимость

Действительно, необходимостью звонок назвать нельзя. Всегда можно крикнуть, пошуметь, каким-либо образом обратить на себя внимание в проблемной ситуации. На самом деле, сигнал можно назвать необходимостью в трёх случаях:

  1. У вас прогулочный велосипед или вы просто любите ездить по тротуарам. Пешеходы иной раз опаснее машин, да и причинить вред неосторожному ребёнку или задумавшемуся прохожему очень легко. Их внимание обязательно придётся привлекать, и лучше делать это звонком.
  2. Вы ездите очень быстро и по дорогам общего пользования. В таком случае вело звонок потребуется для того, чтобы избежать проблем уже вам самому путём привлечения внимания водителей.
  3. Вы подчиняетесь законам и обращаете внимание на то, что устройства подачи звукового сигнала обязательны, если вы участник дорожного движения (актуально для Украины и Белоруссии).

Типы велосипедных звонков

Механизмов подачи сигнала может быть сколько угодно, но производители предлагают следующие три типа.

Механический звонок

Самый простой и самый распространённый звонок. Никаких сложностей. Ударный механизм заключен в металлический корпус. Звук извлекается посредством удара язычка о корпус. Именно такие звонки мы помним из детства, и только такие звонки устанавливаются при продаже недорогих велосипедов.

Дизайнерский механический звонок

Плюсы механического типа:

  • Дешевизна. Даже если не делать такой велосипедный звонок самостоятельно, то купить его можно за копейки.
  • Узнаваемый звук. Удобно при езде по тротуарам: пешеходы сразу понимают, что это именно велосипедист и он находится рядом с ними.
  • Дизайн – из-за своей стоимости, выбор дизайнов механических звонков невообразим – от детских вариантов с плюшевыми мишками до готских черепов и футбольных мячей.
  • Совершенно нецелесообразен на дороге – водители просто не услышат его, так как звук очень тихий.
  • Зависимость от погодных условий – плохо работает в дождь, морозы и при любых других атмосферных проблемах.

Дудка с грушей

Данный тип всем известен как «клаксон». Изобретенный уже больше сотни лет назад механизм не потерял своей привлекательности, но повторяет плюсы и минусы предыдущего типа. Данный тип звонка для велосипеда легко узнаётся пешеходами, удобен в использовании и симпатичен, но очень слаб, плохо работает в непогоду, и не будет слышен водителям автомобилей.

Эволюционное развитие клаксона – это подключение раструба не к груше, а к баллону со сжатым воздухом, который, выходя, будет создавать намного большее давление и, следовательно, устройство будет выдавать более громкий звук.


Пневмоклаксон с накачиваемым баллоном

Полный комплект пневмоклаксона:

  1. Раструб гудка.
  2. Кнопка управления (выпуска).
  3. Шланг и хомутки.
  4. Баллон для сжатого воздуха.

Баллоны бывают одноразовые (изготовленные на заводе) и переиспользуемые, которые накачиваются с помощью насоса. При замене таким баллоном может «работать» даже обычная пластиковая бутылка.

Плюс у данного механизма только один – это фантастически громкий звук, сравнимый со звуком сигнала грузового автомобиля. Такой заметят все. Минусы – сложности в эксплуатации (подготовка баллонов) и установке. Устройство требует большого внимания, места и серьёзно прибавляет велосипеду в весе. Кроме всего прочего, готовых наборов для пневмоклаксона очень мало, поэтому часть комплектующих придётся изготавливать самому, а также устанавливать звонок на велосипед самостоятельно.

Электронный звонок

Веяния современных технологий доходят и до звуковых аксессуаров. Всё большую популярность набирают электронные звонки для велосипеда. Это небольшое устройство с динамиком и контроллером, питающееся от батарейки и занимающее место, сравнимое с механическим звонком.


Установленный электронный звонок со стороны динамика

В отличие от других устройств, электрический тип очень лёгок и удобен в использовании. Плюсами будут:

  • Вес – самая тяжелая часть такого звонка – это батарейка.
  • Произвольная форма – Китай производит сотни и тысячи моделей.
  • Разнообразие сигналов – большинство электронных звонков поставляется с контроллером мелодий (звуков).
  • Неплохая громкость – не сравнима с пневматикой, но намного громче других устройств.

К минусам можно отнести то, что звук иной раз предлагается электроникой неестественный, и пешеходы с автолюбителями могут просто не понять, что им сигналят.

Что выбрать

Собственно, по выбору можно дать несколько конкретных советов, в зависимости от стиля катания. Для прогулок по городу и спокойной езды по тротуарам выбирайте механический или классический клаксон. Для езды по трассе, а также, если не важен вес, монструозный пневмоклаксон – для вас. Ну а для всех остальных ситуаций лучше выбрать простой и лёгкий электрический сигнал.

В современном мире уровень шума на улицах достаточно высок. Да и все более популярным явлением становится укрытие от общегородской суеты за прослушиванием музыки в наушниках. В таких условиях велосипедисту довольно сложно привлечь к себе внимание с помощью звонка. Сложно, но возможно!

Велосипедный звонок – не просто необходимость, определенная правилами, а модный аксессуар, позволяющий велобайкеру легко передвигаться как среди пешеходов, так и среди автолюбителей.

Устройство

Известно три вида велосипедных звонков и различаются они не только устройством, но и уровнем звука.

Механический тип. Наверняка все помнят этот звонкий «дзынь-дзынь» из детства. Стальное круглое основание с язычком, дергая за который мы слышали характерный звук. Внутри устройства находится молоточек, который бьет по корпусу, тем самым звеня. Отличный и малобюджетный вариант для велопрогулок по тротуарам. Однако на автомобильной дороге такой звуковой сигнал едва различим.

Клаксон. Тоже своеобразный «привет» из прошлого. Дудка с грушей на конце, при нажатии на которую выходит протяжный и «крякающий» гудок. Идеально подходит для раритетных тихоходных байков. Для более современных велосипедов был разработан пневматический клаксон. Принцип работы тот же, однако внутри находится емкость с сжатым воздухом.

Такой звонок способен выдавать до 100 Дб, что схоже с гудком локомотива!

Электронный звонок. Современное портативное устройство, позволяющее давать сигналы водителям и пешеходам с разным уровнем звука - порадует велолюбителей многообразием мелодий.

Электронный

Новое поколение велосипедных звонков значительно превосходит своих собратьев. Регулирование Дб, возможность выбора музыки и легкое крепление к рулю – это лишь основные плюсы данного устройства. Сейчас производители также оснащают новинки фонарем, датчиком скорости и даже видеорегистратором. Питается такое чудо-устройство от стандартных батареек, а стоит совсем недорого.

Своими руками

В интернете существует масса инструкций для мастеров, желающих создать свой индивидуальный велосипедный "клаксон". Начиная от простых схем механического устройства и заканчивая сложными микросхемами электронного гаджета. Особое место занимают различные нестандартные идеи. Так, на специализированных форумах предлагают заменить стандартный звонок на звуковой сигнал от автосигнализации.