Польза плавания для недоношенных детей. "Раннее развитие детей" - Плавание


После появления малыша на свет пап и мам охватывает жгучее желание немедленно начать развивать ребенка. Но как? Он совсем крошечный и ничего не умеет...

На самом деле новорожденный многое умеет и знает. У него есть рефлексы: он может сосать, крепко держаться за пальцы (хватательный рефлекс), отталкиваться ножками от опоры, а если в вертикальном положении наклонить его корпус немного вперед, малыш сделает свои первые шаги (шаговый рефлекс). Есть еще один рефлекс - задержки дыхания. При попадании на лицо воды или сильной воздушной струи кроха рефлекторно набирает в легкие воздух и на несколько секунд задерживает дыхание. Мудрая природа сделала так, что даже при случайном попадании ребенка в воду он какое-то время не захлебнется. На этой уникальной способности новорожденных и основаны методики обучения грудничков плаванию.

Полезно со всех точек зрения

Плавание - удивительный вид спорта. Здесь задействованы почти все основные мышцы организма, а нагрузка на позвоночник (и, следовательно, опасность травмы) минимальна. Плавание развивает сердечно-сосудистую систему, повышает выносливость и оказывает благотворное влияние на дыхание: легкие расправляются, а их объем увеличивается. Большинство новорожденных обожают воду: они целых девять месяцев плескались в мамином животике, и поэтому в ванне им пока комфортнее, чем на суше.

Особенно полезна вода для недоношенных детей: тело в ней весит меньше, и малыши быстрее догоняют своих "сухопутных" сверстников, родившихся с нормальным весом.

Как рыбка в воде

Опыт показывает, что годовалый малыш, который умеет плавать, - это реально. Сначала дети учатся плавать под водой, затем понемногу начинают держаться на поверхности. Отсюда вывод: чтобы научить ребенка плавать, сначала его надо научить нырять. В большинстве случаев малыши относятся к этой идее без восторга, и от родителей требуются немалая настойчивость и терпение, чтобы кроха поняла: нырять - это здорово. Многие папы и мамы сомневаются, стоит ли овчинка выделки, то есть надо ли тратить время и нервы на то, чтобы научить ребенка плавать. Лет в пять и научится, как все нормальные дети! Попробуем взвесить "за" и "против".

Слово сторонникам раннего плавания. Вот их аргументы:

Плавание укрепляет здоровье, а умение задерживать дыхание под водой развивает легкие.
Раннее плавание - гарантия того, что ребенок не будет бояться воды и не утонет, если случайно упадет в воду. Статистика свидетельствует, что дети тонут (много детей!) каждый год, причем в 78 процентах случаев они захлебываются в мелких водоемах и даже обычных лужах, не умея задерживать дыхание.
После плавания дети крепко спят. Плавайте с ребенком и спите ночью спокойно!
Ныряние - хороший способ промыть нос и подлечить насморк.
Плавание с родителями в бассейне - отличный отдых для всей семьи.
Занимаясь плаванием, вы учитесь общаться с малышом и понимать сигналы, которые он вам подает.

Возражения противников раннего плавания:

Первый опыт ныряния часто заканчивается истошным воплем младенца и предынфарктным состоянием папы - мамы - бабушки. Не лучше ли поберечь нервы родителей и психику ребенка?
Если подросший малыш не боится воды, он вполне может проявить инициативу и попробовать при случае искупаться в пруду (естественно, без пригляда взрослых). Нужно ли говорить, чем чревата такая инициатива?
В более сознательном возрасте научить ребенка плавать много проще.
О каком доверии между ребенком и родителями может идти речь, если мама своими руками пускает кроху под воду? Справедливости ради отметим, что если первые трудности преодолены, ребенок спокойно относится к воде: он знает, что и там мамины руки рядом.
К полугодовалому возрасту ванна становится маловатой для плавания, а бассейн рядом с домом далеко не у всех.

Мама - лучший учитель

Все авторы методик раннего плавания сходятся в одном: лучше мамы учителя нет. Залог успеха - мамина уверенность. Если вы решили научить ребенка нырять, начинать надо после рождения: ведь к трем месяцам рефлекс задержки дыхания полностью исчезает. В идеале первый раз с малышом занимается инструктор, который показывает родителям, что и как делать. С полуторамесячного возраста можно ходить в специальный детский бассейн, где занимается "грудничковая группа". Такие бассейны сейчас появились в детских садах и поликлиниках Москвы. Там можно делать массу полезных упражнений, для которых ванна мала, а для подросших малышей бассейн - прекрасная возможность поплавать вволю.

Только смелым покоряются моря

Наши мамы и бабушки купали детей в специальных ванночках, с величайшими предосторожностями: как бы не простудить! А ведь малыши с удовольствием плещутся и в обычной, взрослой ванной, если дать им такую возможность. Начинать купаться можно тогда, когда заживет пупочная ранка. Стерильность в ванне совершенно не обязательна: достаточно просто хорошо вымыть ее перед купанием. Добавлять в воду марганцовку тоже нет необходимости, а вот если у малыша на коже раздражение, купание с отваром череды пойдет ему на пользу. Ванны с морской солью традиционно используются для лечения детей с нарушениями нервной системы. Действуют такие ванны возбуждающе, поэтому их не рекомендуется проводить перед сном.

Вода не должна быть слишком теплой: в холодной воде дети двигаются активно, а в тепле засыпают. Не бойтесь держать дверь открытой - ребенок простужается не столько из-за холода, сколько из-за смены температур (именно этот эффект вы получите, если перенесете малыша из нагретой ванной в прохладную комнату). Многие родители опасаются, что вода попадет в ушки, и вставляют туда на время купания вату. Это совершенно излишне - вода не может вызвать заболевания среднего уха.

Как долго плавать в ванной? Смотрите на малыша: кто-то готов купаться несколько минут, а кого-то из ванной без скандала не вытащишь. Если ваш малыш - активный купальщик, пусть течет непрерывно тонкая струйка теплой воды, чтобы ванна не остывала. Обливание холодной водой после купания - великолепный способ закалить малыша; его можно использовать с первых дней жизни.

Купаются все

Малыша погружают в воду сразу. Если мама разговаривает с ним и объясняет, что происходит, кроха чувствует себя увереннее. Слов он, конечно, не поймет, зато мамины доброжелательные интонации дойдут до него непременно. Одни дети любят купаться на животике, другие - на спинке. Начните процедуру с того, что малышу больше нравится. При купании на животе правой рукой поддерживайте головку под подбородок, а левую руку положите на затылочек. Большим пальцем правой руки можно прикрыть ему ротик, к тому же многие малыши с удовольствием грызут мамину руку - это прибавляет им храбрости. В таком положении ребенка "водят" по ванной вперед и назад и восьмерками.

Темп движений подбирайте индивидуально: некоторые малыши обожают крутые виражи и волны, когда ванна почти "выходит из берегов", другие предпочитают двигаться медленно. Подведите ребенка близко к бортику: почувствовав под ногами опору, он оттолкнется и поплывет на другой конец почти самостоятельно. Когда кроха плавает на спине, одной рукой поддерживайте головку, а другой - попку. Многим детям очень нравятся повороты со спины на животик и обратно. Плавать можно и в вертикальном положении - в позе "лягушки". При этом одной рукой вы поддерживаете малыша под грудку, а другой прижимаете согнутые ножки к животику. Эта поза напоминает то положение, в котором малыш был в утробе матери, дети очень любят ее.

Самый ответственный момент - ныряние. При слове "ныряем" ребенку нежно дуют в лицо или плещут на него водичкой. Как правило, в этот момент малыш крепко закрывает глазки и задерживает дыхание. Затем можно ненадолго окунуть его головку в воду. Когда ребенок освоился с нырянием и может задерживать дыхание на несколько секунд, можно попробовать отпустить его в свободное плавание (ненадолго!). Детям это очень нравится. Со временем кроха научится проплывать под водой всю ванну.

В бассейне можно ловить плавающую игрушку, нырять вместе с мамой и петь "Баба сеяла горох", а также плавать у мамы или у папы на груди и животе. У подросших чемпионов бурю восторга вызывают прыжки с бортика в воду.

Если дома что-то вдруг разладилось с купанием (нырянием, плаванием), поход в детский бассейн и консультация опытного инструктора все поставят на место.

Есть специальные приспособления для купания грудничков - нарукавники, "чепчик русалки", манжеты на ноги, ласты. Как и что использовать, вам покажет инструктор. Но в одном специалисты единодушны: не давайте ребенку надувной круг. Это изначально формирует неправильное положение тела и вредит дальнейшему обучению.

Капитан, капитан, улыбнитесь!

Как правило, груднички обожают воду. Но когда дело доходит до ныряния, может начаться рев. После двух-трех попыток при одной мысли о нырянии родители приходят в ужас и ставят крест на этой затее. Вот несколько идей, как превратить ныряние в удовольствие.

Водите ребенка по ванной в одном темпе, потом (буквально на секунду) окуните его головку в воду и как ни в чем не бывало продолжайте движение.
Напевайте песенку или рассказывайте стишок, причем интонации и темп не меняйте: малыш должен слышать ровный мамин голос и под водой, и после выныривания.
Купайтесь вместе! Ничто не успокаивает так, как мама, если она сама расслаблена и спокойна.
Кормите в воде. Дети под водой открывают глаза, и если малыш увидит прямо перед собой мамину грудь, он доплывет до нее во что бы то ни стало, можете не сомневаться! А наградой будет дивное мамино молоко, которое кроха получит, когда вынырнет.
Звук льющейся воды волшебным образом действует на детей, поэтому не завертывайте кран: журчание успокаивает маленького пловца.
Заметьте, какие движения нравятся ребенку больше, и переходите к ним сразу после выныривания. Это могут быть прыжки в вертикальном положении или поза "лягушки".
Сделайте ванную привлекательной: развесьте под потолком яркие игрушки и разноцветные воздушные шарики - это неплохой способ отвлечь ребенка.
Обязательно найдите способ успокоить маленького в ванне. Покидать ее он должен без слез, иначе у него разовьется стойкая боязнь воды.

И еще: купание не должно быть обязанностью. Не надо заниматься плаванием и нырянием только потому, что это модно и соседский мальчик умеет нырять. Если у вас к этому не лежит душа, и малыш не получит от воды никакого удовольствия.

Личный опыт

Я безумно люблю плавать. И когда родился ребенок, я решила, что плавание - то, что нам надо. С самого начала я видела, что малышу нравится купаться: в воде он сразу успокаивался. А вот нырял он, прямо скажем, без восторга. Мы начали ходить в бассейн. И после первого же занятия малыш изменил свое отношение к нырянию: при слове "ныряем" он расплывался в улыбке и, выныривая, заливался смехом. При виде ванны или бассейна он нетерпеливо махал ручками-ножками, всем видом говоря: "Быстрее в воду!"

Когда мой маленький начал сидеть, мы быстро освоили прыжки с бортика, а к годовалому возрасту плескались всей семьей в большом бассейне с морской водой. Малыш уверенно плавал под водой от мамы к папе и обратно, и все получали огромное удовольствие.

Подруга тоже решила заниматься с ребенком плаванием, но малыш реагировал на ныряние истошными воплями. Мама решила не мучить ребенка. Да, ее совершенно здоровый трехлетний ребенок не умеет плавать, но не думаю, что он от этого сильно страдает. Не сомневаюсь - они нашли другие способы сделать общение гармоничным и радостны

Какие помогает решить плавание, почему общий бассейн для младенца лучше домашней ванны, и что оказывается самым сложным для родителей, которые решили сделать плавание частью жизни своего грудничка, рассказывает т ренер по грудничковому плаванию, преподаватель Академии Фитнеса-Украина Ольга Шведова.

— это еще не плавание в полном смысле слова. Сознательно держаться на воде, дышать и удерживать голову ребенок начнет несколько позже, и навыки, полученные в грудничковом бассейне, ему в этом обязательно пригодятся.

Но в возрасте до года задача крохи — прокачать свои адаптационные механизмы, укрепить иммунитет и здоровье. А попутно решить массу проблем, которые обычно осложняют жизнь грудным малышам и их родителям.

Грудничковое плавание — это, прежде всего, оздоровление ребенка, укрепление его иммунитета.

Грудничок двигается в воде — и вода массирует его кожу, мышцы, внутренние органы. Он ныряет — и это улучшает кровообращение головного мозга, заставляет его активнее развиваться. Значит, этот малыш быстрее начнет сидеть, говорить, ходить, и тд.

Грудным малышам психологически очень комфортно в водной среде. Чересчур спокойных деток с низким тонусом вода взбадривает и тонизирует, перевозбужденных - успокаивает. У детей нормализуется сон, аппетит, режим дня.

Плавание — это полноценный водный массаж, настолько эффективный, что никаких дополнительных массажных процедур уже не нужно. Если, конечно, малышу по медицинским показаниям не прописаны какие-то специальные массажи.

Дети, которые плавают с рождения, более уравновешены и спокойны, у них хороший аппетит, они хорошо спят, и вообще без проблем соблюдают режим дня. Они намного легче переносят болезни, потому что их иммунитет более устойчив.

Я вижу эту разницу даже по собственным детям. Моя двухлетняя дочка, которая начала плавать, едва у нее зажила пуповина, очень сильно отличается от старшего сына, который не плавал. Она практически не болеет, а если что и подхватит — справляется с вирусом за пару дней.

А при некоторых состояниях грудничка плавание может стать настоящим спасением.

Кривошея

Это состояние, когда головка у ребенка повернута на одну сторону. Специальные упражнения в воде укрепляют воротниковую зону, и шея выравнивается.

ДЦП

При из-за нарушений в какой-то части головного мозга ребенку очень трудно двигать какой-то частью тела. А что не двигается, то не развивается и атрофируется. Вода держит малыша, словно в состоянии невесомости, ему гораздо легче двигаться, и это очень помогает сохранить активность и развить подвижность парализованной части тела.

Проблемы со стулом

Плавание решает за счет активизации работы кишечника. Когда ребенок горизонтально пребывает в воде, и двигается в ней, вода массирует животик, улучшается и кровообращение, и работа внутренних органов.

Недоношенные дети

Особенно важно пребывание в воде для , при недоборе веса. В бассейне такие малыши намного активнее развиваются: вода не ограничивает движений, ручки-ножки быстрее двигаются, и ребенок быстрее догоняет сверстников в развитии.

Грудничковое плавание — это, конечно, не вполне плавание. Но обычным купанием в домашней ванне его точно не заменить.

Тренировки должны быть регулярными, с постепенным увеличением нагрузки для малыша. Поколыхать его в водичке туда-сюда — это тоже хорошо: массаж, воздействие температуры, и тд. Но этого мало. Нужны специальные проводки, проныривания, которые заставляют работать мышцы, суставы, легкие малыша.

В глазах мамы такое обращение с ее крохой может выглядеть почти как экстремизм. И выполнить это сама в домашней ванне она может и не решиться — побоится сделать что-то не так.

Конечно, если мама понимает, что к чему, она может разучить упражнения, которые годятся для ванны, и заниматься со своим малышом дома. Но дети быстро развиваются. Уже в полтора-два месяца заниматься в ванной становится трудно. Ребенок активничает, колотит по воде ручками-ножками, ванна мокрая, мама мокрая. Пора идти в бассейн к тренеру.

В бассейне больше пространства для активных движений, больше свободы. С тренером ребенок привыкает к некоей строгости, настраивается, что сейчас он будет работать. Поэтому и результаты заметно лучше, чем в ванне.

Если вы серьезно настроены заниматься с грудничком плаванием, с бассейном лучше не затягивать. В 3-4 месяца у малышей угасает инстинкт самосохранения, когда они задерживают дыхание, погружаясь в воду. Задача тренера — перевести безусловный рефлекс в условный.

Если начать целенаправленные тренировки до трех месяцев, малыш даже не заметит, как это произошло. Если же дать безусловному рефлексу угаснуть, и начать плавание после 5-6 мес, научить ребенка задерживать дыхание будет достаточно тяжело.

Грудничковое плавание — это работа, прежде всего, для родителей. В занятиях с младенцем крайне важна регулярность и система. А у взрослых всегда появляются какие-то оправдывающие обстоятельства: ребенок без настроения, у ребенка сопельки, погода не очень, и тд.

Родителю, который будет этим заниматься, нужно упереться: мы ходим, значит, мы ходим. Ребенок может быть без настроения, или плохо поспать — мы тренировку сократим, или, наоборот, увеличим. Но она должна состояться в любом случае.

Если прерывать процесс, это будет только мучение с двух сторон. Детки, особенно те, что постарше, очень быстро все забывают, отвыкают. Вместо того, чтобы тренироваться по нарастающей, приходится после каждого перерыва откатываться к старту и привыкать заново.

Еще одна вещь, которую нужно принять родителям: грудничковое плавание, это в первую очередь, закаливание. Поэтому нельзя прийти, позаниматься, а потом натянуть на ребенка кучу носочков и шапочек, чтобы он упрел по дороге домой.

Бассейн для грудничка должен быть продолжением образа жизни, который транслируют родители. Тут правильное питание, и гуляние, и сон, и босиком по полу в любое время года. Тогда будет результат.

В бассейн приходят разные родители. Есть решительно настроенные, те, кто сами закаляются, плавают. А есть те, кто колеблется, кого сбивают с толку какие-то старые установки. И тут больше идет работа не с ребенком, а с родителем.

Главный страх мам, а особенно, бабушек - вода в ушах. Отитов боятся многие. И тут нужно смотреть, на чем основан страх. Есть это на уровне слухов: «я слышала, что от воды будет отит» — то эти страхи отсекаем на корню. с водой в ушах не связаны.

Если есть реальная склонность к отитам, эту проблему нужно решать. Можно надеть шапку и никогда в жизни не плавать. Но это плохой вариант. А можно укрепить организм поднять иммунитет и избавиться от отитов раз и навсегда.

Родителей пугает : вот, мы поплавали, и нас посыпало. Разбираемся: это реакция на воду, или же что-то новое добавили в еде, в одежде, в порошке. На время отставляем плавание, и, когда кожа очистится, пробуем снова.

Крайне редко бывает реакция на воду, или хлор в воде. Тогда, конечно, занятия надо прекратить, или менять бассейн. Но в моей практике причиной сыпи в результате всегда оказывалась новая еда или непривычный стиральный порошок.

Еще боятся простуд: если сопли, то плавать не идем. Тяжело бывает убедить, что если забит нос, наоборот начитает дышать после активных движений в воде. И простуда после тренировки быстрее проходит.

Это подтверждает практика многих сознательных родителей, которые приводят деток и с соплями, и с кашлем. И дети выздоравливают за 2-3 дня, там, где остальные проболеют все десять.

Иногда родители переживают, что ребеночек захлебнется, что что-то пойдет не так. Но через несколько занятий, когда они видят результат, эти страхи проходят.

Вообще, лучше маме заранее морально настроить себя на плавание, потому что ребенок тонко чувствует мамино эмоциональное состояние, даже если она не рядом, а в соседней комнате сидит. Если мама переживает, то и ребенок напряжен, и ему сложнее сосредоточиться на тренировке. Поэтому лучше маме настроиться на хорошее, и идти отдыхать, пока малыш плавает.

Специальные детские грудничковые бассейны есть при медучреждениях и детских поликлиниках. Но «специальность» этих бассейнов не означает, что в них особо очищенная вода, без хлора и тд.

Грудничку не нужна какая-то сверхочищенная вода. Детский организм очень быстро приспосабливается к любым факторам окружающей среды. Если ребенок с грудного возраста плавает в обычном бассейне, мочит уши и тд, он не будет бояться этих факторов, когда подрастет, и адаптивные механизмы ослабнут.

Даже дома, когда мы готовим ванну для ребенка, мы ее моем обычным мылом или содой, безо всяких дезинфицирующих средств. Никаких ромашек или череды - обычная вода из-под крана, некипяченая.

У моей дочки не было даже маленькой ванночки. Мы дождались, когда заживет пуповина, и сразу начали купаться в обычной большой ванне, а в три недели уже пошли в бассейн.

Родительские сомнения насчет чистоты воды в бассейне можно понять. Но могу сказать за себя: моя дочка, когда плавает, выходит из бассейна с животом как барабан. Она, кроме того, что плавает, еще и нахлебывается этой воды. Но на здоровье это никак не отражается. А раз так - то нечего и переживать. У детей внутренняя среда легко адаптируется к этой воде, и все, нет никаких проблем.

Конечно, прекрасно, когда это конкретно детский бассейн, и в нем больше никто кроме деток не плавает. Но у нас, например, есть много групповых занятий, когда дети плавают с родителями. Если в общий бассейн люди приходят, приняв душ, и соблюдая все нормы гигиены, то почему и не плавать вместе?

Раздел:
Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка - с момента рождения до трех лет.
Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
Также см. разделы:





Книги для начинающих мам:
| |

Правильно проводимый массаж благотворно действует и на непосредственно обрабатываемые участки тела, и на весь организм в целом. Это происходит потому, что кожа является чрезвычайно сложным органом.

Массаж не только воздействует на различные структурные слои, мышцы, сосуды, железистый аппарат кожи, но и оказывает влияние на центральную нервную систему, с которой кожа связана через нервные окончания, в огромном количестве заложенные в различных ее слоях.

Под влиянием массажа ребенок лучше растет и развивается. У него улучшается обмен веществ в тканях, совершенствуется регуляция кроветворения, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей: кожа и мышцы становятся упругими, эластичными. Повышается сопротивляемость организма инфекциям. Чрезвычайно полезен массаж при недоношенности и различных болезнях: при врожденных нарушениях развития костно-мышечной системы, гипотрофии, рахите, пневмонии и других болезнях.

Поскольку массаж оказывает различное физиологическое воздействие на организм, очень важно правильно выбрать массажные приемы, методы их применения и дозировку. В противном случае массаж может принести только вред. Поэтому, прежде чем делать массаж, мать должна научиться выполнению его приемов в детской поликлинике и проводить его под контролем педиатра и врача по лечебной физкультуре.

При массаже детей пользуются следующими приемами: поглаживанием, растиранием, поверхностным и глубоким разминанием, поколачиванием и вибрацией.

Поглаживание. Нежное поглаживание оказывает успокаивающее действие на нервную систему, способствует расслаблению мышц при гипертонусе, что свойственно новорожденным, повышает тонус кровеносных сосудов, улучшает у ребенка аппетит.

Малыш хорошо прибавляет в массе тела, у него нормализуется функционирование нервной системы: вялый ребенок становится оживленным, активным; легковозбудимый – более спокойным, он быстрее засыпает, причем продолжительность сна увеличивается.

При выполнении этого массажного приема ладонная или тыльная поверхность кистей рук скользит по телу ребенка, несколько касаясь его, как бы лаская. Контакт руки с кожей малыша в начале и в конце приема должен быть настолько нежным, чтобы ребенок едва ощущал прикосновение, а выполнение поглаживания не вызывало покраснения кожи. Поглаживанием начинается и заканчивается каждый сеанс массажа.

Растирание. Этот прием рассматривают как вариант поглаживания, однако он имеет свои особенности и отличается от поглаживания следующими признаками: при растирании массирующая рука не скользит по коже, а кожа сдвигается вместе с массирующей рукой; массажные движения могут выполняться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.

Растирание оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, и на поверхностно расположенные мышцы. Увеличивается подвижность тканей, растягиваются рубцы и спайки при сращениях кожи с подлежащими тканями, усиливается приток крови к тканям и в связи с этим улучшается их питание, повышается эластичность и сократительная способность. Энергичное растирание по ходу нервных стволов или в местах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызывает понижение нервной возбудимости.

Растирание выполняется ладонной поверхностью кисти одной или обеих рук одновременно. Обеими руками растирание проводится либо раздельно – обе руки двигаются в противоположных направлениях, либо совместно – одна кисть лежит на другой. Растирание всегда предшествует разминанию.

Разминание. Это один из наиболее сложных массажных приемов. Он состоит в захватывании, приподнимании (оттягивании) и отжимании тканей; захватывании и попеременном сдавливании тканей; сжимании и перетирании тканей; сдвигании или растяжении тканей.

При разминании сильнее, чем при растирании, повышается тонус мышц, их сократительная функция. Этот прием рассматривают как пассивную гимнастику для мышц. Поэтому он широко применяется при их функциональной недостаточности (понижение тонуса). При разминании усиливается кровоснабжение массируемого участка: наблюдается покраснение кожи, улучшается питание мышц, благодаря чему нарастают их масса, сила, сократительная способность.

Разминание особенно полезно в том случае, если у ребенка по каким-либо причинам недостаточно развиты мышцы, оно способствует становлению правильной осанки и своевременному развитию движений при рахите.

Разминание производят одной или обеими руками. При разминании обеими руками прием выполняется следующим образом: обе кисти накладываются ладонной поверхностью, например, на бедро таким образом, чтобы большие пальцы лежали по одну, а остальные – по другую сторону мышечного вала. Затем пальцами, захватив возможно глубже ткани по обе стороны бедра, сдавливают и постепенно отжимают их, продвигаясь в центростремительном направлении (к туловищу).

При разминании одной рукой применяются те же приемы. Массажные движения при этом напоминают отжатие пропитанной жидкостью губки. Прием чаще всего применяют при массировании конечностей.

Начинают с легких поверхностных движений и только позже переходят к более глубокому разминанию тканей. Массаж выполняют плавно, ритмично, без рывков и дерганья мышц. Разминание следует проводить не спеша: чем медленнее оно производится, тем сильнее его влияние. После разминания нужно выполнять поглаживание.

Вибрация. Сущность приема заключается в передаче массируемой части тела колебательных движений. Действие вибрации не ограничивается только местом ее приложения. Оно распространяется глубоко внутрь и по периферии, вызывая разнообразные ответные реакции организма. Например, вибрация может усиливать или восстанавливать утраченные глубокие рефлексы, оказывать выраженное обезболивающее действие, улучшать сократительную функцию мышц и питание тканей.

При выполнении приема рука массажиста, не отрываясь от массируемой части тела, производит различные колебательные движения, которые должны выполняться строго ритмично. Вибрацию можно производить либо стабильно – на одном месте, либо лабильно – вдоль массируемой поверхности.

Во время непрерывной вибрации рука массажиста и массируемая часть тела составляют как бы одно целое. В случае применения прерывистой вибрации рука массажиста, соприкасаясь с массируемой частью тела, каждый раз отходит от нее, в результате чего вибрационные движения становятся прерывистыми и принимают характер отдельных, следующих друг за другом толчков.

Оба вида вибрации могут выполняться ладонной поверхностью концевой фаланги одного, двух, трех или последних четырех пальцев; локтевым краем ладони; всей ладонью.

В грудном возрасте вибрация применяется нечасто, в основном при массаже рыхлых, чересчур упитанных младенцев. При этом вызывают легкое, ритмичное сотрясение тела ребенка.

Поколачивание. Ряд коротких ритмичных ударов поочередно наносят тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, потом трех и, наконец, четырех пальцев обеих рук. Поколачивание улучшает кровообращение, питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.

Кроме приемов классического массажа применяется и точечный массаж: надавливают одним-двумя пальцами на определенные рефлекторные зоны, одновременно пальцы вращают. Применяется он как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц.

При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с увеличением давления, частоты вибрации, затем остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от массируемого участка), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.

Массируют грудного ребенка очень легко и нежно. Во время массажа рук и ног им придают положение наибольшого покоя – легкое полусгибание. При массаже ног избегают толчков в коленную чашечку, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер, так как она чрезвычайно нежна. При массаже живота нужно щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины – область почек (поясницу).

Массаж – наиболее эффективный способ подготовки двигательного аппарата младенца к будущей физической активности. Однако по мере формирования двигательных функций ребенка эта задача все в большей степени решается за счет самостоятельных движений.

Поэтому массаж как средство тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Гигиенический и лечебный массаж оправдан и в более поздние сроки.

Массаж новорожденных и грудных детей обязательно совмещают с пассивной и пассивно-активной гимнастикой, о которой рассказывается ниже.

Физические упражнения благотворно влияют не только на деятельность всех органов и систем ребенка, но и на его двигательную активность, а значит, и на психомоторное развитие.

Обычно гимнастикой с детьми начинают заниматься в возрасте 1,5–2 месяцев. Однако и у новорожденного двигательную активность можно стимулировать различными способами. Основными из них считают холод, так как при пониженной температуре мышечные сокращения согревают ребенка. Другой способ – использование рефлексов, с которыми малыш появляется на свет и которые ему даны для приспособления к новым условиям жизни.

Комплексы гимнастических упражнений для доношенных и здоровых новорожденных, в которых используются безусловные рефлексы и одновременно проводится массаж. Занятия гимнастикой проводятся каждый день в удобное для семьи время. Комнату, в которой проходят занятия, хорошо проветривают, температура воздуха в ней не должна превышать 22°C.

Гимнастику начинают за 30 минут до кормления или через 45–60 минут после него.

Нельзя заниматься с ребенком гимнастикой и делать ему массаж перед ночным сном.

Большую пользу приносят занятия гимнастикой в совокупности с массажем и закаливающими процедурами особенно недоношенным, физиологически незрелым, а также детям с теми или иными отклонениями в развитии.

Многие из таких отклонений благодаря гимнастике и массажу поддаются коррекции или проходят без следа, если занятия с ребенком начинают в первые недели его жизни. В противном случае отклонения в развитии усугубляются, нанося вред здоровью, физическому и психическому формированию ребенка.

Для таких малышей разработаны специальные комплексы лечебной гимнастики. Их назначает врач. Прежде чем начать заниматься с ребенком, вам необходимо получить консультацию у педиатра и физкультурного врача, а если есть необходимость, то и пройти обучение в физкультурном кабинете поликлиники. Занятия с ребенком периодически контролирует врач.

У недоношенных малышей под влиянием гимнастики, массажа и закаливания нормализуется мышечный тонус, восстанавливаются безусловные рефлексы. Поскольку упражнения сопровождаются воздушными ваннами, тренируются и терморегуляторные механизмы, повышается сопротивляемость организма ребенка бактериальным и вирусным инфекциям.

Недоношенные дети, с которыми занимаются лечебной физкультурой, быстрее догоняют своих доношенных сверстников не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии. Они раньше начинают улыбаться, гулить, следить за движущимися предметами, что также свидетельствует о том, что их здоровье приближается к норме.

К физическому воспитанию здоровых недоношенных детей приступают с 2–3-недельного возраста, но только с разрешения педиатра и физкультурного врача, которые, учитывая состояние его организма, развитие, возраст, массу тела при рождении, назначают упражнения и массаж, а в дальнейшем контролируют мать.

Рекомендуют начинать лечебную гимнастику с упражнений, основанных на безусловных рефлексах. С одной стороны, это активные упражнения, поскольку ребенок сам выполняет их. С другой – это щадящие упражнения по сравнению с пассивными, которые взрослые проводят сами.

Комплексы упражнений для недоношенных детей включают в себя лечение положением, лечебную гимнастику, приемы классического и точечного массажа. Общие требования к проведению гимнастических упражнений те же, что и для доношенных детей. Однако температура воздуха в комнате должна быть выше – до 24°C.

В теплое время года лечебную гимнастику делают при открытом окне или форточке. Отдельные упражнения, если советует врач, выполняют 2–3 раза в день.

Во время занятий не забывайте поощрять малыша ласковыми словами, поглаживаниями, подбадриваниями. Помните, что, занимаясь с новорожденным, вы уже воспитываете его. Успехи малыша во многом могут зависеть от ваших усилий, терпения, благожелательности и нежности.

Отбор гимнастических упражнений и массажа для доношенных и недоношенных детей и их дозирование осуществляет только врач.

О благоприятном влиянии занятий плаванием на здоровье новорожденных и грудных детей стало известно в конце 1971 года, когда на одной из конференций Медицинского комитета ФИНА – Международной федерации любителей плавания – группа исследователей из ФРГ доложила о результатах 3-летнего обучения плаванию младенцев.

Эти результаты были настолько впечатляющими, что за два последующих десятилетия плавание грудных ребятишек широко распространилось в мире. При этом было установлено, что оно особенно полезно для недоношенных и незрелых детей, поскольку позволяет этим малышам быстрее, чем обычно, догонять и даже перегонять в развитии своих доношенных сверстников.

Воздействие плавания на организм новорожденных и грудничков не исчерпывается закаливанием – в домашней ванне можно легко регулировать температуру воды и, постепенно снижая ее от занятия к занятию, добиваться повышения сопротивляемости малыша простудным заболеваниям.

Хотя отсутствие болезней само по себе значит немало, потому что любая патология в раннем возрасте неминуемо ведет к задержке развития ребенка, польза плавания для него связана прежде всего с особыми свойствами водной среды.

Развиваясь в материнском организме, ребенок находится в околоплодной жидкости. Влияние на него сил гравитации значительно ослаблено. Появление ребенка на свет сравнимо только с возвращением на Землю космонавтов, которые долгое время жили в условиях невесомости.

Как и на них, на новорожденного обрушивается сила земного притяжения, она буквально приковывает его к постели.

Он неловко и с трудом двигается относительно своей тяжелой головы, которая, подобно якорю, является центром его перемещений.

В воде ребенок становится в 7–8 раз легче, чем в воздушной среде (вспомните закон Архимеда), снова чувствует себя свободным, исчезают нагрузки на его скелетную мускулатуру, младенец получает возможность более свободно двигать руками и ногами, а значит, скорее учится управлять ими, что необходимо для активного знакомства с окружающим миром.

Прежде всего поэтому «плавающие» новорожденные опережают в развитии «не плавающих».

Но и этим благотворное воздействие водной среды на ребенка не исчерпывается. В воде младенец испытывает довольно сильное (до нескольких килограммов на 1 см кожи), но равномерное давление на поверхность тела.

С одной стороны, это улучшает периферическое кровообращение, а значит, облегчает работу сердца. С другой стороны, повышенное, по сравнению с воздушной средой, давление на грудную клетку способствует более глубокому выдоху, а следовательно, и более глубокому вдоху.

Это обеспечивает хорошую вентиляцию всей поверхности легочной ткани. В легких не остается ни одного уголка, который бы не омывался воздухом.

Находясь в кровати, ребенок дышит поверхностно, при этом активно работает лишь незначительная часть легких. Только она и очищается воздухом. В пассивных отделах воздух застаивается, их ткань обсеменяется микроорганизмами, взвешенными в воздухе, среди которых есть и болезнетворные. В невентилируемых отделах легких создаются условия для развития таких микробов, а значит, и для возникновения заболеваний органов дыхания.

При плавании же благодаря глубокому дыханию болезнетворные организмы удаляются из легких. Кроме того, поскольку работает вся поверхность легочной ткани, кровь, все органы и ткани ребенка получают больше кислорода, более интенсивно протекают в его организме обменные процессы.

Нельзя забывать и о массирующем воздействии воды на тело ребенка, которое благоприятно влияет на его периферическую нервную систему.

Многократно повторяемые упражнения в воде имеют такое же значение, как и гигиеническая гимнастика: они тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы, двигательный аппарат ребенка.

И конечно же раннее обучение плаванию приучает малыша не бояться воды, что в дальнейшем поможет уберечь его от несчастных случаев на реке, море, озере.

Заниматься плаванием с ребенком можно начинать с 2–3-недельного возраста после консультации у педиатра. Дети, занимающиеся плаванием, посещают врача чаще, чем обычно.

При занятиях плаванием необходимо соблюдать два обязательных условия: последовательность в выполнении ребенком различных упражнений и в изменении условий их проведения; постепенность в наращивании физических нагрузок (увеличение числа упражнений за одно занятие, быстрота их чередования) и в усложнении обстановки занятий (глубина, температура воды).

Некоторые родители при обучении малыша плаванию стараются форсировать события – так им хочется побыстрее увидеть свою крошку настоящим пловцом. Чаще всего за подобной торопливостью прячется родительское тщеславие, а единственным «достижением» при таком методе обучения является боязнь воды и отвращение к плаванию, которые могут сохраниться у ребенка на всю жизнь.

Цель занятий плаванием с новорожденным и грудничком – не воспитание пловца-рекордсмена, а укрепление здоровья ребенка, его гармоничное и быстрое развитие. За первые 12 месяцев жизни ваш малыш должен научиться самостоятельно держаться на воде в течение получаса, нырять на небольшую глубину и доставать со дна бассейна (ванны) различные предметы, плавать под водой в течение 7–8 секунд, спрыгивать в воду в легкой одежде (шорты, майка, носки, сандалии) и удерживаться на воде 2–3 минуты.

Для того чтобы достичь этих целей, необходимо так проводить занятия, чтобы ребенок испытывал радость и наслаждение от пребывания в воде, интерес к заданиям взрослого.

Плавание должно вызывать у малыша положительные эмоции.

При обучении ребенка нужно быть осторожным: избегать резких движений, действий, неожиданных для него.

С малышом нужно ласково разговаривать, подбадривать и поощрять его. И никогда не показывать недовольства, раздражения и разочарования из-за того, что он не сразу осваивает то или иное упражнение.

Внимательно следите за состоянием и поведением ребенка – переохлаждение, перегревание, переутомление могут вызвать у него недоверие к воде. Поводом для страха могут стать сильное раздражение слизистых оболочек глаз и болевые ощущения, если вода перехлорирована или в нее попало мыло.

Под рукой у взрослого, который проводит занятие, всегда должен быть водяной термометр. Обычно температуру воды измеряют не менее 2 раз в течение занятия.

При первых же признаках утомления (вялость, капризы) или переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», синюшный оттенок губ) занятия следует немедленно прекратить. Если эти же признаки появляются и на следующий день, лучше сделать перерыв на 2–3 дня.

Перед каждым уроком плавания взрослый, если он будет находиться в ванне вместе с ребенком (это бывает необходимо в первый период обучения), тщательно моется с мылом, моет и дезинфицирует ванну и игрушки, которые будут использоваться во время занятия, проветривает ванную комнату.

Уроки лучше проводить в одно и то же время, желательно во второй половине дня, за 1,5–2 часа до вечернего кормления и не ранее чем через 1,5 часа после последнего приема пищи.

Необходимо, чтобы весь курс обучения вел один человек.

После плавания ребенок обычно несколько возбужден. Поэтому ему нужно создать условия для полного отдыха.

Закаливание – это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически (а это главные принципы закаливания) вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела.

Неподготовленный к резким сменам температур организм отвечает на них реакцией типа безусловного рефлекса. Например, в ответ на охлаждение сосуды, расположенные на поверхности тела, расширяются, чтобы благодаря большему притоку крови к коже согреть ее. Но это резко увеличивает и теплоотдачу, что еще более охлаждает тело.

Закаленный же организм в ответ на сигнал об охлаждении, полученный от терморецепторов, сразу увеличивает образование тепла. Сосуды кожи, однако, расширяются лишь на короткое время, усиливая приток теплой крови к поверхностным слоям тела, а затем это тепло задерживается благодаря резкому уменьшению теплоотдачи – сосуды кожи сокращаются.

Закаливание не только тренирует термоадаптационные системы организма ребенка. Оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этим двум факторам закаливание позволяет избежать многих болезней, особенно у физиологически незрелых новорожденных, у которых иммунная система еще не развита в достаточной степени.

Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Закаливать малыша нужно с первых дней жизни – с этим согласны все. Однако на то, как закаливать, и в частности в период новорожденности, существуют диаметрально противоположные точки зрения.

Согласно одной из них, новорожденный ребенок слаб, требует бережного отношения, а потому проводить специальные закаливающие мероприятия можно спустя 1,5–2 месяца после его рождения, и то крайне осторожно. А до этого времени следует ограничиваться закаливающими эпизодами, которые возникают в процессе ухода за ребенком, и созданием для него здоровых условий жизни.

Что это значит?

Прежде всего приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D.

Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет умеренная температура воздуха – она не должна быть выше 22°C для доношенных малышей.

Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием прохладной водой – все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в период новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям, спрашивают другие. Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки.

Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка выброшенная из воды, – 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях.

Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно – с первого крика, первого вдоха.

Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30–40°C мороза, при 50°C жары в финской или русской бане, он переносил купание в ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи, которыми сопровождалось появление человека на свет.

В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благоприятное влияние – оно как бы дает толчок защитным силам организма, после чего ребенок хорошо развивается.

Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: «Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия. – Ред.), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид… Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена… Кожа краснеет и приятна на вид: дитя смотрится полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4–6 недель слабый ребенок неузнаваем».

Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются… за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях.

Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптационных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением.

Выходит, в то время, когда система адаптации у ребенка работает наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.

Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе «осторожного» закаливания детей.

Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10–12°C, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5–1°C за 3–6 дней.

Во-вторых, закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, «на закаливание отводится 5–6 минут, а на изнеживание… остальные 1434 минуты каждые сутки».

По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и постепенно проводить закаливающие процедуры – такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительными.

Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в период новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптивных систем его организма.

Как это выглядит на практике?

Вот как пишет Б. П. Никитин:

«Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает – холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои теплые руки или даже подышать на них…

В комнате стараемся поддерживать температуру 17–19°C. Если малыш находится в ней голеньким то:
– тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева), и мышцы при этом развиваются;
– прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными;
– пеленки и одежки не стесняют движения;
– терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим.

Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одевать или завернуть в пеленку – согреть».

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишь 5–10, а у зрелого – порой сразу 60 секунд.

По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям.

Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития.

Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать…

Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности диатезу: «…кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь.

Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезли буквально в несколько дней и больше не появлялись».

Хорошее закаливающее воздействие оказывает использование холодной воды из-под крана для подмывания ребенка (воду набирают в ладонь).

Что дает ребенку плавание? Специалисты единодушны во мнении: для ребенка полезней чем плавание, не найти ничего. Систематические занятия в воде вызывают у детей положительные эмоции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, способствуют раннему развитию, стимулируют обменные процессы, укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость. Особенно полезна вода для недоношенных детей: тело в ней теряет 9/10 своего веса и почти не тратит сил на преодоление гравитации. За счет этого малыши быстрее догоняют своих "сухопутных" сверстников, родившихся с нормальным весом. Специалисты и родители используют плавание как средство закаливания детей с самого раннего возраста: ребенка постепенно приучают к прохладной воде и его организм становится более устойчивым к инфекциям. Причем это долговременный эффект – ведь фундамент здоровья закладывается на первом году жизни.
Для многих родителей купание новорожденных и вообще водные занятия с грудничками - непростое дело. Бывает, что очень сложно научить ребенка не бояться воды, спокойно двигаться в ней, плавать и нырять. Поэтому важно сразу обратиться к профессионалу в этой области и заложить правильную основу техники плавания. До рождения ребёнок находится в околоплодной жидкости, т.е. фактически в водной среде, поэтому новорожденный малыш не знает что такое боязнь воды. По этой причине важно начать учить ребёнка плавать как можно скорее после рождения - он будет чувствовать себя в воде комфортно и естественно. Без закрепления этот плавательный рефлекс к трем месяцам угасает и купание станет для ребенка новым знакомством с водой. В домашней ванне можно начинать заниматься с первых дней жизни ребенка. А оптимальным временем для начала занятий в бассейне является возраст 3-4 месяцев.

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию дошкольников . Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности, поэтому все занятие с дошколятами мы превращаем одну большую игру. В дошкольном возрасте не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавания. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет развиваться и совершенствоваться навык плавания. Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в формировании привычки заниматься физкультурой и спортом, а так же освоении элементарной техники плавания основными стилями (кроль, брасс, баттерфляй, плавание на спине).

Для детей разного возраста я предлагаю различные формы обучения плаванию:

Детки 1- 4 месяцев - грудничковое плавание в ванной
Вместе с вами и вашим малышом мы освоим основные поддержики и приемы плавания, технику ныряния, будем заниматься аквагимнастикой и закаляться. Плавание рекомендуется проводить после небольшого комплекса гимнастики: готовим мышцы и суставы малыша к занятию в воде. Поэтому комплекс такого занятия включает в себя:
- гимнастику состоящую из пассивно-активных упражнений на столе;
- гимнастику на фитболе;
- динамическую гимнастику (по желанию родителей)
- собственно плавание в ванной
По времени занятие длится 35-40 минут. Стоимость 1200 рублей.

Дети от 3 месяцев до 3 лет - плавание в бассейне (родитель+ребенок)
Занятия проходят в группах 7-10 человек в игровой форме очень весело и интересно!
Основные цели курса раннего плавания: научить малышей не бояться воды; обучить их навыкам плавания и ныряния; развитие координации движений; развитие гибкости и способности к расслаблению; формирование привычки к совместному, здоровому и активному времяпрепровождению детей и родителей.
Занятие состоит из нескольких частей:
- приветствия и знакомства;
- разминки (аквагимнастика, элементы динамической гимнастики);
- плавание на животе и на спинке;
- упражнения у бортика;
- ныряние, плавание под водой, прыжки с бортика;

Танцы под детскую музыку;

Плаваем используя колечки, доски, нудлсы, круги и прочие плавприспособления и конечно же играем в игры:-)

Родителям: купальный костюм, обувь с прорезиненной подошвой, шапочка, полотенце.

Детям: специальные плавательные трусы (или специальные подгузники для плавания); детям умеющим ходить – обувь с прорезиненной подошвой, полотенце; детям старше 2 лет - шапочка.

Необходимые документы:

Медицинская справка для посещения бассейна для родителя (анализы на яйца глист, энтеробиоз, справка от дерматолога);

Медицинская справка для посещения бассейна для ребенка (анализы на яйца глист и энтеробиоз (для детей старше 1 года), справка от педиатра)

Дети от 3 до 7 лет - плавание в бассейне (дети без родителей)

Занятия проходят в группах 10-12 человек; в игровой форме мы будем осваиваться с водой, заниматься аквагимнастикой, выполнять упражнения для изучения облегченных способов плавания основными стилями, учиться нырять и плавать под водой, заниматься с различным водным инвентарем.

Что необходимо иметь для занятий:

Плавательные трусы либо купальник, обувь с прорезиненной подошвой, полотенце, шапочка для плавания, плавательные очки (можно не с первого занятия).

Необходимые документы:

Медицинская справка от педиатра с анализами на яйца глист и энтеробиоз.

Место и время проведения занятий:

База в ДГП №150 (филиал 1) проспект 40 лет октября, д.25 (ст.м. Люблино)

Описание бассейна: Длина 7 м, Ширина 3 метра, Глубина 90-120 см; температура воды 32 градуса

Расписание:

Вторник 17.00 - 17.45 (3 месяца - 1,5 года)

17.45 - 18.30 (1,5 - 3 года)

База в ДГП № 150 (филиал 3) ул. Цимлянская д. 22 (ст. м. Люблино)

Расписание:

Ч етверг 17.00 - 17.45 (3 месяца - 1,5 года)

17.45 - 18.30 (1,5 года - 3 года)

18.30 - 19.10 (индивидуальное занятие)

База в ДГП №150 ул.Братиславская, д.1 (ст.м.Братиславская)

Описание бассейна: Длина 12 м, Ширина 5 м, Глубина 80-130 см; температура воды 30 градусов

Расписание:

Вторник 17.20 - 18.00 (индивидуальное занятие)

18.00 - 18.45 (3 -4 года)

Пятница 17.20 - 18.00 (индивидуальное занятие)

18.00 - 18.45 (3 - 4 года)

18.45 - 19.30 (индивидуальное занятие)

Стоимость занятий в поликлинике № 150:

Ребенок без родителя:

Разовое посещение 500 рублей

Оплата занятий производится в отделении платных услуг поликлиники.

База в ДГП№148 ул.Белореченская, д.26 корп.1 (ст.м. Люблино, Братиславская)

Описание бассейна: Д лина 5 м, Ширина 12 м, Глубина 90-120 см; температура воды 32 градуса

Расписание:

Среда 16.20 - 17.00 (индивидуальное занятие)

17.00 - 17.45 (3 месяца - 3 года)

17.45 - 18.30 (3 - 4 года)

18.30 - 19.15 (5 - 7 лет)

Суббота 10.00 - 10.40 (3 месяца - 1,5 года)

10.45 - 11.30 (3 - 4 года)

11.30 - 12.15 (1,5 года - 3 года)

12.15 - 13.00 (5 - 7 лет)

13.00 - 13.40 (индивидуальное занятие)

база в ДГП №148 (филиал 2) Перервинский бул., д.18 корп.1 (ст.м. Братиславская, Марьино)

Описание бассейна: Д лина 5 м, Ширина 15 м, Глубина 120-150 см; температура воды 30 градусов

вторник 11.30 - 12.15 (3 месяца - 3 года)

Четверг 11.30 - 12.15 (3 месяца - 3 года)

12.20 - 13.00 (индивидуальное занятие)

Стоимость занятий в ДГП №148:

Родитель+ребенок:

Разовое посещение - 800 рублей

Гибкий абонемент (на 5 занятий) - 3500 рублей (700 руб/занятие; есть возможность переноса занятий: абонемент действителен в течение двух месяцев с дня приобретения; о переносе занятия необходимо сообщить не позднее чем за 3 часа до начала занятия )

Жесткий абонемент (на 5 занятий) - 3000 рублей (600 руб/занятие; без возможности переноса занятий)

Гибкий абонемент (на 10 занятий) - 6000 рублей (600 руб/занятие; есть возможность переноса занятий: абонемент действителен в течение трех месяцев с дня приобретения; о переносе занятия необходимо сообщить не позднее чем за 3 часа до начала занятия)

Жесткий абонемент (на 10 занятий) - 5000 рублей (500 руб/занятие; без возможности переноса занятий)

Ребенок без родителей:

Разовое посещение 500 рублей

Абонемент на 4 посещения в месяц 1600 рублей

Абонемент на 8 посещений в месяц 2800 рублей

Абонементы в группу "ребенок без родителей" приобретаются на календарный месяц с 1го по 1ое число.

Индивидуальное занятие 1500 рублей

Оплата занятий производится в отделении платных услуг поликлиники по безналичному расчету.

Простые упражнения для плавания.

В преддверии массовых выездов на водоемы расскажу Вам несколько простых правил безопасности на воде и несколько упражнений, которые можно сделать с ребенком в воде, чтобы помочь ему научиться плавать.

Простые правила нахождения у воды.

  1. никогда не заставляйте ребенка входить в воду насильно (кидать или опускать его в воду вопреки его желанию), - таким образом Вы только отпугнете ребенка от воды. Придет время и ребенок сам пойдет в воду;
  2. никогда не оставляйте ребенка без присмотра в воде. НИКОГДА. Даже если ребенок хорошо держится на воде и умеет плавать, даже если Вам кажется, что в водоеме мелко, или даже если Ваш ребенок в нарукавниках\круге, или даже если Вам надо отойти буквально на «пару минут». Просто НИКОГДА;
  3. не желательно чтобы ребенок входил в воду сразу после еды или вспотевшим;
  4. объясните ребенку, что он должен выйти из воды как только почувствует что замерзает, что после того как он согреется он сразу же продолжит купаться; надо хорошенько растереть полотенцем ребенка после купания;
  5. объясните ребенку, что он должен плавать только в присутствии взрослых , умеющих плавать, в сторону берега или вдоль берега;
  6. помните о том, что тонущий человек не размахивает руками из воды и не кричит о помощи, а судорожно плещется и бултыхается в воде, периодически уходя под воду и возвращаясь на поверхность;
  7. расскажите ребенку, что в случае если он чувствует, что “устал” в воде и больше плыть не может, он должен лечь спинкой на воду и отдохнуть – это одно из самых важных умений в воде и Вы должны обязательно научить этому ребенка;
  8. объясните ребенку, что он не должен подавать ложные сигналы о помощи , ложные крики о помощи в воде недопустимы;
  9. объясните ребенку, что он должен всегда предварительно оценить расстояние до дна перед тем как прыгать; что прыжок в воду может быть опасным потому, что можно удариться головой\стопами об дно и травмировать позвоночник; что в водоеме на дне могут находиться различные острые и твердые предметы, которые сверху не видны;
  10. если ребенок будет купаться в прохладной воде, то предварительно лучше выполнить на берегу ряд простых упражнений чтобы разогреться;
  11. если ребенок купается в бассейне, то нужно помыться ДО бассейна (чтобы смыть с себя грязь) и ПОСЛЕ бассейна (чтобы смыть с себя бассейную хлорированную воду).

Однако, конечно, самым лучшим способом обезопасить ребенка при купании – это научить его плавать. Плавание очень полезно для дыхательной системы, для сердца, мышц и костей, закаляет, развивает ловкость и силу, доставляет массу удовольствий.

С чего начинать обучению плаванию?

Этапы примерно такие:

  1. знакомство с водой и не бояться воды: пусть ребенок просто ходит по дну по направлению к берегу;
  2. научиться держаться под водой : надо научить ребенка опускаться под воду и задерживать дыхание\выпускать пузыри под водой; с закрытыми\открытыми глазами; можно предложить ребенку зависать под водой обхватив коленки; можно собирать тяжелые предметы со дна;
  3. научиться держаться на поверхности воды набрав воздух в легкие; тут есть два упражнения (лицом вверх и лицом вниз):
    • «морская звезда» - самое важное умение на воде: нужно лежать на воде лицом вверх (на спине). Это упражнение, которому можно научить ребенка в любом, даже самом раннем возрасте: вначале поддерживая ребенка под голову, потом постепенно ослабляя руку;
  • Детям постарше можно попробовать объяснить набрать в легкие воздух чтобы облегчить выполнение задания;
  • более старшему ребенку можно предложить попробовать научиться делать это упражнение без вашей помощи: из положения стоя протянуть руки наверх и наклониться назад (в направлении берега), оттолкнуться ото дна, лечь спиной на воду и скользить по воде (скользить легче чем просто лежать); голова должна быть прижата; тело стараться держать горизонтально вытянутым; плыть до тех пор пока ноги не начнут опускаться вниз;
  • когда ребенок научится лежать на воде, можно предложить ему размахивать ногами и руками параллельно дну;
    • «звездочка» : такое же упражнение, как предыдущее, но лицом вниз; оно более сложное и его нужно учиться делать только после того как ребенок научится хорошо задерживать дыхание под водой; делать его тоже можно двумя способами – либо Вы поддерживаете ребенка под подбородок, либо ребенок пытается сам, набрав в легкие воздух из положения стоя скользить по воде по направлению к берегу;
  1. научиться правильно двигать ногами по воде (сперва “кролем”, потом “брассом”): вначале на суше, потом держась за бортик бассейна\у водоема, потом в воде (держать за родителя или за доску\гантели плавательные);
  2. научиться правильно двигать руками по воде (либо “кролем” , либо “брассом” – как удобнее ребенку): вначале на суше, потом с помощью родителя, который держит ребенка за ноги или можно под грудь подкладывать пенопластовую длинную “колбасу”;
  3. одновременные движения рук и ног в воде с задержкой дыхания на все время плавания ;
  4. правильная постановка дыхания во время одновременного движения руг и ног.

Я думаю, что если есть возможность постоянно быть рядом с ребенком в воде, то лучше не надевать на него нарукавники, а попробовать научиться держать на воде самостоятельно, особенно если ребенку больше 3-4 лет. Если ребенок хорошо умеет плавать в нарукавниках, то можно постепенно надувать их все меньше и меньше чтобы ребенок постепенно начинал чувствовать свое тело в воде.

Кроме того, есть и другие приспособления для обучения плаванию: например, круг, в который сажают ребенка как в штанишки тоже иногда эффективен, особенно если ребенок боится плавать.

Детей в возрасте до месяцев можно научить нырять и плавать с рождения за счет использования и закрепления рефлекса задержки дыхания, который есть у всех новорожденных. Как именно это сделать и с чего начинать я написала ранее, вот .

Из-за некоторых анатомических особенностей тела ребенка и определенного соотношения головы и тела большинство детей не могу выплывать над поверхностью воды в возрасте до 3-4 лет.

Из своего личного опыта скажу, что с сыном мы ходили плавать в специальный детский бассейн с 1 месяца жизни. Мы два раза в неделю на протяжении трех лет ныряли, прыгали в воду, собирали со дна игрушки, дули пузыри, гребли ногами, плавали с доской, собирали в воде мячики, клеили к стене картинки и т.д. Короче, я ОЧЕНЬ много сил и времени на это потратила. Потом я сдалась, перестала водить его на занятия, купила абонемент в фитнес-клуб и он плескался сколько ему было угодно в любом бассейне – детском или взрослом. Сейчас сыну 4,5 года. Он очень любит плавать, и всегда любил. С тренером он никогда не занимался в силу привязанности ко мне и моим нежеланием насиловать ребенка (мне казалось, что основное, что должны дать наши занятия – это не умение плавать, а любовь к воде), но постоянно плавал – то с доской, то с гантелями, то просто нырял и прыгал. Ему не нравились наши насильные ныряния в раннем возрасте, но сейчас нырять он очень любит. Он прекрасно передвигается под водой, и над водой при помощи досточки или гантелей (нарукавники он не любит). Но у него только недавно (примерно с 4 лет только!) начало получаться плыть над водой самостоятельно. С моей точки зрения, потрачено сил неимоверно много для такого скудного результата. Зато он очень ловкий и развитый парень – может, благодаря плаванию в том числе? Ходить плавать с дочкой сил не было. Я больше чем уверена, что к 4,5 годам у них будет примерно один уровень владения плаванием, но об этом мы узнаем через 3,5 года -)))