Безопасность детей на воде летом. Правила поведения на воде: как отдыхать на море весело и безопасно

Краткое содержание: Безопасность детей на воде. Правила поведения и безопасности на воде. Безопасное поведение детей на воде. Первая помощь утопающему. Безопасность ребенка летом.

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления. Каждый год в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых. Ребенок может просто споткнуться и упасть лицом в воду даже на мелком месте.

Безопасность детей на воде. Правила безопасности на воде

Чтобы избежать беды, детям и взрослым необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде:

Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают, а потому, что, заплыв далеко или испугавшись, поддаются панике и не надеются на себя.

Полезно овладеть техникой отдыха для того, чтобы, начав из-за чего-нибудь нервничать во время плавания, вы смогли просто расслабиться и отдохнуть. А потом, придя в себя, доплыть до берега.

При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть. Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в луче-запястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

Купаться можно не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды.

Не рекомендуется заниматься плаванием в открытых водоемах, при температуре воды ниже +15 °С, так как возможна внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока. Развитию шока нередко способствует перегревание организма перед плаванием и неожиданно быстрое погружение в холодную воду.

Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги.

Не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей.

Желательно для купания выбирать специально отведенные для этого места.

Не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны.

Не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам. При их приближении уровень воды в водоеме значительно повышается, а при прохождении - резко падает и смывает все, что находится на берегу. Имели место случаи, когда под дно теплохода или баржи затягивало рядом плавающих людей.

Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина.

Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями можно легко справиться, только необходимо не поддаваться мысли, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, так как необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки руками выполняются у самой поверхности воды.

Нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования "гусиной кожи".

Нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде.

Ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках – подручное средство может оказаться неисправным, порваться, человек внезапно окажется в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать. Кроме того, даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.

Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя.

Если вы оказались в воде с сильным течением, не пытайтесь плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит; в этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу.

Если попали в водоворот, не пугайтесь, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

Нельзя шалить в воде, окунать друзей с головой и ставить им подножки. Если вы подплывете к приятелю под водой и резко дернете его за ноги, а он в этот момент как раз сделает вдох - приятель упадет в воду и захлебнется.

Нельзя подавать крики ложной тревоги.

Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.

Если у вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы, но лучше всего – иметь при себе "английскую" булавку. Даже один её укол бывает спасает жизнь.

Устали плавать? - отдохните, не старайтесь установить рекорд по плаванию. От перенапряжения могут начаться судороги. Мышечная судорога - у пловца сводит ногу. Так бывает не только в холодной воде. Если такое случилось, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя. Как правило, судорога отступает.

Не купайтесь в каналах, обложенных бетонными плитами или камнями, т.к. со временем они обрастают мхом, становятся скользкими. Из такого канала выбраться трудно. Даже тренированный пловец, купаясь в канале, подвергает свою жизнь опасности.

Соблюдайте чистоту мест отдыха у воды, не засоряйте водоемы, не оставляйте мусор на берегу и в раздевалках.

Как выглядит тонущий человек?

Многие думают, что сигналом к тому, чтобы спасать утопающего, нужно считать крики: «Караул! Тону! Помогите!» Это не совсем так (вернее совсем не так). Как подсказывает статистика, реально утопающий не кричит во весь голос и не размахивает руками.

Дело в том, что человек, который начинает тонуть (причем нередко это происходит рядом со спасительным берегом), не может кричать, потому что уже «наглотался» воды. Все его усилия направлены на то, чтобы сделать хотя бы один глоток воздуха, а у него не получается, потому что он идет ко дну именно в этот момент. Он не думает о том, как найти выход, а мечтает лишь о том, чтобы ему хватило воздуха для дыхания.

Спросите у любого опытного спасателя: как выглядит действительно тонущий человек. Вам ответят, что он не размахивает руками и не кричит: у него просто нет на это сил. Он по мере возможностей активно пытается подняться над водой, чтобы вдохнуть живительный воздух. Он молчит, пытаясь выкарабкаться. Рядом могут резвиться другие люди, совершенно не обращая внимания на этого безмолвного товарища. Нередко люди вообще не понимают, что рядом погибает человек.

Если у человека вытаращены глаза, его голова наполовину погружена в воду, он молча целенаправленно пытается двигаться в сторону берега, но у него это плохо получается, он барахтается, как тонущая собачка, - не раздумывайте! Ему нужна помощь!

Помощь утопающему. Первая помощь утопающему

Если случилось несчастье и кто-то тонет - не впадайте в панику, бегите по берегу до места, откуда ближе всего можно доплыть до тонущего. При этом постарайтесь приметить на берегу какой-нибудь ориентир, чтобы в случае погружения тонушего на дно знать, где его искать, ориентируясь на эту метку.

Успокойте и ободрите пловца, заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде около 6 минут.

Если пострадавший в сознании, пульс и дыхание удовлетворительные и нет жалоб на недостаточность дыхания, то его следует уложить на жесткую сухую поверхность так, чтобы голова была низко опущена, раздеть, растереть сухим полотенцем, дать горячее питье (чай, кофе или 1-2 ст. ложки водки) и укутать теплым одеялом.

Если пострадавший извлечен после некоторого пребывания под водой и находится без сознания, в состоянии удушья (асфиксии) или так называемой клинической смерти, нужно вызвать врача.

Клиническая (обратимая) смерть – это состояние организма, при котором дыхание и сердечная деятельность прекращаются, однако ткани еще живут и обмен в них, хотя и снижен, но продолжается. В этот период (5-7 минут) можно вернуть организм к жизни, восстановив основные функции.

Не теряя времени, до прихода врача следует немедленно приступить к оказанию первой помощи. Пострадавшего раздеть, очистить ему рот и нос от ила, песка, рвотных масс. Также необходимо освободить его дыхательные пути и желудок от воды. Для этого переклоните пострадавшего через колено, положив на живот головой вниз. Затем тряхните несколько раз. Ребенка или подростка можно взять за ноги и потрусить головой вниз.

Искуственное дыхание

Прежде чем начать искусственное дыхание необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, без этого применять любой метод бессмысленно.

В бессознательном состоянии у человека расслабляются мышцы шеи и головы, что приводит к западению корня языка и надгортанника и как следствие закупорке дыхательных путей.

Самый простой и надежный способ обеспечения проходимости дыхательных путей у больного без сознания – запрокидывание головы назад. При запрокидывании головы выдвигается нижняя челюсть, корень языка поднимается и открывается вход в дыхательное горло. Можно использовать валик высотой 15-20 см, который подкладывают под плечи, но тратить драгоценные минуты на то, чтобы найти такой валик или сделать его из чего-нибудь, недопустимо!

Запрокинуть голову можно, положив одну руку под шею пострадавшего, а другую – на лоб.

Техника искусственного дыхания по способу "изо рта в рот":

1. Встать сбоку от пострадавшего.

2. Одну руку положить под шею пострадавшего, большим и указательным пальцами другой руки зажать носовые ходы, а краем ладони, опираясь на лоб, запрокинуть голову, при этом рот, как правило, открывается.

3. Сделать глубокий вдох, слегка задержать выдох и, нагнувшись к пострадавшему плотно прижать свои губы ко рту пострадавшего, создавая как бы непроницаемый для воздуха купол над его ртом, после чего нужно сделать быстрый выдох.

Внимание! Отсутствие герметичности – частая ошибка при оживлении: утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия! При проведении искусственного дыхания необходимо непрерывно следить, хорошо ли поднимается грудная клетка пострадавшего при искусственном вдохе. Вдох должен длиться около одной секунды.

4. После окончания вдоха оказывающий помощь разгибается, ни в коем случае не меняя положения головы пострадавшего, так как иначе его язык западет и полноценного выдоха не будет. Выдох обычно длится около 2 секунд.

5. В паузе перед следующим вдохом выполняется 4-6 массажных движений на сердце.

Весь цикл повторить, выполняя 16-18 вдохов в минуту в сочетании с массажем сердца (70-72 массажных движения в минуту).

Массаж сердца

Начиная с 60-х годов XX века при остановке кровообращения стали широко пользоваться методом непрямого, или закрытого, массажа сердца. Именно этот метод в связи с его простотой, доступностью и малой травматичностью позволил сделать успешным оживление при внезапной смерти вне лечебных учреждений.

Каков механизм массажа сердца?

Как известно, сердце расположено между двумя костными образованиями: грудиной и позвоночником.

Если человека в состоянии клинической смерти положить на спину на что-нибудь жесткое (пол, стол, край кровати и т. п.), а на нижнюю треть грудины нажимать двумя руками с такой силой, чтобы грудина прогибалась на 3-5 см, сердце сдавливается между костными поверхностями – происходит искусственное сжатие, т. е. систола сердца, во время которой кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии. Стоит отпустить руки от груди, как за счет эластичности сердце возвращается к первоначальному объему, то есть происходит диастола, во время которой кровь из крупных вен вливается в полость сердца.

Техника непрямого массажа сердца:

1. Больного уложить на спину на жесткое основание (на землю, на пол, на край кровати и т. п.).

Внимание! Проведение массажа сердца на мягкой поверхности не только неэффективно, но и опасно: можно разорвать печень!

2. Расстегнуть поясной ремень (или часть одежды, стягивающую верхнюю часть живота), чтобы избежать травмы печени при проведении массажа сердца.

3. Встать слева или справа от пострадавшего.

4. Очень ответственным моментом непрямого массажа сердца является правильная постановка рук человека, оказывающего помощь. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх нее помещают вторую руку. Важно, чтобы обе руки были выпрямлены в локтевых суставах и располагались перпендикулярно поверхности грудины, а также, чтобы обе ладони находились в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т. е. с приподнятыми над грудной клеткой пальцами. В таком положении давление на нижнюю треть грудины производится начальной частью ладоней.

5. Оказывающий помощь быстро наклоняется вперед и, используя тяжесть тела, делает массажное движение, прижимая грудину по направлению к позвоночнику на 3-5 см. Это возможно лишь при средней силе нажима около 50 кг, поэтому массаж сердца следует проводить не только за счет силы рук, но и массы тела.

6. При сдавливании сердца между грудиной и позвоночником кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии.

7. После надавливания на грудину нужно быстро опустить руки. В это время искусственное сжатие сердца (систола) сменяется его расслаблением (диастолой).

8. Оптимальным темпом непрямого массажа сердца можно считать для взрослого 70-72 движения в минуту.

Проведение непрямого массажа у детей и подростков намного легче, так как их грудная клетка более подвижна и эластична. Детям в возрасте до 12 лет непрямой массаж сердца проводят одной рукой в темпе 30-60 движений в минуту. Грудину можно смещать на 1,5-2 см.

Особенно осторожным нужно быть при оказании помощи новорожденным и грудным детям. Для выполнения непрямого массажа сердца у грудных детей достаточно усилий двух пальцев руки взрослого человека. Частота толчков должна быть больше 100-110 в минуту.

Внимание! При проведении непрямого массажа сердца возможно осложнение: перелом ребер, который определяется по характерному хрусту во время сдавливания грудины. Это осложнение не должно служить основанием для прекращения массажа.

Достоверный признак эффективности массажа сердца – сужение зрачков.

О чем говорят признаки эффективности комплекса оживления? Прежде всего о том, что улучшилось мозговое кровообращение. В этих условиях оживление может продолжаться даже несколько часов, пока не появится самостоятельное сердцебиение у пострадавшего.

Если вы начали оживление при внезапной остановке сердца и ваши приемы реанимации оказались полноценными (сузились зрачки, порозовели губы, определяется пульс на крупных сосудах во время массажа сердца) и грудная клетка при проведении искусственного дыхания расширяется, а самостоятельные сокращения сердца не возобновляются, продолжайте оживление и ждите прибытия "скорой помощи". Если вы устали, пусть вас кто-нибудь сменит, но проследите, чтобы он проводил оживление так же грамотно. При необходимости можно и нужно проводить массаж сердца и искусственное дыхание несколько часов.

Статья подготовлена по материалам книги В. Ю. Давыдова "Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим"

Другие публикации по теме данной статьи:

Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде

  • Купаться надо часа через полтора после еды;
  • Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
  • При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
  • Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку). Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега. Никогда не купайтесь в заболоченных местах;
  • Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.

Основные правила безопасности детей на воде

  • Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
  • Нельзя близко подплывать к судам;
  • Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
  • Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
  • Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
  • Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
  • Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
  • Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;
  • Нельзя играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.

Техника безопасности на воде для детей – поведение в критических ситуациях

Правила безопасности на воде для детей – без паники

Часто люди тонут из-за того что поддаются панике и не умеют контролировать свое тело. Надо научиться отдыхать лежа на воде, это поможет восстановить силы. Для этого надо перевернуться на спину, руки надо слегка развести в стороны, ноги тоже и можно немного согнуть. Если тело постепенно погружается в воду, то можно легкими расслабленными движениями поддерживать его на поверхности.

Если во время плавания ты попал в заросли водорослей – не паникуй. Плыви медленно и аккуратно, освобождайся от стеблей растений, гребки совершай у самой поверхности воды.

Если ты попал в водоворот, то надо набрать в легкие как можно больше воздуха, нырни под воду и резко под водой сверни в сторону от водоворота.

Если ты попал в сильно течение, то не пытайся плыть против него – это заберет все силы. Плыви по течению, но под таким углом, чтобы всё время приближаться к берегу. Возвращайся назад по суше.

При плавании в океане или море можно столкнуться с явлением - «канал обратной тяги». Это место, где волны возвращаются обратно. Попав в такое место пловца будет относить от берега. В таком случае надо плыть перпендикулярно каналу (то есть, по сути, вдоль берега), так как он обычно не шире 50 метров, а уже когда течении ослабнет направляться к берегу. Для возвращения используй силу волн, пусть они накатываются на твою спину и подталкивают к берегу.

и=Ирина Добрыгина

Цель: сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении в воде, на льду и создать условия для формирования таких личностных качеств как:

Осторожность;

Ответственность.

Образовательная область «Физическое развитие».

Цель: Привитие интереса к занятиям плаванием.

Самостоятельно мыться под душем.

Учиться держаться на поверхности воды.

Смело, ловко и быстро передвигаться в воде разными способами, воспитывать стремление правильно выполнить задание.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения в воде, на берегу и на льду.

Безопасно спускаться в бассейн и выходить из воды по трапу.

Знакомиться с правилами безопасного обращения с предметами, выявлением свойств объектов, закономерностей явлений, которые лежат в основе этих правил.

Учиться видеть опасную ситуацию и находить пути выхода из нее.

Образовательная область«Познавательное развитие»

Цель: Расширить представление детей об окружающем мире.

Ознакомиться со свойствами воды, ее значением в природе и жизни людей.

Познакомиться с закономерностями явлений, строением человеческого тела и его функциями.

Воспитывать бережное отношение к природе и своему телу.

Материал: карточки с изображением опасных ситуаций и стихами из игрового дидактического материала «Как избежать неприятностей», панно «Легкие», различные плавающие и тонущие игрушки, воздушные шарики, бумага разной толщины, кораблики, пластиковые бутылки, картинки с изображением опасных морских и речных обитателей, природных явлений (гроза, молния, наводнение). Подбор подвижных игр, дидактических пособий по теме «Строение человеческого тела».

Занятие 1.

Цель: познакомить детей с «легкими» как органами человека, которые играют важную роль при плавании.

Материал: плакат «Легкие».

Содержание: Спросить у детей: «Чем мы дышим? (Воздухом). Как воздух попадает в человека? (Через рот и нос). Куда воздух попадает?» (В легкие). Рассмотреть плакат с изображением легких и бронхов. Показать путь воздуха до легких. Объяснить, если человек дышит чистым воздухом – легкие, которые похожи на мешочки, будут розового цвета, если грязным или человек курит – коричневого. При вдохе «мешочки» (легкие) расправляются (положить ладони на ребра и вдохнуть, а ребра раздвигаются, при выдохе легкие сжимаются (выдохнуть, ребра сдвигаются. Воздух в легких делает человека плавучим. Дать возможность ребятам сделать несколько вдохов и выдохов, ладони при этом обхватывают грудную клетку. Далее рассказать о том, что без легких воздуху некуда будет попадать и человек не сможет дышать. Если человек много бегает, прыгает, активно занимается спортом и физкультурой, много плавает - ему нужно много воздуха. Его легкие активно трудятся и становятся хорошими помощниками его здоровью и защитниками от болезней. В беседе сделать акцент на то, что под водой человек долго находиться не может. Его легкие не могут дышать водой, как делают рыбы. Поэтому человеку, чтобы находиться под водой, надо набрать много воздуха в легкие и, либо удерживать воздух во рту, либо выпускать пузыри через неплотно сомкнутые губы (показать и попросить детей повторить). После этого вынырнуть и вделать вдох. Если долго не выныривать, можно нахлебаться воды, потерять сознание. В легкие начнет попадать вода и можно задохнуться. (В воде поиграть в игры «У кого больше пузырей», «Кто дольше просидит под водой», «Достань со дна 5 камушков за один раз», сделать упражнения «медуза», «звезда», «черепашка» и т. д.) Спросить детей, почему на воде при выдохе образуются пузыри. Почему человек может плавать? (Далее занятие продолжается в обычном режиме).

Вариант игры «У кого больше пузырей». (Дети в ней учатся определять, кто выпустил пузыри, а кто нет. Все ли вынырнули на поверхность.) Дети держатся за деревянный шест, стоя в шеренге. Один ребенок стоит перед ними и наблюдает. Ребята проговаривают слова: «Раз, два, три, четыре, пять - будем дружно мы нырять. Раз, два, три – выпускаем пузыри».

Занятие 2.

Цель: закрепить знания о легких; уметь различить правильные и неправильные действия во время игр в воде.

Материал: карточки №№ 54,56; пластиковые бутылки, надувные шарики по количеству детей; канцелярские скрепки.

б) Что будет, если продолжать удерживать голову мальчика под водой?

в) Как узнать, что из человека выходит воздух?

г) Можно ли без взрослых купаться в водоеме?

д) Что надо делать, если случилась беда и товарищ тонет?

Рассмотреть карточку № 56 с изображением девочки в надувном круге и мальчика, который протыкает круг острым предметом. Примерные вопросы:

а) Что делают дети на картинке?

б) Что может случиться?

в) Если не умеешь плавать, можно ли уплывать далеко от берега на надувной игрушке? Почему?

г) Надо ли брать в воду острые колющие предметы? Почему?

Когда дети зайдут в воду, предложить им поэкспериментировать с бутылкой. Обратить внимание детей на то, что в бутылке находится воздух, который не виден для нашего глаза. Но он там есть. Погружая бутылку в воду, мы наблюдаем пузыри. Это и есть воздух, а вместо него наливается вода. В легкие тоже может попасть вода, если очень долго сидеть под водой или неправильно играть (удерживать ноги, руки или голову другому человеку). Когда человек не может выплыть из воды, он начинает искать опору, хватается за все, что есть рядом и может утянуть с собой того, кто его держит. Далее попросить ребят отпустить наполненную водой бутылку и понаблюдать, что будет. После этого предложить детям самим проверить свойства резинового предмета. (Надувной шарик положить на воду, а затем проткнуть его скрепкой.) Закрепить знания в подвижной игре «Вежливый ловишка» (ловишка касается только туловища, если он задевает за голову, руки или ноги, он выбывает из игры и ему дается другое задание, например, собрать камушки под водой).

Занятие 3.

Цель: уметь по картинке определить правильные и неправильные действия детей в воде; закрепить знания на практике.

Материал: мелкие тонущие игрушки, ведерки с чистой и подкрашенной водой, пластмассовая рыбка, картинки с живыми и увядшими растениями.

а) Что вы видите на картинке?

б) Чем опасно купание в грязной воде?

в) Почему вода грязная?

г) Можно ли ловить рыбу в такой воде и почему?

Рассмотреть карточку № 57 с изображением мальчика, купающегося во время грозы.

Примерные вопросы:

а) Как вы думаете, правильно мальчик делает или нет?

б) Почему неправильно? Что может случиться?

в) Что надо сделать, чтобы не случилось беды?

г) Как определить, что вода грязная (по цвету, запаху, рыбе, растениям на берегу)

После ответов детей, зайти в воду и обыграть данные ситуации. Игры могут быть следующие: «Солнце, дождик, гроза» (дети сначала резвятся и плавают, затем брызгаются, затем убегают «на берег к родителям» в заранее оговоренное место); разлить по ведеркам подкрашенную зеленкой воду и положить туда мелкую тонущую игрушку, камушек. Пусть дети определят, что находится в ведерке. Игра «Чисто, грязно». Показывать прозрачное ведерко с чистой водой или картинку с живыми растениями, или плавающую рыбку. Это означает, что купаться можно. Грязная вода, увядшее растение и перевернутая кверху брюхом рыба – купаться нельзя.

Занятие 4-7 строятся подобным образом.

Занятие 8

Цель: закрепить у детей общие представления о правилах поведения у воды, в воде и на льду.

Материал: Карточка с перечнем вопросов.

Нельзя сразу бросаться в воду. Ваш организм еще к этому не готов.

Желание быстрее попасть в воду часто вызывает спешку. Многие бегут к воде, или быстро идут. Вы разогрелись, вспотели. Необходимо раздеться, остыть.

Необходимо подготовить себя к купанию. Для этого надо сначала опустить ноги в воду. Потом несколько раз окунуться в воде. Ваше тело привыкло к воде. Наслаждайтесь, купайтесь.

Мы не умеем плавать. Как быть? (Ответы детей.)

Надо обязательно научиться плавать. Начинать надо заниматься в бассейнах. Потом переходить в открытые водоемы (речку, озеро, море). Начинать надо с маленькой глубины, в местах, где нет течения, или тихое течение. Очень важно научиться плавать и держаться в воде на спине. Подобное умение – это наше спасение во многих ситуациях, например, если мы заплыли далеко от берега и чувствуем, что у нас нет сил доплыть до берега, то мы переворачиваемся на спину, голову держим над водой, слегка работаем ногами. Мы восстанавливаем дыхание и немного отдыхаем. Отдохнув, мы можем спокойно доплыть до берега.

Далее дети садятся на бортик бассейна. Задаются вопросы. Если ответ положительный – дети прыгают воду с бортика сливной канавки (при условии, что достаточно воды и все умеют плавать, отрицательный – остаются на месте и хлопают в ладоши или топают ногами.

Вопросы или утверждения:

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо. (+)

Ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. (-)

Можно заплывать за буйки. (-)

Нельзя близко подплывать к большим лодкам с мотором, катерам, пароходам. Тебя может затянуть под винты. (+)

Стой и играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду. (-)

Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может захлебнуться. (+)

Можно плавать на самодельных плотах, дырявых кругах или других плавательных средствах. Они могут тебя удержать. (-)

Не следует далеко заплывать на надувном матрасе. Если матрас вдруг начнет сдуваться, ты можешь вместе с ним пойти ко дну. (+)

Раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться. (+)

Можно купаться, когда грохочет гром и сверкает молния. (-)

Нельзя выходить на тонкий лед. (+)

Можно кататься на льдине. (-)

Можно подобрать загадки по данной тематике и время от времени включать их в занятия, а также повторять игры.

Если начал тонуть, зови на помощь (+).

Время от времени повторять упражнения, чтобы материал не забывался.

Лето – это солнце, воздух и вода, это время отпусков, путешествий и оздоровления детей. Люди семьями отправляются на к водоемам.

Но следует учесть тот факт, что такой отдых одновременно полезен, приятен, но и опасен, особенно если карапуз не умеет плавать.

Да, вода очень полезна для здоровья малыша: он и закаляется, и активно проводит время, получая свою порцию физической нагрузки, и морально отдыхает, но вместе с тем, вода – это очень опасная стихия.

Для того чтобы уберечь кроху от беды, родители должны заранее рассказать ему :

1. Дети должны купаться только под присмотром родителей.

2. Купаться можно только на обустроенных пляжах, на которых дежурят спасатели.

3. Ни в коем случае нельзя купаться в местах, возле которых размещены щиты с надписью «Купаться строго запрещено!».

4. Детям нельзя играть и находиться у водоема, если вблизи нет родителей.

5. Детям нельзя купаться при повышенной температуре и недомогании.

6. Малышам нельзя находиться в воде больше 30 минут, а если вода прохладная – 5-7 минут.

7. Нельзя купаться сразу после обильного приема пищи. Нужно выждать 30-45 минут.

8. Если даже малыш умеет хорошо плавать, ему нельзя купаться в глубоких местах.

9. Нельзя заплывать за буйки, даже в присутствии родителей.

10. Нельзя нырять в незнакомых местах.

11. Нельзя прыгать в воду с неприспособленных для этого возвышений.

12. Категорически запрещается играть на воде игры, во время которых нужно топить других.

13. Нельзя спонтанно нырять и хватать кого-то за ноги в воде – перепуганный человек может случайно нанести травму ныряющему шутнику.

14. В жаркие солнечные дни нужно купаться в головных уборах.

15. Нельзя купаться в шторм и при большой волне.

16. Нельзя плавать на поврежденных плавсредствах (матрасах, кругах и др.)

17. Нельзя заплывать на плавсредствах за буйки.

18. Нельзя плавать на плавсредствах при сильной волне и в шторм.

19. После купания нужно хорошенько вытереться полотенцем и промокнуть уши.

Что делать, если ребенок все-таки нахлебался воды?

В первую очередь нужно дать ему возможность хорошо откашляться. Вынести его из воды, укутать полотенцем, успокоить и напоить теплым чаем.

Правила поведения на воде для детей практически не отличаются от правил для взрослых. Взрослые всегда должны помнить, что они являются примером для своих карапузов. Сколько бы Вы не рассказывали ребенку о том, как нужно вести себя на воде, если Вы сами не соблюдаете эти правила, – все бесполезно.

Итак, мы рассмотрели, а теперь давайте поговорим о том, что же делать, если случилось непредвиденное?

Судороги в мышцах — как себе помочь?

1. Судороги ног. Нужно постараться схватить за большие пальцы ног и сильно потянуть на себя.

2. Судороги мышц бедра. Нужно согнуть ногу в колене и сильно прижать ее к задней поверхности бедра.

3. Судороги мышц рук. Нужно согнуть-разогнуть руки в локтях, сжать и разжать кулаки по несколько раз, пока не станет легче.

Движение мышцы, которую свело судорогой, ускоряет ее исчезновение.

Как оказать помощь утопающему?

Сначала давайте определимся, как выглядит тонущий человек?

Ведь далеко не всегда пострадавший, особенно ребенок, который начинает тонуть имеет силы кричать: «Помогите! Спасите! Тону!». Очень часто, человек, который попал в подобную ситуацию уже успел наглотаться воды и все усилия направляет на то, чтобы вдохнуть хотя бы один глоток воздуха, а сделать это ему не получается, он начинает идти ко дну. Он молчит, со всех сил, стараясь, выкарабкаться.

Если у человека (ребенка) вытаращены глаза, он пытается двигаться в сторону берега с погруженной наполовину в воду головой, а у него ничего не получается, он барахтается, обратите внимание, это означает, что ему нужна помощь.

Как помочь утопающему? Первая помощь утопающему

Если случилось подобное несчастье, не впадайте в панику. Пробегите по берегу до того места, откуда ближе всего плыть к утопающему. При этом запомните на берегу какой-то ориентир, чтобы в случае, если тонущий человек погрузится под воду, знать, где его искать.

Очень важно, добравшись до места, успокоить пловца, заставить взяться за плечи спасателя. Если тонущий человек не может контролировать свои действия, захватите его сзади, можно за волосы и транспортируйте к берегу.

Если случилось так, что утопающий схватил Вас за шею, руку, немедленно нырните — инстинкт самосохранения заставит его Вас отпустить. Иначе Вы рискуете начать тонуть вместе с ним.

Если утопающий потерял сознание, захватите его таким образом, чтобы лицо постоянно находилось над водой. Можно взять рукой под подбородок.

Если пострадавший уже погрузился в воду, найдите его на глубине. Вернуть человека к жизни можно даже, если он находился под водой 5-6 минут.

Если тонущий человек (ребенок) находится в сознании, пульс и дыхание у него удовлетворительное, уложите его на жесткую поверхность так, чтобы голова была низко опущена, разотрите полотенцем, укутайте теплым одеялом, дайте горячее питье.

Если пострадавший находится без сознания, срочно вызывайте врача. Но, помните, что нельзя терять, ни минуты. Сразу начинайте оказывать первую помощь.

Первая помощь утопающему

1. Очистите ему рот и нос от песка, ила, рвотных масс.

2. Освободите дыхательные пути от воды. Для этого пострадавшего нужно уложить на живот через свое колено, головой вниз. Тряхните ним несколько раз. Если ребенок маленький, можно даже взять его за ноги, вниз головой и хорошо потрусить.


Как делать искусственное дыхание?

Для начала нужно уложить человека (ребенка), запрокинув голову назад, чтобы не западал язык. Для этого можно использовать валик, высотой около 20 см, который подложить под плечи пострадавшему.

Искусственное дыхание по методу «изо рта в рот»:

1. Станьте сбоку от пострадавшего.
2. Одной рукой удерживайте подбородок пострадавшего, большим и указательным пальцами другой руки зажмите носовые ходы, а краем ладони этой же руки, опираясь на лоб, запрокиньте голову. При этом рот должен открыться.
3. Сделайте глубокий вдох и, задержав выдох, нагнувшись к пострадавшему, плотно прижмите свои губы к его рту. Сделайте быстрый выдох. Здесь главное – герметичность.

В паузе перед следующим вдохом сделайте 5 массажных движений на сердце. Весь цикл должен составлять 16-18 вдохов в минуту сочетая с массажными движениями.

А для того, чтобы не пришлось оказывать первую помощь утопающему ребенку, существуют , придерживаясь которых можно избежать неприятностей.

Приятного Вам отдыха!

Безусловно, лето является идеальной порой для отдыха на море или речке. Однако для того чтобы не стать жертвой столь опасной стихии как вода, необходимо внимательно ознакомиться с правилами поведения на ней.

Основные правила безопасности на воде

Итак, первое, что ты должен сделать перед отправкой к водоёму – предупредить родителей об этом. Если они спросят имена и телефоны ребят, с которыми ты идёшь отдыхать, не стесняйся и назови их, а также сообщи, через сколько часов планируешь вернуться обратно.

И вот ваша компания пришла к водоёму, все ребята дружно ринулись освежиться. Но что же делать, если ты не умеешь плавать? Ни в коем случае не гонись за ними, лучше останься на берегу. Сразу плавать ты точно не научишься, а вот последствия могут быть совсем плачевные. Если же в воде ты ориентируешься хорошо, то всё равно не стоит бежать купаться сломя голову. Твой организм ещё не готов к этому, а судороги, как известно, очень любят неподготовленных пловцов. Не поленись и сделай несколько простых упражнений, чтобы размять мышцы, а уж затем залезай в воду.

Не стоит сразу бежать купаться, лучше подготовиться и размять мышцы

Причём и заходить в речку или море необходимо постепенно. Для начала опусти в воду только ноги, затем медленно начинай погружать своё тело полностью. После того как оно привыкнет к температуре воды, можешь смело наслаждаться и купаться в своё удовольствие.

Игры для адаптации к воде

Чтобы адаптация к воде прошла максимально весело и интересно, рекомендуем поиграть в две забавные игры:

  1. «Морской бой». Для данной игры понадобятся небольшие бумажные кораблики. Все ребята должны стоять в воде (высота не выше груди) и по команде начинать постукивать руками по ней таким образом, чтобы все брызги летели на кораблики, а небольшие волны относили их к берегу. Победителем становится тот участник, чей кораблик достиг берега быстрее.
  2. «Утята и щука». Из всех участников выбирается одна «щука», остальные становятся «утятами». Каждому игроку за пояс плавок необходимо закинуть платок. Услышав команду, ребята должны прыгать и ходить в воде, максимально правдоподобно имитируя утят («махать крылышками», «чистить пёрышки», «крякать»). Затем внезапно появляется «щука», и задача «утят» – спастись и убежать на берег вместе с платком.

При температуре менее 16 градусов купаться и вовсе не рекомендуется, так как от переохлаждения у тебя могут начаться судороги или что ещё хуже – произойти потеря сознания. Но даже если температура позволяет купаться, не стоит находиться в воде очень долго. Неожиданно для себя ты можешь заметить, что устал, а вода – уж точно не то место, где можно в любое время присесть и передохнуть. Поэтому лучше всегда контролировать силы и выходить из воды каждые 10–15 минут. Впрочем, на берегу тоже есть чем заняться: например, позагорать или поиграть в пляжный волейбол.

Также не следует плавать на самостоятельно изготовленных плотах, камерах и других самодельных средствах. Они могут быть ненадёжны и сломаться/порваться в любой момент. И не факт, что в это время ты будешь близко к берегу.

Самодельный плот может сломаться в любой момент, и его элементы травмируют тебя

Запрещено купаться и при повышенной/пониженной температуре тела. Мало того, что существует большая вероятность усугубления заболевания, так ещё есть риск потерять сознание прямо в воде.

Не стоит забывать и о том, что плавать можно лишь в специально оборудованных для этого местах. Вода должна быть чистой, а глубина до дна (которое, в свою очередь, должно быть либо гравийным, либо песчаным) составлять не более 2 метров. Для проверки скорости течения (не более 0,5 м/c) можно кинуть в воду палочку или щепку и понаблюдать за ней.

Ни для кого не секрет, что практически во всех отведённых для купания местах есть специальные знаки (флажки или буйки), ограничивающие зону купания. Сделано это, в первую очередь, для безопасности отдыхающих, поэтому не нарушай правила и не заплывай за них.

Правила поведения на воде в летнее время

Правила поведения на воде: видео

Критические ситуации: что делать?

К сожалению, даже если выполняешь и следуешь основным правилам безопасности на воде, случаются непредвиденные ситуации. Как же вести себя и что делать в таких случаях?

Нередко люди тонут из-за безрассудной паники и неумения контролировать своё тело. Прежде всего тебе необходимо научиться отдыхать лёжа на воде. Для этого перевернись на спину, а руки и ноги слегка разведи в стороны. Если тело продолжает постепенно погружаться в воду, попробуй лёгкими расслабленными движениями стараться поддерживать его на поверхности.

Если во время пребывания в воде ты попал в заросли водорослей, не паникуй. Чтобы освободиться, не делай резких движений, плыви аккуратно и медленно, а гребки совершай у самой поверхности воды. Со временем водоросли выпустят тебя из своего «плена» и ты сможешь свободно плыть.

Если ты запутался в водорослях, греби лишь у самой поверхности воды

Бывают и случаи, когда люди попадают в водоворот. Если это произошло с тобой, опять же, главное – не поддавайся панике. Вместо этого набери в лёгкие как можно больше воздуха, нырни и под водой резко сверни в противоположную сторону от водоворота.

Попав в сильное течение, не пытайся плыть против него – кроме траты сил это ничего не даст. Необходимо плыть по течению, но при этом выбрать такой угол, чтобы постепенно приближаться к берегу.

На море купающиеся могут столкнуться явлением, называемым «каналом обратной тяги». Попав в такое место, волны, вращающиеся обратно, будут относить пловца всё дальше и дальше от берега. В данном случае нужно постараться плыть перпендикулярно каналу, а когда течение начнёт ослабевать, направляться к берегу.

Обычно именно такие волны вызывают «канал обратной тяги»

Если ты почувствовал судорогу, нужно немедленно выйти из воды. Если это не представляется возможным, постарайтесь прибегнуть к следующим методам:

  • избавиться от судороги можно путём укола мышцы булавкой. Именно поэтому сбоку плавок рекомендуется прикалывать маленькую английскую булавку;
  • если ты понимаешь, что твоё тело охватила кратковременная судорога, сразу же перевернись на спину, отдохни и начинай плыть к берегу в таком положении;
  • иногда судорога «поражает» пальцы рук. Чтобы избавиться от неё, сожми пальцы в кулак, после чего резко направь руку вперёд и в наружную сторону, а затем также резко разожми пальцы;
  • если судорога поразила икроножную мышцу, прими согнутое положение и двумя руками потяни стопу ноги (к животу и груди), которую свела судорога.

Таким образом, необходимо всегда помнить и соблюдать правила безопасности на воде. Не стоит поддаваться на провокации сверстников и делать необдуманные вещи, которые могут привести к печальным последствиям. Берегите себя!