Почему вымерли кентавры. Кентавр: описание легенды о лошади и картинки

Кентавры - создания из греческих мифов, миксантропичные и могучие. Их человеческие голова и торс соединены с телом лошади. Кентавры обитают в горах и лесных чащах, нередко вместе с нимфами и сатирами входят в свиту Диониса.

В статье:

Кентавры и их происхождение

Главная отличительная черта - буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились как воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров на два вида - доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.

Само слово «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на два греческих корня - «кен», то есть «рубить» , и «таурос» - «бык» . Образ подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, где конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. Отсюда и общая черта всех кентавров - их свирепость, а также прослеживаемая связь с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.

Эвгемерическое истолкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом из них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших неподалеку диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей ранее жителей окрестных населенных пунктов.

Другое толкование приписывает кентаврам еще большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. По этой теории слово «кентавр» - это видоизмененное «гандхарв» . Ведическая мифология говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Отчасти теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены при раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как минимум о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает кентавр из терракоты - это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.

Греческая мифология и кентавры

Полулюди-полукони в греческих легендах имеют разнообразное происхождение. Не то их породила туча с обликом Геры , с которой совокупился царь Фессалии Иксион , сын Ареса, не то Кронос и Филира , не то Аполлон от одной из нимф . Мог породить это племя и Посейдон , первый создатель коней в греческом пантеоне - его анималистическим атрибутом был конь. Кроме этого, родителями считали также Иксиона с Нефелой .

Ряд легенд указывает прародителем данного племени первого Кентавра , от которого понесли магнесийские кобылицы. В этом случае считается, что их воспитанием занимались пелионские . Когда кентавры возмужали, то покрыли кобылиц, позже породивших второе поколение полулюдей-полуконей.

Доподлинно известно происхождение самого мудрого представителя полуживотного племени - кентавра Хирона . Породил его титан Кронос от дочери хтонического Океана - Филиры. Титан и морская богиня втайне от Реи провели бракосочетание. Законная супруга Кроноса Рея застигла мужа с любовницей в момент страсти. Испуганный Кронос обрел облик жеребца. Сын родился полуконем-получеловеком.

Воспитание Ахиллеса (Кентавр Хирон). Готтлиб Шик

Хирон был бессмертен, в отличии от своих собратьев. Изучал медицину, музыку, любил и умел охотиться, мастерски стрелял из лука, слыл знатоком военного дела, но был добр и милосерден. Его другом был бог искусства Аполлон, а воспитанниками - самые знаменитые греческие герои вроде Ахилла, Геракла, Тесея и Язона. Асклепий учился искусству врачевания именно у Хирона.

Смерть доброго кентавра была ужасна: Геракл случайно ранил его стрелой с ядом . Хирон был бессмертен, а потому его муки длились бесконечно долго. Неизлечимая рана сводила кентавра с ума, он желал умереть. Хирон отказался от вечной жизни с одним условием - Зевс освободит от оков титана Прометея. Громовержец согласился выполнить эту просьбу - он освободил титана, а самого Хирона превратил в созвездие Кентавра.

Так или иначе, но отличались они буйностью нрава, любовью к мясу, пьянству и разврату. Постоянно враждовали они с лапифами, поскольку среди кентавров нет женщин, а у лапифов были жены. Полулюди-полукони постоянно пытались их похитить. Когда их победил и разогнал Геракл, кентавры разбрелись по всей Греции.

Несколько иной взгляд на кентавров

Их нередко называют самыми гармоничными созданиями мифической зоологии. «Метаморфозы» Овидия прозвали кентавров «двуформными». Несмотря на гетерогенную (двоякую) природу, вместе с архетипами лошади, человека и всадника существует архетип кентавра. Первобытные изображения более напоминали голых людей с лошадиным крупом. Храм Зевса в Олимпии на западном своем фронтоне может похвастать кентаврами более привычного нам вида: ниже торса человек перетекает в тело лошади.

Скульптуры фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н.э.)

В эпоху знаменитого Гомера верховая езда у греков не была распространена - можно сказать, ее вовсе не было. Первые путешественники, приехавшие в Грецию верхом на лошадях, показались им едиными со своими конями. Подобную теорию подтверждает не столь отдаленное первое столкновение конкистадоров с индейскими племенами. Писсаро и Эрнан Кортес со своими солдатами представлялись краснокожим настоящими кентаврами, едиными с лошадьми. В одном из столкновений суеверие и ужас сыграли ключевую роль: после первых выстрелов один из конкистадоров выпал из седла - и тогда индейцы, уверенные что перед ними одно существо, посчитали разделение целого надвое не иначе как жутким чудом. Индейцы бежали.

Но у греков были лошади, в отличие от индейских племен, знакомых лишь с бизонами. Более правдоподобной представляется версия, по которой кентавры являются специально созданным мифическим образом. Они отражали одну из граней действительности, какой её видели древние греки.

Самые известные мифы о кентаврах

Наиболее популярной является кентавромахия - миф о битве кентавров и лапифов на свадьбе. Лапифы, желая обрести мир с давними врагами, пригласили племя кентавров на свадьбу Ипподамии (Гипподамии) и Перифоя. Но мира не вышло: захмелевшие гости начали оскорблять невесту, попытались её похитить, а после опрокинули столы и начали драку. Эта сцена вдохновила Рубенса на создание «Похищения Гипподамии». До Рубенса Овидий описал эту сцену в седьмой книге «Метаморфоз». Считается, что лапифы победили и изгнали кентавров из Фессалии. В другой версии мифов кентаврам повезло меньше: Геракл перестрелял всех из лука.

Не обошел этих существ вниманием и Плутарх. «Ужин семи мудрецов» содержит юмористическую историю о коринфском деспоте Периандре, которому принесли новорождённого детеныша кобылы - до пупка детеныш был совсем как человек, а ниже у него было тело лошади. Детеныш издавал плач, как человеческий младенец, и придворные усмотрели в этом зловещий знак. Но когда Периандр обратился к мудрецу Фалесу, тот осмотрел детеныша и со смехом сообщил повелителю, что не одобряет поведение пастухов.

Поэт Лукреций твердил о невозможности существования подобных существ. Он считал доказательством своей теории то, что лошади взрослеют раньше людей, и трехлетний кентавр имел бы тело взрослого коня и тельце лепечущего ребенка. Кроме этого, лошадиная часть умерла бы на полвека раньше человеческой. Греки возражали ему тем, что кентавры могли расти как люди - обеими своими частями. Народ крепко держался за свою веру в мифы и мистических существ.

Главной причиной, по которой кентавры не показываются людям, была их малочисленность после бойни на свадьбе у лапифов. Тогда погибла большая часть племени, а когда оставшиеся в живых принялись искать новое место для проживания, то повстречали . Те их и погубили сладкозвучным пением. Некоторых бог морей Посейдон все же спас, спрятав в Элевсине, в горах.

История самого знаменитого героя греков Геракла плотно связана с кентаврами. Его учил Хирон, Геракл вступил в противоборство с Анкием, Агрием, Ореем и Гиреем. Кентавр Пиленор был ранен Гераклом. Он промывал свою рану в водах реки, отчего те стали отвратительно пахнуть. Фол стал случайной жертвой отравленных стрел Геракла. Алкиона стала объектом домогательств Хомада, также кентавра, и была убита героем.

Жизненный путь Геракла закончился при косвенном участии кентавра. Некий Несс похитил жену Геракла, но тот подстрелил его. Когда Несс умирал, он посоветовал деве собрать его кровь, а когда с течением лет Геракл охладеет к супруге, воспользоваться ею как любовным снадобьем. Все так и произошло: спустя годы герой завел любовницу и отвернулся от жены. Тогда Деянира пропитала ядовитой кровью одежду мужа. Умирал Геракл в страшных мучениях.

Созвездие Стрельца приходится музам сводным братом. Обиталищем его был Геликон, а звали его Кротос. Его родителями были Пан и Евфема. Он имел классический получеловеческий-полулошадиный облик, но вместо лошадиного хвоста был хвост сатира - достался от отца. Стрелял из лука не хуже Хирона - именно Кротосу приписывается изобретение лука и стрел, а также первая удачная охота на дикое зверье с луком. Аплодисменты - тоже его изобретение, ставшее аналогом молитвы к музам. За изобретение аплодисментов Кротос и был вознесен на небосвод, где принял облик Стрельца.

Знаменитых Хирона и Фола изображали особым образом, подчеркивая их отношение к цивилизованным людям. Их передние ноги делали человеческими, а круп - лошадиным. Хирон имел большее отношение к людям - носил одежду, уши его были человеческими. А Фол не носил одежду, уши имел лошадиные.

Несмотря на то, что кентавры - исключительно мужчины, в некоторых легендах все же встречаются женщины, кентавриды. Это не самая распространенная точка зрения в мифах. Они не имеют большого веса в мифологии. Часто их путают с нимфами - они прекрасны телом и душой. Самая известная кентаврида - Гилонома, супруга Циллара. Циллар и Гилонома были приглашены на свадьбу лапифов. Когда началось побоище, Геракл убил супруга Гилономы. Она долго горевала и в конце концов закончила жизнь самоубийством.

Так, как большинство информации о Кентаврах содержится в древнегреческих мифах, именно в них можно найти историю об истреблении самых известных представителей. Царь Эврисфей отдал распоряжение Гераклу принести живого вепря огромных размеров, который наводил ужас на жителей города Профида и разрушал его окрестности. По дороге Геракл навестил своего друга кентавра Фола. Он угощал главного героя жареным мясом, а сам отдавал предпочтение сырой форме.

Геракл попросил вина, однако Фол отказался открывать бочку, принадлежащую всей стаи. Богатырь сделал это самостоятельно и тогда кентавры услышали запах, сбежавшись на защиту имущества. Анхий и Агрий были повержены горящими головнями, а другие умирали от стрел, которые Геракл смочил в яде медузы Горгоны. Он преследовал их до города Метеи, куда все существа отступили к известному кентавру Хирону. В процессе стрельбы Хирон был ранен в колено, но не умер, так обрел бессмертие.

Это ранение обернулось полуконю страшными болями. Примечательно, что сама охота на вепря описывается несколькими строками, а большинство времени легенда уделяет именно истреблению ныне мифических существ.

Кто такие кентавры

Отчего-то принято считать, что кентавры существовали лишь в Древней Греции. Между тем, русские мифы сохранили память о Марисе - получеловеке-полуконе, прожившем 123 года и дважды возвращавшемся к жизни. На одном из зеркал его изобразили мудрым старцем с тремя булавами - символом трех возрастов человека: юности, зрелости и старости.

Кентавры - плод союза небесных скакунов и богинь. Утратив божественную способность принимать любой облик, они как бы застыли в середине процесса: уже не кони, еще не люди.

Для богов все физические формы были достижимы, а все плотские создания равны: с их точки зрения человек не лучше животного, хотя и разумнее последнего. Известно, что индийская богиня Саранью бежала прочь от мужа, превратившись в кобылу.

Он же, обернувшись конем, отыскал супругу в табуне и примирился с нею, достигнув любви и согласия. Коварный скандинавский бог Локи принял образ кобылы, чтобы соблазнить тяжеловоза, который помогал своему хозяину великану строить Асгард. Древнюю аккадскую богиню Иштар, покровительницу плодородия и плотских утех, герой Гильгамеш упрекал в излишних симпатиях к коню. За эти и многие другие прегрешения боги отправили Иштар в преисподнюю. Результат же этой ссылки оказался плачевным - на земле прекратилась любовь: не рождались дети, вымирали животные, высыхали растения. Поэтому ее умолили вернуться и, закрыв глаза на былые прегрешения, именовали отныне «владычицей богов», «царицей царей» и даже «яростной львицей».

Существовал и русский кентавр по имени Китоврас. О нем писала исследовательница славянского фольклора Г.С. Белякова: «Слово «китоврас» греческого происхождения, однако истоки самого образа следует искать на Востоке, в Древней Индии. Там такое же мифическое существо называлось Гандарву, откуда, скорее всего и появилось второе имя Китовраса - Кентавр».

В апокрифических сказаниях «Палеи» XV века рассказано о царе-мудреце Соломоне и Китоврасе, который помог построить Храм: «Семь лет Китоврас оставался в его царстве. Возгордившись своей мудростью, Соломон позвал его к себе и сказал: «Вот, я хоть и человек, а сумел справиться с тобой, мощным зверем». Обиделся Китоврас и ответил: «Силу мою, Соломон, ты еще не видел. Если хочешь узнать ее, сними с меня узду и дай мне с руки твоей перстень».

Не ведая беды, Соломон так и поступил. А Китоврас, проглотив перстень, распростер крылья и закинул Соломона на самый конец земли».

Эта сцена изображена на Васильевых вратах Троицкого собора в городе Александрове Владимирской области. Мифическое существо держит за ноги маленькую фигурку царя, а высоко поднятое крыло готово нанести сокрушительный удар.

О дальнейшей его судьбе пишет Г.С. Белякова: «Введя коня-человека в число своих героев, наделили богатыря собственными достоинствами: утратив крылья и злую силу, он стал мужественным и благородным, сильным и смелым… Даже имя свое Кентавр- Китоврас сменил на Руси на более близкое русскому человеку имя Полкан («полуконь»).

К этому хочется добавить, что Полкан, все же, не полуконь, а полупес и именно таким его рисуют русские сказки: «Сильный богатырь, а имя ему Полкан, по пояс - песьи ноги, а от пояса, что и прочий человек, а скачет он каждый скок по семь верст».

И все же наиболее известны греческие кентавры - Хирон, Несс, Фол и другие. Хирон - плод тайного брака Кроноса и океаниды Филиры. Застигнутый женой Реей врасплох, Кронос принял вид коня. Сын родился получеловеком, но его физическое своеобразие компенсировалось необычайной мудростью и благожелательностью. Лучшего воспитателя для юных героев трудно было сыскать. Поэтому ему поручили воспитание Тесея, Ясона и Диоскуров. Самого бога врачевания, Асклепия, Хирон наставлял в познании секретов его будущей профессии.

Живший не по-человечески долго кентавр Хирон нянчил будущего сокрушителя Трои Ахилла. Он же обучал подросшего мальчика плаванию, игре на арфе, бегал с ним наперегонки и воспитал истинного атлета - не только сильного телом, но и благородного душой.

Хирон дружил и с другим легендарным силачом - Гераклом, который его случайно ранил стрелой в бок. Беда заключалась в том, что наконечник был смазан кровью лернейской гидры. Обычный человек от этого яда практически сразу умирал. Бессмертный, а именно таким оказался колченогий сын бога Кроноса, был награжден вечной мукой. Адская боль, не стихавшая ни на мгновение, терзала мощное тело кентавра. Хирон умолял олимпийских богов лишить его дара бессмертия, но те не спешили, ведь Хирон в обмен просил освободить Прометея, даровавшего людям огонь…

Известна внучка кентавра Хирона, Меланиппа, что переводится как - «черная кобыла». У нее был роман с повелителем коней и вод, Посейдоном. Через девять месяцев Меланиппа родила близнецов Беота и Эола. Ее отец не обрадовался прибавлению семейства: дочь велел пожизненно заключить в темницу, а бастардов выкинуть вон из дома - пусть погибают под лучами палящего солнца. Однако братья не умерли, а были подобраны и воспитаны пастухами. Возмужав, они вернулись в родное гнездо и вызволили злосчастную мать из заточения.

Соплеменники Хирона не отличались ни его мудростью, ни благожелательностью к людям. Многие сетовали, что конелюди буйного нрава, известны они были и своим коварством. Напоив Геракла, которого они заманили в гости, кентавры накинулись на него скопом, но были повержены могучим сыном Зевса. Так исчезли с лица земли конелюди.

И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он — конь, и людина, и дерево — кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен."

Вот именно с момента моей половозрелости меня стала волновать одна проблемка - а почему все мои знакомые девочки толпой шли в конницы?

Ухаживали за конягами, навоз вывозили, чистили их щёткой. И только изредка им удавалась на конягу залезть! И в этот момент я видел счастье в их глазах! Но какое нутряное… Взгляд был направлен глубоко в себя, в самый низ организма… Но сейчас меня начнут ругать женщины - не выдумывай! Мы и котиков также любим, и собак! Так, да не так!

Но лучше я про кентавров поговорю. Мужико-лошадь такая… Отчего тысячелетия верили люди в этот миф? Не по той же причине? Мы живём и сейчас среди мифов.

Греки создали два мифа: Амазонки - это для мужиков, и Кентавры - это для женщин. И тыщи лет народ верит! В них, в вампиров, зомби, леших, вурдалаков… Верят!

Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажён и вооружён бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделён одновременно человеческими и конскими гениталиями. Может причина в этом?

Кентавры были весьма похотливы и часто преследовали и похищали женщин. Мечта многих женщин)))

Философы с древности думали над тем, что надо внушить человеку, чтобы он заведомое враньё принял за чистую монету? Как миф сделать правдивым? Теперь придумали "индукцию толпы", НЛП, генераторы управления массовым сознанием...

Каким атрибутом следует наделить несуществующее нечто, дабы они его признали существующим? Если угодно, можно сформулировать задачу так: как обмануть людей, чтобы они думали, будто нечто существует?

Это я не про великолепную независимую Украину сейчас! Про простое - про кентавров.

И тыщи лет люди ищут доказательства их существования. Наряду с сенсациями про летающие тарелки, публикуют результаты раскопок археологов. Вот гигантские скелеты откопали... И народ верит! Вот похожих на амазонок откопали скелеты! Ещё чуть-чуть! И будет явлено нам чудо! Миф станет правдой.... Про кентавров заметно меньше сенсаций - полускот какой-то. Кстати...

Кентавром знаменитого Капицу звали, так как кентавр это - получеловек-полускот. А Капица, как говорят близко его знавшие, был человек по отношению к своим, и скот по отношению к чужим....

Такой красавец!.. Продолжим?

Немножко научного.

Также в Одиссее Гомер описывает детенышей кентавров. Вопрос чем выкармливались детеныши у кентавров — грудью или выменем — не описан.

Начиная с XIX века интерес к образу кентавра начинает усиливаться как у писателей и поэтов, так и у художников. В XXI веке кентавры становятся персонажами не только мифов и литературных произведений (особенно в жанре фэнтези), но и компьютерных игр.


Письмо

Как горек вкус земного лавра…
Роден навеки заковал
В полубезумный жест Кентавра
Несовместимость двух начал.
В безумье заломивши руки,
Он бьется в безысходной муке,
Земля и стонет, и гудит
Под тяжкой судоргой копыт.
Но мне понятна беспредельность,
Я в мире знаю только цельность,
Во мне зеркальность тихих вод,
Моя душа как небо звездна,
Кругом поет родная бездна, -
Я весь и ржанье, и полет!

М. Волошин

Роден, Кентавр. Из стиха Волошина скульптурка прямиком))

(Другое название: "Душа и тело, или Кентавресса")

Любая девушка мечтает именно о свадьбе.... А с конём?!!

Но и мужики не промах бывают!

Это и есть продукт изнасилования кобылы?

А здесь правильный мужик Кентавра плющит:

Не надо наших женщин соблазнять…

Про скелеты амазонок говорил? А вот скелет кентавра!

Не верите? Стоит в музее...

А может встретиться и такой кентавр

Или такой

Всяко бывает, товарищи женщины! А мы красавцы по сравнению с ними. Правда же?))))

Был такой советский фильм - «Кентавры», двухсерийный фильм кинорежиссёра В. Жалакявичуса, снятый в жанре социально-политической драмы. В главных ролях -

Донатас Банионис
Регимантас Адомайтис
Юозас Будрайтис
Евгений Лебедев
Валентин Гафт

А, какова подборочка?! Женщины млели в кинозалах, ведь там был и Михай Волонтир))
Взгляните. Стоит потратить время...

Но кроме кентавров, мужико-лошадей, есть ещё и мужик осёл! Онокентавр — человек-осёл. Мечта женщины, которая точно знает - все мужики казлы !!!))

Во Флоренции есть такое:

Сандро Боттичелли
Паллада и Кентавр, 1483

Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Мечта женщины воплощена - мужик покорён))



Ещё немного научного.

"Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н.э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н.э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов хранителей, среди них — кентавров.

Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н.э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н.э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

В древнегреческой культуре образ и символика кентавра подверглись значительным изменениям. Кентавр Хирон (и, в меньшей степени, кентавр Фол) считался мудрым покровителем человечества. Он обычно изображался с ветвями лавра в обеих руках. В "Илиаде" Хирон — лекарь, друг и учитель героев, создатель хитроумных приспособлений для ведения войны и, наконец, "самый праведный из кентавров".

Однако в целом кентавр остался символом пьянства и насилия. Эта двойственность, возможно, восходит еще к временам касситов, изображавших кентавра с двумя лицами — человеческим и драконьим...

Вот однажды кентавр нажрался и -

Вон его через сени и гибельной медью кентавру

Нос и уши отсекли. А он, повредившись рассудком,

Прочь пошел, унося и плоды своего ослепленья.

С этой поры меж мужей и кентавров вражда разгорелась.

Прежде всего повредил он себе же, вином нагрузившись."

Гомер "Одиссея"

Мы, обычные мужики, не любим кентавров точно!

Споры о происхождении слова "кентавр" никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского "центурия" — "сотня" или греческих "центрон" — "козел", "кентео" — "охотиться, преследовать" и "таврос" — "бык" (248). Также "есть предположение, что слово "кентавр" происходит от "гандхарва"; в ведической мифологии "гандхарвы" — младшие боги, правящие конями Солнца.

В "Божественной комедии" Данте Кентавры седьмого круга — "хранители и распорядители вечной справедливости":

"Меж ним и кручей мчались друг за другом

Кентавры, как, бывало, на земле,

Гоняя зверя, мчались вольным лугом.

Их толпы вдоль реки снуют облавой,

Стреляя в тех, кто, по своим грехам,

Всплывет не в меру из волны кровавой".

Век девятнадцатый… Выяснятся: сам Хирон - Кентавр!!! Для Гёте Хирон — олицетворение мужской красоты — "он получеловек и безупречен в беге".

Фауст Гёте:

Кажется, земля трясется

Под галопом иноходца,

Не верю сам

Своим глазам!

Какая встреча!

Чем я отвечу?

Искусный, пылкий всадник мчит.

С конем он неразрывно слит.

О конь и получеловек,

Все, все сказал мне твой разбег.

А вот мой идеал! Стройная кентавриха...

Относящееся к представителям результата смешения двух разных сущностей: человека и коня. От первого ему досталась голова и торс с человеческими руками, а от второго - крепкое тело скакуна с мускулистыми конечностями, копытами и конским хвостом. Черты лица отличаются животной грубостью. Нередко образ завершается густой бородой и лошадиными ушами. Традиционно они принадлежали к гнедой масти, поэтому нижняя часть не очень контрастировала по цвету с загорелым человеческим торсом. Первоначально кентавры имели принадлежность к мужским особям. На одних из самых древних изображениях у этих существ одновременно представлены два типа гениталий: и коня и человека.

Подобно искусным диким охотникам кентавры часто имели на вооружении бревно, лук, копье или просто увесистый камень. По нраву эти гибриды буйные, своевольные и необузданные, любящие свободу. Именно поэтому основным местом обитания для них становились не покоренные людьми горные просторы либо глубокие лесные чащи.

В военном искусстве кентавры значительно превосходили обычных людей. Они обладали мощной силой, очень быстро передвигались, владели отточенными до вершин мастерства навыками метания копья. Их движения в бою ничто не сковывало: никакой одежды, а тем более доспехов они не носили. Иногда лишь накидывали плащ, дабы более пристойно выглядеть. Для защиты от противника использовали щит. Некоторые греческие воины не раз обращались за уроками ведения боя к центаврам или мерялись с ними силами, чтоб оценить свои собственные умения.

Отношение центавров, как они величаются на латинизированный манер, к существам разумным было совсем неоднозначно. Некоторые были настроены настолько враждебно, что люди всячески старались избегать встречи с ними. Особенно буйными и неуправляемыми они становились в хмельном угаре. Другие могли предлагать свою помощь человечеству. Но чаще всего это касалось исключительно молодых и красивых девиц. Только вот в большинстве случаев женщин этих больше никто и никогда не видел.

Одна легенда повествует об одном неразумном купце. Кентавр встретил его раненного на дороге и, проявив сострадание, предложил свою помощь. Глупец же вместо благодарности задумал набросить на свободолюбивое создание седло. Разозлившись на обидчика, кентавр, не раздумывая, убил купца.

Как появились кентавры

Есть несколько версий возникновения первых кентавров. Мифология предполагает наличие божественных корней в происхождении этих созданий. В древние времена на севере Фессалии обитало племя под названием лапифы. Правил ими царь Иксион, который был кровным сыном бога войны, именуемого Аресом. Иксион имел дерзость влюбиться в саму богиню Геру. И для того чтобы уладить намечающийся конфликт, Зевс сотворил из легкого облака точную копию Геры, которую нарек Нефела. От этого союза Иксиона и богини Нефелы появилось первое странное создание с четырьмя копытами, но с головой человека. Необычное потомство было сослано на гору Пелион, где его воспитанием занялись .

Повзрослев, получеловек - полуконь вступил в близкие отношения с племенными кобылицами, обитавшими в этой местности. Приплодом стали такие же кентавры, но уже обоих полов, что дало возможность дальнейшего воспроизведения традиционным естественным путем. Кроме того, в спутниц жизни кентавры стали выбирать себе не только четвероногих подруг, но и обычных представительниц прекрасной части человечества либо нимф. Страсти и огня у этих полуживотных хватало с излишком сразу на нескольких жен.

Впоследствии кентавры не раз вступали в бои с лапифами, намереваясь присвоить себе местных женщин. После победы над ними Геракла, оставшиеся особи разошлись по всей территории Греции.

Древние народы повествуют и о более практичном подходе к происхождению мифов про легендарных кентавров. Речь идет о тех далеких временах, когда жители Древней Греции использовали коней для езды, только запрягая их в колесницы. Это было, прежде всего, престижно и показывало соответствующий уровень достатка. Но, главное, в бою такой способ передвижения был намного эффективнее и безопаснее для воинов. А вот дикие кочевые племена уже хорошо освоили навыки езды верхом на лошадях. И когда такие всадники близко подходили к границам древней Эллады, местным жителям по незнанию казалось, что они представляют собой единство человека с конем.

Кентавр Хирон

Несмотря на некоторое божественное происхождение кентавров, они подобно простым людям и животным являлись смертными. Лишь некоторые были наделены вечной жизнью. Одним из таких представителей стал знаменитый Хирон. Это был исключительно мудрый кентавр, который помимо владения военным мастерством хорошо разбирался в вопросах врачевания, был знатоком музыки. В отличие от своих собратьев он обладал добрым открытым сердцем. Печально описывается его конец. Геракл случайно нанес ему ранение стрелой, наконечник которой был отравлен смертельным ядом от лернейской гидры. Боль от раны причиняла Хирону истинно нечеловеческие страдания. Вечная жизнь в мучениях предвиделась ему просто невыносимой. Он добровольно отказался от своего бессмертия, за что Зевс освободил Прометея, а Хирона увековечил на небосводе в виде созвездия Центавр.

Мифы и Легенды * Кентавры


Кентавры (др.-греч. Κένταυροι , ед.ч. Κένταυρος ) в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

Происхождение образа и названия

Слово «кентавр» (др.-греч. κένταυρος , kentauros), или латинизированный вариант — «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: kenteo — колоть и tauros — бык, которое может интерпретироваться и как убийца быков или охотник на быков, и как погонщик быков или даже ковбой.
Образ кентавров предположительно возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён: скифов, тюрок, касситов или тавров. Этим объясняется как свирепый нрав кентавров, так и их связь с быками — основой хозяйства кочевников было скотоводство.
Согласно эвгемерическому истолкованию античного времени, это были юноши из деревни Туча, которые изобрели верховую езду и перебили диких быков; либо люди из города Пелефроний, где был найден способ приручать лошадей.
Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва, было заимствовано в протогреческий из некоего субстратного языка. Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением. Вообще, даже семантически, образы кентавров и гандхарв весьма схожи.

Мифы

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры.
Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.
Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия, битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя.


Жили кентавры в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом (см. Фол (кентавр)). Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине.
Один из кентавров, Несс, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Известные кентавры

* Хирон — учитель Ахилла, Ясона и др. героев.
* Несс — виновный в смерти Геракла,
* Анкий — боролся с Гераклом во время его похода за Эрифманским вепрем.
* Агрий — боролся с Гераклом во время его похода за Эриманфским вепрем.
* Орей — боролся с Гераклом во время его похода за Эриманфским вепрем.
* Гилей — боролся с Гераклом во время его похода за Эриманфским вепрем
* Фол — случайно поцарапался отравленной стрелой Геракла во время пятого подвига последнего и умер.
* Хомад — пытался обесчестить сестру Эврисфея Алкиону. Убит Гераклом.
* Пиленор — промывал рану от стрелы Геракла в реке, отчего река приобрела дурной запах.
* Крот (Кротос) — сводный брат муз, жил на Геликоне, стал созвездием Стрельца.
* Еврит (Евритион) — на свадьбе Гипподамии и Пирифоя попытался похитить невесту, из-за чего началась война лапифов с кентаврами.

Женщины-кентавры

Кентавриды (лат. Centaurides, в просторечии кентаврицы) редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую путались с нимфами. При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно.

Наиболее известной кентавридой является Гилонома, жена Киллара (Циллара). Она единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе Пирифоя, где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя.
Также в Одиссее Гомер описывает детенышей кентавров. Вопрос чем выкармливались детеныши у кентавров — грудью или выменем — не описан.

Классический облик кентавра

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс, хотя в Средние века случались казусы: на гербах кентавры иногда изображались без передних ног, а на иллюстрациях превращались в коней с человеческой головой или вовсе в простых людей. Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажен и вооружен бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

По-особому изображали древние греки двух самых мудрых кентавров — Хирона и Фола. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнаженный и только с лошадиными ушами.

Кентавроиды

Существует немало вариаций внешнего вида кентавра. Например, он может быть крылатым. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Вот некоторые из них:

* Онокентавр — человек-осёл, олицетворяющий в средневековой мифологии двоедушного человека;
* Букентавр — человек-бык;
* Керасты — «рогатые кентавры» (человеко-буйволы), рожденные от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите.
* Леонтокентавр — человек-лев
* Ихтиокентавр — создание, сочетающее в своем облике элементы рыбы, коня и человека.