Гимнастика 8 отрезков парчи с описанием. Восемь Кусков Парчи — традиционная гимнастика цигун для продления жизни

Оздоровительный цигун.Ба дуань цзин (ba duan jin) или 8 кусков парчи - Одна из самых популярных в Китае методик традиционной психофизической гимнастики цигун, которая широко практикуется

Ба дуань цзин (ba duan jin) или восемь кусков парчи - Одна из самых популярных в Китае методик традиционной психофизической гимнастики цигун, которая широко практикуется массами. Комплекс упражнений широко распространён в даосских, буддистских и мирских школах Китая. Длительное и эффективное существование привело к тому, что его практикуют практически все слои населения (молодые, старые, здоровые, больные, мастера боевых искусств и т.д.). Ба дуань цзин насчитывает более чем тысячелетнюю историю. По легенде, создан знаменитым и великим полководцем древности Юэ Фэем (岳飛), для улучшения общефизической подготовки солдат. Сейчас он применяется для поддержания и улучшения здоровья, а также для продления жизни.

Существует много вариантов упражнений и они представлены на этом сайте.

Основным содержанием системы являются динамичные дыхательные и физические упражнения в сочетании с концентрацией внимания. Укрепление сухожилий и мышц, повышение энергетики человека с помощью внутренней силы. При регулярной практике упражнения окажут мощное гармонизирующее и оздоравливающее воздействие на человека.

Хочет прожить долгую и активную жизнь без болезней.

Имеет, но хочет избавится от хронических заболеваний.

Стремиться укрепить психическое здоровье, терпение, физическую силу, приобрести гибкость.

Сбалансировать Инь и ЯН в своем теле и в сознании.

В целом он прост в освоении, безопасен, не имеет противопоказаний (кроме описанных ниже), не имеет возрастных ограничений, условия для практики минимальны. Для эффективности занятия и сосредоточения ума на управление внутренней силой лучше выполнять утром (не обязательно, я например люблю выполнять так же перед сном, и заметил что сплю как младенец), в спокойном месте, с чистым воздухом то есть перед выполнением проветрить комнату, без сквозняков, в идеале на свежем воздухе.

Весь комплекс не требует соблюдения каких либо ограничений и важных условий, но все же рекомендуется:

умеренность в сексе (сразу после секса заниматься не стоит);

не заниматься при энергетическом и психическом расстройстве (температура, обострение хронической болезни, в состоянии опьянения или после высокого психологического стресса);

женщинам во время менструации нельзя заниматься этим комплексом, во время беременности только под присмотром специалиста.

Многие могут спросить:

Так какой же выбрать? Ведь всегда хочется сразу начать из самого лучшего.

Лично я занимаюсь вариантом из книги Ван Лина, просто она была куплена мною пять лет назад. Вам бы я посоветовал просто напросто доверится своей интуиции, одно скажу что сидячий комплекс предназначен для больных и ослабленных людей. Главное что я понял не только из этой системы, а вообще из жизни:

"Нужно сделать первый шаг и выбрать направление пути и он тебя приведет именно в то место в которое ты стремился попасть. По другому я не встречал."

Пример выполнения комплекса:

Видео Ба Дуань Цзин - Восемь Кусков Парчи Шаолиньский Стиль. Медицинский вариант. Выполняет врач монастыря Шаолинь Чен Шичхао. Запись сделана в 2007г. в гостевом доме Русского центра при монастыре Шаолинь.

Текущая страница: 5 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Формы ладони в Ба-Дуань-Цзинь

Рассмотрев достаточно подробно важность формирования правильного положения кисти, перейдем непосредственно к формам кистей, используемым в Восьми кусках парчи.

Их всего четыре: ладонь (используется практически во всех упражнениях), одиночный палец (применяется при «натягивании лука» для той руки, которая «держит лук»), лапа леопарда (используется при «натягивании лука» для той руки, которая «держит тетиву») и кулак (для упражнения «Бить кулаком»). Никаких дополнительных пояснений к рисункам, приведенным ниже, не требуется, единственное о чем нужно постоянно помнить, – это о том, что, принимая любую форму (в частности, сжимаясь в кулак), ладонь никогда не напрягается.

Такая форма кулака чудесно описывается в Тай-Цзи-Цюань: «Складывать кулак так, как будто держишь муху». Здесь ни убавить, ни добавить: сожмешь кулак чуть сильнее, чем нужно, – раздавишь муху, разожмешь чуть больше положенного – муха улетит.


Ладонь


Одиночный палец


Лапа леопарда



Складывание кулака – положение 2


Складывание кулака – положение 3


Складывание кулака – положение 4



Из этих рисунков можно видеть, что положение кулака достаточно специфическое. Связано это с тем, что седьмой кусок парчи (удар кулаком) включает в себя фрагмент пальцевого Цигун. Такое положение большого пальца используется потому, что он закрывает точку Лао-Гун после того, как ладонь «собрала» энергию и «возвращает» ее обратно в тело.

В Чань-Ми-Гун в разделе «Методы защиты и очищения от негативной энергии» есть прямой аналог этой техники. Отличие в том, что он предназначен для временного закрытия тела и вместо больших используются средние пальцы, которые, сгибаясь, кончиками надавливают на точки Лао-Гун, работающие в данном случае как ворота, закрывающие тело. Одновременно следует мысленно представлять, что поры всего тела закрыты. Когда тело закрывается таким образом, то никакая вредоносная Ци не сможет проникнуть.


В Ба-Дуань-Цзинь кулак складывается двумя способами:

1. Сначала большой палец, на него накладывается указательный, далее средний, потом безымянный и, наконец, мизинец (рис. Складывание кулака – положение 1, 2, 3, 4, 5 ). Пальцы сгибаются без спешки по одному. Все это делается не автоматически, а под постоянным контролем ума – типичный пальцевый Цигун.

2. Сначала большой палец, затем на него сразу накладываются остальные четыре пальца (рис. Складывание кулака – положение 1 и рис. Складывание кулака – положение 5 ). В рассматриваемом варианте комплекса используется именно этот способ.

Комплекс Ба-Дуань-Цзинь

Предполагаемая история

Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить.

Наполеон Бонапарт


Название «Ба-Дуань-Цзинь» (иероглиф Ба – «восемь», иероглиф Дуань – «кусок», иероглиф Цзинь – «красивый», «сверкающий», например парча) переводится примерно как «Восемь кусков парчи», или набор оздоровительных упражнений, своим совершенством подобных шелку.

Это название имеет две трактовки. По одной из них, парча – высококачественная разноцветная ткань, символизирует многогранное воздействие упражнений на весь организм человека. Согласно другой версии, на отрезах парчи были впервые записаны и зарисованы упражнения этого комплекса.

В пользу второй версии свидетельствует то, что в 1970-х гг. в городе Чанша была найдена могила высокопоставленного чиновника времен династии Хань (206 до н. э.–220 н. э.). В ней был обнаружен кусок парчи с рисунком под названием «Иллюстрация Переноса Ци». На нем отчетливо изображены четыре движения (на рисунке далее по тексту они обведены), очень схожие с движениями современного комплекса Ба-Дуань-Цзинь: «Стрельба правой и левой руками в позе лучника»; «Для нормализации работы живота и селезенки – одна рука в воздухе»; «Для укрепления почек – скольжение рук по спине и ногам и касание ступней»; «Для излечения от болезней – подъем и опускание на пятках».


Кусок парчи с иллюстрациями «Переноса Ци»


Схожие иллюстрации присутствуют в книге «Забота о Здоровье Ума и Продление Жизни» То Хун Цзина, жившего во время правления Южной и Северной династий (420–589).

Комплекс также называется «Формула ведения и привлечения Сюй Чжэнь-Цзюня». Возможно, это искаженное имя Сюй Сюнь, который жил при династии Цзинь (265–420) и которому потомки приписали этот комплекс.

Еще одно название комплекс «даосские энергетические упражнения» связано с тем, что еще по одной версии он зародился в даосской среде, где его практиковали для очищения внутренних каналов организма, чтобы открыть их для свободной циркуляции энергии.

Первые письменные упоминания о практике Ба-Дуань-Цзинь найдены в книге «Записки Слушателя – Избранные Истории о Сверхъестественных Существах», автором которой был Хун Май, живший во время правления Южной династии Сун (1127–1279).

В процессе распространения метода произошел раскол на северную и южную школы. Северную приписывают маршалу Юэ Фэю, который разработал несколько упражнений Цигун для укрепления здоровья своих солдат. Движения здесь трудные в исполнении, главное в них – жесткость, часто используется положение Ма-Бу («верхом на лошади»). Эту вариацию Ба-Дуань-Цзинь называют также военными восемью кусками.


Старинные иллюстрации к «8 стоячим кускам»


Южную школу приписывают Лян Шичану, здесь внешне движения проще, главное в них мягкость; их называют также гражданскими восемью кусками. В процессе развития этой школы в ней сформировалась сидячая форма этой практики (8 сидячих кусков).


Старинные иллюстрации к «8 сидячим кускам»


Как всякая «приличная» азиатская практика, Восемь кусков парчи имеют так называемые песенные наставления. Каждый отдельный «кусок» имеет стихотворное наставление, объясняющее глубинный смысл упражнения, поэтому для успешных занятий необходимо его понимать.

Отметим, что такие наставления являются признаком традиционной школы, которая передавалась из поколения в поколение в течение длительного времени. Дело в том, что далеко не все практикующие умели писать, поэтому для сохранения передачи в полноте и целостности они составляли стихи, в которых зашифровывались основные положения школы, понятные только посвященным. Устная, так сказать, стенограмма.

Стоячий комплекс Восемь кусков парчи популярен в Китае, поэтому в исторических документах его разновидностей встречается довольно много, причем все они правильные и имеют одинаковые базовые принципы. Поэтому не очень важно, какой вариант комплекса выбрать. Важно только на самом деле понять суть практики и тренироваться терпеливо и упорно.

Ниже приведены песенные наставления для трех хронологических этапов.


Начало Южносунского периода

1. Откинуть ладонь, поднять вверх для управления тремя обогревателями.

3. На восток и запад независимо тянутся, чтобы успокоить селезенку и желудок.

4. Вновь и вновь ты оглядываешься, превозмогая свои раны и слабости.

5. Большие и малые обращения к небу способствуют проходимости пяти плотных органов.

6. Глотают слюну, пополняя Ци, влево и вправо машут руками.

7. Виляют хвостом, словно угорь, чтобы изгнать болезни сердца.

8. Левой и правой рукой цепляются за ступни, излечивая поясницу.


Династии Чжурчжэней и монголов

1. Откинув, подпирают и одновременно приводят в порядок три обогревателя.

2. Слева печень, справа легкие – как бы стреляют в орла.

3. На востоке печень, отдельно подпирают запад, так проходят руки.

4. Пять усталостей: вращают головой, семь ранений выправляются.

5. Плавающая рыба виляет хвостом – излечивается сердце.

6. Руки цепляются за две стопы – благоприятно для поясницы.

7. Бьют в небесный барабан тридцать шесть раз.

8. Ладонями прикрывают уши, затем постукивают по голове.


Начало периода Гуанской Маньчжурской династии

1. Двумя руками поддерживают небо – благоприятно для трех обогревателей.

2. Влево и вправо натягивают лук, будто стреляют в орла.

3. Чтобы привести в порядок селезенку, нужно отдельно поднять желудок.

4. Есть пять усталостей и семь ранений – взгляд назад направь.

5. Качаешь головой и виляешь хвостом – сердца огонь проходит.

6. Спиною назад семь раз опрокинешься – сто болезней исчезнут.

7. Сведешь кулаки, яростно взглянешь – увеличишь силу Ци.

8. Двумя руками схватишь ступни – укрепишь поясницу и почки.


Настоящие песенные формулы приведены для того, чтобы показать преемственность традиции, которая отчетливо видна хотя бы по совпадению названий движений.

Общие положения

Система Восемь кусков парчи доступна для широкой публики: движения простые, заниматься можно где угодно, нет ограничений по возрасту или физическому состоянию. Трудностей при выполнении комплекса Ба-Дуань-Цзинь, как правило, не возникает, т. к. уровень нагрузки и интенсивность упражнений невысоки и легко регулируются. Отсутствие сложных методов концентрации внимания позволяет изучать систему самостоятельно.

Большинство людей начинают изучать Восемь кусков парчи из-за заметного и сравнительно быстрого оздоровительного эффекта. Этот эффект основан на принципе «спокойное безмятежное сердце и сосредоточенный ум». Когда человек становится спокоен, его нервная система отдыхает и, как следствие, улучшается координация функций различных органов тела. Расслабление всего тела, глубокое и естественное дыхание, плавные движения, управляемые мыслью, приводят к гармонии «внешнего» и «внутреннего».

Сочетание напряжения и расслабления, движения и покоя поддерживает равновесие между Инь и Ян, улучшает циркуляцию крови и Ци, ведет к укреплению организма и улучшению здоровья.

При систематических занятиях отмечается значительное снижение деформации позвоночного столба, улучшение его подвижности, укрепление связок, костей, увеличение силы мышц, амплитуды движений в суставах, что является хорошим средством профилактики остеохондроза, радикулита, артритов. Наблюдается улучшение сердечной деятельности (по данным ЭКГ), стабилизируется артериальное давление, повышается выносливость, быстрее протекают восстановительные процессы после нагрузок.

При регулярных занятиях увеличивается амплитуда движения грудной клетки, эластичность легочной ткани, возрастает жизненная емкость легких, улучшается газообмен в них.

Ритмичные чередования напряжения и расслабления скелетных мышц и диафрагмы улучшают движение крови в брюшной полости, нормализуя перистальтику кишечника, ликвидируя застойные явления в печени.

Упражнения оказывают положительное влияние на метаболизм. В крови занимающихся снижается уровень холестерина, что обеспечивает профилактику атеросклероза. Улучшается обмен веществ в организме, что приводит к уменьшению избыточного веса.

Практика Восьми кусков парчи заметно повышает тонус организма, снимает усталость, уменьшает потребность в сне. Ба-Дуань-Цзинь широко используется как восстановительный комплекс для спортсменов после соревнований, а также людей, чей труд связан с высокими психическими, интеллектуальными и физическими нагрузками.


Принципы выполнения

Не было гвоздя – подкова упала; подкова упала – лошадь захромала; лошадь захромала – командир убит, конница разбита армия бежит. Враг заходит в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя.

О важности точного выполнения даже самых общих принципов


Для приведения в равновесие циркуляции внутренней энергии движения тела должными быть мягкими, округлыми, плавными, спокойными, «просторными», непрерывными и естественными. Выполняются они ни в коем случае не бездумно, а под постоянным контролем ума. Движения не должны прерываться. Если даже это и произошло, то внешняя пауза не прерывает внутренней циркуляции Ци.

Очень важно расслабить тело, для чего нужно выстроить правильную позу (положение тела). Если тело расслаблено, то упражнения принесут значительно больший эффект. Если ум спокоен, то человек легче переносит психологические и физиологические стрессы. Спокойный нейтральный ум дает возможность полностью сконцентрироваться на упражнении. По поводу состояния ума в Цигун есть даже специальная шутка: если мимо мужчины, практикующего Цигун, проходит тысяча обнаженных красавиц, то в его сознании должна промелькнуть только одна мысль: «мимо меня проходит тысяча обнаженных красавиц».

Дыхание должно стать размеренным, глубоким и естественным, сердце должно биться спокойно.

Когда тело, дыхание и ум действуют без принуждения, выполнение упражнений становится естественным (это отнюдь не означает, что процесс практики может быть пущен на самотек, наоборот, только в таком состоянии ум способен полностью контролировать процесс).

Для того чтобы облегчить процесс расслабления тела и успокоения ума, можно представлять, например, текущую воду или плывущие облака.

Начальную стадию можно разбить приблизительно на три этапа:


1. Правильные положения тела (в том числе стойки).

2. Правильное выполнение движений.

3. Понимание усилия в каждом упражнении.


При выполнении упражнений необходимо учитывать свой возраст и физическое состояние и в соответствии с этим самостоятельно выбирать интенсивность и уровень нагрузки.

Если продолжительность занятий, количество повторений и интенсивность выполнения движений определены правильно, то после тренировки ум, тело и Ци обретают равновесие, что тут же начинает сказываться и на повседневной жизни.

Минимальное количество повторений каждого упражнения комплекса – 3 раза в каждую сторону (если «кусок» делается только в одну сторону, то 6 раз). По мере роста мастерства и увеличения энергетического потенциала можно увеличивать количество повторений каждого упражнения до 24 раз.

Существует несколько способов практики «Восемь кусков парчи»:


1. Как отдельный комплекс:

Первый раз упражнения Восемь кусков парчи лучше всего выполнить утром сразу же после пробуждения. В идеале их можно сделать два раза: первый раз – для пробуждения организма и легкой разминки мышц. Второй – с соблюдением всех правил, когда сознание уже пробудилось.

В середине дня (примерно в 15–16 или 18–19 часов) – для стимулирования активности мозга и релаксации всего организма.

Вечером, непосредственно перед сном и обязательно после захода солнца, с целью очистить сознание после дневных забот, снять накопившуюся усталость.


2. В составе тренировки в боевых искусствах:

В этом случае упражнения Ба-Дуань-Цзинь могут быть выполнены несколько раз в течение тренировки.

В начале, для концентрации внимания и устранения отвлекающих мыслей.

В конце, для восстановления организма.

Можно выполнить несколько упражнений по выбору после интенсивных нагрузок, сложных комплексов, поединков и т. д.


При любом режиме занятий соблюдение правильного режима дня повышает эффект от выполнения упражнений комплекса Ба-Дуань-Цзинь. Не следует форсировать тренировки, т. к. скорость достижения результата зависит от особенностей каждого человека. Самое главное – это постепенность и постоянство.

Ба-Дуань-Цзинь прекрасно дополняется другими практиками (некоторые из этих практик были упомянуты выше). В частности, общепринятым считается его сочетание с самомассажем, столбовым стоянием (Чжуан-Гун), Тай-Цзи-Цюань, сидячей медитацией. Также после него хорошо просто читать и учиться.

Выполнение комплекса Ба-Дуань-Цзинь

Даже путь в тысячу Ли начинается с первого шага.

Древняя китайская пословица, иногда приписываемая Лао-Цзы

Выполнение комплекса Ба-Дуань-Цзинь просто начинается с первого упражнения.

Наша трактовка для нашего случая


Как отмечалось выше, существует много «правильных» разновидностей стоячего комплекса Восемь кусков парчи. После изучения и сравнительного анализа достаточно большого количества вариантов авторами (несмотря на их несомненную приверженность традиционным вариантам У-Шу и Цигун) для описания в данной книге была выбрана современная модификация комплекса, составленная Всекитайской Ассоциацией Оздоровительного Цигун.

Это связано со следующими причинами.

Первое и самое важное, комплекс целиком выдержан в традиционной манере и полностью сохраняет «вкус» настоящего Цигун.

Из всех изученных вариантов – этот, пожалуй, внешне самый простой и безыскусный.

И, наконец, к восьми традиционным добавлены начальное и заключительное упражнения. Первое из них является одной из модификаций знаменитого «Чжуан-Гун» (столбового стояния), а последнее – «собиранием Ци». Оба они представляются весьма ценным и естественным дополнением к комплексу.

Начальное упражнение (краткое стояние в столбе)

Традиционный комплекс Ба-Дуань-Цзинь не начинается с успокаивающей медитации. Для этой цели предназначена дополнительная поза (условно назовем ее «нулевой»).

Реализация

Упражнение выстраивает структуру тела, гармонизирует поток Ци, успокаивает ум, регулирует дыхание и расслабляет внутренние органы.

Выполнение

1. Стать прямо. Пятки вместе, руки свободно свисают вдоль туловища. Взгляд направлен прямо и вдаль. Дыхание медленное, ровное. Сделать несколько вдохов и выдохов, мысленно направляя воздух в Дань-Тянь (рис. 0–1).


Рис. 0–1


Рис. 0–2


Рис. 0–3


2. Перенести вес тела на правую ногу и сделать шаг в сторону левой ногой на ширину плеч. Стопы параллельно. Руки поднять на уровень бедер, ладонями назад. Взгляд направлен прямо и вдаль (рис. 0–2).

3. Слегка согнуть колени. Руки поднять на уровень пупка и сформировать «позу объятия шара». Кончики пальцев приблизительно на расстоянии 10 см друг от друга (рис. 0–3).

Кусок 1. «Обеими руками поддерживать небо и подогревать тройной обогреватель»

Обе руки поддерживают Небо для регулирования Сань-Цзяо (Тройного обогревателя); Сань-Цзяо пропускает Ци свободно и плавно, болезни исчезают. Поверни ладони к Небу и подними обе руки. Выпрями грудь, выпрями поясницу. Встань прямо и замри. Занимайся долго, тело станет сильным, а ты будешь счастливым.

Песенное наставление к первому куску


В китайской традиционной медицине существует понятие «Сань-Цзяо». Наиболее часто это переводится как Тройной обогреватель, что, скорее всего, связано с тем, что этот термин вначале был переведен с китайского на английский как triple heater (или triple warmer), а уже затем (дословно) на русский. Переводом, более приближенным к оригиналу, представляется «Три печи» или «Три очага».

Первый обогреватель – область над диафрагмой; второй – область между диафрагмой и пупком; третий – область между пупком и пахом. Они отвечают соответственно за питание, дыхание и выделение. Обогреватели включают в себя энергетические центры для целого ряда зон. Например, нижний – для меридианов печени и почек, средний – для легких и сердца и т. д. Считается, что неправильное продвижение энергии в трех обогревателях является основной причиной нарушения циркуляции Ци в других органах.

При выполнении первого упражнения происходит разогрев каждой из этих трех энергетических зон за счет движения Ци снизу вверх по переднесрединному меридиану.

В первой фазе упражнения пальцы рук соединяются между собой, ребра ладоней расположены напротив точки Ци-Хай, на уровне нижнего Дань-Тянь.

На вдохе руки поднимаются вверх, вдоль переднесрединного меридиана, локти направлены вниз. Важно, чтобы вместе с руками вверх не поднимались грудная клетка и плечи.

Когда ладони доходят до уровня среднего Дань-Тянь (точка Тянь-Чжун), ладони разворачиваются от себя. Затем на вдохе руки поднимаются прямо вверх. Взгляд следует за ладонями вверх. Когда руки выпрямляются над головой, взгляд переводится вперед вдаль.

Затем руки разводятся в стороны и плавно опускаются вниз. На уровне нижнего Дань-Тянь пальцы вновь соединяются, заканчивая таким образом цикл. При подъеме рук мышцы туловища растягиваются, а при опускании расслабляются, обеспечивая свободный поток Ци. Повторение этих движений регулирует продвижение Ци по трем обогревателям. Когда оно становится плавным, внутренние органы расслабляются и оздоравливаются.

Самой важной (именно она и послужила основой для названия упражнения) считается фаза, когда руки подняты, ладони повернуты вверх и находятся прямо над макушкой. Позвоночник должен быть выпрямлен («натянут, но не напряжен»). Положение тела вертикальное, руки как бы притягиваются к небу, а ноги – к земле. За счет этого человек растягивается, становясь проводником, соединяющим Небо и Землю.

Кроме воздействия на три обогревателя упражнение имеет еще один аспект – воздействие на энергетическую сферу вокруг физического тела.

Чтобы понять, о чем идет речь, нужно знать, что в Цигун выделяют три круга циркуляции энергии:


1. «Малый в Малом Небесный круг», или циркуляция энергии в нижнем Дань-Тянь.

2. «Малый Небесный круг» – циркуляция энергии по передне– и заднесрединному меридианам.



3. «Большой Небесный круг», когда в круговорот помимо корпуса и головы включаются руки и ноги (иногда в практиках высшего уровня, как, например, в Чань-Ми-Гун, большим кругом считается движение Ци по пути Небо – Человек – Земля – Человек – Небо и т. д.).


Кроме этих трех кругов выделяют еще внешнюю энергетическую сферу (на Западе ее называют аурой), которую можно описать как спроецированный вовне большой небесный круг. Эта сфера образуется, когда энергия накапливается в изобилии и выходит за пределы физического тела человека.

У среднего здорового человека эта сфера имеет форму овала. Ее верх находится чуть выше головы, а низ на 20–30 см уходит в землю. Чем здоровее и энергичнее человек, тем шире границы сферы. В контексте этой концепции первое упражнение направлено на то, чтобы растянуть энергетическую сферу по вертикали.

Философский смысл этого куска парчи состоит в том, что при поднятии рук вверх внутренняя сила сосредоточивается в ладонях, где начинаются все ручные меридианы. Это и есть скрытая суть фразы: «Поднимая двумя руками небо». Древние считали, что «Поднять небо» означает поднять бесконечную, необъятную, тяжелую вещь, совершить значительное деяние.

Кроме того, вытягиваясь к небу и опираясь ногами о землю, человек как бы соединяет Небо и Землю, становится с ними единым целым.

Собственным телом не владеешь! Как же надеешься найти Путь и им овладеть?

Будда

Цигун — это общее название многочисленных практик китайской традиции саморазвития и самосовершенствования. К ним относится великое множество всевозможных систем, упражнений и конечно целых школ.

Самое популярное разделение среди разновидностей цигун — это разделение на жёсткий цигун и цигун для продления жизни. Конечно это разделение весьма условно, потому что если приглядеться, то границы легко стираются и уже не понять что где.

Когда рядовой китаец узнает, что вы практикуете цигун, то один из первых вопросов: "можешь ли ты разбить камень?" Почему?

Потому что люди думают, что вы занимаетесь жёстким цигун. Да именно жёсткий цигун наиболее известен в Китае у простого люда. Его активно пропагандируют, показывают в качестве шоу в цирках и на улицах.

Так что же такое "жёсткий цигун"? Насколько он действительно жёсткий и для чего нужен? Давайте попробуем разобраться.

Само название жёсткий — или ying (?), появилось по двум причинам:

  • Представители данного направления тренируются в разбивании твёрдых предметов, сгибании железных предметов, то имеют дело со всевозможными твёрдыми вещами.
  • Представители жёсткого цигун тренируют своё тело переносить непомерные нагрузки и внешние воздействия, часто смертельно опасные. Попросту говоря делают своё тело "твёрдым" как камень.

Большая часть методов жёсткого цигун относится к всевозможному закаливанию. По средствам регулярных внешних воздействий, ткани тела меняют свою структуру и становятся менее восприимчивыми к боли, воздействию колющих и режущих предметов. Яркими представителями жёсткого цигун являются комплексы "железная рубашка", "алмазный палец", "8 кусков парчи", "Канон изменения мышц и сухожилий".

Для чего использовался жёсткий цигун и откуда взялась такая традиция?

Всему виной боевые искусства, которые, как известно, очень распространены на территории Китая. Для воина было очень важно защитить себя, уязвимые части тела. Сделать так, чтобы потенциальному сопернику было крайне трудно причинить вред в схватке.

Кроме этого благодаря жёсткому цигун человек фактически превращал своё тело в супероружие. Поразительная сила, выносливость, крепость суставов и костей. Все эти возможности открывались перед тем, кто практикует жёсткий цигун. Человек мог безболезненно переносить тычки ножом, копьём, удары руками и ногами. Также адепт жёсткого цигун мог стоять подобно горе и лёгким касанием отбрасывать от себя противников. Кстати именно поэтому жёсткий цигун часто называют боевым цигун.

Однако со временем, когда схваток стало гораздо меньше и конфликты стали решать более гуманными способами, необходимость в сверхразвитии своих физических показателей постепенно перестала быть такой актуальной. Именно поэтому жёсткий цигун постепенно перешёл в разряд циркового шоу.

Однако есть и другая сторона жёсткого цигун. Слово Ying можно перевести не только как жёсткий, но и как твёрдый, грубый цигун. Зачем нам знать эти нюансы перевода?

Дело в том, что та самая существенная часть, которая отличает жёсткий цигун от цигуна для продления жизни — это его "грубая" или телесная ориентация. То есть большинство упражнений различных комплексов жёсткого цигун ориентированы на улучшение скорее внешних или правильнее сказать поверхностных параметров физического тела: сила выносливость, развитие мышц, суставов, костей, связок. В то время как цигун для продления жизни ориентирован уже больше на медитацию, работу с психикой, внутренними органами и другими сложными внутренними системами. То есть на работу с более тонкими материями.

Сегодня многочисленные комплексы жёсткого цигун приобретают новое рождение. Ими активно занимаются люди, не ради достижение сверхъестественных боевых качеств, а ради здоровья и поддержания физических параметров. Так, например, жёсткий цигун помогает сохранять гибкость, помогает поддерживать суставы в здоровом состоянии, помогает при профилактике проблем спины и позвоночника, а также при проблемах с костями, мышцами и связками.

Для многих людей практикующих жёсткий цигун — это стало разновидностью утренней гимнастики.

В силу высокой оздоровительной эффективности комплексы жёсткого цигун полюбили и в китайской медицине. В некоторых клиниках их прописывают практически при любых проблемах, ведь они, как правило, очень просты, не имеют противопоказаний и при этом помогают эффективно восстановить состояние тела за достаточно короткие сроки.

Подготовка к медитативной практике

Я писал, что грань между жёстким цигун и цигун для продления жизни очень тонка. Почему? Потому что на самом деле жёсткий цигун является первым этапом работы с собой. Крепкое и выносливое физическое тело, которое получит практикующий при регулярном выполнении предписаний жёсткого цигун, не будет мешать, и станет верным помощником при дальнейшей практике медитации.

Такой же подход можно увидеть и во многих других традициях, самой яркой из которых является, пожалуй, индийская йога. В индийской йоге, суть которой в своих сутрах описал Патанджали, известный индийский учёный-практик, живший во 2-м веке д.н. эры, есть различные этапы, которые должен освоить адепт. Начинается практика с тела: выполнение асан. За этим этапом следуют более высокие и сложные этапы — это медитация, которая приводит к овладению своей психикой. То есть йога-асаны, так популярные сегодня, служат в роли начальной зарядки для тела и не направлены на глубокую работу. Для этого есть медитация.

Таким же образом всё обстоит и в цигун. Часто при комплексном подходе, жёсткий цигун используется для поддержания физического тела, силы, выносливости и прочих параметров. Далее адепт осваивает более сложные медитативные техники. Но на самом деле не так принципиальна очерёдность освоения. Главное как вы используете полученные навыки и знания далее. Понимать, что есть основное, а что второстепенное, подготовительное в вашей практике.

Это не значит, что медитацию не удастся освоить без жёсткого цигун, конечно же нет. Однако если использовать медитативную практику совместно с жёстким цигун — это принесёт более яркие результаты. Тело не будет страдать от недостатка внимания, в то время как ты будешь занят развитием своей психики в медитативных практиках.

Разновидности динамического жёсткого цигун

Существует огромное количество разновидностей комплексов, которые можно отнести к жёсткому цигун. Общей их характеристикой является то, что все они составлены из динамических упражнений и поэтому часто называются ещё и динамическим цигун. Самые известные из них: И Дин Дин, У Цинь Си (Игры пяти зверей) и Ба Дуан Тин (8 кусков парчи).

И дин дин — это канон изменения мышц и сухожилий. Комплекс, автором которого является легендарный основатель чань-буддизма Бодхидхарма, индийский принц и монах, который некоторое время жил и проповедовал на территории Китая. Бодхидхарма остановился близ монастыря Шаолинь и на одной из местных гор в пещере провёл 9 лет в непрерывной медитации лицом к стене. Считается, что после того как Бодхидхарма закончил свою медитацию, его тело, мышцы и связки были так ослаблены, что он даже не мог встать. И именно практика И Дин дин, помогла ему быстро восстановить своё физическое состояние и вдохнуть в себя жизнь. По легендам, великий аскет, спустившись с горы, обнаружил, что местные монахи-буддисты совсем не уделяли внимание физическому телу, называли его "Вонючим мешком с костями" и всё время посвящали чтению священных текстов и медитации. При этом тело попросту не выдерживало, монахи часто болели и рано умирали. Из-за слабости тела, качество медитации также было очень низким, монахи не могли медитировать подолгу и, в итоге, попросту не успевали получать плоды от своей практики. Тогда Бодхидхарма объяснил важность ухода за телом и научил монахов комплексу И Дин дин, разновидности жёсткого цигун, для поддержания тела. Считается, что именно из этого комплекса в последствии родились некоторые виды боевых искусств, которыми по сей день знаменит монастырь Шаолинь.

8 кусков парчи

Это одна из легендарных разновидностей динамического жёсткого цигун. Этот комплекс произошёл из легендарного комплекса И дин дин, путём упрощения и дополнительной обработки. Упрощение однако не привело к снижению эффективности, но напротив — позволило гораздо большему количеству людей освоить этот комплекс и взять себе на вооружение.

Так же как и его знаменитый предок, "8 кусков парчи" и принципы по которым он работает, является основой для многих видов боевых искусств. Но конечно в первую очередь он носит оздоровительный и общеукрепляющий характер.

Название "8 кусков парчи" или "Ба Дуан Тин", называется так, потому что состоит из 8-ми упражнений. Парча — это разновидность редкой и дорогой ткани, так подчёркивают ценность этих упражнений. И наконец почему ткань? Здесь идёт отсыл к тканям человеческого тела. Таким образом, "Ба Дуан Тин" — это восемь ценных упражнений для развития тканей тела.

Способы выполнения. Существует три разновидности этого комплекса: лёжа, сидя и стоя. Необходимость в этих разновидностях связана с разным состоянием, в котором может быть человек, приступающий к практике. Помните историю о Бодхидхарме? После своей длительной практики он был так ослаблен, что мог только лежать. Затем с помощью выполнения упражнений в положении лёжа, он научился сидеть, продолжал выполнять их сидя и, наконец, поднялся.

Легенда о маршале Юэ Фэе

Маршал Юэ Фэй был одним из учеников Бодхидхармы. После смерти великого наставника он был назначен руководить боевыми действиями в одной из отдалённых провинций. Его армия была сильна, но враг окопался в городе-крепости. Кроме прочего, город был заранее предупреждён и готов к длительной осаде.

Армия Юэ Фея расположилась лагерем у стен города. Спустя какое-то время боевой дух солдат стал падать и в лагере поселились болезни. Юэ Фей увидев это, понял, что если враг откроет ворота, они легко победят его армию. Нужно было что-то немедленно делать. И тогда он решил обучить своих солдат знаниям, полученным от Бодхидхармы.

Так как большая часть армии была простыми крестьянами, но в тоже время нужно было быстро помочь им прийти в форму, Юэ Фей переработал и упростил сложную систему "И Дин дин" до 8-ми упражнений. Он выбрал самое важное, только самые эффективные упражнения и обучил им своих солдат. Это и был комплекс "8 кусков парчи". Его задача была проста — сделать тела воинов сильными, крепкими, выносливыми, поднять боевой дух. И чтобы всё это произошло в кратчайшие сроки.

Солдаты за считанные недели окрепли и болезни покинули их тела. Когда враг наконец открыл ворота и вышел на сражение, армия Юэ Фея легко их победила.

Сухожильные практики мира: аналоги жёсткого цигун

В большинстве серьёзных систем саморазвития и самосовершенствования можно найти примерные аналоги сухожильных китайских практик. Выше я уже писал о индийской хатха-йоге, однако она не единственная. В процессе самоиследования практикующие по всему миру рано или поздно "создавали" подобные практики. Ведь тело работает везде и всегда по одним и тем же законам. Так, например, у индейцев существовали практики, которые в последствии восстановил или точнее возродил антрополог и писатель Карлос Кастанеда. Эту практику он называл Тенсегрити. Во многих культурах сухожильные динамические практики постепенно утратили свой смысл и превратились в подобие ритуальных танцев. Так, например, происходило в Юго-Восточной Азии, частично в Индии.

8 кусков парчи: три аспекта

При изучении комплекса 8 кусков парчи происходит поэтапное его освоение. В школе У Дао пай мы делим его на три этапа: тело, тело+дыхание, дыхание+ внимание. Напоминаю, что внимание и есть та самая энергия, для тех кому интересен в комплексе именно этот аспект.

Вариантов этого комплекса на территории Китая также очень много. В школе У Дао пай изучаются его глубинные аспекты: влияние отдельных упражнений на конкретные органы, эмоции, ткани тела, работа с дыханием и конечно техника безопасности.

При этом, простой с виду комплекс действительно даёт практикующему целый ворох полезных навыков: выносливость и физическую силу — это актуально для спортсменов. Крепкие суставы, гибкие связки, здоровые мышцы спины и всего тела — всем кто интересуется поддержанием здоровья. Красивое тело, ловкость, подвижность — наверное всем без исключения.

Нигде не умели так хорошо заботиться о своем здоровье и чувствовать нужды своего организма, как в Древнем Китае. Китайцы изобрели множество лекарств, комплекс упражнений, техник. Китай это родина самых эффективных массажей, уникальных лекарств из трав, различных комплексов направленных на улучшение здоровье человека.

Одним из таких лечебных комплексов является уникальная методика «8 кусков парчи». Обучится этой методике и с ее помощью существенно улучшить здоровье можно благодаря этому обучающему видео, которое просто и доступно расскажет об основных упражнениях этой методики.

Видео-обучение «8 кусков парчи»

История возникновения комплекса «8 кусков парчи»

Лечебный комплекс «8 кусков парчи» появился в Древнем Китае. Данная методика уже существует более 800 лет. Вообще существует несколько версий ее возникновения. Однако общепринятая официальная версия гласит, что создателем «8 кусков парчи» был великий полководец Юэ Фэй. Это известный национальный герой Китая, который возглавлял оборону страны от варваров. В смутные времена для Китая он показал себя как мудрый и бесстрашный воин, маршал и полководец. Он серьезно занимался боевым искусством и создал данный курс для улучшения здоровья солдат, восстановления их сил после боя.

По еще одной, довольно популярной версии, данная лечебно-профилактическая методика была создана даосскими мастерами. Как бы то ни было, тысячи людей оценили эффективность этого курса и стали его активно практиковать. В том числе и шаолиньские монахи стали его активно использовать как одно из базовых упражнений перед занятиями ушу.

Важные особенности курса «8 кусков парчи»:

  1. Данная методика сочетает в себя расслабленность и твердость, спокойствие и концентрацию. Во время выполнения упражнения все мышцы тела должны быть максимально расслаблены, и все движения выполняются при помощи легких силовых импульсов. Упражнения сочетают раскрепощенность и собранность, релаксацию и внимательность. Все движения должны быть мягкими, плавными без резких переходов и рывков.
  2. Внимательно следите за дыханием. Ритм дыхания должен быть ровным и спокойным. Лучше всего во время занятий применять технику глубоко дыхания. Перед тем, как приступить к упражнениям, несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Это поможет расслабиться и настроится на упражнения. Далее дыхание должно быть максимально естественным и спокойным.
  3. Все движения курса необходимо выполнять медленно, равномерно, легко и непринужденно. Концентрируем свое внимание на Даньтяне(энергетический центр, который находится внизу живота, на 2 пальца ниже пупка). При этом центр тяжести будет постепенно опускаться и будет возникать легкое ощущение наполненности в нижней части тела и пустоты в верхней.
  4. Существует два варианта упражнений: сидя и стоя. Первый вариант более спокойны и умиротворенный, его советуют выполнять рано утром, когда организм еще не до конца проснулся. Более динамичный способ выполнения упражнений – стоя. С этими упражнениями справятся люди любых возрастов и с любой физической подготовкой.

Комплекс положительно влияет на весь организм, оздоравливая и укрепляя его. Наибольшего рассвета данная методика получила в наши дни. Сейчас она популярна как никогда, почти все слои населения в Китае регулярно практикуют ее.