Из чего состоит телега для лошади. Телега для лошади: как сделать и запрячь самостоятельно

Телега для лошади – вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе распространенный в сельских местностях транспорт. Во многих регионах нашей страны некоторые жители до сих пор предпочитают перемещаться на лошади – для перевозки грузов или людей, а также в развлекательных целях. С помощью скакуна можно перевозить негабаритные предметы, вспахивать землю, перемещаться по своим личным нуждам.

Годами ранее в селах работали мастера по изготовлению различных моделей телег, сегодня же найти таких специалистов довольно сложно. Придется покупать готовую конструкцию либо сделать ее самостоятельно. Об этом наша сегодняшняя статья.

Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

Таблица 1. Конструкция ходовой части

Элементы Описание
Оси Имеется задняя и передняя ось.
Колеса Располагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
Стойки Находятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
Роспуск Требуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
Оглобли Закрепляются на передней оси.

Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

Разновидности телег

С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

Пассажирские

Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

Название Страна Применение Характеристики

Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года. Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями.

Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. Использовали для отправки посылок и писем в различные города. На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки.

Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. Использовалась для перемещения людей по разным городам. Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом.

Появился в XVIII. Страна производства – Америка. Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.

Появился во французских городах в самом начале XIX века. Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

  1. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
  2. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
  3. Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.

Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

Грузовые

Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

Безосные

Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.

Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.

Последовательность изготовления разных телег для лошадей

Важно заранее спроектировать точный размер готовой конструкции. В старину изготавливали телеги длиной около трех метров и шириной до полутора метров. Можно взять такие размеры за основу.

Пошаговая инструкция по изготовлению телеги

Инструменты для изготовления телеги:

  • доски;
  • сварная конструкция;
  • аппарат для сварочных работ;
  • колеса;
  • трубы из металла;
  • молоток;
  • гвозди;
  • план конструкции.

Таблица 3. Технология по изготовлению телеги

Иллюстрация Описание
Для начала требуется изготовить ходовую часть конструкции. При отсутствии соответствующих навыков сварных работ, рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам. Раму и ось изготавливают из металла или труб.
Далее изготавливаем стационарную и передвижную ось. По завершению всех работ следует определиться с типом повозки. При наличии дышловой конструкции делаем держатель. Оглобли следует приварить к передней стационарной оси.
Следует завершить конструкцию ходовой части. При необходимости можно установить тормоза.
Далее следует спроектировать кузов телеги. Для таких целей вырезают доски определенной длины и ширины и скрепляют их между собой. Оглобли изготавливают как из металла, так и из дерева. Дышло конструируют из древесины.
В кузов телеги можно поместить мягкую лавочку.

Пошаговая инструкция по изготовлению саней

Перед тем, как приступить к изготовлению саней, важно определиться с материалом полозьев — их можно сделать из металла или древесины. Чтобы изготовить конструкцию из дерева потребуются соответствующие навыки. При выборе же металлических изделий, их придется выковать в специальном цехе.

Для изготовления саней потребуются следующие материалы:

  • доски;
  • непромокаемая фанера;
  • листы металла;
  • профили;
  • трубы;
  • инструменты для обработки дерева;
  • план конструкции.

Таблица 4. Технология изготовления саней

Иллюстрация Описание
Полозья лучше делать металлическими. Потому что это наиболее долговечная конструкция. Для таких целей потребуется нержавеющая или углеродная сталь. Изготавливают полозья из железного полотна или труб. Для того чтобы их согнуть, потребуется посторонняя помощь.
После чего изготавливают поперечные стойки и перекладины. Располагаются они с обеих сторон. Части закрепляют при помощи сварки.
Важно предусмотреть тормоза в санях. Делаются они довольно просто в виде конструкции из резины с рычагом.
К передней части присоединяются пластины из металла. После чего к ним крепят оглобли. По завершению работ, следует начинать проектирование кузова. Кузов саней делают из дерева по собственным предпочтениям. Его можно обшить поролоном и мягкой тканью для большего удобства.
Оглобли крепят в последнюю очередь.

Пошаговая инструкция по изготовлению кареты

Необходимые материалы для изготовления кузова кареты:

  • брус;
  • влагоустойчивая фанера;
  • мягкий поролон;
  • гайки;
  • болты;
  • пластик;
  • краска;
  • клей;
  • инструменты для обработки дерева;
  • материал для обшивки.

Таблица 5. Процесс изготовления кузова кареты

Иллюстрация Описание
Для кузова кареты следует взять прочную фанеру, которая не деформируется при воздействии влаги. Потому что повозка будет использоваться в различную погоду. А затем на поверхности фанеры следует расчертить все детали.
Далее с помощью электропилы следует вырезать все детали из фанеры. Должны получиться 4 основные детали, разные по размеру. Затем они будут соединяться между собой. В полученных заготовках следует сделать отверстия для окон с помощью лобзика. Потребуется сделать предварительные отверстия в фанере, чтобы лезвие лобзика нормально входило в полотно.
Необходимо соединить полученные детали болтами и строительным клеем. Закручивать болты следует только после того, как клей полностью затвердеет. Конструкцию лучше оставить на некоторое время.
Когда стенки полностью обсохнут можно закреплять днище и потолок кареты. Желательно изготавливать дно из прочной фанеры.
Раму изготавливают из деревянного щита, углы обрабатывают с помощью напильника и зачищают наждачной бумагой. При проектировании рамы, следует оставить место для пассажиров и кучера. После установки окон, проемы оббивают пластиком. Можно изготовить пластмассовые решетки.
Сидение делают из оставшейся фанеры. Их можно оббить поролоном и тканью.
По завершению работ, кузов следует покрасить влагоустойчивой краской.

Самостоятельное изготовление такого средства передвижения потребует усилий и времени. Однако мастер сможет спроектировать конструкцию по индивидуальным чертежам, и готовые детали нужно будет лишь собрать, как конструктор.

Как запрягать коня?

Для новичков этот процесс может быть довольно трудоемким в первое время, и потому, прежде чем начать какие-либо действия, следует изучить конструкцию повозки и упряжи, чтобы понять, как именно «соединить» скакуна и повозку.

Потребуется выполнить следующие действия:


Новичку потребуется помощь профессионала, чтобы выполнить подобные действия, однако со временем этот процесс будет проходить без посторонней помощи.

Видео – Как запрячь лошадь в дуговую упряжь?

Подводим итоги

Проектирование телеги – это интересное занятие, требующее творческого мышления, а также отличная идея для организации бизнеса. Однако начинающим мастерам потребуется изучить некоторые нюансы изготовления повозок и уже после того, как готовы чертежи, закупать материалы и приступать к работе.

Видео – Процесс изготовления телеги

16.11.2017

Если у вас есть лошадь, тога вы, наверное, используете ее, как средство для передвижения. Лошади могут перевозить не только людей, но и большие грузы. Для этого, люди делают повозки. Кто-то задумывается о том, как сделать самому телегу. Если серьезно подойти к этому вопросу, тогда сделать телегу для лошади вполне реально.

В этой статье вы узнаете, какие бывают виды телеги, как их строить. Особое внимание мы уделим чертежам.

Что такое телега, её разновидности

Телегой называют повозку, которую тянет запряженный крупный рогатый скот. Еще телегу могут называть гужевой повозкой. Такой способ передвижения разрешен законом, по дорогам общего пользования.

Есть три вида телеги:

  1. Тележка,
  2. Дроги,
  3. Полок,
  4. Экипаж.

Дрогами называют, длинную повозку без кузова. Тележку используют для перевозки людей. В ней есть сидения для пассажиров и извозчика. Полок используют для перевозки крупных предметов.

Современные телеги - сферы использования

В современном мире используют три вида телег. Первый вид – это пассажирская телега. Часто ею пользуются, как обычные сельские жители, так и горожане. В некоторых местностях, повозки – это основной способ передвижения.

Второй вид телеги – это грузовая. Благодаря ее крепкому составу, на ней можно перевозить разные тяжелые грузы. Если у человека есть лошадь, тогда ему не нужно нанимать машину, чтобы перевезти вещи или сено.

Третий вид телег – это безосные, то есть бесколесные сани. Такой вид телег хорошо использовать зимой, когда выпал рыхлый снег. Важно отметить, что скорость лошади с телегой достигает 6 км в час.

Как изготовить простую телегу для лошади своими руками

Чтобы приступить к изготовлению телеги, нужно хорошо продумать, как сделать все ее элементы. Важно правильно сделать ходовую часть транспорта, так как - это ее главная составляющая. В нее входят:

  • Передняя и задняя ось,
  • Рама,
  • Колеса,
  • Стойки для амортизации.

Переднюю ось нужно сделать так, чтобы телега могла поворачивать, а заднюю – стационарной. Если вы делаете дуговую одноконную телегу, тогда нужно особое внимание уделить изготовлению оглобли. Для пароконной телеги, главным элементом является дышло.

Необходимые материалы и их количество

Перед тем, как начать делать телегу, нужно иметь такие материалы и инструменты:

  • Инструмент для сварочных работ,
  • Деревянные доски,
  • Трубы или металлический профиль,
  • Сваренная рама и металлические колеса,
  • Молоток,
  • Гвозди,
  • Чертежи повозки,
  • Инструмент для работы с деревом.

Количество материала будет зависеть от размера телеги, ее предназначения и вида. Чаще всего, повозку делают их дерева. Ширина телеги должна быть 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота повозки подгоняется под метр, но нужно учитывать размер лошади и предназначение повозки.

Чертёж с комментариями

Чтобы сделать повозку, вначале нужно сделать чертеж телеги. Она имеет такой общий вид.

Если разделить ее на части, то она состоит из оси, рамы и навесной комплекции. Ось телеги выглядит так.

Теперь нужно сделать раму.

В конце, нужно сделать навесную комплекцию.

Вот так выглядит поэтапное строение телеги. Выполняя чертеж, нужно знать размеры повозки и придумать, какой формы она будет. Если вы правильно нарисовали чертеж, тогда вам будет легче делать повозку.

Инструкция по изготовлению, с секретами и нюансами

Сделать телегу для лошади можно из дерева или железа, но мы поговорим, как сделать деревянную повозку. Работа состоит из трех этапов.

  1. Сделать ось из бруса. Некоторым тяжело сделать ось из дерева самостоятельно, поэтому они зазывают его у специалистов. Детально о том, как сделать ось, можно узнать из ролика.
  2. Изготовить раму. Для этого нужно взять брус и прикрепить к нему, с одной стороны брусок, а с другой - поворотный механизм. К каркасу рамы нужно прикрепить заднюю ось. После этого, соберите поворотный механизм. Для крепости, прикрепите дополнительные брусья по бокам оси.
  3. Делаем навесную комплекцию. К каркасу рамы прикрепите дно повозки. По краям дна нужно прикрепить две доски. Вырезав торец телеги, прикрепите его к каркасу. К каждому торцу, нужно прикрепить две доски. Цепляем колеса и крепим оглобли.

Вот и готова наша телега. Ее можно украсить резьбой по дереву. Если хотите, прикрепите к ней сидения.

Где и как купить, цена

Купить телегу можно в интернете или в магазине. Если вы хотите купить повозку в магазине, найдите адрес ближайшего филиала в интернете.

Обычная повозка для грузов не дорого стоит, ее цена составляет - 28000 рублей. Стоимость этого средства для передвижения зависит от размера, типа, изготавляемого материала и другое.

Как правильно запрягать лошадь в телегу?

Чтобы запрячь лошадь, нужно знать о всех деталях упряжки и их предназначения. В зависимости от индивидуального строения лошади и количества животных, хозяин выбирает необходимый вид упряжи. Важно, чтобы упряжь не причиняла дискомфорта животному и в то же время не болталась на нем.

Каждый вид упряжи, а их три, имеет свои особенности, поэтому посмотрите видео, как запрягать лошадь в каждой из них.

Оглобельно-дуговая запряжка

Оглобли – это две прямые палки, которые крепятся одной стороной к оси повозки. Оглобельно-дуговую запряжку используют, когда запрягают три лошади.

Не всегда лошадь хочет вести телегу. Проблема заключается в том, что хозяин не правильно запряг лошадь в телегу, вот почему лошадь и не тянет телегу.

Постромочно-дышловая запряжка

Дышло используют при парной упряжи. Комель дышла присоединяют к единственной оси повозки, вершину присоединяют к хомутам. Дышло помогает везти за собой всю повозку. Тяга осуществляется благодаря постромке.

Для справки! Еще постромочно-дышловую запряжку используют при упряжке четырех коней.

Постромочная запряжка

Постромочная запряжка используют в сельскохозяйственных роботах или с повозками, у которых есть тормоза, так как сама запряжка не может сдерживать телегу. Эта запряжка очень простая, так как в ней нет оглоблей и дышла.

Телега – не только средство передвижения

Некоторые думают, что телеги нужны только для того, чтобы ездить в лес и привозить сено, но это не так. Назначение у телеги может быть разное, например:

  1. Грузовое,
  2. Пассажирское,
  3. Боевое,
  4. Специализированное.

То есть, повозки используют для того, чтобы перевозить почту, тяжелые предметы или крупногабаритные грузы. Мало того, кочевники могут использовать повозку для временного жилища. Также специализированные повозки используют для передвижной церкви, передвижного медицинского пункта и полевой кухни.

Пословицы и крылатые фразы, связанные с телегой

Есть много пословиц связанных с телегой, например:

  1. Вертеться как мельница, тарахтеть как телега.
  2. Готов летом сани, а зимой телегу.
  3. Живем в неге, а ездим в телеге.
  4. Мажет Клим телегу, едем в Крым по репу.

Очень известная цитата из поэмы А.С.Пушкина «Полтавка»: «В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань».

Телега в сонниках

Бывает, что людям сниться телега. Сонники по-разному истолкуют такой сон. Например, современный сонник говорит, что телега символизирует перемены в жизни. Если телега позади, значит, вы с ними успешно справитесь, если же вы сидите на телеге не устойчиво значит, они вас сломают.

На самом деле, если человек верит соннику значит, он программирует себя на то, что говорит сонник и не пытается сам строить свою жизнь, а подкатывает ее под разные книги. Сонники создали люди, поэтому не нужно верить всему, что они говорят.

Лошадь с телегой в Black desert

Даже в такой игре, как в Black desert есть лошадь с телегой. Телегу часто используют, как средство передвижения. В данной игре, в основном, используют лошадь без телеги, так как без груза животное быстрее передвигается. Здесь вы можете снарядить лошадь боевыми бронями.

Лошадь с телегой на фото, рисунках и картинках

Посмотрев видео и фотографии, вы можете узнать, как запрягать лошадь и как строить телегу самому.

Поделки в виде телеги с лошадью

Некоторые делают декоративные поделки из дерева в виде лошади и повозки. Их можно делать разного размера.

Для маленьких деток можно сделать простые поделки из шишек и палочек.

Помимо этого, можно сделать лошадь из бумаги или на бумаге. Многим малышам нравиться вырезать отдельные части тела лошади и прикреплять их на картон, потом к ним нужно приделывать пуговицы, чтобы лошадка была подвижной.

Еще можно встретить во дворе поделку лошади из пластиковых бутылок. Такие изделия делать очень легко, только потом их нужно разукрасить.

Как нарисовать?

Прежде, чем начать рисовать лошадь, посмотрите рисунок, с которого вы хотите срисовать животное или придумайте свой образ. Рисовать лошадь с повозкой не очень сложно. Основа лошади рисуется, как три круга соединенными между собой линиями. Затем просто добавляем другие части тела. Это можно увидеть на рисунках.

Вот и все, ваша лошадь готова. Точно также можно нарисовать повозку. Для этого, смотрите поэтапный план действий.

Для справки! Если вы нарисуете лошадь несколько раз, тогда с каждым разом она будет становиться красивее.

Возможно ли самому сделать телегу для лошади?

Так как телега – это необходимое средство для передвижения или для того, чтобы перевозить грузы, ее наличие в хозяйстве облегчит жизнь хозяев. Сделать телегу своими руками реально, но для этого нужно иметь все материалы.

Узнайте у специалистов о нюансах строения телеги и приступайте к работе. Если вы сделали телегу, тогда освойте виды запряжек, чтобы не вредить животному и самому комфортно передвигаться. Важно не ставить лошадь впереди телеги, если вы ее еще не запрягли.

Декорирование внутреннего пространства дачного участка – занятие интересное и увлекательное. Множество различных элементов позволяет сделать территорию вашего загородного дома уникальной, не похожей на все остальные. Некоторые детали декора можно приобрести в специализированных магазинах, некоторые, при наличии некоторого количества свободного времени не сложно изготовить своими руками. Сегодня расскажем об изготовлении декоративной дачной телеги для сада.

Разновидности декоративных телег

Вариантов этого изделия много. Некоторые из них имеют большие размеры и требуют для своего размещения достаточно свободного пространства. Другие же невелики, могут быть оснащены лишь парой колес располагаться на любом свободном клочке земли.

Чаще всего декоративные телеги и тележки служат своеобразными кашпо для размещения различных цветущих растений в горшках или ящиках различной формы.

Конструктивно декоративная садовая тележка состоит из нескольких основных элементов. К ним относятся кузов, который может быть бортовым или выполняться в виде открытой плоской платформы, одна или две колесные пары и оглобли.

Корпус декоративной садовой телеги, или кузов не сложно изготовить из обрезного строганного пиломатериала или листовых древесных материалов, предварительно разметив, выпилив и соединив детали по заранее продуманной форме и размерам с помощью саморезов или гвоздей.

Как правило, сложность при самостоятельном проектировании подобных декоративных изделий вызывает процесс изготовления колеса. Более простой вариант представляет собой однодетальное изделие, выпиленное из одного куска фанеры или древесины достаточной толщины.

Более сложны в изготовлении сборные варианты, состоящие из нескольких деталей. Именно на технологии изготовления подобного колеса мы и остановимся подробно.

Изготовление деревянного колеса для телеги

Практически любое сборное колесо представляет собой кольцеобразный обод, внутри которого размещены спицы и центральная ось.

Для изготовления обода необходимо предварительно изготовить шаблон в натуральную величину. Для этого понадобится лист фанеры, ДСП или ОСП достаточного размера. На нем следует разметить окружность, диаметр которой будет равен диаметру обода колеса.

Рисование круга большого диаметра может вызвать определенные трудности. Для облегчения процесса поступим следующим образом:

  1. разметим на заготовке ее центр, расположенный на пересечении диагоналей (в том случае, если заготовка прямоугольная) или примерно на равном удалении от кромок;
  2. забьем в полученную точку гвоздь № 40 или 50 на глубину 15-20 миллиметров;
  3. в тонкой рейке достаточной длины просверлим два отверстия диаметром 5 и 8 миллиметров. Расстояние между отверстиями равно диаметру размечаемой окружности.
  4. меньшим отверстием установим рейку на гвоздь, а в большее плотно вставим карандаш, и выполним разметку круга, вращая рейку вокруг гвоздя.

Далее через центр круга проведем два взаимно перпендикулярных диаметра – отрезка, соединяющих точки круга. После этого разметим еще два диаметра, смещенных относительно первых на угол 45о. Таким образом мы разделили круг на 8 равных частей.

Для изготовления обода понадобятся восемь деревянных остроганных дощечек 30х80, длина которых должна превышать расстояние между точками пересечения окружности соседними диаметрами. Торцы отпилите под углом 67,5о, контролируя необходимую длину деталей по шаблону. Пиление удобно выполнять с помощью торцовочной пилы, лучковой пилы с регулируемым поворотным столиком или после предварительной разметки с помощью шаблона.

Затем сложите полученные детали на шаблоне и убедитесь в качестве их стыковки.

Следующий этап – изготовление оси колеса. Ее выпилим из подходящего размера заготовки электролобзиком или ленточной пилой, выполнив предварительную разметку чертежным циркулем.

Тем же инструментом после предварительной разметки выпилите детали обода колеса так, чтобы получилось деревянное кольцо.

Спицы. Подготовка к установке

В качестве спиц колеса для телеги удобно использовать готовые круглые палочки, например, черенки для сельскохозяйственного инструмента, которые можно приобрести в любом строительном или хозяйственном магазине. Длину деталей подбираем, ориентируясь на внутренний диаметр обода и диаметр оси.

Для установки спиц в деталях колеса необходимо просверлить 16 глухих отверстий, диаметр которых равен диаметру стержней. Расположение отверстий в ободе и оси должно строго соответствовать друг другу.

Для сверления используйте электродрель или сверлильный станок. Правильное направление оси отверстий обеспечат несложные самодельные приспособления.

Сборка колеса

Подготовив таким образом все детали нашего колеса приступаем к его сборке. Соединение элементов осуществляем на клею в следующей последовательности:

  1. устанавливаем спицы в отверстия, просверленные в оси колеса;
  2. вторые концы спиц вставляем в отверстия в деталях обода;
  3. смазываем торцы частей обода колеса, стыкуем их и стягиваем на плоском основании прочным шнуром или ременной ваймой. Во избежание коробления рекомендуем прижать готовое изделие сверху.

После склеивания удалите излишки клея и зачистите все поверхности деталей колеса наждачной бумагой. Окончательную отделку декоративной телеги выполняйте после сборки всего изделия. Сохранить и подчеркнуть натуральный цвет древесины поможет лакирование, придать материалу тот или иной оттенок способна отделка различными морилками и другими подобными составами.

Полностью скрыть рисунок дерева, придать тележке яркий вид можно, применяя атмосферостойкие красители на масляной или нитрооснове.

Видео: изготовление деревянного колеса

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)

Добрый день. Очень интересный сайт, а можете также подробно написать как сделать самому телегу. Не садовую тележку, а телегу на 4 колесах, с бортами. Спасибо.

Дмитрий, Нижний Новгород.

Привет Дмитрий!

В 2010 году впервые побывал в вашем славном городе, но, к сожалению, ни в самом городе, ни в области не довелось увидеть ни одной телеги под конную упряжь.

Если в начале прошлого века по России насчитывалось несколько десятков миллионов лошадей и примерно столько же телег, то ныне картина кардинально поменялась.

На всю страну осталось менее десятка мест, где промышленно изготавливают телеги для лошадей.

И совсем в небольшом количестве.

Недавно посетил провинциальный городок Почеп Брянской области, где производили, надеюсь и сегодня производят, помимо валенок мягкой валки, и телеги.

Стоимость обычной четырехколесной телеги для лошади исчисляется на сегодня минимум в тысяч пятнадцать рублей, что вызывает у меня сомнения, а максимум зашкаливает за сумму куда больше 70 тысяч рублей, что, к сожалению, уже не вызывает сомнений.

Чтобы очень подробно описать всю технологию изготовления четырехколесной телеги, надо просидеть за компьютером не меньше недели, а то и полутора недель.

Поэтому ограничусь парой - тройкой дней, расскажу об основных принципах.

Самое лучшее было бы для тебя увидеть где-нибудь в натуре хотя бы старый и разбитый образец телеги. Тогда то, что я опишу, пойдет впрок. Ибо лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

Итак. Четырехколесная телега-повозка предназначена для перевозки грузов живой тягой. По нашим временам это скорее всего лошадь. Ослов, мулов, коров и других им подобных животных в расчет не берем. Хотя мне довелось полсотни лет тому назад видеть, как четыре человека вполне справлялись с перевозкой груженой телеги на приличное расстояние.

Рассмотрим вариант использования одной лошади, тогда у телеги должно быть две оглобли. (При использовании двух лошадей применяется дышло, то есть одна жердь, которая располагается между ними).

О конской сбруе говорить не будем. Там много чего надо, от хомута и дуг, до вожжей, уздечек, шлеи, потников и прочей упряжи.

По большому счету, в телегу входят несколько основных составляющих частей. Самая главная составляющая - четыре колеса. Как правило, передние колеса диаметром меньше задних. Если диаметр передних колес колеблется от 0,6 до 0,7 метра, то у задних колес он около 0,7 - 1 метра.

Задние колеса насаживаются на стационарно (наглухо) закрепленную ось. Передние колеса насаживаются на ось, которая может поворачиваться вокруг шкворня (иначе называемого курком или штырем или сердечником).

Материалом, из которого изготавливают тележные колеса, чаще всего бывает древесина березы или дуба. Желательно, чтобы древесина была сухой.

Само колесо состоит из деревянной круглой ступицы (цилиндра) диаметром около 20 сантиметров и длиной ее обечайки около 25 сантиметров. В ступице сверлится отверстие диаметром около 6-8 сантиметров.

В это отверстие запрессовывается чугунная втулка на всю глубину отверстия. Внутренний диаметр которой около 5 сантиметров, а наружный равен диаметру отверстия ступицы.

Втулки, в зависимости от грузоподъемности телеги, могут весить от пары килограммов до пуда.

Ступица с обоих своих торцов имеет по металлическому ободу равному ее внешнему диаметру. Обода насаживаются во избежание растрескивания ступицы и дальнейшего ее разрушения. Иногда ступицы по внешней стороне делают двух диаметровые (уступами). За свою жизнь колесо может иметь несколько сот тысяч циклов знакопеременой нагрузки. И отнюдь не идеальные дороги.

В ступице по наружной поверхности долбят квадратные гнезда (пазы) на глубину 4-5 сантиметров (иногда для упрощения сверлят пером, то есть сверлом по дереву, глухие гнезда). Они служат для того, чтобы вставлять (запрессовывать) в них деревянные спицы.

Спица - это деревянный цилиндрический или граненый стержень. Всего в колесе делают, обычно, от 8 до 12 спиц. Сечением около 20 квадратных сантиметров.

Другим концом спицы вставляются (запрессовываются) в аналогичные гнезда, выдолбленные или просверленные в косяках или , из которых состоит наружная часть колеса.

Обычно в одном таком косяке делают одно или пару гнезд. А сам косяк по одной поверхности (наружной) имеет форму дуги. А по внутренней - прямолинейную хорду.

При сборке колеса есть одна особенность - спицы на ступице должны несколько выдаваться наружу колеса, а у обода они притапливаются. Если посмотреть с торца колеса, то они установлены под наклоном (набровом).

То есть, на столе-верстаке, на котором вы будете собирать колесо телеги, с помощью гвоздя, вбитого в центр будущего колеса, привязанной к нему бечевки и прикрепленного с другой стороны карандаша, проводите окружность. Диаметром с диаметр будущего колеса.

Выпиливаете косяки, складываете их так, чтобы они не выступали за габариты окружности. Поскольку у вас не массовое производство, а единичное, то лучше всего использовать электрический лобзик. Вылет его пилки вполне достаточен для выпиливания толщиной в 6 сантиметров. Именно из таких досок и делают деревянный обод колеса.

Для окончательной сборки тележного колеса вам понадобится стальная шина. Это обечайка, сделанная из полосы, ширина которой все те же 6 сантиметров, толщиной около 5 миллиметров.

Лучше всего, если это будет сваренная шина, с надежным сварным швом. Можно использовать кованную в кузнице, если таковую найдете. Самый крайний случай - полосу делают нахлестом сантиметров на 10 ее концов друг на друга и сверлением отверстий (двух-трех). И их последующей клепкой.

Получить обечайку шины с идеальной окружностью дело непростое. Чаще всего без нагрева газовой горелкой и интенсивной работы кувалдой, это может и не удастся.

Завершающий этап - это сверление отверстий в шине напротив стыков косяков. Их диаметр должен быть около 12 миллиметров, с раззенковкой отверстий. Тогда через эти отверстия вставляются болты (М10 или М12). Лучше, если найдете такие с потайной головкой. Сойдут и простые, но тогда при движении не по грунтовой дороге, их головки будут производить не только грохот, но и вибрацию телеги от ее подпрыгиваний.

Болты крепятся со стороны косяков гайками через проставки (обоймы). Проставка напоминает из себя П-образный профиль (с отверстием под болт), который своими бортиками удерживает косяки от поперечного смещения.

Иногда в торцах косяков делают пазы, в которые вставляют пластины-шипы, все от тех же смещений.

Когда все колесо соберете, то его крепеж следует основательно затянуть. Если оно рассохнется, то нелишне пролить его водой. Тогда все зазоры уменьшатся, вплоть до их полного исчезновения.

Литую чугунную втулку колеса необходимо периодически смазывать. Слышали выражение "скрипит, как немазанная телега"? Раньше применяли деготь, ныне для этого используют другие смазочные материалы. Тавот, солидол, графитная смазка, циатим и тому подобное. То есть консистенцией погуще.

Если смогли прочесть весь материал по колесам, то подумайте, а сможете ли все эти операции осилить своими руками? На предприятиях по производству телег имеется специализированное оборудование, включающее в себя токарные, сверлильные, фрезерные, фуговочные станки, прессы, вальцы, сварочные аппараты.

А самое главное - опыт.

Раньше деревенские мужики ладили телеги не за неделю - две, а поболе месяца и в придачу вдвоем.

Та же запрессовка втулок, спиц и шин - дело весьма морочное. А плохо запрессуешь, то через неделю колесо разболтается и не только скрипеть будет, но и рассыпаться может.

Колесам мы посвятили много времени, но оно того стоит, потому что это самый сложный узел телеги. Хотя на сегодняшний день некоторые изготовители и владельцы телег предпочитают совершенно другой вариант, а именно - берут обычные колеса от авто или мото и ставят их на телегу. Соответственно с подшипниками качения.

Это уже будет телега на резиновом ходу. Не громыхает даже по булыжной мостовой или по лесной дороге-лежневке, когда в качестве покрытия используют верхушки сосен и елей (хлысты), кладущиеся поперек дороги.

Да и по цене, практически, сопоставимо. Потому как заказать колесо телеги стоит около 5 тысяч рублей (если не верите, то смотрите цены в интернете), а старое колесо от автомобиля или мотоцикла стоит не намного больше, если не меньше.

Продвинутые возчики иногда на телегах используют тормоза. Это касается как телег с обычными колесами, так и на резиновом ходу. Расписывать не буду, это почти полный аналог тормозов вело-мото-авто, которые вы можете посмотреть на них.

Следующий важный узел - оси телеги. Поскольку колея телеги, то есть расстояние между колесами, обычно берется около метра шириной, то ось, соответственно, должна быть длиннее на две половины ширины ступицы колес, плюс выступы осей за габариты ступицы.

Следовательно, полная длина оси должна быть почти около полутора метров или несколько меньше.

Диаметр оси делается менее внутреннего диаметра чугунной втулки ступицы примерно на 5 миллиметров. Этого люфта достаточно.

Для того, чтобы ступица колеса не елозила по оси то вправо, то влево, ее движение ограничивают с внешней стороны обычным шплинтом, вставляемым через просверленное в оси отверстие. А с другой стороны, внутренней, буртиком или большим диаметром оси, по сравнению с участком оси, находящимся под ступицей колеса.

Материал оси - сталь закаленная. Лучше, когда она марки Ст.40 - Ст.45. Впрочем, я не знаю всех ваших возможностей, быть может, если собираетесь сами своими руками делать телегу, то можете достать для оси танковый торсионный вал с Гороховца, что невдалеке от вашего города?

Задняя ось телеги крепится стационарно к раме (кузову) телеги. С помощью хомутов, охватывающих ось и прикрепляемых к корпусу телеги. Либо через сквозные отверстия в оси, через которые вставляют болты, диаметром не менее 18 миллиметров.

Раньше, в основном, оси делали кованными, ныне встречаются изготавливаемые и из толстостенных труб.

Передняя ось делается так, чтобы она могла поворачиваться вокруг упомянутого штыря (шкворня, сердечника, курка), который располагается по оси телеги. Штырь входит в две закрепленные шайбы. Одна шайба крепится на корпусе телеги, вторая на деревянной поперечине, с прикрепленной на ней осью. Шайбы периодически смазываются.

Конструктивно сам корпус телеги соединен постоянно с задней осью. А передняя ось объединена в один узел с поперечиной, на которой крепятся две оглобли. Оглобли имеют две степени свободы. То есть могут свободно передвигаться вверх-вниз, а также вправо-влево.

Не бесконечно, разумеется, а до упора в корпус телеги. Для этого они крепятся в кронштейны, напоминающие ухваты. Для того, чтобы оглобли не сломались при резких поворотах и больших нагрузках, они усиливаются так называемыми тяжами. Тяжи представляют из себя обычную проволоку (катанку) диаметром около 10-12 миллиметров.

Тяжи крепятся одним концом к оглобле, вторым - к деревянной поперечине передней оси.

При необходимости передок телеги можно выкатить из под самой телеги. Для чего переднюю часть телеги приподнимают над передком так, чтобы освободить соединительный вертикальный штырь.

Вы желаете изготовить телегу с бортами? Борты бортам рознь. Обычные деревенские телеги, на которых возят сено-солому, имеют небольшие наклонные бортики, собираемые из четырех продольных жердей, к которым прикрепляются различными способами вертикально-наклонные рейки (бруски).

Спереди и сзади - поперечные жерди длиной около метра, тоже с рейками. Передние и задние бортики делают съемными или откидными. Чтобы и возчику было удобнее сидеть спереди и иметь возможность перевозить длинные , размерами больше габаритов телеги.

Иногда телега с бортами имеет несколько другую конфигурацию. Сооружается настил (из досок толщиной около 25 миллиметров) размером до 2/3 метра. Затем со всех сторон по периметру нашиваются вертикальные борта размером до 0,5 - 1 метра.

Еще несколько моментов. Габариты телеги могут варьироваться. Длина ее около 3-х метров, ширина - до полутора, высота около 1,2 метра. Длина оглобли около 3-х метров.Размеры колеи и колес упоминались выше. Грузоподъемность колеблется от 500 килограмм до 2 тонн.

Очень существенная деталь - современные телеги надо оснащать катафотами (светоотражателями). Самому чуть не довелось стать участником ДТП, когда в кромешной тьме чуть не налетел автомобилем на телегу.

И последнее. Все рассказанное не есть истина в последней инстанции. Образцы телег могут существенно отличаться от описанного. Ведь на них нет ГОСТов и сертификатов.

Если вас интересуют эскизы телеги, то напишите. Зимой у шабашника, каковым я в последнее время являюсь, свободного времени больше и можно наглядно изобразить телегу.

Удачи вам!

Другие вопросы по теме телег и повозок.

Жизнь современного сельского жителя сопряжена с ведением домашнего хозяйства. И лошадь, как главный помощник, до сих пор успешно конкурирует с таким техническим агрегатом, как трактор. Заготовка сена, сбор молока, перевозка строительных материалов или просто передвижение по бездорожью не представляется возможным без телеги. В нее могут запрягаться как , так и легкоупряжные. В этой статье будет рассмотрен очень важный вопрос – как сделать телегу для лошади своими руками.

Телега – это повозка, в которую впрягают крупный рогатый скот и лошадей. Часто телегу называют гужевой повозкой. Этот вид транспорта имеет полное право перемещаться по дорогам общего пользования, там, где правила дорожного движения этого не запрещают.

Существует несколько видов телег для коней:

  1. дроги;
  2. полок;
  3. тележка.

Дроги – это телега без кузова. Как правило, это достаточно длинная повозка. Полок – довольно устаревшее название телеги, которая имеет плоский настил и используется для перевозки габаритных предметов. Тележка – это повозка небольших размеров, которая имеет сиденье, а также козлы – место, где сидит извозчик.

Дрогги

Следует отметить, что существуют также декоративные телеги – экипажи. используется в основном для прогулок, фотосъемки и пр.

Ход и кузов – это основные составляющие телеги для лошади. Ход – это все элементы механизма, которые приводят в движение телегу. Кузов – это собственно прицеп или повозка и ее составные части.


Поворотный узел

В прошлые времена все элементы телеги были преимущественно деревянными. Даже колеса выполнялись из дерева. Сегодня, благодаря большим возможностям, многие детали телеги выполняются из металла.

Ход

Ход состоит из следующих элементов:

  1. Оси – передняя и задняя. На каждой оси имеются так называемые надосники, которые усиливают ось.
  2. Колеса – два на передней оси и два – на задней. Следует отметить, что часто передние колеса выполняют меньшего радиуса, относительно задних колес.
  3. Стойки – передняя и задняя – функционально выполняют роль амортизаторов.
  4. Роспуск – элемент, который обеспечивает связь между осями. Роспуск крепится к стойкам, с одной стороны, наглухо, с другой – с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. К передней оси крепятся оглобли.

Прежде чем приступить к изготовлению телеги своими руками, следует определиться, для каких целей она будет использоваться, так как, например, для заготовки сена необходимо выполнять элементы телеги из пиломатериала, причем важным в этом вопросе будет выбор древесины. Обычно в этих целях применяют хорошо просушенные лиственные породы. Сосна для этого не подходит.

Если же лошадиная телега будет использоваться преимущественно для перевозки габаритных тяжелых грузов – необходимо применять прочные материалы, такие как, например, металл и пр. Для самостоятельного изготовления телеги, используемой в прогулочных целях, можно использовать декоративные материалы, например, пластик.


Материал из металла

Для изобретателя, который любит мастерить своими руками, не составит большого труда ответить на вопрос: «Как сделать телегу для лошади»? Эта задача под силу любому, кто готов потратить некоторое количество времени, немного поразмыслить над решением и подыскать необходимый материал, например, ненужные в хозяйстве элементы от автомобиля, велосипеда или старой коляски.

Размеры

Важный момент в этом вопросе – размеры телеги. Наши предки придерживались примерно такого размерного соотношения – длина телеги – 3 м, ширина – 1,5 м. Высота может варьироваться от 0,5 м до 0,7 м. Можно довериться опыту времен и принять такие размеры повозки за основу.

  • Главным несущим элементом будущей конструкции является рама. Благодаря современному изобилию материалов, удобным будет выполнить сварную металлическую раму из П-образного профиля. Рама состоит из лонжеронов (продольных элементов) и поперечин. По размеру профиля рамы необходимо подобрать и вложить бруски, к которым, затем, будет крепиться настил – грузовая платформа телеги.

П- образная рама
  • К раме привариваются стойки – передняя и задняя. В свою очередь, к передней стойке (снизу) приваривается верхний поворотный круг, нижний поворотный круг – к передней оси (сверху). Между поворотными кругами укладывается промасленный диск из войлока. Вся эта конструкция работает как подшипник скольжения при поворотах.
  • Оси телеги можно изготовить из металла – идеально подойдет труба небольшого диаметра. Для этих целей также подойдет и деревянный брус. В этом случае в торцах бруса следует проделать достаточной длины отверстия, в которые будут вставляться шпильки. На ось надеваются шайбы, а колеса фиксируются на шпильках с помощью гаек.
  • Выбор колес для телеги зависит от того, для каких целей повозка будет использоваться. Поэтому можно применять колеса от старого велосипеда, мотоцикла или прицепа, ненужных в хозяйстве.

Выбор колес
  • К передней оси телеги крепятся оглобли.
  • Изготовление кузова – процесс, который напрямую зависит от фантазии мастера. Наиболее универсальной является телега в виде платформы – для комфортной перевозки грузов. Основание можно оборудовать откидными бортами, можно съемными. Если предполагается перевозка пассажиров – можно доукомплектовать конструкцию мягкими сиденьями.