Тонкие каналы нади. Комплекс пранаям для очищения организма

Как-то мы уже беседовали о «тонкой анатомии» йоги. Сегодня поговорим подробнее о каналах нади и о принципах их работы.

В нашем теле действуют 72000 каналов, однако основными йога считает три: иду, пингалу и сушумну. Сушумна проходит в тонком теле вдоль позвоночного столба, а ида и пингала оплетают его слева и справа. Ида и пингала заканчиваются в аджна-чакре, сушумна же идет выше, в сахасрару.

  • Ида – это белый канал, он связан с интуицией, пассивностью и рефлексией. В йоге этот канал считается «мужским», хотя мы привыкли относить такие качества к женской природе.
  • Пингала – красный канал, ассоциируется с логикой, активностью и деятельностью. В йоге считается «женским».
  • Сушумна – центральный канал, его еще называют шунья-нади – пустотный. Он сочетает в себе и мужские, и женские свойства, и именно в сушумну мы должны направить прану, чтобы достичь ясности сознания. По сушумне поднимается кундалини (шакти), благодаря чему йогин обретает сиддхи (сверхспособности), а впоследствии – освобождение.

В повседневной жизни работают только ида и пингала, а сушумна активизируется исключительно в процессе медитации. Примерно каждые 72 минуты чередуется работа иды и пингалы, и при этом на несколько секунд или минут включается сушумна, однако мы не в состоянии почувствовать или заметить этот переход, так как слишком заняты своими мыслями.

Для того чтобы направить прану в центральный канал, нам необходимо предварительно очистить нади от загрязнений.

Загрязнения каналов

Загрязнению нади способствует избыточное или недостаточное использование органов чувств (в целом – все впечатления, которые ведут к потере внимательности и осознанности).

К избыточному использованию можно отнести употребление алкоголя и наркотиков. Они очень быстро истощают нервную систему, буквально «сжигают» ее.
Кроме того, в городе наши органы чувств подвергаются постоянной атаке со стороны внешних раздражителей, и мы переживаем всевозможные стрессы. Уезжая в сельскую местность, мы сразу чувствуем себя лучше. Во многом это связано именно с тем, что наша нервная система перестает испытывать такие ужасные перегрузки.

К недостаточному использованию относится сенсорная депривация – недостаток внешних впечатлений. Если мы курсируем между домом и офисом, а вечер проводим за телевизором, каналы нади будут работать неправильно, потому что им не хватает пищи.

Методы очищения нади

  • Следование принципам ямы и ниямы. Их нарушение создает самые сильные негативные последствия.
  • Не опьянять свой ум – не только впечатлениями, но и состояниями, которые мешают концентрации. Нужно избегать крайностей, потому что они всегда препятствуют практике и загрязняют каналы нади.
  • Выполнение асан (при условии, что при этом мы стараемся развивать устойчивость и невозмутимость).
  • Практика пранаямы с сопутствующими элементами – подсчетом дыханий, концентрацией взгляда на определенных точках, выполнением бандх.

В условиях естественных физических нагрузок и подвижности, эта слизь легко выводится из организма естественными путями. Но у современного человека слизи порой скапливается так много, что это отражается на общем состоянии организма.

Предлагаемые в этом комплексе интенсивные упражнения направлены на очищение носовых проходов и всего организма в целом. Регулярное выполнение этого комплекса в течение недели, будет способствовать значительному улучшению вывода токсинов из организма.

Для того, чтобы йоговские комплексы приносили результат, очень важно заниматься регулярно.

  1. ОМкар пранаяма - 9 раз (5 минут);
  2. Чандра Нади пранаяма
  3. Сурья Нади пранаяма (интенсивный вариант) - 18 дыханий (2 минуты);
  4. Нади Шуддхи пранаяма - 27 циклов (5 минут);
  5. Капалабхати (очищение черепа) + задержка дыхания на вдохе - 2 раза по 108 выдохов (6+2 минуты);
  6. Анулома Вилома - 9 циклов (9 минут);
  7. Уджайи пранаяма - 3 цикла (3 минуты);
  8. Ритмическое дыхание - 9 циклов (6 минут);
  9. Шавасана
  10. Медитативная практика для осознания и гармонизации Манипура-чакры .

1. ОМкар пранаяма

Исходное положение. В позе алмаза (Ваджрасана) или в позе Падмасана.

Техника исполнения. Выполняется серия глубоких и долгих вдохов и выдохов точно так же, как полное дыхание йогов, только во время выдоха мы громко (насколько это позволяет окружающая обстановка) произносим мантру «ОМ» вот так: «Оооооооооооо-мммммммммм».

Терапевтический эффект. Расширяет объем легких, тонизирует весь организм за счет глубокого и медленного дыхания. Вибрации ОМ успокаивают разум и настраивают его на упражнения йоги.

2. Чандра Нади пранаяма

Левый энергетический канал человеческого тела называется Ида- или Чандра-нади. Энергия в этом канале считается холодной, лунной («чандра» на санскрите означает «луна»). Когда этот канал активен, человек становится склонен к интроспекции, размышлениям, созерцанию. Чандра Нади пранаяма - это упражнение для очистки левого энергетического канала и активации в нем потоков энергии.

Учителя йоги рассказывают нам, что два основных энергетических канала (левый - Ида и правый - Пингала) имеют выход соответственно в левой и правой ноздре. И потому контролируемое попеременное дыхание - это сознательное направление потоков энергии по тому или другому каналу.

Для работы с левым каналом (Ида) используется следующее дыхание: вдох через левую ноздрю, выдох через правую. Это будет один цикл Чандра Нади пранаямы. Тут же снова делается вдох через левую и выдох через правую.

Для контроля потока воздуха в ноздрях используется Насикагра Мудра - соединяются кончики указательного и среднего пальцев и прикладываются к пространству между бровями (Бхрумадхья - точка активации Аджна-чакры). На вдохе правая ноздря зажимается большим пальцем, а на выдохе левая ноздря зажимается безымянным. Для Насикагра Мудры рекомендуют использовать только правую руку.

Чандра Нади пранаяма выполняется одним из двух методов - интенсивный или медитативный вариант.

Исходное положение для обоих вариантов - любая удобная медитативная поза. Например, Ваджрасана (поза алмаза), Падмасана (поза лотоса), Ардха Падмасана (поза полулотоса), Сиддхасана (поза совершенства).

Интенсивный вариант

Этот вариант Чандра Нади пранаямы оказывает мощное очищающее воздействие. Потоки энергии в левом канале значительно усиливаются. Хорошо разрабатывается шейный отдел позвоночника. Усиливается воздействие на Вишуддхи-чакру и ее проекцию - щитовидную железу.

Упражнение начинается с глубокого выдоха, во время которого подбородок расслабленно опускается вниз.

Делается интенсивный и глубокий вдох (с Насикагра Мудрой - через левую ноздрю), и одновременно со вдохом голова резко запрокидывается назад. Тут же глубокий и интенсивный выдох (через правую ноздрю), и голова резко опускается вниз. Так будет выполнен один цикл интенсивного варианта Чандра Нади пранаямы. Без малейшего перерыва упражнение продолжается дальше - вдох через левую - голова запрокидывается назад, выдох через правую - голова опускается вниз.

Интенсивность и частота запрокидывания головы имеют лишь второстепенное значение. Самое главное - это глубина вдоха и выдоха. Нужно сделать очень глубокий вдох и очень глубокий выдох.

За один подход интенсивного варианта Чандра-Нади пранаямы следует сделать 18 вдохов-выдохов.

После небольшой медитации (расслабить все тело и созерцать естественные ритмы дыхания), нужно обязательно продолжить интенсивный вариант Чандра Нади пранаямы интенсивным вариантом Сурья Нади пранаямы - дыхательного упражнения для активации правого энергетического канала Пингала.

3. Сурья Нади пранаяма

Правый энергетический канал (Сурья-нади, Пингала) - один из трех важнейших в энергетической сети человека (два других - Ида (левый канал) и Сушумна (центральный канал)). Энергия в правом канале называется солнечной, горячей. Она стимулирует человека к активности, действиям во внешнем мире, преобладает экстраверсия. Сурья Нади пранаяма очищает правый канал и активирует потоки энергии в нем. Стимулируется левое полушарие головного мозга.

Исходное положение - любая удобная медитативная поза. Например, Ваджрасана (поза алмаза), Падмасана (поза лотоса), Ардха Падмасана (поза полулотоса), Сиддхасана (поза совершенства).

Техника исполнения. Для контроля потоков дыхания используется Насикагра Мудра. Средний и указательный пальцы прижимаются кончиками к межбровному промежутку (точка Бхрумадхья - активатор Аджна-чакры). Дышим через правую ноздрю, левая зажимается безымянным пальцем. Существуют два варианта этого упражнения - медитативный и интенсивный.

Интенсивный вариант.

Интенсивное исполнение Сурья Нади пранаямы мощно очищает правый энергетический канал. Укрепляется шея. Дополнительно стимулируется Вишуддхи-чакра. Как правило, делается сразу после интенсивного варианта Чандра Нади пранаямы.

Техника исполнения - Делается глубокий выдох, и голова расслаблено опускается вниз. На вдохе голова резко отбрасывается назад. С выдохом голова резко опускается вперед. И так далее.

Очень важно делать глубокие вдохи и выдохи. Запрокидывать голову нужно осторожно - подберите удобный для себя ритм и следуйте ему.

За один подход интенсивного варианта Сурья Нади пранаямы следует совершить 18 вдохов-выдохов.

После этого упражнения нужно сделать небольшой медитативный отдых: расслабить тело и созерцать 1-2 минуты естественные ритмы дыхания.

4. Нади Шуддхи пранаяма

Интенсивное упражнение, направленное на очищение правого и левого энергетических каналов (Ида и Пингала) и активацию потоков энергии в них. Регулярное выполнение этой дыхательной практики пробуждает энергию Кундалини и стимулирует шесть основных чакр (Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддхи, Аджна).

Исходное положение - любая удобная медитативная поза йоги: Ваджрасана (поза алмаза), Падмасана (поза лотоса), Ардха Падмасана (поза полулотоса), Сиддхасана (поза совершенства).

Техника исполнения - вдох через левую ноздрю - выдох через правую, вдох через правую - выдох через левую ноздрю. Это составит один цикл Нади Шуддхи пранаямы.

Это интенсивное упражнение, и потому каждый раз на вдохе голова резко запрокидывается назад, а на выдохе - опускается вниз.

Для регулировки потоков дыхания используется Насикагра Мудра - кончики среднего и указательного пальцев прикладываются к межбровному промежутку (Бхрумадхья - точка-активатор Аджна-чакры). Большой палец прижимает правую ноздрю, если требуется дышать через левую. Безымянный палец зажимает левую ноздрю, когда нужно дышать только через правую. Для Насикагра Мудры используется только правая рука.

Итак, Нади Шуддхи пранаяма - со вдохом через левую ноздрю голова резко запрокидывается назад. Происходит смена пальца и с выдохом через правую ноздрю, голова резко опускается вниз. Со вдохом через правую ноздрю голова снова запрокидывается. Происходит смена пальца и с выдохом, голова снова опускается.

По окончании упражнения, руки опускаются на колени и складываются в Чин, Джняна или Бхайрава-Бхайрави Мудры. В течение буквально 1-2 минут стоит побыть в тишине, созерцая естественные потоки дыхания. Такая медитативная практика позволит расслабиться и подготовиться к следующему упражнению.

5. Капалабхати (очищение черепа) + задержка дыхания на вдохе

Исходное положение. В позе алмаза (Ваджрасана) или в позе Тадасана.

Техника исполнения. Выполняется серия вдохов и выдохов.

Выдох на быстром сокращении брюшных мышц - воздух вырывается из ноздрей с громким звуком. После выдоха ни малейшей паузы - тут же расслабляются брюшные мышцы, что способствует само по себе медленному наполнению нижних и средних долей легких.

Иными словами, вдох делать не нужно. За счёт расслабления брюшных мышц диафрагма опустится вниз, что повлечёт за собой расширение лёгких и самопроизвольное наполнение их воздухом. Продолжительность выдоха равна приблизительно - 0, 2сек., а продолжительность так называемого «вдоха» - 0, 8сек. В зависимости от ритма, предназначенного для упражнения. Сознание направлено на внутренность носа. Ритм строится на выдохе.

вариант выполнения через одну ноздрю.

Техника исполнения.

Вдох через обе ноздри.

Указательный палец правой руки поднести к центру лба и, зажав левую ноздрю средним пальцем, выдыхать воздух через правую ноздрю.

Вдох через обе ноздри.

Зажав правую ноздрю большим пальцем, выдыхаем воздух через левую, и так далее.

Концентрация внимания. На точке между бровями

Терапевтический эффект. Очищает нос и лобные пазухи, укрепляет слюнные железы, возрастает способность к сосредоточению.

6. Анулома Вилома

Эта дыхательная практика направлена на достижения равновесия левого и правого энергетического каналов (Ида и Пингала) и пробуждение энергии Кундалини. При регулярном выполнении этого упражнения, потоки праны входят в центральный канал (Сушумна) и йогин с легкостью достигает состояния медитации. На физическом уровне эта пранаяма приводит к балансу в работе левого и правого полушария головного мозга, тонизирует весь организм и выводит из него токсины. Упражнение хорошо стимулирует Аджна-чакру и развивает интуицию.

Исходное положение. Лучше всего принять Падмасану (поза лотоса), Ваджрасану (поза алмаза) или Сиддхасану (поза совершенства).

Техника исполнения. Анулома Вилома пранаяма - это попеременное дыхание через левую и правую ноздри.

Вдох через левую ноздрю - выдох через правую. Вдох через правую - выдох через левую. Это один цикл Анулома Вилома пранаямы. Упражнение всегда начинается с левой ноздри и всегда на ней же заканчивается.

Для управления потоками воздуха в ноздрях используется Насикаргра Мудра: соединяются кончики указательного и среднего пальцев и прикладываются к пространству между бровями. При дыхании через левую ноздрю, правая зажимается большим пальцем. При дыхании через правую ноздрю, левая зажимается безымянным пальцем. Для Насикагра-мудры используется только правая рука.

За один раз следует выполнить от 3 до 9 циклов этой пранаямы.

Во время выполнения этой Анулома Вилома пранаямы внимание направлятеся на движении энергии по каналам Ида и Пингала (эти каналы находятся соответственно слева и справа от позвоночного столба). На вдохе представляем себе, как энергия движется по каналу Ида или Пингала (в зависимости от ноздри, через которую мы дышем) сверху вниз, а на выдохе - снизу вверх.

Вариант с задержкой дыхания.

В этом случае после каждого вдоха делается задержка дыхания. То есть полный цикл Анулома Вилома с задержкой дыхания выглядит так: вдох через левую ноздрю - задержка - выдох через правую - вдох через правую - задержка - выдох через левую.

Такой вариант выполнения имеет усиленное воздействие на Аджна-чакру и более эффективно успокаивает мыслительные процессы.

Концентрация внимания: во время дыхания - на потоках энергии в левом и правом энергетических каналах, а во время задержки дыхания - на Аджна-чакре.

7. Уджайи пранаяма

Это упражнение гармонизирует и уравновешивает потоки энергии в теле. Хорошо воздействует на Вишуддхи-чакру и ее проекцию в физическом теле - щитовидную железу.

Для выполнения этой пранаямы можно сесть в любую удобную медитативную позу. Лучше всего подходит Ваджрасана (поза алмаза), Падмасана (поза лотоса) или Ардха Падмасана (поза полулотоса).

Также это упражнение можно делать из положения стоя (Тадасана) или лежа. Вариант в медитативной позе йоги - наиболее эффективный.

Уджайи пранаяма - это дыхание в следующем ритме - 8: 8:16. Вдох - 8 ударов сердца, задержка дыхания - 8, выдох 16. Вдох осуществляется через обе ноздри. Выдох делается через рот с шипящим звуком с-с-с.

Во время выполнения упражнения внимание сосредоточено на щитовидной железе (Вишуддхи-чакре). Между циклами Уджайи пранаямы следует сделать глубокий вдох-выдох по правилам полного йоговского дыхания.

После выполнения всех циклов Уджайи пранаямы рекомендуется некоторое время побыть в медитации, созерцая естественные потоки дыхания. Это не только расслабит тело и дыхательную систему, подготавливая их к следующему упражнению, но и позволит успокоить разум т уловить отблески состояния безмыслия.

8. Ритмическое дыхание

Этот вид дыхательного упражнения уравновешивает потоки энергии во все теле, успокаивает разум и подготавливает его к состоянию медитации. В соединении с визуализациями, это упражнение позволяет набирать энергию из космического пространства и направлять ее в любой орган, энергетический центр (Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишуддхи, Аджна) или во весь организм в целом.

Ритмическое дыхание

Для этого упражнения подходит любая медитативная поза йоги (Сиддхасана, Падмасана, Ваджрасана, Ардха Падмасана, Свастикасана, Сукхасана).

Ритмическое дыхание - это вдох-задержка-выдох-задержка по правилу вдох и выдох равны по продолжительности, а задержка равна половине вдоха или выдоха. То есть, нужно дышать в ритме 6: 3:6: 3 или 8: 4:8: 4.

Для набора энергии на вдохе нужно визуализировать, как из космического пространства в мак ушку головы входит поток праны (космической энергии), а на выдохе эта энергия направляется или в какой-то конкретный орган, или в энергетический центр, или равномерно распределяется по всему телу.

Для повышения общего состояния здоровья и успеха во внешней деятельности, энергию стоит направлять в Манипура-чакру.

9. Шавасана

Шавасана - поза мертвого

Следует лечь на спину, ноги раздвинуть на ширину плеч, а руки положить ладонями вверх, слегка отодвинув от туловища. Такое положение тела способствует глубокому расслаблению.

Делаются три полных йоговских дыхания, и на выдохе визуализируется, как напряжение «выталкивается» из тела. Пусть тело с каждым выдохом все более и более расслабляется.

Затем контроль за дыханием прекращается и телу позволяют дышать легко, естественно и спонтанно. Для сознательного глубокого расслабления можно совершить «путешествие» по различным частям тела и сознательно расслабить их.

Потом внимание сосредотачивается на дыхании или на сердцебиение.

10. Медитативная практика для осознания и гармонизации Манипура-чакры.

Лучший метод медитативного воздействия на энергию в Манипура-чакре - это соединение визуализации янтры, осознания точки-проекции чакры (пупок) и повторение биджа мантры (РАМ).

Минимальное время для практики медитации - 10 минут. Лучший эффект будет, если мы медитируем от 20 до 30 минут.

ПЯТАЯ
чакра, шейный центр, находится в основании шеи. Он управляет шеей, горлом и голосовыми связками. Когда эта чакра пробуждается, мы обнаруживаем качества глубокого покоя и чувство расширения сознания.

Мы говорим о ШЕСТОЙ чакре, как об имеющей два “полюса”. Один полюс — располагается в точке между бровями, в духовном глазе. Это место
просвещения, интуиции, радости и .

Другой полюс располагается в медулле облонгате, у основания мозга. Он регулирует дыхание, и это первичная точка входа праны (жизненной силы) в тело. Это также местоположение личности, маленького “я”, и, следовательно, этот полюс связывается с качеством отдачи себя

Фактически, каждая чакра имеет два полюса, подобно магниту. Но полюса шестой чакры такие четкие, что мы можем думать о них как о двух различных чакрах.

СЕДЬМАЯ чакра, или коронная, располагается на макушке головы. Это — место единения с Божественным, слияние маленького “я” с высшим “Я”, окончательная цель всего духовного поиска.

Учил, что для достижения этой цели,
мы должны сначала собрать всю нашу жизненную силу в духовный глаз, поэтому все дальнейшие рекомендации по раскрытию чакр будут акцентироваться на усилении магнетизма в точке между бровями.

Каждая чакра работает с конкретной вибрацией энергии, вибрацией, которая может выражаться или положительно или негативно. Под “положительно” и “негативно” следует понимать не как “хорошо” и “плохо”, а как о положительном и отрицательном полюсе магнита. Различие является просто вопросом направленности.

Положительное направление помогает нам осознать нашу истинную природу, как детей Бога. Отрицательное направление уводит нас прочь от этого, заставляя все более идентифицироваться с вещами этого мира».

Аудио из видео про чакры с небольшим дополнением:

У каждой из чакр есть эмоционально-психологическая составляющая, и также каждая из чакр связана с определённой стихией.

Больше представления о свойствах чакр можно получить из этой таблицы:

Все направления йоги, начиная с настоящей все истинные духовные пути так или иначе работают над тем, чтобы активизировать положительные качества чакр и перенаправить текущую из них энергию внутрь и вверх.
В современном западном мире множество занимающихся йогой людей, особенно в направлениях кундалини йоги и Крийя йоги практикуют множество механических физических и дыхательных упражнений с целью раскрытия чакр и поднятия кундалини.

Как говорил великий Йог Вивикананда:

«Занимайтесь йогой в любом случае, даже если вы погибните на этом пути, то данное стремление позволит вам вновь родиться в хороших для практики условиях и вы продолжите уже более мудро».

Однако, чтобы не делать долгую паузу на мучительные годы роста сознания в младенческие годы, лучше сразу всё сделать правильно.

А правильным является максимально осторожный подход к работе с чакрами.

Эфирно-астральнео тело, чакры и кундалини — это реестр в компьютере. Ребенок может бить по клавишам, компьютер зависнет, но, перезапустив его, мы сможем продолжить на нём работать. Физическое тело может стерпеть пьянки, гулянки и вредные продукты, просто вместо 150-ти лет проживёт 70, но если неосторожно заменить в реестре 0 на 1, компьютер может уже и не перезапуститься. В мире йоги достаточно людей повредило своим физическим телам неправильной хатха-йогой, но что гораздо хуже: в мире йоги и эзотерики достаточно тех, кто столкнулся с более с , некоторые оказались в сумасшедшем доме, другие раньше срока покинули тело.

Самой лучшей гарантией безопасности на духовном пути является , с которым человек старается усилить сонастройку. Это должен быть уже реализованный Мастер, к которому вы, как ученик, испытываете и доверие.

Без вышеназванного условия применять техники по очищению и раскрытию чакр я не рекомендую, даже если это десять раз модно и все современные «йоги» так делают.

Для тех же, у кого есть истинная устремленность к Богу и преданность гуру, какие-то специальные техники по раскрытию чакр могут и не понадобиться, и концентрация на Боге, на гуру — это самая мощная техника йоги по очищению чакр, по их активизации и по поднятию кундалини.

На какой бы стадии своего духовного пути вы не находились, вам всегда пригодиться как можно более ясная , как можно боле глубокая и мощная , притягивающая . Как раз этим составляющим успеха и надо уделить как можно больше внимания.

Лучше сделать акцентом проработку , это может выглядеть и дольше, но даст гораздо более надежные и безопасные гарантии по раскрытию и очищению чакр.

Будьте мудры, мой дорогой читатель, и до встречи в реальности йоги.

Очень хорошая медитация, лучше объясняющая тему чакр:

И так же о чакрах и свойствах чакр очень интересно рассказывает в этом видео:

В процессе практики йогин сталкивается с серьезными внутренними препятствиями (клешами) - омраченными состояниями ума и энергии, которые должны быть устранены практикой очищения нади. Эти клеши таковы:

  1. чувственное желание (кама ),
  2. гнев (кродха ),
  3. слепая привязанность (моха ),
  4. гордыня (мада ),
  5. зависть (матсарья ).

Если нади засорены, человек подвергается мирским желаниям, энергия не может свободно циркулировать по забитым нади и скапливается в какой-либо части тела. Когда энергия собирается в какой-то части тела, нечистые колебания (вритти), присущие чакре, оказывают влияние на ум, пробуждая в нем впечатления прошлой кармы (самскары) и вызывая различные ощущения-импульсы (васаны). Ощущения-импульсы побуждают человека совершать действия ради удовлетворения мирских желаний. В процессе действий накапливаются новые самскары и создаются новые кармы.

Когда нади очищаются, мирские желания оставляют человека. С очищением муладхара-чакры гнев оставляет йогина. С очищением свадхистана-чакры вожделение оставляет йогина. С очищением манипура -чакры йогин освобождается от жадности и материальных привязанностей. Очистив анахата-чакру, йогин освобождается от привязанностей к родственникам и друзьями, распространяет свою любовь на весь мир. Очистив вишуддха-чакру, йогин освобождается от зависти, нечистой речи и злословия. Очистив аджна-чакру, йогин освобождается от скованности застывшими представлениями, догмами и теориями и может мыслить нестандартно, на интуитивном уровне.

Пока нади засорены, праны не могут циркулировать свободно, йогин подвергается воздействию нечистых состояний праны и энергий нечистых вритти, которые присущи нижним чакрам.

Когда нади в области ног засорены, йогин подвержен состояниям страха, гнева, мнительности, сомнения и тупости. Если нади свадхистана-чакры засорены, йогин испытывает половое желание и желание есть острую пищу. Чтобы избавиться от нечистых нади в свадхистана-чакре следует избегать употребления острой, соленой, горькой и кислой пищи.

Если нади узкие или засорены в пупочной чакре, йогин испытывает жадность, привязанность к концептуальному мышлению. Засоры нади анахата-чакры ведут к тому, что йогин подвергается гордости, эгоизму, самомнению, легко впадает в привязанность к другим людям, у него сильно развито представление о себе как об индивидуальной личности.

Если йогин испытывает засоры в области горла, у него есть склонность разговаривать грубо, лгать, ссориться, подвергаться влиянию демона гордыни. Если засорены нади ида и пингала в районе аджна-чакры, у йогина есть стойкая привязанность к концептуальному мышлению и нет способности к всеохватывающему видению проблемы.

Если говорить кратко, все мирские желания вызываются движением нечистых пран по засоренным нади, при этом, если праны двигаются по каналу пингала, эти желания проявляются вовне, если они двигаются по каналу ида, желания оказывают влияние на сознание и мышление.

Засоренность определенных каналов в чакрах означает действие нечистых энергий (вритти), присущих элементам, которые в своей тонкой форме находятся в каждой из чакр.

Очищение энергетических каналов

Вслед за очищением тела с помощью практик Шаткармы йогин должен выполнять очищение энергетических каналов с помощью упражнений в следующем порядке:

  1. асаны,
  2. пранаямы,
  3. мудры.

Также йогин может хорошо очистить нади, выполняя ежедневно випарита-карани (от пятнадцати минут до одного часа).

Очистив энергетические каналы, йогин начинает ощущать циркуляцию праны в теле, уменьшаются его желания, количество сна, еды. Тело становится легким и сильным.

Также на этой стадии йогину следует избегать нечистых мыслей, вожделения, привязанностей, поскольку нечистые мысли и эмоции забивают нади. Йогину не следует касаться животных, стоять рядом или общаться с людьми, имеющими сильные желания, поскольку его нади еще не расширились и восходящая энергия еще не сильна, он легко может попасть под влияние энергии других существ, и его нади будут снова засорены.

Нади-шодхана - важнейшее классическое упраж­нение для очищения нади. Нади, в интерпретации йогов, - это проводники или каналы, по которым течет энергия - прана. Слово «шодхана» означает «чистить» или «очищать».

Одна из основных целей йо­ги - восстановление нормальной циркуляции энер­гии в организме. Цикл асан помогает открыть доступ к каналам (нади), а Пранаяма помогает сознательно управлять энергией и направлять ее в соответствую­щие нади (каналы) и органы.

Для практикующих достаточно знать о существо­вании трех основных каналов, по которым движет­ся прана: Ида (Лунный), Пингала (Солнечный) и Сушумна (Центральный), который проходит по позво­ночнику.

При выполнении нади-шодханы нормализует­ся работа дыхательного центра, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, проходят головные боли, излечи­ваются хронические стрессовые состояния, энерге­тические каналы освобождаются от блокировок, гар­монизируется энергетический поток в основных каналах Ида и Пингала. Очень хорошо помогает в сочетании с самомассажем и джаля-нети при на­сморке.

Это упражнение - отличная подготовка к даль­нейшему освоению Пранаямы.

Практика нади-шодханы изучается в три этапа - начальный, промежуточный и продвинутый. До тех пор пока вы не будете без напряжения выполнять оп­ределенную стадию, переходить к другой не имеет смысла.

Исходное положение.

Стоя или сидя (поза мол­нии). Спина, шея, голова прямые, устойчивые, не­подвижные. Дыханием управляем пальцами правой руки, которые держим перед лицом в насикагра-мудре (см. рис.). Дыхание беззвучное, без напряжения.

Счет циклов.

Один цикл нади-шодханы включа­ет в себя вдох через левую ноздрю, выдох через пра­вую, вдох через правую, а выдох - через левую. Вы­полняется 5-10-5 циклов.

Из бандх на промежуточных и продвинутых ста­диях используются: джаландхара, уддияна и мула-бандхи (см. бандхи).

Соотношение вдох-выдох на начальной стадии 1:1 (1-4 счета), то есть 4:4. В дальнейшем, когда вводятся задержки после вдоха и выдоха: 1:1:1:1; 1:2:2:1, что соответственно 4:4:4:4; 4:8:8:4. По ме­ре того как Пранаяма становится удобной, постепен­но добавляйте единицы, получаем: 5:5:5:5; 6:6:6:6; 5:10:10:5; 6:12:12:6. Правильно оценивайте свои возможности и не гонитесь за увеличением продол­жительности. Через год практики ос­тановиться на соотношении 6:12:12:6.

Добивайтесь мастерства в каждой стадии, сначала не используя бандхи, а потом практикуйте с ними.

Техника выполнения

1. Начальный уровень

Поза - см. выше, в течение короткого времени сделайте кайя стхаирьям, чтобы добиться устойчиво­сти тела и спокойного дыхания. Выполните насикагра-мудру. Закройте правую ноздрю и сделайте пять вдохов-выдохов через левую ноздрю. Закройте левую и сделайте 5 вдохов-выдохов обеими ноздрями.

Соотношение вдох-выдох 4:4. Количество повто­рений здесь без ограничения.

На этой стадии начинается попеременное ды­хание левой и правой ноздрями - вдохните левой ноздрей - выдох - правая, правая - вдох, левая - выдох.

Делайте 5-10-15 циклов.

Соотношение 1:1 (4:4). С постепенным увеличе­нием (рис. а).

Практикуйте на этом этапе соотношение вдох-вы­дох 1:2 (4:8), постепенно увеличивая, но сохраняя то же соотношение.

2. Промежуточный уровень

На этом уровне вводятся задержки после вдоха и выдоха и бандхи, которые блокируют энергию внут­ри тела.

Вначале используется соотношение вдох-за­держка-выдох-задержка 1:1:1:1, то есть 4:4:4:4, и добавляется джаландхара-бандха на задержке ды­хания.

Затем, используя соотношение 1:1:1:1, вводим на задержке мула-бандху.

На этом этапе осваиваем соотношение 1:2:2:1 без бандх.

И в заключение, используя соотношение 1:2:2:1, вводим джаландхару и мула-бандху на задержке после вдоха, а на задержке после выдоха выполняем три бандхи - джаландхару, уддияну и мула-бандху (рис. б).

Рис. Нади-шодхана

Вначале ваше внимание всецело будет поглоще­но чередованием пальцев и ноздрей. Но то, что сна­чала будет казаться сложным, потом превратится в простое и понятное, практически автоматическое движение. Когда вы сможете отвлечься от своих пальцев, сконцентрируйтесь на прохождении возду­ха и одновременно попытайтесь представить дви­жение праны как поток ослепительно белого или голубого света.

Начинать лучше с 5 подходов за одну тренировку, причем вдох-выдох считается за один подход. По ме­ре тренированности доведите количество упражне­ний до 10 за одно занятие. Если выступит пот у кор­ней волос - это первый признак, что клетки начали дышать и заряжаться энергией.

Поначалу не заботьтесь о пропорциях вдоха-вы­доха, главное, чтобы их длительность не превышала 4-5 счетов. Следите, чтобы ваше дыхание было мед­ленным. Через какое-то время, когда Нади-шодхана станет для вас привычной, постарайтесь, чтобы вдох и выдох были одинаковы по длительности. Достиг­нув этого, переходите к другим, более сложным за­дачам.

Типичная ошибка для начинающих - напряга­ются мышцы лица и свободной руки, чего нельзя до­пускать.