История развития велосипедных колес

Приветствую!

Колесо велосипеда – очень простой его компонент, строение и принцип работы которого знает каждый. Но знаете ли Вы, что первое велосипедное колесо было диаметром в метр и изготовлено из дерева? А знаете ли Вы о нескольких видах спицовки современного колеса? Именно истории развития колес для велосипеда будет посвящена данная тема!

Из этой статьи вы узнаете:

1. История развития велосипедных колёс.

2. Плюсы и минусы больших колес.

3. Гарри Фишер, и его первый горный велосипед.

4. Что такое «укладка» велосипеда?

5. Какие колёса лучше: на 26″, либо на 29″?

6. Увлекательное видео «Спицовка колеса, как заспицевать колесо.»

Колеса имеют диаметр 1 метр, а диаметр 3 сантиметра, для чего? Все просто, колесо – это рычаг, а втулка – точка опоры. Чем большее отношение между диаметром колеса и диаметром оси, тем легче катить велосипед. Так, как в то время «деревянных велосипедов» уменьшение диаметра оси было невозможным, увеличивали внешний диаметр колеса. Благодаря этому при передвижении на велосипеде мы тратим так мало усилий. Ученые подсчитали, что это около 1,5 килограмма.

На современных велосипедах сила трения, которая возникает в системе «ось-втулка» устраняется практически полностью. Как? 97% данной силы устраняется за счет отношения диаметра колеса и диаметра втулки. В современных велосипедах — это отношение равно 43 (26» колесо/1,5 см втулка). Но это еще не все! Слава Богу, были придуманы подшипник качения и смазка, которые практически полностью убирают трение. Именно поэтому, если у Вашего велосипеда плохо крутятся колеса, не стоит менять их, просто нужно правильно подойти к вопросу регулировки колеса. Об этом мы поговорим чуть позже.

С осью мы разобрались.

А теперь поговорим о диаметре колес

В первой половине 19 века не было такого понятия, как постоянный размер колеса, или рамы. Использовались колеса от карет, или же конструировались отдельно, исходя из длинны ног заказчика. Так как в то время нужно было отталкиваться от земли ногами, сидя в седле.

Во второй половине этого же века начали выпускаться с педалями на переднем колесе. И для того, чтобы увеличить технические характеристики велосипеда, колеса в диаметре достигали 1,5 метра, а в оси появились бронзовые подшипники скольжения. Заднее колесо было меленьким, а весь вес велосипедиста переносился на переднее колесо. Благодаря всем вышеперечисленным факторам велосипед имел хороший накат, с легкостью разгонялся до 25 км/час. Переднее колесо было не только эффективным рычагом, который обеспечивал отличные ходовые качества, но и неким ! Дело в том, что чем больше диаметр колеса, тем меньше чувствуются выбоины, или брусчатка. Такие типы велосипедов назывались «пауки». Вроде бы велосипеды хорошие, но, почему, таких байков не выпускают сейчас? Есть ряд минусов, который не позволяет с комфортом использовать такой велосипед в современном стиле жизни. Первый минус, это первый плюс. То есть, то огромное переднее колесо, которое имеет много плюсов, и есть главным минусом! Большое колесо – большой момент инерции, большой момент инерции – больше сил нужно, чтобы разогнать велосипед. Но это еще не все. Такой велосипед был очень высоким, залезть на него самостоятельно было невозможно, а резко маневрировать, тем более.


И вот свершилось чудо! Практически в конце 19 века произошло изобретение цепной передачи! Необходимость большого переднего колесо попросту пропала, и весь мир вернулся к изготовлению велосипедов, с одинаковыми колесами. И тогда уже размеры колес были стандартизированы: 24, 26 и 27 дюймов в диаметре. И если сейчас 24 дюйма – это детский или городской велосипед, то раньше это были самые распространенные велосипеды, от прогулочных и до складных военных велосипедов.

Прошло столетие… Кардинальных изменений с диаметром не произошло. Размер 24” (это 60,96 сантиметра) применяется для комплектации подростковых, городских и, все чаще, экстремальных велосипедов. Об этом немного позже. А большие 28» колеса все также использовались на шоссе.

Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы больших колес

Прочность. Чем меньше диаметр колеса, тем оно прочнее, и наоборот. Именно поэтому в экстремальных дисциплинах используются маленькие колеса размером максимум 24″.

Момент инерции. Давайте вспомним велосипеды типа «паук». Нужно было приложить достаточно усилий, чтобы разогнать велосипед. Почему? Все дело в моменте инерции. Чем колесо больше, тем больше вредный момент инерции. Чистая физика. Велосипеды с маленькими колесами намного легче и быстрее разогнать, но накат у таких колес плохой, по сравнению с 28», и это уже не физика, а геометрия ????

Вес. Здесь все логично: чем колесо больше, тем оно тяжелее.

Проходимость. Чем меньше колесо, тем легче проходить большие колдобины, но ехать по песку и кочках намного приятнее и эффективнее на 29» колесах. Парадокс, но правда!

Клиренс. У велосипедов с маленькими колесами высота от каретки до земли небольшая, есть вероятность зацепиться педалями о землю, особенно, если неправильно расположить педали на вираже.

Доступность. Велосипеды с 24» колесами сейчас узко специализированы, это либо городские, либо экстремальные. Иными словами, Вы не найдете себе городской велосипед с дисковыми тормозами за доступную цену. Ведь на всех прогулочных велосипедах, у которых колесо 24», предусмотрены только ободные тормоза. Также выбор ободов, шпиц и покрышек на 24» весьма ограничен. Горькая правда жизни…. Но не расстраивайтесь, зато такие велосипеды очень компактны! О таких велосипедах читайте здесь.

С этим разобрались, а теперь поговорим о новых стандартах, которые задали для велосипедных колес.

Вы слышали о Гарри Фишере? Да, тот самый Гарри Фишер, который придумал в далеких 70-х годах 20-го столетия. А точнее, он доказал необходимость на таких велосипедах 26-ти дюймовых колес, и никаких иначе. Казалось бы вот, колесо достигло своей вершины идеала, и нужно усовершенствовать уже другие детали велосипеда, чем все и занялись. Но Гарри Фишер вскоре предлагает новый формат колес для МТВ — 29»! Новые уникальные разработки, супер технологии и идеальные технические характеристики – вот, что всех подкупило. Такие велосипеды были чем то новым. Но нет, это было старое колесо в 28», с посадочным диаметром обода 700с, и с одетой высокой резиной. Все чудеса… Жертвы маркетологов усильно доказывали, что это прорыв! А опытные ребята ничего не говорили, они просто дальше выигрывали соревнования по МТВ на 26 дюймовых колесах.

Но Гарри был настойчивым парнем, и хотел доказать всему миру, что новая разработка имеет свои плюсы. Он создал два идентичных велосипеда, единственное отличие, это 29» колесо на одном из них. По сути, вилка этого велосипеда была также модернизирована, соответственно, и задние перья были удлиненны, дабы стали новые 29» колеса, а точнее .

Данные велосипеды были переданы журналу MBA (Mountain Bike Action) для проведения теста. Результаты теста читайте дальше.

И, как всегда, излагать информацию мы будем по порядку.

Для начала, геометрия велосипеда с 29» колесами весьма специфична, и подойдет лучше «высокому всаднику». Также, такой велосипед весит на пол килограмма больше, нежели велосипед с колесами в 26», это из-за размера покрышек, колес и рамы. Кстати, геометрия нового типа велосипедов имеет значительный минус – это размер зазора между перьями шиной, который составляет 4 мм. Это очень мало, ведь у велосипеда с 26» колесами зазор 10 мм, что не есть очень много, но допустимо. Ведь на соревнованиях по МТВ много грязи, она будет забиваться между перьями и шиной, и потребуется больше усилий, дабы провернуть колесо. А трата лишних усилий на соревнованиях – это очень и очень плохо!

А знаете ли Вы что такое «укладка» велосипеда? Это расстояние, которое он проедет за один оборот шатунов на разных передачах. Так вот, разумеется, велосипед с 29» может пройти большее расстояние, чем 26». При передаче 22х34 расстояние больше на 4,3 см, а при передаче 44ч11 – 28,3 см.