Доспехи и оружие гладиаторов. Какие были виды и классификация гладиаторов в риме

Гладиаторские бои были характерной чертой древнеримского образа жизни. Их основными участниками выступали профессиональные бойцы, обученные сражаться друг с другом различными видами оружия. Снаряжение гладиаторов отличалось разнообразием и первоначально соответствовало особенностям вооружения различных противников римлян.

Со временем сформировалось несколько основных типов гладиаторского вооружения. Предлагаем познакомиться с ними поближе в этой теме.

Секутор

Секутор, или «преследователь» – тяжеловооружённый боец, впервые упоминаемый в источниках около 50 года н.э. Его защитное снаряжение включало полностью закрытый шлем без козырька или полей, наручь из мягкой набивной ткани на правой руке и укороченную поножу на левой ноге. Большой прямоугольный щит секутора по форме напоминал щит, который носили римские легионеры. Вооружен он был коротким прямым мечом. Общий вес снаряжения секутора составлял 15–18 кг.

По своему снаряжению секутор напоминал галла или мурмиллона, от которого он, должно быть, и происходит. Главное различие между ними состояло в противнике, с которым этим бойцам приходилось встречаться на арене. Для секутора таким постоянным противником были легковооруженные ретиарии, в то время как мурмиллон обычно сражался с другими тяжеловооруженными гладиаторами – гопломахами и фракийцами.

Даже шлем особой конструкции, который отличает секутора от мурмиллона, а также близкого ему по вооружению провокатора, был специально предназначен для борьбы с ретиарием. Будучи практически лишенным выступающих частей, этот шлем позволял секутору легче сбрасывать с себя сеть противника.

Большой щит и прочее снаряжение позволяли секутору не бояться атак, но одновременно ограничивали бойца своей тяжестью и сковывали его движения. Чтобы поразить своего противника коротким мечом, секутору приходилось сближаться с ним практически вплотную. Ретиарий, гораздо более легкий и подвижный в сравнении со своим противником, в свою очередь, стремился измотать его ложными нападениями. Итог боя между ними, таким образом, решали хладнокровие и выносливость бойца.

В качестве секутора на арене сражался император Коммод, правивший в 180–192 годах.

Шлем секутора

К шлемам, принадлежавшим секуторам, относятся закрытые боевые наголовья без полей, с высоким гребнем на вершине купола. Конструктивно они напоминают шлемы, носившиеся в это же время провокаторами, от которых отличаются более простым дизайном, а также минимальным количеством выступающих деталей, за которые могла бы зацепиться сеть ретиария, традиционного противника секутора.

Купол шлема выкован из одного куска бронзы или железа и снабжен широким назатыльником, который обеспечивает защиту шеи и верхней части плеч. Забрало шлема представляет собой два больших нащечника, подвешенные на боковых шарнирах к нижней части обода. Спереди место стыковки обоих нащечников защищалось вертикальной пластиной-штифтом. Глазные прорези представляют собой два ничем не защищенных узких круглых отверстия, которые сильно ограничивают угол обзора. К недостаткам шлема относится отсутствие отверстий для ушей, что обрекало его обладателя на почти полную глухоту. Кроме того, плохой воздухообмен и значительный вес позволяли носить шлем лишь в течении очень ограниченного времени.

Щит секутора, мурмиллона и провокатора

Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), подобным тем, которые в I веке носили римские легионеры. Судя по соотношению с фигурами воинов на мозаиках и фресках, размеры щита составляли примерно 1 м в длину и 0,5 м в ширину. Основу щита изготавливали из трех слоев тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита была около 6 мм и уменьшалась к краям для облегчения его веса. С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался геометрическими узорами и фигурами. Края сверху и снизу обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов. Щит держали кистью руки за поперечную рукоять, проходившую через центр. Вес современной реконструкции такого щита составляет примерно 7,5 кг.

Щит обеспечивал бойцу надежную защиту корпуса, но при этом значительно ограничивал его подвижность. В бою с более легко вооруженным гладиатором это обстоятельство определенно отдавало инициативу противнику.

Поножи секутора, мурмиллона и провокатора

Поножи (ocrea) являлись частью защитного доспеха, прикрывавшего ногу от колена до подъема стопы, т.е. ту ее часть, которая не была обычно закрыта щитом. Их изготавливали из бронзы, отбивая металлический лист по выпуклой матрице так, чтобы он приобрел форму голени. Надевали поножи поверх мягких обвязок из набитой ткани. Диаметр археологических находок свидетельствует о значительной толщине мягкой прокладки. Чтобы поножи плотно сидели на ноге, их фиксировали при помощи ремней, которые пропускали через две или три пары колец, с каждой стороны прикреплявшихся к краям поножи.

Количество поножей и их вид строго регламентировались в каждом типе гладиаторского снаряжения. Секуторы, мирмиллоны и провокаторы, как правило, изображаются лишь с одной короткой поножей, которую они носят на левой ноге. При раскопках в Помпеях были найдены 9 таких поножей, длина которых варьировалась от 28 до 35 см. Все поножи за исключением одной были роскошно украшены фигурными чеканными изображениями и гравированным орнаментом.

Меч секутора, мурмиллона и провокатора

Меч (gladius) был основным оружием гладиаторов, от которого те и получили свое имя. Судя по рельефам и мозаичным изображениям I века до н.э. – I века н.э. это было то же оружие, которое носили римские легионеры. Оно представляло собой прямой обоюдоострый клинок длиной 60 – 65 см и шириной около 4 см, с параллельными лезвиями, переходящими в длинное и тонкое острие, одинаково хорошо подходящее как для нанесения рубящих ударов, так и для уколов. Тяжелая рукоять, вытачивавшаяся из дерева и слоновой кости, сдвигала баланс оружия к его нижней части, что позволяло бойцу наносить хорошо нацеленные колющие удары, быстро менять направление атаки, делать финты и т.д.

Судя по изображениям I – III веков, в это время длина меча сильно сокращается, что затрудняет его практическое применение, но в то же время затягивает поединок и повышает его зрелищный компонент. При раскопках гладиаторской школы в Помпеях были найдены три меча с клинком лавролистой формы и рукоятью из слоновой кости. Длина клинка всех трех экземпляров варьируется от 20 до 30 см.

Наручи

Наручи (manica), которые носили гладиаторы, а также используемые ими набедренники и наголенники, могли изготавливаться как из листовой бронзы, так и из набивной и простёганной в несколько слоев ткани. Ввиду отсутствия материальных остатков этих предметов экипировки, их конструкция и покрой до сих пор являются предметом дискуссий.

Судя по всему, набитая ткань, используемая для изготовления такого рода доспехов, была достаточно толстой. Во всяком случае, поэт Ювенал, описывая руки и ноги гладиаторов, заключенные в мягкие доспехи, уподобляет их виду толстой деревянной колоды. Такими же они выглядят на мозаиках и фресках, изображающих гладиаторов. Чтобы доспехи плотно сидели на своем месте, их приходилось затягивать при помощи шнуровки и дополнительно фиксировать ремешками.

В качестве средства боевой защиты от оружия противника мягкие доспехи были достаточно эффективными. Они защищали своих владельцев как рубящих ударов, так и от уколов острия меча. Кроме того, они придавали бойцам экзотический вид, что соответствовало эстетике зрелищ.

Строго говоря, однозначных свидетельств, указывавших на материал гладиаторских наручей нет. Дискуссия о том, изготавливали ли их из мягкой набивной ткани или металлических пластин, продолжается до сих пор. Один из аргументов сторонников первой версии состоит в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество элементов снаряжения, но наручей найдено не было. Их противники указывают на то, что мелкие пластины, из которых собирались эти доспехи, могли просто не быть узнанными. Одним из аргументов в пользу металлических наручей является ряд находок последних при раскопках военных складов I – II веков., прежде всего в Ньюстеде и Карлайле. Если найденные там наручи могли носить солдаты, гладиаторы теоретически также могли их использовать.

Конструктивно римские наручи представляли собой ламинарную броню, в которой металлические полосы, набранные вертикально, соединялись друг с другом путем наклепывания или нанизывания их на кожаные ремни. Полосы должны были быть точно рассчитанной воронкообразной формы. Набегая друг на друга, они составляли чрезвычайно гибкое, эластичное покрытие, не сковывавшее движения.

Набедренная повязка

Набедренная повязка (subligaculum) являлась обычной римской нижней одеждой. Она представляла собой треугольный кусок ткани с длиной каждой стороны около полутора метров. Два конца, соответствующие углам у основания треугольника, связывали узлом на животе. Третий конец пропускали между ног и протаскивали под узлом, образованным другими двумя концами, так, чтобы он свисал наподобие передника. Сверху набедренная повязка фиксировалась широким кожаным поясом, который, в свою очередь, застегивался при помощи крючков или простой шнуровки. Судя по фрескам и мозаичным изображениям, набедренная повязка была ярких цветов, возможно ее также украшали вышивкой.

Хотя в большинстве имеющихся изображений гладиаторы представлены облаченными лишь в набедренную повязку, оставляющую открытыми торс и бедра, в некоторых случаях гладиаторы выходили на арену в туниках.

Гопломах

Гопломах – греческое название, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Возможно, такой тип гладиаторского вооружения появился в I–II веках н.э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом вооружении, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из бронзовых пластин или стёганой ткани на правой руке, высокие бронзовые поножи и набедренники из мягкой ткани на обеих ногах. В бою гопломах прикрывался небольшим бронзовым щитом круглой формы и старался поразить своего противника копьём. Возможно, в качестве дополнительного оружия он также имел меч или кинжал.

Основными противниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны или фракийцы. Копье позволяло гопломаху поразить своего противника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. С другой стороны, небольшие размеры щита не обеспечивали ему надежной защиты в обороне и в ближнем бою. Он также не мог теснить своего противника большим щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая своему противнику темп и дистанцию боя.

Бронзовая статуэтка гопломаха. Античное собрание, Берлин

Щит гопломаха

На изображениях гладиаторов гопломах, как правило, вооружён бронзовым щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов или македонских фалангитов эллинистической эпохи. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и сегодня они хранятся в музеях и ряде частных коллекций.

Изображенный на этой фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой бронзовую облицовку, крепившуюся на не сохранившейся деревянной основе. Лицевая поверхность щита и обод украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев. В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный лишь для демонстрации.

Небольшие размеры щита совершенно не сковывают движения воина, однако при этом ограничивают предоставляемую им защитную функцию. Гладиатор, вооруженный таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать своего противника на расстоянии.

Поножи гопломаха и фракийца

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, носившие большой прямоугольный щит, как правило, носили лишь одну короткую поножь на левой, выставлявшейся вперед в боевой стойке, ноге. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами небольшого размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные свойства при помощи дополнительных элементов снаряжения, прежде всего набедренников и поножей. На рельефах и изображениях они обычно носят пару поножей на обеих ногах, причем их длина достигает примерно середины бедер.

Этим изображениям соответствуют 10 бронзовых поножей, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их длина варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, слегка выгнутого наружу. Диаметр свидетельствует о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простеганной ткани. На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.

Провокатор

Провокаторы («бросающие вызов») упоминаются уже в позднереспубликанский период. Они представляли собой тяжеловооружённый тип гладиатора, снаряжение которого напоминало секутора. Провокатор носил большой прямоугольный щит, шлем без гребня, сначала открытый, затем полностью закрытый, металлическую или мягкую наручь на правой руке и укороченную бронзовую поножу на левой ноге. Особенностью его снаряжения являлся небольшой нагрудник прямоугольной или скругленной формы. Оружием провокатора был короткий прямой меч. На арене провокаторы обычно сражались друг против друга. Лишь одна дошедшая до нашего времени надпись свидетельствует о его бое с мурмиллоном.

Шлем провокатора

Из рельефов I века до н.э. – начала I века н.э. можно сделать вывод, что вначале провокаторы сражались в шлемах открытого типа с нащечниками, прикреплявшимися на шарнирах к нижней части обода шлема для защиты лица, и широким назатыльником для защиты шеи и верхней части спины. Такая форма напоминала армейский шлем, носившийся в это время римскими легионерами. Затем в первой половине I века н.э., в подражание шлемам других гладиаторских типов их нащечники увеличились так, что стали полностью закрывать лицо. Спереди они смыкались друг с другом и фиксировались специальной обоймой, образуя закрытое забрало. Чтобы облаченный в этот шлем боец мог что-либо видеть, в нем проделывалась пара круглых отверстий диаметром 8 см, которые снаружи закрывались круглыми пластинами-решетками.

От шлемов, которые носили мурмиллоны и фракийцы, шлем провокатора отличает отсутствие широких полей. Лишь спереди к лобной части шлема приклепывался козырек. С другой стороны, от конструктивно сходных с ним шлемов секуторов его отличает большое число украшений и выступающих деталей, например, боковых трубок для крепления перьев.

Нагрудник провокатора

Как правило, гладиаторы выступали на арене с обнаженным торсом, что давало им возможность продемонстрировать публике фигуру и поиграть рельефной мускулатурой груди и плеч. Лишь на некоторых рельефах тяжеловооруженные провокаторы изображены носящими на груди небольшую пластину прямоугольной формы для защиты области сердца. Эта деталь экипировки известна лишь по изображениям, ни одного экземпляра нагрудника до сих пор не обнаружено.

Щит провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Поножи провокатора

Меч провокатора

Ретиарий

Ретиарии впервые появились на арене в начале I веке н.э. Они представляли собой типаж легковооружёноого бойца, внешний вид которого напоминал рыбака. Ретиарий выступал, будучи одетым в тунику или набедренную повязку, его левое плечо было прикрыто бронзовым наплечником, левая рука – наручем из набивной ткани. Другого защитного снаряжения ретиарии не носили и сражались с непокрытой головой. Оружие ретиария состояло из трезубца и сети. В бою они старались набросить сеть на противника, чтобы затем поразить его трезубцем или кинжалом, который держали в левой руке.

Обычным противником ретиария являлся секутор , изредка они могли сражаться также против мурмиллонов .

Превосходя любого своего тяжеловооружённого противника в подвижности, ретиарии могли выбирать тактику и контролировать темп боя. Обычно они подолгу кружили вокруг своего противника, стараясь вывести его из равновесия и измотать ложными атаками, после которых они сами легко могли спастись бегством. Когда противник выбивался из сил, ретиарий мог перейти к нападению. Свою сеть он использовал, чтобы зацепить противника, вывести его из равновесия, свалить и обездвижить.

Огромное количество упоминаний в источниках и надписей свидетельствует о зрелищности такого рода поединков и их широкой популярности у публики.

Мозаика IV в. из Национального музея в Мадриде, изображающая поединок ретиария Календиона и секутора Астианакса. Нижняя панель изображает начало боя, когда ретиарию удалось набросить свою сеть на противника. Верхняя изображает его завершение. Календион ранен и, протянув руку с кинжалом, умоляет о пощаде. Его противник победил

Трезубец ретиария

Трезубец ретиария (fuscina или tridens) вел свое происхождение от оружия рыбака. Он представлял собой короткое копье с тремя остриями. На изображениях ретиарии обычно держат его двумя руками: левая вынесена вперед, правая сзади. При таком хвате большая часть ударов должна наноситься в направлении снизу-вверх. К сожалению, до сих пор нет ни одной археологической находки трезубца, поэтому сложно сказать, каковы его размеры. Судя по имеющимся изображениям, острия трезубца были небольшими.

На одном из черепов, найденном на кладбище гладиаторов в Эфесе, были обнаружены следы, оставленные трезубцем ретиария. Расстояние между отверстиями составляет 5 см. Входные отверстия расположены под большим углом. Это означает, что роковой удар был нанесен сверху, когда поверженный противник лежал на земле или стоял на коленях.

Сеть ретиария

Сеть ретиария (rete) имеет форму круга диаметром около 3 м. По ее краям укреплялись свинцовые грузила, чтобы при набрасывании сеть распрямлялась. Ретиарий мог использовать сеть для того, чтобы зацепить и выдернуть из рук противника его меч, или набросить сеть на него самого. Крупные ячейки сети легко цеплялись за оружие и предметы экипировки, ее было трудно сразу сбросить. Ухватившись за ее край, ретиарий мог запутать своего противника, обездвижить или же свалить его с ног. При неудачном броске он мог подтянуть упавшую сеть к себе за веревку, которая соединялась с его запястьем, после чего предпринимал новую попытку. Чтобы противник, ухватив за веревку, не подтянул к себе его самого, ретиарий имел при себе кинжал, которым мог ее обрезать.

Кинжал ретиария

Ретиарий носил за поясом кинжал, который мог использовать как дополнительное оружие, если терял свой трезубец. Этот кинжал мог выглядеть как один из мечей с коротким лезвием 20 – 30 см длиной, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях.

На одном из рельефов с изображением ретиария его кинжал выглядит как четыре острия на одной рукояти. До недавнего времени оружие этой формы считалось измышлением художника. Однако на одной из костей, найденных при раскопках гладиаторского кладбища в Эфесе, был обнаружен след раны, нанесенной четырьмя остриями, который доказывает реальный его характер.

Наплечник ретиария

Наплечник (galerus) является одним из характерных элементов военного снаряжения ретиариев. Его они носили на левом плече вместе с наручью из набивной ткани на левой руке. Другие гладиаторы обычно носили наручи на правой руке. Эта особенность позволяла ретиарию более свободно пользоваться правой рукой, чтобы забрасывать свою сеть. Соответственно, имея левый бок более защищенным в сравнении с правым, ретиарий в бою должен был стоять, повернувшись к противнику левым боком.

При раскопках гладиаторской школы в Помпеях было обнаружено 3 чеканных бронзовых наплечника. Один из них, представленный на снимке выше, украшен изображениями краба, якоря, трезубца, а другой – купидонами и головой Геркулеса. На третьем изображены военные трофеи. Высота наплечника 30–35 см, ширина около 30 см, вес – 1,2 кг. Широкие поля делают наплечник более похожим на небольшой щит, который обеспечивал определенную защиту голове, лицу, шее и верхней части груди при ударах сверху вниз и справа налево.

Мурмиллон

Мурмиллон – тип тяжеловооружённого гладиатора, который в I веке н.э. пришел на смену более раннему галлу. Защитное вооружение мурмиллона включало большой прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В бою мурмиллон сражался коротким прямым мечом. Такое же снаряжение носили и секуторы, которые отличались от мурмиллонов лишь другим типом шлема.

Основным противником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им также приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эту информацию не подтверждают.

Тяжелое снаряжение, общий вес которого составлял 15–18 кг, требовало от бойца развитых мышц рук и плеч, просто необходимых, чтобы сражаться тяжелым щитом и мечом. Победа в бою и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, поскольку сражаться ему приходилось с врагами, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. С другой стороны, большой щит давал ему значительные преимущества в обороне.

Знаменитым сторонником мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 годы.).

Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам – двое фракийцев

Шлем мурмиллона

Гладиаторские шлемы (galea) известны по большому числу изображений и археологических находок. Большинство последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два больших типа – с полями и без полей. Каждый из них, в свою, очередь, делится еще на два подтипа.

Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на основе большого количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и почти плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки – в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы. К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара больших нащечников, закрывавших не только скулы, но также и лицо его владельца. Спереди нащечники смыкались друг с другом, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперед для защиты горла. Для зрения в нащечниках имелись большие отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решетками.

Все гладиаторские шлемы изготовлены из бронзы толщиной 1 – 1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром, или лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до 5 кг, что примерно в два раза выше веса солдатского шлема. Правда, легионерам приходилось носить свой шлем на протяжении всего дня, а гладиатор надевал его лишь перед боем, который продолжался 10–15 минут.

Щит мурмиллона

Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Поножи мурмиллона

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Меч мурмиллона

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали одинаковые мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном секутору.

Фракиец

Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях, по крайней мере, начиная с I века до н.э., когда римляне впервые столкнулись с ними в ходе войн на Балканском полуострове. Со временем сложился характерный для них комплекс вооружения, который включал закрытый шлем с широкими полями, наруч для правой руки и пару высоких поножей. В левой руке фракийцы держали небольшой прямоугольный (реже круглый) щит, в правой – меч с кривым лезвием.

На арене гладиаторы-фракийцы обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами, имевшими сходное с их собственным вооружение тяжёлого типа. Вооруженный менее громоздким щитом, фракиец обладал более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего своего противника на длинной дистанции, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь. В тесной схватке кривой клинок позволял ему обманывать противника, очень быстро менять направление атаки, а также подрезать слабо защищенные обратные части рук и ног.

Хитрость и коварство фракийцев неоднократно отмечались в литературных памятниках. Их знаменитым сторонником являлся император Калигула, правивший в 37 – 41 годах.

Шлем фракийца

Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на основе большого количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и большими нащечниками, полностью закрывающими лицо своего владельца. Для зрения и дыхания в верхней части нащечников имелись большие отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах или штифтах ажурной решеткой. Поверхность шлемов покрывалась чеканными изображениями и гравировкой на мифологические сюжеты.

Отличительной особенностью шлемов фракийцев являлся высокий плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема также являлись перья, визуально увеличивавшие рост воина и придававшие ему нарядный вид.

Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, выполненный в виде грифона

Щит фракийца

Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma), имевшим меньший, чем у их противников, размер. Конструктивно он был устроен также, как и большой щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов. Он состоял из нескольких слоев деревянных планок, проклеенных перпендикулярно друг по отношению к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, затем кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений можно наблюдать на примере многочисленных мозаик римского времени. Такой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.

Недостаточную защиту нижней части живота и бедер приходилось компенсировать широким поясом и набедренниками. Благодаря небольшому весу своего щита, фракиец неизменно превосходил своего тяжеловооруженного противника в подвижности и мог навязывать ему время и дистанцию боя.

Меч фракийца (сика)

Гладиаторы-фракийцы были вооружены кривым мечом (sica), который вел происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространенных в течение III – II веков до н.э. на севере Балканского полуострова. Длина оригинальных находок этого оружия колеблется в пределах 40 – 50 см, ширина –4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из клинка и с обеих сторон обложена деревянными щечками. Вогнутое лезвие сики обладало прекрасными режущими свойствами.

При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен деревянный меч с клинком изогнутой формы. Длина клинка 30 см, эфес и рукоять имеют характерную римскую форму. Наиболее вероятно, что деревянный меч являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н.э.

Поножи фракийца

Гопломахи и фракийцы использовали одинаковые поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвященном гопломаху.

Любимые публикой и порой презираемые элитой, римские гладиаторы были героями античности. В течение почти семи веков они притягивали толпы народа к аренам и амфитеатрам, показывая свое умение, силу и ловкость. Кровавые бои гладиаторов были в равной мере спортом, театральной постановкой и хладнокровным убийством.

Вот несколько фактов о таинственных воинах, ставших столпом самого массового, жестокого и популярного развлечения, которое сохнанила история Древнего Рима.

Не все гладиаторы были рабами

Большая часть первых воинов была привезена в гладиаторские школы в цепях, однако к первому веку н. э. соотношение рабов и свободных людей очень изменилось. Крики и признание толпы, трепет и возбуждение привлекали в школы гладиаторов множество свободных людей, которые надеялись получить славу и деньги. Эти вольные птицы были чаще всего отчаявшимися людьми, которым нечего было терять, либо бывшими солдатами, обладавшими необходимой подготовкой и знаниями для боев на арене. Иногда к строю гладиаторов временно примыкали некоторые патриции и даже сенаторы, желающие показать свою военную подготовку.

Бои гладиаторов изначально были частью похоронной церемонии

Большинство современных историков настаивает на том, что выступления гладиаторов на арене берут корни из кровавой традиции устраивать бои между рабами или преступниками на похоронах выдающихся аристократов. Такого рода кровавый некролог следует из поверья древних римлян о том, что человеческая кровь очищает душу умершего. Таким образом, эти жестокие обряды замещали собой человеческое жертвоприношение. По случаю смерти своего отца и дочери Юлий Цезарь организовал бои между сотнями гладиаторов. Представления пользовались массовой популярностью и в первом веке до н. э. Древний Рим стал устраивать гладиаторские бои всякий раз, когда правительству необходимо было успокоить, отвлечь или заручиться поддержкой толпы.

Они не всегда бились насмерть

Несмотря на популярное изображение гладиаторских боев в литературе и кинематографе как стихийных и бесконтрольных кровопролитий, большинство из них осуществлялось согласно строгим правилам. Чаще всего бои были один на один между гладиаторами схожего телосложения и с равным боевым опытом. Судьи присматривали за сражением и останавливали его, если один из противников получал серьезное ранение. Иногда бои оканчивались ничьей, в случае если они были слишком затянуты. Если гладиаторам удавалось показать интересное представление и довести толпу до восторга, обоим противникам позволялось покинуть арену с честью.

Знаменитый жест «палец вниз» не означал смерть

Когда гладиатор был серьезно ранен или предпочитал признать поражение, откинув оружие в сторону, решить его судьбу предоставлялось зрителям. Различные художественные произведения часто описывают толпу с выброшенными вверх указательными пальцами, если зрители желали спасти проигравшего. Но, вероятно, это мнение не совсем верно. Историки полагают, что жест пощады был иным - спрятанный в кулак большой палец. Дело в том, что палец символизировал меч, и им толпа показывала, как именно нужно было убить проигравшего: палец вверх мог означать перерезанное горло, палец в сторону - удар мечем между лопаток, а палец вниз - глубокий удар мечем в шею, по направлению к сердцу. Жесты зачастую сопровождались громкими криками с требованием отпустить или убить.

Гладиаторы делились на типы и классы, согласно видам боев и опыту

К открытию Колизея в 80 году н. э., бои гладиаторов стали высокоорганизованным, кровавым спортом со своими направлениями и видами оружия. Деление бойцов на классы происходило по их уровню подготовки, опыту на арене и весовой категории. Разделение на типы зависело от выбора оружия и вида боев, самыми популярными типами были мурмиллоны, гопломахи и фракийцы, оружием которых были меч и щит. Были также эквиты - всадники, эсседарии - бойцы на колеснице, димахеры - вооруженные двумя мечами или кинжалами и многие другие.

Они очень редко сражались с дикими зверями

Среди военных типов были и бестиарии, которые изначально были преступниками, приговоренными к поединку с дикими животными, с незначительным шансом выжить. Позже бестиарии стали специально тренироваться для поединков с животными, они были вооружены дротиками и кинжалами. В боях с животными остальные гладиаторы участвовали очень редко, даже несмотря на то, что бои были организованы так, что у зверя не было шанса выжить. Часто представления с участием диких животных открывали бои и одновременно использовались для публичной казни преступников.

Женщины тоже были гладиаторами

В основном это были рабыни, слишком своевольные для домашней работы, но изредка к ним присоединялись и свободные женщины Рима. Историки не могут точно сказать, когда впервые женщины примерили на себя гладиаторские доспехи, но точно известно, что к первому веку н. э. они были постоянными участницами боев. Они часто становились предметом насмешек со стороны патриархальной римской элиты, но пользовались сравнительной популярностью у толпы. Несмотря на это, император Септимий Север запретил женщинам участвовать в каких-либо играх в начале III века.

У гладиаторов были свои профсоюзы

Невзирая на то, что гладиаторы вынуждены были бороться друг с другом, порой даже насмерть, они рассматривали себя как братство и иногда собирались в коллегии. У гладиаторских профсоюзов были свои избранные лидеры, покровительствующие божества и сборы. Когда один из них погибал в бою, коллегии выплачивали его семье компенсацию и устраивали падшему достойные похороны.

Императоры иногда участвовали в боях гладиаторов

Среди завсегдатаев арены были Калигула, Коммод, Адриан и Тит. Чаще всего они принимали участие в поставленных боях или имели явное преимущество над противниками. Император Коммод однажды победил несколько напуганных и плохо вооруженных зрителей.

Гладиаторы часто становились знаменитыми и пользовались успехом у женщин

Римские историки часто называли гладиаторов необразованными грубиянами, элита смотрела на них свысока, но успешные бойцы пользовались громогласным успехом среди низших сословий. Их портреты украшали таверны и дома, дети играли с глиняными фигурками любимых гладиаторов, а девушки носили заколки для волос, покрытые кровью гладиаторов.

Ниже на картине представлен: Гопломах, III в. н.э .

Гладиатор (от лат. gladius - «меч», «гладиус») - наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

Первые гладиаторы, строго говоря, таковыми не являлись, а были лишь обычными рабами и осужденными преступниками. Позднее были созданы школы для обучения гладиаторов, и в надежде на славу и богатство их ряды пополнялись выходцами из всех сословий. Специально для гладиаторских поединков были построены огромные амфитеатры.

Гладиаторы использовали различные виды вооружений. Сражались они чаще всего один на один. Если кто-то из противников оказывался раненым, то согласно правилам его судьба находилась в руках зрителей. Если они хотели сохранить ему жизнь, то размахивали в воздухе платками или держали большой палец поднятым вверх. Если же их большие пальцы смотрели вниз, жертве предстояло погибнуть.

Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Среди них случались даже гладиаторы женщины, когда в 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.

Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.

Со временем такие поединки стали надоедать римлянам и они принялись изобретать новые зрелища. Гладиаторам приходилось сражаться со львами, тиграми и другими дикими зверями.

Предпринималось немало усилий, чтобы положить конец этим ужасным спектаклям, но это удалось сделать лишь в 500 году н.э. императору Тео-дорику.

Виды гладиаторов

  1. Андабат. Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.
  2. Бестиарий. Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  3. Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  4. Димахер( от греч. di - "два" и machaer - "меч") . Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита, двумя кинжалами. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  5. Эквит( мн. equites, от лат. equus - «конь») . В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  6. Галл. Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  7. Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda»). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  8. Гопломах (от греческого «οπλομ?χος» - «вооружённый боец»). Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Попмпеи). Их выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  9. Лаквеарий («боец с лассо»). Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.
  10. Мурмиллон( от греч. mormylos - "морская рыба") . Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «mormylos» - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.
  11. Пегниарий. Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  12. Провокатор («соискатель»). Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  13. Ретиарий («боец с сетью»). Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.
  14. Рудиарий. Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  15. Сагиттарий( от лат. sagitta - "стрела") . Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  16. Самнит. Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  17. Секутор( о т лат. sequi - "преследовать") . Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мирмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  18. Скиссор («тот, кто режет»). Об этом типе гладиаторов не известно ничего, кроме названия.
  19. Тертиарий (также назывались «Suppositicius» - «заменяющие»). В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  20. Фракиец( лат. thraex - представитель народа Фракии) . Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.
  21. Велит( мн. velites, от лат. velum - "полотно", т.к. одет в полотняную тунику) . Пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннее республиканской армии.
  22. Венатор. Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  23. Прегенарий. Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.

В течении столетий рассказы о гладиаторских сражениях вызывают у людей восхищение. И неудивительно, ведь эти бесстрашные войны сражались за право жить. Для наиболее красочного представления могучих воинов делили на виды и каждый из них использовался в различных боях и был по-своему вооружен.

Бестиарии никогда не боролись с гладиаторами других классов, они боролись с экзотическими животными. Специально для боев привозили различных опасных зверей. Бестиарии делились на два типа. "Damnatio ad bestias" – переданные зверям. К ним относили проговоренных к казни граждан низшего сословия. И этот поединок больше походил на простую травлю зверями. Второй тип назывался "venatio", что переводится как охотник. Охотники были вооружены палицей, копьем или дротиками, выходили на арену с почти обнаженным телом без какой – либо брони. Также охотники занимались тренировкой агрессивных животных и часто показывали на зрителям настоящие представления, засовывая руки и голову в пасть хищника.


отличались холоднокровием и мужеством в любой безнадежной ситуации. Выходили на арену вооруженными только облегченными копьями против противников с тяжелым оружием. С помощью неожиданной атаки и виртуозной обороны велиты показывали самые красочные и яркие победы, получив славу холоднокровных бойцов, способных на самые результативные действия в ходе жестоких побоищ на арене.


Мощные и смелые имели славу элиты мира гладиаторов. Эти грозные войны одним ударом разрубали человека пополам. Отличались большим напором и выдержкой, часто тяжело раненый гопломах – победитель, не уходил с поля боя долгое время, слушая восторженные крики зрителей. Мощные гопломахи бесстрашно могли сражаться в одиночку с несколькими соперниками. Гопломахи выходили вооруженными мечами – гладиусами или тяжелыми двузубыми топорами, для защиты пользовались массивными щитами. На голове носили большой шлем, украшенный рогами или перьями.


относились к конному виду гладиаторов, начинали поединок на конях и с копьями длинной 2 – 2,5 метра, но заканчивали бой они всегда пешими с помощью мечей. На арене они носили шлем с широкими полями, а также круглый щит среднего размера изготовленный из кожи. Этот вид считался легковооруженным, так как вес обмундирования был не более 12 кг. Эквиты всегда бились только с эквитами и не выставлялись против гладиаторов других видов.


бились на арене без доспехов в эффектной маске на лице. Обладая большой ловкостью и быстротой, они наносили множество режущих и колотых ран, выматывая противников своей недоступностью. Вооружившись двумя тонкими и легкими мечами димахеры с легкостью сражались с оппонентами с тяжелым оружием. Были случаи, когда некоторые освобожденные императором димахеры впоследствии становились отличными актерами.


Главной отличительной способностью легниариев было отточенное до совершенства умение сосредоточить всю свою силу в одном ключевом ударе. Эти умелые бойцы редко участвовали в боях насмерть, а выступали на ристалище ради показа восхитительного зрелища. Основным вооружением был посох или кнут, однако иногда вооружались длинным бичом для смертельного поединка со страшными животными. Одним сильным и четким ударом этого бича легниарий с легкостью ломал позвоночник огромному зверю или своему сопернику.


вооружались щитами и мечами-гладиусами и выступали всегда в паре, против особенно сильных соперников. На голове носили приметные шлемы, украшенные восхитительными гребнями с яркими полосами. Гребни помогали бойцам не терять друг друга из виду, чтобы вовремя прикрыть своего товарища. Часто в случае смерти своего напарника, другой боец, не уходя с арены совершал самоубийство. Такая верность считалась подтверждением крепкой мужской дружбы.


Ретиарии являются самыми старым видом гладиаторов. Благодаря большой боевой результативности эти натренированные войны благополучно противостояли тяжеловооруженным секуторам и фракийцам. Поначалу ретиарии выходили на бой оснащенными кинжалом, трезубцом и сетью, позже им разрешили надевать впечатляющий шлем и щитки для защиты шеи. Но именно сеть и трезубец остались неизменной особенностью этих смелый воинов. Брошенная опытной рукой сеть на некоторое время запутывала оппонента в тяжелом вооружении, который пытаясь выпутаться представлял собой легкую цель для огромного трезубца.


вооружались огромным щитом и мечом, одевались в тяжелые доспехи и шлем округлой формы закрывающий лицо с двумя маленькими щелями для глаз. Обычно гладиаторы этого вида выставлялись против ретиариев. В начале боя ретиарий отходил на неопасное расстояние, а секутор преследовал его, стараясь не попасться в сеть и под удар трезубца. Нося тяжелую броню и оружие эти смелые войны быстро уставали.


Фракийцы благодаря своей смелости и безграничной отваге стали легендой гладиаторских сражений. Выходили сражаться в тяжелом шлеме с заточенными рогами, острым фракийским мечом и крепким щитом из бронзы. Такое обмундирование превращало бойца в опасное оружие против конных и пеших врагов. При потере меча фракийцы моментально снимали с себя шлем и использовали его как оружие во время ближнего боя. Многие именитые фракийцы получали привилегию носить красочный посох во время выхода всех гладиаторов перед началом сражений.


Сагиттарии были конными гладиаторами мастерски владевшими луком. Стремительные сагиттарии обычно выходили в конце массовых боев, убивали выживших бойцов, при этом успевали до смерти биться друг против друга. Были ситуации, когда эти бесшабашные храбрецы стреляли в ложу императора, в предвкушении убить правителя, забравшего у них свободу. Попытки всегда заканчивались неудачей, но воспоминания об этих исключительных подвигах давала гладиаторам надежду и однажды вылилось в прославленное восстание Спартака.


были наиболее опасными гладиаторами - одиночками Рима, своими особыми заточенными щитами и гладиусами, они наносили соперникам режущие раны. Совершенное владение любым холодным оружием, а также хорошая физическая подготовка позволяли войнам наносить удары своим соперникам в любом положении. Сикссоры бились и с конными гладиаторами, они ударяли лошадь и убивали гладиусом всадников, которые были повалены собственной лошадью.


выходили на поединок только против провокаторов. Они могли сами вызвать на бой соперника с целью укрепить свое положение, повергнув более популярного соперника или же, чтобы уладить конфликты двух гладиаторских школ, соперничавших между собой. Провокаторы вооружались в одежду римских легионеров, носили щит прямоугольной формы, кирасу и шлем.


Самниты подобно ретиариям были ранним видом гладиаторов. Это были военнопленные из региона Самний. Римские солдаты, разгромив самнитов заставили их участвовать в потешных боях, позднее превратившихся в гладиаторские сражения. Самниты одевали воинскую форму и бились при содействии меча и прямоугольного щита. Их врагами стали захваченные в плен солдаты из поверженных Римом территорий. Позднее, когда Самний превратился в провинцию Римской империи, самнитов перестали относить к отдельному виду и присоединили к гопломахам и мурмиллонам, которые сражались похожим оружием.


почти не одевали на себя броню и выходили сражаться с оголенным туловищем и не используя шлем, чтобы было видно, что дерется женщина. Вооружались легкими мечами и небольшими щитами. Драки с участием женщин-гладиаторов были редки, и принимались публикой как новинка. Женщины состязались друг с другом и в редких случаях с карликами, чем вызвали потрясение толпы. Женские гладиаторские бои всегда сопровождалось скандалами и вскоре были запрещены.

Навмахиарии считались гладиаторской элитой и принимали участие в морских баталиях. По причине того, что не все арены можно было заполнить водой, такие представления были очень редки. Навмахиарии выходили, вооружившись тяжелыми копьями, короткими мечами и абордажными крюками. В битвах на воде обычно реконструировали разные исторические сражения, но исход битвы не всегда соответствовал действительности.

Рудиариями были опытнейшие войны, заслужившие свободу за свои заслуги, но решившие остаться в гладиаторском ремесле. В качестве символа свободы они получали деревянный меч. Рудиарии могли стать тренерами, судьями или остаться бойцами. Публика обожала их, так каждый выход рудиария обещал настоящее шоу.

Прегенарии выходили перед началом состязаний для разогрева толпы. Сражались деревянными мечами без какой – либо брони.

Тертиарии – выставлялись на замену ранее заявленного гладиатора, в случаях если тот не смог выйти. Так же иногда на арене было трое гладиаторов. Первые двое сражались друг против друга, а третий сражался с победителем.

Все эти бесстрашные войны безусловно заслужили уважения и легенды о них не умрут еще долгое время.