Гимнастика для малыша 8 месяцев. Восьмой месяц жизни — физические упражнения

Уход за ребёнком в 8 месяцев не вносит особых изменений в привычный для мамы и малыша режим. Тем не менее он по-прежнему остаётся первостепенным, ведь приучать к чистоте необходимо именно с младенчества. В этой статье мы поговорим об особенностях ухода за восьмимесячными детками: гигиенических процедурах, гимнастике, массаже и купании.

Ваш малыш достиг возраста 8 месяцев, а значит, удержать его на месте становится всё труднее. Каждый день мамы и ребёнка должен по-прежнему начинаться с выполнения гигиенических процедур. Некоторые девушки продолжают использовать пеленальный столик, другие проводят утренний туалет в ванной или прямо на диване. Если малыш не хочет сидеть спокойно, постарайтесь превратить процедуры в игру. Другой вариант - выполняйте все манипуляции сначала на любимой игрушке ребёнка, а потом уже на нём самом.

Умывать восьмимесячного кроху можно водой из-под крана, после чего нужно промокнуть личико мягким полотенцем. Проверьте, дышит ли носик, при необходимости почистите его ватными турундами, смоченными в масле. Подмывать малыша необходимо утром и после каждой смены подгузника. Хорошо, если в этом возрасте дети ходят дома без памперсов. Так можно понемногу приучать малыша к горшку, если он уже умеет хорошо сидеть.
Следите за чистотой в доме, ведь в 8 месяцев карапуз способен заползти в самые потаённые уголки квартиры. Кроме того, он всё пробует на зуб. Поэтому проводите периодическую чистку всех игрушек, а мелкие и опасные предметы уберите из поля его досягаемости. По этой же причине руки ребёнка следует мыть как можно чаще, чтобы избежать отравлений.

Массаж ребёнку в 8 месяцев

Массаж для восьмимесячного крохи остаётся по-прежнему важной процедурой. Он позволяет укрепить мышцы спины, рук и ног, что нужно для активного ползания и первых самостоятельных шагов. Если нет никаких медицинских показаний, массаж можно делать самостоятельно в течение 10 - 15 минут в день, если, конечно, активный малыш не установит свои временные рамки. Выполняйте манипуляции в то время, когда ребёнок спокоен и не голоден. Массаж должен приносить удовольствие.
Начинать его следует с поглаживания каждой области (руки, ноги, живот и спина). Медленными и плавными движениями ладони поглаживайте руки по направлению от кисти к плечам, а ноги по направлению от стопы к половым органам. Животик массажируйте по часовой стрелке, спину - вдоль позвоночника, не затрагивая сам позвоночник. После поглаживания можно поочерёдно применять методы растирания ладонями, разминания мышц пальцами (используются большой, указательный и средний палец) и вибрации (потряхивание и похлопывание ладонями).

Если вы только начинаете делать массаж, следите за тем, чтобы он не доставлял малышу неприятных ощущений. На первых порах можно ограничиться поглаживанием и небольшим растиранием мышц.

Следует отметить, что не все дети позволяют делать себе массаж. Иногда нужно идти на хитрость: дать малышу игрушку или включать приятную музыку.

Купание ребёнка в 8 месяцев

Купание 8-месячного малыша остаётся важной ежедневной процедурой. В этом возрасте оно в большинстве случаев нравится детям, ведь в воде теперь можно самостоятельно играть. Если ребёнок хорошо сидит, приобретите специальный стульчик для купания с ограничителем. Он позволит сидеть устойчиво и будет предохранять от падений. В это время можно купить различные игрушки для ванны: плавающие животные, разбрызгиватели, резиновые и силиконовые клеящиеся фигурки, заводные зверюшки. Малыш будет с интересом следить за ними, и даже сам попытается играть

Сколько и как купать ребёнка в 8 месяцев: водные процедуры должны быть ежедневными, лучше всего проводить их перед сном. Если малышу нравится купание, можно находиться в воде до 25 минут. Температура воды подбирается индивидуально: кто-то купается в 30-градусной воде, а кто-то по-прежнему при 37 градусах. Если ваш малыш пока ещё неуверенно сидит, мойтесь в горке или на руках у родителей - как удобнее вам.

Гимнастика для ребёнка 8 месяцев

Гимнастика для ребёнка 8 месяцев является неотъемлемым дополнением к массажу. Лучше проводить её ежедневно утром перед едой, чтобы она вошла в привычку. Если вы уже делаете гимнастику, совершенствуйте имеющиеся упражнения, но теперь обязательно проговаривайте все действия, акцентируйте внимание на частях тела. Если же зарядка для ребёнка 8 месяцев проводится впервые, мы дадим вам несколько рекомендаций.Все упражнения призваны стимулировать двигательные навыки малыша, они помогут ему совершенствовать ползание и быстрее начать ходить самостоятельно.

Вот несколько хороших гимнастических упражнений, которые можно делать ежедневно:

  • Скрещивание рук на груди, сгибание их в локтевой области.
  • Перевороты со спины на живот (малыш уже может делать это самостоятельно с вашей небольшой помощью).
  • Разминание стоп и ладоней, в том числе каждого пальчика (используйте при этом потешки).
  • Упражнения для ног: в положении лёжа согните ноги ребёнка в коленях и выпрямите под прямым углом относительно туловища.
  • Присаживание ребёнка из положения лёжа на спине, в том числе со вставанием на ноги. Для этого нужно, чтобы малыш ухватился кулачками за ваши указательные пальцы. В первые дни можно поддерживать его кисти рук своими руками.
  • Ползание за игрушкой (актуально для тех, кто плохо ползает или пока не обучился этому навыку).
  • Переступание и хождение. Поставьте малыша на ноги и покажите ему, как нужно ходить, сгибая колени.
  • Упражнения на фитболе.

В 8 месяцев ребенок уже может сидеть без поддержки, присаживаться независимо из позы на четвереньках, ползать на четвереньках и на животе, подниматься независимо около поддержки, некоторые карапузы уже принимаются топотать ногами опираясь на руки взрослого либо вдоль поддержки, манежа. Главная задача массажа в этот период – упрочить мускулы спины и конечностей, чтобы подготовить их к локомоции.

Кроха уже хорошо сидит, он пожалуй не опираться ни на что лапами и спиной, но тихо сидеть и играться различными объектами , дотягиваться до них, из положения сидя. В 8 месяцев малыш, как правило, уже достигает большой скорости ползания, он быстро добирается до любых предметов, а если интересующий его предмет находится на высоте, например, лежит на стуле, то малыш может подползти к стулу и, опираясь на него, встать, чтобы дотянуться до игрушки.

раскручивается и обращение карапуза, он четко произносит слоги : ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба и др. Стимулируйте его речь, чаще разговаривайте с ребенком, листайте с ним книги и рассказывайте, что в них нарисовано, называйте названия всех предметов, которые попадаются ему под руку, части тела. Например, малыш тянется к игрушечному коту, скажите: «Это котик, он белый, посмотри: вот у него ушки, вот носик, вот глазки, вот лапки, животик, хвостик». Во время массажа и гимнастики комментируйте все ваши движения. Может быть, пока малыш еще вас не совсем понимает, но даром такие занятия не пройдут, через пару месяцев, кроха сам будет показывать пальчиком на все предметы и требовать, чтобы вы называли их.

Так как карапуз нынче становится ужасно мобильным и не может продолжительно усидеть на месте, вам приведется активно забавлять его во время гимнастики . Возможно, массаж уже отойдет на второй план, вряд ли кроха улежит даже минут 10-15 на месте, пока вы будете массировать ему по очереди каждую ручку и ножку. Потому на 1-е место выходят сейчас гимнастические упражнения, которые будут стимулировать двигательные навыки ребенка. Из массажа не забывайте регулярно выполнять массаж ладоней и стоп, так как он развивает мелкую моторику ребенка, что поможет крохе быстрее заговорить и лучше развиваться умственно.

Массаж

Всякое упражнение исполняем по 5 — 6 раз.

1. лап на груди .

2. Спорт с кольцами . Вам уже знакомо это упражнение. Теперь усложните его, вложив в руки крохи вместо своих пальцев кольца.

3. Перевороты со спины на живот попеременно в правую и изнанку. Оборачивайте всякое упражнение в видеоигру, в этом вам поддержат любимые безделицы мальчика.

4. Сейчас ребенок исполняет перевороты сам по вашей просьбе . Если кроха умеет, то можно выполнить перекаты со спины на живот и обратно.

5. Ползание за бирюлькой . Положите игрушку на расстоянии 50-60 см от ребенка и попросите его взять ее, малыш поползет к ней. Отличными будут сейчас движущиеся игрушки, за которыми малыш может поползать, догоняя их.

6. Вспахивание выпрямленных конечностей из месторасположения . Своими руками охватывайте ножки ребенка так, чтобы они были выпрямлены в коленках, и затем поднимайте их.

7. Усаживание из местоположения . Это уже знакомое вам упражнение мы сначала усложнили тем, что вложили в руки крохи кольца, теперь можно выполнять присаживания с поддержкой за одну руку. Вершиной выполнения этого упражнения является самостоятельное присаживание крохи. Но не торопите события, возможно, в 8 месяцев это будет пока еще трудно сделать ребенку.

8. Усаживание с подниманием . Исходное положение – лежа на спине, ножки уперты в ваше тело. Теперь присаживайте кроху с поддержкой подмышки, когда кроха сел, помогите ему встать на ножки, а затем, опять присаживая, переведите его в исходное положение, лежа. Следите, чтобы ребенок упирался в пол или стол всей ступней.

9. Из местоположения, выполните упражнение “Аэроплан” . Для этого вложите в руки малыша свои указательные пальцы и разведите их в стороны, теперь приподымайте малыша за руки, кроха должен поднять голову и прогнуть спину как бы для парения.

10. Переступание . Малыш стоит, а вы поддерживаете его подмышки. Стимулируйте его выполнять шаги, если кроха запросто делает это упражнение, усложните его, сделав опорой для стойки свои руки, еще сложнее – только указательные пальцы.

11. Парение . В отличие от того парения, которое вы выполняли раньше, теперь малыш должен сам поднимать грудь без поддержки. Для этого уложите кроху на край стола или на мяч так, чтобы его грудь и голова находились за опорой, при этом обязательно хорошо придерживайте ножки и таз малыша. Кроха должен прогнуть спину, запрокинуть головку назад, руки малыша выдвигаются при этом вперед. Простимулировать это можно игрушкой или словесным предложением. Если вы выполняете парение на фитболе, то можно сделать несколько покачиваний вперед-назад в этой позе.

Дети – это диво”, которое с большим интересом постигнет этот мир. В помощь познания прибывают разнокалиберные игрушки. К примеру конструкторы, прирамидки и тд. Да помните. Принципиально важно не только приобрести игрушки, да и играться совместно с ребенком!

Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.

Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать

Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).

Из этой статьи Вы узнаете:

  • особенности социального развития ребенка,
  • особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
  • особенности физического развития,
  • развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
  • что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.

Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев

Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.

Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.

Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.

Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.

Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.

К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.

Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.

Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.

Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.

В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.

Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев

Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.

Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».

Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.

Это нужно знать:

— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).

— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.

— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.

— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.

Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой

Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.

Как сделать коробку для игры с ребенком:

— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.

— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.

— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).

Как играть с коробкой:

— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.

— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)

— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»

Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.

Игра 2. «Колечки»

Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!

Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.

Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)

Игра 3. Пуговицы

Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.

Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.

Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма

Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:

«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».

После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.

Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.

Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)

В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.

Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».

Игра 6. Коробочка ощущений

Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.

Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова

Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».

Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).

Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.

Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».

Игра 8. «Сними шапку»

Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»

Игра 9. «Туннель для машинки»

Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).

Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».

Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета

Что нужно знать родителям о лепете ребенка

Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.

Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.

Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.

Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».

Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.

Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.

Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂

К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.

Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:

Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.

Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.

Третье – когда надо обратиться к врачу:

  • Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
  • Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
  • Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
  • Если ребенок начал лепетать и перестал,
  • Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.

Как развивать речь малыша: рассматривание картинок

В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.

Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.

Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.

Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!

Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».

Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.

Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование

Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:

— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.

— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.

— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.

— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.

— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.

Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи

Игра 1 «Где?»

Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».

Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.

Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»

Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.

Игра 2 «Где мой носик?»

Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.

Игра 3. «Прыгаем и говорим».

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.

Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!

Игра 4. «Поем слоги».

Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».

Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой

Особенности физического развития ребенка 8 месяцев

Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев

Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.

Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).

Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.

Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!

И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.

Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.

Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:

  • комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
  • для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье

Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев

Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.

Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.

В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.

Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.

Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.

Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер

Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.

Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.

Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.

Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.

Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».

Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».

Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.

Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.

Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):

  1. после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
  2. долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
  3. снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
  4. разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
  5. снимать крышки с коробок,
  6. держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
  7. действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
  8. эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
  9. скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
  10. в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
  11. легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
  12. стягивать с головы шапочку,
  13. проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
  14. на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
  15. понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
  16. понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
  17. подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
  18. выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
  19. громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
  20. пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
  21. есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
  22. самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
  23. бросать предметы с замахом,
  24. различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
  25. опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
  26. искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
  27. слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.

Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.

Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!

Уже умеет сидеть без поддержки, садиться самостоятельно из позы на четвереньках, ползать на четвереньках и на животе, вставать самостоятельно возле опоры, некоторые малыши уже начинают топать ногами (ходить), опираясь на руки взрослого или вдоль опоры, например, манежа. Основная задача массажа в этот период – укрепить мышцы спины, живота и ног, чтобы подготовить их к ходьбе.

Кроха уже хорошо сидит, он может не опираться ни на что руками и спиной, а спокойно сидеть и играть разными предметами , дотягиваться до них, из положения сидя. В 8 месяцев малыш, как правило, уже достигает большой скорости ползания, он быстро добирается до любых предметов, а если интересующий его предмет находится на высоте, например, лежит на стуле, то малыш может подползти к стулу и, опираясь на него, встать, чтобы дотянуться до игрушки.

Активно развивается и речь малыша, он отчетливо произносит парные слоги : ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба и др. Стимулируйте его речь, чаще разговаривайте с ребенком, листайте с ним книги и рассказывайте, что в них нарисовано, называйте названия всех предметов, которые попадаются ему под руку, части тела. Например, малыш тянется к игрушечному коту, скажите: «Это котик, он белый, посмотри: вот у него ушки, вот носик, вот глазки, вот лапки, животик, хвостик». Во время массажа и гимнастики комментируйте все ваши движения. Может быть, пока малыш еще вас не совсем понимает, но даром такие занятия не пройдут, через пару месяцев, кроха сам будет показывать пальчиком на все предметы и требовать, чтобы вы называли их.

Так как малыш сейчас становится очень подвижным и не может долго усидеть на месте, вам придется активно развлекать его во время гимнастики . Возможно, массаж уже отойдет на второй план, вряд ли кроха улежит даже минут 10-15 на месте, пока вы будете массировать ему по очереди каждую ручку и ножку. Потому на 1-е место выходят сейчас , которые будут стимулировать двигательные навыки ребенка. Из массажа не забывайте регулярно выполнять массаж ладоней и стоп, так как он развивает мелкую моторику ребенка, что поможет крохе быстрее заговорить и лучше развиваться умственно.

Массаж, гимнастика для ребенка 8 месяцев — Комплекс упражнений

Каждое упражнение выполняем по 5-6 раз.

1. Скрещивание рук на груди .

2. Бокс с колечками . Вам уже знакомо это упражнение. Теперь усложните его, вложив в руки крохи вместо своих пальцев кольца.

3. Перевороты со спины на живот попеременно в правую и левую сторону. Превращайте каждое упражнение в игру, в этом вам помогут любимые игрушки малыша.

4. Теперь ребенок выполняет перевороты сам по вашей просьбе . Если кроха умеет, то можно выполнить перекаты со спины на живот и обратно.

5. Ползание за игрушкой . Положите игрушку на расстоянии 50-60 см от ребенка и попросите его взять ее, малыш поползет к ней. Отличными будут сейчас движущиеся игрушки, за которыми малыш может поползать, догоняя их.

6. Поднимание выпрямленных ног из положения, лежа на спине . Своими руками охватывайте ножки ребенка так, чтобы они были выпрямлены в коленках, и затем поднимайте их.

7. Присаживание из положения, лежа на спине . Это уже знакомое вам упражнение мы сначала усложнили тем, что вложили в руки крохи кольца, теперь можно выполнять присаживания с поддержкой за одну руку. Вершиной выполнения этого упражнения является самостоятельное присаживание крохи. Но не торопите события, возможно, в 8 месяцев это будет пока еще трудно сделать ребенку.

8. Присаживание с вставанием . Исходное положение – лежа на спине, ножки уперты в ваше тело. Теперь присаживайте кроху с поддержкой подмышки, когда кроха сел, помогите ему встать на ножки, а затем, опять присаживая, переведите его в исходное положение, лежа. Следите, чтобы ребенок упирался в пол или стол всей ступней.

9. Из положения, лежа на животе, выполните упражнение «Аэроплан» . Для этого вложите в руки малыша свои указательные пальцы и разведите их в стороны, теперь приподымайте малыша за руки, кроха должен поднять голову и прогнуть спину как бы для парения.

10. Переступание, шагание, стоя . Малыш стоит, а вы поддерживаете его подмышки. Стимулируйте его выполнять шаги, если кроха запросто делает это упражнение, усложните его, сделав опорой для стойки свои руки, еще сложнее — только указательные пальцы.

11. Парение . В отличие от того парения, которое вы выполняли раньше, теперь малыш должен сам поднимать грудь без поддержки. Для этого уложите кроху на край стола или на мяч так, чтобы его грудь и голова находились за опорой, при этом обязательно хорошо придерживайте ножки и таз малыша. Кроха должен прогнуть спину, запрокинуть головку назад, руки малыша выдвигаются при этом вперед. Простимулировать это можно игрушкой или словесным предложением. Если вы выполняете , то можно сделать несколько покачиваний вперед-назад в этой позе.

Массаж для ребенка 7, 8, 9 месяцев — видео:

Гимнастика для детей от 6 месяцев и старше:

Дети — это «чудо природы», которое с большим интересом познает этот мир. В помощь познания приходят разнообразные игрушки. Например конструкторы , кубики, прирамидки, машинки, куклы и т.д. Но помните: Важно не только купить игрушки, но и играть вместе с ребенком!

Это наша так называемая зарядка, которую мы делаем каждое утро. Сам комплекс взят из книги, которую нам дала наша массажистка, замечательный профессионал с почти 50 летним опытом работы с детьми.

Книжку эту найти нигде уже нереально, потому странички я фотографировала, но для удобства запишу здесь, кроме того, возможно кому-то еще пригодится.

Этот комплект подходит детишкам 7-8 месяцев (но разумеется в книге есть упражнения для всех возрастов вплоть для года и далее)

1.Круговые движения стоп

Поднять ноги ребенка, захватить снизу одной рукой за голень, а другой за переднюю часть стопы; осторожно производить круговые движения стопы в голеностопном суставе. Проделать это 2-3 раза в каждую сторону той и другой ногой.

2. Поочередное поднимание ног

Захватив ноги ребенка за голени так, чтобы большие пальцы обхватывали икроножную мышцу, поочередно поднимать и опускать выпрямленные ноги. Повторить 4-5 раз каждой ногой, поднимая их до образования прямого угла с туловищем.

3. Прогибание спины («мост»)

Захватив ноги ребенка правой рукой за голеностопные суставы, слегка приподнять таз и ноги, удерживая спину правой рукой и побуждая ребенка прогибать спину, опираясь на стопы и голову. Проделать 2-3 раза.

4. Массаж живота

5. Поворот на спину

Взять лежащего на животе ребенка обеими руками за голени и побуждать его переворачиваться на спину и обратно. Повторить 3-4 раза.

6. Массаж спины

7. Присаживание за выпрямленные руки

Поддерживая ребенка за кисти выпрямленных рук, побуждаем его садится и осторожно опускаем обратно. Повторить 4-5 раз.

8. Отведение рук в стороны.

Ребенок сидит. Взять руки за кисти, развести их в стороны и свести впереди вместе. Повторить 6-8 раз.

9. Поднимание рук вверх.

Захватить руки сидящего ребенка за кисти, поднимать их вверх и опускать вниз. Повторить 6-8 раз.

10. Игра с мячом (упражнения на координацию)

Ребенок сидит. Держа перед малышом мяч, побуждать ребенка тянуться за ним и перекладывать мяч из одной руки в другую. Повторить 4-6 раз.

11. Доставание мяча.

Побуждать ребенка тянуться за мячом вверх. Повторить 6-8 раз.

12. Повороты туловища.

Подавая ребенку мяч с разных сторон, побуждать его тянуться за ним, поворачивая туловище в одну и в другую сторону. Повторить 4-5 раз.